Глава 1
Подготовка
Первые шаги
Ужас и террор
Избирательная кампания как война. До того как столкнешься с ней в реальности, она представляется эдаким героическим спектаклем, где бьют фонтаны креатива, а мудрые руководители ведут сложную игру вроде шахмат. Черта с два! Тот, кто хоть раз по-настоящему занимался выборами, знает, что чаще всего это напоминает пьяную драку в борделе в тот момент, когда город осаждают толпы варваров. Судите сами, вот вам типичная картинка.
Кандидат в интеллектуальной коме носится по штабу и выдирает волосы на своей голове с криком: «Все пропало!» Главный координатор от партии, ответственный за перечисление денег, уехал в столицу и уже несколько дней не выходит на связь. Агитаторам задержали зарплату, и их бригадиры голосят, что теперь не выйдут на работу, пока не увидят предоплату до конца кампании. Местный редактор, с которым был заключен устный договор о размещении серии материалов, упал в синюю яму и звонит вам на сотовый в невменяемом состоянии. К тому же типография напечатала 15 000 ваших листовок не суровым красным, а нежно-голубым цветом.
Вот примерно так все и происходит. И это только внутри штаба! Снаружи же бушуют не менее разрушительные ветры. Полиция постоянно отлавливает ваших пикетчиков. Какие-то смурные личности нападают на расклейщиков листовок. А избиратели в своих почтовых ящиках обнаруживают газеты, со страниц которых вы призываете легализовать тяжелые наркотики, повысить налоги и отдать всех детей в государственные приюты. Заметьте, это описание далеко не экстремальной ситуации, а вполне обычного рабочего процесса.
К чему это я? К тому, что, вступая в предвыборную борьбу, необходимо понимать, готовы ли вы ко всему вышеперечисленному. Ведь опыт показывает, что, как бы тщательно ни планировалась кампания, нарастающего хаоса не избежать. Но многие проблемы все-таки можно обойти (или по крайней мере минимизировать) за счет простой и доступной каждому штуки – планирования. Итак, начнем с начала.
Сбор сведений
Ваш округ – это та территория, на которой и будут вестись основные боевые действия. А значит, вы просто обязаны еще до начала предвыборной кампании изучить местные особенности и условия. И в этом вам поможет так называемый паспорт округа. Этот документ – квинтэссенция знаний об округе и верный помощник всех сотрудников штаба. Как его составить?
Основным источником сведений об округе и предпочтениях его жителей становятся социологические опросы. На предварительном этапе достаточно одного, включающего широкий спектр вопросов (в обязательном порядке должны присутствовать те, что касаются местных проблем). По большому счету все равно, каким политическим лозунгам верят избиратели. Если вы найдете то, что реально их волнует, это станет залогом будущей победы. Так что больше конкретики, меньше общих вопросов.
Когда вы узнаете мнение людей о проблемах и нуждах округа, не поленитесь съездить и посмотреть все на месте. Действительно ли проблема так актуальна? Сохранит ли она актуальность в ходе всей кампании? Если это так, обязательно обратитесь к экспертам по данному вопросу. Например, если в плачевном состоянии находится местная медицина, найдите бывшего главврача или другого недовольного представителя данной сферы (поверьте, если она действительно проблемная, всегда найдутся недовольные специалисты, готовые поделиться нужными сведениями). Впоследствии полученная таким образом инсайдерская информация может стать основой всей кампании.
После того как вы изучите стратегические вопросы жизни округа, наступает пора заняться тактикой. А именно – определиться с доступными ресурсами. Что вам понадобится? В первую очередь площадки для прямой агитационной работы. Это значит, что нужно заранее составить список социально значимых предприятий – школ, детских садов, больниц, поликлиник, крупных производств. Составили список? Идите дальше – налаживайте контакты с руководством. Если есть возможность, еще до выборов проведите там какие-нибудь яркие акции, направленные на мобилизацию работников и посетителей вокруг вас и вашей идеи. Помните, когда наступит официальный этап предвыборной кампании, вас сюда, скорее всего, уже не пустят. Так что стоит выжать по максимуму из этого ресурса еще на подготовительном этапе.
