Глава 3. Как заниматься самостоятельно
Начав заниматься языком, многие смутно представляют, с чего начать и в каком направлении двигаться. В этой главе мы разберем, какие есть способы и этапы изучения языка, как выбрать учебные пособия, в чем секрет быстрого изучения языка, чем вам поможет Интернет и как построить план занятий.
Трудный и легкий способы учить язык
Есть два противоположных подхода к изучению языка, я называю их трудным и легким способом учить язык.
Трудный способ знаком вам со школы – нужно учить слова, разбирать грамматические правила, выписывать упражнения из учебника, спрягать глаголы, читать и пересказывать тексты, заучивать скучные «топики» о Великобритании. Согласитесь, занятие не из простых.
Легкий способ тоже вам знаком – именно с его помощью вы всю жизнь совершенствуетесь во владении родным языком, нарочно или нет: читаете книги, газеты, журналы, смотрите телевизор, слушаете радио, общаетесь с друзьями, родными, коллегами по работе, чатитесь в Интернете, рассказываете анекдоты и пишете деловые письма. Иначе говоря, пользуетесь языком. В этом и заключается легкий способ: нужно просто пользоваться изучаемым языком.
Загвоздка в том, что сразу, с первого же дня, легким способом воспользоваться не получится. Какие-то стартовые знания нужно освоить трудным способом. С другой стороны, если вы чрезмерно им увлечетесь, если сведете изучение языка к зубрежке правил и слов, толку от этих знаний будет мало, а сам процесс занятий рано или поздно до смерти наскучит.
Эти два подхода не враги друг другу, их нужно разумно совмещать: базовые знания осваиваются трудным способом, а развивать их можно легким. Именно поэтому я считаю, что самый трудный этап изучения языка – начальный. В этот период приходится серьезно попотеть, осваивая базовые знания и навыки, заучивая слова и выполняя упражнения. Но чем дальше вы продвигаетесь, тем легче и интереснее заниматься. Давайте рассмотрим подробнее, на какие этапы можно разделить процесс изучения языка.
Этапы изучения языка
1. Трудный этап
На этом этапе вы закладываете основы, делая упор на словарь и грамматику. Вы занимаетесь по учебнику, как в школе: изучаете правила, выполняете упражнения. Учебники построены так, что нужно будет читать, писать, слушать и даже говорить. Помимо этого вы отдельно учите слова, чтобы поскорее набрать достаточную словарную базу, слушаете аудиозаписи с несложной речью, читаете тексты посильной сложности, стараетесь писать на английском.
На этом этапе вы учите язык, грубо говоря, на 90 % трудным способом и на 10 % легким.
2. Легкий этап
Возможно, к этому моменту вы не до конца пройдете учебник, однако знаний уже хватит для простого общения и для того, чтобы больше заниматься с живыми текстами, аудио- и видеозаписями, а не с учебником. Учебник забрасывать не стоит – ему еще есть, чему вас научить, к тому же им можно пользоваться как справочником. Для занятий языком все реже придется усаживаться за стол, обложившись книгами, в основном вы будете читать что-нибудь интересное, слушать новости, смотреть фильмы на языке.
На этом этапе вы учите язык на 90 % легким способом и на 10 % трудным.
3. Совершенствование
Вы уже «выучили» язык, достигли своей цели. Выучить язык полностью, разумеется, невозможно, даже родной, но будем считать, что «выучить язык» – значит дойти до уровня, которым вы довольны. Учебник пылится на полке и достается оттуда лишь в редких случаях, когда вы вдруг в чем-то засомневались. Слова складываются во фразы уже автоматически, и если у вас кто-то спросит, почему в этом предложении именно такой порядок слов, а не другой, вы вряд ли вспомните правило. Вы все еще учитесь, но уже только используя язык на практике, точно так же мы всю жизнь учимся родному языку – совершенствуемся в нем. У вас уже нет такого понятия, как «занятия английским». Английский язык прочно вошел в вашу жизнь. На этом этапе уже не нужны никакие способы, вы просто пользуетесь языком. Хотя при желании вы всегда можете открыть учебник или прочитать интересную книгу и узнать что-нибудь новое для себя. Это касается и родного языка.
Между описанными этапами нет резких переходов, они плавно перетекают друг в друга. В этой книге мы поговорим о первых двух этапах. Достигнув третьего, вы уже не будете нуждаться в советах.
