Вы здесь

Как воспитывать детей успешными и счастливыми? Занимательные истории проекта «Счастливое детство». Глава II. Инструменты проекта (Елена Кириловская)

Глава II. Инструменты проекта

Истина подобна огромному дереву, которое приносит тем больше плодов, чем больше за ним ухаживают. Чем более глубокие поиски в кладези истины вы будете производить, тем больше зарытых там сокровищ откроется вам. Они облечены в форму многообразных возможностей служения обществу.

Махатма Ганди

Обсуждение по правилам – инструмент первый

Одним из инструментов проекта является обсуждение тех или иных вопросов по определенным правилам. Обсуждение желательно проводить при наличии не менее 5—6 человек. Самое оптимальное количество 10 человек.

Что представляют собой эти правила и почему необходимо конкретное количество людей?

Но сначала обратимся к истории вопроса. В прошлом веке знаменитый немецкий, а затем американский психолог Курт Цадек Леви́н (Kurt Zadek Lewin), чьи идеи оказали большое влияние на социальную психологию и многие другие школы и направления, в особенности на теорию культурного развития Льва Выготского и исследователей «круга Выготского» (теории – уровень притязаний, групповая динамика, социальная перцепция, игровые ситуации, теория поля и многие другие), доказал, что при объединении 10 человек создается полная модель человеческого общества.

Джеймс Шуровьески в своей известной книге «Мудрость толпы. Почему вместе мы умнее, чем поодиночке, и как коллективный разум влияет на бизнес, экономику, общество и государство» доказал, что простейший способ получить максимально достоверный ответ – это всегда обращаться к группе. Однако, помимо всего прочего, при обсуждении в круге по особым правилам создается синергетический эффект.

Термин «синерги́я» (греч. συνεργία – сотрудничество, содействие, помощь, соучастие, сообщничество; от греч. σύν – вместе, греч. ἔργον – дело, труд, работа, (воз) действие) расшифровывается многими словарями. Возьмем, к примеру, социологический словарь: это «совместное действие, взаимодействие различных потенций или видов энергий в целостном действии». А также «совместный труд во всех областях человеческой деятельности как основа общности».

Причиной подобного эффекта является то, что каждый из нас бессознательно связан со всем человечеством и всей природой. Это доказали директор франкфуртского Института мозга им. Макса Планка, один из авторитетнейших мировых ученых в области нейронаук Вольф Зингер, а также наш соотечественник академик В. И. Вернадский и другие ученые.

В процессе обсуждения при соблюдении определенных правил взаимодействия с другими участниками в центре круга раскрываются все тайны мироздания, человек приобретает опыт находить новые идеи в кругу единомышленников. Об этом подробно написано в книге Ю. Чемеренской «Круглая методика. Как сохранить драйв в тяжелые времена».

На первый взгляд, правила обсуждения выглядят очень простыми. Но их выполнение требует от участников определенной внутренней работы над собой, и именно эти правила позволяют участникам находиться в речемыслительной деятельности.

Правила круга

Равенство и важность каждого участника. В круге нет более или менее важных. В обсуждении все стараются быть равными друг другу, не подавляя званиями, должностями и так далее; недопустима также дискриминация по половому, возрастному и другим признакам.

Обсуждается только одна тема. Все участники отвечают на поставленный вопрос, обсуждают одну заданную тему, не уводя обсуждение в сторону своего желания рассказать «интересненькое». Это позволяет сконцентрироваться на конкретных задачах, сократить время обсуждений, а также развивает в каждом человеке способность выделять главное в общем объеме информации.

Важно, чтобы сказал каждый. Каждый добавляет свое мнение в общее решение. Выражая свою точку зрения, объединяя ее с точкой зрения остальных, каждый обогащается, начинает лучше слышать и понимать не только других, но и себя. Если же кто-то отмалчивается, он как бы не вкладывает в общее блюдо необходимый ингредиент.

Важно слушать и слышать других. Мы говорим поочередно, не перебивая друг друга; внимательно слушаем того, кто сейчас говорит, пытаясь прочувствовать его, понять, слиться с его мнением.

