Вы здесь

Как дышать, чтобы жить лучше. Самые эффективные дыхательные практики. Глава 3. СКОЛЬКО ДЫХАТЕЛЬНЫХ ГИМНАСТИК? (В. А. Сафонов, 2008)

Глава 3

СКОЛЬКО ДЫХАТЕЛЬНЫХ ГИМНАСТИК?

Дыхательных гимнастик придумано довольно много, и они слишком разные по исполнению. Опробовать на практике, чтобы проверить их все, заведомо невозможно, ибо они весьма трудоемки и требуют долговременных упражнений. Но ознакомиться с основополагающими их особенностями, чтобы затем сделать осознанный выбор, полезно и вполне доступно.

Полезны ли дыхательные упражнения?

Дыхание чутко реагирует на состояние психики, на эмоции и стрессы. Каждый знает, что оно может выражать его настроение, переживания.

Как заметил И.Р. Тарханов (1904), уже опыт будничной жизни убеждает нас в том, что различные чувства и аффекты резко отражаются на ритме, глубине и вообще на всем характере дыхательных движений. «Что такое, в самом деле, плач, сопровождающий глубокое горе, или смех при веселом радостном чувстве, как не выражение резко измененной деятельности дыхательного аппарата, осложненной определенной игрой мышц лица и в некоторых случаях деятельным состоянием слезных желез? Хохот, например, состоит главным образом из более или менее глубокого вдыхания, за которым следует не один, а целый ряд долго продолжающихся коротких, отрывочных выдыханий при открытой голосовой щели; воздух, выталкиваемый при этом, приводит в характеристичные колебательные движения голосовые струны. При плаче происходит аналогичное изменение дыхательных движений, как и при хохоте, но ритм их и сопровождающее выражение лица представляются иными, хотя сходство этих состояний бывает иногда так велико, что трудно бывает отличить лицо плачущее от хохочущего. Уже из этих одних фактов явно следует, что чувства и аффекты в состоянии резко нарушать нормальный тип дыхательных движений. Этот вывод подтверждается и другими наблюдениями, в которых сила чувств и аффектов бывает не настолько велика, что бы выражаться в форме смеха или плача. В этих случаях наблюдается только отчетливое изменение ритма и глубины дыхательных движений в двух противоположных направлениях. Так, у людей, находящихся в веселом, радостном настроении, дыхания представляются учащенными и поверхностными, тогда как при печали или горе дыхания делаются более редкими и отделяются продолжительными остановками, вслед за которыми обыкновенно наступает глубокий непроизвольный вздох, стремящийся как бы пополнить недостаток вводимого при этом в организм воздуха. Эти глубокие от времени до времени вздохи являются настолько характеристичными, что их в обыденной жизни обыкновенно считают за признак удручающего человека горя, печали или каких-либо неприятных для него забот. Сильный испуг или страх обыкновенно сопровождается остановкой дыхания, а равным образом и сильная боль, вызывающая в человеке в высокой степени неприятное чувство» (И.Р. Тарханов, 1904).

Однако не только психические процессы вызывают изменения дыхательных движений, но и наоборот – систематические дыхательные упражнения оказывают заметное влияние на общее состояние организма. Известно, что дыхание – один из основных физиологических процессов жизнеобеспечения в организме. Может быть, именно поэтому апологеты многих систем дыхательных упражнений советуют дышать с максимальным использованием объема легких, в чем видится им залог большой жизнеспособности организма, так как в организме при этом полнее и глубже текут все обменные процессы. Поняв зависимость здоровья от умения дышать и обнаружив, что посредством дыхательных движений можно воздействовать на функции других внутренних органов, люди очень давно создали стройные и разносторонние по целевому назначению системы дыхательных упражнений.

Казалось бы, здорового деятельного человека не следует переучивать на какой-то (и какой именно?) особый способ совершения дыхательных движений. Вместе с тем это не означает, что наше дыхание вредно тренировать. Более того, дыхательная система успешно тренируется сама по себе при физических нагрузках – ходьбе, беге и т. д. Далее, при общей слабости и некоторых заболеваниях возникает прямая необходимость тренировать, укреплять дыхательные мышцы.

Дыхательные упражнения применяются с целью улучшения как функции внешнего дыхания, так и обменных процессов в организме в целом. Они оказывают благотворное действие на центральную нервную систему. Дыхательные упражнения для лечения применяются не изолированно, а в сочетании с другими гимнастическими упражнениями с вовлечением в активность многих других мышц тела.

