Вы здесь

Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. 1. Как развить смелость и уверенность в себе (Д. Б. Карнеги, 1956)

1. Как развить смелость и уверенность в себе

Смелость – главное достоинство мужчины.

Даниэл Вебстер

Опасно смотреть в будущее глазами, полными страха.

Э. Г. Гарриман

Не берите страх в советчики.

Девиз Стоунволла Джексона

Если вы убедите себя, что способны совершить некое дело (при условии, если это вообще возможно), то сумеете сделать его, как бы трудно вам ни было. Если же, напротив, вы вообразите себе, что вам не удастся простейшая вещь на свете, так и произойдет, и даже кротовые кучи станут для вас непреодолимыми горными вершинами.

Эмиль Куэ

Смелость – это вынужденная добродетель.

Эрнест Хемингуэй

Способность эффективно выступать с речами дается не от рождения, а приобретается.

Уильям Дженнингс Брайан

Для обеспечения личного успеха выгоднее проявлять красноречие, чем хранить мудрое молчание.

«London Daily Telegraph»

Когда я задаю людям, записавшимся на курсы ораторского мастерства, вопрос, чего они рассчитывают достичь в результате занятий, то ответы большинства из них поразительно совпадают: «Когда мне приходится вставать и начинать говорить, я чувствую себя таким скованным и так волнуюсь, что не в состоянии ясно мыслить, не могу сосредоточиться и забываю, что собирался сказать. Я хочу приобрести уверенность в себе, спокойствие и способность думать, выступая перед людьми. Я хочу научиться выстраивать свои мысли в логическом порядке, ясно и убедительно высказывать их перед любой аудиторией, будь то в деловой обстановке, церкви или клубе».

Давайте обратимся к конкретному примеру. Несколько лет назад один джентльмен – назовем его Д. У. Джент – записался на мои курсы ораторского искусства в Филадельфии. Вскоре после начала занятий он пригласил меня пообедать с ним в клубе промышленников. Это был человек среднего возраста, и всегда он вел активный образ жизни: возглавляя собственное предприятие, он играл ведущую роль в религиозной общине и занимался общественной деятельностью. В тот день, когда мы сидели за столом, он наклонился ко мне и сказал:

– Мне не раз предлагали выступить на различных собраниях, но я так и не смог этого сделать. Я так волнуюсь, что все вылетает из головы. Поэтому я всегда держался в сторонке. Но теперь меня избрали председателем попечительского совета колледжа. Я должен председательствовать на заседаниях, и мне просто необходимо что-то говорить… Как вы думаете, я еще могу научиться выступать?

– Как я думаю? – переспросил я. – Мистер Джент, дело не в том, что я не думаю, а знаю, что вы сможете, но только если будете практиковаться и следовать моим указаниям.

Ему очень хотелось поверить мне, но перспектива казалась слишком радужной и оптимистичной.

– Боюсь, вы говорите так из чистой любезности, – ответил мистер Джент. – Вы просто хотите подбодрить меня.

После того как он окончил курсы, мы некоторое время не общались. Но спустя несколько лет вновь встретились за обедом в клубе промышленников. Мы сидели в том же самом углу за тем же столом, что и в последний раз. Напомнив ему о нашем последнем разговоре, я поинтересовался, действительно ли я проявил тогда излишний оптимизм. Он вынул небольшую записную книжку в красном переплете и показал мне список своих выступлений и дат, на которые они были назначены. «Возможность выступать перед людьми, удовольствие, которое я от этого получаю, и польза, которую за счет этого приношу обществу, – признался он, – это, пожалуй, и есть то, что приносит мне наибольшую радость в жизни. Я не просто постоянно выступаю с речами. Недавно мне предложили представить премьер-министра Великобритании Ллойда Джорджа участникам митинга в Филадельфии.

И это тот самый человек, который три года назад сидел здесь со мной и робко спрашивал, сможет ли он когда-нибудь выступать перед публикой!

