Вы здесь

Как говорить «нет» без угрызений совести. И сказать «да» свободному времени, успеху и всему, что для вас важно. 3. Как говорить «нет» на работе (Конни Хэтч, 2013)

3. Как говорить «нет» на работе

А. Мне нравится моя работа. Если завтра я выиграю в лотерею, все равно буду продолжать работать, потому что без работы в жизни образуется пустота.

Б. День на день не приходится, но на работе обычно все нормально.

В. Я работаю ради денег. Точка. (И все время покупаю лотерейные билеты.)

Чем бы вы ни занимались, ваше отношение к трудовой деятельности скорее всего может быть описано при помощи трех вышеприведенных высказываний. Если это случай «А», вас можно поздравить с принадлежностью к немногим избранным. Но если вы похожи на большинство известных нам людей, ваше отношение к работе будет находиться где-то между «в целом ничего» (Б) и «заберите меня отсюда!» (В).

Нет совершенно ничего плохого в работе, которая «в целом ничего». Но если работа (или окружающие на работе) обычно расстраивают или злят вас, то что-то не так. Не все в порядке и в случае, если из-за собственной пассивности или страха вы позволяете работе поглощать львиную долю вашей жизни, лишаетесь того, что любите, и не имеете возможности реализовать собственную мечту. Если вы не любите свою работу, вряд ли это улучшает ваше общее настроение. Именно поэтому владение высоким искусством отказа так важно на рабочем месте.

Умение говорить «нет» на работе – а в необходимых случаях и отказываться от выполнения некоторых заданий – сделает вашу жизнь совсем другой. Вы сможете справляться с повседневным стрессом. Но, что еще более важно, установление разумных пределов рабочего времени и нагрузок позволит вам жить более интересной и полной жизнью за пределами рабочего места. Укрепление вашей решимости говорить «нет» позволит приблизить то, чему вы хотите говорить «да». Отражая потребность в этом балансе, в этой главе мы расскажем о многих особенностях умения отказывать на работе.

На последующих страницах вы узнаете, как лучше давать отрицательный ответ в ситуациях, угрожающих вашему равновесию на работе: удлиненному рабочему дню, лишней нагрузке, необоснованным требованиям, а также грубости, домогательствам и нарушениям требований безопасности. Потом мы остановимся на способах достижения вашей мечты и укрепления вашего духа вне зависимости от того, чем вы зарабатываете на жизнь. Мы также увидим, каким образом все большее и большее число людей пересматривают свои подходы к зарабатыванию денег в пользу более простой жизни и предпринимательских инициатив, оставляющих больше возможностей для независимости и самоопределения.

Работник сегодняшнего дня: подавленный и выжатый

Существует ли в сегодняшнем мире такая вещь, как нормированный рабочий день? В большинстве офисов он исчез в том же направлении, что и печатные машинки и копировальная бумага. Мысль о том, что можно в шесть часов спокойно встать и уйти из офиса без «домашних заданий» и мыслей о незавершенных делах, представляется фантазией из давно минувших времен. Каким-то незаметным для нас образом восьмичасовой рабочий день все растягивался и растягивался, напрягая нас все больше и больше. Сорокачасовая рабочая неделя по-прежнему существует, но, по всей видимости, в наши дни это считается частичной занятостью. В статье, опубликованной «New York Times» в 1998 году, говорилось о статистическом исследовании, которое показало, что треть временных служащих проводили на работе более тридцати пяти часов в неделю!

Ирония заключается в том, что во времена технологического прогресса, призванного облегчить нашу жизнь, мы вынуждены работать все больше и больше. В большинстве случаев компьютеры, телефаксы, голосовая почта, электронная почта и сотовые телефоны только увеличивают нашу нагрузку. Теперь считается, что вы должны успевать намного больше, делать все намного быстрее и обходиться при этом без помощников (или с одним помощником на шестерых, если вам очень повезло).

Справедливо будет заметить, что новые технологии изменили рабочее пространство и открыли двери для новых способов работы – гибких графиков, удаленной работы и электронного предпринимательства. Но также верно будет и то, что технические средства свели к минимуму возможности изоляции от работы. Если поддерживать связь с офисом и с клиентами стало так просто (мы можем отправить документ на другой конец света за долю секунды!), что осталось для нас невозможным? Чудесная цифровая эпоха снабдила нас планшетом, с помощью которого можно поддерживать связь с офисом, лежа на пляже, – вместо того чтобы любоваться морскими пейзажами. Взамен отдыху и наслаждениям мы хватаем сотовый телефон, чтобы проверить наличие сообщений в голосовой почте. Как нам повезло!

