Аппетит и вкус
Что за ощущение вы испытываете, когда у вас появляется небольшой голод, и вы уже предчувствуете, как замечательно будет отведать тех вкусных блюд, которые для вас приготовлены? Рот наполняется слюной при виде красиво накрытого стола, изобилующего разнообразными закусками. На изящно сервированные блюда приятно смотреть, тонкие ароматы дразнят обоняние, и вы уже можете представить себе вкус всех этих яств. Представьте, как вы пробуете все эти прекрасные блюда, выбирая самое вкусное – то, которое доставит вам максимальное удовольствие. Хороший аппетит – великолепное ощущение, не правда ли? Почти всегда он связан с уже испытанными ранее приятными ощущениями от еды. Вы думаете о землянике, вспоминаете ее цвет, необыкновенный аромат, который ни с чем нельзя спутать, и уже само это воспоминание приносит вам радость, потому что оно связано с летом, с наслаждением, с ощущением солнца на коже, долгими прогулками и теплом.
Аппетит усиливается легкими ароматными закусками: пестрыми салатами, нежными кремовыми супами, свежим хлебом. Он готовит нас к основному приему пищи, стимулируется все органы пищеварения, так начинается удовольствие от вкусной еды. Слово «аппетит» происходит из латинского языка, от «appetere», что означает «желание иметь». Аппетитом называют психическое состояние, обусловленное потребностью съесть что-либо. В нем очень важна эмоциональная составляющая. И закуски, пробуждающие аппетит, также важны – их назначение не наполнить желудок, а лишь подготовить организм к принятию пищи, пробудить вкусовые рецепторы, настроить человека на получение удовольствия от пищи. Итальянская кухня получила такое широкое распространение не в последнюю очередь благодаря своим изысканным закускам, и они вполне соответствуют итальянскому стилю жизни – dolce vita, то есть «сладкая жизнь».
Природа подарила нам великолепный инструмент для наслаждения пищей. В это трудно поверить, но во рту человека находится более 3000 вкусовых рецепторов. Большая часть их расположена на языке, часть на нёбе, в глотке и на слизистой оболочке рта. Вкусовые сосочки – рецепторы – по размеру составляют лишь сотые доли миллиметра, но каждый состоит примерно из 50 клеток. Вкусовые рецепторы похожи на тонкие волоски или маленькие антеннки. Они посылают в мозг сигнал с информацией о вкусе пищи по нервным волокнам. Когда мы едим, у нас в мозгу зажигается настоящий информационный фейерверк.
О вкусах не спорят
Как известно, о вкусах не спорят – это касается и пристрастий в отношении еды. Один человек предпочитает бутерброд с колбасой на завтрак, другой фруктовые мюсли, а третий, может быть, овсяную кашу со свежей клубникой. Однако все мы любим разнообразие, и никому не понравится каждый день на завтрак есть одно и то же. Кроме того, вкусы меняются с возрастом: многие в детстве любят сладкую сахарную вату, а уже по окончании школы смотреть на нее не могут. Итак, о вкусе нет смысла спорить, но его можно менять, так как он зависит от накапливающегося у человека опыта.
Знакомство с новыми вкусами – одно из самых интересных переживаний, которые мы можем испытать во время еды. Мы можем на всю жизнь запомнить чудесные бабушкины блинчики с домашним вареньем, рыбу, приготовленную на гриле на морском берегу, или замечательный салат, рецептом которого поделилась лучшая подруга. Такие кулинарные радости остаются с нами навсегда! Мы снова и снова стремимся к новым кулинарным приключениям, предвкушаем наслаждение, пробуем неведомые национальные блюда различных кухонь мира, интересуемся новыми рецептами и продуктами.
Постарайтесь научить своего ребенка не бояться новых и незнакомых вкусов, наслаждайтесь разнообразием блюд вместе, сравнивайте ощущения, цените хорошую кухню. Для начала позвольте ребенку поэкспериментировать с основными вкусами: с кислым, сладким, соленым, горьким, острым. Затем обращайте его внимание на различные вкусовые оттенки: немного терпкая хурма, кисловатый вкус апельсина, чуть горький черный шоколад… Разнообразие вкусовых оттенков позволяет нам получать истинное удовольствие от еды, и научить ребенка обращать внимание на тонкости вкусовых качеств блюд крайне важно. Вкусовые рецепторы нужно с детства приучать к восприятию разнообразной вкусовой палитры. Дети, которые хорошо умеют различать вкусовые оттенки, легче привыкают выбирать здоровую и полезную пищу, ценить ее и получать от нее удовольствие. От умения различать и ценить вкусы продуктов зависит также способность решать, какие блюда вам по-настоящему нравятся, что вы любите. Умение выбирать и принимать решения понадобится ребенку во всех сферах жизни, а не только в том, что касается еды.
Составьте вместе с ребенком список его любимых блюд. Спросите его, какие он любит супы, салаты, овощи, фрукты, какой его любимый сорт мороженого, какие блюда из мяса и рыбы ему нравятся больше всего. Спросите, чем именно ему нравятся эти блюда. Например, я люблю спелые персики, потому что они такие сочные, сладкие и пушистые. Теперь узнайте, какие блюда ребенку не нравятся, и почему. Например, кто-то не любит манную кашу, потому что ее слишком часто заставляли есть в детском саду, или сильно зажаренное мясо, так как оно становится жестким и горьковатым на вкус.
