Воспитание мальчика
Воспитывая ребенка, в частности мальчика, мы помогаем ему развиваться полноценно: физически психически и соответственно половой принадлежности. Мы должны четко знать, с кем мы имеем дело: с мальчиком или девочкой.
Миры мальчиков и девочек чем-то похожи и в чем-то отличаются. Чтобы понимать детей, надо помнить, что перед нами не просто ребенок, а мальчик или девочка. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Ситуация. В обществе существует равноправие полов.
Нужно ли воспитывать мальчиков и девочек одинаково?
Решение. Это невозможно. Какими бы ни были наши намерения и представления о равенстве полов, мы обращаемся с мальчиком и девочкой по-разному (произносим разные слова, используем разные жесты). Мы интуитивно чувствуем, что их психика различается. Но интуиция не всегда дает родителям верные решения. Родители, например, чаще ругают подвижных, активных мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям только по году. На такое поведение родителей влияет их представление о женской и мужской психологии.
Начиная с первых месяцев жизни, мальчики:
● обладают более изменчивым настроением, их труднее успокоить;
● растут более подвижными, выносливыми, агрессивными и проявляют свой гнев более ярко;
● играют все вместе, ценят дух соревнования и любят потасовки.
В свою очередь девочки:
● более стабильны в эмоциональном отношении, улыбаются и подают голос раньше мальчиков;
● обладают высокой восприимчивостью к эмоциональному настрою окружающих;
● начинают говорить раньше и более складно;
● играют в небольших группах, ценят интимность обстановки, сотрудничество и обсуждение.
Для мальчиков (и девочек) важен навык внимательного, открытого и инициативного общения.
Вопрос. Какие жизненные ценности могут быть усвоены и мальчиками и девочками?
Ответ. Дети должны усвоить общие для всех людей ценности, нормы поведения и отношений между людьми, составляющие основу жизни в любом обществе: уважение к себе и другим, умение делать выбор и нести ответственность за него, толерантность, милосердие. Эти жизненные ценности не имеют тендерных особенностей.
Кроме того, мальчиков и девочек можно и нужно ставить в равное положение во всём, что касается выполнения домашних обязанностей: это поможет ребенку со временем стать хорошо подготовленным к семейной жизни.
Родители должны дать понять мальчику, что его мужественность не пострадает от того, что он вымоет посуду, а девочка выполнит мужские дела по дому.
Вопрос. Зачем природе мужское и женское? Почему многие девочки усердны и аккуратны, а мальчики любознательны? Почему мужчины чаще страдают от болезней, а женщины живут дольше мужчин?
Ответ. Генетик В.А. Геодокян в книге «Два пола: зачем и почему» дает «эволюционную теорию пола». Он исходит из того, что в истории эволюции борются две противоречивые тенденции: необходимость сохранить (передать по наследству) то, что уже создано, и потребность в развитии, расширении среды обитания.
Так и возникли две подсистемы: консервативная (женская) и прогрессивная (мужская).
В одном теле обе существовать не могли и трансформировались в два типа организмов: женский и мужской. Женский пол изначально ориентирован на выживаемость, сохранение прежнего, а мужской – на прогресс, приобретение нового. Именно поэтому девочки и женщины, утверждает В. А. Геодакян, крепче физически и психически – такова биологическая программа. От женской части популяции зависит количество потомков, поэтому природа «бережет» женский пол, а все «новинки эволюции» отрабатывает на мужчинах.
Развитие мозга мальчиков и девочек имеет ряд отличительных особенностей.
Мозг мальчика развивается медленнее, поскольку тестостерон замедляет развитие. Левое и правое полушария связаны менее тесно. Решая задачи, мальчики используют одно полушарие. Зоны активности также собраны в одном полушарии. Благодаря этому у мальчиков наблюдаются более развитые способности к математике и стремление к разборке предметов на части.
Этим же объясняется и то, что мальчикам часто требуется помощь, когда нужно собрать разбросанный материал в одно целое, например, написать реферат по разным источникам информации.
Мозг девочек развивается быстрее, так как эстроген ускоряет развитие. Левое и правое полушария связаны более тесно. Их мозг более гибкий. Решая задачи, они используют оба полушария. Зоны активности рассеиваются по всему мозгу девочек. Благодаря потенциалу левого полушария они более способны к интенсивному обучению.