Является ли его прогресс в освоении навыков публичных выступлений чем-то необычным? Вовсе нет. Я наблюдал сотни подобных случаев. В подтверждение приведу еще более характерный пример. Один врач из Бруклина, назовем его доктор Кёртис, всю зиму провел во Флориде рядом с тренировочной базой бейсбольной команды «Giants». Будучи заядлым болельщиком, он частенько наблюдал за тренировками. Со временем он подружился с игроками, и его пригласили на банкет, устроенный в их честь.

После того как подали кофе и десерт, некоторых известных гостей попросили выступить. Внезапно, словно гром среди ясного неба, раздалось: «Среди нас сегодня присутствует врач, доктор Кёртис. Давайте попросим его сказать несколько слов на тему здоровья».

Был ли он готов к этому? Конечно. У него была великолепная подготовка. Доктор Кёртис изучал гигиену и почти треть столетия являлся практикующим врачом. Сидя в кресле, он мог говорить на эту тему хоть всю ночь напролет с собеседником, сидевшим слева или справа от него. Но встать и сказать то же самое перед публикой – это совсем другое дело. Его словно парализовало. Сердце забилось с удвоенной частотой и с перебоями. Доктор Кёртис никогда в жизни не выступал публично, и все мысли словно выветрились из головы.

Что делать? Аудитория аплодирует. Все взгляды устремлены на него. Он помотал головой, но аплодисменты только усилились. Публика требовала выступления. «Говорите, говорите, доктор Кёртис!» – крики становились все громче и настойчивее.

Доктор Кёртис был в полном отчаянии. Он знал, что если решит выступить, то это будет означать для него полный провал, поскольку он не сможет связно вымолвить даже пяти фраз. Поэтому доктор встал, повернулся спиной к друзьям и молча вышел из комнаты.

Неудивительно, что, вернувшись в Бруклин, Кёртис первым делом записался на мои курсы. Он не хотел повторно оказаться в такой неприятной ситуации и выглядеть полным идиотом.

О таком слушателе можно только мечтать. Его прогресс превосходил все ожидания. После нескольких первых занятий доктор стал заметно меньше нервничать, его уверенность в себе возросла. Через два месяца он стал самым лучшим оратором в группе. Ему очень понравилось выступать, поскольку это позволяло завоевывать уважение окружающих и приобретать новых друзей.

Кто-то из членов нью-йоркского комитета по подготовке избирательной кампании республиканской партии, услышав одно из выступлений Кёртиса, предложил ему агитировать за республиканцев. Как сильно удивился бы этот политик, узнав, что всего за год до этого Кёртис встал и покинул банкет в крайне сконфуженном состоянии, так как из-за страха перед аудиторией не мог вымолвить ни слова!

Выработка уверенности в себе, смелости, способности говорить спокойно и ясно, выступая перед аудиторией, не представляет и десятой доли тех трудностей, которые воображает себе большинство людей. Это не талант, дарованный Богом лишь отдельным выдающимся личностям, а, скорее, что-то вроде умения играть в гольф. Каждый может развить свои скрытые способности – достаточно лишь очень сильно этого захотеть.

Есть ли хоть малейшее основание полагать, что, стоя перед аудиторией, вы не можете мыслить так же хорошо, как сидя? Вы, конечно, понимаете, что это не так. На самом деле, обращаясь к группе людей, вы должны мыслить лучше. Их присутствие должно вдохновлять вас. Опытные ораторы утверждают, что наличие аудитории является тем самым стимулом, который заставляет мозг работать более ясно и интенсивно. В такие моменты мысли, факты, идеи, которые, казалось, и не приходили им в голову, вдруг «выплывают» откуда-то, как говорил Генри Уорд Бичер; остается только высказать их. Если вы будете настойчиво практиковаться, то же самое произойдет и с вами.

Во всяком случае, вы можете быть уверены в одном: регулярно тренируясь, вы избавитесь от страха перед аудиторией, обретете непоколебимую уверенность в себе и смелость.

