Вы здесь

Каков Отец, таков и сын. Откройте значение вашей жизни. Глава 4. Идентичность (Антон ван дер Лаак, 2011)

Глава 4

Идентичность




Вопрос, который движет всеми нами: «Кто я?» Иисус однажды спросил Своих учеников: «За кого люди почитают Меня?» Спросил не потому, что не знал, кто Он, но хотел узнать, что люди думают о Нем. Не потому, что Он намеревался подстроиться под то, что люди думали о Нем. Ему это совсем не было нужно, если и существовал когда-нибудь кто-то, кого устраивало то, кем он был, – это был Иисус. Он знал, кем Он был, кем был Его Отец, Он знал, какой была Его идентичность: Он был Сыном Божьим.

Генри Ноувен говорит: «Если ваша жизнь определяется словами: „Я то, что я делаю“, „Я тот, кем люди называют меня“, „Я то, что у меня есть“, тогда ваша жизнь – эмоциональная игрушка йо-йо». Иисус знал, кем Он был, потому что услышал, как Его Отец говорит: «Это Мой возлюбленный Сын», как раз перед тем, как Он пошел в пустыню.

Как сильно это не похоже на многих из нас, людей. Мы склонны размышлять и переживать о том, что люди говорят и думают о нас. Это происходит из-за недостатка здравой идентичности. Исследования, проведенные в конце 90-х годов в университете Гренинген, в Голландии, показали, что почти 78 процентов всех заболеваний, которые лечат в Голландии, имели начало в «психе» (греч. – душа). Мы называем их психосоматическими. «Психе», душа, делает «сома» (греч. – плоть), тело, больным. Рискну заявить, что около 75 процентов всех проблем в пасторском консультировании и психологических проблем происходят от негативного представления о себе, из недостатка в самооценке и идентичности. Если вы не знаете, кто вы, тогда вы несчастная личность.

Ваше счастье в таком случае будет определяться любовью, которую другие испытывают к вам, и той степенью, в которой они принимают вас. Всем нам приходится иметь дело с несовершенной любовью наших родителей, друзей и членов нашей церкви. Мы все в какой-то момент терпели поражение. Как бы сильно мы ни старались, этого никогда не бывает достаточно. Если вы не можете принять сами себя или не можете любить себя, тогда у вас будет нужда в том, чтобы другие принимали вас, и вы будете искать это принятие. Люди, которые были отвергнуты или чувствуют себя неуверенно, будут придерживаться определенного поведения для того, чтобы быть принятыми и любимыми.

Ваша идентичность приходит не от того, что вы делаете, но от того, кем вы являетесь. Если вы не понимаете этого, тогда у вас нет другой альтернативы, кроме как пытаться быть кем-то, так, как это диктует окружающий вас мир. В мире идентичность приходит от статуса, положения, денег, образования и красивой внешности. Вы являетесь кем-то благодаря тому, что у вас есть, что вы делаете, или что другие говорят о вас. Если вы богаты, тогда вы – кто-то. Если вы занимаете высокое положение, тогда вы действительно важны. Если у вас есть титул, вы известны и красивы, тогда вы будете приняты. Большая проблема с ценностями этого мира в том, что всегда есть страх проиграть. Если важно быть красивым, то всегда будет присутствовать страх, что настанет день, когда вы уже не будете красивы. Самый большой страх, с которым люди имеют дело, – страх отвержения и потери. Потери здоровья, денег или друзей.

Вы, возможно, подумаете, что христианам не приходится бороться с проблемами идентичности, так как они знают, кто они во Христе, являясь сыновьями и дочерьми Живого Бога! Но многие христиане уже страдают от этого вируса, и даже духовные лидеры определяют себя тем, что они делают. Если кто-то спрашивает меня, кто я, я говорю: «Я Антон ван дер Лаак». Следующий вопрос, который мне задают: «Чем ты занимаешься?» Когда я отвечаю: «Я пастор», тогда слышу вопрос: «Насколько велика твоя церковь?» Это определяет то, насколько вы важны. Как это звучит, когда вы говорите: «Я бывший пастор»? Это звучит плохо, так что вы заботитесь о том, чтобы такое никогда не произошло, чтобы вам никогда не приходилось говорить такое. Вы заботитесь о том, чтобы оставаться пастором, чтобы сохранить свою идентичность. Если вам нужно иметь положение, тогда вы сделаете все, чтобы сохранить это положение, и вы будете бороться за него. Почему в голландских церквях так много проблем? Потому что люди считают, что они являются кем-то благодаря тому, что они делают.

«Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете» (Иак. 4:1, 2).

