Тема II. Взаимодействие: между послушанием и свободой
Глава 3. Девять способов взаимодействия
Каждый наш день наполнен указаниями, которые мы даем своим детям: «Не надевай синие туфли», «Смотри перед собой, когда едешь на роликах», «Сиди ровно!», «Не пора ли тебе выходить?», «Просыпайтесь скорее! Мы опаздываем!», «Прекратите кричать! У меня голова уже болит от этого визга», «Сколько можно сидеть у компьютера?», «Ешь быстро!» Кажется, что половину времени мы тратим на то, чтобы указывать детям, что нужно и чего не нужно делать. И ведь повторяем по «сто раз», но все остается по-прежнему! Раздражение нарастает, и уже кажется, что ребенок все делает «назло».
Взаимодействовать с детьми очень непросто. Наверняка и им с нами тоже нелегко приходится. Мы можем написать целый список того, что должен (и чего не должен) делать ребенок утром, днем и вечером. Листа бумаги может на это и не хватить. Мы напряженно следим за тем, чтобы все было «правильно», и это отнимает много сил и у нас, и у него. Значит ли это, что мы должны «расслабиться» и позволить ребенку быть более свободным как в своих желаниях, так и в своем поведении? А если при этом мы видим, что он не считается с окружающими и главным словом для него становится «я»? Не будем ли мы пестовать его эгоизм и взращивать вседозволенность?
Нам все время приходится балансировать на грани двух идей: «ребенок должен слушаться и быть воспитанным» и «ребенок должен расти свободной личностью». Видя недостойное поведение ребенка (который, например, нагрубил учителю), мы мучаемся чувством вины: не смогли научить, не объяснили, не настояли вовремя. А наказывая его за проступок, снова испытываем двойственные чувства: ведь у него были причины, он испытывал негативные чувства, да и учитель, если честно, «не подарок». И чувствуем себя совершенно заблудившимися между идеями послушания и внутренней свободы…
Поэтому предлагаю сначала разобраться с двумя вопросами: почему ребенок имеет право не слушаться и почему мы имеем право его воспитывать[4].
Ребенок имеет право не слушаться по нескольким причинам…
…темперамент и характер[5]. Речь идет о детях, которые точно знают все правила поведения, но… не соблюдают их! Конечно, не всегда, но регулярно. Такие дети, как правило, обладают высокой активностью – и мыслительной, и физической, у них быстрый темп. Они все время сомневаются в правилах: «проверяют» их непослушанием, требуют объяснений. Но они вырастают взрослыми, несущими «энергию перемен»!
…познавательная активность. Часто за действиями ребенка стоит любознательность, некая исследовательская цель («а что будет, если…»). Уже в возрасте полутора лет у детей формируются два познавательных механизма: первый помогает концентрироваться на том, что заинтересовало, второй – «игнорировать помехи». В том числе (или особенно?) наше «нельзя!».
…развитие умения сказать «нет» – важного социального навыка, ведь жизнь человека, способного лишь соглашаться, исключительно сложна. Не слушаясь, ребенок тренирует умение отказывать. Не думайте, что он сможет научиться этому с другими, если вы требуете от него беспрекословного подчинения. Поэтому нужно относиться с пониманием к периодическому упрямству, попыткам вас убедить в своей правоте или даже действиям наперекор.
…тренировка самостоятельности. Ребенок хочет принимать решения (хотя бы некоторые) сам с момента, как научился ходить. И непослушание – одно из проявлений самостоятельности. Если ребенок постоянно занимает ведомую позицию, а взрослый – ведущую, то о самостоятельности речь не идет. Постоянный контроль, указания, приказы убивают ее нежные ростки. А ведь мы воспитываем детей для того, чтобы, повзрослев, они могли принимать важные для себя решения и воплощать их в жизнь.
Вот как минимум четыре причины, показывающие, что детское непослушание – это не так уж плохо. Оно позволяет развить полезные черты и выработать стратегию поведения. Но и мы, взрослые, имеем полное право на то, чтобы требовать от детей послушания! И на это тоже есть четыре основные причины…
…мы обязаны сохранить жизнь и здоровье ребенка. Речь идет не только о непосредственных опасностях, но и о том, что может «подтачивать» здоровье незаметно. Поэтому мы настаиваем на чистке зубов, правильном питании, одежде по погоде, режиме дня, чистоте в комнате, приеме лекарств – всем том, что нашим детям кажется невообразимой скукой и вызывает множество препирательств каждый день. По мере взросления ребенка мы строже относимся к этим вопросам, добиваясь, чтобы он сам соблюдал правила безопасности и здоровой жизни. А как же иначе, если ребенок все чаще оказывается вне поля нашего зрения!
…мы должны научить его жить в обществе. Мы все живем в социуме и с малых лет учимся соблюдать «границы» других людей: не обижать и не задевать зря, контролировать свою агрессию, быть миролюбивыми, соблюдать нормы вежливости. Именно родители ответственны за то, чтобы познакомить детей с правилами жизни в обществе. Нормы культурного поведения, правила приличия – все это непростые задачи родительского воспитания, и усваиваются они ребенком сложнее, чем правила безопасности. Для ребенка долго может оставаться непонятным, зачем нужно здороваться, извиняться, почему нельзя при всех ковырять в носу или громко кричать в магазине. Опасности ведь нет! Но родители осознают: если ребенок не знает правил поведения, ему будет сложно. И чем дальше, тем больше.
