Глава 3
Первая встреча
Дождь постучался в окно, разбудив пятиклассника. На улице было пасмурно, серое утро будто бы предвещало унылый день. Гришка долго валялся в постели, думал о том, что сегодня получит пару по истории за неподготовленное сообщение, думал о дяде Абдуле, о его рубашках, пахнущих старым мылом, фетровых костюмах и пустых коробках.
«Нет, ничего загадочного в этой тайной комнате нет, – думал Гришка. – Но почему же тогда старый шкаф был пододвинут прямо к двери, словно кто-то специально старался ее скрыть? И почему в гардеробной остались вещи дяди Абдула?»
Собрав со стола рассыпанные деньги, Гришка помчался в школу. Первым уроком была биология.
– Никитин! – строго кликнул учитель опоздавшего Гришку. – Опять опоздал. Где форма?
– В стирке, – соврал Гришка. Он никогда не надевал форму в школу. Широкие джинсы и безразмерная толстовка были его любимой школьной одеждой.
Через пару минут на парту Гришке прилетела записка. Он настороженно посмотрел по сторонам, и развернул листок.
«Истории сегодня не будет. Марина Петровна заболела. Повезло тебе».
Соседка по парте, отличница и староста класса Оля Цветкова быстро прошептала:
– Сегодня репетиция в актовом зале. Не забудь явиться.
– В честь чего это?
– На этой неделе День учителя. Будем ставить сценку о школьной жизни.
Хулигана Гришку не зря посадили с Олей. Так делали во всех школах и во все времена – подсаживали двоечников к отличникам, чтобы повысить успеваемость. Вот только на Гришку это производило обратный эффект: он терпеть не мог занудство Оли, ее томные вздохи при виде неправильно решеных примеров и насмешки по поводу глупых орфографических ошибок.
В класс вошел директор. Как и положено ученикам, ребята поднялись с мест.
– Ребята, с этого года в нашей школе появится новая традиция, – обратился директор к классу. – Теперь с неуспевающими учениками дополнительно будут заниматься старшеклассники. В вашем классе только один неуспевающий ученик. Где Гриша Никитин?
Гришка робко поднял руку.
– Значит, опять без формы, – заметил директор. – После урока к тебе подойдет Валера из десятого «Б». Он будет твоим… – директор замешкался, достал из кармана листок бумаги, – он будет твоим тьютором, – еле прочитал замысловатое слово директор.
– Кем-кем? – не постеснялся переспросить Гришка.
– Тьютором, – уже более уверенно произнес директор. – Это человек, который индивидуально занимается с учениками.
На самом деле Гришке было все равно – будет у него тьютор или той-терьер. Ни первого, ни второго он не хотел. Но деваться было некуда, и на перемене к нему подошел парень ростом с два метра и шириной со старый шкаф в зачарованной комнате.
– Приходи по средам после уроков в двести седьмой кабинет. Будем заниматься.
Парень был не многословен и собрался уходить, как вдруг Гришка решил спросить:
– Валера, а какая у тебя фамилия?
Лицо старшеклассника сразу же приобрело багряный цвет, а глаза заискрились яростью.
– Ты что, шутки со мной шутить вздумал?! – грозно спросил он, схватив Гришку за грудки.
Тут откуда-то появился Вовка и начал заступаться:
– Он не знал. Он не при чем!
Валера отпустил Гришку и сквозь зубы произнес:
– О. Моя фамилия – О.
Гришка уже начал бы заливаться от смеха, если бы Вовка не поволок его за собой с огромной скоростью. Все в школе знали Валеру и его фамилию, состоящую из одной буквы, однако шутить на эту тему, тем более при самом Валере было опасно.
Прошло еще три урока. Последним должна быть история, но, поверив Вовкиной записке о том, что учительница заболела, Гришка засобирался домой. Оставаться на репетицию, где одноклассники обсуждают и придумывают школьные номера, ему не хотелось.
