Глава 5
Первый день в СССР
Комната Тишки была чистая и простая. На столе ровной стопкой лежали тетради, постель аккуратно застелена, нигде не было ни пылинки. Вместо привычного школьного рюкзака Гришка нашел лишь кожаный портфель, кинул туда пару учебников, переоделся в Тишкину запасную школьную форму и вышел из квартиры.
Все вокруг было очень знакомо. Он шел по привычной дороге, но здания, внешность прохожих, телефонные будки и автоматы с газировкой напоминали ему те самые старые советские фильмы, которые он смотрел под Новый Год.
Как только Гришка зашел в школу, его тут же обступили одноклассники.
– Тишка, ты согласен?
– Кроме тебя нам некого выбрать, соглашайся.
– Будешь старостой?
Гришка ответил сразу же:
– Уговорили!
Он узнал всех своих одноклассников – и Олю Цветкову и Вовку и всех остальных. Только теперь они были прилежными учениками-пионерами, вместо вечно недовольных и разбалованных детей.
Первым уроком была литература. Школьные кабинеты почти не отличались от тех, которые он привык видеть в двадцать первом веке: такие же старые зеленые доски, парты с наклоном. Только здесь никому не приходило в голову писать ручкой на парте и прилеплять жвачки на стулья. Повсюду царила чистота.
– Нитикин, а ты почему без очков? – спросила соседка по парте Оля.
– Прозрел, – резко ответил Гришка. Терпеть Олино ехидство он не собирался и в советской школе.
В класс вошла учительница.
– Кто дежурный?
Ребята молчали.
– Елена Сергеевна, Тихон Нитикин сегодня дежурный, – сказал Вовка.
Елена Сергеевна вопросительно посмотрела на Гришку сквозь очки.
– Ну, чего молчишь-то, Тихон? Кто отсутствует в классе?
Гришка осмотрел класс и выдал:
– Вроде все здесь.
– Это он своей новой должности дар речи потерял, – ухмыльнулся Вовка.
Урок начался с проверки домашнего задания.
– Кто хочет первым прочитать стихотворение наизусть? – спросила учительница.
Класс молчал.
– Может быть, Тихон?
К такому Гришка не был готов. Он встал из-за парты и опустил голову.
– Александр Сергеевич Пушкин… – подсказала учительница.
– Александр Сергеевич Пушкин, – быстро повторил Гришка.
– Мой дядя… – прошептала соседка Оля.
Совсем недавно Гришка учил это стихотворение и начал вспоминать его на ходу:
– Мой дядя не знал честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он дверь закрытую оставил,
И шкаф к двери он приволок.
Его пример – нам не наука.
К нам в дом ворвался он без стука,
Три дня, три ночи погостил
И словно в лету угодил.
Елена Сергеевна упала в обморок. Гришка и сам не заметил, как задумался и прочитал стих про своего дядю Абдула. Кто-то побежал за медсестрой, в классе поднялась шумиха.
– Ну, ты даешь, стихоплет! Человека до обморока довел, – возмутился Саша Квасов.
– Может, он не специально, – заступилась Оля, – Перенервничал.
– Не кидайтесь вы на Тишку! Задумался, вот и прочитал ерунду. Он, между прочим, теперь староста класса! – оправдывали Гришку одноклассники.
Ребята о чем-то спорили, а Гришка сидел молча. Ему не хотелось подводить Тишку своими плохими ответами на уроках. Вскоре Елена Сергеевна пришла в себя и, как ни в чем не бывало, продолжила урок.
Наконец, прозвенел долгожданный звонок. Гришка соскочил со стула и помчался в коридор. Единственный человек, с которым ему хотелось поговорить, был Вовка.
– Вовка, пошли сегодня после школы ко мне? Ты мне по физике поможешь, – радостно предложил Гришка, шагая по школьному коридору.
Но Вовка только укоризненно посмотрел на Гришку и грубо ответил:
– Странный ты человек, Тишка. Никогда со мной не общался, а теперь в гости зовешь. Да еще и с физикой помочь просишь, будто не знаешь, что я еле на тройки тяну.
