Вы здесь

Как защититься от рейдерства, или Особенности национального бизнеса. Конфликт как источник посягательств (Олег Беликов, 2014)

Конфликт как источник посягательств

Конфликт – чрезвычайно распространенное явление общественной жизни, а тем более в её экономической сфере. Конфликт (лат. coflictus – столкновение) в самом общем виде определяют как предельно обостренное противоречие. Конфликт предполагает наличие конфронтации, противостояния, состояние защиты или нападения. Любые конфликты, а тем более конфликты в предпринимательской деятельности, могут травмировать и иметь драматические последствия, но однозначно негативно относиться к конфликту нельзя, поскольку это естественный процесс, говорящий о том, что есть как минимум несколько разных мнений. В нынешних условиях опытному рейдеру не представляет труда искусственно создать конфликтную ситуацию, перессорить всех и вся, и в результате без всяких усилий перехватить бразды правления в свои руки. В практической деятельности часто можно наблюдать, как из-за рядового, второстепенного конфликта, не разрешенного своевременно, приходили в упадок крупнейшие предприятия с многомиллионными оборотами и легко становились желанной добычей рейдера.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что на современном этапе видно, что конфликтные ситуации, протекающие в условиях ведения совместной хозяйственной деятельности и исполнения партнерских отношений в предпринимательской деятельности, существенно отличаются от тех конфликтов, которые протекали в прошлом. Происходит смена ценностей и целей в организациях, смена механизмов поведения работников и схем поведения руководителей, а значит, меняются и формы протекания конфликтов в организациях и механизмы их решения. Однако ряд причинных условий возникновения конфликта остаются с течением времени неизменными: конфликт из-за ресурсов, из-за нехватки-недостаточности-искажения информации, межличностный конфликт. Конфликт в сфере предпринимательской деятельности может привести как к улучшению взаимоотношений между субъектами хозяйствования, так и к прекращению договорных отношений между теми же сторонами. Учитывая, что механизм зарождения и протекания конфликтных ситуаций между участниками хозяйственной деятельности довольно хорошо изучен, встает вопрос, возможно ли влиять на механизм протекания конфликтной ситуации между спорящими сторонами? И если возможно, то использование каких методов и технологий будет наиболее оптимальным в том или ином случае?

Посредством социально-конфликтологического анализа интересно рассмотреть взаимосвязи людей в рамках их отношений в сфере предпринимательства. Во-первых, это взаимосвязи функционального характера, определенные совместной трудовой (договорной) деятельностью. Данные взаимосвязи носят как непосредственный, так и опосредованный характер. Во-вторых, это взаимосвязи психологического характера, вызванные потребностями людей в общении. Исходя из указанных взаимосвязей, которые в норме должны иметь согласованный характер, выделены следующие основные типы конфликтов, нарушающих успешное осуществление соответствующей связи:

1. конфликты, представляющие собой реакцию на препятствия достижению основных целей в бизнесе;

2. конфликты, возникающие как реакция на препятствия достижению личных целей работников в рамках их совместной трудовой деятельности;

3. конфликты, вытекающие из восприятия поведения участников договорных отношений как несоответствующего принятым социальным нормам совместной хозяйственной (трудовой) деятельности;

4. сугубо личные конфликты между работниками субъектов предпринимательской деятельности, обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик – резкими различиями потребностей, интересов, ценностных ориентаций, уровня культуры в целом.

Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и скрыто, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода спускового механизма, выводящего наружу это чувство неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на основе взаимных уступок сторон.

В реальной деятельности коллективов чаще встречаются конфликты, представляющие собой сочетания нескольких из указанных типов. Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т. е. условия, мешающие достижению целей:

• повышение эмоциональной и психологической напряженности в коллективе;

• неудовлетворенность, плохое состояние духа и, как результат, рост текучести кадров и снижение производительности;

• препятствие осуществлению перемен и внедрению нового;

• сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами;

• увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения их взаимодействия и общения.

Крайне дисфункциональны эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, представление о побежденных группах как о врагах, чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе, сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»).

Зачастую возникают такие ситуации, когда разрешение того или иного спора традиционными методами урегулировать невозможно, и спорящим сторонам приходиться прибегать к помощи третьих лиц – так называемым переговорщикам, т. е. медиаторам. Практика переговорного процесса в последнее время получила широкое распространение и позволяет урегулировать спорные правоотношения, не обращаясь за защитой в судебные инстанции. Медиаторство, медиация – содействие третьей стороны двум (или более) другим в поисках компромиссного соглашения в спорной или конфликтной ситуации. Главными принципами, лежащими в основе посредничества (медиации), является нейтральность посредника и самоопределение сторон: стороны сами должны найти взаимоприемлемый вариант разрешения конфликта или спора. Этим роль медиатора отличается от роли нейтрального судьи, обязанного вынести решение при разрешении конфликтной ситуации. Но наиболее распространенная модель посредничества, имеющая сугубо прагматический характер и ориентированная на достижение соглашения сторон, не ставит таких целей, как личностная трансформация, восстановление взаимоотношений, укрепление сообществ, поэтому её использование не в полной мере решает проблемы разрешения социальных конфликтов и правонарушений.

