Вы здесь

Как избавиться от болей в спине и шее за … дней. Глава 3. Приобщение к медицине (Шамиль Курбанов, 2014)

Глава 3. Приобщение к медицине

Гимнастика – это полная чушь.

Здоровым людям она не нужна, а больным противопоказана.

Г. Форд

Боль – это сигнал организма об опасности. В то время мои познания в медицине были минимальны, но даже тогда я понимал, что если тебя преследует боль, надо сделать так, чтобы боль больше не появлялась. В конце концов, это просто утомительно. Тогда я наивно полагал, что проблемами боли должна заняться медицина в лице ее представителей, занятых в различных медицинских учреждениях. Сказано – сделано. Сначала я посетил местную поликлинику, в которой со страдальческим выражением на лице пытался втолковать врачам и медсестрам о моей проблеме. Там, внимая повествованию о моих страданиях, выписали мне направление в больницу. Я посчитал, что полдела сделано (хотя мне даже диагноз еще не поставили), и облегченно потащился в эту больницу. Меня там уложили в одну из палат и стали собирать анализы, причем рентгеновский снимок спины сделать не удосужились. Процесс взятия анализов завершился визитом к специалисту по иглоукалыванию, который заявил, что будет меня лечить вкалыванием иголок в меня, живого. Я безоговорочно верил врачам, поэтому, мысленно покряхтев, послушно подставил спину под эту экзекуцию. Было сделано, насколько я помню, десять процедур, по ходу которых мне не становилось лучше. При выписке меня из больницы иглотерапевт, ощутив мое беспокойство по поводу не прекратившихся болей, заявил, что мне надо проверить почки. Так меня первый раз посетило отчаяние. Не могу сказать, что я уже тогда понял, что официальная медицина мне никак не может помочь. Я все еще надеялся, что где-то на белом свете существует чудесное заведение с замечательными врачами, которые могут решить мою проблему.


Давайте немного отвлечемся от хронологии повествования, но никак не от его духа. Я уверен, что большинство из вас посещало поликлиники, амбулатории и другие медицинские стационары (не уверен, что правильно употребил это слово). Вы замечали, что самые большие очереди стоят у двери, на которой написано «невропатолог»? А ведь это не случайно. Никто не стоит перед дверью с надписью «онколог», мало людей перед дверью с надписью «кардиолог», почти нет людей перед дверью с надписью «диабетолог» (врачи сейчас набросятся на меня за это слово). Почему так происходит? Ведь боли в спине большей частью не опасны для жизни.


Объясняется все элементарно. Да вы и сами наверное уже догадались. Людей беспокоит то, что с ними происходит здесь и сейчас. Им не хочется думать о том, что будет потом. Буддисты по прочтении этих строк удовлетворенно поддакнули бы мне в знак того, что так и должно быть, ибо жить надо в этом моменте. Полностью с ними согласен! Но тело-то брыкается, оно не дает нам жить здесь и сейчас в соответствии с нашим божественным призванием. Приходится его, т. е. тело, ублажать и уговаривать не мешать созерцанию божественного момента. Поэтому люди и толпятся у дверей невропатолога со страдальческим выражением на лице.

Итак, вернемся к нашей хронологии. Я продолжал страдать от болей в спине, но к этой проблеме у меня добавилась уже другая проблема медицинского характера, которая носила грозный для моей жизни характер. У меня выявили кровоточащую язву двенадцатиперстной кишки. Кстати, диагноз поставили только после моего второго попадания в больницу с кровотечением. Тогда проблема спины отступила от меня на второй план. Надо было спасать жизнь.

Жизнь спасли после третьего кровотечения. Медики сделали мне резекцию желудка, удалив две его трети. Правда, мне тогда пришлось пострадать дополнительно, операция прошла неудачно и мне сделали повторную операцию по поводу кишечной непроходимости, возникшей после первой операции. Как это все похоже на медицину, не правда ли? Всегда найдется повод вновь посетить медицинское учреждение, медики всегда постараются это сделать. Опять повторяюсь, что ничего личного я не испытываю по этому поводу. Так работает коммерческий конвейер здравоохранения, где каждый участвующий в нем имеет свою долю прибыли.

Таким образом, в возрасте 35 лет я пережил серьезный кризис в своей жизни, который привел меня к неврозу. Мне постоянно казалось, что у меня боли в области живота, какое-то жжение, причину которого я никак не мог определить. Не смогли выявить причину и врачи. На время о пояснице было забыто. Меня беспокоили другие проблемы. Под влиянием этого самого невроза я повторно обследовался, опять лег в больницу. Врачи ничего не нашли. На этот раз они были правы. Ничего и не было. Но мне легче не становилось.

