Вседозволенность
На смену жесткой дисциплине и строгим правилам в отношении детей пришла теория «вседозволенности». Изменение коснулось преимущественно обращения с младенцами: кормление ребенка в соответствии с его внутренним графиком и соответственно предоставление ему возможности спать, если он не просыпается сам от голода и т. д. Как это часто бывает с новыми идеями, иногда ими слишком злоупотребляли: например, одни родители понимали вседозволенность почти буквально и считали, что ребенку можно позволить делать все, что ему захочется. Других это устраивало, так как они либо были не в состоянии, либо не хотели брать ответственность за воспитание малыша на себя. В результате дети стали командовать дома, что явно не принесло пользы ни им, ни родителям. Из-за таких перегибов были извращены полезные, здравые идеи, а сама теория доведена до абсурда.
Родители, которые неправильно истолковывали «вседозволенность», на первых порах как-то справлялись со своими детьми, но когда те взрослели, родители уже не выдерживали и начинали срываться на них, чем приводили детей в полнейшее замешательство.
Как ни парадоксально, дети реагируют на вседозволенность так же, как на слишком жесткую дисциплину, – с чувством вины. Ведь в результате вседозволенности ребенок мог совершить поступки, которые позже вызывали у него беспокойство или чувство стыда. Детям, конечно, требуется руководство и помощь в их развитии, и полную вседозволенность можно рассматривать как форму пренебрежения к детям и отсутствие ответственности со стороны родителей. Избалованные дети, не знающие разумных пределов, вырастут неприспособленными к жизни, в которой они столкнутся с серьезными проблемами, как и те дети, которых держали в ежовых рукавицах.
Дисциплина всегда влечет за собой конфликты. Ведь обычно она мешает ребенку осуществлять свои желания и требует от него, чтобы он делал то, что ему не хочется. Но именно разумная дисциплинированность готовит малыша к жизни вне дома, где надо будет считаться и с преподавателем, и с товарищами.
Дом – это то место, где мальчики и девочки впервые учатся обуздывать свои желания, соблюдать определенные правила и привыкать считаться с правами и потребностями других членов семьи. Обычно мать бывает рада, когда ребенок занимается рисованием, например. Но если она занята приготовлением обеда и не может позволить малышу расположиться за кухонным столом и у нее нет времени проследить за его деятельностью в другой комнате, она дружелюбно, но твердо заявляет ему, что рисование надо отложить. В результате ребенок достаточно рано в своей жизни сталкивается с тем, что взрослые не всегда делают то, что он хочет и когда он хочет.
Но при этом родители не должны быть диктаторами, а должны выступать в роли дружелюбно настроенных руководителей, требуя от детей выполнения лишь разумных правил и ограничений. Даже при старых, самых суровых системах воспитания разумные родители никогда точно не придерживались правил, а пользовались ими применительно к индивидуальности ребенка. Идеальная атмосфера для развития и воспитания малыша та, при которой он знает, что от него требуется, когда родители устанавливают определенные правила и требуют их соблюдения и где устанавливается гибкий, но эффективный контроль, который не вызывает чувства возмущения у детей, а, наоборот, порождает желание сотрудничать.