В погоне за прибылью и максимальной производительностью труда даже самые приятные люди и хорошие компании могут предъявлять к сотрудникам неоправданные требования.

Это может происходить совершенно незаметным образом, поскольку менеджеры используют такие добрые, теплые и ненавязчивые способы для того, чтобы выжать из вас максимум возможного. Они дадут вам табличку с миссией компании. Они будут собирать совещания и рассказывать об общности целей, подчеркивая, что каждый сотрудник является важным членом команды. А каждый отличный командный игрок должен самоотверженно бороться за достижение поставленных задач. Вы же хотите героически сражаться и побеждать в сражении!

Прекрасно. Работать намного веселее, когда вы полны сил и если вам нравится то, чем вы занимаетесь. Но не позволяйте мотивирующим текстам сбивать вас с толку или, что еще хуже, оставлять вас с чувством вины в случаях, когда вы хотите отвоевать немного собственного времени.

Вам удастся значительно лучше разобраться с этим чувством вины, если вы сможете рассмотреть под более правильным углом зрения, что же представляет собой в действительности работа на большую корпорацию в наше время.

Вы, возможно, обратили внимание на то, что в посткризисную эпоху социальные гарантии исчезли. Приоритет любой компании – забота о прибыли, а не о вас, как бы вам ни пытались внушить обратное на корпоративных обучающих мероприятиях.

Имейте это в виду в следующий раз, когда вас будут мучить угрызения совести по поводу раннего ухода с работы в 6 часов вечера с целью вовремя забрать детей из детского сада. И подумайте дважды, прежде чем отдавать работе 110 % собственных усилий в ущерб своей семье, мечтам и личностному росту.

Работник, а не раб: как говорить «нет» на работе

Когда система начинает давить на вас слишком сильно, вам необходимо оказать сопротивление. Не потому, что ваша компания – враг или ваш начальник – жестокий человек, единственная цель которого эксплуатировать вас (хотя и такое тоже возможно), а потому, что ваша удовлетворенность работой зависит от способности устанавливать пределы и ясно обозначать ситуации, когда эти пределы могут быть нарушены. Прежде всего нужно разобраться: не сами ли вы являетесь тем человеком, которому следует сказать «нет».

Скажите «нет» вашему внутреннему рабству

Вы принуждаете себя сильнее любого начальника?

«Я вышла на эту работу, прекрасно понимая, что она потребует от меня многого, – рассказывает Мелани, директор по маркетингу в крупной корпорации. – В департаменте царил бардак, и все системы были в ужасном состоянии. Сначала я сознательно шла на переработку и каждый день оставалась в офисе до позднего вечера. Несколько раз я задерживалась там допоздна и была вынуждена ночевать в ближайшем отеле. Но я понимала, что это не может продолжаться долго. Работа заняла слишком много места в моей жизни и стала влиять на мое психологическое состояние. И примерно через девять месяцев я с этим покончила. Я просто сказала: «Знаете что? Мой рабочий день закончился. Я еду домой». Забавно, но такая постановка вопроса не вызвала никаких возражений у моего руководителя. Он и не ожидал от меня продолжения работы в этом безумном режиме. Но у меня произошел внутренний конфликт. Я так привыкла к тому, что работа должна быть сделана любой ценой, что сказать самой себе: «На сегодня хватит» – было очень непросто. Я поняла, что требую от себя намного большего, чем кто-либо еще».

Очень сложно стараться контролировать все в бесконтрольной рабочей среде. Но в сегодняшней ситуации «предельной концентрации» нормальным состоянием дел становится именно перегрузка. Если вы похожи на Мелани, требования к вашей должности могут быть настолько существенны, а объем работы так велик, что полностью справиться со всем этим станет практически недостижимой целью. Стоит только признаться себе в том, что абсолютное совершенство невозможно, и вы испытаете облегчение и перестанете переживать по поводу не законченного вовремя отчета или писем, оставшихся непрочитанными в конце рабочего дня.

«Если мне вдруг становится неудобно перед самой собой за то, что я уезжаю с работы в шесть вечера, – продолжает Мелани, – я говорю себе: «Еще никто, будучи при смерти, не пожалел о том, что он недостаточно усердно трудился». Это облегчает мою совесть, потому что я знаю, что это правда».

Ваш внутренний раб может стать источником ваших самых неприятных проблем с работой. Конечно, эта честь может принадлежать и вашему начальнику, и вашим коллегам. Им вы тоже можете сказать «нет», но многое будет зависеть от того, каким именно образом вы это сделаете.