Отсутствие споров, критики и оценок. Мы не спорим. Нет правильных или неправильных мнений. Все наши мнения имеют право на существование, все идет в «общий котел новых знаний». Не отрицая мнение другого, а дополняя друг друга, мы получаем новый взгляд на проблему глазами всех. Мы не высказываемся относительно мнений других участников и, тем более, не оцениваем их самих, а только отвечаем на вопросы ведущего.

Отсутствие диалогов и вопросов друг к другу. В обсуждении в круге мы не устраиваем диалогов и не задаем друг другу вопросы, потому что это разрушает круг. Возникший в круге диалог двух человек как бы разрывает его на две части. Выделяя кого-то в обсуждениях, мы нарушаем принцип равенства и делим круг на отдельные пары или мини-группы. Каждый участник должен говорить, не обращаясь персонально к кому-то, а как бы в «центр круга».

Поднимаемся над отторжением и раздражением. Мы преодолеваем несогласие друг с другом, посмотрев на вопрос глазами всех. Если между нами возникают отторжение, непонимание, несогласие, стремимся преодолеть их общими усилиями, приподнимаясь над тем, что нас разделяет, к тому, что нас соединяет. Учимся уступать друг другу. Радуемся таким моментам как возможности для совместного продвижения и роста.

Избегаем лозунгов и клише, держим курс на искренность. Человек говорит только то, что сам чувствует или думает, не ссылаясь на чужие авторитетные мнения, не цитируя классиков. «Разум круга» работает тогда, когда участники максимально откровенны и искренни.

Принимаем решение коллективно. Мы стараемся принимать решение только единогласно, из общей точки взаимопонимания и единства. Она рождается к концу обсуждения (или серии встреч), когда личные мнения каждого соединяются в коллективное мнение. Здесь очень важен постулат о «непротиворечии противоречивого», так как нечто кажется нам противоречивым только в нашем отдельном понимании. А в природе ничего противоречивого нет, все составляющие интегрально уживаются и отлично дополняют друг друга.

Ставим перед собой возвышенную и благородную цель: сформировать общее поле любви, участия, заботы, тепла. Каждый, произнося слова, слушая, сопереживая, в первую очередь стремится именно к этому. Главное не в том, чтобы добиться конкретного результата обсуждения или решения, а достичь объединения между участниками. Потому что только из него приходят лучшие результаты и решения.

Вот такие правила помогают нам создать в центре круга синергию и коллективно найти ответ на любой вопрос. Существуют еще технические тонкости в общении по правилам круга.

В круге участников обсуждения должен быть модератор. Модератор – участник обсуждения, который направляет участников на соблюдение правил обсуждения, а также ведет учет времени высказываний каждого и общего обсуждения, записывает основные мысли каждого участника для совместного принятия окончательного решения по обсуждаемой теме. Если тема обсуждения сложная, затрагивающая интересы многих сторон с изначально уже известными противоположными взглядами, то модератором должен быть специально обученный человек. В детском коллективе модератором может быть обученный ребенок более старшего возраста или взрослый, которому доверяют дети. В других случаях модератором может быть любой участник по желанию и по решению участников, главное, чтобы было желание.

Обмен мнениями проводится против часовой стрелки.

При передаче слова следующему участнику обсуждения в круге в качестве имитации микрофона следует передавать какой-либо простой предмет, например ручку, карандаш, или любой предмет, который может соответствовать тематике обсуждения (например, на Новый год можно передавать елочную игрушку).

Высказываться следует не более 1 минуты, поэтому одна из основных функций модератора в круге – напоминать о времени и предлагать участникам услышать следующего участника.

Если все участники в круге высказались, а время еще позволяет продолжить обсуждение, то следует этим воспользоваться. Порой тема обсуждения бывает сложной и для возникновения эффекта синергии и получения мудрого общего решения требуется несколько раз подряд провести обсуждение данной темы.