Закладываем основы
Перед тем как получить профессиональное образование, нужно закончить среднюю школу, в которой закладывается фундамент будущих специальных знаний. Перед тем как распределить военнослужащих по специальностям, для них организуют общий тренировочный «курс молодого бойца», где даются основы, нужные всем военным. Какой бы ни была ваша цель в изучении языка, существуют основы, которые нужно постичь всем, кто хочет владеть английским языком.
Так, совершенно всем нужно освоить правила чтения и произношения – в учебниках они даются в первую очередь. Всем, независимо от образа жизни и профессии, нужно освоить минимум слов и выражений, без которых нельзя построить общение. И всем нужно изучить основы грамматики, без которых невозможно связать два слова. Изучить эти основы – это необходимый первый этап, который вам предстоит пройти.
Правила чтения и произношения
Любой самоучитель начинается с правил чтения и произношения. В отличие от родного языка, иностранный мы учим не от речи к тексту, а от текста к речи, поэтому в первую очередь нужно выучить алфавит, научиться читать английские слова и фразы.
На этапе произношения и правил чтения у вас есть значительная фора. Если вы изучали английский язык в школе, то проблем вообще не должно возникнуть. В школьные годы действительно мало кому удается научиться свободно владеть английским, но читать английские слова более или менее сносно могут почти все. К тому же английский окружает нас повсюду в повседневной жизни, надписи на английском, благодаря рекламе, привычны для глаза. Сравните две фразы:
My brother is a good person.
Ο αδελφός μου είναι ένας καλός άνθρωπος.
Первую фразу (на английском) вы, я думаю, смогли не только прочитать, но и понять. Вторую даже прочитать, то есть озвучить, не сможете. Ну если, конечно, вы не учили греческий.
Произношение может быть далеким от идеала, но все же вы начнете не с нуля. Гораздо труднее тем, кто изучает другие иностранные языки. Французских надписей, к примеру, вокруг нас гораздо меньше, речь менее привычна для уха, а чтение и произношение во французском языке освоить значительно сложнее. Ну а греческих вывесок я вообще ни разу не видел.
Границы этого этапа отчетливо проведены в самоучителях – для освоения правил чтения и произношения, как правило, выделяются несколько первых уроков.
Минимум словарного запаса и грамматики
Слова и выражения нужно изучать, начиная с самых распространенных, общеупотребительных, которые встречаются в речи любого человека и в тексте на любую тему.
Твердое знание 500–700 употребительных слов уже позволит вам кое-как изъясниться, помогая жестами и мимикой. Считается, что 2000–3000 самых употребительных слов (а также их производных) достаточно для устного общения на бытовые темы при условии, что вы твердо знаете эти слова и владеете основами грамматики. Это количество берут за ориентир, говоря о базовом словарном запасе.
В плане изучения слов и выражений у вас тоже есть фора. Даже если вы думаете, что у вас «нулевой» уровень знания языка, то, скорее всего, вы знаете на английском такие слова, как я, ты, мама, папа, книга, работа, деньги – они все относятся к общеупотребительным. Сколько, к примеру, слов вы знаете на санскрите? Вот санскрит у вас действительно нулевой.
Грамматика – это правила складывания слов в словосочетания и предложения. Без нее от разрозненных слов прока мало. Английская грамматика примечательна тем, что ее основы изучить очень просто. В отличие, скажем, от французского, испанского, немецкого, русского языков, в английском не нужно заучивать множество падежных окончаний существительных и прилагательных (в английском они не склоняются) и окончаний глаголов в разных лицах, числах и временах. Вопреки расхожему мнению, в английском очень простая система времен.
Трудности в грамматике есть, но по сути вы сможете всю жизнь прекрасно обходиться лишь основными (максимум – в пределах школьного учебника) знаниями грамматики, не углубляясь в ее дебри. Подробнее о словарном запасе и грамматике мы поговорим в главах 4 и 5.
Что даст знание основ само по себе?
Владение основами языка само по себе уже дает возможность читать, писать и разговаривать на английском языке в определенных рамках. Тексты не будут понятны до последнего слова, но обычно понимания примерно 80 % слов достаточно, чтобы разобрать общий смысл написанного.
Если вы достаточно закрепляли знания грамматики в упражнениях, то сможете писать несложные тексты, немного говорить и понимать на слух английскую речь, при условии, что собеседник будет говорить медленно и отчетливо. По сути, вы уже будете владеть языком, вот только на очень скромном уровне, нужно будет лишь пополнять багаж знаний и продолжать практиковаться. Мне часто встречались люди, которые владели английским на таком базовом уровне и вполне этим обходились.
