«Игра – высшая форма исследования»
Как говорил Альберт Эйнштейн, «игра – высшая форма исследования». И практика показывает, что, действительно, игры во многом могут сформировать новый взгляд не только на устройство мира и взаимодействие людей, но и на самого себя. Именно поэтому в последние годы появилось большое разнообразие игр-тренингов, которые используют коучеры в своих методиках. И не напрасно! Как выяснили ученые Йельского университета, во время любой игры или соревнования человеческий мозг настолько поглощен желанием победить, что активизируются почти все его области. Причем так эмоционально и энергично, как будто от исхода игры зависит наша жизнь. Тогда как в обычном режиме в мозге спокойно работают лишь несколько нейронных узлов. Логично предположить, что игра является очень точной моделью для других, более серьезных ситуаций. И не мудрено: ведь на протяжении всего процесса эволюции люди соревновались друг с другом за ресурсы, престиж и противоположный пол. Это означает, что выигрыш гарантировал успех во всех важных областях жизни: добыче продуктов питания, достойного социального статуса и здорового продолжения рода. Неудивительно, что мозг быстро реагирует на ситуации, от которых зависит его собственное благополучие.
Поэтому сегодня многие психологи и стали проводить свои тренинги в виде игр, получая в итоге много полезной информации о своих клиентах, которую люди по разным причинам скрывают, что мешает исследователям помочь им разрешить насущные проблемы.
Так чем же полезны игры?
Конечно, во-первых, во время игры высвобождается огромная палитра эмоций: и удовольствие, и чувство страха, и ощущение неизведанности, и чувство гордости от одержанной победы…
Во-вторых, только в игре человек может получить то, чего ему не хватает в жизни: «пробует» проявить еще неиспользованные возможности, «примеривает» ещё недоступные способности, «играет» роли, до которых в реальной жизни может не дорасти.
В-третьих, игра обучает устанавливать контакты, укреплять взаимоотношения, налаживать сотрудничество.
В-четвертых, учит четко выражать свои мысли и желания.
В-пятых, позволяет применить и проверить накопленный опыт.
В-шестых, помогает проявить себя в рискованных ситуациях, спонтанно разрешать стихийно возникшие проблемы, что, безусловно, раскрывает человека с неожиданной стороны.
ВАЖНО!
Коучеры заметили, что интенсивнее всего играют люди, утратившие душевное равновесие. Поэтому терапевты используют игры для снятия стресса.
Кстати, коучеры заметили, что интенсивнее всего играют люди, утратившие душевное равновесие. Поэтому терапевты используют игры для снятия стресса, преодоления различных трудностей, коррекции поведения, и, конечно, для ободрения и одобрения.
В общем для психологов игры-тренинги ценны тем, что они диагностируют поведение человека намного лучше, чем любая другая деятельность, поскольку в игре участник максимально проявляет свои физические силы, личностные особенности, творческие возможности, и самое главное – интеллект.
Итак, начинаем играть под бдительным руководством Михаила Ефимовича Литвака.
Игра «Королевский двор». Цель: выявить свои истинные способности
Ролевая игра «Королевский Двор» разработана мной на кафедре психиатрии РГМУ. Это психотерапевтическая и одновременно деловая игра, позволяющая приобрести навыки управления и разобраться в своей системе ценностей, лучше узнать самого себя и понять свою роль в своих несчастьях. Игра включает в себя идеи гештальт-терапии, экзистенциального анализа, поведенческой терапии и разработанной мной аксиологической модели психотерапии и психологии. Этот тренинг-игра позволяет узнать, как окружающие воспринимают вас и почему? Почему вы достигли того, чего достигли? Что мешает вам двигаться вперед?
Цели тренинга. Первая – диагностическая (познать самого себя, понять, что мешает двигаться), вторая – терапевтическая (потом действовать в плане коррекции). Игра помогает увидеть со стороны, какая модель управления существует в вашей семье, бизнесе. Какую роль вы взяли себе, а какие раздали окружающим. Возможно, вы отдаете бразды правления другим людям. Таким образом человек сможет правильно оценить себя, свои возможности, выявить свои жизненные позиции и установки, спрятанные в подсознании и смоделировать новые роли своей личности, разработать план собственного развития.
По ходу этой игры обычно обсуждаются такие темы:
• Сценарий жизни и коррекция сценария.
• Черты характера.
• Эффективная коммуникация.
• Психологическое айкидо.
• Манипулятивное воздействие.
• Публичное выступление.
• Эффективные переговоры.
• Психология управления.
• Проблемы взаимоотношений между мужчинами и женщинами.
Длится игра 3–5 часов.
Инструкция. Представьте, что вы находитесь на необитаемом острове. Выбирается «разводящий»-ведущий, который должен создать на острове свое королевство. Из группы он выбирает по своему усмотрению разных людей, «назначая» их на роли – Короля и Королевы, Фаворитки, Принца и Принцессы, Мальчика и Девочки для битья, Судьи, Палача и пары министров. И, конечно же, надо не забыть о своей роли.
ВАЖНО!
Важно прислушиваться к себе и своим чувствам: что вы чувствуете, отводя определенную роль себе и распределяя хорошие и плохие роли другим людям.
«Это не так просто, как кажется на первый взгляд: во-первых, нужно угадать, насколько незнакомые тебе люди (до игры запрещается общаться и даже знакомиться друг с другом) подходят на отведенные им роли, – пишет одна из участниц тренинга в своем блоге blogopsy.ru. – Во-вторых, распределить «плохие» роли типа Мальчика и Девочки для битья, Палача, а также Фаворитки. Как показывает практика, последнюю роль многие женщины воспринимают негативно. Важно прислушиваться к себе и своим чувствам: что вы чувствуете, отводя определенную роль себе и распределяя хорошие и плохие роли другим людям. Как вы объясняете участникам свой выбор. Группы обычно небольшие и разводящим (то есть человеком, составляющим свой двор) по очереди становится каждый участник. Попыток может быть несколько. Во всяком случае, на той игре, на которой была я, Литвак давал возможность некоторым разводящим поменять игроков в случае «провала» или вероятного «заговора». Игра очень показательна и с точки зрения жизненных сценариев: какую роль мы отводим себе в жизни? Плывем по течению и рассчитываем на то, что важные для нас решения другие примут за нас? Или берем управление в свои руки и строим свою судьбу сами? Как выстраиваем отношения с подчиненными и начальством? С близкими и малознакомыми людьми? Чаще всего во время игры разводящий создает реальную ситуацию своей жизни. И по ходу игры он начинает осознавать, что он сам и есть причина своих неудач (или наоборот)».
ВАЖНО!
Игра очень показательна с точки зрения жизненных сценариев: какую роль мы отводим себе в жизни? Плывем по течению и рассчитываем на то, что важные для нас решения другие примут за нас?