По завершении мероприятия необходимо каждому участнику в общем круге высказать свое мнение о прошедшей встрече, а если было несколько кругов, то провести обмен впечатлениями между группами. Акцент в подведении итогов делается прежде всего на чувственную часть полученного опыта, а также перспективу использования данного опыта. Данная процедура называется рефлексией. Именно так она в дальнейшем будет называться в книге.


Эти технические тонкости обсуждения – результат многолетнего опыта участников проекта. Они позволяют эффективно провести мероприятие.

Может возникнуть вопрос: кто определяет темы и сценарии мероприятий проекта? Ответ простой – жизнь и проблемы самих участников проекта, их знакомых, знакомые знакомых и… Одним словом, все мы…

Например, как-то при обсуждении книги «Счастливое детство» (именно эта книга группы авторов произвела на нас настолько сильное впечатление, что ее название решили использовать в наименовании проекта) один из участников проекта задал вопросы: «А что же такое счастье? И можно ли быть счастливым сегодня? Я как-то не испытываю счастье… да и среди друзей особо счастливых не встречал».

В поисках ответов на эти вопросы мы собрали научные данные, которые так или иначе объясняют явление «счастье» в человеческой природе.

Вот что пишут ученые.

Британский психолог Клифф Арналл вывел формулу счастья. Радость от дружбы и любви, хорошей погоды, ожидания выходных – все это вместе и составляет счастье. Самое главное в нашей жизни, считает психолог, это наши отношения.


Его формула счастья такова:

Счастье = СВ + (П + О) + Влд/Т + Рп,

где СВ – свежий воздух, П – природа, О – общение, Влд– воспоминания о летнем отдыхе в детстве, Т – температура, а Рп – радость от предстоящих праздников и выходных.


В то же время мы испытываем счастье, когда исполняются те или иные наши желания. Но если желание растет и требует наполнения большего, чем «СВ + (П + О) + Влд/Т + Рп», то что же нам делать? Ведь вся история развития человека – это процесс развития его желаний (ученые Мартин Хайдеггер, Александр Кожев, Джорджо Агамбен). От базовых – иметь пищу, кров, семью – к желаниям богатства, власти, славы, наконец, к знаниям, которые проявляются только у человека общественного.

Группа американских ученых на основании своих исследований представила вот такие интересные данные по этому вопросу.

Исследование показало, что достижение таких целей, как богатство, красота и слава делает человека менее счастливым. Эти факторы не способствуют удовлетворенности жизнью. Счастья можно добиться, только если человек растет как личность, имеет крепкие отношения с любимыми людьми и приносит пользу обществу.

Исследователи заметили, что исполнение желаний не всегда полезно для психического здоровья и эмоционального благополучия. Те, кто быстро добивался материальных выгод, чаще испытывали отрицательные эмоции, такие, как стыд, злость, физические недомогания – головную боль, боли в животе и общую нехватку энергии.

Люди, которые, наоборот, стремились к духовным целям, физически были более здоровы, испытывали больше позитива, имели крепкие социальные связи с близкими и реже испытывали признаки стресса.

Участники общественного международного проекта «Счастливое детство», изучив современные представления ученых и психологов, все-таки решили воспользоваться «мудростью круга» и, выполняя вышеуказанные правила, начали обсуждение по теме счастья.

Запланировали на обсуждение один час. Но тема нас всех настолько захватила, что мы продолжали обсуждение дополнительно еще полтора часа.

Дорогие читатели, очень хочется поделиться с вами результатами этого обсуждения!

Место обсуждения – одна из библиотек Санкт-Петербурга.

Вначале было сложно. Ведь выполнение правил круга требует внутренней работы со своей гордыней. Но результат оказался очень интересным.

Круглый стол «Как стать счастливым»

Обсуждение начал Виктор, талантливый программист, только что приехавший из Японии в Санкт-Петербург.

