Вы здесь

Казань. Между Востоком и Западом. Лики города (Ю. П. Супруненко, 2013)

Лики города

Сердце Казани

В самом сердце столицы Республики Татарстан горделиво возвышается белокаменный Кремль, поражая величавостью своих башен, блеском куполов и стройностью минаретов.

История его началась 1000 лет назад, когда на высоком холме левого берега реки Казанки, недалеко от впадения в нее речки Булак, был заложен город с удивительным именем Казань. Тогда на этом месте возвели крепость, которая защищала северные границы государства Волжская Булгария. С тех пор Кремль неоднократно менялся. В XII веке деревянные стены заменили на каменные, но, несмотря на их кажущуюся неприступность, спустя полвека они были снесены волной золотоордынского воинства. За монгольским нашествием 1236 года последовал отток булгарского населения из разоренной Батыем столицы Волжской Булгарии города Булгар на север, и началось постепенное возвышение Казани. После распада Золотой Орды город становится центром Казанского ханства, и Кремль в это время занимает почти современную площадь, укрепления его сложены из дубовых бревен в виде срубов, засыпанных внутри землей и камнями; посад же обносится деревянной стеной, планировка улиц имеет запутанный характер, но все же имеет радиальное тяготение к Кремлю.

Позднее Кремль стал центром столицы Казанского ханства. Татарская столица, раскинувшаяся вокруг высокого мыса Казанки, была одним из видных городов Поволжья. Издалека с Волги красиво смотрелся затейливый силуэт восьмибашенной мечети, многоглавый ханский дворец с павильонами, галереями и хозяйственными постройками, каменные мавзолеи и караван-сараи. С самого начала крепость заняла главенствующее положение в этом регионе, в ней находились дворцы ханов и знати, рядом с мечетью располагалось медресе, имелась богатейшая библиотека, которую, по слухам и вызревшим на их основании легендам, во многом присвоили себе люди Ивана Грозного и перевезли в Москву; вместе с книгами Софьи Палеолог они составили загадочную библиотеку Грозного.


Площадь 1-го Мая. На заднем плане можно увидеть памятник Александру II. После революции 1917 г. он был уничтожен


С 1552 года, после взятия Казани войсками Ивана IV, открывается русский период в истории Кремля. Во время штурмовых действий он был частично разрушен, и в 1556 году началось строительство новой крепости. Сюда были приглашены около двухсот псковских и новгородских мастеров под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя, которые вместо разрушенных мечетей возводят белокаменные церкви, реставрируют стены и башни Кремля – дабы защищал он уже земли русского государства. К 1568 году было построено свыше десятка каменных башен и значительная часть стен. Ныне белокаменный Кремль представляет собой самый южный образец псковского архитектурного стиля в России.

После завоевания города татар выселили и запретили им селиться ближе 30 верст от городских поселений, на их место вселили 7 тысяч русских, которых по приказу Ивана Грозного набирали целыми слободами из разных мест Российского государства, из них же рекрутировались, в основном, и рабочие для возведения нового Кремля. Так появились поселения-слободы – Горшечная, Кирпичная, Суконная, Засыпкина, Солдатская, Красная. Казанским татарам все же вышли некоторые послабления (город нуждался в рабочей силе из коренных жителей), и им определили место жительства за стенами деревянного посада, за протокой Булак; там была основана уникальная территория старой Казани – Старо-Татарская слобода.

В дальнейшем Казанский кремль – административный, политический и культурный центр Республики Татарстан, в котором архитектурные стили и каменные шедевры разных эпох отражают пеструю историю. Это резиденция президента Татарстана, местоположение его аппарата и канцелярии. Сегодня Казанский кремль – центр государственности республики.


Казалось бы, причудливое соседство, эклектичное смешение, непривычное соединение образов Запада и Востока. Но в этом-то и заключается изюминка неповторимого облика современного Казанского кремля. Здесь прошлое встречается с настоящим, легендарная мечеть Кул-Шариф соседствует с Благовещенским собором, Губернаторский дворец напоминает о богатстве и роскоши казанских правителей, а знаменитой башне Сююмбике заметный наклон не мешает оставаться образцом стройности (на данный момент отклонение шпиля от строгой вертикали составляет 1,98 м).