Отказ в позитивном духе

Вы знаете поговорку о том, что мухи летят на мед, а не на уксус? Возможно, это не единственный подход для всех случаев, но он хорош в качестве стартовой позиции для рассмотрения вопроса о способах отказа на работе.

Во все времена люди были недовольны своей работой, и у вас тоже может быть масса причин, чтобы пожаловаться на свою. Но если вы хотите иметь возможность сказать «нет» и быть услышанным именно тогда, когда это необходимо, репутация жалобщика может только повредить.

Очень важно, чтобы ваше «нет» прозвучало на позитивном фоне, и поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы производить благоприятное впечатление. Используйте все возможности для того, чтобы продемонстрировать свою готовность к сотрудничеству, преданность и командный дух, и в таком контексте ваше «нет» в связи с конкретной ситуацией будет воспринято положительно. Ваши коллеги и руководители будут менее агрессивны по этому поводу, зная, что вы всегда готовы к дополнительной нагрузке в других случаях.

Когда вы отказываетесь от каких-либо просьб о дополнительной работе, от вас меньше всего хотят слышать длинные и нудные объяснения причин, почему именно для вас это сейчас невозможно.

В целом лучше всего поместить свой отказ между сочувственной фразой и конструктивным или компромиссным предложением.

Попробуйте следующие три этапа:


1. Выразите свое желание быть полезным

• Хотелось бы помочь вам…

• Конечно, я был бы рад заняться…

• М-да, эта проблема мне знакома…


2. Объясните причину своего отказа простыми словами. Придерживайтесь фактов и не используйте это как возможность лишний раз подчеркнуть, как вы заняты.

• Начальник только что поручил мне срочное дело, и мне пришлось отложить в сторону все остальное.

• Сегодня я должен уехать отсюда пораньше.

• Я не смогу подготовить вам эту информацию к завтрашнему дню – поджимают сроки по другим проектам.


3. Попробуйте предложить ваше участие в решении проблемы. В конце концов, вы же работаете ради достижения общей цели? Например:

• Мы можем вернуться к этому вопросу в среду? К этому моменту у меня появится немного времени, чтобы попробовать помочь вам с этим.

• А вы не думали нанять кого-то на время со стороны, чтобы помочь решить эту проблему?

• А можно, я отложу подготовку срочной презентации на один день? Тогда я смогу сосредоточиться на этой проблеме и предложить что-то полезное.

Отказ от сверхурочных

В напряженной рабочей обстановке, когда от вас постоянно требуется приходить в офис раньше, уходить позже и брать дела домой, очень полезно знать, каким именно образом лучше всего отказываться от сверхурочных. Здесь и далее мы будем иметь в виду, что это дополнительно оплачиваемое время.

Если бы вам дали один дополнительный час в день, чтобы проводить его именно так, как хочется, вы бы точно знали, чем будете заниматься? Вы бы провели время с детьми, пошли бы в спортзал, поработали бы в саду или почитали книгу? Вполне возможно, что вы не знаете – у вас не было времени подумать об этом.

Разрешите себе установить реалистичные границы вашего рабочего времени, даже если у вас нет в этом никакой срочной необходимости и даже если у вас пока нет детей. У каждого есть право на личную жизнь, и как вы реализуете свое право – исключительно ваше дело. Ваши «прочие обязательства» могут касаться того, как вы развлекаетесь, поддерживаете свое здоровье, укрепляете тело, развиваете ум или совершенствуетесь духовно. Ваши личные потребности заслуживают уважения и имеют право на существование.

Чтобы вернуть себе то, что принадлежит вам по праву, а именно – разумно ограниченное рабочее время, – мы рекомендуем прибегнуть к варианту заявления на тему «У меня есть планы». Здесь не нужны подробные пояснения. Опасность предоставления деталей состоит в том, что ваш руководитель может счесть основания вашего отказа недостаточно серьезными. Фраза «У меня назначена встреча» звучит намного убедительнее, чем «Мы собираемся с друзьями пропустить по стаканчику». Важно то, что это важно для вас, и этого вполне достаточно. Может вполне хватить одного из следующих вариантов:

• Я никак не могу сегодня вечером/в эти выходные, потому что…

У меня семейные планы.

У меня есть домашние обязательства.

У меня есть договоренности на этот вечер/на эти выходные.

У меня мероприятие в этот день.

• На следующей неделе я готов помочь, но сейчас мне действительно нужно уехать.

