Вы здесь

Как заработать, если умеешь писать. Книга как инструмент продвижения бизнеса (И. С. Горюнова, 2016)

Книга как инструмент продвижения бизнеса

Задумывались ли вы о том, что книга может стать одним из мощнейших инструментов для продвижения вашего бизнеса?




Мои утверждения не голословны, я знаю авторов, которым помогала издавать книги через издательства, что способствовало успеху их бизнеса.



Если книга понравится, читатель передаст ее знакомому с рекомендацией прочесть, тот другому – «сарафанное радио» заработает и сработает очень продуктивно. Конечно, для того, чтобы написать и издать книгу, потребуется много усилий, но для создания и развития бизнеса всегда приходится их прилагать. Если захотите, вы с этим справитесь. Самое главное – это действительно работает и привлекает новых клиентов, а значит, повышает ваши продажи и содействует укреплению вашей репутации.



СОВЕТ:

● Лобовая реклама деятельности (объявления, рекламные щиты и телевизионные ролики, пиар-статьи) зачастую раздражает и вызывает недоверие, но русский человек привык доверять печатному слову и относится к нему с уважением.


Даже известный миллиардер Дональд Трамп написал несколько книг и согласился стать главным действующим лицом в американском телешоу «Кандидат». Оглянитесь вокруг: звезды театра и кино, политики, психологи, топ-менеджеры, владельцы бизнеса, агенты по недвижимости, юристы, дизайнеры… пишут книги.



Книга позиционирует вас как эксперта в своей области и поднимает ваш авторитет, разумеется, в том случае, если она издана нормальным тиражом в известном издательстве, имеющем большую сеть распространения, а не просто отпечатана в дешевой типографии на газетной бумаге.

● Если за первой книгой последует вторая, а потом третья – ваши позиции укрепятся еще больше, да и продажи книг будут расти.


С чего же начать? Первым делом надо подумать о следующем:


– о чем вы будете писать? Сформулируйте содержание книги, разбейте по главам;

– какова ваша целевая аудитория и ее возраст? (домохозяйки, банковские служащие, менеджеры среднего и высшего звена, студенты и т. п.);

– какие у вас есть возможности для рекламирования книги? Готовы ли вы тратить время на создание и поддержание сайта, заниматься иным продвижением книги?


Если у вас нет таланта, то, разработав план книги, содержание и основные постулаты, вы можете нанять литобработчика, который поможет довести книгу до ума, или литературного негра, сделающего за вас всю работу полностью.



Но этого мало. Необходимо еще заинтересовать книгой издателя! Неизвестный автор на книжном рынке изначально не может претендовать на большие тиражи, а тратиться на пиар издатель не будет, потому что продажи могут оказаться весьма невысокими и не окупить рекламный бюджет.


Соответственно, ваша задача:


– подать тему книги так, чтобы она показалась издателю интересной и перспективной;

– провести маркетинговое исследование рынка и выявить аналогичные издания, посмотреть, насколько хорошо они продаются, а потом сформулировать, чем ваша книга выгодно от них отличается;

– создать сайт (книги или вашего бизнеса, или и то, и другое);

– продумать и расписать по пунктам, где и какая реклама может быть с вашей помощью размещена (СМИ, Интернет и проч.);

– на каких ваших тренингах она будет продаваться и сколько экземпляров вы готовы выкупить у издателя;

– есть ли у вас рекламодатели, готовые финансово поучаствовать в издании вашей книги в обмен на размещение своих баннеров на четвертой сторонке книги или в тексте рукописи.


Забудьте о том, что издатель сразу начнет вкладывать средства в пиар.


Если вы не самый известный писатель и не медийная личность, то в лучшем случае вас ждет рассылка книги критикам и пара презентаций. Знаете, сколько начинающих авторов мечтает о грамотном продвижении? Очень много.

Только ваши персональные усилия могут принести свои плоды, в результате чего вам удастся продать тираж. Подумайте, вдруг у вас и ваших знакомых есть необходимые контакты со СМИ, с директорами книжных магазинов, чтобы устроить презентацию и пригласить журналистов, взять у вас интервью на радио или ТВ и т. п. Только человек, использующий все возможности, шансы и вероятности, добивается результатов, остальные не добиваются ничего.


Обратилась ко мне один раз дама, имеющая свое брачное агентство или агентство знакомств. «Я хочу издать свою книгу», – сказала она, – я не хуже Розы Сябитовой». Я прочитала текст и ответила, что его надо редактировать и доводить до ума. Та уперлась. «Хорошо, – резюмировала я, – в таком случае издание возможно только за ваш счет». Она согласилась, мы встретились с издателями, а потом она снова передумала и стала требовать издания за счет издательства или хотя бы издания малого тиража. Я объясняла, что уровень рукописи и известности автора исключают возможность продвижения рукописи в издательство с выплатой гонорара, а выпуск ста экземпляров в мягкой обложке на ее бизнесе никак не скажется». Ко всему прочему, сваха рассказала мне, что сама в разводе, сын тоже в разводе и вдобавок страдает алкоголизмом.