Золотое правило: никогда не путайте то, что вы делаете, с тем, кем вы являетесь. Библия говорит, что наша борьба происходит из-за желаний наших сердец. Весь мир делает это постоянно: мир людей, нацеленных на достижения, – печальная группа людей с гипертрофированным «я», которые сверхчувствительны к тому, что другие думают о них. Вот почему они всегда хотят отреагировать, когда сказано что-то негативное, – потому что они хотят исправить это. Если вы хорошо сами себя воспринимаете, тогда вам не важно, что люди думают или говорят о вас.

Христиане иногда говорят: «Я грешник!» Это может звучать очень набожно и религиозно, но это не соответствует Библии. Грешник – это не то, кем вы являетесь, грех – это то, что вы делаете. В Новом Завете в Послании к Римлянам мы читаем: «Но Бог показал нам, насколько сильно Он любит нас, – это было, пока мы еще были грешниками, Христос умер за нас!» (Рим. 5:8).

Благодаря Иисусу мы были пересажены в Царство Божье. Мы были усыновлены Отцом. Мы очищены и освящены. Отделены Богом. Мы не грешники. Не путайте то, что вы делаете, с тем, кем вы являетесь.

Иногда я слышу, как христиане говорят: «Я разведенный человек». Нет, это не то, кем вы являетесь. Бог определяет то, кем вы являетесь, и Он говорит: «Вы сын Божий». Вы прошли через развод. Я слышу, как люди говорят: «Я сирота, я отвергнутый, я жертва насилия». Это не верно. Это не то, кем вы являетесь, это то, что произошло с вами. Бог говорит: «Я усыновил вас». Не путайте те вещи, которые произошли с вами, с тем, кем вы являетесь. В результате вы будете чувствовать себя намного лучше.

Вы не можете получить свою идентичность из того, что у вас есть, из того, что вы делаете, или из того, что другие говорят о вас. Ваша идентичность не определяется тем, что произошло с вами, или тем, что с вами сделали. Ваша идентичность – это то, кто вы есть, и это определяется вашим Отцом. Если рождается ребенок, и отец не признаёт его своим ребенком, тогда мы говорим, что этот ребенок урод, безотцовщина. Мне не нужно объяснять вам, что это оказывает негативное влияние на самооценку и идентичность ребенка. Часто люди, окружающие этого ребенка, по-прежнему говорят о нем таким образом. Усыновленный ребенок рано или поздно начнет задавать вопросы о том, кем были его биологические родители и почему его отдали на усыновление. Но бастарды и усыновленные дети не единственные, кто ищет свою идентичность. Я имею в виду, что все мы испытывали недостаток одобрения в какой-то степени, особенно со стороны наших отцов. Это не обвинение в их адрес, потому что они могут сказать то же самое. Мы живем в сломанном мире. Мы были воспитаны в сломанном мире, и это оказало влияние на ценности и стандарты. Сирота может быть определен несколькими характеристиками: он всегда чувствует себя обделенным, ему приходится больше работать, чтобы быть частью группы, он завистлив, ревнив, напорист. Во время одной из моих поездок в Россию я говорил об этих чертах. После проведенного урока четыре матери подошли ко мне и со слезами сказали, что я только что описал их детей. Каждая из них усыновила по ребенку в дополнение к своим родным детям. Эти дети не знали, что они были усыновлены, они были воспитаны точно так же, как остальные дети в доме, однако они разрушали семью.

Вот почему мы говорим о сиротском духе. Что-то наваливается на вас в духовном мире и заставляет подсознательно чувствовать себя отличающимся от других. Это также заставляет вас смотреть на себя иначе. Вот почему так прекрасно, что мы можем вернуться домой к нашему Небесному Отцу благодаря Иисусу.

Человеку необходимы три вещи, чтобы жить здоровой жизнью: чтобы к нему относились с любовью, чтобы у него были здравые достижения (чтобы он знал, на что он способен) и чтобы он имел влияние (значение) в обществе. Если одной из этих вещей не хватает в жизни человека, тогда он будет несчастлив и постарается найти свою ценность в других вещах.

Ребенок не имеет природной способности любить. Он должен принять любовь прежде, чем он сможет ее отдать. Принятие любви происходит на различных стадиях.

Любовь эрос

Первая любовь, которую развивает ребенок, – любовь эрос. Фрейд также назвал любовь эрос жаждой жизни, сосредоточенной на самосохранении. Так что хотя любовь эрос имеет некоторое отношение к нашей сексуальности, она является своего рода самосохранением или любовью к самому себе. Я должен получить, я должен иметь, я должен быть удовлетворен, я, я, я…

Иногда развитие личности «застревает» на этой стадии. Люди, состоящие в браке с партнером, который знает лишь любовь эрос, находят свой брак удушающим. Все вертится вокруг «я». Нет баланса между отдачей и принятием. Это может быть очень изнурительно для другого человека.

