Как жилось в советской Прибалтике
Прибалтику называли «витриной Советского Союза». Заграницу в советских фильмах снимали именно здесь. Зарплаты прибалтийских рабочих, колхозников и инженеров были в два-три раза выше, чем в среднем по Союзу, а цены, тарифы на квартплату и электроэнергию – ниже. Кроме того, в Прибалтике были самые лучшие в СССР дороги, а также активно процветали рок и панк-культуры, запрещённые на территории РСФСР.
Это был своеобразный островок Европы на территории Советского Союза. Поездка туда по эмоциям приравнивалась к поездке за рубеж. Не случайно заграницу в советских фильмах снимали именно в Прибалтике.
Явка советского разведчика на Цветочной улице в фильме «17 мгновений весны» находилась на рижской улице Яуниела. Здесь же снимали и дом Шерлока Холмса на Бейкер-стрит. Планы фильмов «Три толстяка» и «Город мастеров» снимали в Таллине. В Прибалтике снимали и многие сцены в «Трёх мушкетерах».
Также здесь закрывали глаза на те вещи, которые в РСФСР были под запретом. Например, здесь активно развивалась рок и панк-культура. Эстонские панк-группы «Propeller» и «Para Trust» появились ещё в 1979 году, в 1980-е в Латвии была создана группа «Конец капитализма», в 1986 году в Эстонии – группа «J.M.K.E.». Она до сих пор существует.
Такое раздолье в Латвии, Литве и Эстонии было вызвано целым рядом факторов. В первую очередь – особыми условиями, которые были предоставлены прибалтийским странам уже после войны.
21 мая 1947 года закрытым постановлением ЦК ВКП (б) было предписано учесть исторические и экономические традиции этого региона и замедлить в нём темпы коллективизации. Такая преференция в Прибалтике продолжалась вплоть до распада СССР. К концу 1980-х больше 70 % сельскохозяйственной продукции в Прибалтике производилось и сбывалось личными хозяйствами («единоличниками»).
Также нужно отметить, что в 1940-1960-х у прибалтийских колхозников не изымались паспорта (как в большинстве республик СССР, кроме регионов Закавказья).
С конца 1940-х до 1990 года зарплаты прибалтийских рабочих, колхозников и инженеров были в 2-3 раза выше, чем в большинстве республик и в среднем по Союзу, а цены, тарифы на квартплату и электроэнергию – ниже.
По статистическим данным, в 1988 году латыши, литовцы и эстонцы потребляли за год мяса и мясных продуктов 84, 85 и 90 кг соответственно. В среднем по СССР этот показатель составлял не более 64 кг.
Потребление молока и молочной продукции: Литва – 438 кг/чел в год, Латвия – 471 кг/чел в год, Эстония – 481 кг/чел в год. Средний показатель для СССР – 341 кг/чел в год.
Не калининградские, а именно латвийские, эстонские и литовские порты были главными западными морскими воротами Советского Союза. До сих пор их доля во внешнеторговом трафике России превышает 25 %. Порты, построенные ещё в советские годы, до сих пор продолжают приносить доход прибалтийским странам.
В 1970-1980-х годах к этим портам были проложены нефтепроводы. Автомобильные дороги в Прибалтике также были на высоте. По качеству они занимали первое место в СССР. Второе место занимала Западная Украина, третье – Закавказье. РСФСР был на 12-13-м месте.
Прибалтика была настоящей экспериментальной кузницей кадров для советского и мирового спорта.
Там активно развивался хоккей, футбол, баскетбол, парусный спорт. Литовский футбольный клуб «Жальгирис» выступал на Универсиаде 1987 года за Сборную СССР по футболу и уверенно занял первое место.
На рижском «Динамо» великий Виктор Тихонов отрабатывал свои знаменитые схемы и тренировочную систему. Именно в годы своей работы в Риге Тихонов довёл свою команду из второй лиги до четвертого места в первенстве СССР и придумал своё ноу-хау: игру в четыре звена.
В рижском «СКА» ковал своё тренерское мастерство Александр Гомельский. Его команда трижды становилась чемпионом СССР и трижды – обладателем Кубка европейских чемпионов.
В Таллине проводились соревнования по парусному спорту на Олимпийских играх 1980 года. Сборная СССР по парусному спорту на той Олимпиаде заняла почётное второе место, уступив бразильцам.
Прибалтика времен СССР была знаменита своими брендами. Такими, например, как «ВЭФ», «Радиотехника», автомобили «РАФ», «Рижский бальзам», «Рижский хлеб», рижская косметика «Джинтарс», «Рижские шпроты». Рижский вагоностроительный завод выпускал электрички «ЭР-1» и «ЭР-2».
После распада Советского Союза судьба этих брендов оказалась печальной. «ВЭФ», в годы Союза передовой мировой производитель электроники, радиоприёмников, телефонов, станков, обеспечивавший рабочими местами больше 14 тыс. человек на заводе в Риге и ещё 6 тыс. – в остальной Латвии, дававший прибыль 580 миллионов долларов в год, в середине 1990-х объявил о банкротстве. Сегодня на месте завода торговый центр.
Такая же участь постигла и «РАФ». В 1997 году производство на заводе было остановлено.
По иронии судьбы, последней моделью, сошедшей с конвейера некогда процветающего завода, стал автомобиль-катафалк.
Бывший гигант, Рижский вагоностроительный завод, с трудом пережил девяностые. В 1998 году была объявлена неплатежеспособность завода. Многократно сократились объёмы производства. К 2001 году на заводе осталось меньше полутора сотен сотрудников (при СССР было 6000). Сейчас завод поделен: половина отошла частному предпринимателей, вторая половина продолжает работу, но в объёмах, не сравнимых с советским временем.