– Что такое счастье? Бесконечно ли оно? Можно ли чувствовать его постоянно, каждый день? Я знаю, что счастье можно ощутить даже от чего-то самого незначительного. Но мне также известно, что существует эго, которое этому мешает. Так что же такое простое, ничем не омраченное счастье – счастье, которое испытывает младенец? Я только что вернулся из Японии. Искал там счастье, но не нашел. Давайте сейчас вместе найдем ответы на волнующие нас вопросы.


Глеб, заместитель директора по экономике крупной компании:

– Счастье – это результат реализации наших желаний, которые чем-то наполняются. В течение своей жизни мы все время гоняемся за всевозможными наполнениями, но никогда не можем себя наполнить. Скажем, у меня есть некое желание. Можно представить его в виде чашки, которую я сейчас держу в руке. Допустим, я хочу заполнить ее наслаждением на всю ее величину. Но по мере того, как наслаждение в нее входит, исчезает желание. И как только оно исчезает, я перестаю ощущать наслаждение. То есть наше эгоистическое желание совершенно не предназначено для того, чтобы вносить в него наслаждение.


Анастасия, HR-директор:

– Поэтому переедем ли мы в Японию или будем искать какие-то другие виды счастья, это нам не поможет. Мы должны изменить свою чашку желания таким образом, чтобы оно не впитывало внутрь то, что в него входит. Потому что внутри него наслаждение будет всегда аннулировать желание, и я снова останусь опустошенной, – ведь наслаждение и желание противоположны друг другу. И моя чашка-желание вновь будет пустой, а значит, и счастье улетучилось.


Елена, руководитель аналитического отдела банка:

– В человеке вырастает желание выше нашего мира, и наполнить его можно только ощущением смысла жизни, ее вечной гармонией. Такое желание проявляется в нас, так уж мы запрограммированы. Поэтому докторам остается только раздавать пациентам успокоительные и антидепрессанты. А на самом деле я считаю, что лекарство – в раскрытии вечного существования! Конец доклада (улыбается, это у нее такая присказка).


Тимур, директор по работе с клиентами:

– Я думаю, что счастье достижимо только лишь в равновесии. Когда у людей появится правильное взаимное сочетание друг с другом, когда они начнут ощущать себя в правильном социуме, исчезнут все проблемы. Когда окружающая среда будет поддерживать нас в гомеостазе, когда человек станет ощущать, что он словно плывет, находясь в состоянии внутреннего и внешнего покоя, – тогда это и вызовет в нем ощущение счастья.

Иными словами, ощущение счастья не возникает от того, что я сиюминутно эгоистически наполняю себя, а что будет дальше – не знаю, поскольку кроме меня существуют еще такие же эгоисты, которые хотят ощутить счастье за мой счет.


Наталья, врач-педиатр:

– Ощущение счастья возникает за счет совместного объединения, чувства равновесия, так же, как в здоровом организме ощущается полная жизнь, когда он правильно поддерживает, функционирует, уравновешивает себя. Так и в человеческом сообществе мы должны брать пример с природы и стремиться к тому же. Тогда мы увидим, что же является для нас целью жизни. Ощущение в этом состоянии и будет счастьем. Как каждая клетка в здоровом организме живет ради здоровья всего организма и весь организм заботится о каждой клетке, так и в человеческом обществе мы должны строить такие отношения. Тогда все будем счастливы и здоровы.


Марина, менеджер:

– Мне кажется, что каждый человек раскрывает в своей жизни противоположности в отношениях в семье, на работе, во всем. Ощущает темноту, а потом свет. И каждый раз у него возникает вопрос и ответ. Каждый раз он ощущает неразбериху, смятение, у него не сходятся концы с концами, он испытывает внутренние противоречия, столкновения желаний. И все это постепенно приводит его к пониманию, что проистекает все это из единого источника.

Мы должны ощущать и грусть, и радость, и одно невозможно без другого, мы должны ссориться и мириться, ненавидеть и любить – одно всегда дополняет другое. И мне кажется, чем больше будет разница в этих противоположных состояниях, когда все полярности соединяются вместе, тем полнее это наполнит нас, появится огромное наслаждение; и, возможно, это и есть истинное счастье. Но вот как познать эти безграничные полярности и не потеряться в них – пока не знаю. Может быть, это обсудим в следующий раз.