Башни и стены

На сегодняшний день Кремль имеет площадь около 12 гектаров. Он обрамлен белокаменными стенами протяженностью около 1800 метров. По периметру над стенами возвышаются восемь башен. Когда-то их было 13, и пять из них являлись проездными. Сейчас в Казанский кремль можно попасть через две проездные башни – Спасскую и Тайницкую.

Парадным въездом в Кремль служит нарядная Спасская башня. Во все строительные периоды ей, как главной башне Кремля, уделялось особое внимание. Она построена в XVI веке на месте главных ворот татарской крепости и первоначально была двухъярусной, в дальнейшем добавили еще два яруса и каменное шатровое завершение. Первоначально проезд был коленчатым, прямой проход проложили в 1930 году. В 1963 году появились электрические часы с цветомузыкальным сопровождением: во время боя после наступления темноты башня озаряется малиновыми вспышками.

Примечательна Преображенская проездная башня, расположенная рядом с мечетью Кул-Шариф. Она сооружена псковскими мастерами на месте Теменской башни бывшей татарской крепости. Название башня получила по находившемуся за этим участком стены Спасо-Преображенскому монастырю. По первому ярусу объект подпирается мощными контрфорсами. Над воротами с внешней стороны оставлена ниша для надвратной иконы. Башня покрыта шатровой кровлей, поверх ее возведена караульня, ее завершает прапор с изображением вездесущего змея Зиланта – герба Казани.


Вид на Кремль и Спасскую башню с ул. Левобулачной


От Спасской башни влево и вправо расходятся белокаменные кремлевские стены. Следуя в западном направлении, охватываешь взором просторы, когда-то приглянувшиеся первым поселенцам. В свое время у подножия Кремлевского холма шумела одна из крупнейших ярмарок в Поволжье – Таш-аяк (каменная нога). В центре Ярмарочной площади стояла чаша на каменной ноге для сбора базарной подати. Весной и летом по рекам, овеянным легендами, – Казанке и Булаку сновали суда с грузами. Сегодня здесь ярко-зеленый травяной ковер, подчеркивающий ослепительную белизну стен и башен.

Массивная двухъярусная Тайницкая башня наиболее сильно выражает дух древности. Ее сумрачные своды дарят желанную прохладу в летний зной и, казалось бы, скрывают какую-то тайну. От этой башни шел подземный ход к роднику, снабжавшему водой Ханский двор во время осады города войсками Ивана IV. Как написано в старинных рукописях, «…и сказывали, что есть у них тайник от Казани от реки, у Муралеевых ворот, ключ в берегу, а ходят к нему по подземелью…». Когда ход обнаружили, русские войска его взорвали, ускорив падение города. А название башни, происходящее от слова «тайна», сохраняет воспоминание о тайном ходе к роднику. Ее ворота, когда-то наглухо закрытые, сегодня приветливо распахнуты, и каждый желающий может на миг окунуться в прохладный сумрак старинной башни, чтобы затем ступить на согретую солнцем землю древнего Кремля.

Этот заповедный мемориал являет собой архитектурно-археологический комплекс. И поисково-исследовательские работы, в том числе и в недрах земли продолжаются до сих пор.


История того же «Тайницкого ключа» овеяна легендами, многие из которых уже стерлись из народной памяти. Одно из преданий гласит, что башня Сююмбике построена на могиле некоего святого шейха и именно отсюда берет начало знаменитый Тайницкий ключ, зовущийся также Святым. Сведения об этом можно найти у известного знатока истории Казани С. Шпилевского, который более 120 лет назад писал, что «под Сумбекиною башнею похоронен благочестивый мухаммеданин». Этот знаток истории и этнографии был исследователем удивительно скрупулезным; его замечательная работа «Древние города и другие булгаро-татарские памятники Казанской губернии» была в 1877 году удостоена золотой медали Русского географического общества.

Его слова в одной из своих последних работ подтвердил другой ученый – профессор А. Халиков. Раскопом 1977 года, который возглавлял этот специалист-археолог, к западу и северо-западу от современной башни были прослежены остатки не менее чем четырех белокаменных мавзолеев. В развале их стен сохранились обломки надгробий из известняка с фрагментами надписей, а также гипсовых рельефов. Вскрыты остатки пяти мусульманских захоронений – четыре взрослых и одно детское.