• На сегодня я выдохся. Если у меня получится выспаться, я буду более эффективен завтра.

• Я не могу закончить это сегодня. Мне нужно хотя бы четыре часа сна, чтобы восстановиться, а для этого лучше уехать прямо сейчас.

Отказ от дополнительной работы

Как бы вы ни были заняты, не стоит прямо отказываться от задачи, которая относится к вашей сфере ответственности. Но вы можете попробовать снять напряжение, попросив вашего начальника или коллег пойти на компромисс.

Предотвращение

Иногда существует возможность отказаться от работы еще до того, как она на вас свалится. Есть удобные способы сообщить людям о том, что сейчас не самое подходящее время для того, чтобы ставить задачи. Лучше всего сообщить об этом в коллективе во время совещания, чтобы послание не было персонализировано.

Используйте метод предотвращения только в случаях серьезной необходимости и, конечно же, не придавайте своему сообщению оттенок недовольства: пусть окружающие знают, что вы по-прежнему готовы работать над действительно важными задачами.

Скажите, к примеру, так:

• Через две недели нам предстоит итоговое совещание по продажам, поэтому наш отдел будет ужасно занят подготовкой ваших презентаций и остальных материалов к назначенному сроку. Мы будем очень признательны, если в этот сложный период вы воздержитесь от постановки дополнительных срочных задач, кроме жизненно важных для компании.

Невыполнимые сроки

Если вы получаете от кого-то задачу или проект со сроками, которые кажутся вам нереальными, вовлеките его в процесс планирования, чтобы выработать приемлемое решение вместе.

• Меня беспокоит, что я могу не уложиться в сроки, потому что все мои задачи накладываются друг на друга. Могли бы мы обсудить приоритеты?

• Я это сделаю, но мне придется отложить в сторону другие проекты. Можем мы себе это позволить?


В этом случае вы не отказываетесь прямо, но при этом должны быть готовы официально доказать, что данный проект не может быть закончен в отведенные сроки без определенных корректировок.

Сделайте обратный отсчет от установленного вам срока и обсуждайте необходимые этапы работы (например, получение информации или рабочих материалов от третьих лиц, количество необходимых согласований, праздничные дни, которые могут замедлить работу и т. п.).

• Чтобы еще раз убедиться в том, что мы все учли, давайте пройдемся по графику работы.

Выражайте свою заинтересованность в проекте, но подробно обсуждайте все «как» и «почему».

• Это очень интересная задача, и я с удовольствием ею займусь. Но у меня совершенно нет возможности работать над ней в выходные. Есть ли возможность слегка продлить сроки? Или я могу отложить мой текущий проект и тогда буду готов представить вам эту работу ко вторнику.

Соглашайтесь, но давайте понять, что руководству придется принять ваши условия:

• Буду рад это сделать. Готов представить вам результат через три месяца.

Соглашайтесь, но давайте понять, что вы не сможете уделить этому такое внимание, на которое начальство рассчитывает:

• Я могу ознакомиться с этим и поделиться своими мыслями, но никак не смогу детально изучить материал и подготовить письменный отчет.

Отказ от нелепых поручений

Это очень субъективная, скользкая область. То, что может показаться вам «нелепым», выглядит совершенно нормально для человека, дающего поручение. (А в зависимости от того, кто этот человек, у вас может оказаться довольно ограниченный выбор действий в сложившейся ситуации). Но есть несколько способов реагирования на такого рода поручения, и вы сможете как минимум заставить другого человека подумать дважды, прежде чем в следующий раз навязывать вам подобное.

Когда это не входит в ваши обязанности

Расскажите человеку, который дает вам поручение, о том, что для этого есть более подходящие кандидатуры. Никогда не говорите: «Это не моя работа». Вы хотите помочь найти решение проблемы, а не становитесь препятствием на этом пути.

• Вэнди – настоящий эксперт в исследованиях рынка. Я уверен, что она намного лучше ответит на ваш вопрос, поэтому я передам это ей.

• Я занимаюсь планированием мероприятий, поэтому не очень хорошо разбираюсь в управлении базами данных. Давайте я подумаю, с кем вам лучше обсудить этот вопрос.

• Я не самый лучший выбор для подготовки верстки этой брошюры. Я копирайтер, и у меня нет художественного образования. Для подобных вещей вам, наверное, больше пригодится хороший дизайнер. Если хотите, я вам порекомендую несколько классных специалистов.

Если это личное, а не служебное

Выполнение личных поручений иногда является частью должностной инструкции, поэтому очень важно точно знать, что вы этого делать не обязаны. Если это не так, не стоит отказываться от таких дел.