Максим, предприниматель:

– Плюс и минус, тьма и свет, отдых и усталость – одно не может существовать без другого. Это проявляется и в повседневной жизни. Если у тебя нет вопросов, не может быть и ответов. Если ты не испытываешь тревоги, а затем не находишь выход из положения, ты не узнаешь, что такое расслабление, отдых, вздох облегчения. Человек должен пройти все противоположные явления: падения и подъемы, грусть и радость – из этого состоит наша жизнь, это ощущение жизни. Мы дышим, вдыхаем и выдыхаем воздух, биение сердца – все включает в себя изменение состояний. Такие же изменения должны происходить в человеке, и мера контрастности и удаленности этих состояний друг от друга определяет сущность жизни. Когда соединяешь эти противоположные состояния, когда тебя волнуют самые важные вопросы и когда мы все вместе, как сейчас, находим на них ответы в круге, внутренне поднимаясь над своим эго, то ощущаешь самую большую радость от их нахождения и счастье. Думаю, что если правила круга использовать в отношениях со всеми людьми, то мы достигнем равновесия и гармонии. А это и есть счастье.


Андрей, директор компании:

– По-моему, важно, когда человек развивается до уровня желания познать законы Природы. Природа – это материальное и духовное. У нас возникают вопросы: как все устроено, как все вращается, как все действует? Как происходило развитие еще до того, как была сотворена вселенная и все, что ее наполняет, со всеми галактиками, звездами, Землей и жизнью на ней? Как я продолжаю это развитие? Почему я родился? Для чего я существую? Что со мной? Как я должен продвигаться? Что происходит изо дня в день? Какой смысл, какова внутренняя суть вещей? Почему все это происходит, с какой целью? Это могут быть неприятные известия из банка, с места работы, от детей и жены, тысяча вещей. Если за этим я раскрываю величие природы, ее милосердие ко мне, то я оправдываю эти состояния. Я понимаю, что все, что я испытываю, это необходимо, что все эти ситуации я должен пройти, я оправдываю Природу, я понимаю, что все они для моего блага, и поднимаюсь над ними. Тогда я стараюсь жить по законам Природы – по законам взаимопомощи и альтруизма. И тогда я счастлив.


Вадим, страховой агент:

– Давайте возьмем стакан воды, который наполовину пуст и наполовину полон. Многие теории достижения счастья говорят: «Прими свою жизнь такой, какая она есть. Ничего не надо менять. Все зависит от того, на что ты решаешь обратить внимание: на пустую верхнюю часть или на нижнюю полную».

Все эти теории построены на подавлении эгоизма. Они настраивают человека ощутить свое желание только на ту часть, которая наполнена, и успокаивают его, говоря, что ты почувствуешь счастье. Но ведь этим человек уменьшает себя, так как пустая половина – это то, что заставляет его развиваться! Если же человек пытается не видеть пустую часть стакана, то есть своих желаний, то у него возникает депрессия, которую он хочет подавить наркотиками, азартными играми и другими заменителями и зависимостями.

Мне кажется, нам надо научиться заполнять пустую часть стакана – нашего желания – не материальными ценностями, а духовными составляющими природы, стать подобными ее законам. Именно это создает ощущение счастья.


Виктор, программист:

– Друзья, из центра нашего круга мы получили интересные ответы на вопрос, что такое счастье и может ли оно быть вечным. Обобщаю все ваши высказывания, согласно эффекту синергии и мудрости объединения. Наш общий ответ раскроет и дополнит сухие научные данные. Итак, наш общий ответ такой.

Человек ощущает наслаждение и счастье при реализации своих желаний. Чем больше противоположностей и сложностей в нашей жизни на пути к реализации наших желаний, чем сложнее желание, тем ярче наслаждение при их реализации.