Возможно, что одна из могил принадлежит тому самому «благочестивому мухаммеданину», о котором упоминает С. Шпилевский. Так или иначе, но Тайницкий ключ существовал на самом деле. Он выходил на поверхность в 40–50 метрах от Тайницкой башни из берега Казанки, и его можно было увидеть еще в первой четверти XX века.


Тайницкая башня и вид на дамбу


В позапрошлом столетии за источником еще приглядывали. Время от времени подновляли часовенку над ключом, а в конце 40-х годов XIX века соорудили вокруг него каменную чашу-бассейн. По рассказам современников тех лет, вода в ключе была очень чистой и считалась даже целебной. Его даже называли «единственно чистым» в округе.

До 1829 года, по словам Н. Загоскина, к ключу вел подземный ход. Прорыт он был с территории ханского двора (недалеко от башни Сююмбике) во время осады Казани русскими войсками летом 1552 года. По нему осажденные горожане ходили к ключу за питьевой водой. Вода озер, лежавших на территории казанского посада, была непригодна для питья, и Тайницкий ключ стал единственным для казанцев источником чистой воды. Летопись «Царственная книга» сообщает, что об этом Ивана Грозного известил татарский перебежчик, изменник мурза Камай. Московский государь повелел немедленно подземный ход порушить и тем самым лишить казанцев последнего источника воды, обезопасить себя от неожиданных вылазок и отрезать путь эвакуации из города.

…Из каменной Даировой бани, которая стояла недалеко от устья Булака и была захвачена русскими казаками 24 августа, начали рыть подкоп под подземный ход. Через десять дней копатели сообщили смотревшему за работами князю Василию Серебряному, что слышат у себя над головами шаги казанцев, идущих к ключу за водой. Князь Серебряный доложил царю о готовности подкопа. В него заложили одиннадцать бочек пороха, по пять пудов в каждой. 4 сентября, поутру, раздался взрыв страшной силы. «И прорва крепкие стены градные», – писала «Казанская история». «И…взорвало тайник и с людми Казаньскими, которые по воду ходили», – вторила ей «Царственная книга»…


Карта Казанского кремля и его основных объектов


В начале XX века на ключ махнули рукой. В 1914 году, по свидетельству современников, «источник был сильно запущен». С 1917 года об историческом ключе совершенно забыли, а в середине века, во время укрепления левого берега Казанки, родник засыпали щебенкой и закатали под асфальт. Однако Тайницкий ключ время от времени напоминает о себе. Отыскав какой-то иной выход, он размывает в земле пустоты, которые, как считают ученые, влияют на крен и без того «падающей» башни Сююмбике…


Взорам вошедшего в Кремль через Тайницкую башню открывается удивительный мир прошлого и настоящего. Нарядное желтовато-белое здание представительского корпуса президента невольно приковывает взгляд. Оно было восстановлено совсем недавно в соответствии с чертежами XIX века и поражает своим великолепием и совершенством форм. А напротив горделиво возвышается архитектурный символ Казани – башня Сююмбике. Ее стройный силуэт особенно красив на рассвете, озаренный первыми лучами восходящего солнца.

Это была дозорная башня, расположенная в стороне от крепостных стен. Достоверных сведений об истории ее сооружения не имеется, существует лишь множество легенд, обыгрывающих название. Одно из самых поэтичных преданий о Казани посвящено Сююмбике, что в переводе с татарского означает «любимая госпожа». У ногайского мурзы Юсуфа была дочь, столь прекрасная, что сам казанский царь Джан-Али, увидев девушку, влюбился и тут же предложил ей руку и сердце. После его смерти на престол взошел Сафа-Гирей, а после него – Шах-Али. И оба, сраженные ее черными косами и необыкновенной красотой, становились ее мужьями.

О казанской царице прослышал сам Иван Грозный и снарядил сватов, но те вернулись ни с чем. Тогда разгневанный царь собрал войско и двинул его на Казань. Когда город был окружен русскими воинами, Сююмбике пришлось принять предложение. Но с одним условием. За неделю царь должен построить самую высокую башню в городе. Днем и ночью трудились строители, и к исходу срока башня была построена. Сююмбике попросила разрешения взойти наверх, якобы чтобы проститься со своим народом и городом. Она и простилась, а помолившись, бросилась вниз на острые камни.