Даже если это не является частью вашей работы, сделать любезность коллегам или начальнику – сварить кофе или сходить за мелкими покупками – может не представлять для вас никаких проблем, особенно если вы знаете, что они готовы отплатить вам тем же. Обстановка, в которой коллеги готовы оказывать друг другу помощь, невзирая на «степени и ранги», является отличной атмосферой для работы. Но если кто-то начинает требовать от вас персонального обслуживания на основании своего положения или просто потому, что вы «хороший парень», положите этому конец.

Часто нас просят выполнить личные поручения, для которых в природе существуют профессиональные сервис-провайдеры. Определите границы собственной компетентности с помощью предложения нанять настоящего профессионала:

• Извините, но я не смогу этого сделать. Но я уверена, что химчистка «Квики» с удовольствием заберет ваш костюм, почистит его и привезет обратно в офис. (Если вы желаете показать свою готовность помочь, добавьте: «Хотите, я узнаю для вас телефон?»)

• Боюсь, что не смогу присмотреть за вашей собакой во время вашего отсутствия. Давайте я узнаю, кто может взять ее на передержку или посидеть с ней, пока вас нет?


Для более прямой постановки вопроса:

• Если я поеду к вам домой кормить кошек, я отвлекусь от работы минимум на час. А это значит, что я не смогу подготовить отчет к вечернему совещанию. Либо одно, либо другое. Определитесь, пожалуйста, что для вас важнее.

• Если я это сделаю для вас, у нас появится прецедент. А я не хочу создавать такие ситуации.

Или

• Сейчас я это сделаю, но я не хочу создавать прецедент. (Опция: Давайте обсудим, как мы поступим, если такая ситуация возникнет снова.)

• Мне кажется, неприлично просить меня сделать это.

Когда это область деятельности, от которой вы хотите дистанцироваться

• Все эти уборки после вечеринок/сбор денег на подарки/организация турниров по софтболу почему-то сваливаются на меня. Я не против заниматься этим время от времени, но думаю, что это должны делать все по очереди.

• Я не хочу, чтобы на всех совещаниях меня считали офисным официантом. В следующий раз, когда у нас будет совещание, давайте вызовем кого-нибудь из буфета, чтобы заниматься кофе и булочками.

Как отказать дурацкой идее

Некоторые проекты являются пустой тратой времени, а некоторые – совершенно дурацкими. Повлиять на принятие решений вы можете в зависимости от того, кому принадлежит авторство подобных идей. Главное в этих случаях – дипломатия. Не поддавайтесь соблазну перечислить все факторы, которые определяют глупость затеи. Часто для того, чтобы быть убедительным, достаточно привести всего один, но очень весомый довод (опытные спорщики тщательно выбирают свои доводы и не занимаются огульной критикой). Выражайте свои опасения в деликатной манере и, по возможности, отмечайте положительные аспекты идеи. Например, вы занимаетесь организацией вечеринки для клиентов, и вашего начальника посетила замечательная идея, каким образом заставить всех говорить о ней:

• Разослать приглашения с почтовыми голубями – потрясающе креативная идея! Но, Том, есть одно соображение, которое меня смущает: офисы большинства наших клиентов находятся в высотных зданиях, а окна там не открываются. Как птицы смогут влететь к ним и вылететь обратно?


Предложите продумать какие-то альтернативы или сразу предложите другую возможность:

• Поскольку мы хотим продвигать наш новый сорт птичьего корма, давайте закажем маленькие шоколадки в виде птичек и разошлем их вместе с приглашениями. Шоколад любят все, и это привлечет внимание.


Другие базовые приемы также будут уместны в подобных случаях:

Тяните время: Вы предлагаете очень интересный подход. Прежде всего я хотел бы более детально вникнуть в суть и после этого вернуться к его обсуждению с вами. Думаю, что это не займет больше одного-двух дней. Надо будет убедиться, что мы учли все аспекты программы с тем, чтобы быть готовыми к любому возможному исходу событий.

• Предотвращение. Если на горизонте появляется мертворожденный проект, сидите тихо. Не проявляйте никакой инициативы, если не верите в это дело, с самого начала.

Когда не следует усложнять ситуацию

В офисной жизни говорить «нет» по поводу неудачной идеи может оказаться очень плохой затеей.

Розмари работает в компании, которая занимается организацией деловых конференций. Когда ее руководитель потребовал предоставить подробный бюджет на следующий год в течение ближайших сорока восьми часов, ей показалось, что есть много важных вопросов, которые надо обсудить в предварительном порядке.