Гришка остановился. Здесь, в другом времени, Вовка – не его друг. Это не тот Вовка-отличник, который готов помогать по любому предмету, который будет рассказывать про своих умных мышей, делиться жестяными банками. Здесь это был совершенно другой человек.
– Чего встал? – послышался сзади бодрый голос Оли. – Сейчас физкультура.
– Как же? – удивился Гришка. – А у меня формы нет.
– Ничего, – успокоила Оля. – У меня брат в десятом классе учится. Хочешь, попрошу у него?
Физкультуру Гришка любил больше всего, и, конечно же, согласился надеть чужую форму. Первый раз он поймал себя на мысли, что Оля не вызывает у него отвращения. Кажется, здесь она была не ехидной всезнайкой, а доброй и отзывчивой девочкой.
– Сегодня прыгаем через козла, – объявил учитель физкультуры.
– Ну что? Готов прыгать, ботаник? – глумился над Гришкой Саша Квасов.
– Да легко! – гордо ответил Гришка.
В большом спортзале ребята становились в колонну и ждали своей очереди для прыжка. Для Гришки это не составляло никакой сложности – раньше он ходил на секцию по каратэ, где с лёгкостью научился и прыгать через козла, и лазить по канату, и еще много чему.
За этот урок Гришка пять раз удачно перепрыгнул через козла, отжался двадцать раз и помог своей команде выиграть в пионербол.
– Да ты молодец! – крикнул Гришке учитель физкультуры. – Стоило только снять очки, как сразу же стал спортсменом! Пойдёшь ко мне в футбольную команду?
Гришка уже хотел согласиться, ведь он давно мечтал играть в футбольной команде, но в своей школе его не брали – боялись, что совсем на двойки скатится. Но быстро вспомнил, что здесь, среди этих одноклассников-пионеров проживет только один день.
– Не могу. Времени нет, – вздохнул Гришка с грустью.
После урока ребята отправились в столовую. Голодный Гришка рванул из раздевалки, не переодевшись – он никогда не переодевался после физкультуры в своей школе.
– Стоять! – остановил его молодая женщина в дверях столовой. – Показывай руки. Немытые. Почему не в форме? Пионеру не полагается!
Гришка не знал, что ответить и возвратился в раздевалку.
– Как Тишка лихо через козла прыгал, видал? – услышал Гришка разговор за дверью раздевалки и прислушался. – А стих забыл. Что-то здесь неладное, не похоже это на него совсем. Не может человек за один день так измениться.
– Это еще что! – послышался голос Вовки. – Он ко мне подбежал, просил помочь по физике, в гости звал.
– Во дает! – засмеялся собеседник. – Я в книжке одной читал, что один мальчик тоже раз – и изменился! А потом оказалось, что это вовсе и не он был.
– А кто же? – спросил Вовка.
– Шпион! – воскликнул одноклассник, и Гришка узнал голос Саши Квасова. – Того мальчишку похитили, а подсунули шпиона, чтобы все про страну нашу разузнать. Надо за ним проследить. Может, он после школы и не домой вовсе пойдет, а к своим, докладывать.
Услышав за дверью приближающиеся шаги, Гришка забежал в пустой спортивный зал, чтобы спрятаться. Слова Саши о шпионе ему были смешны, да и сам Саша здесь, в СССР, был полной противоположностью знакомого ему скромного и застенчивого мальчишки.
Прозвенел звонок. Следующим уроком была история. За учительским столом, спиной к доске сидела Марина Петровна.
– Нитикин, а где твои очки? – поинтересовалась она. – Ты хорошо видишь?
– Лучше некуда! – ответил Гришка.
– А Нитикин у нас теперь староста класса, – объявила Оля.
– Поздравляю, – снова обратилась учительница к Гришке. – Подойди ко мне после урока, я дам тебе план внеклассных заданий. Это тоже твоя обязанность, ты ведь понимаешь?
Гришка кивнул. За перемену он успел только накинуть пиджак на футболку, а галстук и брюки оставил в раздевалке.
