Тема 4. Правовые основы деятельности главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь
4.1. Бюджет как публично-правовая основа деятельности Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь
Бюджет является одной из основополагающих финансово-правовых категорий. В настоящее время отсутствуют единые подходы к определению понятия «бюджет». Разные авторы по-своему выделяют характерные черты и функции бюджета. Сложность определения сущности бюджета связана с тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений.
С экономической точки зрения бюджет – это роспись доходов и расходов субъектов хозяйствования на определенный период времени. Также в экономическом смысле под бюджетом понимают централизованный в определенных масштабах денежный фонд, который находится в распоряжении органа, наделенного властными полномочиями.
Сущность любой категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Бюджет является наиболее широкой финансово-экономической категорией. Поэтому ему присущи все функции, принадлежащие финансам:
• перераспределение ВВП;
• государственное регулирование и стимулирование экономики;
• финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;
• контроль над образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
С правовой точки зрения бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В то же время бюджет – это закон, который подкрепляется силой государства и является обязательным для исполнения.
Таким образом, бюджет – и экономическая, и публично-правовая категория, имеет нормативное закрепление и служит для выражения исключительно государственных интересов. Поэтому отношения в этой сфере регулируются императивными нормами.
Государственный бюджет страны – это экономические отношения, связанные с процессом образования, распределения и использования централизованного денежного фонда, находящегося в распоряжении соответствующих органов власти, предназначенного для финансирования функций и задач общегосударственного значения и являющегося основным финансовым планом государства.
Государственный бюджет является основной финансовой базой функционирования государства. Централизация финансовых средств в государственном бюджете имеет важное экономическое и политическое значение, позволяет осуществлять единую финансовую политику на всей территории страны. Средства, мобилизуемые в государственном бюджете, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут (или не должны) быть обеспечены из других источников. С помощью государственного бюджета осуществляется перераспределение финансовых средств между субъектами страны с целью выравнивания условий их социально-экономического развития.
Таким образом, можно выделить два основных значения бюджета:
• фонд, где бюджетом является совокупность денежных отношений по поводу образования и использования бюджетных средств;
• финансовый план, где бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражаются показатели получения государством денежных ресурсов, а также направления и размеры их использования.
Рассмотрев сущность бюджета, необходимо определить этимологию словосочетания «исполнение бюджета». По В.И. Далю одним из значений глагола «исполнять» является «приводить в действие». Таким образом, исполнение бюджета – это не что иное, как реализация финансового плана государства на практике.
Приведем несколько определений понятия «исполнение бюджета», предлагаемых разными авторами.
По мнению И.Г. Акперова, исполнение бюджета – это «…процесс, который обеспечивает полное и своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года»[5].
М.Л. Седова говорит, что «исполнение бюджета – центральная стадия бюджетного процесса, на которой происходит реальное формирование и использование финансовых ресурсов соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления в форме бюджетного фонда…»[6].
A. M. Годин, И. В. Подпорина дают следующее определение данного понятия: «Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке… Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования»[7].
Под основным содержанием исполнения бюджета российские ученые понимают осуществление контроля за движением финансовых потоков, выполнением финансируемыми из бюджета организациями установленных для них плановых норм и заданий.
С такими определениями понятия «исполнение бюджета» можно согласиться. Однако, учитывая вышеизложенное рассмотрение этимологии слов «бюджет» и «исполнение», наиболее точным будет следующее определение: исполнение бюджета – это совокупность финансово-денежных отношений при формировании доходов и осуществлении расходов средств государственного фонда в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на текущий финансовый год в соответствии с финансовым планом государства.
Данное определение представляется наиболее точным и полным, поскольку при исполнении бюджета решается несколько важных и сложных задач в рамках проводимых в стране экономических, политических и социальных реформ. Бюджет государства – это баланс доходов и расходов государства как экономического субъекта. Доходная часть бюджета формируется за счет налогов, сборов и иных платежей в соответствии с бюджетным и налоговым законодательствами. Расходы бюджета ежегодно утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год. Финансирование расходов, утвержденных сверх бюджетных ассигнований, невозможно. Также особую значимость имеет своевременное и целевое использование бюджетных средств, поскольку задержка финансирования или отвлечение средств не на те цели, на которые они выдавались, приводит к сбою всего процесса исполнения бюджета. Это, в свою очередь, затрудняет реализацию экономических, политических и социальных реформ, проводимых в стране.
