Вы здесь

Как выгодно быть добрым. Сделайте свой бизнес социально ответственным. Предисловие (Сергей Туркин, 2006)

Предисловие

Эта книга о социальной ответственности бизнеса. Об этом все говорят, некоторые что-то делают, но мало кто понимает, что это такое.

Почему об этом столько разговоров? Почему бизнес стал так активно этим заниматься?

Традиционный подход к социальной ответственности бизнеса: заплати налоги, не забудь про зарплату и социальный пакет для своих сотрудников, потом помоги власти поддержать социальную сферу, а потом, если останутся силы и деньги, займись благотворительностью.

Передовые компании исповедуют другой подход. Вместо привычной благотворительности они переходят к социальным инвестициям. Благотворительность обусловлена душевной потребностью. Социальные инвестиции возникают вследствие договора с обществом и властью.

В этой книге социальная ответственность бизнеса рассматривается не как акт бескорыстия, не как благородный душевный порыв, а как планомерная серьезная работа по совмещению интересов компании с интересами общества. Социальные инвестиции становятся бизнесом, принося компании вполне ощутимые рыночные преимущества.

Вместо вопроса «чем я могу помочь обществу» социальный инвестор задает себе вопрос «как общество может помочь мне решить мои проблемы». Возможно, такой подход к социальной ответственности кому-то покажется слишком прагматичным. Мой десятилетний опыт работы, в том числе с американскими компаниями, сделал меня сторонником такого подхода. Все известные мне западные бизнесмены в один голос говорят: «Мы никогда не будем заниматься социальными инвестициями, если это нам не будет выгодно».

Может, стоит и вам попробовать?

Для кого эта книга

Интерес к теме социально ответственного бизнеса чаще всего проявляют специалисты по связям с общественностью. Коль скоро менеджеров по работе с местными сообществами у нас пока не готовят, работа, связанная с благотворительностью, часто взваливается на PR-менеджера.

В самом деле, опыт подсказывает, что «социально значимая активность», особенно в форме красивых и зрелищных акций (это чаще) или проектов (что реже), – это «хлеб» пиарщика. Работа с заинтересованными сторонами, в число которых входят сотрудники, клиенты, местные сообщества, – часть ответственности специалиста по связям с общественностью. Есть одно опасение: эти специалисты часто выжимают из социальных проектов максимум «красивости», делают их «вкусными» для средств массовой информации и потом забывают о них. Надеюсь, эта книга вооружит их более целостным подходом к социальной активности компании, поможет овладеть проектным мышлением. Что, в конечном счете, неизбежно приводит к усилению позиций PR-cпециалиста в компании.

Следующая категория – руководители департаментов по работе с местными сообществами. Таких менеджеров у нас пока не много, но те, кто есть, уже вполне профессионально и грамотно выстраивают отношения с местными сообществами, сочетая интересы местной власти и населения, не забывая про интересы собственной компании.

Еще одна категория – начальники департаментов стратегического планирования, развития, маркетинга, продаж, словом, все те, кто имеет непосредственное отношение к основной деятельности компании. Эти люди в силу своей крайней занятости не имеют времени на чтение развлекательной литературы. Поэтому маркетинговые преимущества социально ответственных компаний перед социально безответственными чаще всего остаются непонятыми, пока кто-нибудь из конкурентов не начнет вести себя как корпоративный гражданин, что приведет к росту его репутации и других нематериальных активов.

Начальники департаментов по работе с персоналом могут почерпнуть в этой книге много полезного:

– как сплотить коллектив, повысить лояльность персонала и мотивировать его на продуктивную работу;

– как выстроить систему ценностей в компании и сделать так, чтобы ценности эти не остались бумажной декларацией;

– как создать кодекс корпоративного поведения и что он может включать;

– как сформировать видение компании и как работать с миссией.

Ведь все эти загадочные для русского уха слова относятся к понятию «корпоративное гражданство».


Руководители компаний вряд ли доберутся до этой книги, хотя именно им она нужнее всего. Они, скорее, потратят деньги на модных нынче консультантов, обещающих вмиг решить все проблемы: справиться с последствиями кризисов и предотвратить новые (так называемый кризисный менеджмент); создать репутацию (так называемый репутационный менеджмент); разработать и продвинуть бренд (так называемый бренд-менеджмент). Или закажут разработать «видение», «миссию» и «ценности» своей компании. Консультанты, конечно, все сделают. Вот только работать все это не будет, потому что не связано в единую систему корпоративного гражданства. Без нее все вышеперечисленное – свалка красивых кубиков.

Если этого не поймут ныне действующие менеджеры всех рангов, то поймут студенты, изучающие менеджмент и экономику. Когда они закончат учебу и придут в бизнес, он станет другим. Пока они учатся, у нас есть шанс попробовать на практике, что такое корпоративное гражданство. А то ведь придут молодые и зубастые. Не к вам, так к вашим конкурентам.

Структура

Эта книга – пособие. Не научный труд и не публицистика. Это практическое руководство.

Основная задача пособия – убедить, что бизнес-ориентированный подход к социальной ответственности лучше, чем благотворительный.

Социальную ответственность непросто разложить по полочкам. Я выбрал смешанный подход. Рассмотрел, как корпоративная социальная ответственность (КСО) может быть интегрирована в основной бизнес и работать в местном сообществе. Выделил структурные элементы КСО – корпоративные фонды и проектную деятельность. Социальная отчетность и оценка эффективности отнесены к функциональным элементам КСО.