Замечено, что путем систематических тренировок дыхания поддерживается на должном уровне здоровье, повышается продолжительность активной жизни, уровень умственной активности, работоспособность.

Наиболее широкое распространение и развитие дыхательная гимнастика получила на Востоке: известны такие оздоровительные системы дыхательных упражнений, как индийская хатха-йога, китайская цигун, вьетнамская зыонгшинь. Эмпирическая и научная информация о процессе дыхания человека, накопленная за многие тысячелетия, составляет золо той фонд мировой культуры. Изобретаются все новые и новейшие дыхательные гимнастики. Тем не менее набор дыхательных упражнений очередных гимнастик практически никогда не вы ходит за рамки классических дыхательных упражнений йогов. Специфические техники, включающие интенсивное дыхание, равно как и его задержки, входят в различные упражнения кундалини-йоги, сиддха-йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, буддийской и даосской медитации и т. д. Более тонкие техники, основанные скорее на специальном внимании к дыханию, чем на изменении его динамики, занимают важное место в дзен-буддизме школы Сото и в некоторых даосских и христианских практиках.

Сразу же обращаю внимание на то обстоятельство, что благотворное влияние разных методик дыхательных упражнений их авторы приписывают в основном одним и тем же факторам. Главным образом речь идет об изменении газообменных процессов: чаще – об увеличении (гипероксии) или уменьшении (гипоксии) содержания в крови кислорода и реже – увеличении (гиперкапнии) содержания углекислого газа. Конечно, влияние специализированных или подражательных дыхательных упражнений на общее состояние организма невозможно объяснить только изменением концентрации кислорода или углекислого газа.

И хотя экспериментально доказано в равной мере стимулирующее влияние на организм как умеренной гипоксии (недостатка кислорода), так и небольшой гиперкапнии (избытка углекислого газа), однако в то же время отмечено, что ни тем ни другим не исчерпывается эффект возможного благотворного влияния дыхательных упражнений на здоровье.

Как было подмечено многими исследователями, не менее (если не более!) важен психотерапевтический эффект разнообразных систем дыхания (а также признаваемый авторитет их разработчиков), и, разумеется, очень существенна сама по себе тренировка дыхательного аппарата, позволяющая более экономно, то есть с наименьшими энергозатратами, обеспечивать оптимальный газообмен в организме. Дело, как видно, в том, что какие бы рекомендации ни давали пациенту – дышать глубоко или поверхностно, часто или редко, – уже само осознание целенаправленного вмешательства в жизнедеятельность собственного организма укрепляет веру человека в свои возможности. В этих случаях налицо психотерапевтический эффект, дополняемый психофизическим воздействием. Кроме того, без дисциплины и волевых усилий нельзя достигнуть успеха в дыхательных упражнениях. Совершать дыхательные упражнения должно всегда с благоговением, тщанием и вниманием, как требуют ревнители таких методов оздоровления.

Таким образом, по нашему мнению, в основе терапевтического воздействия разных систем дыхания, предлагаемых для лечения многих заболеваний, на самом деле заложены два основных действующих компонента: собственно тренировочный и обменный эффект самих дыхательных упражнений и непременно содержащийся в системах тренировок психотерапевтический компонент.

Как известно, лечебный эффект своего способа лечения астмы К.П. Бутейко связывает с повышением концентрации СO2. Но данные других авторов показывают, что больные бронхиальной астмой обладают пониженной вентиляторной чувствительностью к СO2, о чем свидетельствует состояние гиперкапнии, сопутствующее заболеванию. Кроме того, прямое искусственное повышение концентрации СO2 не дает положительного эффекта.

Следовательно, не прирост содержания углекислого газа в организме обусловливает расширение бронхов у больных, а связанное с волевым управлением снижение скорости потоков воздуха при дыхании, изменение дыхательного паттерна, удлинение выдоха, снижение работы дыхательных мышц.

Итак, признавая определенное лечебно-оздоровительное влияние разных по исполнению систем дыхания, нельзя не отметить весьма упрощенные, надуманные по пытки авторов таких тренировочных систем объяснить меха низм благотворного влияния самих дыхательных упражнений.