Причина этих различий состоит в том, что левое полушарие у мальчиков развивается медленнее, чем у девочек. Правое полушарие на определенном этапе роста пытается установить контакт с левым, «закидывая» к нему нервные клетки. Но левое полушарие мужского мозга в этот период еще не готово к соединению, и нервные клетки не прикрепляются. В итоге нейроны у мальчиков активно наращиваются в правом полушарии, а соединение с левым оказывается довольно ненадежным.
Развитие мальчика требует от родителей специального настроя, необходимости следовать определенной программе его воспитания как будущего мужчины.
Если мальчик постоянно находится в сфере вашего внимания, вы наверняка замечаете, как он взрослеет день ото дня, как меняются его настроение и энергетика в разные периоды жизни. Задача состоит в понимании того, что требуется мальчику и в какой период.
Первый вопрос, который предстоит вам решать: что вы хотите воспитать в мальчике, какие черты его личности. А второй: каким мужчиной, в вашем представлении, с какими особенностями личности он должен быть?
В целях эффективности воспитания все члены семьи как воспитатели:
● должны быть едины в своем понимании и стремлении добиться решения поставленной задачи воспитания;
● помнить, что их влияние будет зависеть больше от их собственного поведения, исходя из чувствительности, впечатлительности ребенка, чем от словесного воздействия.
Поэтому важно создавать такие ситуации для мальчика, которые должны воспитывать определенные черты личности. Основным становится вопрос ролевого поведения и его влияния на личность ребенка. Каждая мировая культура сталкивалась с проблемой воспитания мальчиков и предлагала свои решения. Современная ситуация стремительной жизни требует особо продуманного воспитания.
Желательно составить для себя основное жизненное кредо в виде желаемых ориентиров, которые вы хотите иметь, чтобы постоянно думать о них и стремиться овладеть ими. Предлагаем следующий:
● перемены – мои друзья;
● все, что происходит, – для моего высшего блага;
● я всегда полагаюсь на свою собственную силу и с радостью принимаю ответственность за свою жизнь на себя;
● я свободен выражать свою волю так, как считаю нужным;
● я с радостью раскрываю свои способности и таланты;
● моя уникальная творческая личность находит лучшие способы самовыражения;
● мои позитивные мысли, мечты и ожидания становятся реальными;
● я люблю себя и одобряю свои действия.
Ситуация. В.В. в воспитательных целях часто вызывает у Коли чувство вины или стыда.
Дайте психологический анализ действий В.В.
Решение. Со стороны ребенка это вызывает защитное, протестное поведение, часто дерзость и грубость.
Если воспитывать через вину, у ребенка отбирается свобода выбора ценностей. Это затрудняет процесс самоопределения Коли. В.В. должен предоставить ему возможность самостоятельного выбора ценностей из нескольких альтернатив, возложив тем самым ответственность на Колю.
Рекомендации общего порядка по развитию личностных качеств мальчиков в деятельности:
● строить работу на основе знания возрастных и психологических особенностей мальчиков;
● уметь устанавливать с мальчиками конструктивный диалог;
● в работе с мальчиками нужно следить, чтобы их самооценка не снижалась и у них не было повода оценивать себя низко;
● оценивать только действия, но не личность;
● оценивая успехи, сравнивать только с ранее достигнутыми, но не с другими сверстниками;
● мальчики должны чувствовать свою совместность деятельности со взрослым, его сотрудничество;
● видеть в каждом мальчике личность, укрепляя его веру в свои возможности;
● создавать ситуацию успеха в деятельности, поощряя к действию;
● знать потребности каждого мальчика и опираться на них.
Я-концепция личности мальчика
Я-концепция представляет собой динамическую систему взаимосвязанных самоустановок: когнитивной, эмоционально-оценочной и поведенческой (табл. 1).
Таблица 1
Составляющие Я-концепции
Формирование Я-концепции складывается на основе индивидуальных особенностей личности мальчика, его жизни, взаимодействия с окружающими людьми. На первых порах любые социальные контакты оказывают формирующее воздействие на Я-концепцию, но с момента своего зарождения она сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Благодаря Я-концепции:
● достигается внутренняя согласованность личности;
● интерпретируется опыт;
● формируются ожидания;
● реализуется мотивационно-регуляторная функция в поведения личности.