Возрастной психолог изучает изменения, через которые ребенок проходит от своего рождения до состояния зрелости. Ребенку необходимо открывать то, что предметы и явления существуют отдельно от него как личности и что все, что он видит и слышит, необязательно принадлежит ему. Это может быть довольно сложно. Голос его матери, который он слышал постоянно в течение месяцев, внезапно исчезает. Даже когда его мать спала, присутствовал знакомый звук ее сердцебиения, а теперь внезапно она выходит из комнаты. Это может напугать ребенка, и он начнет плакать, так как не способен сделать ничего другого. Голос возвращается, и ребенок думает: «Ага, когда я плачу, голос возвращается». Если вы, как родители, не понимаете, что происходит, тогда эта любовь эрос ребенка может стать настолько сильной, что она разрушит вашу жизнь. Ребенок плачет весь день, не потому, что голоден, но потому, что еще не научился понимать, что этот знакомый голос вернется. Ребенок еще не узнал, что его нужды могут быть восполнены позже. Все вращается вокруг меня, прямо сейчас! Поэтому ребенок очень эгоистичен и эгоцентричен. Он не может отдавать любовь. Его «батареи» должны быть «заряжены» прежде, чем он сможет отдавать любовь. Вот почему вы видите, что детям нужно учиться делиться, ждать, позволять другим быть первыми. Некоторые люди в какой-то степени застревают на этом этапе.

Любовь сторге

Что нужно ребенку, чтобы развиваться здоровым? Здоровое развитие происходит благодаря любви. Ребенок может научиться любить себя, если он любим. Вот почему ребенку необходимо одобрение, и ему необходимо слышать: я люблю тебя. В Австрии однажды провели исследование среди двух групп детей в родильном отделении. В одной палате находились дети, которые должны были позднее попасть в приемные семьи. В другой палате были дети со своими мамами. Нежеланных детей не доставали из кроваток, когда их нужно было покормить или нужно было сменить подгузник. С ними не разговаривали и к ним прикасались минимально. Те, кто ухаживал за ними, даже не смотрели на них, когда их кормили или меняли подгузник. Других детей, которые были со своими матерями в другой палате, брали из кроваток и обнимали. С ними разговаривали, когда им меняли подгузники. Эти дети выросли и развились, став здравыми личностями. Эмоциональное и физическое развитие другой группы детей замедлилось, а некоторые даже погибли. Это подтвердило то, что ребенку нужно не только молоко, но он должен быть вскармливаем с любовью, чтобы развиться здоровым. Греческое слово «сторге» означает естественную любовь, которую мать испытывает к своему ребенку. Когда ребенок находится в объятиях матери, тогда он смотрит под определенным углом, чтобы увидеть свою мать. Когда ребенок поднимает свой взгляд, мать смотрит на него и изливает всю свою любовь на этого ребенка. Таким образом, ребенок впитывает любовь вместе с молоком. «Сторге» буквально означает: быть наполненным любовью. Когда я услышал это объяснение, я понял, почему Бог создал груди на передней части женского тела.

Мужчины также могут кормить детей из бутылочки. Если вы знаете, насколько важно для здоровья вашего ребенка вливать в него этот эмоциональный продукт, вы так просто не совершите ту ошибку, которую я совершал как отец: кормил ребенка из бутылочки, глядя при этом на экран компьютера. Вот почему так прекрасно место в Послании к Римлянам: «А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5). Когда вы понимаете, как работает возрастная психология, тогда этот стих из Библии оживает и приобретает совершенно новое значение. Ребенок должен узнать: «они любят меня потому, что они любят меня». Любовь сторге – это любовь, которая излилась в наши души.

Если девочка в детстве не получила достаточно любви, она всегда будет задаваться вопросом, почему люди любят ее. Я встречаю много женщин на женских конференциях, которые говорят мне: «Я не понимаю, почему Бог любит меня». Я отвечаю: «Вам не нужно понимать это. Просто постарайтесь наслаждаться этим. Бог любит нас – точка. Это не подлежит обсуждению». Некоторые люди не могут принять этот факт. Когда они слышат, что Бог любит их, их переворачивает внутри. У них так много боли от отверженности, через которую они прошли, что они не могут вынести любовь. Так много фальшивых слов о любви говорили их родители и люди вокруг них, что им по-прежнему необходимо узнать, что такое настоящая безусловная любовь. Вот зачем пришел Иисус – открыть нам любовь Бога Отца.

До тех пор, пока она как ребенок, человек, не ощутит любовь, она не сможет любить сама себя. Когда Иисус говорит, что первая великая заповедь – возлюбить Бога, а вторая – возлюбить ближнего как самого себя, Он на самом деле говорит: это хорошо – любить себя, принимать себя необходимо. Если вы не любите себя, вам сложно любить тех, кто окружает вас. И вы можете видеть, как это происходит в повседневной жизни.