Но красочная легенда не может затмить достоверные сведения. После смерти Сафы-Гирея, в 1549–1552 годах вдова становится регентшей при малолетнем сыне Утямыш-Гирее, однако правит недолго. После взятия Казани войсками Ивана Грозного ее увозят в Москву и выдают замуж за касимовского хана Шах-Гали. Там, в Касимове, она и доживала свой век.

В 1551 году Сююмбике навсегда покидала Казань. Весь народ казанский, от мала до велика вышел на берег Казанки, провожая ее. Горько плакала она, глядя на Казань, и прощальная речь, а скорее плач дошел до нашего времени в изложении безымянного автора «Казанской истории» – литературного памятника 60-х годов XVI века. Литературное мастерство автора этого произведения позволило ему с большим тактом воспользоваться феодальным эпосом казанских татар для создания высокопоэтичного образа «прекрасной и велми мудрой» Сююмбике. И прощальный плач этой царицы по обреченности и высокой ноте эмоционального накала можно сравнить с широко воспетым в славянском «Слове о полку Игореве» плачем Ярославны. «Горе тебе, горе тебе, граде унылый, что еще гордостию возносишися? Уже спади венец з главы твоея, и яко жена худая вдовая явльшися осиротевши».

Версии по поводу сооружения башни расходятся. То ли она построена царицей Сююмбике в память своего мужа Сафы-Гирея, умершего в 1549 году. По другой легенде, она была сооружена по приказу Ивана Грозного после взятия Казани. После долгих споров устоялось мнение, что семь ярусов высотой 58 м были возведены в первой трети XVIII века.


Испокон веков славится своими дочерьми татарская земля, выбран даже месяц, который проходит под знаком Женщины – матери, невесты, жены, сестры. Среди них многие выдающиеся личности: царица Казанского ханства, дипломат и политик XV в., знаменитая «госпожа трех гаремов» Норсолтан, безусловно – героиня народных преданий гордая и прекрасная Сююмбике, кавалерист-девица из Елабуги Надежда Дурова, поэтесса Марина Цветаева, Герой Советского Союза летчица Магуба Сыртланова, Елена Грендель (урожденная Дьякова) – прославленная Гала, муза талантливейшего сюрреалиста Сальвадора Дали. Сегодня всему миру известны имена композитора Софьи Губайдуллиной, эстрадной певицы Алсу, актрисы и благотворителя Чулпан Хаматовой и многих других, а мастерство татарских женщин в вышивке и кулинарии может составить конкуренцию шедеврам ведущих кутюрье и шеф-поваров мира. Композитором будущего называли Софью Губайдуллину консерваторские преподаватели, ее космические мелодии украшают многие киноленты советского времени. Для поднятия рождаемости, исправления демографического кризиса и в целом в знак уважения женщины-матери 24 марта 2004 года в республике учреждена медаль «Ана даны – Материнская слава» в честь матерей, добросовестно воспитавших пятерых и более детей.


Сююмбике с сыном Утямыш-Гиреем. Неизвестный художник XVI в.


Не раз становились красавицы Татарстана финалистками и победительницами престижных российских и международных конкурсов красоты. А среди казанцев также популярны фестивали «Мисс Татарстан», «Татар кызы» и смотр красоты и таланта замужних женщин «Нечкебиль». Женская красота и грация демонстрируется и на турнирах по художественной гимнастике среди девушек «Йолдыз», в частности международных, где присутствует почетный гость и высочйший мастер в этом виде спорта, олимпийская чемпионка и ставшая благодаря своему спортивному авторитету депутатом Государственной думы Алина Кабаева.


Долгое время башня Сююмбике служила парадным въездом на территорию Губернаторского дворца. Издавна здесь был центр власти Кремля. На этом месте находился Ханский дворец (совсем недавно археологи обнаружили остатки построек). Русские поселенцы оставили ханские здания необитаемыми и обратили их в арсенал. Заброшенный новыми хозяевами дворец приходил в упадок и в течение трех веков противостоял невзгодам и времени. По отзывам известного историка М.Г. Худякова (1894–1936), в начале XIX века эти каменные постройки-руины еще существовали и сохранились бы и дольше, если бы не были уничтожены по предписанию местных властей.