Образ «Я» – это все, что усвоено (или «присвоено») личностью: знания, умения, навыки, привычки, ценности, роли, статусы. Знания о себе противоречивы. Необходимо их уточнять, пополнять, оценивать. Мальчик оценивает себя, свои качества личности (достоинства и недостатки). Любой из образов «Я» имеет сложное строение, включающее физическое, эмоциональное, умственное и социальное «Я». Например, реальное «Я» – каков человек в настоящее время; зеркальное «Я» – каким его видят другие; идеальное «Я» – каким он хочет (хотел бы) стать.
Самооценка отражает степень развития человека (самоуважения, самоценности) (табл. 2).
Таблица 2
Представление человека о своей ценности, оценка собственных качеств, достоинств и недостатков
Сильные стороны высокой самооценки.
● рефлексивность (она построена на системе обратной связи и учете разных мнений);
● результативность (подразумевает личные, самостоятельные решения);
● непрерывность (становится частью планирования результатов работы);
● обучающий эффект (самооценка основывается на опыте работы);
● ответственность (поскольку она приносит радость и гордость за достигнутые результаты).
Люди с высокой самооценкой более ответственны, что усиливает их чувство причастности к группе. Человек доверяет самому себе. Вокруг него формируется атмосфера честности, ответственности, сострадания и любви. Человек чувствует себя важным и нужным. Его сексуальность соответствует требованиям нравственности. Человек с высокой самооценкой приходит на помощь, к нему тянутся другие, такого человека любят. Самооценка также зависит от видов темперамента (табл. 3) и особенностей воспитания (табл. 4).
Таблица 3
Самооценка в зависимости от темперамента
Таблица 4
Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания (по М.И. Лисиной)
Вопрос. Что такое низкая самооценка!
Ответ. Это неуверенность в себе, самоедство, самоуничтожение, не любовь к себе.
Вопрос. Откуда появляется низкая самооценка?
Ответ. Родители скупились на оценку (строгость); собственная точка зрения; обиды и злоба; мнение окружающих.
Вопрос. Заниженная самооценка – это навсегда?
Ответ. Навсегда, если человек считает, что ничего не может поделать. Если неправильно понимает роль самооценки, например, «буду наглым» и др. Если считает, что повышение самооценки процесс длительный и скучный.
Привычки людей с низкой самооценкой:
● вступать в соперничество;
● ждать, что всё будет хорошо само собой;
● искать одобрения;
● заниматься манипуляциями.
Ситуация. Низкая самооценка всегда связана с агрессией по отношению к самому себе, прежде всего по отношению к своим любовным желаниям: «Я ненавижу себя за то, что люблю другого человека (хочу получать удовольствие от отношений с ним)», «Я ненавижу свое тело за то, что оно в ком-то нуждается».
На сознательном уровне это – стеснительность, робость, страх оказаться зависимым от кого-либо.
Какие могут быть решения проблемы?
Решение. Избавиться от своего тела – убить себя или саморазрушить (наркотики, алкоголь). Или повысить свою самооценку, а для этого надо осознать, как заботиться о своей внешности, стать привлекательным, признаться себе в желании нравиться другим.
Повысить свою самооценку можно, освоив способы манипулирования чужим желанием (искусство соблазнения).
Вопрос. Можно ли повысить свою самооценку?
Ответ. Можно с помощью ряда утверждений: «Я хороший и достойный человек», «Я человек ответственный», «Я счастливый человек», «Я развиваюсь, анализируя свои ошибки».
Или прекратить ругать себя, не сравнивать себя с другими людьми (я уникален), заниматься тем, что нравится, общаться с позитивными, уверенными в себе людьми, завести список своих положительных качеств, начать познавать новое.
Или поупражняться быть естественным или в маске, научиться себя прощать, брать из жизни свои уроки, полюбить себя таким, каков ты есть.
Люди с более высокой самооценкой добиваются в жизни большего, поскольку ставят перед собой более высокие цели и стремятся решать более сложные задачи.
Люди с низкой самооценкой ставят себя в зависимое положение и легко подчиняются людям с более высокой самооценкой.
Задание. Проведите рефлексивный анализ влияния разных самооценок на деятельность личности в разных условиях (табл. 5).
1. Каковы сильные и слабые стороны у высокой самооценки?