Во время игры каждый из игроков хоть раз становится Разводящим и набирает свое Королевство. Причем, надо выбрать тип монархии – конституционную или абсолютную: от этого зависят права и обязанности монархов.
Власть разводящего абсолютная, и если его кто-то ослушался, то он подвергается «смертной казни» – на три минуты его выводят из круга, чтобы он подумал на «том свете» о своем проступке и потом вернулся.
«Фишки» игры. Эта казалось бы детская игра в «королевство» оказывается довольно сложна даже для умудренных опытом людей, потому что она позволяет глубоко взглянуть не только внутрь себя, но и на окружающих людей. Ведь чтобы назначить человека на ту или иную должность, в данном случае, к примеру, на пост Короля или Мальчика для битья, нужны глубинные знания психологии и обладание тончайшей интуицией. Иначе человек, обремененный обязанностями, которые он не тянет в силу разных причин, не справится с работой – и «королевство» (семья, работа, проект, бизнес, государство) разрушится, как карточный домик. Как показывает многолетний опыт тренингов, участники часто делают типичные ошибки.
ВЫБОР КОРОЛЯ И КОРОЛЕВЫ. Женщины – типичные феминистки, назначившие себя Королевами, при выборе себе Короля не советуется с ним, потому что априори не берут его в расчет. А Король должен быть под стать Королеве: должен быть равен Королеве и по годам, и по богатству.
Вообще, при «назначении» Правителей, многое можно сказать о Разводящем. Например, одна участница назначила себя Королевой, а потом Палача переквалифицировала в Короли. О чем это говорит? Что когда она была молодой, то издевалась над ребятами, которые за ней ухаживали. Это из серии тех мальчиков, которые дергают за косички тех девочек, которые им нравятся. А сама пришла с семейной проблемой: от нее мужик ушел.
Или другой случай: во время игры одна женщина назначила себя Королем. Я удивился: «Хочешь поменять пол?» Она отрицательно покачала головой. Но мне стало понятно, с каким отвратительным отношением она относится к мужчинам.
Вспомнил: когда я работал в клинике со своими больными, и играл с ними во «Двор», так никто из них не ставил себя Королем или Королевой. И мы играли до бесконечности, пока пациенты не поняли, что единственный правильный вариант для ведения игры – избрать себя Правителем. Когда же я со здоровыми работал, то те только и метили себя в руководители. Выходит, что единственная роль, в которой хорошо себя чувствуешь, – это Король или Королева. Но они должны советоваться друг с другом, чтобы принимать общие решения. И тут многие проявляют свою натуру: эгоисты и эгоистки не считаются с мнением своих «половин» – в итоге Королевство рушится. И в жизни мои участники семинаров ведут себя так же: никогда никого не слушают, выдвигают свои безапелляционные точки зрения, тем самым подавляя представителей противоположного пола, и поэтому остаются одинокими.
ВАЖНО!
И в жизни мои участники семинаров ведут себя так же: никогда никого не слушают, выдвигают свои безапелляционные точки зрения, тем самым подавляя представителей противоположного пола, и поэтому остаются одинокими.
Какие ещё качества людей выявляет эта игра? У многих участников часто складывается понимание, что Король и Королева – это не муж и жена, а Правители. Они не любят друг друга, а государством управляют. Нет, конечно, они официально супруги, только без любви – живут с расчетом. Это считается нормой. Хотя в нашей российской истории были счастливые пары, которые искренно любили друг друга. Например, великий князь после Александра Первого – Николай Первый, полюбив женщину не своего круга, отказался от трона. Он понял, что деньги, королевство – это вторично… Так же случается и сегодня: себе изменяешь, женившись по расчету – плохие браки получаются. В общем, люди, оказавшиеся на руководящих ролях, должны выбирать между любовью и государством. И многие считают, что это очень сложный вопрос. Нет! Никто о государстве не заботится – все заботятся о себе. Когда я лечу больных, я о них забочусь что ли? Нет! Я думаю, прежде всего, о себе! Конечно, вслух я не говорю об этом. Но в конечном итоге мне выгодно лечить и излечивать больного для того, чтобы повышался мой авторитет, и, соответственно, рос заработок.
ВЫБОР МОНАРХИИ. В ходе игры «Королевский двор» многие игроки в силу своей необразованности затрудняются ответить, чем отличается конституционная монархия от абсолютной. Приходится популярно объяснять, что конституционная – это когда вся власть сосредоточена в руках премьер-министра, а король и королева – лишь «для мебели»: их «работа» – это развлечения, охота и балы.
Кстати, у нас в России – абсолютная монархия, когда всем рулит Президент. А в Норвегии, к примеру, тоже монархия, но конституционная.
ВЫБОР МИНИСТРА ЮСТИЦИИ, ОН ЖЕ СУДЬЯ. Очень ответственная роль, но нехорошая, особенно если она неофициальная. Что я имею ввиду? Есть много людей, которые любят кого-то рассудить. Чаще всего в этой роли выступают родители. Например, двое детей подрались, идут к родителям отстаивать правоту. В таких ссорах оба виноваты, но «судья»-родитель должен принять решение – найти зачинщика и наказать. И надо вставать на сторону сильного.
ВАЖНО!
Судья – это настолько трудная роль, что сам бог неба, грома и молний, ведающий всем миром, Зевс не взялся бы быть арбитром в сложном деле.
В реальной жизни всегда побеждает в конфликтах тот, кто сильнее. А второй – «не сильный» – автоматически превращается в жалобщика, который ходит к родителям или начальникам, канючит, просит и сдает своих. Сам же судья в итоге сам и будет виноват в той ненависти, которую вызвал у «осужденного». В общем, на бытовом уровне судьи всегда находятся в очень тяжелом положении. Профессиональный судья более защищен, потому что руководствуется уставом, кодексом и прочими документами… Но, согласитесь: судить кого бы то ни было – это не всегда вызывает восхищение и не всегда справедливо. Кого-то оправдываешь, а кого-то обвиняешь. Один становится врагом, другой – другом.
Если человек приходит к друзьям и рассказывает, что его обидел друг, то кто-то его поддерживает, а кто-то осуждает. Но когда друзья мирятся, то судья становится виноватым. Поэтому если к вам друг обращается рассудить его с другом или с женой, отвечайте так: «Мне трудно сказать, я не знаю вашу жизнь». В общем, надо отказываться от роли судьи.
Судья – это настолько трудная роль, что сам бог неба, грома и молний, ведающий всем миром, Зевс не взялся бы быть арбитром в сложном деле.
