Привычка 2
Повышаем концентрацию
В обычной жизни время от времени создаем себе условия экзамена
Что нужно для повышения производительности мозга
Мозг работает или продуктивно, или слабовато. Когда человеку нужно решить какую-то задачу, он может сосредоточиться и быстро найти подходящий ответ. Мы способны оперативно извлечь информацию из памяти и под контролем мозга вести себя соответствующим образом. В этой книге я буду называть это производительностью.
Человек не может взять и увеличить производительность по желанию. Для начала нужно еще разогреть мозг. В разделе о первой привычке я рассказал, как задействовать основные функции мозга с самого утра, но это касается и перерыва на обед.
После обеда кровь оттекает в область желудка, из-за чего мозг функционирует хуже и ему сложнее сосредотачиваться и решать нетривиальные задачи. Наверняка вы сталкивались с этим явлением. Здесь хорошо помогает небольшая прогулка.
Незначительные физические нагрузки вроде моциона улучшают не только пищеварение, но и приток крови в мозг. Впрочем, можно и просто убраться на рабочем столе или провести небольшое совещание.
Определяем время и объем предстоящей работы
Есть еще одно важное условие для повышения производительности мозга – это ограничение по времени.
Зная расстояние и время, можно по известной формуле вычислить скорость. Будем считать расстоянием объем предстоящей работы или количество задач. Производительность мозга не повысится, если не поставить четкие условия, когда и сколько задач нужно решить.
Однако в данном случае формулу нельзя применять наоборот. Нельзя измерить стандартную производительность и решить, что можно справиться с большим объемом работы, если потратить больше времени.
Попробуйте вспомнить, как вы сдавали экзамены. Вы смогли решить столько-то задач за 90 минут, потому что изначально были ограничены этим временем. Получится ли добиться того же результата без четких временных рамок? Вряд ли. Если вы будете постоянно отвлекаться и делать работу невнимательно, то на это может уйти целый день.
Во врачебной практике такое тоже часто бывает. До 35 лет я работал нейрохирургом и постоянно оперировал. Просматривая старые записи, я вижу, что очень часто мы принимали решения и действовали за невероятно малое количество времени. Смогли бы мы это сделать, если бы работали расслабленно и размеренно? Абсолютно точно нет. Наверняка не справились бы и за целый день.
И сейчас то же самое: чтобы поднять производительность мозга, нужно поставить себе жесткие временные рамки.
Как используют свой мозг те, кто быстро справляется с работой
Очень важно, что, когда вы достигли высокой производительности мозга, это состояние какое-то время продолжается. У многих так и бывало: когда нужно срочно сосредоточиться и выполнить какую-то одну работу, то быстрее реализуется и следующая. Вы находитесь в таком состоянии, когда вам хочется еще что-нибудь сделать или с кем-то переговорить, иначе не успокоишься.
Использование этого свойства мозга позволят эффективно выполнять работу. После разминки для мозга нужно создать условия, при которых его производительность быстро повысится. Затем ставим себе ограничение по времени и работаем именно столько, это позволит сосредоточиться и соображать быстрее.
Такие интервалы интенсивного труда могут длиться не более пары часов. Если работать дольше, то будет сложно контролировать соотношение объема задач и времени на их выполнение. Да и ваш напор почти пропал.
Если работа уже выполнена, а состояние повышенной производительности еще не закончилось, то не стоит отдыхать, а лучше использовать это время с пользой. Например, можно еще раз проверить все сделанное и внести какие-то поправки или же приступить к решению задач, которые не слишком нравятся. Когда будете заниматься такими делами, мозг потихоньку начнет сбавлять обороты и уставать. Тогда пусть он отдохнет. После отдыха опять разминаемся, затем создаем условия экзамена и работаем, пока производительность не начнет снижаться, и так далее. Повторяем эти действия по новому кругу. Наверняка те, кто хорошо справляется с работой, придерживаются именно такого режима. А у кого-то на службе такие условия созданы специально.
Сколько раз в день нужно создавать себе условия экзамена?
Но иногда у человека полностью исчезают условия экзамена. Например, он получает экзаменационное задание, которое надо сделать за 90 минут. Он думает, что если у него будет больше времени, то он легко все решит. Поэтому берет тест домой и собирается потратить на его выполнение целый день. Однако нет никакой гарантии, что можно справиться с возросшим объемом работы, если потратить больше времени. На следующий день назначен экзамен, но человек рассуждает, что хорошо бы перенести его на вторую половину дня, потому что в 9:00 сдавать тяжеловато.