Ядром переговорного процесса является примирительная встреча участников конфликта в присутствии ведущего, которым является медиатор. Роль ведущего в этом процессе очень важна. Ведение работ с конкретными случаями во многом зависит от его уникального искусства и накопленного опыта. Непременным условием проведения таких встреч является нейтральность медиатора. В переговорном процессе нейтральность трактуется определённым образом: медиатор (арбитр) беспристрастен относительно конфликтующих сторон; он работает равно как для одной, так и для другой сторон; что касается предмета самого спора, ведущий не нейтрален, он компетентен в этом вопросе, и его понятия о предмете спора базируются не только на внутренних убеждениях, знаниях психологических методик, но и в соответствии с правоприменительной практикой. При этом медиатор не навязывает собственное видение проблемы или свои решения. Ход встречи предполагает наличие особого плана, и, тем не менее, именно участникам, а не ведущим встречи, предоставляется решающее слово. Обеим сторонам предлагается высказать собственную версию возникшего спора. Каждая из сторон получает возможность задать вопросы и уточнить у своего визави, что же все-таки, по его мнению, произошло. Далее они обсуждают значение и последствия случившегося, момент возникновения и развития конфликта. После этого стороны вместе решают, что в связи с этим можно предпринять. Приняв совместное решение и достигнув договоренности, они заключают соглашение (в устной или письменной форме). Но приведенный выше сценарий не является единственной возможностью урегулировать спорные взаимоотношения, опытный медиатор, в зависимости от той или иной ситуации, сам выбирает тактику и стратегию переговорного процесса.

Выбираемые тактики и техники урегулирования конфликтов определяются ситуацией, а не особенностями медиатора. Тактики взаимодействия медиатора с оппонентами могут быть различными, такими, как в приведенной ниже таблице:




В начале работы медиатор интенсивно изучает возникшую проблему и старается заинтересовать участников конфликта в процессе медиации, поднять свой авторитет в их глазах. Медиатор рассказывает о себе, своих возможностях, о медиации вообще, мотивирует участников на ведение переговоров. Большинство медиативных техник направлено на нормализацию отношений между сторонами и решение стоящих перед ними проблем. Когда оппоненты предъявляют нереальные требования друг к другу, посредник стремится изменить их, демонстрируя, в чем состоит неконструктивность позиций сторон. При проявлении сторонами враждебности необходимо жестко контролировать ситуацию, используя юмор, иронию или оказывая давление на них, призывая к осознанию последствий такого поведения. Когда одновременно обсуждается много вопросов, медиатор стремится упростить ситуацию, выделяя приоритетные цели, определяя перечень проблем, предлагая сторонам поторговаться из-за того, что кажется наиболее важным, и т. д. На завершающем этапе переговоров, когда посредник уже имеет четкое представление о том, как и что должно быть сделано, он может выступать в роли судьи, активно влияя на разрешение конфликта. Он использует техники независимого вмешательства, включающие в себя показ участникам плюсов и минусов соглашений, предложение своих вариантов решений, перевод намечающейся договоренности из сферы желаемого в область действительного.

Роль медиатора в урегулировании конфликта состоит в преодолении деструктивной, эмоциональной напряженности участников (гнев, страх и т. п.). Отчасти этому служит такая особая часть программы, избранной медиатором, как предварительные встречи ведущего с каждой из сторон по отдельности, где стороны получают возможность выразить свои чувства, рассказать свою «историю» и заявить о потребностях. Это дает возможность: создать для сторон атмосферу доверительности, безопасности; увидеть ситуацию шире, как бы со стороны; осознать последствия своих действий; определить меру своей ответственности; подготовиться к диалогу с визави. На предварительных встречах происходит ориентация сторон на будущее, активизация их внутренней конструктивности. Если стороны дают согласие на встречу «лицом к лицу», то медиатор согласовывает время и место и собирает участников. Чтобы в ходе такой встречи обеспечить атмосферу психологической и физической безопасности для сторон и не стать заложником их эмоционально насыщенного взаимодействия, арбитр может установить правила безопасности ведения переговорного процесса (не допускать оскорбительных выражений, слушать друг друга, говорить по одному и т. п.) и, за счет специальной подготовки, может использовать известные из области психотерапии и посредничества в разрешении конфликтов приемы организации коммуникации, активного слушания, техники работы с сильными эмоциями. Задача медиатора состоит в том, чтобы облегчить переговоры и перевести поток взаимных обвинений в признание несправедливости конфликтной ситуации, а также создать возможность для преодоления стереотипов. Конфликтующие стороны имеют возможность увидеть друг в друге переживающих и сочувствующих людей, что становится главным условием достижения взаимоприемлемого соглашения. В целом, стороны получают возможность подвести эмоциональный и фактический итог спорной ситуации, восстановить справедливость конкретными делами и нормализовать отношения с перспективой дальнейшего сотрудничества.