2. Каковы перспективы формирования личности с высокой самооценкой?
3. Как будут складываться у мальчика с высокой самооценкой взаимоотношения в семье, на работе, с друзьями?
4. Низкая самооценка личности. Как будут складывать отношения: сильные и слабые стороны?
5. Как воспитывать мальчика с низкой самооценкой?
6. Как будут складываться у мальчика с низкой самооценкой взаимоотношения в семье, на работе, с друзьями?
7. Какой уровень самооценки будет оптимальным? Почему?
Таблица 5
Уровень самооценки
От самооценки зависит отношение к себе и другим людям. Если мальчик уважает себя, то уважает и других. Мальчик любит себя – любит других. Считая, что сам не достоин любви, не научится любить. Уверен, что некрасивый (плохо одет), что на него не обращают внимания. Если убежден в низких способностях, неловкости, обреченности на несчастье, застенчивости и т. д., сам таким и будет.
Без самооценки трудно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает мальчику нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.
Но многое, что он хочет, само собой не приходит. Одно дело настроить себя психологически, надо еще настроиться на успех и двигаться к нему. Успех – итог активной деятельности.
Таким образом, Я-концепция – совокупность представлений мальчика о себе, включающая убеждения, оценки и тенденции поведения (рис. 1).
Для Я-концепции важны эго-идентичность и самореализация. У мальчиков появляется озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Возникает задача: найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность. В этот период интеллект позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть.
Рис. 1. Совокупность представлений о себе
Рис. 2. Факторы, влияющие на формирование Я-концепции
На протяжении взрослой жизни эго-идентичность претерпевает изменения. Важные события в жизни: смена работы, женитьба, рождение детей, развод, потеря работы, личные трагедии – заставляют нас пересматривать отношение к себе.
Я-концепция играет большую роль в формировании целостной личности. Представления о себе делаются более согласованными, не противоречат друг другу, иначе появляется фрагментация личности (смешение ролей).
Приводим обобщенную схему факторов, влияющих на формирование Я-концепции (рис. 2).
Воспитание мальчика как личности свободной и ответственной
Чем отличаются «свобода от…» и «свобода для…»? Тем же, чем отличается негативная свобода от позитивной. Когда говорят о свободе, то опираются на работу Э. Фромма «Бегство от свободы», в которой он осмысливает эти вопросы (табл. 6).
Таблица 6
Отличие свобод
Важно, чтобы мальчик избавлялся от импульсивности. Признаки импульсивности:
● неумение ждать, нетерпеливость;
● способность легко расстраиваться;
● обидчивость, раздражительность;
● эмоциональная несдержанность;
● легкая отвлекаемость внимания;
● беззаботность, легкомысленность, безответственность;
● неспособность к длительному монотонному труду;
● страсть к новым впечатлениям;
● нежелание прислушиваться к замечаниям взрослых, игнорирование требований родителей и учителей.
Ситуация. Коля (1 год 11 мес), не задумываясь о своих поступках, действует просто. Он кладет кубик на кубик, которые все время падают, и, не раздумывая, принимается за новые дела.
Чем вызвана такая необходимость действий?
Решение. Действия Коли импульсивные. Умеренная импульсивность для ребенка – нормальное явление. Это возрастная особенность, проходящая к юношескому возрасту. Но у некоторых детей привычка делать поспешно, без обдумывания последствий своих поступков сохраняется надолго как отдельная черта характера (переходит в инфантильность).
Импульсивность обусловлена преобладанием возбуждения над торможением, слабостью нервной системы и процессов торможения.
В отличие от умеренной имеет место завышенная, аномальная импульсивность, когда эмоциональная расторможенность ребенка мешает ему самому и окружающим.
Причины детской импульсивности:
● возрастные особенности психического развития ребенка;
● несформированность эмоционально-волевой сферы;
● неспособность связывать причины и следствия, предвидеть последствия своих поступков;
● гиперактивность как преобладание над возбуждением и торможением;
● безразличие взрослых;
● недостатки предшествующего воспитания.
Чтобы ребенок мог управлять своими желаниями, необходимо избавиться от импульсивности и развить у него способность к волевым усилиям.