Проанализируйте местные СМИ. Попытайтесь наладить контакты с их руководителями. Многие до сих пор свято верят, что попасть на первые полосы газет можно только за деньги. Это не так! Как бывший журналист и редактор, уверяю: в местечковых СМИ всегда лютует информационный голод, там рады любому яркому событию. Пока не началась кампания, пользуйтесь этим. Устраивайте акции. Засвечивайте кандидата на политических и благотворительных тусовках. Позиционируйте его как эксперта по важным для округа вопросам. В официальную кампанию кандидат должен войти как человек известный. К тому же позже связи в средствах массовой информации (это не только редакторы, но и простые журналисты, корректоры, верстальщики) помогут вам организовать публикацию так называемых фоновых материалов и получать информацию о запланированных размещениях ваших оппонентов.
Ничуть не меньшим ресурсом может стать привлечение на свою сторону лидеров общественного мнения (ЛОМов). Ими могут быть как заслуженные учителя, так и старички-тренеры дворовой футбольной команды. Главное, чтобы избиратели вашего округа доверяли им, прислушивались к их мнению. Именно поэтому знаменитые эстрадные певцы и спортсмены-олимпийцы, которых так любят привлекать для своей поддержки кандидаты от действующей власти, редко становятся настоящими ЛОМами. Для избирателей они – просто картинка с глянцевой обложки, никак не относящаяся к повседневной реальности.
Найдя таких людей в округе, договоритесь с ними заранее. Чаще всего для установления прочных доверительных отношений хватает небольшой материальной или организационной помощи. Но дам один совет: не рассчитывайте на руководителей бюджетных организаций и советов ветеранов. Они, конечно, с радостью примут ваши дары, но, когда начнется кампания, их политические приоритеты моментально изменятся. Ведь именно эти организации, как ни печально, – главная опора действующей власти.
Также не будет лишним провести тщательный анализ состава округа. Какова доля частного сектора? Где находятся основные маршруты и места скопления жителей? Проживают ли работники крупных предприятий или представители диаспор компактно? Получить эти сведения несложно. Обычно достаточно поговорить с местными жителями (можно попытаться и официально, через мэрию, ознакомившись с данными отдела статистики, но вы ведь оппозиция, а значит, часть информации для вас закрыта) и несколько раз проехать по округу. Собранные сведения потом легко уточнить в ходе агитаторских поквартирных обходов. Для чего нужна эта информация? Для того, чтобы потом разумно организовать работу штаба. Для компактно проживающих рабочих можно сделать отдельную тематическую листовку. Знание мест скопления и передвижения позволит концентрировано расклеивать агитационную продукцию, а не закидывать ею весь округ. А четкое выявление границ частного сектора даст возможность разумно распределить человеческие ресурсы.
Итогом подготовительной работы (помимо различных договоренностей) станет тот самый паспорт округа. Внесите туда всю информацию. Сделайте документ доступным, а еще лучше – заставьте всех руководящих сотрудников штаба его прочитать. Все ваши командиры должны четко представлять, на какой территории они воюют. Это позволит сконцентрироваться на самых важных направлениях и не распылять ресурсы, которых, как известно, у оппозиционных кандидатов и так немного.
Штаб
Для чего он нужен
Штаб – главная опора кандидата, мозг, сердце и нервная система всей кампании. Именно поэтому разумное формирование штаба и отлаженность его работы – это уже половина победы. Единый штаб позволяет четко планировать предвыборную работу, вносит в нее элемент персональной ответственности. К сожалению, опыт показывает, что именно этому слишком мало уделяют внимания оппозиционные кандидаты. Да, их штабы бурлят идеями, но они больше похожи на молодежные арт-тусовки. Неудивительно, что результатом работы такой структуры редко становится победа на выборах. Ведь она требует в первую очередь скоординированных действий, четкого понимания, чем и когда должен заниматься каждый член команды. А для этого нужно понимать, как устроить действительно эффективный штаб.