Мало кто знает, что первый «конкурс красоты» прошел в Древней Греции. Согласно древнегреческому мифу, однажды богиню раздора Эриду не пригласили на пир. Затаив обиду, Эрида решила отомстить богам. Она взяла золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей», и незаметно бросила его между приглашенными на пир богинями Герой, Афродитой и Афиной. Женщины тут же заспорили, кому из них оно должно принадлежать: ведь каждая считала себя прекраснейшей. Они обратились за помощью к Зевсу. Но тот отказался от судейства, разумно рассуждая так: «Если одной присужу яблоко, то другие мадам меня возненавидят. Зачем мне это?» И отправил их к сыну троянского царя Парису: «Пусть он вас рассудит, он в женщинах разбирается». Парис, увидев красоток, забеспокоился: «Как я выясню, кто из вас красивее, когда от каждой из вас глаз не отведешь?» И попросил раздеться – как сейчас девушки на конкурсах красоты дефилируют в купальниках. Рассмотрел обнаженных девиц – нет никаких изъянов! Тогда дамы сами стали интриговать.
ВАЖНО!
Мало кто знает, что первый «конкурс красоты» прошел в Древней Греции.
Гера, жена Зевса, предложила за победу земли в Азии, тем самым расширив свои территории – ведь она была «министром земледелия». Но Парис остался равнодушен к предложению: «У нас земли достаточно». Афина подошла к нему: «Я тебе буду помогать одерживать победу в боях». Парис ей: «А мы уже 20 лет не воюем. Я буду судить объективно!» И тут Афродита предложила: «Хочешь, я тебя сведу с самой обворожительной женщиной?» И кого же выбрал Парис? Афродиту – он ей передал яблоко. Беда Геры и Афины в том, что они не знали психологии. Ведь если у человека удовлетворены пищевой и оборонительный инстинкты, то его интересы крутятся вокруг сексуального. Поэтому Парис и назвал самой красивой Афродиту, поведясь на ее заманчивое предложение. А Афродита в свою очередь в благодарность помогла Парису похитить жену спартанского царя прекрасную Елену. Из-за этого-то и вспыхнула долгая и жестокая Троянская война. Кто виноват? Судья Парис! А Зевс, не пожелавший взваливать на себе такую ответственность, остался в истории положительным героем. Так что быть судьей чревато последствиями.
…В общем, все очень жизненно. Вспомнить хотя бы тот факт, как мы людей набираем в правительство: у всех прекрасные характеристики – умные, образованные, деловые, предприимчивые… А через какое-то время вдруг оказываются негодными. Мне нравится формулировка нашего Президента, когда он снимает с должности очередного взяточника: «За потерю доверия». Значит, выбранный нами чиновник все делал обманом, раз вышел из доверия…
ВЫБОР ШУТА. Шутом не каждый может быть. Ведь у королевского «дурака» очень влиятельная роль. Это единственный человек, который может не только говорить королю правду безнаказанно, но и самого его критиковать. «Дурак» считается членом свиты, но работать ему приходится на грани фола. Как правило, шутов ненавидят остальные придворные так, что могут даже убить или отравить. Ведь любимчиков никто не любит. Не в лучшем положении, как правило, оказывается и сам правитель, о чем говорит одна короткая притча.
Король уехал на охоту, оставив шута во дворце. Тот залез на трон, сидит, изображая правителя. Но тут вбежали придворные, стащили его с трона и избили. Возвратился король, ему рассказали о нахальстве дурака, и тот рассердился: «Как ты посмел сесть на трон? Это же фактически захват власти! Я ничего не могу сделать, правильно тебя наказали». А шут ему в ответ: «Не беспокойся, король, я всего-то 15 минут посидел на троне – и вот как мне досталось. А каково тебе будет?»
Конечно, во все времена короля хотят свергнуть: подчиненные всегда недовольны верхушкой. Недавно, например, Трампа избрали – и тут же набирается против него команда оголтелых противников. Но если бы избрали Хилари, было бы то же самое.
ВАЖНО!
Конечно, во все времена короля хотят свергнуть: подчиненные всегда недовольны верхушкой.
ВЫБОР ПРИНЦА И ПРИНЦЕССЫ.
Принцем почему-то обычно выбирают мужчину или парня, похожего на непослушного балованного ребенка. Видимо, принцы у всех ассоциируются с таким образом. Хотя мне не понятно, зачем вообще в Королевстве такой безответственный тип? В этом кроется ошибка краха любого сообщества: когда внутри стада появляется бестолковая овца. Обычно таких людей в роли «принцев» на работе зачастую очень долго не повышают, потому что он производит вид человека, которому еще стоит подрасти до новой должности.
Принц – хорошая роль: он должен быть умным, смелым, дальновидным, потому что он фактически находится при власти, которая ему рано или поздно достанется. А уже если он подружится с министром обороны, готовым совершить военный переворот, то бразды правления принцу упадут еще быстрее. Но до тех пор довольно часто принцы бездельничают, и всю работу за них выполняет «мальчик для битья».
«Принцессы» по жизни тоже часто не дотягивают до взрослых ролей, к примеру, Королевы. Все ждут, пока они подрастут и поумнеют.
ВЫБОР МАЛЬЧИКА ИЛИ ДЕВОЧКА ДЛЯ БИТЬЯ.
Роль «мальчик для битья» показательна в этом случае на примере времен Петра I. Тогда царь отправлял дворян учиться за рубеж, а те, естественно, брали с собой слуг. Но дворянские дети разве хотели забивать себе головы разными ученостями? Нет, конечно! Они вели разгульный образ жизни, а учиться отправляли слуг. Когда «студенты» возвращались на родину, царь Петр устраивал им экзамены, на которых выяснялось, что никто ничего не усвоил – все заваливали экзамены. Правда, царь их не сильно наказывал: он же был довольно демократичным правителем. Зато слуги образовывались. Так что и роль слуг в то время была довольно неплохой: накормлен, напоен, при власти да еще и учится бесплатно. Кроме того, «мальчику для битья» часто сочувствуют, а он сам, прибедняясь бедной овечкой, в свою очередь может легко вести интриги.
ВАЖНО!
Роль слуг во времена Петра первого была довольно неплохой: накормлен, напоен, при власти да еще и учится бесплатно.
На одном тренинге участница Лариса Е. мне пожаловалась, что ее почему-то очень часто выбирают «девочкой для битья». Я ей объяснил, что окружающие видели ее в этой незавидной роли, потому что у нее очень мрачный и подавленный вид. Вид человека может даже определить его дальнейшую судьбу. Я в этом убедился, когда учился в институте. Как известно, первые три курса ты работаешь на зачетку, а потом уже зачетка работает на тебя. Как это работает? Например, преподаватель, принимающий у вас экзамен на 4 или 5 курсе, открывает зачетку и видит там одни пятерки. И если после вашего ответа у него возникают колебания между четверкой и пятёркой, то он ставит «отлично». Если же студент отвечает правильно, но неуверенно, то ему все равно четверку поставят.
ДРУГИЕ РОЛИ.
Фаворитки, как правило, должны вмешиваться в политику. А вообще, фаворитка – это «бзик» короля, которая может окрутить ему голову. Жена же должна быть умнее: не замечать измен.