Старинный рисунок с изображением башни Сююмбике


Еще в молодости этот ученый стал известен по солидному труду «Очерки по истории Казанского ханства» (1923), основанному на большом количестве археологических и архивных материалов. Анализируя источники, Худяков доказывал, что казанские татары задолго до присоединения к России имели свою собственную богатую культуру, которой русификаторская политика царизма нанесла значительный урон. Так, в работе «1000-летие мусульманской культуры в Поволжье» (1922), в доказательство древности татаро-булгарской культуры выдвигался тезис о том, что среди татарского населения грамотность на родном языке стояла всегда несравненно выше, чем среди других народов края. В статье «Деревянное зодчество казанских татар» приводились весьма интересные и новые сведения об архитектуре мусульманских мечетей в Казанском крае; вопрос этот и сейчас еще слабо изучен. Жестокий каток репрессий подмял под себя Худякова, и в 1936 году он был расстрелян как «троцкист и враг народа». Лишь через двадцать лет ученый был реабилитирован, а его работы еще долго были не в моде и не вписывались в черно-белую трактовку официальной исторической науки. Не во всем можно соглашаться в творческом наследии ученого, одного только нельзя забывать, что историческая интерпретация должна быть столь же многообразной, как и сама жизнь.

Но вернемся в Кремль. В «Казанских известиях» 1815 года упоминается о древнем «Сумбекином дворце, разломанном лет 15 назад». А тот же Карл Фукс сообщает, что в 1807 году разломан в здешней крепости Ханский дворец – последний остаток татарской архитектуры.

Известный французский писатель Александр Дюма (Дюма-отец) побывал в Казани в 1858–1859 годах проездом на Кавказ и оставил свои впечатления в литературных записках. Его путевые очерки «От Парижа до Астрахани» были изданы лишь в 1991 году усилиями только что созданного тогда в Москве Российского общества друзей Александра Дюма. Правда, по словам крупного знатока его творчества и вообще специалиста по литературным биографиям Андре Моруа, в его путевых очерках много «литературщины», в них много Дюма и немного России. Но тем, быть может, они интересны для экскурсоводов, что своими образами и гиперболами, а в некоторых местах и явными неточностями прославленный романист разбавляет подчас скучную краеведческую историю. Но ему простительно, так как делает он это талантливо и с юмором. Так, он касается смутной, но необыкновенно популярной легенды о царице Сююмбике. «Подобно тому, как на Кавказе все дворцы построены по указу царицы Тамары, в Казани есть дворец царицы Суюмбеки, колокольня царицы Суюмбеки, усыпальница царицы Суюмбеки. Обычно подобной чести народы удостаивают своих последних властителей, представлявших их национальные интересы…» И далее – тоже примечательные строки, хотя и не совсем соответствующие историческим реалиям. «Иван Грозный и царица Суюмбеки – две самые популярные в Казани личности: одна – потому что сделала много добра, другой – потому что причинил ему зло».


Изображение архитектурного шедевра Казанского кремля настолько было растиражировано, что вдохновляло многих зодчих на подражание. Так, здание Казанского вокзала в Москве стилизовано под башню Сююмбике. Современное здание вокзала (изначально он назывался Рязанским и был сооружен в 1862–1864 годах) строилось в 1913–1940 годах; позже к нему добавили зал пригородных сообщений и соединили весь комплекс со станцией метро. После реконструкции в 90-х годах ХХ столетия облик обновился и освежился, шпиль засиял золотистым цветом, внутренние помещения претерпели перепланировку и расширение, над перронами возвели крышу. Творение А.В. Щусева в неорусском стиле модернизировали и привели в соответствие с современными функциональными требованиями. Вроде бы пряничный замок, но внутри вполне европейская обстановка.


Башня Сююмбике в наши дни


Такое внимание к одному из крупнейших в Европе вокзалов понятно, ведь это самый загруженный по пассажиропотоку московский вокзал. Кроме восточного направления, он обеспечивает южные и юго-восточные линии. И среди железнодорожных проектировщиков уже поднимается вопрос о необходимости его разгрузить и перевести часть южных поездов на Павелецкий и Курский вокзалы. И действительно, восточно-азиатское направление быстрыми темпами набирает обороты, и со временем ему даже одного вокзала не будет хватать. Символично, что этот вокзал и горизонты, которые он открывает, традиционно именуется по главному городу, воротам в этом секторе российских просторов.