Я продолжал работать, на работе я ощущал то же самое жжение, которое буквально сводило меня с ума своей монотонностью и регулярностью. Вам, наверное, известна эта казнь, когда осужденного сажают под какой-нибудь сосуд с водой, которая медленно капает на его голову и в итоге сводит с ума. Я понял подобную перспективу и взялся за умные книжки. И вот что я прочел в одной из них. Если у тебя все плохо, представь себе наихудший вариант, который у тебя может быть, и тебе станет значительно легче. Наихудшим вариантом как известно является смерть, я это себе представил, и через десять минут от всех моих мнимых болячек не осталось и следа. Рекомендую воспользоваться этим методом всем заинтересованным лицам. Вообще-то, я где-то прочел, что человек серьезно начинает заботиться о своем здоровье, если он заболевает на середине жизни. Очень похоже на мою ситуацию.

Да, я немного забежал вперед. За два года до этого, отчаявшись в том, что мне поможет официальная медицина (я имею в виду мою поясницу), я накинулся на книги, посвященные здоровому образу жизни, а именно всевозможным способам и методам лечения болей в спине.

До этого мне сделали мануальную терапию – не помогло, об иглоукалывании я уже говорил. Я принимал бишофитовые ванны, мне делали различные уколы, я мазал себя всевозможными мазями – все тщетно. Боли никак не хотели уходить. Наличие здравого смысла меня тогда спасло, ибо я не стал глотать таблетки. И тут мне на глаза попалась брошюра Р. Нордемара под названием «Боли в спине». И это оказалось именно то, что мне было нужно. Там было популярно объяснено, что боли в спине вызваны ослаблением мышечного корсета (так это называется), что приводит к сдавливанию нервов спинного мозга в позвоночнике, откуда и все эти боли. Что надо сделать? Да просто укрепить эти мышцы определенными упражнениями, которые и были приведены в этой книжке.

Я ухватился за эти упражнения как утопающий за соломинку и стал регулярно, лежа на коврике перед телевизором, делать их по 15 минут. Вы подумали, что результат не заставил себя ждать? Как бы не так! Мне пришлось их делать в течение полугода, прежде чем я почувствовал какое-то облегчение. Так все было запущено. Боли постепенно стали уходить. Я не верил своему счастью. И здесь я первый раз приведу фразу, очень мне полюбившуюся. Кстати, я сам ее сочинил. Подлинные изменения происходят очень медленно. Можете ее не запоминать. Я время от времени буду приводить ее в этой книжке. Она будет проходить перед вашими глазами, как 25 кадр. Вы можете принять какое-нибудь разрекламированное лекарство при хронической боли, возможно оно вам поможет, ведь лекарства обладают свойствами плацебо – пустышки. Вам утверждают, что пустышка вам поможет, и она вам помогает, ибо тут включаются механизмы самогипноза. Но очень скоро боль возвращается и приходится искать другое лекарство и т. д. и т. п. Круг замыкается, и разомкнуть его очень тяжело. Но можно.

Так вот, я продолжал делать эти упражнения, боль потихоньку уходила, но она возвращалась, когда я переставал делать упражнения. В то время я прекратил занятия спортом, потому что заниматься спортом через боль было очень некомфортно. Как известно, движение – это жизнь. То, что не двигается, то ржавеет. Любой механик вам это скажет. Но как двигаться, если больно? Через силу? Но ведь боль – это сигнал опасности. Следовательно, надо устранить боль и потом начать двигаться. Одновременно это сделать не удастся. Это, так сказать, методологическое отступление от общего повествования.

Я продолжал делать упражнения, о которых я еще вам расскажу, и чувствовал себя более или менее сносно. Но во мне продолжала свербить мыслишка, что это не истинное выздоровление. К тому же я не мог полноценно заниматься спортом. Раз в неделю мы собирались узкой компанией и играли в футбол. Так вот, это удовольствие оказалось для меня под запретом, потому что после футбола у меня долго болела спина и ноги. В итоге я не восстанавливался к следующему матчу. Мне это надоело, и я перестал играть в футбол.