Но проблема человечества заключается в том, что наши желания эгоистичны, противоположны природе, которая создала в нас эти желания и чувства наслаждения. Истинное наслаждение – это отклик природы на правильное желание. Правильное – значит соответствующее самой природе, любви, отдаче. Но если мое желание будет иметь ту же природу, что и наслаждение, которое приходит для того, чтобы мне себя отдать, то есть если мое желание также будет направлено на то, чтобы не получать, а отдавать, то я буду удерживать в себе это наслаждение и ощущать его постоянно. И тогда во мне возникнет бесконечное и непрекращающееся ощущение жизни. Потому что наслаждение, которое я чувствую, и есть ощущение жизни. Ведь когда прекращается наслаждение, человек умирает. Поэтому ключ к вечной, наполненной счастьем жизни – это исправление наших желаний с эгоистических на альтруистические.


Обсуждение закончилось. За окном лил проливной дождь, было темно и холодно. Но мы ощущали радость и счастье. Необыкновенное яркое чувство, которое, как искры солнечного света, освещало темную питерскую ночь.

Нам захотелось поделиться своими открытиями из круга с другими людьми.

Решили изучить игры-упражнения известных психологов, для того чтобы участники кругов могли плавно войти в тему обсуждения, а затем обсудить весь материал со всеми активными участниками проекта и составить сценарий будущей встречи.

Завтра всем рано утром идти на работу. Долго едем на метро домой. Уже поздно, но в электричке достаточно людно. Вот молодая пара целуется, не замечая окружающих. Несколько ярких парней с песней под гитару врываются в вагон; хорошо поют, душевно. Собирают монетки за свое выступление. На следующей остановке убогая женщина в полном молчании с табличкой о помощи проковыляла по вагону. Кто-то дремлет, кто-то играет в смартфоне.

Мы с интересом, через новое ощущение счастья смотрим на людей: видим неповторимость, красоту и необходимость каждого, чувствуем, что все желают и достойны настоящего счастья, но не знают или не умеют его достигнуть…

Уважаемые читатели! Мы привели пример обсуждения темы и результат этого обсуждения. В дальнейшем, чтобы вы сами нашли свои ответы на вопросы по той или иной тематике из описанных в книге, мы не будем вам предлагать ответы наших участников. Найдите вместе свое самое правильное и мудрое решение задач воспитания ребенка и самовоспитания…

Игра – второй инструмент проекта

Один из основоположников проекта Анатолий Ульянов сказал: «Правильная игра – это не обман, а серьезное занятие, способствующее нашему развитию».

В жизни мы играем разные социальные роли: мужа, жены, босса, подчиненного и еще много-много других ролей, которым нас учат с самого детства. Ведь именно играя, ребенок познает мир, изучает себя и других, формирует те или иные взаимоотношения со сверстниками и другими людьми. В зависимости от того, какими эмоциями и формами коммуникаций (подавление, унижение других или уважение, поддержка, дружелюбие) наполнены роли в тех играх, в которые мы играли в детстве, мы и получаем результат от наших взрослых отношений в семье, на работе, в разных жизненных ситуациях.

Игра – это замечательно, и, невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, она оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

Суть игры, ее роль в жизни человека и в воспитании ребенка изучали К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд и другие мыслители и ученые.

Что же такое игра – доступная ребенку и непостижимая для ученого? Прежде всего это осмысленная деятельность, совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.

На встречах проекта мы предлагаем социальные игры-упражнения, которые позволяют участникам встречи за 15—20 минут ощутить себя в роли президента, ребенка, подсудимого, прокурора и многих других социальных ролях. То есть за короткое время прожить несколько жизней, побыть разными персонажами нашего общества, ощутить гнет забот персонажа, его проблемы или радость. Через игру участники начинают лучше понимать окружающих людей, принимать их такими, какие они есть, учатся эмпатии.

А какие игры существуют в нашей реальной жизни?