Как скоро я достигну базового уровня?
Если считать, что цель – изучить правила чтения, 2000–3000 слов и выражений, азы грамматики и наработать первоначальные навыки владения этим багажом знаний, то срок достижения такой цели будет зависеть от скорости, с которой вы двигаетесь, то есть от количества потраченных времени и усилий. По моему мнению, освоить материал в таком объеме вполне возможно за 3–6 месяцев. Не ждите, что наступит день, когда вы скажете себе: «Хорошо, хватит учить слова и мучиться с учебниками, пора переходить на практику». Просто со временем вы станете больше пользоваться языком и меньше его учить.
Выбираем учебные пособия
Даже когда вы занимаетесь самостоятельно, вам все равно помогает преподаватель, а иногда и целый коллектив профессионалов высочайшего уровня, посвятивших годы труда тому, чтобы помочь вам справиться с английским языком. Я говорю, конечно же, об авторах учебников.
Учебные пособия – это удобные и грамотно составленные инструменты, которые помогут вам изучить основы английского языка и начать активно пользоваться им в жизни. Для начинающего эти пособия – как для путешественника карта и компас.
Вашими основными инструментами будут самоучитель и словарь. Желательно также приобрести словарь наиболее употребительных слов. При желании можно обойтись только самоучителем, остальные пособия необязательно покупать в бумажном виде, у них есть бесплатные электронные аналоги.
Самоучитель (учебник)
Самоучитель – это учебник, рассчитанный на обучение без преподавателя. На его обложке необязательно должно присутствовать слово «самоучитель», прочитайте аннотацию, предисловие: если там написано, что по этой книге можно заниматься самостоятельно (а в большинстве случаев так и будет), значит, у вас в руках самоучитель. Выделю три основных вида учебников, которые могут помочь в самостоятельных занятиях.
1. Комплексные пособия, или «журналы»
Комплект, в который входит сам учебник, похожий на глянцевый журнал, рабочая тетрадь (в ней даются упражнения к учебнику) и CD с аудиоприложениями. Примеры: «Headway», «New Opportunities».
На языковых курсах преподаватели чаще всего используют именно такие пособия: в них есть все необходимое, и они удобно поделены по уровням. Есть отдельная пара книжек для уровня «Beginner», отдельная «Pre-Intermediate» и т. д. Прошли один уровень, перешли к следующей книге. Материал дается по урокам, в каждом уроке немножко грамматики, немножко чтения, чуток письма и разговоров.
Такие пособия рассчитаны в первую очередь на изучение в группе, упор в них делается на развитие устной речи, там есть упражнения, которые нужно выполнять вдвоем или всей группой. Впрочем, эти книги вполне подойдут и для самостоятельной работы.
К их недостаткам я отношу высокую стоимость, небольшое количество упражнений, а также необходимость докупать новые уровни, когда пройдете старые. Кроме того, эти учебники написаны полностью на английском языке, что на начальных порах может помешать.
2. Традиционные самоучители
Обычно это такая толстая книга, в которой, в отличие от «журналов», под одной обложкой умещается не один уровень языка, а чуть ли не все. В таких самоучителях материал тоже дается по урокам, но больше внимания уделяется грамматическим правилам, чтению и переводу.
Пример: «Новый самоучитель английского языка» А. Петровой, И. Орловой. В аннотации говорится, что «цель книги – самостоятельное изучение языка в пределах, позволяющих читать и переводить несложные подлинные тексты, включая технические и научные».
По сравнению с «глянцевыми» учебниками в таких самоучителях дается более подробный разбор грамматических правил, больше упражнений, но, к сожалению, часто не бывает аудиоприложения. Если заниматься только по такой книге и ничего больше не читать, не слушать, в итоге вы хорошо освоите грамматику, сможете читать несложные тексты, но говорить и понимать на слух будет непросто.
3. Грамматические учебники
Если вам не вполне понятна грамматика или требуется побольше упражнений, то вам помогут грамматические учебники, в них упор делается на грамматику и письменные упражнения. В названиях этих пособий обычно встречаются слова вроде «грамматика», «практика» или сразу оба.
Пример: «Практическая грамматика английского языка», авторы К. Качалова, Е. Израилевич. В этой книге разделения на уроки нет, в ней говорится сначала обо всех частях речи (раздел «Морфология»), затем об основных видах словосочетаний и предложений («Синтаксис»). Все грамматические правила щедро снабжены примерами и упражнениями. В конце книги – правильные ответы к упражнениям для проверки.