Не думайте, что ваш случай необычайно трудный. Даже те люди, которые впоследствии становились самыми красноречивыми представителями своего поколения, в начале своей карьеры страдали от парализующего страха и робости.

Уильям Дженнингс Брайан, считавшийся величайшим оратором своего времени, признавался, что во время первых выступлений у него буквально тряслись колени.

Марк Твен, впервые поднявшись на трибуну, почувствовал, что рот у него будто набит ватой, а пульс участился так, словно он участвовал в состязаниях по бегу.

Генерал Грант штурмом взял Виксберг и привел к победе одну из величайших армий всех времен, однако он признавался, что, выступая перед публикой, дрожал от страха.

Жан Жорес, величайший политический оратор Франции, целый год просидел молчком в палате депутатов, прежде чем собрался с духом и произнес свою первую речь.

«Впервые попытавшись выступить перед аудиторией, – признавался Ллойд Джордж, – я оказался в крайне незавидном положении. Мой язык, без всякого преувеличения, буквально прилип к гортани, и поначалу я не мог вымолвить ни слова».

Джон Брайт, который в годы Гражданской войны в США выступал в Англии на стороне юнионистов и требовал освобождения рабов, произнес свою первую речь перед группой крестьян, собравшихся в помещении школы. Направляясь туда, он так волновался, так боялся провала, что уговаривал своего спутника начинать аплодировать всякий раз, когда его волнение станет слишком заметным, чтобы немного подбодрить его.

Выдающийся ирландский политический деятель Чарлз Стюарт Парнелл в начале своей ораторской карьеры, как вспоминал его брат, от волнения порой так сильно сжимал кулаки, что ногти впивались в ладони до крови.

Бенджамин Дизраэли, впоследствии ставший премьер-министром Великобритании, признавался, что легче вести кавалеристов в атаку, чем впервые выступить в палате общин. Его первая речь ознаменовалась сокрушительным провалом.

Действительно, столь многие знаменитые английские ораторы дебютировали неудачно, что в парламенте теперь считается дурным предзнаменованием, если первое же выступление молодого политика проходит успешно. Поэтому не падайте духом!

Следя за карьерой многих ораторов и в какой-то мере способствуя их успеху, я всегда радуюсь, когда кто-то из моих учеников в начале выступления ощущает некоторый трепет и волнение.

Выступление перед публикой всегда налагает определенную ответственность. Даже если аудитория состоит всего из двух десятков человек, ощущаются волнение и напряженность. Оратор и должен быть напряжен, как породистая лошадь, натягивающая поводья. Бессмертный Цицерон еще две тысячи лет назад говорил, что каждое действительно хорошее публичное выступление должно сопровождаться некоторым волнением.

Те же ощущения ораторы зачастую испытывают и в том случае, когда выступают по радио. Это называется боязнью микрофона. Когда Чарли Чаплину приходилось выступать в прямом эфире, он всегда заранее писал все речи, хотя уж кто-кто, а он-то наверняка привык к аудитории. Несмотря на то что Чарли Чаплин работал в профессиональном театре, каждый раз, входя в радиостудию и глядя на микрофон, он испытывал примерно такое же ощущение в желудке, как во время плавания через Атлантику в февральский шторм.

Знаменитый киноактер и режиссер Джеймс Керквуд чувствовал приблизительно то же самое. Он был непревзойденным мастером выступлений на сцене, но, выйдя однажды из радиостудии, где ему пришлось говорить перед невидимой публикой, он вытирал пот со лба. «Премьера на Бродвее – ничто по сравнению с этим», – признавался он.

Многие люди, как бы часто им ни приходилось выступать, всегда ощущают некоторую робость в самом начале, но уже через несколько мгновений после того, как они поднялись на трибуну, страх исчезает.