Разные, и результат их реализации, увы, порой, бывает не столь позитивным. Вспоминается отрывок из книги Петра Бормора «Многобукаф»:

«… – Так это что же… – карлик растерянно заморгал, – это, выходит, правда? Все, что Вы говорили? Насчет того, что жизнь – игра, и мы все обречены в ней… по кругу, без конца, без выбора… Вы не обманули этих… этих…

– Обманул, конечно, – усмехнулся Властелин, и в его улыбке сквозило торжество. – Выбор всегда есть. Там же не одна надпись, а две. Можно начать игру заново, а можно…

– Что?..»


Как же правильно играть самим и научить этому детей, чтобы не получить печальный результат игры размером и продолжительностью в целую жизнь?

«Бóльшая часть проблем, с которыми мы сталкиваемся в семье, в личных отношениях, в играх, в школе, на работе, в обществе, и вообще в мире, – пишет профессор Игорь Иванович Орлик, – связаны с отсутствием взаимной заботы, взаимоуважения и сотрудничества. Вот почему так важно с раннего возраста возвышать эти ценности посредством объединяющих игр. Иначе мы продолжим возносить в глазах детей успех одиночки, достигнутый в отрыве от других или за счет других. В итоге у нас вырастет еще одно поколение, специализирующееся на расталкивании локтями и растаптывании каблуками, вместо любви и заботы. Разве не жаль?!»

Учитывая научные основы влияния игры как на взрослых, так и в первую очередь на детей, в проекте сформированы основные принципы построения игры в целях воспитания человека. Эти принципы на протяжении четырех лет работы проекта используются его участниками в воспитании своих детей, в общении в семье, с друзьями и так далее.

В этой книге мы предложим вам, дорогой читатель, ряд таких игр. Но в дальнейшем вы можете и сами их создавать, используя принципы построения правильной игры.

Принципы построения правильных игр, предлагаемые проектом и проверенные на практике

1. Осознанное вовлечение и присоединение других участников игры. Если к игре присоединяется еще один приятель, тем лучше для меня. В одиночку мне не добиться того, чего я добьюсь вместе с другими. Если в игру включается третий, то наши силы возрастают еще больше, а значит, и я достигну большего. И так далее.

2. Целое больше, чем сумма частей. Взрослый или ребенок должен понимать, что с помощью товарищей он добьется того, чего никак не достичь в одиночку.


Наверное, вы хотите спросить, как же быть с естественным желанием состязаться и быть первым?

Позыв к соперничеству надо направить на совместное групповое противоборство какому-то внешнему фактору – механическому, а не человеческому. Можно, например, поставить перед детьми проблему, преодолеть которую они смогут только вместе. Можно бросить им вызов в виде командной игры наперегонки со временем. Можно выстроить целый маршрут, который потребует от каждого из них применить свои уникальные свойства ради успеха группы. И все это для того, чтобы ребенок почувствовал: вместе намного лучше, чем врозь. Он должен знать, что поддержка и забота окружения помогут ему преодолеть все препятствия, не затушевывая, а, наоборот, ярко выделяя его исключительность. Нет, это вовсе не повредит личному развитию ребенка. Наоборот, такие игры позволят ему спокойно и уверенно самовыражаться в коллективе, проявлять свою уникальность и реализовывать ее на общее благо. Правильное коллективное взаимодействие учит детей тому, что они не могут преследовать только свои интересы, и помогает им выстраивать взаимоотношения.


«Совместные игры и игры на сотрудничество, – пишет профессор И. Орлик, – являются идеальным средством по укреплению в детях навыков кооперации, взаимной заботы и командной работы… При помощи таких игр они учатся делиться, ассоциировать себя с другими, заботиться о чувствах других, помогать друг другу, вместе работать на пути к общей цели, лучше ладить между собой и получать удовольствие в компании друг друга… Сам факт того, что дети вместе действуют ради общей цели, вместо того чтобы соперничать друг с другом, сразу же обращает разрушительные реакции в полезные».

Итак, уважаемый читатель, мы поделились с вами основными инструментами обсуждения тех или иных вопросов и решения проблем, которые используются в проекте. Как мы их реализуем на наших встречах?

Предлагаем вам тематику и сценарии разных встреч проекта, уже получивших успешное практическое применение в жизни многими участниками проекта.