Губернаторский дворец

В 1840-е годы было построено здание Губернаторского дворца в псевдовизантийском стиле по проекту известного архитектора Константина Тона (автора Большого Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя в Москве). До революции здесь была резиденция казанского губернатора, затем в ней размещался Президиум Верховного совета и Совет министров ТАССР, сегодня – это резиденция президента Республики Татарстан.


Губернаторский дворец


Благовещенский собор


На территории этой резиденции высшего лица ежегодно проводится оригинальный международный фестиваль современной культуры «Kazan. Kremlin LIVE»; это, пожалуй, единственный в мире фестиваль, регулярно проходящий на закрытой в обычные дни земле и объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО. Обычно фестиваль приурочивается ко Дню Казани и Республики Татарстан – 30 августа; в течение нескольких дней обширная программа включает концерты артистов мировой величины, выставки современного искусства, хореографические постановки, театральные спектакли, мастер-классы ведущих участников и экспозиции ценнейших коллекций музеев Кремля и Эрмитажа.

Благовещенский собор Пресвятой Богородицы

Недалеко от Губернаторского дворца находится один из старейших православных памятников Казанского кремля – Благовещенский собор Пресвятой Богородицы. Он был заложен Иваном IV 2 октября 1552 года. Деревянную церковь поставили за три дня. К сооружению же белокаменного, пятиглавого Благовещенского храма приступили в 1556 году. Строителями его были все те же псковские мастера, которые в эти дни возводили кремлевские стены и башни. До нас собор дошел в перестройке XVIII века с измененной формой куполов и трапезной, пристроенной с западной стороны. Во внутренней архитектуре храма использованы приемы, присущие восточному стилю и в целом не характерные для храмового строительства того времени. Собор был богато расписан, и часть фресок сохранилась до наших дней. Центральной темой уникальных многоцветных росписей Благовещенского собора является история обретения чудотворной Казанской иконы Божьей Матери. Кафедральный Благовещенский собор владел богатейшей ризницей. Отреставрированный храм был торжественно открыт 21 июля 2005 года с богослужением в честь иконы Казанской Богоматери.


Памятник средневековым зодчим


В этом собрании произведений искусства особую ценность представляло Ефремово Евангелие (находится в Национальном музее РТ). Напечатанное в Москве в 1606 году, оно отличается редчайшим по красоте книжным убранством, и особенно интересно изображение четырех евангелистов. До начала XX века собор украшала оригинальная по своей архитектуре колокольня, возможно, перестроенная в XVII веке из древней булгарской оборонительной башни.

Перед Благовещенским собором расположен очень уютный сквер с памятником средневековым зодчим, скорее всего, псковским создателям храма (скульпторы А.В. Головачев и В.А. Демченко, архитектор Р.М. Забиров; открыт в 2003 году); в жаркий летний день шелест густой листвы будто нашептывает предания старого Кремля.

Мечеть Кул-Шариф

Одним из наиболее ярких архитектурных сооружений Кремля, видного поверх белокаменных стен, а значит, господствующего в панораме города, является заново отстроенная мечеть Кул-Шариф. Она напоминает нам о самой красивой мечети Казанского ханства, разрушенной в XVI веке. Имамом той мечети был ханский сеид Кул-Шариф. Во время штурма Казани войсками Ивана IV он возглавил оборону города и вместе со своими 200 учениками-шакирдами погиб, защищая родную землю. Память об этом событии сохранилась в татарском народе, и в 1995 году было принято решение о возрождении на территории Кремля легендарной мечети. В ее «многоминаретности» нашла свое отражение легенда о восьмибашенной мечети XVI века. Главный купол выполнен в форме казанской шапки – короны казанских ханов. Высота каждого из основных минаретов 58 метров. Голубой цвет куполов символизирует небо. Комплекс мечети Кул-Шариф одновременно культовый центр – с одной стороны и, культурно-просветительский и научный – с другой; в состав его помещений включен музей исламской культуры Поволжья, музей древней рукописи, библиотека. Внутреннее пространство мечети рассчитано на полторы тысячи человек.