Даже Линкольн испытывал смущение в первые секунды своих выступлений. «Поначалу он испытывал какую-то неловкость, – вспоминал его партнер по адвокатской практике Герндон. – Видно было, что ему нелегко приспосабливаться к обстановке. Некоторое время он боролся с явной застенчивостью и волнением, и от этого его неловкость становилась еще заметнее. Мне часто приходилось это наблюдать, и в такие минуты я очень сочувствовал мистеру Линкольну. Когда он начинал говорить, его голос звучал резко, пронзительно и неприятно. Весь его облик, мрачное, худое и желтоватое лицо, покрытое морщинами, неестественная поза, неловкие движения, манеры – все, казалось, было против него, но так продолжалось лишь короткое время». Уже через несколько мгновений к нему возвращалось самообладание, в голосе появлялись теплота и искренность, и вот тут начиналось его настоящее выступление.

То же самое, вероятно, будет происходить и с вами.

Для того чтобы извлечь максимум пользы из тренировки и успешно применять полученные навыки на практике, необходимо соблюдать четыре правила.

Первое. Подходите к делу с сильным желанием и настойчивостью

Это намного важнее, чем может показаться. Если бы преподаватель мог заглянуть в ваши мысли и сердце и оценить глубину ваших стремлений, он мог бы с полной уверенностью предсказать, насколько быстрым будет ваш прогресс. Если ваши желания вялы и слабы, то и достижения будут такими же. Но если вы стремитесь к своей цели с упорством и энергией бульдога, преследующего кошку, то ничто не сможет вас остановить.

Поэтому подходите к обучению с энтузиазмом. Оцените всю его пользу. Подумайте о том, что учеба придаст вам уверенности в себе и позволит говорить более убедительно. Представьте себе, что это будет значить для вас в финансовом и социальном плане, сколько друзей вы сможете приобрести, как возрастет ваше влияние и какие лидерские качества вы в себе разовьете. И все это придет к вам скорее, чем вы можете себе представить.

Филип Армор, основатель компании по упаковке мяса, которая носит его имя, сказал уже после того, как нажил миллионы: «Я предпочел бы быть знаменитым оратором, а не знаменитым капиталистом».

К этому стремится почти каждый образованный человек. После смерти Эндрю Карнеги был обнаружен его жизненный план, который он составил в возрасте тридцати трех лет. В то время он полагал, что через два года настолько наладит свой бизнес, что сможет получать годовой доход в размере пятидесяти тысяч долларов. Поэтому он намеревался в тридцать пять лет отойти от дел, поступить в Оксфорд, получить солидное образование и «уделить особое внимание публичным выступлениям».

Подумайте, какое удовлетворение и радость принесет вам это новое умение. Я объездил немалую часть земного шара, много чего повидал и испытал, поэтому знаю, что лишь немногие вещи в состоянии дать удовлетворение, сравнимое с тем, которое получает человек, стоящий перед аудиторией и заставляющий людей думать так, как думает он. Это придает вам ощущение силы и могущества, вселяет в вас гордость своими успехами, выделяет вас из толпы других людей и возвышает над ней. В этом есть какая-то магия, непередаваемый трепет. «За две минуты до начала выступления, – признавался один оратор, – я готов скорее дать высечь себя, чем подняться на сцену, но за две минуты до окончания речи я готов скорее застрелиться, чем замолчать».

Некоторые люди могут упасть духом на любом этапе обучения и бросить дело на полпути. Поэтому, читая эту книгу, вы должны думать о том, какое значение будет иметь для вас ораторское искусство, до тех пор, пока огонь вашего желания не станет испепеляющим. Приступать к занятиям надо с энтузиазмом, который поможет вам преодолеть все трудности и приведет к триумфальному успеху. Расскажите своим друзьям, что вы решили усовершенствовать ораторские навыки. Уделите время чтению этой книги. В общем, сделайте все возможное, чтобы облегчить движение вперед и максимально затруднить отступление.