Кстати, при нашей встрече одета она была весьма неряшливо, неумело накрашена, а ее прическа напоминала разворошенное воронье гнездо. В итоге дама просто пропала. Поверьте, я этому была только рада, поскольку считаю, что бизнесмен должен не только следить за своим внешним видом, но и уметь поддерживать легенду: кто ее заставлял рассказывать мне о своей неудачной жизни? Сваха на то и сваха, чтобы вселять уверенность в одиноких мужчин и женщин, убеждая их в том, что именно она сможет им помочь. А если человек не может разобраться со своей жизнью и помочь себе, как он поможет другим?


Меня часто спрашивают: не мешает ли мне литагентство писать собственные книги. Творческая ревность, занятость…


Отвечаю: я очень люблю литературу, качественные тексты, и оказывать помощь в издании книг для меня радость. Именно потому, что я сама писатель, я понимаю и авторов, и издательскую кухню, а то, что мои книги выходят в крупнейших российских издательствах, доказывает, что я могу помочь и себе. Я не сапожник без сапог. Я приобрела бесценный опыт, добиваясь издания моих рассказов, повестей, романов, сказок. Я училась общаться, быть убедительной, находить связи, завязывать знакомства, создавать новые проекты, узнавать юридические тонкости оформления договоров, редактировать и переписывать свои тексты, делая их лучше… Училась выжидать и быть терпеливой. Мне хотелось издать написанный роман, но я работала шеф-редактором в издательстве, вела свой авторский цикл передач о литературе на телевидении, переводила поэзию и прозу с болгарского языка, писала рецензии и статьи… Знаете, это все было очень интересно и здорово, потому я не зацикливалась на своем желании издаваться, а шла вперед. Все полученные знания я использую в своей работе, будь то творческая или агентская деятельность.


Одна из самых распространенных ошибок следующая: «Я начинающий автор. Хочу написать книгу, но не знаю о чем. Подскажите, о чем мне писать».


На такое обращение никто не ответит. Равно как и не ответят на письмо подобного плана:


«Я хочу написать книгу о маркетинге. Раньше я не писал, но, думаю, у меня получится. Вам это интересно?»


Не интересно.


Сразу же.


Пока издатель не увидит вашу биографию, библиографию, синопсис, аннотацию, содержание и как минимум пару глав, он вам, скорее всего, ничего не ответит. Плюс к этому желательно еще придумать и сформулировать стратегию продвижения вашей книги на рынок и мотивацию ее публикации с приведением конкретных фактов по книгам-конкурентам.


На самом деле все не так страшно, как кажется, и занимает не так много времени. «Глаза боятся – руки делают». Только этот подход поможет вам в работе, иначе не стоит и начинать.



Есть издатели, специализирующиеся исключительно на нон-фикшн, есть издательства, в которых наряду с нон-фишн издается и художественная литература. Имея на руках аннотацию, синопсис, текст книги и заявку, можно рассылать издателям предложение о сотрудничестве. При подписании договора стоит посоветоваться с юристом или литературным агентом, чтобы не попасть впросак.


В пособии «Книга как инструмент продвижения вашего бизнеса» Сергей Жуковский и Ольга Сашечкина пишут о том, что книгу можно предлагать издателям, еще не написав ее. Не могу согласиться. Данное утверждение если и было актуально несколько лет назад, на данный момент устарело в связи с изменениями на книжном рынке и уменьшением количества изданий.


Предлагать ненаписанную книгу вы, конечно, можете, но кто ее у вас купит? Одно дело известный, издающийся автор, другое – неизвестный. С первым, скорее всего, договор подпишут, со вторым – очень сомнительно. Кот в мешке никому не нужен, поскольку уже готовых к изданию рукописей более чем достаточно.

Конечно, если вы придете к издателям и скажете, что готовы вложить в проект внушительную сумму, они согласятся и даже найдут того, кто напишет за вас книгу, если потребуется. Иные варианты не сработают, если вы не известный всему миру мультимиллиардер, пишущий о том, как заработать море денег.

То же самое касается и звездных соавторов. Вы должны предложить им очень большой гонорар за соавторство для того, чтобы они согласились. Ибо зачем им это нужно? Они успешно пишут свои книги сами. Вы видели книги, написанные в соавторстве с Улицкой и Пелевиным? Правильно, нет. Делайте выводы. Точно так же медийных персон эстрады или кино участие в вашем проекте не привлечет, их время расписано по минутам на месяцы или годы вперед.