Логика изложения нацелена на практическое применение материала. Однако в книге достаточно фактического и дидактического материала, чтобы рассматривать ее как пособие для студентов и преподавателей.

В изложении материала трудно избежать повторов. Скажем, внутренняя и внешняя социальная политика компании накладываются друг на друга, а социальная отчетность напрямую связана с оценкой эффективности. В разных главах я пытался по-новому описать различные компоненты социальной ответственности. Ощупывая слона с закрытыми глазами, мы думаем, что перед нами то ли змея, то ли корова. Хочется верить, что в конце изложения мы придем к общему мнению, что за зверь перед нами.

Чего не хватает

Не все в этой книге получилось. Сама тема не строгая, различные зарубежные источники и эксперты трактуют понятия корпоративного гражданства и социальных инвестиций по-разному. Мне повезло, что с большинством авторов и экспертов я общался лично, некоторые из них стали моими партнерами. Российские менеджеры, осваивающие эту тему, будут искать свои пути, предлагать свои варианты воплощения в жизнь подходов корпоративных граждан. Тема настолько обширна, что эта практика будет разнообразной как по сферам применения (местное сообщество, публичная политика, сотрудники или клиенты), так и по масштабам деятельности. Опыт международных компаний, представленный в этой книге, позволит российским предпринимателям избежать болезненных ошибок. Наши компании – не новички и не отстающие, они занимаются социальными инвестициями в условиях полного непонимания со стороны власти и общества, но часто дают фору зарубежному бизнесу по части «изюминок» в своих социальных проектах.

Обилие зарубежных примеров и принятие за основу западных методологических подходов к теме вызвано тем, что у нас пока нет серьезных теоретических разработок, позволяющих адаптировать понятия и практику социальных инвестиций к нашим реалиям. Зарубежные примеры хороши тем, что дают возможность выбирать подходы и тактические решения о планировании социальных инвестиций. О некоторых примерах я узнал при личных встречах с менеджерами самого разного уровня (от линейных менеджеров до вице-президентов компаний). Многие из них были со мной достаточно откровенны и раскрывали секреты и находки своей социальной политики. Спасибо им за это.

Отечественных примеров социальной активности компаний в книге меньше. Во-первых, информационная закрытость наших, особенно крупных, компаний до сих пор остается серьезным препятствием для изучения опыта социальных инвестиций. Если удается узнать что-то интересное от менеджеров среднего звена, руководство компаний упорно считает любые подробности социальных проектов «военной тайной» и не дает добро на их публикацию. Во-вторых, многие детали социальных проектов наших компаний и правда «внутренние». В условиях несовершенства законов и произвола чиновников, их применяющих, многое становится если не черным, то по крайней мере серым, т. е. не совсем законным. Поэтому в книгу не вошло много красивых, но не вполне прозрачных примеров.

Существует много зарубежных учебников по теме «бизнес и общество». Большинство из них содержит вроде бы простые постулаты: быть честным, любить клиентов, делиться с обществом. Но отношения бизнеса с обществом многомерны, их часто трудно описать. В учебниках много теорий, много красивых схем. Меньше примеров и доказательств, способных убедить конкретного бизнесмена, что честным быть выгодно.

Эта книга не претендует на фундаментальность и глубокий научный анализ. Она посвящена в большей степени одному вопросу: отношениям бизнеса и общества на локальном уровне, на уровне местного сообщества. Отношения компании с клиентами, сотрудниками, местной властью, некоммерческими организациями или средствами массовой информации даны в преломлении к деятельности компании на местном уровне. Я пытался сделать материал пригодным для практического применения в реальных условиях. Могли пострадать научная строгость и логичность изложения.

Возможно, читать книгу придется по частям, откладывая на время, чтобы перевести дух и попробовать «прикинуть» прочитанное на себя и свой бизнес. Многие вопросы недостаточно проработаны, многие проблемы даны штрихами. Все это вызвано тем, что тема обширная и мало изученная. Уникальность темы в том, что она связывает воедино, казалось бы, несовместимое – эгоизм и человеколюбие, душевный порыв и трезвый расчет, личный интерес и общественное благо. Корпоративное гражданство дает возможность взглянуть на бизнес и его окружение через призму социального измерения, привести весь спектр отношений бизнеса с обществом к единому «социальному знаменателю», задуматься о настоящих ценностях.

Советы

1. Читайте медленно. Поскольку это практическое пособие, возникнет желание попробовать применить на практике отдельные элементы и технологии КСО, описанные в книге. Не спешите. Причитайте все меню до конца, прежде чем заказывать понравившееся блюдо.

2. Возвращайтесь к прочитанному. Часто нужно время, чтобы усвоить полученную информацию.

3. Если решите попробовать применить технологии КСО на практике, лучше всего начать с малого. Выберите тему, наиболее доступную пониманию руководства, и способ ее решения, не требующий больших затрат. Главное: выбранная область социальной ответственности должна отвечать интересам вашей компании.

4. Конечно, оптимальный вариант – комплексный переход к КСО и системное внедрение социальной ответственности в вашей компании. Не буду настаивать, этот вариант – рискованный.