В мире существует несколько систем исполнения бюджета. В Республике Беларусь в настоящее время используется казначейская система исполнения бюджета. В современной научной литературе встречаются различные трактовки данного понятия. Н.Г. Иванова и Т.Д. Маковник дают следующее определение понятия «казначейская система исполнения бюджета»: «…при казначейской системе обязательства бюджетополучателей по принятию к исполнению и последующему непосредственному осуществлению платежей за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги от имени и по поручению их берет на себя и осуществляет казначейство, обеспечивая при этом целевое использование бюджетных средств»[8]. Данное определение принимают не все ученые, поскольку она не в полной мере раскрывает сущность казначейского исполнения бюджета.
По мнению С.Е. Прокофьева, «казначейское исполнение бюджета» необходимо рассматривать как «…организационно-финансовую категорию управления государственными финансами и бюджетным процессом, как способ организации государственной казны, кассового исполнения бюджета по расходам и доходам и осуществления бюджетно-финансового контроля»[9].
И.Г. Акперов выделяет три системы исполнения бюджета, в том числе и казначейскую, «…при которой на специальные органы министерства финансов (казначейства) возложены организация исполнения бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений»[10].
В специальной научной литературе отсутствует достаточно полное научное определение содержания понятия «казначейское исполнение бюджета». Наиболее точное и полное содержание понятия излагается в научной литературе: казначейское исполнение бюджета – это регламентированный государством процесс формирования и расходования средств государственной казны, в том числе бюджетных фондов, в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на текущий финансовый год, а также контроль за своевременным доведением и целевым использованием бюджетных средств, их учет, мониторинг и управление ими.
В мировой практике известны следующие системы исполнения бюджетов:
• казначейская, при которой на специальные органы министерства финансов (казначейства) возложены организация исполнения бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений;
• банковская, когда функцию организации исполнения бюджетов выполняет центральный банк (возможен вариант участия и коммерческих банков);
• смешанная, для которой характерно обслуживание бюджетных счетов как казначейством, так и центральным банком.
Банковская система исполнения бюджета действовала в Республике Беларусь до 1996 г., а в Российской Федерации – до 1998 г. Основными участниками процесса исполнения государственного бюджета по доходам являлись налогоплательщики, налоговые органы и банки.
Средства налогоплательщиков поступали на счета налоговых органов, открытые в Нацбанке Республики Беларусь и в Центральном банке Российской Федерации. В установленные сроки банки отчитывались перед Нацбанком Республики Беларусь и Центральным банком Российской Федерации о суммах поступивших доходов бюджета, а обобщенная информация направлялась в Минфин.
В отчетности Нацбанка Республики Беларусь и Центрального банка Российской Федерации не была предусмотрена детализация доходов в соответствии с бюджетной классификацией, в ней выделялись лишь основные доходные источники.
Функции налоговых органов в исполнении бюджета по доходам состояли в распределении и регулировании налогов, возврате излишне уплаченных сумм и учете поступлений доходов в бюджет.
Государственная налоговая служба обобщала информацию о поступивших налогах и сборах на территориях Республики Беларусь и Российской Федерации и представляла ее в Минфин Беларуси и России. При этом действовавшая система учета доходов не позволяла своевременно получать информацию об объемах поступивших доходов, кроме того, не была обеспечена идентичность данных Государственной налоговой службы Российской Федерации, Нацбанка Республики Беларусь и Центрального банка Российской Федерации.
Исполнение государственного бюджета по расходам при банковской системе осуществлялось через счета отраслевых министерств и ведомств. При этом фиксировались лишь две стадии бюджетного финансирования:
• выделение объемов бюджетных назначений;
• осуществление кассовых расходов бюджетополучателями.
Для совершенствования бюджетного процесса в Республике Беларусь и Российской Федерации были организованы казначейские органы, за счет которых был осуществлен переход от банковской системы исполнения бюджета к казначейской.