Весь урок Марина Петровна рассказывала что-то про коммунизм и революцию. Гришка совсем не разбирался во всем этом, но ради интереса спросил:
– А как вы думаете, что будет с нашей страной через сорок лет?
– Советский Союз будет развиваться, наши соотечественники сделают мировые открытия в области науки. С такой страной мы достигнем невероятных технологических высот.
– Например, можно будет позвонить человеку в любую точку мира и тут же с ним поговорить и даже увидеть его? – полюбопытствовал Гришка.
– Ну, Тихон, это ты загнул! – посмеялся Вовка. – До такого прогресса нам еще жить и жить.
– А что будет, если Советский Союз развалится? – решился спросить Гришка.
– Никогда этого не случится, – спокойно ответила учительница. – Ведь это нерушимый Союз. И ради его сохранения ты, Тихон, носишь пионерский галстук, – Марина Петровна внимательно осмотрела Гришку. – Кстати, где он?
– Кажется, в раздевалке оставил, – растерянно ответил Гришка.
– Так иди и забери, – поручила учительница.
Но Гришка сидел на месте. Он представлял, какой позор ждет его, если сейчас встанет в пиджаке и спортивных штанах перед всем классом. Время шло, класс молчал, Марина Петровна ждала, когда Гришка выйдет.
– Кажется, что-то со спиной, – прохрипел Гриша, держась за поясницу.
– Ты что, поранился? – поинтересовалась учительница.
– Упал с козла на физкультуре, – неожиданно пояснила Оля.
– Тогда к врачу? – спросила Марина Петровна.
Гришка отрицательно покачал головой:
– Пройдет.
Учительница махнула рукой в Гришкину сторону и продолжила свой рассказ о нерушимом Советском Союзе. Слушая ее самозабвенные речи, Гришка уже и сам хотел жить в этой стране, где, по словам учительницы, нет бедных, безработных людей и почти нет преступности.
Урок закончился быстро. Ученики засобирались домой, а Гришка сидел до того момента, пока в классе не осталась только Марина Петровна.
– Что же ты не идешь, Тихон? Ах да! Я же обещала тебе план внеклассных занятий. Держи, – она протянула белый лист бумаги, на котором было что-то написано от руки. – На внеклассном мероприятии я должна вас сопровождать, но вчера заболела моя мама, мне придется сидеть с ней. Ты будешь за старшего.
– Можно было напечатать, – сам себе сказал Гришка.
– Ну, извини. Печатной машинки у меня нет.
Тут в голову Гришке пришла мысль приоткрыть тайну будущего.
– Знаете, все будет совсем не так, как вы говорите. Через сорок лет будет мобильные телефоны, благодаря которым можно будет позвонить в любую точку мира. Будут компьютеры и принтеры, на которых вы с легкостью сможете напечатать этот самый план внеклассных занятий. Еще будут плоские телевизоры, планшеты, гироскутеры, а самое главное – интернет, через который люди смогут узнать все, что захотят.
– Я рада, что у тебя так хорошо работает воображение, – строго ответила учительница. – Видишь, в какой сильной стране мы живем.
– Марина Петровна, – с опаской произнес Гришка. – Это все будет. Но Советский Союз развалится.
Учительница молча вышла из класса.
Зная, что сегодня – единственный день, когда он побудет в прошлом, Гришка решил не скупиться на правду. Он быстро добежал до раздевалки, переоделся в форму и вышел на крыльцо школы. Было тепло. Вокруг бегали счастливые школьники, кто-то собирал первые опавшие листья для гербария, кто-то играл в футбол на школьном стадионе. Все ребята были похожи друг на друга. Девочки – в вязаных шапках с помпонами или в беретах и в пальто, мальчики – в теплых свитерах.
– А форму? – послышался голос Оли сзади.
Гришка обернулся. Перед ним стояла его соседка по парте в красном берете и серо-зеленом пальто.
– А ты чего соврала про спину? – спросил Гришка, доставая из портфеля спортивную форму.
– Сообразила, что ты не успел переодеться, – ответила Оля.