Штабная структура состоит из трех основных отделов: идеологического, организационного и юридического. Каждый из них включает разное количество специалистов. Но помните две важные вещи. Первое: все отделы штаба одинаково важны. Нельзя компенсировать отсутствие юриста толпой идеологов и журналистов. Пробел в любом направлении грозит большими бедами. Какой смысл создавать самые лучшие агитационные печатные материалы (АПМ), если их просто некому разносить? И какой смысл распространять не согласованные с юристом листовки, если за малейшее нарушение правил агитации (а составлены эти правила со всевозможными ловушками) вашего кандидата легко снимут с предвыборной гонки? Второе и главное: в штабе работают не отдельные звезды, а сплоченная команда. Необходим четко отлаженный алгоритм взаимодействия между отделами. Выборы – командная игра.
Идеологический отдел
Его возглавляет непосредственно политтехнолог (он же идеолог, он же консультант). Этот человек отвечает за содержательное наполнение всей кампании. За то, с чем кандидат пойдет в народ, какую предвыборную программу предложит. За то, какие технологии будут использованы в ходе борьбы, за реакцию штаба на действия оппонентов. По сути, политтехнолог – самый главный сотрудник штаба. С консультации с ним начинается любая кампания, и именно от его идей на 99 % зависит ее успех. Но несмотря на то, что политтехнологи давно стали официальным флагом всей предвыборной работы, в одиночку провести кампанию они не смогут. Ведь кто-то должен доносить их гениальные идеи до избирателей в простой и понятной форме. Это делают рядовые сотрудники идеологического отдела – райтеры и дизайнеры.
Кто такие райтеры? Это журналисты. Но журналисты особенные, специализирующиеся на выборной работе. Чем они отличаются он остальной пишущей братии? Во-первых, райтеры создают агитационные тексты, то есть под эмоционально доступной составляющей прячут необходимые идеологемы. Во-вторых, они спокойно относятся к правкам. В ходе работы тексты нещадно кромсают и идеолог, и заказчик. Для многих журналистов это становится одним из самых жестоких испытаний. Если вы хотите самовыражаться через тексты и творить, то выборы не для вас. В-третьих, райтеры многофункциональны. Райтер, в отличие от простого журналиста, не узкий специалист. Он должен уметь делать газеты, буклеты, журналы и открытки как печатник; создавать сюжеты, рекламные ролики, фильмы и полноценные программы как телевизионщик и радийщик; писать для сайтов, вести блоги и поддерживать интерес посетителей форумов как веб-журналист. Соответственно, нужно знать хотя бы на общем уровне технические особенности данных видов журналистской деятельности. И, в-четвертых, райтер должен быть очень работоспособным. Зачастую за неделю ему необходимо сделать как минимум одну газету, несколько листовок, сочинить пару речей для кандидата, создать пакет полноценных материалов в местные печатные СМИ и телевизионный сюжет. И такой режим работы считается спокойным!
Третий важный сотрудник идеологического отдела – дизайнер. Он воплощает в материальный продукт то, что придумал политтехнолог и написал журналист. В большинстве своем на эту должность подойдет любой профессиональный дизайнер. Но и здесь есть своя специфика. Агитационная направленность вносит в визуальную составляющую продуктов свои особенности. По своей структуре предвыборные печатные материалы сильно отличаются от обычных газет. И дело тут порой, казалось бы, в мелких, но очень важных деталях: специальных выносках, крупных размерах шрифта и броских акцентах в газетах и листовках, повышенных требованиях к читабельности в оформлении баннеров и многом другом. Подробнее мы поговорим об этих особенностях в соответствующей главе.
Организационный отдел
Создание идеологии кампании и изготовление агитационной продукции – пусть важная, но только часть предвыборной работы. Все это еще необходимо донести до простых избирателей. Пока АПМ не попали к людям – это лишь крашеная бумага. Чтобы донести до электората идеи, рожденные политконсультантом и воплощенные в материальных носителях райтерами и дизайнерами, и нужен организационный отдел.
