Глава 1
Предназначены быть сыновьями
Каждый человек хотя бы однажды в своей жизни спрашивает себя:
«Кто я?»
«Откуда я?»
«Куда я направляюсь?»
«В чем смысл моей жизни?»
Веками люди размышляли об этих жизненных вопросах, но даже философы не были способны дать удовлетворительный ответ. Этот ответ может прийти только из Слова Божьего. До тех пор, пока вы не поймете, зачем Бог создал людей, вам не станет ясно, кто мы и в чем значение нашей жизни. Если вы не знаете этого, вы столкнетесь со многими проблемами не только в духовной жизни, но во всем своем личностном развитии, в восприятии своего образа и в своей самооценке. Я думаю, что более половины психологических и физических проблем вытекает из недостаточной самооценки. Без здравого образа и принятия самого себя, мы будем стараться искать всевозможные пути, чтобы найти или приобрести свою ценность.
Апостол Павел показывает потрясающее понимание причины и цели нашего существования. В Послании к Ефесянам он пишет: «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей…» (Еф. 1:4, 5). Возможно, вы скажете: «О, я уже слышал так много об этих стихах в Библии и много проповедей на эту тему!» Но позвольте мне спросить вас – понимаете ли вы то, что читаете? Это был тот же самый вопрос, который Филипп задал эфиопскому евнуху.
Здесь Павел говорит нам о том, что было у Бога на уме еще прежде, чем все сформировалось. Он смотрел на нас как на святых и непорочных людей и хотел иметь с нами взаимоотношения Отца с сыновьями. Если Бог говорит, что Он хотел сотворить нас по Своему образу и подобию, тогда это должно было быть свято и непорочно, потому что таков Он. Его характер чист и непорочен.
Размышляя над словом «избранный», мы сталкиваемся с теологическим вопросом, в отношении которого многие теологи уже выразили свои мнения. Кальвинистская версия была похожа (если перефразировать это понятными словами) на детскую считалочку, по окончании которой вы либо оказывались избранным, либо нет. Теперь, когда я лучше узнал сердце Отца, я знаю, что «избранный» не имеет никакого отношения к случайному выбору. Учение об «избранности» или «неизбранности» – это учение, которое возникает из-за неправильного понимания того, Кем является Бог Отец и зачем Он сотворил нас.
В некоторых переводах используется слово «предопределенный». Это означает, что Бог задумал принять нас как Своих сыновей. Усыновить нас, чтобы мы были избранными не в одном лишь спасении, но во всем предопределении. Бог всегда желал принять всех людей как Своих сыновей. Когда Павел говорит: «прежде создания мира», он указывает на то, что человечество было не концом Божьего творения, но источником. Так что дело не в том, что на шестой день Бог подумал: «Что бы Нам еще сотворить в дополнение ко всем остальным прекрасным творениям? Мы сотворили такое разнообразие: деревья, рыбы, птицы, – что Нам придумать сейчас?» Нет, на шестой день Бог с восхищением сказал: «Давайте сейчас сделаем то, что Мы планировали. Давайте сотворим человека по Нашему образу и подобию». Когда Он сказал это, возник следующий вопрос: «Где будет человек жить?» Вот для чего Бог создал землю – место для жизни человечества. Все творение было сотворено с одной целью в разуме Отца: чтобы создать нас с вами по Его образу, как Его сыновей и дочерей. Богу по-прежнему чрезвычайно нравится все, что Он сотворил, но в Его глазах все это было ради людей. Еще прежде, чем Бог сотворил что-то, у Него уже была цель сотворить человека по Своему образу и подобию. Бог избрал человека из всего творения, чтобы он был подобен Ему: свят и непорочен. Когда Бог говорит: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:16, лев. 11:44), Он не требует от нас каких-то дел, скорее Он напоминает нам, по Чьему образу и подобию мы были сотворены. Святость и непорочность не имеет ничего общего с внешним видом. Нет, речь идет о внутреннем человеке, нашем характере, о том, кто мы есть. Далее в книге мы вернемся к этому.
Но это еще не все… Бог не только решил, на Кого мы будем похожи, созданные по Его образу, но также какие взаимоотношения будут у нас с Ним. Павел описывает эти взаимоотношения в Послании к Ефесянам (1:5), где говорит о том, что Бог уже решил, что через Иисуса Христа Он сделает нас Своими детьми, в этом была Его цель, и Ему она нравилась. Эта цель никак не связана с учением о предопределении. «Усыновить нас себе через Иисуса Христа» не полностью выражает то, что подразумевается в этой фразе. Греческое слово «хвиотесиа» означает усыновление. Бог Отец решил, что мы должны быть усыновлены как Его сыновья и дочери. «Через Иисуса Христа» означает, что приход и смерть Иисуса Христа на землю были необходимы, чтобы вернуть нас к изначальному предназначению, которое у Бога было для нас. Ваше предназначение не в том, чтобы быть известным проповедником, лидером поклонения, евангелистом или еще кем-то в этом роде. Ваше предназначение просто и ясно – быть сыном или дочерью Бога. Ни больше, ни меньше.