Когда Юлий Цезарь переправился из Галлии через Ла-Манш и высадился со своими легионами в стране, которая теперь называется Англией, то что он сделал, чтобы обеспечить войскам успех? Очень мудрую вещь. Он остановил своих солдат на меловых утесах Дувра и приказал им оглянуться на море с высоты двухсот футов. Там они увидели красные языки пламени, пожиравшие корабли, которые доставили их сюда. Они находились во враждебной стране, последняя связь с континентом была потеряна, последнее средство отступления сожжено. Им оставалось только одно: идти вперед и побеждать. Так они и сделали. В этом заключалась мудрость великого Цезаря. Почему бы и вам не поступить аналогичным образом в войне за уничтожение своего нелепого страха перед аудиторией?

Второе. Нужно твердо знать, о чем вы собираетесь говорить

Не продумав и не спланировав свою речь заранее, вы не будете знать, о чем говорить, не сможете уверенно чувствовать себя перед публикой. Вы будете похожи на незрячего поводыря другого слепца и неизбежно станете испытывать смущение, чувство вины и стыда.

Теодор Рузвельт в своей «Автобиографии» («Autobiography») писал: «Осенью 1881 года я был избран в законодательное собрание штата Нью-Йорк и оказался самым молодым его членом. Так же как все начинающие политики, я испытывал значительные трудности, пытаясь научиться говорить. Мне очень помог совет одного пожилого и искушенного земляка, который, сам того не зная, процитировал герцога Веллингтона, тоже, в свою очередь, повторившего чьи-то слова. Совет звучал так: «Не говори ничего, пока не сможешь с полной уверенностью сказать: «Да, мне действительно есть что сказать». Когда будешь точно знать это, выскажись и сядь»».

«Искушенный земляк» мог бы дать Рузвельту и еще один совет, позволяющий преодолеть волнение. Он должен был добавить следующее: «Ты избавишься от страха, если будешь что-то делать перед публикой. Ты можешь что-то показать, написать на доске, указать какое-то место на карте, открыть окно, переложить на столе книги или бумаги. Любое осмысленное физическое действие поможет тебе взять себя в руки и почувствовать себя уверенно».

Конечно, не всегда легко найти предлог для подобных действий, тем не менее постарайтесь воспользоваться этой рекомендацией. Правда, я советую использовать ее только для нескольких первых выступлений – ведь ребенку, научившемуся ходить, уже не нужно держаться за стулья.

Третье. Проявляйте уверенность

Знаменитый психолог Уильям Джеймс писал: «Создается впечатление, что действие следует за чувством, но на самом деле они идут рука об руку. Управляя поведением, которое находится под непосредственным контролем воли, вы можете косвенно управлять и чувствами, которые не подчиняются ей.

Таким образом, для того, чтобы сознательно обрести утерянную бодрость, вы должны говорить и вести себя так, словно это ощущение никогда вас не покидало. Если это не вернет вам бодрости, то ничто другое уже не поможет.

Точно так же, чтобы чувствовать себя смелым, поступайте так, словно не испытываете страха; приложите к этому все свои силы – и смелость вытеснит страх».

Воспользуйтесь советом Уильяма Джеймса. Чтобы выработать в себе смелость, выступая перед аудиторией, ведите себя так, будто это качество вам уже присуще. Разумеется, если вы не подготовлены, то, как бы вы себя ни вели, вам ничто не поможет. Однако если вы хорошо представляете себе, о чем собираетесь говорить, решительно выйдите вперед и сделайте глубокий вдох. Я настоятельно советую глубоко подышать в течение тридцати секунд, прежде чем выходить к аудитории. Повышенный приток кислорода взбодрит вас и придаст смелости. Когда юноша из племени пеул в Центральной Африке достигает зрелости и хочет взять себе кого-то в жены, он должен пройти обряд избиения плетьми. Собравшиеся женщины племени поют и ритмично хлопают в ладоши. Кандидат, раздетый до пояса, выходит в центр круга. Внезапно один из мужчин племени, вооруженный плеткой, наносит ему сильный удар по голой коже. Он безжалостно стегает его, словно последнего злодея. На коже появляются рубцы, кровоточащие раны. Шрамы после такой процедуры могут остаться на всю жизнь. Все это время один из старейшин племени сидит на корточках в ногах у жертвы и наблюдает, не выдаст ли тот хоть малейшим движением, что ему больно. Чтобы успешно выдержать это испытание, кандидат должен не только стойко вынести боль, но еще и распевать хвалебную песню.