«Это было ужасно, – рассказывает Розмари, – мне нужно было выдать полное описание шести конференций на следующий год, а у меня не было никакой исходной информации. Получалось, что важнейшие решения могут быть приняты вообще без учета реальной ситуации». Когда она озвучила боссу свои сомнения, он ясно дал понять, что у него нет времени вникать в «детали», потому что он должен предоставить бюджет своему руководителю, который и дал такое задание.

Многие нелепые указания исходят от высшего руководства, поэтому пространство для маневра или достижения компромисса является крайне узким. Розмари не имела возможности повлиять на своего начальника, поскольку указание исходило не от него.

Когда вы имеете дело с неким руководителем-«прокладкой», который ко всему еще и полагается на то, что благодаря вам будет выглядеть хорошо в глазах руководства, давление ситуации существенно возрастает. Его стресс становится вашим. В таком случае слишком активный протест был бы тактической ошибкой, даже несмотря на то, что в нашем случае логика была на стороне Розмари.

Она поняла, что ей придется выполнять поручение, несмотря на свои опасения, и подготовила самый лучший вариант бюджета, на который была способна. «Не было смысла биться головой об стену, он счел бы меня недоброжелателем, а не командным игроком, – говорит Розмари, – я могла только выразить свои сомнения и пойти выполнять задание».

Когда вас вовлекают в проект, который вы считаете сомнительным, лучший способ – прикрыть себя письменным изложением ваших опасений и разослать его всем заинтересованным лицам. При этом постарайтесь не выглядеть в этом документе как обвинитель или защитник. Излагайте только факты в спокойной, отвлеченной манере.

В подобной ситуации Розмари написала примерно так: «В приложении – запрошенный Вами бюджет. Обратите внимание на то, что в силу неопределенности целого ряда факторов я сделала соответствующие допущения для того, чтобы обосновать прогнозные цифры (перечисляются допущения…). Полагаю естественным, что в случае существенных колебаний этих переменных бюджетные оценки станут менее достоверными».

Проблема восприятия

Наша подруга рассказала о таком случае. Начальница собрала совещание и сообщила сотрудникам следующее: «Никто из вас не находится на грани нервного срыва, а это значит, что вы работаете недостаточно упорно».

При всем желании трудно найти лучший пример безумия руководства. Неужели женщина, которая произнесла такой текст, серьезно полагает, что ее сотрудники станут работать эффективнее, если дойдут до стадии умственного истощения?

Вскоре работникам стало ясно, что в данном случае идея начальницы была основана на ее восприятии, а не на реальных фактах. На совещании она не привела ни одного примера плохого исполнения или неисполнения задачи. Компетентность и производительность труда сотрудников не обсуждались в принципе. Ей просто казалось, что если ее подчиненные будут сидеть в офисе допоздна, суетиться и, возможно, время от времени впадать в истерики, это будет являться свидетельством ее высоких менеджерских качеств. Ее босс будет считать, что она держит персонал в ежовых рукавицах и получает от него максимум возможного.

Работа под началом человека с таким представлением о ценностях может свести с ума. Но в более широком смысле в офисной жизни восприятие часто подменяет реальность. Нравится это вам или нет, но ваш успех зависит не только от того, насколько хорошо вы работаете, но и от того, хорошо ли воспринимают вашу работу окружающие. А это определяется тем, насколько ваше поведение соответствует их представлению о достоинствах работника. (В данном примере начальница считала, что стрессовое состояние – признак ударного труда, а спокойствие – свойство лентяев.)

Хотя большинство людей старается соответствовать идеалу сотрудника, который хочет видеть работодатель, пределы соответствия ему ограничены личностью каждого человека. Сохранять свою автономность важнее, чем пытаться следовать стереотипам поведения, которые могут быть некомфортны или противоречить собственным ценностям сотрудника. Когда вы встречаетесь с проблемой восприятия, попробуйте познакомить своего руководителя с реальностью и сосредоточить его внимание на ваших результатах, а не на том, как вы их достигаете. Вот несколько рекомендаций с учетом вышеприведенной ситуации:

Аргумент «Производительность»

• Мне лучше работается, когда я спокойна. Если я на взводе или нервничаю, мне требуется значительно больше времени, чтобы выполнить работу.

• Я пытаюсь управлять стрессами в моей жизни и горжусь тем, что могу хорошо выполнять свою работу, оставаясь в твердом расположении духа. Может быть, кому-то и кажется, что невозможно успешно справляться с такими ответственными задачами и выглядеть при этом спокойной. Но для меня залог успеха состоит в уравновешенности – тогда я работаю гораздо продуктивнее.