Мечеть Кул-Шариф и тюльпановидная пристройка


Впрочем, не все согласны с мыслью о гармоничном сочетании древнекремлевского ансамбля с современной Кул-Шариф, возведенной по инициативе бывшего президента Татарстана, патриарха нации Минтимера Шаймиева. Вроде бы символ возрождения нации… Но вот некоторые специалисты по культурному наследию видят в этой перечеркивающей историческую панораму акции даже нарушение закона об охране памятников культуры, ведь новомодное масштабное сооружение не соответствует прототипу, разрушенному при взятии Казани войсками Ивана Грозного. Отражая нападки критиков, реалисты говорят, что в Московском Кремле тоже не все благополучно с историческим соответствием – при большевиках здесь были разрушены Чудов и Воскресенский монастыри. Примером цивилизованного отношения к «музеефицированному» наследию является Псковский кром (так здесь называют кремль). Пустующие площади средневекового ансамбля здесь не застраиваются, как бы ни хотелось этого современным тщеславным зодчим, но отдаются под устройство театрализованных праздников и исторически реконструированных постановок под открытым небом.

Тюльпан – почитаемый цветок на Востоке, это как бы опрокинутая чаша, венец, глава. Некоторые краеведы видят в этом связь с названием Казани – ведь оно происходит от слова «казан, чаша». Может, поэтому в городе так много торговых палаток в виде тюльпанного цветка, барельефных украшений, фонарей-тюльпанов. И главное – бирюзовая пристройка в виде перевернутого бутона к Кул-Шарифской мечети.


А вообще, тюльпан – это домусульманский символ весеннего возрождения степи, есть даже трактовка его как знака сабантуя. Этот праздник отмечают в честь окончания весенних полевых работ; помимо традиционных состязаний – национальной борьбы куреш (кураш) и конных скачек, – сабантуй изобилует самобытными и развлекательными играми, песнями, плясками и обрядами. Подарки в эти дни – вышитые полотенца, платки, крашеные яйца – пестрят «тюльпанными» орнаментами. Так что языческая символика не имеет никакого отношения к современным религиозным кодам.

На Пушечном дворе

Прогуливаясь по территории Кремля, невозможно не обратить внимания на комплекс Пушечного (Артиллерийского) двора. В Казанском кремле издавна изготовляли оружие: здесь делали наконечники для стрел, мечи, копья и впоследствии стали отливать пушки. Археологические находки позволяют нам проникнуть в тайны этого старинного ремесла, разгадать некоторые секреты. Первоначально на Пушечном дворе размещался оружейный завод и арсенал, ныне – Гербовый зал, Музей истории Казанского кремля, Музей оружия, Музей истории ювелирного искусства Татарстана. Новопостроенный в 1995–1999 годах. «Пушечный двор» интересен участком под названием «Улица XII–XVI вв., археологические фрагменты»; именно здесь можно увидеть кусочек старой Казани дорусского времени. Недалеко от Пушечного двора протянулось длинное белое здание – Юнкерское училище.


Одна из стен Пушечного двора


Когда-то в этих стенах готовили военных – будущих защитников Родины, сейчас оно называется Национальной галереей «Хазинэ» и включает музей природы Татарстана и картинную галерею, музей Великой Отечественной войны и центр «Эрмитаж-Казань». Напротив здания Юнкерского училища можно увидеть протяженные Присутственные места. Издавна здесь сидели чиновники, и сегодня здание сохранило свое назначение с расположением министерств и ведомств. Музей государственности татар и Республики Татарстан закрепился в здании бывшей Дворцовой церкви.


В 2000 году ансамбль Казанского кремля включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как одна из уникальных жемчужин мировой культуры; как единственный в мире действующий центр татарской государственности; как единственная в России крепость, сохранившая основы первоначальной градостроительной идеи татарского зодчества; как продукт взаимодействия различных градостроительных и архитектурных культур. Казанский кремль – это своеобразное отражение истории народа, его национального характера, традиций, культуры. Историко-культурный и художественный музей-заповедник «Казанский кремль» создан в 1994 году. Здесь ведутся планомерное изучение, реставрация и реконструкция памятников истории и культуры, масштабные археологические раскопки.

Конец ознакомительного фрагмента.