Палачом обычно назначают жалкую фигуру: много ли ума надо, чтобы махать топором? Но он должен быть уверенным, чтобы рука не дрогнула. Однако если он окажется хитрым, то сможет, к примеру, вступить в заговор с министром финансов, убить Короля и занять его место. В общем, с палачом надо держать ухо востро.
Министр обороны должен быть волевой, мощный, видный. Подчиняться приказам Короля, даже если будет считать их неправильными.
Министром финансов обычно выбирают человека, который поездил по странам, любит рисковать, а благодаря тому, что много раз обжигался, уже знает, что может привести к катастрофе. Если премьер-министр несправедливо расходует деньги, то министр должен стараться этому препятствовать.
Уроки, извлеченные из игры
Когда человек участвует в таких тренингах, он замечает, что мнение окружающих о нем потихонечку меняется. Например, одну женщину постоянно выбирали в Фаворитки. Но поскольку она вела себя, как царствующая особа, то на пятый-шестой раз ее произвели в Королевы. А другая дама была пять раза Принцессой, два раза Министром юстиции, Палачом, Фавориткой и даже Девочкой для битья. Таким образом, эта игра показывает, как к одному человеку могут по-разному относиться. Но это и хорошо: всем понравиться невозможно. Поэтому игра снимает все комплексы, которыми страдал человек.
Кроме того, игра – это деловой тренинг. И каждый Разводящий подбирает участника на ту или иную должность. Он должен видеть колебания своих подчиненных и определять их способности. А в жизни, кто-то из игроков став руководителем, уже правильно расставляет на нужные места своих подчиненных, не боясь предлагать и не очень престижные должности.
ВАЖНО!
Будешь жить ради себя – и все остальные будут довольны. А если пашешь ради кого-то, ожидая благодарности – и сам будешь несчастлив и «спасибо» не дождешься.
Например, вот как жаловалась на саму себя одна из моих постоянных участниц тренингов Ирина П.: «Самое сложное, когда я назначала людей, допустим, на роль «мальчика для битья». Предлагаю эту незавидную должность мужчине, который по виду хорошо сложен, плотный, значит, все выдержит. Но по своему обыкновению, начинаю, как всегда, оправдываться – объяснять ему, почему на это место я выбрала именно его! И каждый раз, когда я боюсь обидеть людей, я делаю все это в ущерб себе, потому что буквально выстилаюсь, а я этого не должна делать… Надо работать».
Так, в итоге, человек начинает лучше понимать, как управлять. Многие мне признавались после игры, что, наконец-то, увидели свои серьёзные просчеты в управлении: нерешительность и нежелание быть первым, тогда как руководитель должен быть лидером по определению.
Еще один важный урок, который извлекают игроки: дела в «Королевстве» всегда будут идти хорошо, если каждый будет работать в своих интересах, а не ради кого-то или чего-то. Такое отношение к своей деятельности приносит массу преимуществ. Будешь жить ради себя – и все остальные будут довольны. А если пашешь ради кого-то, ожидая благодарности – и сам будешь несчастлив и «спасибо» не дождешься.
Игра позволяет со стороны увидеть ситуацию, себя и окружающих, тогда как в обычной жизни людям редко это удается. Многие даже начинают понимать, что во всех своих неудачах виноваты они сами. Они делают неприятные для себя открытия, но не воспринимают это как трагедию, а напротив – понимают, что над своими недостатками надо работать.
Вариант игры «Королевский двор» – «Стань лучшим директором». Одна из участниц моих семинаров придумала свою игру, которая выявляет таланты и способности людей. Она взяла за основу мой тренинг «Королевский двор» и трансформировала его в производственный вариант, когда несколько команд решают за отведенный им час сложные бизнес-задачи. Одна должность выборная – это директор. У него абсолютная власть. Он распределяет должности, контролирует работу, принимает защиту проектов, присутствует на переговорах команд, которые иногда во время игры даже перерастают в драки и скандалы.
Эта затея мне показалась интересной, потому что она, помимо обучения команд принимать совместные решения, выявляет и все характерные черты человека, которого выбрали «директором». И проверяет на практике мою теорию психологии управления, которую я изложил в книге «Командовать или подчиняться? Психология управления». Ведь если «директор» проявляет все свои худшие качества, то его в другой раз не выберут – станет подчиненным. А то и вовсе не возьмут в команду – уволят. И в реальной жизни неудачник никогда не поднимется по карьерной лестнице. А тот, кто завоюет авторитет игроков, тот и вне игры станет лидером благодаря своим талантам и умению ладить с людьми. Однажды на тренинге в Крыму одного зарвавшегося и непрофессионального «шефа» – парня 33 лет – «сотрудники»-игроки просто свергли с позором. Так тот убежал в угол и разрыдался. «За эти три дня тренинга перед моими глазами прошла вся моя карьера и я понял, за что меня увольняли с трех мест», – признавался он мне потом. Так что подобные игры четко показывают «кто есть ху».
ВАЖНО!
Игра позволяет со стороны увидеть ситуацию, себя и окружающих, тогда как в обычной жизни людям редко это удается. Многие даже начинают понимать, что во всех своих неудачах виноваты они сами.
Игра «Потерпевшие кораблекрушение». Цель: из сотен решений задач выбрать правильное
Если игра «Королевский двор» – это мое изобретение, то деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение» давно и хорошо известна всем психологам. Она даже описана у известного американского психолога Кьела Рудестама в книге «Групповая психотерапия».
Цели тренинга. Главное – игра позволяет изучить процесс выработки и принятия решения в ходе общения и групповой дискуссии. А также – убедиться в том, что в группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у решающих в одиночку. Интрига игра заключается в том, что неправильное решение вас может потопить.
Кроме того, игра помогает сплотить группу. А ведущий учится определять, кто из участников лидер, умеющий убеждать, а кто ведомый, не имеющий своего мнения, а кто все время сомневающийся. Все навыки, приобретенные в этой игре, вам пригодятся, когда вы станете руководителями. Вы уже будете знать, что для выработки коллективного решения надо обязательно интересоваться мнением всех без исключения. Потому что один сотрудник может сидеть тихо и молчать, или выскажется еле слышно, а к его мнению надо прислушаться – вдруг именно его решение правильное? Или еще бывает, что решение вашего подчиненного может немножко парадоксально звучать для вас. В этом случае найдите его логику рассуждения: все-таки человек думал.
ВАЖНО!
Все навыки, приобретенные в этой игре, вам пригодятся, когда вы станете руководителями.
Инструкция. Ваш корабль потерпел кораблекрушение. Вы дрейфуете в спасательной шлюпке в южной части Тихого океана. Ваше точное местонахождение неизвестно, но вы находитесь приблизительно в тысяче миль от ближайшей земли. В шлюпке имеются только 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. Каждый из вас получает их список. Кроме этого, имущество оставшихся в живых – пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять тысяч банкнот.