…мы должны научить его учитывать желания и потребности других людей. Ребенок постепенно должен узнать, что его желания порой несовместимы с желаниями или возможностями других людей. Сначала он учится понимать, что мама устала или занята важными делами и ей нельзя мешать. Затем, встречая других детей в детском саду, учится сопереживать, делиться, преодолевать желание ударить или отнять игрушку. В школе он учится не только наукам, но и настоящей дружбе. Родители интуитивно понимают: если не научить ребенка соблюдать «границы», прежде всего внутри семьи, то они воспитают настоящего эгоиста. И хорошо от этого не будет ни им, ни самому ребенку.
…мы должны помочь ему развить волю. Делать так, как хочется, – всегда легко и приятно. Легко и приятно играть весь день на планшете вместо того, чтобы учить уроки. Легко и приятно пойти с друзьями в клуб вместо того, чтобы готовиться к вступительным экзаменам. Легко и приятно сидеть в социальных сетях, подводя при этом коллег и срывая весь проект. И как хорошо лежать на диване, пока другой супруг разрывается от дел. Но куда приведет этот путь? Поэтому одна из наших родительских задач – показать ребенку, что чем дальше, тем больше ему потребуется умения преодолевать свои импульсивные желания. Мы все ежедневно встаем перед выбором: поступить как до́лжно или как легко? В детстве родительский контроль очень важен. Мы мотивируем ребенка к более осознанному поведению, развивая его самоконтроль. А без этого будущая успешность и в карьере, и в семейной жизни будет «под вопросом».
Ну что же, дети имеют право на непослушание, а мы имеем право на то, чтобы призывать их к правильному, с нашей точки зрения, поведению. Для них эта «правильность» не всегда очевидна. Мы пытаемся объяснять, но в силу возраста дети могут понять далеко не все. Поэтому споров и конфликтов на этом пути вряд ли можно избежать! Да, мы имеем право на то, чтобы направлять ребенка, даже если это вызывает у него не самые приятные чувства. Но традиционные способы, применяемые нами, почему-то не приводят к тем результатам, которых мы ждем. Ребенок должен понять, согласиться и сделать правильно. А вместо этого возникает лишь раздражение с обеих сторон!
Посмотрите на «звезду», иллюстрирующую стереотипные реакции родителя, желающего повлиять на поведение своего ребенка…
А теперь давайте рассмотрим следующие ситуации. Примерьте на себя роль ребенка. Какие чувства вы испытаете и что вам захочется сделать? Также попробуйте определить, какую неэффективную реакцию продемонстрировал родитель…
1. «Снова ты заляпал футболку! Когда же это закончится? Мне кажется, ты никогда не поймешь, что нужно вытирать руки салфеткой! Ты никогда не слушаешь, что тебе говорят!»
Будучи ребенком, вы бы почувствовали: ________________________________
Что вам захотелось бы сделать? ________________________________
Какую стереотипную реакцию продемонстрировал родитель? ________________________________
2. «Снова ты не поздоровался с соседками! Ведешь себя как дикарь! Так ты никогда не станешь приличным человеком!»
Будучи ребенком, вы бы почувствовали: ________________________________
Что вам захотелось бы сделать? ________________________________
Какую стереотипную реакцию продемонстрировал родитель? ________________________________
3. «Если ты сейчас же не уберешь игрушки, я их просто выкину в помойку!»
Будучи ребенком, вы бы почувствовали: ________________________________
Что вам захотелось бы сделать? ________________________________
Какую стереотипную реакцию продемонстрировал родитель? ________________________________
4. «Ты еще не убрал свою постель? Ну-ка быстро, раз, два!»
Будучи ребенком, вы бы почувствовали: ________________________________
Что вам захотелось бы сделать? ________________________________
Какую стереотипную реакцию продемонстрировал родитель? ________________________________
5. «Вымой руки, а то червяки в животе заведутся. Не ходи по лужам – простудишься. Не ешь много конфет – живот заболит».
Будучи ребенком, вы бы почувствовали: ________________________________
Что вам захотелось бы сделать? ________________________________
Какую стереотипную реакцию продемонстрировал родитель? ________________________________
6. «Ты считаешь, это хорошо в очередной раз говорить бабушке, что у нее невкусный суп и ты не станешь его есть? Ты должен задумываться о чувствах других людей. Меня тоже в детстве этому учили, и теперь я должна тебя научить. Ты ведь не хотел бы услышать, что у тебя что-то получилось плохо? Нужно уметь молчать, особенно если речь идет о старших».
Будучи ребенком, вы бы почувствовали: ________________________________
Что вам захотелось бы сделать? ________________________________
Какую стереотипную реакцию продемонстрировал родитель? ________________________________
7. «От твоих криков у меня разболелась голова. Еще немного, и ты доведешь меня до больницы!»
Будучи ребенком, вы бы почувствовали: ________________________________
Что вам захотелось бы сделать? ________________________________
Какую стереотипную реакцию продемонстрировал родитель? ________________________________
8. «Посмотри, как Маша аккуратно пишет. А ты – как курица лапой. Вот она заслуженно получает пятерки».
Конец ознакомительного фрагмента.