Подойдет ли этот учебник начинающим? Вряд ли. В книге нет ничего, что помогло бы развить понимание речи на слух, в ней нет ни одного диалога с разговорными выражениями, нет аудиоприложения и не рассматриваются правила чтения и произношения. Предполагается, что учащийся уже имеет кое-какие начальные знания. Главная задача учебника – помочь освоить основные грамматические схемы, попадающиеся в речи. Плюс этого пособия в том, что со своей главной задачей оно справляется отлично.
Выбирая учебник, обращайте внимание на то, для каких целей он предназначен, и насколько они совпадают с вашими целями. Например, учебники для подготовки к тестам TOEFL и IELTS нужны исключительно для того, чтобы готовиться к TOEFL и IELTS, а учебник английского для финансистов даст много ненужных слов повару или стоматологу.
Стоит, к тому же, довериться вашему личному критерию «нравится/не нравится». Я, например, начав заниматься английским, выбрал в качестве основного пособия «Практическую грамматику», а различными самоучителями пользовался как вспомогательными пособиями. На то были личные причины. Учась в школе, я никогда не понимал даже азы грамматики, поэтому мне захотелось сделать на нее упор. Зато в школе я уже изучал правила чтения и произношения, освежить эти знания мне помог один из самоучителей.
Я не советую заниматься сразу по нескольким учебникам – так вы только запутаетесь, но вы можете взять, скажем, два учебника, которые дополнят друг друга. Например, пользоваться каким-нибудь разговорным курсом с аудиоприложением как основным пособием и грамматическим практикумом как вспомогательным.
Не относитесь к выбору учебника чересчур трепетно: по сути все они хороши, главное – регулярно и добросовестно заниматься, а по какой книге – не так уж важно.
Учебник – это ваш проводник в мире языка, ваши карта и компас. На мой взгляд, главная польза, которую можно извлечь из учебника – понимание и отработка грамматических конструкций.
Обратимся еще раз к нашей формуле. Владение языком – это словарный запас и грамматика, помноженные на практику в четырех видах речевой деятельности: чтении, письме, слушании и устной речи. Может ли учебник послужить проводником в усвоении всех этих элементов? Я считаю, что может только отчасти. Лучше всего учебник справляется с грамматикой, даже если он «разговорный».
Дело в том, что слов в учебниках обычно, откровенно говоря, мало, их хватит только для элементарного общения, их набор может не совпасть с вашими нуждами. Аудиоприложения – это детские игры по сравнению с настоящей разговорной практикой, включите любой фильм без перевода и сможете убедиться в этом. Тексты для чтения – адаптированы, упрощены для учебных целей, их опять же мало. Письменные упражнения рассчитаны на закрепление грамматики, а не на развитие умения писать по-английски. В учебнике дается всего понемногу, за исключением грамматики. Грамматика даже в самый неграмматический учебник вмещается в таком объеме, которого большинству учащихся хватит на всю жизнь.
Если бы существовал идеальный учебник, в котором под одной обложкой было бы все-все, необходимое для овладения английским на хорошем уровне, я бы порекомендовал его без колебаний. Но, к сожалению, создать его невозможно. Авторы не могут знать, какой слой лексики вам нужнее, какие рассказы вам интереснее читать, в книгу нельзя уместить серию романов вашего любимого писателя и несколько фильмов. Языковые сайты пытаются сделать что-то подобное, но даже в рамках сайта нельзя точно учесть интересы отдельных пользователей – а это очень важный момент! Именно поэтому, пользуясь учебником, нужно стараться побольше обращаться к дополнительным оригинальным материалам. К счастью, на английском языке их предостаточно.
Словарь
Если вам по душе бумажный словарь, лучше сразу выбрать издание побольше и поподробнее. В нем должен быть не только перевод, но и транскрипция, примеры использования слова, а желательно еще и производные слова, синонимы и антонимы.
Но я думаю, что в наш информационный век удобнее пользоваться электронными словарями. Если не хотите тратиться на покупку программы, к вашим услугам бесплатные онлайн словари, такие как «Лингво», «Мультитран», «Cambridge Dictionaries Online», «Merriam-Webster Online» и другие. Позже, уже немного освоившись в языке, старайтесь узнавать значения незнакомых слов из моноязычных словарей – то есть не из англо-русского, а из толкового словаря английского языка (такие словари есть, например, в «Cambridge Dictionaries Online»). Оттуда вы узнаете все богатство значений слова, увидите примеры употребления в разных контекстах.