В апреле 1998 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь определялся переход на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета.
В связи с вступлением в действие 1 января 2009 г. Бюджетного кодекса Республики Беларусь были обозначены основные задачи процесса исполнения бюджетов Республики Беларусь:
• закреплено казначейское исполнение бюджетов в Республике Беларусь;
• обеспечено необходимое соответствие кассовых расходов нормам, установленным законом о бюджете на текущий финансовый год;
• определено, что объем принятых обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств бюджета, должен соответствовать объему доведенных до бюджетополучателя лимитов бюджетных обязательств;
• установлена ответственность главных распорядителей и получателей средств государственного бюджета за целевое использование выделяемых им средств.
Казначейская система исполнения бюджета отличается от банковской прежде всего тем, что казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета, – доходный и расходный – на одном счете. Благодаря этому появляется возможность предварительного и текущего контроля целевого расходования бюджетных средств, минимизируется время прохождения средств по расчетным счетам, а также появляется возможность перераспределения и маневрирования бюджетными ресурсами.
Таким образом, переход на казначейскую систему исполнения бюджета в Республике Беларусь и Российской Федерации преследует проведение такой государственной бюджетной политики, которая обеспечивает:
• эффективное управление доходами и расходами в процессе исполнения государственного бюджета;
• повышение оперативности в финансировании государственных программ, усиление контроля над поступлением, целевым и экономным использованием бюджетных средств.
Бюджетными кодексами Республики Беларусь и Российской Федерации определяются принципы исполнения бюджетов бюджетной системы в современных условиях. Бюджетный кодекс устанавливает отличительный признак казначейской системы исполнения бюджета – принцип единства кассы. Он означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Республики Беларусь и Российской Федерации (субъектов Республики Беларусь и Российской Федерации, органов местного самоуправления) за пределами территорий Республики Беларусь и Российской Федерации (соответственно – субъектов Республики Беларусь и Российской Федерации, муниципального образования), а также операций, осуществляемых в соответствии с валютными законодательствами Республики Беларусь и Российской Федерации.
Бюджетные средства можно расходовать только после проверки соответствия платежных и иных документов требованиям Бюджетного кодекса Республики Беларусь, утвержденным сметам и лимитам бюджетных обязательств. При этом появляется возможность предварительного и текущего контроля за целевым расходованием государственных денежных ресурсов, а также минимизируется прохождение средств по расчетным счетам из-за отсутствия операций движения средств между расчетными счетами бюджетных организаций и органов казначейства.
Важным направлением казначейского исполнения бюджета является принцип учета финансирования в разрезе лицевых счетов. Исполнение бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых на едином учетном регистре казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
Учетный регистр – это документ определенной формы, предназначенный для накопительных записей проверенных и обработанных данных бухгалтерского учета. На лицевом счете отражаются бюджетные средства, которыми вправе располагать владелец лицевого счета.
Бюджетный кодекс Республики Беларусь также устанавливает принцип прозрачности бюджета. Для действенного контроля исполнения бюджетов необходимо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджета и само расходование бюджетных средств. Иными словами бюджеты всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь должны быть более подробными и выполняться по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным.
В Беларуси доходы и расходы бюджетов всех уровней рассматриваются в разрезе единой бюджетной классификации Республики Беларусь. Эта классификация носит многоуровневый характер и охватывает функциональную, экономическую и ведомственную предметную структуру доходов и расходов бюджетов, классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов и классификацию государственного долга.
Бюджетный кодекс Республики Беларусь устанавливает, что исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Под сводной бюджетной росписью понимается документ, который составляется и ведется финансовым органом в целях исполнения бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.
Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.
Республика Беларусь осуществляет в соответствии с законодательством правоприменительные функции по обеспечению исполнения республиканского бюджета, кассовому обслуживанию исполнения местных бюджетов.