Интересный эксперимент провел М. Уолтер с детьми 4–5 лет. Он давал детям зефир и говорил: «Если подождешь моего возвращения и не съешь зефир, то получишь его второй раз». Дети поступали по-разному. А интересные результаты наблюдались через 20 лет.
Дети, умевшие ждать, во взрослой жизни не теряли самообладания при стрессе, не зависели от наркотиков. Добивались более высоких результатов при лучшем самочувствии. Это тот, кто был терпелив.
Существует множество ситуаций в жизни, когда нужно ждать. Девять месяцев родители ждут появления ребенка, и очень важно, чтобы это ожидание было связано с положительными эмоциями.
Во время ожидания можно заинтересоваться чем-то другим, находить себе какое-нибудь дело и проявлять к нему интерес.
Люди ждут окончания школы, вуза – им нужно уметь превратить это ожидание в замечательное путешествие в страну знаний, многому научиться и получить от этого удовольствие.
В любом возрасте возникает необходимость чего-то ждать. Например, ребенок ждет своей очереди в игре, на прием к врачу. Эту способность ожидания нужно воспитывать у мальчика с раннего возраста. Например, нужно приучить себя во время ожидания заниматься с интересом чем-нибудь другим: любоваться природой, что-то изучать, что-то выполнять, планировать и т. д.
Психологи проводили такой эксперимент с родителями и их детьми. Их приглашали якобы для измерения скорости реакции руки при включении лампочки, которую надо было погасить. Но суть эксперимента заключалась в другом: как поведут себя родители и их дети в ситуации ожидания. С этой целью на столы положили журналы, картинки, интересные вещи. А приглашенным говорили, что эксперимент задерживается, просьба подождать. В результате разные родители и их дети вели себя по-разному. Кто-то, не теряя времени, стал рассматривать лежащие на столе журналы и приобщать своих детей к познанию разными способами. А кто-то как сидел, так и оставался, ничем не занимаясь и не взаимодействуя с ребенком. Эксперимент наглядно высветил роль родителей в воспитании своих детей.
До каких-то пор самостоятельности и свободы ребенку не давали ни родители, ни воспитатели, неся за него ответственность. И воспитатели и родители пока не готовы предоставить ребенку столько свободы, сколько ему нужно. А потому и дети не готовы к свободе. Ведь она предполагает ответственность, а за ребенка всегда отвечали родители и воспитатели. И поэтому воспитание ребенка не было полноценным. В воспитании необходимо решить важную задачу – помочь ребенку стать свободным и ответственным.
«Свобода от…» – освобождение от внешних рамок и правил и подчинение собственным желаниям. Ребенок верит в то, что он свободен от всего и может делать что хочет.
«Свобода для…» возникает, когда человек сам ставит цель и действует для ее достижения. Он становится независимым от ежеминутных порывов и желаний, поскольку все подчинено достижению цели. Учить ребенка целеполаганию – значит учить ставить разные цели и, осмысливая, достигать их разрешения.
Именно «свобода для…» предполагает ответственность перед самим собой, а не страх наказания.
Непонимание правил или постоянные их изменения приведут к стремлению ребенка сопротивляться им, демонстрируя не свободу выбора, а его отсутствие. А.С. Макаренко в работе «Дисциплина и режим» показал необходимость доведения до ребенка смысла тех или иных требований. Если мальчик не поймет этого смысла, то и не будет выполнять требования.
Учить такой «свободе для…» можно и нужно с раннего детства. В этом возрасте свобода и ответственность предстают перед ребенком в простых формах прав и обязанностей.
Ситуация. Если у ребенка есть право смотреть телевизор, а родителям надо отправлять его спать.
Как можно разрешать такие ситуации?
Решение. Ребенок должен понять, что прав у него ровно столько, сколько обязанностей. Право смотреть телевизор, сколько он захочет, если утром есть обязанность самому встать и собраться в детский сад вовремя. Но если такой обязанности нет, то и прав нет. Еще ребенок должен осознать, что кроме его прав есть права у мамы и папы. Права каждого человека ограничиваются правами других.
Воспитание подразумевает жесткие границы, но внутри них – абсолютную свободу, что позволяет растущему мальчику тренировать собственное поведение в рамках свободы, быть целеустремленным и ответственным.
Говорят, что можно легко сделать ребенка несчастным, если мы будем всё время удовлетворять его потребности. Потребности его будут расти, и однажды наступит предел возможностей их удовлетворения.