Ваши задачи:
1. Классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значению и так далее до 15, наименее важного для вас.
• Секстант
• Зеркало для бритья
• Канистра с водой
• Противомоскитная сетка
• Пищевой «неприкосновенный запас» на 3 дня
• Карты Тихого океана
• Надувная подушка
• Небольшая канистра солярки
• Транзисторный радиоприемник
• Репеллент, отпугивающий акул
• 5 квадратных метров непрозрачной пластиковой пленки
• Бутылка спирта 5 метров нейлоновой веревки
• Две коробки шоколада
• Рыболовная снасть
2. Следующий этап – обсуждение вашего спасения и классификация предметов в паре.
3. Групповая дискуссия и принятие группового решения о значимости предметов для спасения.
Играющие должны научиться достигать согласия при решении групповой задачи.
На индивидуальное ранжирование дается пятнадцать минут. После этого в течение сорока пяти минут группа должна прийти к общему решению, достигая единства мнений по каждому пункту списка. Это единство мнений очень важно. Нужно, чтобы каждый играющий согласился бы с групповым решением, а не просто подчинился чужому мнению, даже если это мнение большинства. Достичь согласия нелегко, иногда группа при таких условиях даже не в состоянии прийти к устраивающему всех решению. А в некоторых случаях «консенсус» оказывается мнимым, и при обсуждении игры обнаруживаются игроки, которые просто уступили группе. На моих тренингах во время этой игры я много видел: и как люди друг друга перебивают, не могут договориться, иногда ироничные шуточки отпускают и даже доходит до оскорблений, а иной раз и подерутся.
СОВЕТЫ. Ведущий может дать игрокам следующие рекомендации для достижения согласия.
Воздержитесь от защиты своего суждения только потому, что оно свое.
Подходите к задаче логически и объективно.
Избегайте менять свое мнение только для достижения согласия, не старайтесь любыми силами уклониться от конфликта.
Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться, хотя бы отчасти.
Избегайте таких методов разрешения конфликта, как голосование и компромисс.
Рассматривайте различные мнения как помощь, а не как помеху.
4. После принятия общего вердикта можно начать обсуждение игры, например, с того, чтобы сравнить принятое решение с мнением экспертов. В процессе обсуждения можно сравнить индивидуальные решения с групповым. Необходимо уметь отстаивать свое мнение, убеждать в правильности своего выбора, а главное – применять логику. Тот, кто логично мыслит, тот всегда побеждает.
ВАЖНО!
После принятия общего вердикта можно начать обсуждение игры, например, с того, чтобы сравнить принятое решение с мнением экспертов.
Игра вместе с обсуждением продолжается около полутора часов.
На что можно обратить внимание в обсуждении? Разберите процесс принятия группового решения. Какие виды поведения помогали прийти к согласию? Какие мешали? Кто был активен, кто не участвовал? Какие лидерские качества проявились в игре? Кто оказывал влияние и почему? Какая была атмосфера в группе? Что чувствовал каждый участник? Какие действия предпринимались для «протаскивания» своих мнений? Как можно улучшить процесс принятия группового решения?
От ведущего требуется хорошая интуиция, способность отследить механизмы принятия группового решения, умение задать нужные вопросы в нужный момент, изобретательность и чувство юмора. Будьте аккуратны, ведите игру так, чтобы сплотить группу, а не рассорить!
5. После того, как группа сообщила о готовности, зачитывается мнение экспертов (реальных исследователей, путешественников, спасателей МЧС России).
Согласно мнению «экспертов», потерпевшему кораблекрушение в океане более всего необходимы две категории предметов: служащие для привлечения внимания и помогающие выжить до прибытия спасателей. Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, не исчерпывает всех возможностей их использования (например, секстантом можно отбиваться от летающих рыб!)
Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.
Канистра с соляркой… Важна для сигнализации. Солярка может быть вылита на воду, зажжена банкнотами и спичками и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.
Канистра с водой. Для утоления жажды.
Коробка с пищевым НЗ. Обеспечивает основную пищу.
Пластиковая пленка. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.
Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.
Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица в руках лучше, чем журавль в небе». Нет уверенности в том, что вы поймаете рыбу.
Нейлоновая веревка. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.
Надувная подушка. Если кто-то упадет за борт, она может послужить спасательным средством.
Репеллент, отпугивающий акул.
Спирт. Может быть использован в качестве антисептика, в других случаях малоценен, поскольку применение вовнутрь может вызвать обезвоживание.
Радиоприемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.
Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, где находитесь не вы, а спасатели.
Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.
Секстант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.
ПРИМЕЧАНИЕ. Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят на помощь в первые 36 часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.
6. После того, как был зачитан «правильный» список ответов, предложенный экспертами, надо сравнить «правильный» ответ, собственный результат и результат группы: для каждого предмета списка надо вычислить разность между номером, присвоенным ему индивидуально каждым участником, группой, и номером, присвоенным этому предмету экспертами. Затем сложить абсолютные значения этих разностей для всех предметов. Если сумма больше 30, то участник или подгруппа «утонули». Кроме того, надо сравнить результаты группового и индивидуального решения; определить, явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решением отдельных людей.
ВАЖНО!
Будешь жить ради себя – и все остальные будут довольны. А если пашешь ради кого-то, ожидая благодарности – и сам будешь несчастлив и «спасибо» не дождешься.
Игра «Волшебный магазин». Цель: найти настоящие цели и смысл жизни
Эта игра была в свое время предложена румынским психиатром и создателем групповой психотерапии Якобом Морено, о котором я подробно писал в книге «10 методик развития мышления и памяти».
Суть игры в том, что свойства и характеристики личности переводятся на экономический язык. А ценности человека подвергаются проверке на прочность: что мы готовы сделать для удовлетворения своих прихотей, достижения идеала, жизни «по принципам»? Во время «торговли» участник начинает активно размышлять о цене, которую готов заплатит за стремление мечтать и воплощать в жизнь свои идеалы.
Инструкция. Представьте себе, что вы случайно набрели на «Волшебный магазин». Продавец – ведущий группы – может предложить участнику все, что угодно: здоровье, карьеру, успех, счастье, любовь. Кроме того – черты характера и навыки. И у вас есть уникальная возможность прикупить себе немного счастья или того качества, которого, как вам кажется, вам не хватает.
Но продавец-волшебник требует, чтобы покупатель тоже заплатил за это тем, что ценит в жизни: здоровьем, любовью, друзьями и т. д. Или обменять требуемое вам качество на какое-то другое – то, с которым вы готовы расстаться. Вам совсем не обязательно отдавать или просить все эти качества: вы вполне можете определить долю или уточнить контекст. Например, если вы считаете себя чрезмерно пунктуальным, можете отдать взамен требуемой вами черты привычку приходить вовремя на встречу с людьми, которые всегда опаздывают на любую встречу на полчаса, или – двадцать процентов своей пунктуальности.