В настоящее время создана единая централизованная система органов казначейства Минфина Республики Беларусь, включающая ГГК Минфина, семь управлений казначейства по областям и Минску и 125 отделений казначейства в регионах (городах). Структура построения соответствует существующему административно-территориальному делению Республики Беларусь. Организационно-функциональная структура содержит три уровня иерархии:
• 1-й уровень – ГГК Республики Беларусь в составе Минфина;
• 2-й уровень – главные управления Минфина по областям и Минску, в состав которых входят управления государственного казначейства;
• 3-й уровень – отделения государственного казначейства в районах и городах (за исключением городов районного подчинения).
Все органы казначейства – юридические лица. Они относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативно-правовыми документами, утвержденными Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, Минфином или согласованными с ними.
Таким образом, любые действия по исполнению бюджета могут быть осуществлены органами казначейства только на основании документов, принятых в рамках правоотношений по вопросам исполнения бюджетов уполномоченными органами. Принимать самостоятельные решения и руководствоваться ненадлежащими документами органы казначейства не имеют права.
Таким образом, рассмотренная структура создана для обеспечения высококачественного выполнения всех функций, возложенных на государственное казначейство.
В свою очередь, в состав ГГК входят управление исполнения бюджета, управление кассовых поступлений и бюджетных обязательств, управление бюджетного учета и отчетности по бюджету.
На каждое управление возложено выполнение определенного набора функций.
4.2. Нормативно-правовая документация, касающаяся деятельности казначейской системы Республики Беларусь
В период с 1993 по 2015 г. сформирована и функционирует в полном объеме казначейская система Республики Беларусь. Деятельность казначейской системы основывается на следующей нормативно-правовой базе.
1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.12.1993 г. № 846 «О государственном казначействе Республики Беларусь» (в ред. постановления Совета Министров от 10.02.2009 г. № 183).
Постановлением предусматривалось создание в Республике Беларусь системы органов государственного казначейства (казначейство), включающей ГГК Минфина и его представительства в областных центрах и Минске, городах областного подчинения, районных центрах (территориальные органы казначейства).
Территориальные органы казначейства в зависимости от региональных особенностей и функциональной необходимости подчиняются непосредственно ГГК.
Предполагалось установить, что на счетах казначейства аккумулируются средства республиканского бюджета, государственных внебюджетных фондов, республиканских органов государственной власти, министерств, ведомств (включая отраслевые внебюджетные фонды), а также подведомственных им организаций и учреждений, функционирование которых зависит от финансирования из республиканского бюджета, государственных и отраслевых внебюджетных фондов.
Минфину предписывалось утвердить перечень республиканских органов государственной власти, министерств, ведомств, подведомственных им организаций и учреждений, государственных внебюджетных фондов, средства которых аккумулируются на счетах казначейства.
В связи с созданием системы органов государственного казначейства предусматривалось возложить на Минфин:
• краткосрочное прогнозирование обеспечения республиканского бюджета финансовыми ресурсами;
• регулирование финансовых взаимоотношений между республиканским бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
• анализ и при необходимости корректировку программ исполнения республиканского бюджета в утвержденных его пределах и с учетом имеющихся финансовых ресурсов;
• анализ и обобщение информации об исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов областей и Минска, смет доходов и расходов (бюджетов) государственных внебюджетных фондов;
• учет и проведение бюджетно-финансовых операций, связанных с государственными финансовыми средствами;
• подготовку и уточнение правил управления государственными финансовыми средствами и учета их;
• управление средствами, находящимися на счетах казначейства;
• учет и осуществление совместно с Нацбанком операций по управлению государственным долгом Республики Беларусь и его обслуживанию, учет операций по государственным гарантиям;
• расчет и распределение сумм общереспубликанских регулируемых налогов и доходов между бюджетами всех уровней;
• уточнение перечня министерств, ведомств, подведомственных им организаций и учреждений, государственных внебюджетных фондов, средства которых аккумулируются на счетах казначейства.
Для эффективного выполнения дополнительно возложенных на Минфин функций и укрепления бюджетной дисциплины предоставить ему право:
• требовать и получать от юридических и физических лиц информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств;
• получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений сведения о состоянии счетов министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений, использующих средства республиканского бюджета, государственных и отраслевых внебюджетных фондов, о движении средств по этим счетам;
• ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случае несоблюдения их получателями законодательных норм и нормативных актов, непредставления ими информации о движении государственных финансовых средств по счетам, нецелевого и неэкономного их использования;
• давать обязательные для выполнения учреждениями всех банков республики указания о замораживании банковских счетов распорядителей кредитов по республиканскому бюджету и внебюджетным фондам при нарушении ими законодательных норм и нормативных актов.