В дверях школы он встретил Марину Петровну. Она была и учителем истории и классным руководителем пятого «А», в котором учился Гришка.
– Значит, с уроков сбегаем? – строго спросила Марина Петровна.
– Да я… – начал оправдываться Гришка, но учительница его перебила.
– И репетицию тоже пропускаем, – продолжила она.
Этот урок истории Гришка запомнил на всю жизнь. Наверное, его невероятное приключение и началось с этого урока.
Марина Петровна долго смотрела в журнал, думая, кого бы вызвать отвечать. Если бы ни Вовка, Гришка бы успел что-нибудь найти в интернете или в библиотеке, но времени на подготовку уже не было, и он бездумно глядел в учебник в надежде, что его не спросят.
Класс сидел в тишине, каждый читал про себя свой доклад, готовился к ответу. Только Гришка нервно чертил в тетради круги, делая вид, что занят чем-то важным.
– Марина Петровна, – вдруг заговорила Оля. – А в Вашем детстве были тьюторы?
Ребята отвлеклись от своих сообщений и в ожидании ответа посмотрели на учительницу.
Марина Петровна была не молода, но ей не требовалось читать слово «тьютор» по листочку. В то же время она со всей строгостью относилась к ответам учеников и была не против отвечать на их внеурочные вопросы. Учительница слегка поправила очки и ответила:
– Мое детство пришлось на конец семидесятых годов. Тогда, еще в Советском Союзе, не было такого слова. Каждый должен был помогать товарищу и в учебе и в труде.
– Бесплатно? – послышался голос с задних парт.
Учительница вздохнула.
– Бесплатно, – ответила она. – Поможешь ты – помогут тебе. Тогда не было привычки платить за все подряд. Кстати, кто сегодня должен рассказывать про СССР? Кажется, Гриша.
Гришка молчал, как партизан. Он не боялся двойки. Обиднее всего ему было осознавать, что получит ее не по своей вине, а по вине Вовки.
– Мне сказали, что истории не будет, – пробурчал он.
– Кто это сказал? – спокойно спросила учительница.
Молча он протянул учительнице записку, которую ему подкинули на уроке биологии.
– Сам написал? – усмехнулась Оля.
Мгновенно сложив учебники в портфель, Гришка помчался вон из класса, выбежал из школы и не останавливался до самого дома. Ему было ужасно обидно, за невыученный урок истории, за то, что теперь он вынужден заниматься со старшеклассником Валерой, за то, что ему никто не верит. Он действительно чувствовал себя отстающим, как сказал директор. И ни на что не годным.
Никогда он не видел уважение в глазах учителей или одноклассников. Ему хотелось быть особенным, человеком, которого приводят в пример, как Вовка или Оля. Но Гришка был другим – самовлюбленным хулиганом, который даже форму не может надеть в школу.
Прибежав домой, он скинул рюкзак, и заперся в комнате.
– Гриша, ты уже дома? – послышался мамин голос. – Как дела в школе?
Недолго думая, Гришка отодвинул шкаф и спрятался в тайной гардеробной. Здесь его точно никто не найдет. Шкаф хоть и был отодвинут, но чтобы разглядеть тайную дверь, надо было хорошо присмотреться.
Он сидел под рубашками дяди Абдула, обхватив голову руками. В кармане нащупал старые монеты, которые так и не показал на уроке истории и от злости швырнул их на пол.
– Ух ты! Деньги! – послышался тоненький голос. – Да тут целый рубль!
Гришка затих и прислушался.
– Кто здесь? – не слишком громко произнес он.
Но ответа не было, и Гришка решил, что незнакомец тоже испугался. Он посмотрел на пол: серебряные монетки, что были просыпаны, блестели на маленьком лучике света, который исходил из щели за стеной. Наверное, несколько монет укатилось в эту щель, там их и подобрал незнакомец.
– Не бойся, – спокойно произнес Гришка. – Просто у нас общая стена. Мы соседи.