Чем старательнее человек, тем чаще он придерживается идеи «все 24 часа – это время для работы», но с точки зрения продуктивности мозга это вовсе не самое лучшее решение. Я думаю, что если такие люди будут столь же усердно работать, но создавать себе время от времени условия экзамена, то смогут куда более эффективно использовать свой мозг.
Порочный круг, в который попадают люди, слишком серьезно относящиеся к делу
Например, на днях у меня с одним пациентом состоялся следующий диалог:
– Я не могу сосредоточиться, и это мешает мне закончить работу.
Мой собеседник работает аудитором, и раньше у него все отлично получалось.
Анализы и обследования мозга не выявили отклонений, и я решил уточнить некоторые детали из жизни пациента.
– Может быть, у вас скучная работа или вас что-то беспокоит?
Для активной работы мозга важно желание действовать. В нашем мозгу за наличие этого побуждения отвечает лимбическая система (особенно поясная извилина), и если она повреждена, то человек перестает хотеть что-либо делать без приказа. Если его что-то слишком сильно волнует, то это тоже мешает сосредоточиться на работе. Но у него таких проблем не оказалось.
– Я считаю свою работу идеальной, кроме того, недавно она получила высокую оценку, меня сделали управляющим, поэтому я не могу назвать ее скучной. Не сказать, чтобы меня что-то сильно волновало. Меня беспокоит только моя работа, голова забита практически только ею.
– А как вы проводите свое свободное время?
– Сейчас я и в свободное время постоянно тружусь. Дело в том, что я не успеваю доделать все дела до конца рабочего дня.
– А вы успеваете пообщаться со своими детьми?
– Нет. Даже если я прихожу домой рано, я работаю, пока не лягу спать.
– Вы хорошо справляетесь с работой у себя дома?
– Я бы так не сказал. Но если не работаю, то не могу успокоиться.
– Наверное, из-за этого и спать ложитесь поздно?
– Да, я все чаще ложусь очень поздно: в час или два ночи.
– А во сколько встаете?
– Если возможно, стараюсь раньше восьми.
Тот, кто хорошо справляется с работой, уделяет внимание и другим занятиям
Конечно, я не поставил этому пациенту диагноз лишь по результатам нашего разговора. Но очевидно, проблема его в том, что он берет работу на дом и слишком много времени ею занимается.
Если человек считает, что может пожертвовать личным временем и доделать дома все необходимое по работе, у него не наступает периода высокой производительности мозга. Когда мозг постоянно действует неэффективно, внимание рассеивается и, люди начинают думать о посторонних вещах. Ничего закончить не получается, и требуется все больше времени, чтобы перевести дух.
Это приводит к неприятным последствиям. Человек хочет отдохнуть от самого процесса непрерывной работы и привыкает растягивать ее на целый день. Он работает очень медленно и все позднее ложится спать. Режим нарушен, и мозг перестает нормально функционировать. Когда человек попадает в такой порочный круг, ему необходимо сразу же поставить себе временные рамки.
Вот что я посоветовал этому пациенту.
– Насколько я знаю, многие успешные люди уделяют много времени не только работе, но и семье и отдыху. Как вы думаете, почему так происходит?
– Потому что они используют свой мозг для разнообразных задач?
– Конечно, и это тоже, но есть и более веская причина: они ставят себе четкие временные рамки. Если в 17:00 надо покинуть офис, прийти домой и поужинать с детьми, а в выходные хорошо бы встретиться с друзьями, то необходимо справиться с работой до пяти часов, правильно? Тогда вы сможете распределить свое время: например, какую-то работу нужно закончить в первой половине дня, другую – до трех часов. Расписать время – это очень важно.
– То есть, если у меня будет меньше времени, я смогу лучше сосредоточиться и сделать работу быстрее?
– Да, это так. Вы не можете больше сконцентрироваться или лучше думать только потому, что так захотелось. Мозг не умеет отдавать такие приказы самому себе. Можно лишь осознать связь между временем и объемом работы и приучить себя к мысли, что есть какой-то час, после которого уже нельзя работать. Ведь проводить время с детьми – это очень важно.