Во все времена и во всех странах люди всегда высоко ценили мужество. Поэтому, как бы сильно ни билось ваше сердце, смело выходите вперед, как тот юноша из Центральной Африки, и ведите себя так, будто вам приятно все происходящее.

Выпрямитесь в полный рост, взгляните слушателям прямо в глаза и начинайте говорить с такой уверенностью, словно каждый из них должен вам денег. Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы попросить у вас отсрочки уплаты. Это даст благоприятный психологический эффект.

Не надо нервно застегивать и расстегивать пуговицы на пиджаке, вертеть что-то в руках или суетливо жестикулировать. Если вы не можете удержаться от нервных движений, спрячьте руки за спину и двигайте пальцами так, чтобы этого никто не видел, а еще лучше – шевелите пальцами ног.

Оратору не рекомендуется прятаться за различные предметы мебели, но если во время первых выступлений вы будете стоять за столом или стулом, держась за них руками или крепко зажимая в ладони монетку, то это, возможно, придаст вам немного смелости.

Как Теодор Рузвельт сумел выработать в себе смелость и самообладание? Может быть, он от природы был наделен смелостью и пытливым разумом? Отнюдь. В своей «Автобиографии» Рузвельт признается: «Будучи болезненным и неуклюжим ребенком, я и в юношеском возрасте не обрел уверенности в себе. Мне пришлось мучительно и упорно закалять не только свое тело, но и дух».

К счастью, Рузвельт рассказал нам, как ему удалось преодолеть свои проблемы: «Еще в детстве, – пишет он, – на меня произвел сильное впечатление один эпизод из книги Фредерика Мэрриэта, автора морских рассказов. Там капитан небольшого английского военного судна объясняет главному герою, как стать бесстрашным. Он говорит, что, вступая в бой, почти каждый испытывает страх, но надо уметь прекрасно владеть собой, чтобы делать вид, будто тебе совсем не страшно. Если проделывать это постоянно, то притворство становится реальностью и человек действительно обретает бесстрашие (я пересказываю это своими словами, а не так, как написано у Мэрриэта).

Я начал следовать этой теории. Поначалу я боялся очень многих вещей – от медведей гризли и норовистых лошадей до вооруженных бандитов, но вел себя так, словно мне не страшно, и постепенно страх исчез. Большинство людей могут сделать то же самое, если захотят».

И действительно, при желании этого можно добиться. «Лучшая оборона на войне – это нападение», – говорил маршал Фош, командовавший войсками Антанты в Первой мировой войне. Поэтому атакуйте свои страхи. Идите им навстречу, сражайтесь с ними, побеждайте их своей смелостью при любой возможности.

Если вы хотите что-то сказать людям, то представьте себе, что это послание, которое вы должны доставить по назначению. Мы не обращаем внимания на посыльного, нас интересует только содержание сообщения. В нем вся суть. Держите его в своих мыслях и в сердце. Знайте его как свои пять пальцев. Верьте в него всей душой. А затем передайте свое сообщение, как будто в этом состоит ваша главная задача. Если вы будете следовать данному совету, то десять шансов против одного, что вскоре вы станете хозяином положения и будете великолепно владеть собой.

Четвертое. Практикуйтесь! Практикуйтесь!

Последний пункт является самым главным. Даже если вы забудете все, что прочли до сих пор, помните одно: чтобы выработать в себе уверенность при выступлениях, нужно говорить. Это самый важный и безошибочный способ. В сущности же, все сводится к следующему моменту: надо практиковаться и еще раз практиковаться. Это непременное условие, без соблюдения которого ничего не получится.