ВАЖНО!
В «волшебном магазине» вы можете «по бартеру» обменять флакон счастливых слез на четверть своей доброты. А также – получить целый мешок любви за отказ от привычной вечерней бутылки пива с друзьями в гараже.
Участник может начать примерно с такой фразы: «Здравствуйте, а продается ли в вашем магазине такое-то качество – доброта, бескорыстие, верность, вежливость, ответственность, честность?.. Или – сколько стоит успех?». Продавец-ведущий может торговаться, предлагать похожий товар, уточнять детали. Как пишут в своих блогах участники этой игры, «здесь «по бартеру» вы сможете обменять флакон счастливых слез на четверть своей доброты. Вы можете получить целый мешок любви за отказ от привычной вечерней бутылки пива с друзьями в гараже. Уговорить отдать чемодан удачи за просмотр бесконечных сериалов. Умение сделать ненавязчивый и искренний комплимент любому человеку может быть уплачена за умение прощать».
Если у продавца-ведущего вы покупаете хорошее качество, и отдаете хорошее, то он с вас берет 50 процентов: например, вы покупаете доброту, а 50 процентов доброты отдаете продавцу. А если дерьмо будете подсовывать, то тогда получите только 10 процентов хорошего. А иначе невыгодно. Однако в конце торгов нужно совершить сделку по принципу «Клиент всегда прав» – и покупатель должен уйти с «товаром».
Участники группы могут давать советы, какое или какие качества они предложили бы тому или иному участнику.
ПРИМЕР ИГРЫ.
Покупательница Анна хотела купить ум
Первой моей покупательницей, к примеру, была Анна. Она захотела приобрести ум – 95 процентов. Значит, она считает, что 5 процентов своего ума у нее есть. Взамен она мне предложила свою лень. Но поскольку это отрицательное качество, я ее предупредил, что тогда она мало получит взамен ума. Анна отдала мне 85 процентов лени, а 15 оставила себе. За это я ей добавил 8,5 процентов ума. До желаемых ею 95 процентов не хватало 86,5. Я спросил ее: «Что еще продашь? Или сменяешь?» Она предложила мне 15 процентов «своей харизмы», то есть, по ее мнению, обаяния, доброты, артистизма. Я ей «дал» еще 7,5 процентов ума. Далее она «положила на прилавок» 90 процентов своей целеустремленности. За что я ее «отблагодарил» 45 процентами ума. Но до 95 процентов интеллекта ей еще много не хватало. И тогда она решилась отдать самое дорогое, что она приберегала напоследок – 60 процентов здоровья. За это она получила еще 30 процентов ума. Так Анна набрала только 80 процентов ума. Больше ей нечего было продавать – по ее мнению, хороших качеств у нее больше не осталось.
ВАЖНО!
Анна набрала только 80 процентов ума. Больше ей нечего было продавать – по ее мнению, хороших качеств у нее больше не осталось.
Покупательница Ольга желала здоровья и методичности
Ольга в «Волшебном магазине» не растерялась и сразу потребовала у меня 50 процентов методичности и 30 процентов здоровья. И за это предлагала свою «активную позицию», а также отрицательные качества, за которые я дал очень маленькую цену, – «раздражительность», «высокомерие». Поэтому желаемого она получила всего по 15 процентов, больше ей нечего было мне предложить.
Уроки, извлеченные из игры
Когда я начинаю разбирать «товар», который мне продали игроки, то понимаю, что меня обманули: я ни за что не отдал бы им ни «ум», ни «здоровье». Именно в этой игре часто выясняется, что люди даже не могут дать определение своим качествам характера, а соответственно – дать себе настоящую самооценку.
Так, Анна за лень выдала свою депрессию: «Перед тем как приехать на семинар, я два месяца лежала дома в депрессии, считая, что это моя лень. Была возможность пойти позаниматься в спортзале, но я не ходила на занятия».
Кроме того, она абсолютно неправильно понимала характеристики харизмы. Для этого стоит вспомнить политических лидеров, которые «гипнотизировали» массу людей своим обаянием: Гитлер, Сталин, Ельцин, Лебедь… А есть люди типа Моисея, которые выдвигаются за счет своего ума. Анна же посчитала, что она харизматичная женщина, потому что ей как начальнице, видите ли, удавалось легко заключать сделки с поставщиками и дружить с партнерами. Но это не харизма, а, скорее, просто ловкость и пробиваемость. А за целеустремленность она выдавала свое нахальство, которым она беззастенчиво всех доставала даже у меня на семинаре.
«Пролетел» я и с другой своей слушательницей Ольгой, которая всучила мне свою «активную жизненную позицию». В доказательство своей активности она рассказала, как ловко она «впаривает» свои услуги клиентам, и контролирует каждый шаг своего сына. Пришлось ей объяснить, что ее поведение называется упрямством и недальновидностью. Ее клиенты (она работает стилистом) просто сдаются под ее натиском, оставаясь недовольны обслуживанием, а сын давно сам знает, что ему нужно, пропуская приказы матери мимо ушей, а в будущем вообще перестанет обращать на нее внимание.
ВАЖНО!
Вместо харизмы, скорее всего, проявляется ловкость и пробиваемость.
Еще во время игры Ольга за свое «здоровье» продала свою раздражительность. Вот с этим качеством характера все хорошо знакомы, ни с чем не спутают. Ольга призналась, что бесится, когда ее за рулем «подрезают» на дороге другие водители. А в идеале – не хочет обращать на них внимание. И еще она мне подсунула «высокомерие», в определении которого не ошиблась. По ее собственному признанию, это свое качество из нее вылезает, когда она уверена, что знает больше всех. Тогда позволяет себе даже кричать на «тупиц».
В общем, в этом «Волшебном магазине» я не очень хочу быть продавцом, потому что расстраиваюсь, поскольку покупаю плохой «товар».
Игра «Хождение по коленкам». Цель: найти правильного партнера – уже половина успеха
Во время игры «Королевский двор» я часто предлагаю выбранной Королеве сесть не на трон, а на колени Королю – мужчине, которому она подарила эту роль. Это очень полезное психологическое упражнение. Так проверяется, подходят ли люди друг другу. Если девушка не садится на его коленки, то им надо расстаться. А дама, сидя на коленях своего избранника, должна думать, прежде всего, о нем, а не о работе и о своих личных проблемах. Как показывает жизнь, если ты не с тем человеком создал семью, то жизнь будет полна тоски и неудач.