Аргумент «Все и так неплохо»

Сделайте упор на достижения своей команды и подчеркните, что вашу начальницу и так считают успешным руководителем выдающегося отдела:

• Этот отдел – один из лучших в нашей организации. У нас неизменно самый высокий рейтинг и исключительно хорошие отзывы от руководства и заказчиков. Зачем нужно подстегивать нас, если мы и без этого достигаем выдающихся результатов?

Попросите предоставить факты

Попросите начальницу привести примеры, в которых ваш подход негативно сказывался на качестве работы:

• Действительно, наши подходы к ведению дел не всегда совпадают. В конце концов, у каждого свой собственный стиль. Но я работаю очень много и очень серьезно отношусь к своим задачам. Может быть, в последнее время произошло что-то, что заставляет вас думать о том, что я не справляюсь? Может быть, я что-то упустила? Если так, буду признательна, если вы обозначите проблему, чтобы я могла ее устранить.

Используйте ситуацию

• Если вы озабочены тем, что отдел недостаточно часто задерживается на работе, то, может быть, нам стоит подумать о гибком графике? Дело в том, что некоторые из нас предпочитают приезжать как можно раньше, а других больше устраивает приезжать и уезжать попозже. Если у нас будет гибкий график, в отделе всегда будут люди, и каждый из них будет проводить в офисе больше времени, чем сейчас.

Если начальник – вы

Для многих самые неприятные моменты на работе не имеют ничего общего с вызовом на отчет перед начальством. Вместо этого они не спят ночами, мучаясь от предстоящей необходимости объявить кому-то выговор, раскритиковать некачественную работу или отказать в повышении зарплаты. Они испытывают неловкость и покрываются испариной при необходимости сказать «нет» своему подчиненному.

У каждого менеджера есть какое-то количество подчиненных, и это палка о двух концах. Всегда приятно быть в роли «хорошего полицейского». Но если вы начальник, который чересчур озабочен тем, чтобы нравиться, возможно, вы стараетесь обойтись без жестких разговоров. А в результате оказываетесь в ситуации, когда вам приходится мириться с небрежным отношением к работе и другими неприятностями.

Чтобы преодолеть свою робость, вам следует прежде всего признать, что управление людьми – важнейшая часть ваших должностных обязанностей. Это подразумевается должностной инструкцией, и если вы избегаете этого – значит, не справляетесь со своей работой. Посмотрите на это так: конструктивно критикуя сотрудников и мотивируя их на лучшие результаты, вы не просто облегчаете свое существование, а помогаете им повысить квалификацию, получить дополнительный опыт и увеличить свою ценность для компании. И, кроме того, вы помогаете своей организации достичь большего.

Предположим, завтра вы уволитесь и на ваше место придет новый руководитель. Шансы ваших подчиненных успешно адаптироваться к новому руководству будут намного выше, если их приучали всегда добиваться лучших результатов. Поэтому в случае, если вы предпочитаете закрывать глаза на недоработки своих сотрудников, вы оказываете им весьма сомнительную услугу.

Вы можете подумать: «Прекрасно, в теории все выглядит правильно. Но мне все равно становится плохо при мысли о том, что завтра мне нужно сообщить моей сотруднице о том, что она плохо выполняет свои обязанности. Как мне быть?»

Смотрите на вещи шире. В рамках отношений начальник – подчиненный, как и во многих других ситуациях, критика или отказ воспринимаются легче, если это происходит на общем позитивном фоне. Для менеджера это означает использовать любую возможность, чтобы отметить достигнутые результаты или похвалить за старание. Ваша благодарность за отлично выполненную работу всегда будет воспринята очень хорошо, в какой бы форме вы ее ни выразили – в личной беседе, служебной запиской, электронным письмом или (лучший вариант!) при всех на общем собрании. Это создаст необходимый доброжелательный контекст для ситуаций, в которых тому же самому сотруднику нужно будет указать на его недоработки. Если вы постоянно даете вашим людям положительную обратную связь, вы показываете им, что вы справедливый руководитель, а не босс, который постоянно цепляется за любые ошибки в работе. Ваши отказы и критика будут восприниматься намного лучше, а сами вы будете меньше терзаться по подобным поводам.

Говорить «нет» плохой работе

Вам часто приходится думать: «Уж лучше я сам этим займусь – так быстрее»? В краткосрочной перспективе это может быть действительно так, но если вам часто приходится выполнять работу сотрудника, который с ней не справляется, вы не экономите время, а тратите его попусту. Наверное, было бы намного лучше для вас обоих, если бы каждый занимался тем, за что получает зарплату.