«Любой начинающий, – предостерегал Рузвельт, – может испытывать необычайное волнение, которое не имеет ничего общего с робостью. Оно может охватить человека, впервые выступающего перед большой аудиторией, точно так же, как и того, кто впервые охотится на дикого зверя или идет в бой. Оратор нуждается не в смелости, а в самообладании и хладнокровии. А эти качества можно приобрести только с помощью ежедневной практики. Только постоянный самоконтроль позволит полностью владеть своим состоянием. Это в значительной степени вопрос привычки, постоянных усилий и проявления силы воли. С каждым разом у вас будет получаться все лучше и лучше».

Упорно трудитесь. Не откладывайте в сторону книгу, не дочитав намеченные главы только из-за того, что у вас появились другие дела и не хватает времени. Вы хотите справиться со своим страхом перед аудиторией? Тогда нужно выяснить, в чем его причина.

«Страх порождается невежеством и неуверенностью», – утверждает Джеймс Робинсон в своей книге «Становление разума» («The Mind in the Making»). Другими словами, это результат отсутствия уверенности в себе.

А откуда он возникает? Из незнания того, на что вы действительно способны. А это незнание, в свою очередь, вызвано недостатком опыта. Когда у вас накопится достаточный положительный опыт, все страхи исчезнут. Они растают, как ночной туман под лучами июльского солнца.

Не вызывает сомнений, что для того, чтобы научиться плавать, надо прыгнуть в воду. Вы уже достаточно долго читаете эту книгу. Теперь давайте отложим ее в сторону и возьмемся за практическую работу.

Выберите себе тему, предпочтительно такую, которая вам уже достаточно хорошо известна, подготовьте по ней трехминутное выступление и хорошо отрепетируйте его. Затем выступите перед группой людей, для которых предназначена речь, или перед друзьями, приложив к этому все силы.

Резюме

1. Большинство слушателей, объясняя, почему они записались на мои курсы, говорили, что хотят справиться со своим волнением, научиться мыслить, стоя перед публикой, уверенно и непринужденно выступать перед любой аудиторией.

2. Такую способность приобрести не трудно. Она не даруется лишь некоторым выдающимся личностям, а, скорее, чем-то напоминает умение играть в гольф. Каждый может развить свои способности, было бы только желание.

3. Многие опытные ораторы лучше мыслят и лучше говорят перед аудиторией, чем в беседе с отдельным человеком. Наличие большого числа людей служит для них стимулом и источником вдохновения. Если вы будете точно следовать советам данного курса, то придет время, когда вы сможете сказать о себе то же самое и с удовольствием будете думать о своем предстоящем выступлении.

4. Не думайте, что ваш случай – исключительный. Многие из тех, кто впоследствии стал знаменитым оратором, в начале своей карьеры страдали от робости и парализующего страха перед аудиторией.

5. Независимо от того, как часто вам приходится выходить на публику, до начала выступления у вас могут возникать смущение и робость, но уже через несколько секунд они полностью исчезают.

6. Чтобы получить максимум эффекта от этой книги, нужно соблюдать следующие правила.

• Начните читать книгу с сильным, непреодолимым желанием научиться выступать перед публикой. Подумайте обо всех преимуществах, которые даст вам это обучение, и найдите стимул, который будет постоянно мотивировать вас к достижению цели. Подумайте о том, что этот курс может дать вам в финансовом и социальном плане, насколько он повысит ваше влияние и разовьет лидерские качества. Помните, что от глубины вашего желания будет зависеть скорость прогресса.

• Старайтесь выступать как можно чаще и при любой возможности. Выступайте на конференциях, родительских собраниях в школе, на политических митингах.