Мальчик, не обученный справляться со своими желаниями, не сможет спокойно принять внезапно открывшийся неприятный факт.
Каждый раз ребенку нужно объяснять снова и снова, почему существуют те или иные правила, возникают разные ситуации, которые надо решать быстро и правильно.
Мальчик, конечно, сталкивается с ситуациями довольно разными, и родители должны учить его эти ситуации оценивать.
Часто даже самые любящие и заботливые родители сталкиваются с пессимизмом и недовольством мальчиков.
Ситуация. Митя (6 лет) начал рыдать от разочарования, получив в день рождения машинку, не такую, о которой мечтал. А Игорь (7 лет) не радуется успеху, хотя занял второе место в конкурсных выступлениях.
Почему это происходит?
Решение. Неоправданные ожидания вызвали у детей разочарование. Они столкнулись с непреодолимыми препятствиями на пути к цели. Одни дети в таких ситуациях могут держать себя в руках, а другие не хотят и не умеют. Душевное равновесие потеряно, порой надолго. Потребность не удовлетворена.
У него могут развиваться пессимизм, неверие в свои возможности. Таких барьеров взрослые могут не замечать или даже считать полезным для малыша – учиться преодолевать эти барьеры. Но, чтобы мальчик научился их преодолевать, родители сначала должны ему в этом помогать, учить его, иначе он может почувствовать себя бессильным и ненужным. Это может сказаться на формировании его характера.
Безусловно, огромное значение имеет, каким было детство ребенка, но еще важнее, что сохранила его память, когда он вырос. И здесь большую роль играет мнение родителей, их оценка происходящего. Например, если вы во всех окружающих видите только недостатки, то и ваши дети будут воспринимать людей так же. Важно помнить, что одно и то же событие можно оценивать по-разному: оптимистически и пессимистически.
Стадии в развитии мальчика
Лучший вариант развития мальчика в трех стадиях реализуется при участии в воспитании обоих родителей.
Оба родителя должны принимают активное участие в жизни сына с его раннего детства до совершеннолетия. Стадии отрочества лишь указывают на смещение акцентов: так, скажем, отец выходит на первый план, когда сыну от шести до 13 лет, а влияние наставников возрастает с 14 лет. Основными критериями при выборе наставника остаются безопасность и честность.
Зная об этих стадиях, можно четко определить для себя программу действий. Например, совершенно очевидно, что отцы мальчиков в возрасте от шести до 14 лет не должны быть трудоголиками, поскольку не могут устраняться от семьи ни морально, ни физически. Если это происходит, то исключительно во вред сыновьям. И все-таки современные отцы именно так и поступают, многие из нас могут это подтвердить из опыта своего детства.
Стадии развития мальчиков (табл. 7) подсказывают, что нам необходима дополнительная помощь со стороны общества, когда наши сыновья достигают подросткового возраста. Когда-то такую поддержку оказывали родственники (дяди и дедушки) или мастера-ремесленники, бравшие мальчиков в ученики и подмастерья. До недавнего времени большую роль играли профессионально-технические училища (ПТУ).
Таблица 7
Три универсальных стадии развития
Различие в развитии мальчиков и девочек заметно уже с годовалого возраста. Мальчикам больше, нежели девочкам, нужна помощь в освоении навыков общения, поэтому для речевого развития очень полезно, когда мама играет с сыном, рассказывает ему обо всём. Мальчики сложнее, чем девочки, вливаются в новый коллектив, а также сильнее переживают расставание с мамой. Если мальчик ощущает себя брошенным, у него повышается уровень агрессивности и беспокойства, но в целом разница между воспитанием мальчиков и девочек в этом возрасте небольшая – и тем и другим необходимы любовь и внимание для формирования чувства безопасности и базового доверия к миру.
С 6 лет мальчики стараются держаться ближе к мужчинам – папе, дедушке. У них учатся мужественности – стараются быть похожими, подражать. Если на этом этапе отец игнорирует сына, он проявляет агрессию, ворует и др., привлекая таким образом к себе внимание.
С 14 лет мальчики нуждаются в наставнике, который обучит их полезным навыкам и научит «быть мужчиной».
Надо воспитывать мальчика, чтобы он стал счастливым, открытым, творческим, уравновешенным.