Подумайте, не вешаете ли вы на себя дополнительную работу, просто чтобы избежать неприятного разговора с подчиненным, который делает ее плохо? Если так, вам обоим будет лучше, если вы озаботитесь решением этого вопроса. Представьте себе, что вы учитель, а вовсе не грубиян. Помните, что вы можете помочь этому человеку лучше справляться со своими обязанностями, стать более эффективным сотрудником и достигать лучших результатов. А для этого ясно сформулируйте ему свои ожидания. Старайтесь не прибегать к негативу, говорите о том, что нужно делать. Опишите цель. Между «Очень небрежно. Вы просто не смотрите на то, что делаете» и «Надо быть точнее. Я хотел бы, чтобы вы поработали с этим материалом еще немного, обратив особое внимание на детали» есть существенная разница!

Как критиковать за выполнение конкретной задачи

Уточните, что именно должно быть исправлено, и возложите ответственность за это на сотрудника.

• Я думаю, что вашу презентацию можно сделать намного более убедительной. Вам надо добавить в нее больше фактов и получше организовать материал. Давайте-ка мы сейчас об этом поговорим, а после этого вы ее доработаете.

• В отчете о продажах должно быть намного больше деталей, чем вот тут у вас. Переделайте его, пожалуйста, и включите в него следующее…

• Табели, которые вы предоставили, недостаточно полные для использования в отчете о работе отдела. Пожалуйста, доработайте их, добавив…

• В вашем отчете четыре опечатки. Я не стал их править – подумал, что для вас будет полезно найти и исправить их самостоятельно. Возьмите себе, пожалуйста, за правило внимательно считывать материал, прежде чем направить его мне.

Как говорить «Это ваша работа – делайте ее»

• Я могу снова сделать это сам, но тогда вы никогда не приобретете навык, который является частью вашей работы. Я хочу рассчитывать на вас. С этого момента вы полностью отвечаете за эту функцию.

• Я приобрел вредную привычку дорабатывать ваши отчеты. Но думаю, что будет намного правильнее, если вы просто будете относиться к работе более внимательно. С сегодняшнего дня я буду возвращать их вам на доработку, если найду какие-то недочеты (в этом случае вам надо детально пояснить, что именно вы ждете от этих отчетов).

• Я знаю, что вам не очень нравится поддерживать порядок и пополнять склад канцелярских принадлежностей. Но это – часть ваших обязанностей, а сотрудники должны быть обеспечены всем необходимым и легко находить то, что им может потребоваться. Пожалуйста, поставьте поддержание порядка в этом помещении в свои приоритеты.

• Чтобы преуспеть на этой работе, вы должны развивать бизнес. Я знаю, что заниматься холодными звонками никто не любит, но мы – торговая компания, и это один из способов привлечения новых клиентов. Каждый сотрудник на вашей позиции должен совершать ___ звонков перспективным клиентам в неделю. Вы готовы подтвердить мне, что в будущем сможете достичь этой цели?

Как отказывать сотрудникам в их просьбах

Отсутствие на работе

• Предотвращение: попросите сотрудников предупреждать вас как можно раньше, если им может потребоваться временно отсутствовать в течение рабочего дня по их личным делам. Объясните, что это необходимо вам для того, чтобы избежать каких-либо нежелательных накладок. И предупреждайте сотрудников об ожидаемых пиковых нагрузках, чтобы они не рассчитывали на возможность отсутствовать в этот период.

Если загрузка подразделения совершенно не позволяет вам отпустить сотрудника, объясните, почему вы не можете этого сделать:

• Нам предстоит региональное совещание руководителей, и до него я не могу предоставить вам отпуск. Нужно будет подготовить огромное количество материала, а мы и так уже выбились из графика. Прошу вас подождать с отпуском до окончания этого совещания.


Может быть, сотрудница сама может помочь вам дать согласие? Попросите ее помочь в решении проблем, которые могут возникнуть во время ее отсутствия:

• В понедельник вечером у нас всегда полно работы, и все сотрудники должны быть на месте. Но если вы найдете себе замену, я не буду возражать против вашего отсутствия.

• Эту презентацию нам необходимо отправить во франкфуртский офис до конца сегодняшнего дня. Если вы можете вернуться после встречи и закончить ее, я могу разрешить вам отсутствовать пару-тройку часов сегодня после обеда.

Конец ознакомительного фрагмента.