Как литературный агент, в жанре нон-фикшн я предпочитаю работать с несколькими издательствами. Это «АСТ», «Эксмо», Издательский дом «Питер». У «Питера», к примеру, удачных проектов немало, естественно, не только моих. Это книги Константина Бакшта, Романа Фада, Андрея Максимова… Но и другие известные издательства, с которыми я плодотворно сотрудничаю, очень успешно работают на этом рынке.

В крупных и средних бизнес-компаниях клиентам принято дарить ручки, блокноты, зонтики и прочую чепуху.

Гораздо лучше и престижнее дарить собственную книгу.

Это повысит ваш статус и окажет на клиентов благоприятное воздействие. Многие компании на данный момент предпочитают использовать именно этот способ рекламы своего бизнеса как наиболее продуктивный. У меня состоялись подобные проекты, сработавшие весьма успешно. Например, одно московское агентство недвижимости выпустило книгу своего сотрудника и дарило ее ВИП-клиентам. Оригинальный подарок оправдал себя и обратил пристальное внимание многих клиентов и просто читателей к этой фирме.


● Некоторые писатели пользуются услугами бета-ридеров, читающих их тексты и дающих свои отзывы. Причем обязательное условие – бета-ридеры не должны быть пристрастны. Их мнение следует учитывать. Они могут указать на ошибки, которые вы не заметили, или даже подсказать, как их исправить. Хотя если вы напишете редактору, что бета-ридеры в восторге от прочитанного романа и все как один кричат, что это бестселлер, издатель вряд ли примет в расчет голословное утверждение. Приведите выдержки из рецензий, пусть их мнение станет основой для письма, но сами в свой адрес похвалы не расточайте – издатель боится изначально завышенной самооценки автора, понимая, что работать с таким человеком психологически сложно и дискомфортно.


Книга – источник знаний. Об этом нам твердят с детства. Это может быть художественная или учебная литература. Когда мы вырастаем, оканчиваем институт и начинаем работать, все равно продолжаем учиться и приобретать опыт. Изучаем иностранный язык или повышаем квалификацию. Но как часто нам не удается найти на прилавках книжных магазинов именно то, что необходимо! Оглядываясь на пройденный путь, мы понимаем, что обладаем уникальными знаниями. Так почему бы не поделиться ими с другими людьми? Тем более, что это может принести нам не только дополнительную известность, но и заработок!



В тексте нужно оставлять «крючки», писать о том, что дополнительные знания можно получить только на ваших курсах или на консультации в вашей компании.

● Читателю книги стоит предлагать скидку при обучении или консультации. Если такой цели вы себе не ставите, все равно лучше не раскрывать все секреты сразу, а оставить часть из них для следующей книги или пары-тройки книг. В зависимости от выбранной цели вы будете использовать и определенную стратегию при написании.



Читатель при прочтении проникается к вам доверием, ему кажется, что он уже знает вас лично, соответственно он скорее выберет вашу компанию, а не фирму одного из ваших конкурентов. Поверьте, это важно и это работает.


Теперь о написании книги.


Сколько времени у вас должно уйти?

● Конечно, вы можете писать книгу месяц или год, но стоит помнить, что все меняется, технологии устаревают, да и фирмы порой разоряются, поэтому откладывать дело в долгий ящик нельзя, тогда лучше совсем за него не браться.

● Если взялись, поставьте себе четкие сроки (три месяца, полгода…).

● Одновременно с написанием книги займитесь созданием сайта, а также выкладывайте отрывки (но не все!) в своих блогах.

● Неплохо создать блог (сообщество), посвященный конкретной книге или вашему бизнесу, но помните, что общение там должно стать регулярным, а не происходить хаотично время от времени. Блог – это тоже работа, причем довольно эффективная, хотя и трудоемкая. Кстати, именно через блоги вы можете выяснить, что хотят знать о вас и вашей компании люди. В каких советах нуждаются? Что кажется им наиболее актуальным?

● Проведите серию тестов, попросив людей ответить на вопросы, и не забудьте поблагодарить их в конце. Это поможет вам в работе над книгой и одновременно покажет вашим соблогерам, что вы относитесь к работе серьезно, а значит, так же относитесь и к своим клиентам.



Это автоматически означает, что ваш бизнес не слишком интересен и продуктивен, а также, что книга по этой тематике вряд ли будет раскуплена даже минимальным тиражом.


Конкуренция в любом случае должна быть!

Другое дело, если вы нашли новый подход к проблеме, разработали оригинальную идею, эффективную методику и выгодно отличаетесь именно этими нововведениями от конкурентов. Подобный шаг может сработать эффективно.