А выбрать свою вторую половину поможет мой авторский тренинг «Хождение по коленкам». Каждая женщина должна посидеть на коленях у мужчин-участников семинара 3–4 секунды. Если кому-то сразу приглянулись чьи-то коленки, то надо не стесняться, и сразу на них плюхаться. Женщина почувствует, комфортно ли она себя чувствует, а мужчина поймет, хочет ли он, чтобы дама осталась на коленях подольше посидеть? И, как в реальной жизни, если коленки понравятся, то можно продолжать отношения. Если тела не подходят – смысла нет удерживать рядом с собой этого человека. В общем, тренинг «Хождение по коленкам» быстро показывает, сложится пара или нет. Это как в любви с первого взгляда, когда между влюбленными как будто пробежала искра. В этом случае, хорошо, если мужчина и женщина, отринув всяческие условности, бросятся в объятия друг друга. Но, к сожалению, чаще бывает, что после вспыхнувшей страсти, люди, стесняясь, еще несколько лет ходят вокруг да около.
ВАЖНО!
Каждая женщина должна посидеть на коленях у мужчин-участников семинара 3–4 секунды. Если кому-то сразу приглянулись чьи-то коленки, то надо не стесняться, и сразу на них плюхаться.
Однажды одну мою клиентку-«Королеву» я попросил сесть на коленки своему «Королю», но женщина отказалась. Тогда остальным дамам-игрокам я дал команду сесть на коленки к тем мужчинам, которые им понравятся. И те быстренько выбрали себе кавалеров, в том числе и «Короля». А «Королева» тем временем стояла в углу грустная и растерянная. А она ведь была правительницей, которая могла делать все, что хочет: ведь ей принадлежало все «Королевство». Могла охомутать самого красивого, породистого, богатого мужчину, и не одного! А осталась ни с чем, то есть фактически за два часа игры она проиграла всю свою жизнь. Тогда женщина поняла, что в своей неудавшейся одинокой судьбе виновата только она сама, и никто другой – некого винить. Но хорошо, что не повесилась, не отравилась, а взяла себя в руки, изменила свою жизненную позицию и в следующих играх уже проявляла активность. И, в конце концов, нашла себе прекрасного мужа.
…К сожалению, у себя на семинарах я много вижу закомплексованых людей, которые не могут себе позволить совершить даже такое простое действие, как сесть кому-то на колени. И не понимают, что тем самым теряют очень многое. Я им в пример всегда ставлю тех моих учениц, которые не стеснялись «прыгать» с одних коленок на другие, и в итоге прекрасно устроили свою жизнь.
Этим тренингом я создаю так называемые «пещерные условия». Ведь в далекие времена наши предки, живущие в пещерах, были все между собой «мужьями» и «женами», поэтому, кстати, и ревности не было. Вот и вы сейчас представьте, что все друг другу близкие люди. И не стесняйтесь менять коленки. Главное – почувствовать, где вам лучше всего, откуда вам не хочется уйти. Для чего нужен этот тест? Чтобы потом в жизни выбирать только такого человека, у которого на коленках было удобно сидеть. А когда чувствуете, что вам неприятна близость с каким-то человеком, то надо с ним рвать отношения.
Женщинам, как правило, нравится этот тренинг. И они точно отличают, какие коленки лучше. Одна моя пациентка 55 лет, которой требовалась серьёзная психологическая помощь, поучаствовала в этом тренинге, села на коленки к одному мужчине и радостно выдохнула: «Вот чего мне не хватало всю жизнь!» И быстро пошла на поправку. А ведь она с мужем прожила двадцать лет, и дети у них были. Но такого мужчину, который был ей положен по природе, значит, так и не нашла.
Есть хорошая статья немецкого философа Артура Шопенгауэра «Метафизика половой любви». Когда я ее прочитал, то понял смысл афоризма «браки заключатся на небесах». Выходит, что заключение и расторжение брака – малозначимые события, потому что на небесах не́чего расторгать. Но в браках по расчету часто участвуют родители, считающие, что дочь/сын в определенном возрасте обязательно должна выйти замуж/жениться. Хорошо, что сейчас таких домостроевцев мало. Большинство родителей все-таки уверены, что замуж надо идти по любви. Иначе возникают всякие несчастия.
ВАЖНО!
Заключение и расторжение брака – малозначимые события, потому что на небесах не́чего расторгать.
Кстати, вся литература населена невротиками – среди героев здоровых нет, потому что им не о чем говорить по существу. Невротики Ромео и Джульетта отравились из-за любви в 14 лет. Евгений Онегин хотел покончить жизнь самоубийством в 28 лет из-за влечения к Татьяне: «Я знаю: век уж мой измерен. Но чтоб продлилась жизнь моя, я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я». Но она ему отказала, чем чуть не подтолкнула его к последнему шагу. Печорин – вообще, подонок. С самого начала знакомства с женщиной, знал, что он ее рано или поздно бросит. Думаете, что сейчас мало мужчин, которые заводят романы, зная заранее, что он скоро закончится? Сейчас же стало нормой: женился, думая, что на всю жизнь, но потом разочаровался в избраннице – развелся.
Так что, литература с невротическими героями отражает нашу невротическую жизнь.
Знаете, как подбираются пары? По взаимному дополнению. Худым нравятся полные. Высоким – низкорослые. Блондинам – брюнеты. Людям с вьющимися волосами – гладковолосые. Курносым – горбоносые, и так далее.
Что еще вмешивается в выбор? Пример родителей. Обычно мужчине нравится женщина, которая как-то похожа на его маму. Я также выбирал жену. Так, моя мама страдала от того, что была маленького роста, и поэтому очень хотела, чтобы я выбрал высокую женщину. А я каждый раз приводил знакомиться с ней «карлиц». Также ей нравились женщины с гладкими волосами: «Ищи девушку с прямыми волосами – кучерявые у меня самой есть». Конечно, чёткое совпадение «мама – жена» может быть не по всем параметрам, но два-три признака должны сходиться. Например, горбоносые женщины хотя и красивые, мне никогда не нравились – только курносенькие. Зачем мне дама с горбом на носу? У меня у самого такой есть.
О чем еще Шопенгауэр писал в своей замечательной статье? Мужчине нравится женщина, которая может рожать. А женщине нравится мужчина, который может накормить, то есть «охотник». Поэтому даме нравится кавалер с широкими плечами и мощной мускулатурой. А мужчинам – дамы с широким тазом, невысокого роста, с грудью среднего размера, потому что большая грудь – не молочная. А если, к примеру, ухажер хромой, то барышне этот дефект безразличен, потому что хромата не влияет на «охоту». А на хромую барышню кавалер и не взглянет. Но не из-за уродства, а потому что у хромоножки таз скошен, поэтому ей будет трудно рожать, и в итоге родится нездоровое потомство. Мужчина это считывает на подсознательном уровне.
Бывают случаи, когда многим кажется, что та или иная пара – «бракованная»: он красавец, а она «так себе» – и чего он в дурочку влюбился? А как раз «дурочки» легко замуж выходят. Женщинам же нужен умный мужчина. Поэтому при общении с мужчиной дамам лучше свой ум не показывать: зачем ему умная мадам, если он сам семи пядей во лбу?