Помимо обычного словаря, на первых порах вам понадобится словарь самых употребительных слов. Начиная учить язык, нужно в первую очередь стремиться изучить самые распространенные слова. К этому вопросу мы скоро вернемся, ему посвящена вся следующая глава.
Обучающие сайты и программы
Сейчас довольно много сайтов и программ, помогающих учить языки. Они очень полезны, ведь с их помощью можно делать то, чего не сделаешь по учебнику, например: смотреть видеоролики с субтитрами, слушать диалоги, играть в обучающие игры, общаться с иностранцами.
С некоторой долей условности их можно разделить на несколько категорий: справочники, курсы, универсальные сайты, языковые социальные сети и специализированные сайты.
Учебник или справочник, переделанный в веб-сайт. На страницах сайта можно найти правила произношения, грамматику, упражнения – все то, что обычно бывает в учебниках. Но помимо этого еще есть площадка для общения (форум), статьи, интерактивные упражнения (например, тесты), иногда книги, аудио- и видеоматериалы. Пример: native-english.ru. Это уже почтенного, по меркам Интернета, возраста сайт, который с годами практически не меняется, потому что меняться там нечему. Им можно пользоваться как полноценным грамматическим справочником.
Программа, которая ведет вас за руку от урока к уроку по продуманному плану с контрольными заданиями и проверкой успеваемости. Это очень похоже на работу по учебнику с преподавателем. Пример: duolingo.com. Заниматься нужно строго по определенному плану, выполняя интерактивные упражнения, в которых требуется запоминать слова, составлять фразы, набирать текст под диктовку, говорить в микрофон (программа оценивает правильность произношения). Все это построено в увлекательной игровой форме. Хорошая особенность сервиса – возможность читать и оставлять комментарии под каждым упражнением. Если вы не поняли, почему эта фраза складывается именно так, а не эдак, задайте вопрос другим пользователям.
Их задачи гораздо шире, чем дать пользователю курс из интерактивных уроков. Помимо курсов, они предлагают много текстовых, аудио- и видеоматериалов для практики чтения и слушания, упражнения для заучивания слов, а также возможность общаться с другими пользователями. Примеры: lingualeo.com и lingq.com.
Lingualeo (сайт российских разработчиков) предназначен для изучения только английского языка, а LingQ – многоязычный проект. Оба сайта предлагают платную подписку, которая снимает функциональные ограничения.
Они дают то, для чего собственно и существуют языки – общение. Вы можете найти друзей по переписке, поговорить с иностранцами, обсудить с другими изучающими язык какие-то трудные вопросы. Самое главное – возможность практиковаться в общении с носителями языка. Приведу в качестве примера, hellolingo.com – на этом сайте есть текстовый и голосовой чаты, их участники отмечают в своих анкетах свой родной язык и языки для практики. Находите желающего поболтать по-английски и общайтесь!
К ним я отношу программы и сайты, выполняющую какую-то узкоспециализированную функцию, например разнообразные словари или обучающие программы, направленные конкретно на развитие какого-то определенного навыка.
На сайте hinative.com, к примеру, можно писать короткие тексты на английском, которые проверят носители языка, а вы, в свою очередь, поможете им с текстом на русском. На babeleo.com предлагают читать книги с параллельным переводом. Словарь сленга urbandictionary.com, который обновляют сами пользователи, – отличное подспорье в освоении неформальной американской лексики. Quizlet.com – удобный сайт для заучивания слов с помощью карточек.
Разумеется, обучающими сайтами польза Интернета в изучении языка не ограничивается. Если вы хотите лучше освоить произношение, на YouTube полным-полно уроков, если хотите проверить, насколько окрепли ваши языковые навыки, – оригинальные тексты, аудио- и видеозаписи найти проще простого.
К сожалению, в интернете то и дело встречается откровенная ерунда, вроде программ с двадцать пятым кадром, которые якобы научат вас языку за месяц и без усилий. Бывают и относительно полезные программы, но с явно преувеличенными рекламными обещаниями. К примеру, популярная в США программа RosettaStone обещает, что вы будете не учить, а «впитывать» язык, благодаря сочетанию научных методов и мультимедийных технологий. Они называют это «самым быстрым способом выучить язык».