Характеристика и назначение дыхательных практик

Древневосточные системы

Древнеиндийская система дыхания. Пранаяма – это контроль над дыханием, или умение путем дыхательных упражнений управлять потоками праны (жизненной энергии, получаемой из воздуха). Вместе с тем это учение о сознательном управлении дыханием. Фактически практика пранаямы может быть сведена к двум приемам изменения дыхания: медленно вдыхать и выдыхать воздух, производя продолжительные или глубокие циклы дыхания, либо полностью останавливать дыхание. Таким образом, пранаяма представляет собой сложный акт, при котором, заняв сидячее положение, человек совершает медленные, глубокие и полные вдохи и выдохи, а также останавливает дыхательные движения. Смысл пранаямы заключается в том, что мы можем управлять дыханием, контролируя дыхательную мускулатуру. Согласно древнеиндийским воззрениям, каждому отмерено природой строго определенное число дыханий, значит, можно, замедляя дыхание, продлить свою жизнь. Мысль о том, что число дыханий каждого из нас сочтено, что продолжительность жизни зависит от того, сколько мы сделаем дыханий, а также о том, что вследствие этого мы должны сократить число дыханий на данный период, дабы жить дольше, – именно такая мысль заложена в этой системе.

Итак, учение о дыхании человека называется у йогов пранаямой. Пранаяма – это сознательное продление вдоха, задержки дыхания и выдоха. С помощью вдоха человек получает «первичную энергию». С помощью задержки дыхания эта энергия усваивается человеческим организмом. При выдохе происходит смена первичной энергии, которая отдала свой потенциал человеческому организму и поэтому больше не нужна.

Прана есть энергия, пропитывающая Вселенную на всех уровнях. Это физическая, умственная, интеллектуальная, сексуальная, духовная и космическая энергия. Все физические энергии, такие как тепло, свет, гравитация, магнетизм и электричество, также прана. Это источник движущей силы во всяком действии; энергия, которая творит, защищает и разрушает. Сила, жизненность, жизнь и дух – все это формы праны.

Пранаяма предполагает тренировку мышц и нервных центров, связанных с процессом дыхания, что улучшает функционирование органов дыхания. Более того, считают, что пранаяма благотворно воздействует и на все остальные функции тела, обеспечивая более долгую жизнь.

В йоге существует семь классических дыхательных упражнений.

1. Полное дыхание.

2. Преодолевающее дыхание.

3. Охлаждающее дыхание.

4. Дыхание, очищающее меридианы.

5. Дыхание, очищающее воздушные полости головы.

6. Вентиляция легких («Кузнечный мех»).

7. Ритмическое дыхание.

Остановимся на некоторых из них.

Полное дыхание формируется из так называемого нижнего, среднего и верхнего. Рассмотрим нижнее (брюшное, или диафрагмальное) дыхание. Положите на живот сплетенные пальцы рук. Глубоко вдохните, выпячивая живот за счет опускания диафрагмы. Грудная клетка при этом должна оставаться неподвижной. Подбирая живот и таким образом поднимая диафрагму, сделайте продолжительный выдох. Так включается в работу «нижний этаж» легких.

Среднее (реберное, грудное) дыхание происходит за счет подвижности самой грудной клетки. Так же положите сплетенные пальцы рук на живот. Локти прижмите к бокам. Вдыхая, разводите их в стороны (ладони по-прежнему на животе), как бы направляя расширение грудной клетки именно в стороны; плечи при этом также слегка как бы раздвигаются. Живот при среднем дыхании должен оставаться неподвижным. Очень важно, чтобы грудная клетка не выпячивалась, а только расширялась в стороны.

Верхнее (ключичное) дыхание. Пальцы согнутых рук положите на плечи возле ключиц, локти опущены. При вдохе поднимайте локти через стороны вверх, приподнимая при этом и плечи. Так заполняются воздухом верхушки легких, почти бездействующие при обычном неглубоком дыхании, и включается в работу «верхний этаж» легких. При полном дыхании вдох обязательно производится через нос, выдох – через нос или рот.

Разучивайте день ото дня каждое из этих дыхательных упражнений, чтобы они получались у вас почти автоматически, а затем соедините все три вместе: вдох с выпячиванием живота как бы перетекает в расширение грудной клетки, после чего следует некоторое ее выпячивание и поднимание плеч. Таков полный вдох. «Очистительный» полный выдох производится также «снизу вверх»: втягивается живот (поднимается диафрагма), спадает грудная клетка, опускаются плечи. Это и есть в общих чертах полное дыхание йогов – полезное упражнение, снимающее усталость.

Полное дыхание – надежный способ лечения и предупреждения многих заболеваний органов дыхания, оно также благотворно влияет на нервную систему, оказывая успокоительное действие.

Одним из примечательных упражнений в системе йогов является «Бхастрика» (в переводе – «Кузнечный мех»), характеризующаяся быстрым чередованием коротких вдохов и выдохов. Для выполнения этого упражнения в положении сидя или стоя нужно сначала спокойно выдохнуть. Далее вдыхать и выдыхать через нос быстро и энергично за счет подъема и опускания диафрагмы раз десять подряд.