Только благодаря приходу Иисуса человек может войти в свое предназначение. На иврите слово «спасение» означает путь назад в то место, где Бог видел, что оно хорошо. Где это было? Конечно, в Эдемском саду. В спасении нуждалось очень многое. Наши взаимоотношения внутри браков и семей и вне их, наша сексуальность, самооценка, восприятие самих себя, наше лидерство, а также положение мужчины и женщины. В Послании к Титу (2:14) сказано, что Иисус Христос отдал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония. Все, что было загрязнено и искажено грехом, нуждалось в спасении. Это значит, что нам нужен другой образ мышления. Это новое мышление должно быть основано на Слове Божьем. Интересно, люди истолковывают Слово Божье на основании своего школьного и церковного прошлого, на основании своего социального и культурного происхождения. Именно поэтому мы не можем понять своим умом, когда ошибаемся в выборе отправной точки и приходим в чужое место. Нам надо позволить себе быть водимыми Святым Духом.
Дело не в том, чтобы быть мужчиной или женщиной во Христе
Некоторые верующие неверно понимают роль женщин в Царстве Божьем. И несмотря на то, что наверняка некоторые люди со мной не согласятся, я все равно хочу кое-что сказать по этому поводу. Одни из самых сильных тем Павла, которые он подчеркивает снова и снова, – свобода во Христе и равенство между мужчинами и женщинами. В Послании к Римлянам он говорит: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8:14). Павел не считает нужным добавлять «и дочери Божьи». Женщины также могут быть «сынами Божьими». В Послании к Галатам Павел говорит: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26, выделено автором). Павел обращается здесь к мужчинам и к женщинам. Когда я говорю женщинам, что они тоже сыны Божьи, они иногда возмущаются: «Нет, я дочь Божья». Я реагирую на это так: «Если я могу быть невестой Христа, тогда вы можете быть сыном Божьим, не так ли?» Это не имеет никакого отношения к тому, мужчина вы или женщина. Павел, например, в Послании к Галатам (3:28) желает подчеркнуть, что речь идет о наследстве. В его посланиях речь идет о близости Жениха и Невесты, Христа и Его Церкви. Эта Церковь состоит из верующих мужчин и женщин (верующие женщины часто составляют большинство в наших церквях). Мы видим из истории Церкви, что у Бога нет проблем с тем, чтобы благословлять женщин и позволять им быть благословением в служении. У Бога нет проблем с женщинами, у большинства женщин нет проблем с женщинами. Обычно проблемы с женщинами в служении есть именно у мужчин!
Феминистический мир отверг Библию как сексистскую книгу, так как некоторые стихи говорят только о мужчинах. Почему Павел говорит в Послании к Римлянам: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8:14)? Причину мы узнаем из стиха 17 той же главы. Фактически Павел говорит нечто революционное. В те дни женщины не получали наследство. Если женщина была замужем за богатым мужчиной, и этот мужчина умирал, вы бы решили, что вдова оставалась хорошо обеспеченной. Ничего подобного! Она получала определенное содержание, но не имела части в наследстве. Наследство целиком переходило к мужчинам из семьи ее мужа. И вот приходит Павел с Евангелием и говорит: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:26–29). Павел имеет в виду, что женщины участвуют в наследстве точно так же, как мужчины. Они получают то же самое. Сердце Божье открыто и к мужчинам, и к женщинам.
Мы видим Божье сердце в отношении наследства для женщин в 27-й главе книги Числа. Там мы видим, что дочери Салпаада – Махла, Ноа, Хогла, Милка и Фирца – пришли к Моисею просить о наследстве в присутствии всего собрания, так, чтобы имя их отца не исчезло из племени. Моисей был достаточно мудр, чтобы принести этот вопрос к Богу. И Бог согласился с дочерьми Салпаада: «Правду говорят дочери Салпаадовы; дай им наследственный удел среди братьев отца их и передай им удел отца их» (стих 7). В начале книги Бытие Бог сотворил мужчину и женщину. Бог увидел, что это было хорошо. Разделение между Богом и человеком было результатом грехопадения. Но грехопадение также привело к разделению между мужчиной и женщиной.
Мои родители участвовали в церковном движении, которое называлось «Vergadering der Gelovigen» («Братья»), в котором женщинам не разрешалось проповедовать, молиться и читать Библию на собраниях. Ко времени моего рождения они услышали послание о Пятидесятнице и крещении Святым Духом, которое обновило их мышление, но также принесло разделение в семью, особенно со стороны семьи моей матери. Я вырос в пятидесятническом движении, где было больше свободы для женщин в служении. Но при этом у меня все равно оставались некоторые проблемы с наследием «Братьев». Внутри моего рожденного свыше духа я знал, что Бог не делает различий между мужчинами и женщинами даже в служении, но в душе я по-прежнему нес бремя своей «запрограммированности». Если женщины также получили усыновление как сыновья и через это стали наследниками, почему тогда не позволить им совершать дела, которые совершал Иисус?