Минфину предписывалось:
• открыть в Нацбанке ЕКС Главного государственного казначейства для аккумулирования на нем государственных финансовых средств. Открытие казначейских счетов территориальным органам казначейства производить по мере создания этих органов;
• установить график закрытия банковских счетов республиканского бюджета, государственных внебюджетных фондов, республиканских органов государственной власти, министерств, ведомств, а также подведомственных им организаций, учреждений и перевода остатков средств с этих счетов на ЕКС;
• до 1 января 1995 г. в основном завершить работу по созданию ГГК;
• в месячный срок представить в Совет Министров Республики Беларусь предложения о численности работников ГГК и расходах на их содержание. Предложения о численности работников территориальных органов казначейства и затратах на их содержание вносить в Совет Министров Республики Беларусь по мере создания этих органов.
Министерству связи и информатизации в сроки, устанавливаемые Минфином, обеспечить предоставление необходимого количества телекоммуникационных каналов для передачи информации в системе органов государственного казначейства.
Руководителям министерств, ведомств, подведомственных им организаций и учреждений, государственных внебюджетных фондов обеспечивать представление по запросам Министерства финансов информации, связанной с созданием Главного государственного казначейства и его территориальных органов.
2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.1998 г. № 565 «О переходе на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета и создании территориальных органов государственного казначейства» (в ред. постановления Совета Министров от 05.01.2000 г. № 13).
В целях совершенствования управления средствами республиканского бюджета, усиления контроля за их целевым использованием Совет Министров Республики Беларусь постановил:
• Минфину осуществить переход на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета:
– по учреждениям и организациям, финансируемым из республиканского бюджета и расположенным в Минске и областных центрах, – в течение 1998 г.;
– по учреждениям и организациям, финансируемым из республиканского бюджета и расположенным в городах областного подчинения и районах, – с января 1999 г.;
• Минфину создать территориальные органы государственного казначейства:
– в Минске и областных центрах – до 01.07.1998 г.;
– в городах областного подчинения и районах – до 01.01.1999 г. Установить, что в районах, на территории которых расположены учреждения и организации, переводимые на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета, по решению министра финансов территориальные органы государственного казначейства могут образовываться в виде представительств государственного казначейства при местных финансовых органах. Территориальные органы государственного казначейства подчиняются Минфину; образуются за счет сокращения штатной численности учреждений и организаций, финансируемых из республиканского бюджета и переводимых на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета. Сокращение штатной численности указанных учреждений и организаций осуществляется в течение трех месяцев после их перевода на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета в соответствии с представлением Минфина по решению министерств, других республиканских органов государственного управления;
• Минфину при переходе на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета установить правила финансирования расходов, основными из которых являются следующие:
– министерствам и другим республиканским органам государственного управления (главным распорядителям средств республиканского бюджета), учреждениям и организациям, финансируемым из республиканского бюджета (распорядителям средств республиканского бюджета), открываются лицевые счета в системе государственного казначейства;
– для главных распорядителей и распорядителей средств республиканского бюджета могут устанавливаться лимиты бюджетных расходов, формируемые на срок от одного до трех месяцев и являющиеся основанием для получения средств республиканского бюджета и оплаты оказанных услуг (выполненных работ) юридическими и физическими лицами в соответствии с заключенными договорами;
– получатели средств республиканского бюджета не имеют права принимать обязательства по осуществлению расходов и платежей сверх установленных для них лимитов бюджетных расходов или годовых бюджетных назначений при отсутствии установленных лимитов. Обязательства, принятые с превышением установленных ограничений, не обеспечиваются финансированием из республиканского бюджета;
– права главных распорядителей средств республиканского бюджета по выделению средств подведомственным учреждениям и организациям реализуются путем установления, доведения и уточнения годовых бюджетных назначений и лимитов бюджетных расходов в порядке, определяемом Минфином;
– оплата обязательств республиканского бюджета осуществляется, как правило, без зачисления средств на счета распорядителей средств республиканского бюджета со счетов Главного государственного казначейства и территориальных органов государственного казначейства;
• Минфину установить сроки проведения инвентаризации всех счетов, открытых в банковской системе учреждениями, организациями и предприятиями, являющимися получателями средств республиканского и местных бюджетов областей и Минска, а также внебюджетных средств.