В ответ он услышал неуверенный стук в ту самую стену, под которой виднелась щель.
– Я уже, и правда, испугался, – вздохнул незнакомец за стеной. Голос у него был похож на Гришкин. Должно быть, это тоже мальчик лет одиннадцати.
– А у тебя там что, тоже гардеробная? – Гришка заметно повеселел.
– Да, – коротко ответил незнакомец. – Тебя как зовут?
– Гришка, а тебя?
– Тишка, – быстро ответил мальчик. – То есть Тихон, – добавил он. – Тихон Нитикин.
– А я – Никитин, – удивился схожей фамилии соседа Гришка.
– Если твою фамилию прочитать наоборот, получится моя.
– Точно! Прячешься что ли, Тишка? – ехидно спросил Гришка, сидя спиной к соседской стене.
За стеной послышался вздох.
– Да тут такое дело… – начал сосед. – Сегодня меня выбрали старостой класса. А я ужасно боюсь.
– Это хорошо, – уныло ответил Гришка. – Вот меня старостой никогда не выберут. Все вокруг думают, что я ни на что не гожусь. Даже репетитора мне сегодня назначили, старшеклассника. А я, может, сам все сумею, все смогу. Вот только никто мне не верит. А ты в каком классе учишься?
– В пятом, – ответил Тишка. – Держи свои деньги, – он просунул под щель несколько монет.
– Забирай себе, если нужны, – с грустью в голосе ответил Гришка.
– Еще как нужны! – обрадовался Тишка. – Ты не грусти. Хочешь, я тебе помогу с домашним заданием? Что тебе задали?
– Рассказать про СССР, – недовольно ответил сосед.
– Это же так просто! – изумился Тишка. – Союз Советских Социалистических Республик – самое сильное государство, основателем которого является Владимир Ильич Ленин. Дата создания СССР – 30 декабря 1922 года. В СССР выходит пятнадцать республик…
– Подожди, – перебил Гришка. – Я запишу.
Он вышел из гардеробной, яркий солнечный свет заставил зажмуриться. Быстро отыскав ручку с листочком, Гришка вернулся к беседе с новым другом. В маленькой душной комнатке с костюмами дяди Абдула не было лампочки, поэтому пришлось светить на листок мобильным телефоном. Он записывал все, о чем рассказывал Тишка: про республики, про Победу в войне, про коммунизм, заводы, пионеров и про много всего остального.
– Много ты знаешь, – рассудил Гришка. – Спасибо, что помог.
– Всегда готов! – ответил Тишка. – Я товарища в беде не оставлю. Здорово все-таки, что мы с тобой подружились, хоть и через стенку.
Гришка отложил листок с ручкой в сторону. Ему уже не было грустно оттого, что в школе никто ему не верил, он уже забыл и про разбитое окно в кабинете директора, про тьютора Валеру О и даже про то, что в его комнате нет ни одной розетки.
Теперь стало ясно, откуда были слышны голоса – когда шкаф еще не был пододвинут к гардеробной, можно было легко услышать разговоры соседей.
– Может, все-таки возьмешь деньги? – смущенно спросил Тишка.
– Не нужны они мне. Никакой от них пользы.
Тишка ненадолго замолчал.
– У тебя наверняка богатые родители. А кем работают?
– Мама – врач. А папа – строитель. Ты приходи к нам в гости как-нибудь. Только у меня компьютера нет пока что. В моей комнате ремонт, а меня сюда заселили на время. Через пару недель будет.
– У тебя и компьютер есть? Наверное, родители с работы принесли? Да, интересно было бы посмотреть, как работает эта штука. Только в газетах о нем читал.
Гришка засмеялся.
– А у тебя нет что ли? А телефон хоть есть?
– Телефон есть. Записывай номер: 2-59-75.
– Да это же домашний, – удивился Гришка. – А ты мне свой дай, мобильный.