Если вы все еще не можете поверить, что это было Божьим намерением – усыновить нас как сыновей и дочерей еще до начала творения, тогда прочитайте вместе со мной отрывок из Евангелия от луки (3:38). Я уже читал Библию много раз, и, как и другим людям, мне было сложно читать места, описывающие родословные. Это было не самым любимым занятием, и именно поэтому значение этих стихов было потеряно для меня. До тех пор, пока однажды я не прочитал Евангелие от луки (3:38). Перечисление идет примерно так: Иисус был сын Иосифов, сын… сын… сын… и потом это заканчивается так: сын Адамов, сын… Я был так тронут, когда прочитал: Адамов, [сын]… Божий! Этими скрытыми в конце родословной словами Бог подтверждает Свои слова и намерение. Он предопределил нас до сотворения мира, чтобы мы были усыновлены Им.
Я знаю, что многие люди уже высказывали свое мнение об истории сотворения. Ниже я привожу свое мнение на этот счет, с которым вы вовсе не обязаны соглашаться, но, пожалуйста, прочтите.
Человек, «адам», был создан, чтобы быть сыном Божьим. На шестой день Бог сказал: «Давайте теперь сделаем то, для чего мы все это сотворили». И Бог создал адама. Я специально пишу это так: адам. Во всех переводах он просто называется человеком или человеческим существом. Только в Бытии (3:20) человек получает имя Адам. Слово «адам» на иврите значит «красный», «красная земля», и оно является однокоренным с еврейским словом «адама», что значит «земля». Слово «адам» было использовано для того, чтобы описать, из чего он был создан. Первый человек был земным, сделанным из (красной) земли.
В определенный момент человек уже был сформирован, Бог вложил в него всю Свою сущность и все Свои характеристики, но в нем еще не было жизни – ему нужно было дыхание Бога, Дух Божий (на иврите «руах»). Бог вдохнул в него Свое дыхание жизни. Мы полагаем, что это произошло мгновенно, но на самом деле мы даже не представляем себе этот процесс. Вы когда-нибудь думали о том, как далеко или как близко находился Бог, когда Он вдохнул дыхание жизни (руах) в ноздри Адама? Стоял ли Он на небесах, посылая Свой ветер на человека? Возможно, часть дыхания попала бы в его ноздри, но недостаточная для того, чтобы оживить его. Если Бог вдохнул Свое дыхание в ноздри Адама, тогда это было более похоже на реанимацию при помощи искусственного дыхания. Здесь мы видим, что Бог не находится вдали, но стоит очень близко.
Авва, Отче!
Интересно то, что мышление Адама было совершенно пустым. Ничего еще не было записано на «жестком диске» его мозга. Адам еще не имел никаких переживаний. Он не пережил ничего приятного, но он также не знал никакой боли, отверженности и разочарования. Как здорово было бы вернуться к тому моменту времени, когда наш разум был еще свободен от всего плохого. Боюсь, что это невозможно, хотя человеческий мозг способен на многое. Мы используем лишь малую его часть. Большая часть мозга остается не использованной и неразвитой, и ученые проводят многочисленные исследования функций мозга. Суть в том, что мы могли бы делать больше, если бы были способны использовать свой мозг полностью. Знаете ли вы, что все, что наши глаза видят, и все, что наши уши слышат, и все запахи, которые мы обоняем, и все прикосновения и вкусовые ощущения – все это сохраняется в нашем мозге? Наш мозг запоминает все. Когда мы входим в комнату, мы знаем точно, сколько в ней окон, что на стенах, какая в ней мебель. Каждый предмет сохраняется в нашем мозгу. Большая проблема в том, что мы не можем вспомнить все это.
О некоторых людях говорят, что у них фотографическая память. Есть такое выражение: «полное воспоминание», или, другими словами, способность восстановить в сознательном разуме все, что человек когда-либо читал и видел. Независимо от того, помним мы это или нет, в разуме каждого человека откладывается все. Каждый человек также слышит все, что сказано, даже тогда, когда одновременно говорят десять человек. У нас есть способность слушать избирательно, словно пропуская через фильтр все, что говорится, потому что мы хотим слышать только одного человека. Но как только кто-то говорит обо мне или говорит что-то, что я нахожу интересным, мой слух мгновенно становится чутким. Вот как прекрасно Бог сотворил нас!
В памяти Адама еще ничего не было запечатлено. Бог склонился над Адамом и вдохнул в него дыхание жизни. Что было первым, что Адам увидел, когда он ожил? Божье лицо! Самое первое, что отпечаталось в мозге Адама, был образ Бога. И я думаю, что знаю, что воскликнул Адам. Я верю, что в тот момент, когда его глаза открылись, он знал: это мой Отец. И он воскликнул: «Авва, Отче!»