Я продолжал читать книги по здоровому образу жизни и скоро ознакомился с трудами академика Амосова по продлению жизни. Это был истинный ученый с очень развитым левым аналитическим полушарием. Как всякий медик, он верил только теориям, которые можно подтвердить на экспериментах. Когда я начинаю читать книгу очередного гуру в области здорового образа жизни, я всегда выясняю количество лет, которые он прожил. По-моему этот показатель говорит о том, что слова его не расходились с делами. Так вот, с этим показателем у Амосова было все в порядке. Прожил он 89 лет в добром уме и здравии. У него пошаливало сердце (ирония судьбы, он был кардиологом) и не все в порядке было с позвоночником. Последний факт меня обрадовал (обычно людей радуют чужие болезни) и я усердно скопировал комплекс его упражнений и стал выполнять по утрам. Желающих с ними ознакомиться отсылаю к его книге «Моя система здоровья», где эти упражнения приведены. К этому комплексу я добавил упражнения для шейного отдела позвоночника. Да, я забыл добавить, к тому времени у меня уже был поражен шейный отдел. К этому я еще подробно вернусь, ибо симптомы первоначально меня ввели в заблуждение.

К тому моменту я окончательно забросил упражнения Нордемара и перешел на гимнастику Амосова. Что я могу сказать о результатах? Ну, во-первых, у меня окрепли ноги, повысилась выносливость. На позвоночник же все это не оказало никакого влияния. Такая же скованность в пояснице, боли отдавали в паховую область, в ногах чувствовалась тяжесть, шея была также скована. Но я упорно продолжал делать упражнения. Из спортивных подвигов меня хватало только на ходьбу. Я использовал любой повод ходить пешком, не пользовался общественным транспортом, если это было возможно. Если мне не надо было никуда выходить из дома, я все равно полчаса в день уделял ходьбе. Это мне и помогало держаться в приличной форме.

Если бы я был поэт, то сочинил бы оду ходьбе. Это настолько простое и эффективное физическое упражнение, что оно ничем не может быть заменено. Во-первых, оно подходит для людей с разной степенью физической подготовленности, во-вторых, при ходьбе получаешь эмоциональную подпитку, в-третьих, дышишь относительно чистым воздухом (этот воздух не идет ни в какое сравнение с душным и спертым воздухом в тренажерных залах). По темпу ходьбы могу привести совет, который я где-то вычитал. Ходить надо в таком темпе, чтобы вы уже не могли петь, но все еще могли громко говорить при ходьбе. То есть ходить надо достаточно быстро. Только при быстрой ходьбе в организме человека выделяются такие вещества, как эндорфины. Не знаю, что это такое, но если вам хочется петь про себя при ходьбе, значит, с эндорфинами у вас все в порядке. Я испытываю огромное удовольствие при ходьбе и вам желаю того же. Попробуйте, и вы не пожалеете.

Мы все реагируем на рекламу. Назойливая реклама рано или поздно вызывает желание воспользоваться предлагаемым продуктом или услугами. Слишком назойливая – наоборот, вызывает отторжение. Если реклама относится к медицинским услугам, воздействие ее становится еще сильнее, так как люди по своей наивности полагают, что эти услуги им по крайней мере не навредят. Осмелюсь доложить вам, что они глубоко заблуждаются. Клятва Гиппократа не в ходу у дельцов от медицины. Я тоже купился на одну такую рекламу, чего уж тут скрывать. Прочитав в газете об одном специалисте по позвоночнику, я тут же устремился к нему. Реклама шла также по ТВ. Мне хватило двух сеансов, чтобы понять, что этого так называемого доктора интересуют только дензнаки в моем кармане, но никак не я со всеми моими проблемами. Надо сказать, что кабинет был неплохо оборудован всевозможными вытяжными приспособлениями, у него даже была секретарша, что говорит о том, что дела шли неплохо.

Не поинтересовавшись моей историей и даже не спросив о том, имеется ли у меня рентгенограмма позвоночника, он сразу принялся ломать мою спину и шею. После этой экзекуции он подвесил меня к одному из своих приспособлений. Надо сказать, что все это он проделывал молча в сопровождении моих стонов. По завершении второй такой процедуры, после которой у меня уже не переставала болеть спина и шея, я понял, что такой способ расставания с моими деньгами слишком мучителен для меня, и я перестал ходить к нему. Спина после того доктора у меня еще долго болела. После этого я поклялся больше не ходить к специалистам по обработке позвоночника.

Раз уж я вспомнил про шею, этому надо уделить достаточно места и времени в моем повествовании. Поэтому перехожу к следующей главе.