• Проявляйте уверенность. «Чтобы чувствовать себя смелым, – рекомендует Уильям Джеймс, – ведите себя так, словно не испытываете страха, приложите к этому все свои силы – и смелость вытеснит страх». Теодор Рузвельт признавался, что, пользуясь этим методом, победил в себе страх перед медведями гризли, норовистыми лошадьми и вооруженными бандитами. Вы тоже можете побороть свой страх перед аудиторией, взяв на вооружение данный психологический прием. • Практикуйтесь. Это самое важное правило. Страх – это результат неуверенности, которая вызвана незнанием того, на что вы способны, а это, в свою очередь, является следствием недостатка опыта. Накопите позитивный опыт – и страх исчезнет. Готовьтесь к выступлению. Не зная, о чем собираетесь сказать, вы будете испытывать неуверенность в себе.

Упражнения для голоса. Правильное дыхание

«В выработке красивого голоса, – говорила мадам Мельба, – главным компонентом является правильное дыхание». Следовательно, освоение правильной техники дыхания должно стать первым шагом в совершенствовании голоса. Дыхание – фундамент голоса. Это сырье, из которого производятся слова.

Правильное дыхание придает звуку полноту, глубину, округлость и красоту. Этот звук нравится окружающим, его хочется слушать.

Если правильное дыхание так важно, то давайте сразу же выясним, в чем оно заключается и как его освоить.

Известные итальянские мастера вокала всегда учили, что дышать надо диафрагмой. Вам это кажется незнакомым, странным и сложным? На самом деле все обстоит совершенно по-другому. Вы великолепно владели этим способом еще в младенческие годы. Вы и сейчас пользуетесь им какую-то часть суток. Когда вы лежите на спине, то процесс дыхания происходит свободно, естественно, правильно и осуществляется как раз с помощью диафрагмы. По какой-то необъяснимой причине очень трудно дышать неправильно, лежа на спине.

Таким образом, вся проблема заключается лишь в том, чтобы стоя дышать тем же самым способом, что и лежа. Так что же здесь трудного?

Первое упражнение заключается в следующем. Лягте на спину и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Заметьте, что при этом напрягаются мышцы, расположенные в области живота. Когда вы глубоко дышите в этом положении, плечи остаются неподвижными.

Все происходит следующим образом. На вдохе легкие наполняются воздухом и расширяются, как воздушный шарик. В каком же направлении?

Сверху и по бокам они ограничены костным каркасом, состоящим из ребер, позвоночника и грудины. Правда, ребра немного раздаются в стороны, но проще всего легким расширяться вниз, в направлении диафрагмы, которая делит туловище на два отдела. В верхней части (груди) находятся сердце и легкие. В нижней (брюшной полости) – желудок, печень, кишечник и другие жизненно важные органы. Диафрагма имеет выпуклую форму, напоминающую купол.

Представьте, что вы взяли одноразовую пластиковую тарелку, положите ее на стол вверх дном и надавите сверху на выпуклую часть. Что при этом произойдет? Тарелка станет плоской и словно раздвинется во все стороны. То же самое происходит с диафрагмой, когда наполненные воздухом легкие давят сверху на ее свод.

Теперь лягте на спину, приложите ладонь к животу под грудиной и сделайте глубокий вдох. Вы чувствуете, как диафрагма становится плоской и раздается в стороны? Теперь приложите руки к бокам под ребрами и снова сделайте глубокий вдох. Чувствуете, как наполняющиеся воздухом легкие раздвигают ребра?

Упражняйтесь в диафрагмальном дыхании по пять минут вечером перед сном и по пять минут утром сразу после пробуждения. Вечером это поможет вам успокоить нервы и быстрее уснуть, а утром взбодрит и освежит. Если делать это упражнение постоянно, то оно не только улучшит голос, но и продлит вам жизнь. Оперные певцы и преподаватели вокала – известные долгожители. Знаменитый Мануэль Гарсия дожил до сто одного года и считал, что своим преклонным возрастом он во многом обязан ежедневным упражнениям в глубоком дыхании.