ВАЖНО!
На хромую барышню кавалер и не взглянет. Но не из-за уродства, а потому что, когда у хромоножки таз скошен, ей будет трудно рожать, и в итоге родится нездоровое потомство.
Я запомнил парня, у которого была романтическая любовь с девушкой – у нее было удлинённое лицо. Мы его вылечили от этой любви. И вскоре ему понравилась другая женщина. Какая она была? Тоже с длинным лицом!
Женщинам не надо стараться менять свою внешность. Ее-то можно поправить с помощью пластики, косметики, стилистов, а внутреннюю суть – нет. И тогда при выборе пары можно совершить ошибку. Вы найдете партнершу, которая вас самих напоминает – а человек будет с такими же привычками, характером, темпераментом. И как же вы будете уживаться?
Однажды я преподавал школьникам в десятом классе основы психологии. Попробовал учить традиционно, но ученики устроили мне «веселую жизнь»: ничего не учили, галдели, меня игнорировали. Я с ними почти полгода мучился и все искал способы воздействия на них, чтобы не орать. Часто не выдерживал, повышал голос, и даже руки чесались подзатыльники им всем надавать, так они меня выводили из себя. В общем, мой класс был хуже всех по дисциплине и обучению. И, наконец, я понял, как решить проблему – показать применение психологических правил на практике. Подтолкнула меня к этой мысли одна из учениц, которая рассказывала своим подружкам о мальчике, с которым очень хотела познакомиться (я нечаянно подслушал). И вот свой коронный урок я начал со слов: «Девочки и мальчики, я вам хочу рассказать, как вам найти себе партнера!» Мои ученики, услышав мое интригующее вступление, аж затихли от удивления. А я сразу обратился к той самой влюбленной девочке, попросив ее описать своего ненаглядного. Девушка рассказывает: «Он высокий, мужественный, серьгу носит в одном ухе…». И все – больше ничего не может вспомнить. И тогда я, глядя на нее, в мельчайших подробностях описал, как выглядит ее избранник, исходя из принципов Шопенгауэра. То есть оценивал ее внешние признаки и выдавал противоположные им, которыми должен обладать ее избранник. И угадал с точностью 99,9 процентов! Более того, я рассказал о его привычках, характере, темпераменте и даже возможных будущих болезнях. А чем болеют худые люди («жених» был худосочный), если будут вести невротическую жизнь, я прекрасно знал из практики: язва, бронхиальная астма, гипертония. Мои ученики смотрели на меня, как на Нострадамуса. А на следующий день урок я провел в полной тишине – так меня зауважали мои подопечные. После уроков они спешили снова ко мне, окружали и расспрашивали о своем будущем. Даже самый задиристый хулиган обратился ко мне с просьбой помочь ему разобраться в отношениях со своей подружкой. Но тут я, вспомнив все свои сорванные им уроки, был неумолим: «А тебе я ничего не «погадаю», да еще и бесплатно. Ты мне мешал, шумел, думаешь, я все забыл? Хочешь со мной побеседовать – плати. Только сам заработай». Этим предложением я хотел его подтолкнуть к подработке, чтобы не у родителей деньги просил. Он разносил пиццу после уроков, заработал, и я ему дал профессиональную консультацию.
В общем, с того занятия мой класс лекции о психологии слушал внимательно. Поняли, что это практическая система, которая в жизни может пригодиться.
ВАЖНО!
Мой класс лекции о психологии слушал внимательно. Поняли, что это практическая система, которая в жизни может пригодиться.
Игра «Семейный портрет». Цель: расставить приоритеты в семье, чтобы не отвлекаться на бытовые мелочи
Цель и суть тренинга-игры: определить своё истинное отношение к близким людям и разработать стратегию налаживания отношений.
Инструкция. Один из участников выбирает из присутствующих свою «семью» – маму, папу, бабушку, дедушку, родственников (в том числе и умерших), а также друзей и подруг. Всего 10–20 человек. И затем рассаживает всех как будто бы для семейного фото – на память. Можно кружком, а можно в три яруса. Для ясности – у каждого «члена семьи» должен быть бейджик с указанием статуса.
Затем идёт анализ: кто кого куда и почему посадил. Тот, кто участвует в подобных «расстановках», смотрит, на какие роли его ставят, и так же делает определённые выводы. К примеру, если девушка посадила «свекровь» в отдалении от всей «семьи», то сразу понятно, что у них в реальной жизни напряженные отношения. А другая девушка села между «родителями», что показало её большую зависимость от своих реальных мам и пап.
ВАЖНО!
Если девушка во время игры посадила «свекровь» в отдалении от всей «семьи», то сразу понятно, что у них в реальной жизни напряженные отношения.
А теперь посмотрим пример игры.
Так, участница семинара Татьяна на первый ряд усадила «маму», «сестру мамы» и «бабушку» в центре, сама же села впереди всех, довольно далеко. О чем это говорит? Татьяна считает главной в семье бабушку. Но не может терпеть ни ее, ни маму, ни тетю. Видимо, они замучили ее своими советами. «Дедушку» поставила во второй ряд – значит, с ним у Тани нормальные отношения. «Папу» она посадила сзади «мамы», значит, Таня немножко презирает отца. К матери она тоже относится с пренебрежением, но все-таки, в отличие от отца, считает ее более цельной натурой. Как позже выяснилось, я оказался прав. Таня не очень ладит с отцом, потому что он как военный редко бывал дома: часто и надолго уезжал в командировки. Поэтому и был как чужой. «Племянников» Таня рассадила – одного впереди, другого сзади. Значит, первого любит, а второго нет. Так, в семейном портрете Татьяны отразились реальные отношения между родственниками.
Другая участница игры Ирина для совместного «фото» усадила рядом с собой брата, сестру, а сзади поставила родителей и дедушку. Вердикт: Ирина ценит отношения со своим поколением, а от стариков предпочитает держаться подальше. Это нормально, ничего неожиданного в этом «портрете» нет.
ВАЖНО!
Таня не очень ладит с отцом, потому что он как военный редко бывал дома: часто и надолго уезжал в командировки. Поэтому и был как чужой.
А вот так выглядел «семейный портрет» у Натальи Р. – перечисляю по очереди: она сама, ее мама, ее свекровь, ее муж, ее сестра с мужем, племянница, отец и общий любимец семьи – кот Дима. По-моему, такая расстановка совершенно четко показывает отношение Наташи к своим домочадцам. Мужа так далеко от себя отсадила, потому что не считает его авторитетом. К свекрови относится с прохладцей. Больше всех она уважает маму, ценит ее мнение. Она для нее самый близкий человек, хотя, как Наташа сама мне признавалась, мама много гадостей ей сделала по жизни. Но она ее прощает, потому что очень к ней привязана. Так через психологические «расстановки» люди познают себя и своих близких.