Теперь необходимо разобраться: действительно ли ваша тема такова, что люди будут охотно покупать книгу? Вы провели исследование рынка, опросили по тестам большое количество людей или просто поинтересовались у друзей и знакомых? Последние, конечно, сразу скажут, что непременно купят вашу книгу. Сказано это будет из вежливости или дружеского расположения, но реальный результат в подобных случаях печально иной.


Многое зависит от вашей компетентности в вопросе, о котором вы пишете.

Если окажется, что его «надули» и вместо уникальных знаний читатель получил набор широко известной информации – пострадает ваша репутация, не говоря уже о том, что вторую книгу никто не купит.


Поверхностные знания никому не интересны, покупатель заинтересован в том, чтобы получить знания, которыми не обладает.


● Не стоит жалеть времени, проштудируйте похожую литературу и тщательно изучите вопрос.

● Не жалейте денег, заплатите литобработчику, корректору, редактору, которые избавят вашу книгу от орфографических и лексических ошибок, неточностей, опечаток и проч.



Это вам подтвердит и музыкант, и деревообработчик, и часовщик.


И еще: вы должны быть заинтересованы в своей теме и любить свою работу, говорить о ней со знанием дела и увлеченностью. Если вы вяло пересказываете чужие мысли, лишь бы хоть что-то написать, – забудьте о книге.


Приведу пример. Книги моего автора Романа Фада, известного колдуна, расходятся большими тиражами. Люди постоянно стремятся прийти к нему на консультацию и получить помощь. Почему? Роман знает, о чем пишет, у него обширная практика, и люди, обращающиеся к нему за помощью, получают то, за чем пришли. Кроме того, его книги оказывают именно тот эффект, на который надеются клиенты. Проверив советы на практике, читатели проникаются доверием к Роману и идут за консультацией и решением проблем именно к нему. Он известен и популярен, как ни один другой маг! Его постоянно приглашают участвовать в новых телевизионных проектах, а в последние несколько лет его книги издаются и в разных странах, что привлекает к нему клиентов, приезжающих на консультацию со всех уголков земного шара.



Это долгоиграющий эффект, рассчитанный не на один год. Быстро сорвать прибыль не получится, но медленно и верно завоевывать новые позиции и повышать авторитет и поднимать рейтинг – да.


Зачем вам может понадобиться в данной ситуации литературный агент?

Разумеется, вы можете проделать всю подготовительную работу сами, ничего невозможного тут нет. Но если у вас не так много времени, а бизнес требует внимательного отношения, то лучше всего связаться с агентом, который не только займется поиском издательства и редактора для вашей книги, но также просмотрит, протестирует книжный рынок на предмет аналогичных изданий, поможет подобрать наиболее яркое, запоминающееся название, выработает стратегию продвижения книги в СМИ и Интернет, найдет интересные и нестандартные маркетинговые ходы, проведет предварительные переговоры с издательством, договорится о встрече… Скажем так: это существенно сократит ваши временные затраты (время – деньги) и позволит сосредоточиться конкретно на содержании текста и бизнесе, не вникая в технические вопросы.


Давайте поговорим об успехе книги и ее продажах.


Что нужно для того, чтобы книга стала бестселлером?

Интересная тема, звездное имя соавтора или отзывы звезд на обложке книги, интервью и рецензии в прессе, широкое освещение в СМИ, выкладка книг на лучших местах во всех книжных магазинах и многое другое.


Как этого достичь?

● Я уже писала о том, что некоторыми пиар-ходами и продвижением вы можете заняться сами: создать сайт, блог, прорекламировать книгу через друзей и знакомых, обратиться с предложением отрецензировать книгу в СМИ…

● Кое-что, возможно, сделает для вас издательство, при условии, что вы не будете вводить его в затраты, по крайней мере на первых порах.

● Вы можете вложить в пиар свои собственные деньги или привлечь партнеров-рекламодателей, информационных спонсоров и за счет этого оплатить, к примеру, приоритетную выкладку в магазинах, выпуск и размещение рекламных баннеров. Главное, надеяться только на себя и не пускать продвижение на самотек.

● Обращаясь к пиарщику или пиар-агентству, вы должны тщательно проанализировать:

– что из обещанного реально будет выполнено?

– есть ли у вас знакомые, уже прорекламировавшие книгу через это агентство?

– насколько велики затраты и готовы ли вы на них пойти, при том, что они могут не окупиться?

– насколько вы сами готовы участвовать во всевозможных презентациях, телепередачах и устраивает ли вас именно этот способ пиара?

– будут ли прописаны все пиар-мероприятия в договоре или их обещают вам только в устной форме? Если последнее, значит, не стоит и связываться, скорее всего, вас обманут.


Если вы все-таки решитесь издавать свою книгу как инструмент продвижения своего бизнеса, то в качестве бонуса я предлагаю вам бесплатную консультацию по всем интересующим вас вопросам. Мои контакты находятся в конце книги.