Возглавляет эту структуру начальник штаба – человек, в руках (ну и мозгах, конечно) которого сходятся все нити управления. Начальник штаба – главный координатор кампании. Вместе с идеологом они будут самыми важными сотрудниками. От их согласованных действий на 90 % зависит, сумеет ли победить кандидат. Будучи топ-менеджером кампании, начальник штаба руководит орговиками (также их иногда именуют префектами или просто оргами). Эти специалисты сидят в офисах, расположенных непосредственно на территории избирательных участков. Они заняты организацией работы самого низового звена отдела – агитаторов.
Собственно, львиная доля общения с избирателями лежит на плечах рядовых агитаторов. Именно они в ходе кампании совершают поквартирные обходы, раздают агитационную литературу, отвечают на вопросы избирателей. Поэтому таких сотрудников нанимают непосредственно на местах, отдавая предпочтение женщинам старше сорока, имеющим гуманитарное (лучше всего педагогическое или медицинское) образование и проживающим в округе. Ведь очень важно, чтобы этим людям доверяли, чтобы они сами были в состоянии донести до электората основные идеи кампании, умели находить общий язык с разными избирателями.
Кроме раздачи агиток этот отдел в ходе кампании занимается еще и организацией встреч кандидата с людьми. В том числе и на различных предприятиях округа – заводах, школах, детских садах, коммунальных структурах и т. д. Все это требует соблюдения жестких графиков и постоянной координации действий – как с кандидатом, так и с другими отделами предвыборного штаба. Также организационный отдел берет на себя расклейку наружной рекламы, зачистку округа от плакатов конкурентов и проведение уличных акций – митингов, пикетов и флешмобов.
Юридический отдел
Выборы регламентируются соответствующими законами и нормативными актами (пусть и далекими от идеала, а порой и здравого смысла). Поэтому юридический отдел в штабе очень важен. Мало того, только юрист обладает реальной возможностью одним действием (или бездействием) как выиграть, так и проиграть выборы. В первом случае ему удается выявить серьезные нарушения, допущенные конкурентами, во втором, соответственно, проворонить их у своего кандидата. Поэтому без санкции и подписи юриста в свет не выходит ни один агитационный материал, не проводится ни одна акция.
Зачастую, к сожалению, заказчики пытаются сэкономить именно на этом сотруднике. Оно и понятно: квалифицированный юрист-электоральщик – специалист высокооплачиваемый. Причем аргументы, что приводят в этих случаях заказчики, иначе как самоубийственными и не назовешь. Они говорят: «Зачем нам приезжий юрист? У нас на предприятии есть свой, проверенный». В результате, когда этот «проверенный» пытается включиться в работу, ему приходится перелопачивать целую кипу законов и документов. Естественно, за короткое время ему не удается догнать своих коллег-электоральщиков ни в знаниях, ни в опыте. Результат предсказуем – проигрыш в судах и снятие кандидата. Недаром говорят: «Скупой платит дважды».
Другой классический аргумент: «Зачем нам юрист? Все, что нужно, нам объяснят в избирательной комиссии». Эта наивная вера в лояльность комиссий проистекает из опыта советских времен, когда выборов как таковых не было. Сегодня все не так. Избирательные комиссии различных уровней из контролирующего органа давно превратились в инструмент предвыборной борьбы. Их покупают, их прямо заставляют выполнять незаконные действия. В конце концов, там работают люди, которые элементарно могут ошибиться. В одной из кампаний городская избирательная комиссия намеренно вывесила у себя неправильный образец заполнения подписного листа. В результате часть кандидатов-самовыдвиженцев с ошибками заполнили документы и не были зарегистрированы на выборах. Запомните: консультации избирательной комиссии не будут истиной в последней инстанции и аргументами в суде. Для этого существуют законы, и в штабе в обязательном порядке должен присутствовать человек, знающий их досконально, – юрист-электоральщик.
Конец ознакомительного фрагмента.