Продолжительность вдоха должна быть равна продолжительности выдоха. Промежутков между вдохами и выдохами не допускать. Дыхание напоминает пыхтение паровоза. После 10 – 20 таких дыханий выполняется медленный полный выдох и вдох. Упражнение заканчивается глубоким вдохом с задержкой воздуха в легких на 7 – 14 секунд. Диафрагма и другие дыхательные мышцы работают как единый механизм. После каждой серии упражнений выполняется несколько спонтанных, непроизвольных дыхательных циклов. Затем серия таких движений повторяется. Необходимо следить за тем, чтобы не было сопутствующих движений руками, плечами, головой – в дыхательных движениях участвует одна только диафрагма. Частота дыхания при выполнении «Бхастрики» уменьшается до 2 – 3 раз в минуту. Считают, что «Кузнечный мех» является одним из самых действенных дыхательных упражнений, усиливает насыщение крови и тканей кислородом, улучшает клеточный обмен, излечивает многие легочные заболевания. Полагают, что это упражнение полезно выполнять до и после спортивных занятий, при одышке и даже для обезболивания родов. Интересно заметить, что современный высокочастотный метод искусственной легочной вентиляции, нашедший свое место в интенсивной терапии и реанимации, имеет некоторую аналогию с дыханием «Бхастрика». Согласно известным данным, «Бхастрика» эффективно воздействует на организм человека при многих заболеваниях, служит надежным средством профилактики гипоксемии (сниженного содержания кислорода в крови) благодаря усилению притока кислорода в функционирующие ткани. «Бхастрика» способствует восстановлению дыхания после изнурительного бега. С наибольшей пользой можно применять такие упражнения в состоянии утомления с целью повышения работоспособности. «Бхастрика» регулирует функциональное состояние организма человека при стрессовых и психических потрясениях. Считают, что даже при небольшой практике человек может испытать душевный мир, снижение напряжения, ощущение благополучия и упорядоченности, дисциплинировать поведение в повседневной жизни.

Практика пранаямы. Существует много разновидностей пранаямы. Они были разработаны для того, чтобы приспособить физические, умственные, интеллектуальные и духовные потребности занимающегося к изменяющимся внешним условиям.

В древних книгах по йоге описываются четыре ступени пранаямы: начальная стадия; настойчивое стремление; сокровенное знание; достижение цели. Пранаяма вызывает ритмичное расширение легких, создавая надлежащую циркуляцию жидкости в почках, желудке, печени, селезенке, кишечнике, коже и других органах. Практика пранаямы успокаивает чувства и желания. Таким образом, ум становится свободным от ненужных мыслей. Слова, мысли и действия занимающегося становятся ясными и чистыми. Она поддерживает крепость тела и устойчивость интеллекта. Дыхание в пранаяме всегда осуществляется через нос. Вдох и выдох делаются плавно, медленно и глубоко. Практикуйте пранаяму в определенное время каждый день в одной и той же позе.

Пранаяму следует выполнять с закрытыми глазами, избегая шума. Лучше всего упражнение выполнять сидя на полу на подстилке из натуральной ткани. Практика пранаямы не должна быть механической. Важнейшими факторами являются полная восприимчивость ума и интеллекта.

Не исключено, что одно из дыхательных упражнений йогов («Анулома-Вилома») обладает именно таким воздействием. Это упражнение – точное дозирование медленного вдыхания и выдыхания через обе ноздри поочередно. По результатам исследования К. Хеббара (1971) во время выполнения «Ануломы-Виломы» изменяется газовый состав артериальной крови, а также мозговой кровоток. Как известно, мозговой кровоток изменяется также во время задержки дыхания и гипервентиляции. Возможно, некоторое влияние на кровообращение мозга оказывают упражнения йогов «Уджай», «Бхастрика», «Сурья-Бхедана» и «Брамари», при вы полнении которых задерживается дыхание.

Известно, что дыхательные упражнения являются всего лишь частицей общего учения йоги, хотя сами по себе составляют единую систему, поэтому «выхватывание» из этой системы отдельных «нужных» нам упражнений конечно же противоречит предписаниям йогов. Будучи частью йоги, пранаяма должна практиковаться вместе с другими частями, такими как асаны и медитация. Это дает больший эффект, особенно в сфере профилактики или при излечении заболеваний.

Конец ознакомительного фрагмента.