Конечно, иногда приходится работать сверхурочно или брать работу на дом. Но нельзя превращать это в привычку и воспринимать как должное. Есть большая разница между режимом работы с ограничением по времени и без этого ограничения. Особенно если начальники считают, что чем больше времени они просидят в своих кабинетах, тем лучше – и подчиненным приходится торчать на работе допоздна[1]. Наверняка проблема низкоэффективных организаций именно в этом.
Производительность окружающих тоже важна
Для повышения производительности мозга важна конкуренция. Если вам кажется, что в слове «конкуренция» слишком явно выражено противостояние, можете просто считать иначе: «Он старается – и я тоже буду». Дело в том, что производительность мозга – это вещь относительная. Человек может добиться гораздо лучшего результата, когда узнает, что окружающие его превосходят. Это похоже на спортивные состязания. Если спринтер бежит один, то он не покажет отличных результатов, но если у него есть соперник, то сможет пробежать хотя бы на долю секунды быстрее. Так и в работе: если вы делаете ее один, то эффективность никак не повышается. Важно действовать, поглядывая на других людей. У всех разные задачи, поэтому я не могу дать общих рекомендаций, но приведу такой пример: утром вы активно начинаете работу, а потом, где-то часов в одиннадцать, сравниваете с коллегами, что успели сделать. Или в 16:00 показываете результаты своей работы начальнику. Думаю, такая система очень полезна.
Ограничение по времени повышает эффективность принятия решений
Отвлечемся от производительности мозга. Задание временных рамок позволяет решить, какие задачи действительно важны. Ведь у работы (хотя и у всех других занятий тоже) есть такая особенность: если о ней слишком много думать, то постоянно будут находиться все новые проблемы, их станет бесконечно много.
Например, когда меня просят прочесть лекцию на час, меня нисколько не напрягает это ограничение. Если начать подробно говорить о проблемах мозга, то рассказ может тянуться бесконечно.
Можно долго решать, с чего лучше начать: с рассказа о синапсе или о серотонине? А может быть, как использовать мозг? Тем беспредельно много, и невозможно собрать все это воедино. Если время не ограничено, то легко запутаться.
Но как только у меня появляется ограничение по времени, я сразу могу расставить приоритеты: об этом надо рассказать в первую очередь, а об этом – если останется время. Еще легче построить рассказ, когда видишь, какая перед тобой аудитория.
Например, я прихожу в зал и вижу, что среди зрителей много женщин. Значит, будет лучше начать с такого-то факта. Если много молодежи, то раздумываю, какой пример привести после рассказа о чем-то, и он возникает сам по себе.
В какой-то степени этот принцип применим и к работе. Допустим, у вас есть целых 24 часа на завершение какого-то проекта, но вы не знаете, с чего начать.
Представьте, что у вас есть только 90 минут, и вам будет проще расставить приоритеты. Вы сразу начнете думать, что важно, а что не очень, и что ни в коем случае нельзя упустить. Тем более срочная и важная работа часто предполагает сжатые сроки.
Когда у вас мало времени на решение какой-то задачи, вы можете подумать, что справились бы лучше за большее время. Однако если бы вас не ограничили, то было бы гораздо сложнее выстроить рабочий процесс, а задача только бы усложнилась. К тому же нельзя забывать, что в таком режиме производительность мозга не повышается.
В итоге результаты не самые лучшие и напоминают длинную скучную речь, в которой невозможно выделить главное.
Самое плохое – делать работу с убеждением, что надо продолжать ее до тех пор, пока вы естественным образом не придете к решению задачи. Это дает вам бесконечное множество вариантов, и производительность не растет. Человек ежедневно работает, но ему не хватает времени, хотя он тратит на это весь день. Если при этом его работа неэффективна, он наверняка попал в порочный круг.
Подведем итог. Ключевые точки Привычки 2:
♦ Одного желания недостаточно, чтобы улучшить концентрацию и скорость мышления.
♦ Следует определить соотношение объема работы и времени, которое дано на ее выполнение.
♦ Самое главное выделить будет сложнее, если не ограничить себя по времени.
Конечно, я согласен, что работу можно сделать лучше, потратив на нее чуть больше времени. Но это время надо хорошо распределить, включив в него промежутки на условиях экзамена. Приучить себя к этому будет особенно полезно перфекционистам и людям, которые слишком серьезно относятся к работе.