Экспертную оценку программы дал Стивен Крашен, специалист с мировым именем в области усвоения иностранного языка. Его внимание привлекло то, что маркетологи RosettaStone используют в рекламе научные термины, которые сам профессор Крашен и его коллеги ввели в обиход в 1980-х годах. Вот только эти термины присутствуют, скорее, для красного словца, программа не дает обещанного «погружения в среду», ее эффективность гораздо ниже заявленной, а слоган про самый быстрый способ выучить язык результатами исследования не подтвердился. Эта программа, как заключил Крашен, дает довольно скромный результат, чудес от нее ждать не стоит.[2]
Мораль этого обзора такова: обучающие сайты и программы отлично помогают дополнить и разнообразить занятия, делая их более яркими, веселыми, разносторонними, но пользоваться обучающими сайтами как основным учебным пособием, на мой взгляд, нежелательно.
Учебники построены последовательно, логично и методически грамотно. В учебнике вы не заблудитесь, его нужно проходить слева направо, страница за страницей, а программа запросто может дать сразу столько материала и возможностей, что вы просто не будете знать, что с этим добром делать. К тому же в книге всегда есть объяснения правил и примеры, а, к примеру, в Duolingo теория почти не объясняется.
И еще один немаловажный момент. Как показывает практика, обучающие сайты со временем могут не только улучшаться, но и ухудшаться и даже прекращать работу. Возможно, к тому моменту, когда вы прочтете эту главу, все перечисленные сайты уже претерпят серьезные изменения. Именно поэтому я рассказал о них в общих чертах. Подробный обзор обучающих сайтов, программ, различных интернет-ресурсов по изучению языков я не стал приводить в этой книге – глазом моргнуть не успеем, как информация устареет, а в книге что написано пером, то не вырубишь топором. Подробные проиллюстрированные обзоры полезных программ вы можете найти на моем сайте-приложении к этой книге Langformula.ru.
Можно ли обойтись без учебных пособий?
Наверное, вы слышали, что иногда люди осваивают язык необычными способами. Это действительно так. Владение языком – цель, к которой можно прийти множеством путей. Я встречал людей, которые выучили язык, ни разу со школьной скамьи не открыв серьезного пособия. Говорили они неважно, с грубыми ошибками, но их это устраивало. Языки учат по комиксам, телешоу, за кружкой пива в баре, в чатах, онлайн играх и еще тысячей способов. Далеко не всегда язык изучают за партой. Хочу лишь еще раз повторить, что учебные пособия – как карта и компас для путешественника. Теоретически, обойтись без них можно, но с ними гораздо удобнее.
Элементы занятий и их соотношение
Ваши самостоятельные занятия должны включать в себя все элементы нашей формулы:
– заучивание слов;
– грамматические упражнения;
– практику в чтении, слушании;
– практику в устной и письменной речи.
Это не значит, что на одном занятии продолжительностью, скажем, в один час нужно 20 минут учить слова и заниматься грамматикой, 20 минут читать и слушать, 20 минут писать и говорить. В занятия должны быть включены все элементы, но распределять их можно не в пределах одного урока, а в пределах одной-двух недель, причем с перевесом в пользу каких-то определенных элементов.
Первое время, на трудном этапе, явный перевес будет в сторону грамматики и заучивания слов. Здесь, несомненно, занятия будут строиться вокруг учебника. Позже включайте больше практики. В итоге, на легком этапе, слова придется специально учить лишь изредка, а большую часть времени вы будете посвящать практике.
План занятий
Вы занимаетесь самостоятельно, поэтому график можете подстраивать под собственные нужды, как хотите. Как именно будет выглядеть график, не так важно, главное – стараться не упускать полностью какие-то элементы формулы и заниматься регулярно. Постепенно старайтесь вводить побольше практики. Словарь и грамматика – это основа, но она останется бесполезна, если вы ничего на ней не возведете.
Начав заниматься английским, я делал так: половину занятия отводил учебникам (произношение, чтение, правила и упражнения), а половину заучиванию слов. Занимался 1–2 часа в день. Каждый день после работы. Иногда, по необходимости, я одно занятие посвящал только новым словам или отработке каких-то грамматических схем. В учебнике разобраться нетрудно, в начале книги обычно есть вступление, где рассказывается, как ей пользоваться. К тому же в учебниках всегда даются точные инструкции: прочитайте это, напишите то, переведите текст. Ваша задача – просто выполнять эти указания. Как видите, я полностью упускал из виду слушание – очень не советую так делать! Позже мне пришлось туго, я хорошо понимал фильмы по субтитрам, но вот сама речь казалось бессмысленной мешаниной нечленораздельных звуков. Пришлось наверстывать.
Конец ознакомительного фрагмента.