Тут Гришка заметил, что Оле совершенно некуда положить форму.
– Эх, надо было пакет взять, – вздохнул он.
– Что ты! У нас их три штуки дома. Жалко лишний раз брать, – возмутилась Оля.
– Пакетов? – засмеялся Гришка. – Да у меня их дома сто штук.
Оля укоризненно посмотрела на Гришку, не торопясь спустилась с крыльца, затем обернулась и ответила:
– Знаешь, Тиша. Странный ты все-таки сегодня. Вон, к тебе ребята идут.
Через полминуты одноклассники столпились возле Гришки.
– Ну, что, Тишка? Что там, в списке внеклассных занятий? – спросил Вовка.
Суетно Гришка достал листок.
– Организовать поход в культурное учреждение всем классом, – прочитал староста.
– Интересно, и какое такое культурное учреждение мы посетим? – спросил Саша Квасов.
– А давайте пойдем ко мне домой. Там что-нибудь и придумаем, – предложил Гришка.
Ребята заликовали. Двенадцать пятиклассников отправились в гости к Гришке, все о чем-то болтали, смеялись, напевали странные песни, только Саша и Вовка шли позади всех и о чем-то шептались.
Пригласив одноклассников в квартиру, Гришка велел им располагаться и чувствовать себя как дома, пока он переоденется в своей комнате.
Он быстро надел свои привычные джинсы с толстовкой и зашел в гардеробную. Открыл тайную дверь и прислушался – нет ли кого-нибудь дома. Убедившись, что в его комнате никого нет, быстро проскочил в родную квартиру, отыскал несколько больших магазинных пакетов, взял из холодильника «Кока-Колу» и тарелку с бутербродами, захватил свой мобильный телефон и вернулся к гостям.
– Угощайтесь! – обратился Гришка к одноклассникам, поставив на стол двухлитровую бутылку «Колка-колы» и тарелку с бутербродами.
– Тишка, это что на тебе? – спросил Дима Синичкин, указывая на Гришкину толстовку с непонятной надписью. – Родители из-за границы привезли что ли?
– А это откуда? – поинтересовался Вовка, разглядывая бутылку черной газировки.
– Бутерброды с колбасой! – закричал кто-то из толпы.
Хватая бутерброды и запивая их неизвестной газировкой, ребята уже даже не желали слушать Гришкины ответы.
«Плохо вас здесь кормят, – подумал Гришка с жалостью, глядя на то, как жадно одноклассники поедают обычные для него бутерброды».
Наевшись, ребята уселись на пол в гостиной и принялись обсуждать план внеклассных занятий.
– Послезавтра нам надо сходить в культурное учреждение, – напомнил Гришка. – Какие у вас предложения?
– Я предлагаю пойти в краеведческий музей, – сказала Оля.
– Или в цирк, – предложил Саша.
– Это не культурное учреждение, – поправил Гришка, – а развлекательное.
– Ну и что? Не пойду я ни в какой музей.
– Я бы в кино сходил, – скромно произнес Вовка.
– На балет!
Каждый высказывал свое мнение, но никто не хотел уступать.
– Нет, так не пойдет! – воскликнула Оля. – Мы так никогда не договоримся.
– Тишка, а за билеты кто платит? – вдруг поинтересовался Дима.
Гришка достал листок с планом внеклассных занятий и прочитал:
– Поход в культурное учреждение осуществляется за счет средств школы.
– Школа платит! – расшифровал Петька Васильев.
– Подождите! А как же Марина Петровна? Ведь она должна идти с нами, – вспомнила Оля.
– У нее мама заболела, – ответил Гришка. – Она меня за старшего оставила.
– А давайте каждый пойдет туда, куда хочет, – предложил Гришка.
– Точно! И никто не узнает, – обрадовался Саша.
– Как же! После любого музея и балета нас просят сочинение написать, – сказал Дима.
– А мы все и напишем, что были в краеведческом музее. Видели скелет мамонта и других животных, – предложил Гришка.
Конец ознакомительного фрагмента.