«Молиться» – самая тяжелая часть
Эйприл Шмидт
Несколько лет назад мне посчастливилось встретить Элизабет на ее автограф-сессии в Нэшвилле. Я скромно подошла к своей любимой писательнице и попросила написать «не за что» в моей перечитанной множество раз потрепанной книге.
«Не за что?» – удивилась Лиз.
«Да. Спасибо за то, что сделали меня храброй и сильной».
Я всегда говорю людям: развод – это тяжело. Очень. Но самая сложная часть – годы перед разводом, когда вы злы друг на друга, не можете находиться рядом, при этом все еще привязаны к человеку и любите его, хотите остаться. А если у вас еще и общие дети, тогда процесс становится автоматически в десять раз труднее.
Книгу Гилберт мне посоветовала мама, наблюдая за моими вечными страданиями в браке. Я не послушала ее – я ведь дочь, мы все так делаем. А несколько месяцев спустя таки открыла для себя это произведение. Не стану скрывать, больше всего меня привлек глагол «есть»…
Я не жалела закладок. Обводила почти каждую строчку. Перечитывала главы снова и снова, какие-то фрагменты даже выучила назубок. Лиз не отпускала меня своим очаровательным стилем письма и честностью. Закончив чтение, я подошла к зеркалу, оглядела себя с ног до головы и закричала: «Да что с тобой не так, черт возьми?! Что ты творишь?»
Я должна хотеть остаться с ним! Я не хочу развода. Я хочу счастья и умиротворения.
Даже моя мама иногда спрашивала, почему я недовольна своим мужем, теперь и я не знала ответа на этот вопрос. Но должна же быть причина? Иначе почему в моей жизни нет места счастью?
Дойдя до части «Молиться», я решила, что с меня хватит. Нет, ну правда: медитации, йога – все это не для меня. Я абсолютно не религиозный человек и понять не могу, как можно свои обязанности перекладывать на нечто духовное. Спустя пару страниц я захлопнула книгу и убрала ее на самую высокую полку.
А тем временем мой развод все-таки случился. Счастливей он меня не сделал: депрессия начала перетекать в хроническое состояние, из которого, казалось, не вылезти. Моя мама, снова пристально наблюдавшая за моим настроением, сказала:
«Если тебе так не понравилась часть о религии, пропусти до конца, прочти про любовь. Тебе поможет, серьезно».
«Есть, молиться, любить» заставила меня снова верить. В любовь, людей, в будущее и, самое главное, в саму себя. Я точно знаю, что Элизабет Гилберт открывает перед вами двери, которые всегда были заперты и незаметны для глаза.
Я прочитала последнюю часть произведения Лиз и была в восторге. Каждая строчка отпечатывалась в душе, и казалось, что память об этой книге меня уже никогда не покинет. Воодушевленная, я решила снова попытать удачу и заставила себя вернуться на середину: «Молиться».
«Да что не так с этой чертовой книгой?» – воскликнула я, дочитывая.
Конечно, мне не понравилась «Молиться». Потому что осознание себя и религии – вот что по-настоящему сложно.
Я сложила чемодан. В него я тщательно упаковала свои ожидания, неудачи, взлеты и падения, свои ментальные проблемы, тревожность, злость, разбитое сердце, смех и слезы. С переполненным багажом я отправилась прямиком к психотерапевту. Выбора не было – либо я сейчас же смотрю в глаза всему, что делает мою жизнь такой ужасной, либо сдаюсь.
К счастью, психотерапевт оказалась замечательной. Без нее не было бы толчка, который выкинул меня в реальную жизнь из выкопанной мной ямы бессилия. Одним из советов, которые она мне дала, было прочтение «Есть, молиться, любить». В книге я нашла друга. Настоящего. Мы с Элизабет были не похожи, да и опыт наш слишком сильно различался: я была не в индийском храме, а в своей кровати в полной темноте и с запертой дверью. Но именно она показала мне истинное значение молитвы. Я начала молиться, очень много. И это помогло, потому что нет ничего эффективнее отчаянной веры!
«Есть, молиться, любить» заставила меня снова верить. В любовь, людей, в будущее и, самое главное, в саму себя. Я точно знаю, что Элизабет Гилберт открывает перед вами двери, которые всегда были заперты и незаметны для глаза. И когда они все предстанут перед вами нараспашку, счастье не заставит себя долго ждать.