Вкус можно тренировать! Так же как музыкант, упражняясь, учится владеть инструментом, вы можете стать знатоками кулинарии путем тренировки вкуса. Способность узнавать основные вкусы дана каждому из нас от природы, как и способность к субъективной оценке: мы любим сладкое и не любим горькое. Все мы знаем выражение «испортить вкус». Что же оно означает применительно к еде? В современной пищевой промышленности используется большое количество искусственных усилителей вкуса, чаще всего их можно обнаружить в готовых изделиях: тортах, пирожных, шоколадных батончиках, сладких газированных напитках и фастфуде. Потребляя такую пищу, мы приучаем вкусовые рецепторы воспринимать только искусственно усиленные ощущения. Именно поэтому дети так легко привыкают есть гамбургеры и пить лимонады типа «Кока-колы»: их еще недостаточно опытные рецепторы моментально адаптируются к «легкому» удовольствию и уже неспособны различать более тонкие вкусы. Искусственные ароматы лишают детей способности воспринимать вкусовое разнообразие здоровой пищи, и в этом их главная опасность, помимо того, что они вредны для детского организма уже сами по себе.
Человек, использующий большое количество соли, постепенно перестает различать тонкие вкусовые нюансы. Дети, с малых лет привыкшие к сладким напиткам, считают простую питьевую воду безвкусной. Дети, которые проходят мой курс, сначала с трудом отвыкают от газировки, но месяца через 3–4 замечают: «Не так уж плохо пить чистую воду, она даже вкусная!»
Открывая ребенку мир вкусового разнообразия, дайте ему время. Дети по натуре более открыты новому, чем взрослые, вам нужно лишь проявить немного терпения и настойчивости. И конечно, первый трудный период пройдет легче в атмосфере комфорта и удовольствия. Ведь так приятно сидеть за красивым праздничным столом и пить из изящного хрустального бокала, пусть и простую родниковую воду! Попробуйте привлечь ребенка к украшению стола, накрывайте его вместе: выберите красивую скатерть, поставьте на стол цветы, разложите салфетки и приборы, достаньте любимые праздничные тарелки. Перемены произойдут быстрее и легче, если они будут приятными.
Разнообразие всегда соблазнительно
Мы все любим разнообразие! Чем больше различных вкусных блюд окажется на столе, тем больше человек съест. Эксперименты показывают, что люди едят больше хлеба, если им вместо одного сорта предложено четыре – даже если они не особенно вкусные! Разнообразие соблазнительно само по себе. Эта уловка поможет вам приучить ребенка есть полезные продукты. Если вы предложите много разных овощей и фруктов, ребенок наестся, просто попробовав каждый. А вот выбор вредной пищи – тех же шоколадок – должен быть строго ограничен. Не стоит держать дома ассорти вкусных конфет, ведь так любопытно попробовать, какая начинка у каждой из них! Другое дело – плитка простого темного шоколада: съел кусочек, получил от него массу удовольствия, и можно этим удовлетвориться.
Вырабатываем вкус
Пищевые пристрастия лишь отчасти свойственны нам от природы. Большая часть блюд завоевывает нашу любовь с опытом, на протяжении всей жизни.
Как получается, что мы предпочитаем одно блюдо другому? Мы едим определенные блюда часто, их вкус нам знаком и привычен. Мы приспосабливаемся к нему и начинаем любить его. Мы можем не любить вкус картошки, но едим ее настолько часто, что она со временем становится для нас любимым гарниром. Таким образом, вкус формируется пищевыми привычками семьи. Вспомните, что вы ели в детстве, какие воспоминания связаны у вас с этими блюдами.
Оскар Уайльд говорил: «У меня простой вкус: я всегда предпочитаю наилучшее». Хорошо бы и нам последовать его примеру!
У вашего ребенка, даже если ему всего пять лет, уже есть собственные вкусовые пристрастия. Подумайте, какие из них появились в результате ваших семейных кулинарных традиций, а какие имеются у ребенка от природы? У детей, как правило, довольно сильно развито чувство справедливости, и с этой точки зрения будет правильно, если любимые блюда каждого члена семьи будут время от времени появляться у вас на столе. В том числе и любимые блюда вашего ребенка. Конечно, у вас не ресторан, и вы не можете готовить каждому отдельно по заказу, да и времени на приготовление пищи не всегда достаточно. Составьте список любимых блюд ребенка, подумайте, какие из них легче в приготовлении, для каких в доме всегда есть необходимые продукты. Проявите внимание к вкусовым пристрастиям ребенка, обсудите меню заранее, всей семьей. Может быть, другие члены семьи помогут вам с покупкой продуктов? Или даже с приготовлением блюд? Более сложные блюда можно оставить на выходные, а в будни предпочесть что-то попроще. Есть ли блюда, которые любит вся семья? Как часто вы их готовите? Делаете ли вы их всегда одинаковыми или вносите какие-то изменения? Может быть, стоит в следующий раз поэкспериментировать с ингредиентами, приправами?