Воровство
Малыш еще не понимает, что брать чужое нехорошо, так как у него отсутствует понятие о собственности. Его учили, и он узнал из своего небольшого опыта, что нельзя трогать некоторые вещи, например горячую плиту или ножницы. Но он не понимает, почему ему разрешают рвать красивые цветы в поле, а точно такие же на клумбе в парке трогать нельзя.
Если строго сказать малышу, что нельзя брать то, что принадлежит другому, или наказать его, это только собьет его с толку и напугает. Он еще не имеет понятия о «принадлежности», «собственности», и не будет иметь до тех пор, пока у него не разовьется это чувство в отношении своих собственных вещей. Когда ребенок теряет игрушку и ощущает чувство потери, он начинает понимать значение понятия «мой». Он знает, что хочет вернуть принадлежащее ему.
Ребенок пяти-шести лет уже имеет представление о личной собственности и понимает, что не должен брать чужие вещи. Однако редкий малыш хоть раз не приносил домой цветной мелок из школы или игрушку соседского ребенка. Естественно, родители хотят это пресечь.
Опыт показывает, что строгое наказание не обязательно удерживает ребенка от мелкого воровства. В этом возрасте у него еще недостаточно развито представление о правильном и неправильном в общем виде. Самым сильным для малыша мотивом совершения правильного поступка является потребность в любви и одобрении родителей. Если ребенка называют вором и наказывают за совершенный проступок, он как бы становится на одну доску с теми, кого родители считают «плохими», без надежды исправиться в их глазах. Он должен знать, что поступил плохо. Но ему также необходима уверенность в том, что его родители знают: он научится поступать правильно. Конечно, ребенок должен немедленно вернуть украденное, и разумная мать идет вместе с ним в школу или к соседям. Ее готовность пойти с ребенком убеждает его, что он продолжает оставаться среди хороших и любимых и не обречен на то, чтобы быть вором.
Повторяющиеся случаи воровства в возрасте постарше объясняются другими причинами. Обычно ребенок сам не знает, для чего он берет чужие вещи. Иногда он крадет, так как нехватка денег не позволяет ему чувствовать себя «таким, как все». Давая ему больше карманных денег или помогая их заработать, можно исправить ситуацию. Но чаще ребенку нужны деньги, чтобы рисоваться перед друзьями и чувствовать себя значительным. В этом случае дополнительные деньги не решат проблему. Ребенку надо помочь преодолеть чувство неполноценности. Возможно, ворующий ребенок не может найти друзей среди одноклассников и старается «купить» их дружбу.
Причина того, что ребенок чувствует себя одиноким и несчастным, может таиться и в семье. Ему кажется, что родители отдают предпочтение его брату или сестре, а его больше не любят и не понимают. Если родители станут более открыто проявлять любовь, ласку и внимание к своему ребенку, больше совместно отдыхать и заниматься полезным и интересным делом, его потребность воровать исчезнет. Однако, если причины воровства лежат глубже, может потребоваться помощь детского психиатра.
Для некоторых детей воровство каких-то товаров в магазине – вызов окружающим. Многие ребята всегда ощущают потребность в приключениях, и в том, чтобы схватить что-нибудь с прилавка, они находят привлекательный элемент опасности и бунта против авторитетов. Часто не сам поступок, а именно обстоятельства, при которых он совершен, определяют отличие юношеского озорства от преступления, совершенного малолетним. Однако, каковы бы ни были причины, детям надо твердо сказать, что такие действия недопустимы.