Людям необходимо, чтобы в них нуждались. Иначе они чувствуют себя используемыми. Они определяют свою ценность по своей помощи другим. Это звучит очень разумно и здраво. Но если люди не принимают себя здравым образом или не могут любить себя, тогда эта нужда «быть необходимым» может стать нездоровой и даже манипулятивной. Если люди ощущают себя полезными благодаря служению, тогда им нужно постоянно продолжать этим заниматься, потому что иначе они будут чувствовать себя бесполезными. Так что если у меня что-то хорошо получается – например, пасторская забота, – тогда я нужен людям. Я люблю это, потому что это то, что мне нужно. Но помогаю ли я другим таким образом? Нет, потому что мне нужно позаботиться о том, чтобы другой человек всегда нуждался во мне. Мои действия не направлены на то, чтобы другой человек функционировал здраво, независимо. Таким образом люди удерживаются в младенчестве, оставаясь зависимыми от того, кто о них заботится. Иногда вы видите, как такое происходит с людьми на лидерских позициях в церквях или компаниях. Учитель может быть склонен отвечать на все вопросы прежде, чем это сделает студент. Пастырь может быть склонен продолжать рассматривать всех своих овец как нуждающихся. Я знаком с этим, так как у меня тоже была такая тенденция, и поэтому я способен распознавать это в других.

От филео к агапе

Много раз я встречал людей, которые покинули свои церкви из-за того, что переехали в другой город и затем совершили шокирующее открытие: мы думали, что у нас были глубокие, значимые дружеские взаимоотношения, но теперь мы обнаружили, что это не так. Продолжительные дружеские взаимоотношения, на которые, как мы думали, мы могли положиться, оказались бессмысленными.

Это не были настоящие дружеские отношения, это были отношения филео. Филео означает любовь равного. Мы любили друг друга потому, что ходили в одну и ту же церковь. Мы помогали друг другу, потому что были преданы друг другу в церкви. Филео – это форма условной любви. Мы друзья, потому что у нас есть одинаковые интересы. Филателисты (коллекционеры марок) испытывают филео друг к другу, потому что они собирают марки. Почти всякая любовь между людьми начинается с филео: я люблю тебя потому, что… К сожалению, это обычно продолжается лишь «до тех пор, пока…» Если вы спросите мужчину: «Почему ты ее любишь?», вы можете получить ответ: «Потому что она такая милая». Но, конечно же, каждый семейный человек знает, что иногда супруг или супруга совсем не милые. Что вы думаете, когда слышите: «Я не могу жить без тебя!» Такое может сказать молодой человек. Это может звучать романтично, но на самом деле это очень эгоцентрично. То, что многие люди на самом деле имеют в виду: «Без тебя моя жизнь не имеет смысла. Ты нужен мне, чтобы жить».

Принятие людей до тех пор, пока выполняются определенные условия, – это то, с чем никто не может жить очень долго. Чтобы развиваться здоровым образом, ребенку нужно знать, что он любим безусловно. Ему необходимо знать: «Мама и папа, и люди вокруг меня любят меня несмотря ни на что!» И это именно то, что Бог Отец говорит всем людям: «Я люблю вас потому, что Я люблю вас! Что бы вы ни сделали сейчас или в будущем».

Эти четыре формы любви показывают естественный процесс развития в жизни человека. Ребенок знает лишь любовь эрос. Затем ребенок принимает и понимает любовь, и становится способен отдавать любовь. С этого момента и далее он должен продвигаться вперед от любви филео к принятию, пониманию и отдаче любви агапе. Любовь агапе – это безусловная любовь, которой Бог возлюбил нас. Это любовь, которая не основана на том, что вы делаете, но на том, кем вы являетесь. Бог уже возлюбил каждую личность, друга или врага, прежде чем мы обратились к Нему.

Прочитайте следующие стихи вместе со мной об искуплении Петра. Обратите внимание на греческие слова, обозначающие любовь в оригинальном тексте.

Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли (Агапао) ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю (Филео) Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь (Агапао) ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю (Филео) Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь (Филео) ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь (Филео) ли ты Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю (Филео) Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих (Ин. 21:15–17).

Иисус прощает Петра и восстанавливает его не потому, что Петр являлся таким великим последователем Иисуса и делал все правильно, но потому, что Иисус знает его сердце и его сожаление, и глубину верной любви – филео, которую он испытывает и продолжает выражать по отношению к Иисусу. Иисус отвечает на любовь филео Петра Своей любовью агапе. И в реальности Он говорит следующее: «Не имеет значения, что ты предал Меня, что ты оставил Меня. Я по-прежнему люблю тебя, потому что ты замечательная личность с таким большим потенциалом!» Вот почему Иисус дает ему новую работу – работу заботиться, которую Он доверяет ему! Агапе – это не просто чувство любви, но это также и выбор – желать того, что является самым лучшим для другого человека.

Конец ознакомительного фрагмента.