– У меня своего нет. Есть только общий, который в коридоре стоит. У вас еще и телефоны у каждого свои?
– А то! – снова усмехнулся Гришка.– У каждого свой. Ну, ничего. Я тебе свой старый отдам. Его только найти надо.
– Я бы рад взять. Только у меня в комнате и так места мало. Ставить его некуда.
– Да ты чего? Он же маленький. В карман положишь – и ходи с ним.
Тишка молчал, наверное, с минуту. Гришка уже начал думать, что сосед ушел или обиделся, или о чем-то задумался.
– Не знаю я таких телефонов, – в голосе Тишки слышалась обида. – Разыгрываешь ты меня.
Нащупав на полу в темноте мобильник, Гришка просунул его в щель.
– Посмотри. Разве не видел таких? – уже серьезно спросил он.
За стеной слышались звуки нажатия кнопок. Тишка молча рассматривал незнакомый предмет, затем вернул его Гришке.
– А ты случайно не шпион? – с опаской спросил он.
– Хорош шутить! – начал злиться Гришка. – Телефонов ты не видел, и компьютера у тебя нет. Болтовня пустая. Ты как будто сам живешь в Советском Союзе.
– А ты разве нет? – засмеялся Тишка.
– Я живу в двадцать первом веке! – крикнул в стену Гришка. – Ну-ка выходи из квартиры. Посмотрю на тебя, шутник!
Не дожидаясь ответа, Гришка выскочил на лестничную площадку и постучал в соседскую дверь. Но дверь никто не открывал. Сначала он ждал десять минут, потом полчаса, а через час неудачных попыток достучаться до соседей зашел обратно домой.
«Трусит, – думал Гришка. – Дверь открывать не хочет. Возможно, и правда, он не видел телефонов и компьютеров. Но жить в СССР этот Тихон никак не может».
Вернувшись в комнату, Гришка пододвинул шкаф к гардеробной, как было раньше. В квартире запахло чем-то жареным: мама уже готовила ужин. Гришка лег на не застеленный с утра диван и уставился в потолок. В комнату понемногу вливался сумрак, на улице вечерело, желто-красные листья кружили за окном, и было все так же пасмурно. Жестяная банка на столе так и напоминала о том, что сегодня обязательно должно произойти что-то хорошее. Но Гришка в это не верил.
После сегодняшних унижений в школе он не представлял, как будет учиться дальше, как будет смотреть в глаза Марине Петровне, объяснять ей причину своего побега с середины урока.
Мама позвала на ужин. От ее доброй улыбки Гришке становилось еще грустнее. Родители всегда прощали его, любили со всеми недостатками, а теперь им придется краснеть в кабинете директора не только за разбитое окно, а еще и за сорванный урок истории.
– А кто у нас живет в соседней квартире? – начал разговор за ужином Гришка.
Вопрос был неожиданным, и родители задумались.
– Вроде, бабушка слабослышащая, – предположила мама. – А что случилось?
Но Гришка молчал. Рассказывать про нового друга он не спешил, иначе родители тут же узнают о тайной гардеробной, в которой он мог хоть изредка прятаться.
Через минуту зазвонил мамин телефон. Это была Марина Петровна. Она рассказала все до малейших подробностей: и как Гришка сбежал с урока, пришел без формы, и как хотел обмануть учителя, показывая собственноручно написанную записку. Не забыла она упомянуть и о легендарном Валере О, который теперь является тьютором Гришки.
В этот раз терпение родителей лопнуло. Они что-то кричали про ответственность, про будущее Гришки, но он, посрамленный в который раз за сегодняшний день пятиклассник, не проронил ни слова, а, опустив голову, направился в свою комнату.
Мокрая подушка с каждой секундой становилась все мягче, Гришка заснул. Где-то в темноте стоял он – осмеянный и обруганный, среди толпы учителей, одноклассников, друзей. Сны менялись, как калейдоскоп, заставляя его снова и снова переживать события прошедшего дня.