Установить, что открытие счетов учреждениям, организациям и предприятиям для учета средств республиканского и местных бюджетов областей и Минска, а также внебюджетных средств осуществляется с разрешения ГГК, территориальных органов государственного казначейства, соответствующих местных финансовых органов в порядке, установленном Минфином. Разрешение на открытие счетов может быть отозвано по решению органа, выдавшего такое разрешение.
Считать целесообразным осуществить переход на казначейскую систему исполнения бюджетов областей и Минска в соответствии с решениями областных, Минского городского исполнительных комитетов и графиками, согласованными с Минфином.
3. Постановление Минфина от 29.06.2000 г. № 66 «Об утверждении инструкции о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, и обязателъств, принятых получателями средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (в ред. постановлений Минфина от 08.11.2008 г. № 177, от 21.02.2014 г. № 6)[11].
Данным постановлением Минфин утвердил инструкцию о порядке оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств, которая определяет порядок оплаты через территориальные органы государственного казначейства денежных обязательств получателей бюджетных средств при осуществлении государственных закупок товаров (работ, услуг) и направлена на усиление контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
Оплата денежных обязательств получателей бюджетных средств осуществляется со счетов главных управлений Минфина по областям и Минску на текущий (расчетный) счет поставщика (подрядчика, исполнителя) либо на текущий (расчетный) счет балансовой группы 36 «Бюджетные и иные государственные средства» для учета средств от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является бюджетная организация.
4. Постановление Минфина Республики Беларусь от 17.12.2001 г. № 120 «Об утверждении инструкции о порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета» (в ред. постановлений Минфина от 12.01.2007 г. № 5, от 28.11.2008 г. № 177)[12].
Настоящая инструкция о порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета разработана в соответствии с Положением о Минфине, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 г. № 1585, определяет порядок оплаты расходов государственного заказчика по строительству, расширению, реконструкции, реставрации действующих объектов, ремонту зданий и сооружений, иных объектов, а также по выполнению строительных, монтажных, специальных и иных работ за счет средств бюджета через счета органов государственного казначейства и направлена на усиление контроля за целевым использованием бюджетных средств.
5. Постановление Минфина, Правления Нацбанка от 08.12.2005 г. № 143/171 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по доходам» (в ред. постановлений Минфина, Правления Нацбанка от 26.12.2013 г. № 89/782, от 26.01.2016 г. № 2/36)[13].
Настоящая Инструкция определяет порядок зачисления платежей в доход республиканского бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, оплачиваемых плательщиками, взыскиваемых с плательщиков в белорусских рублях и иностранной валюте, а также возвраты и распределения поступивших платежей в бюджет.
6. Постановление Минфина, Правления Нацбанка от 23.12.2005 г. № 159/176 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения местных бюджетов по доходам» (в ред. постановлений Минфина, Правления Нацбанка от 10.01.2013 г. № 2/14, от 12.12.2013 г. № 85/727)[14].
Настоящая Инструкция определяет порядок зачисления платежей в доход местных бюджетов, уплачиваемых плательщиками, взыскиваемых с плательщиков в белорусских рублях, а также возврата и распределения поступивших платежей в бюджет.
7. Постановление Минфина, МНС от 28.04.2010 г. № 53/33 «Об утверждении Инструкции о порядке возврата разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав» (в ред. постановления Минфина, МНС от 10.12.2014 г. № 81/41)[15].
Инструкция о порядке возврата разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, разработана на основании подп. 7.2 п. 7 ст. 103 Налогового кодекса Республики Беларусь и определяет порядок возврата из бюджета сумм, оставшихся после проведения налоговыми органами зачета разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Конец ознакомительного фрагмента.