В конфликтных ситуациях люди демонстрируют различное поведение, такое как:

Избегание – это реакция на конфликт, при которой человек игнорирует (фактически отрицает) само наличие конфликта, считает, что разногласий нет и поэтому воздерживается от споров, дискуссий, возражений другой стороне, не уступая и не настаивая на своем. Другими словами, человек стремится дистанцироваться от ситуации. Причины избегания: проблемы на самом деле может не быть; проблема есть, но она настолько незначительна, что не стоит обращать на нее внимание; у меня много других проблем, более важных, чем эта; я не смогу решить эту проблему; все это бесполезно и ни к чему не приведет; возможность проигрыша; я не люблю конфликтных ситуаций; это очень неприятная для меня ситуация; со временем все образуется; боюсь, что меня будут прямо связывать с этой проблемой или с участниками конфликта.

Приспособление – стиль поведения в конфликте, при котором сторона частично или полностью отказывается от удовлетворения своих интересов, то есть идет «капитуляция» другой стороне. Приспосабливающаяся сторона готова уступить, пренебрегая собственными интересами, соглашается на требования и претензии противостоящей стороны. Причины приспособления: у меня есть более важные интересы; мне дорого общение с этим человеком, поэтому не хочу его обижать; не хочу углубления конфликта; стремление сделать «жест доброй воли»; стремление избавиться от конфликта; ни одному из основных принципов (ценностей) не угрожает опасность; правота на стороне противника; приспособление сейчас поможет мне в будущем. Кроме того, многие из причин избегания конфликта применимы к пассивному и активному приспособлению, намеренному желанию умиротворить противника или просто «сдаться».

Конкуренция – стили поведения, характеризующиеся высокой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов, отсутствием уступчивости в удовлетворении интересов других партнеров. При этом для стороны, демонстрирующей данное поведение, наибольший интерес представляет результат и совершенно не важно, какими останутся у нее отношения с другими участниками конфликта. Конкуренция не обязательно ведет к насилию, а в некоторых случаях стимулирует талант. Причины конкуренции: недоверие к другим, особенно к тем, кто проявляет заинтересованность; недооценка сил другой стороны; правила поведения, принятые в данной среде; восприятие поведения другого человека как оскорбительное; честная игра в рамках закона и правил.

Компромисс – обе стороны до некоторой степени идут на взаимные уступки, другими словами, из общего груза каждая сторона берет на себя часть меньше той, которую она определила для себя первоначально. Если же это касается одной стороны, то это не компромисс, а уступка. Однако, это неустойчивое состояние, развитие которого может вызвать необходимость дальнейших компромиссов. Результат компромисса – различная степень удовлетворенности и неудовлетворенности всех сторон. В конфликте принципов компромисс, как правило, не возможен. Причины компромисса: переговоры в тупике, компромисс – единственный выход; лучше договориться до чего-нибудь, чем ни до чего не договориться; передышка для дальнейшей концентрации ресурсов; компромисс дает выигрыш в другом; проигрыш обойдется дешевле выигрыша.

Сотрудничество в отличие от компромисса дает возможность стопроцентного удовлетворения интересов партнеров, обеспечивает плодотворные выгодные взаимоотношения в будущем, и поэтому является наиболее эффективным. Однако этот подход требует большого напряжения сил, творческих способностей, фантазии и концентрации других ресурсов, занимает много времени, так как подразумевает, что интересы одной стороны не будут удовлетворены, если не будут удовлетворены интересы другой стороны.

Разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им. Для руководителя полезно знать, какие черты характера и особенности поведения человека характерны для конфликтной личности. К таким качествам могут быть отнесены следующие:

• неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих;

• стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это может быть и невозможно;

• консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;

• излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление во что бы то ни стало сказать правду в глаза;

• определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

Как видите, уважаемый читатель, какую линию поведения изберёт в конфликтной ситуации тот или иной субъект спорных правоотношений при всём разнообразии выбора заранее предугадать не возможно. Однако не бывает патовых ситуаций, выход из любого конфликта найдётся всегда. И задача опытного медиатора состоит в разрешении возникших разногласий (конфликтов) путём беспристрастного и профессионального отношения к предмету своей деятельности.


Как разновидность рейдерства отметил для себя Бизнесмен Бизнесменович Гринмейл.