Вы здесь

Казань. Между Востоком и Западом. Взгляд в прошлое (Ю. П. Супруненко, 2013)

Взгляд в прошлое

Значение Казани, как третьего города России (это, кстати, зарегистрированный бренд города), перекрестка торговых путей, ворот на Восток, объемно и точно выражено в словах А.И. Герцена, сказанных еще в XIX веке. «…это место встречи и свидания двух миров. И потому в ней два начала: западное и восточное, и вы их встретите на каждом перекрестке; здесь они… сдружились, начали составлять нечто самобытное по характеру. Далее на восток слабее начало европейское, далее на запад мертвеет восточное начало. Ежели России назначено, как провидел великий Петр, перенести Запад в Азию и ознакомить Европу с Востоком, то нет сомнения, что Казань – главный караван-сарай на пути идей европейских в Азию и характера азиатского в Европу».


Кроме подобных названий, Казань имеет такие официальные и полуофициальные ярлыки, как «столица российского федерализма», а также «столица всех татар мира» – при обилии национальностей здесь плодотворно приживаются начала федеративного устройства.


«Дивный город», «столица Востока» – так называли Казань средневековые путешественники, восхищенные ее архитектурой и местоположением. Сердце Казани – ансамбль крепости, что вот уже тысячу лет занимает самый высокий холм на реке Казанке. Как бы ни приехали в Казань гости, по Волге ли или по железной дороге, первым их встречает Казанский кремль. Вонзается в небо над городом башня Сююмбике, сияет куполами собор Благовещения, развевается президентский штандарт над дворцом и венчает панораму многоминаретная мечеть Кул-Шариф – образ возрожденной государственности Татарстана.

Еще в эпоху Волжской Булгарии, а затем и Золотой Орды город постепенно превращался в крупный политический и торговый центр Поволжья – столицу могущественного Казанского ханства. После же покорения Иваном IV Грозным Казань стала «восточными воротами Руси», столицей Казанской губернии. Экономическим центром региона она продолжает оставаться и в наши дни.


Казань в XVI веке. Гравюра А. Олеария


Благодаря целеустремленности большевиков и их активной пропагандистской работе Казань в 1917 году стала вторым городом после Петрограда, где произошел октябрьский переворот. Но тогда же разгорелись отчаянные бои за город между красными и белыми войсками. Путь на Москву для контрреволюционных войск был открыт, вот почему большевики бросили под татарскую столицу, тогда еще, впрочем, не обретшей этот статус, почти все силы, последние резервы. Эти бои, как пишут очевидцы, были «беспощадным экзаменом» для Красной Армии. Взятие Услона, этой господствующей высоты над окрестностью Казани, решило судьбу города. После решительных боев белые были сброшены в Волгу. А Казань, занятая белогвардейскими войсками, подвергалась даже обстрелу с красноармейских миноносок, причем достаточно точно и удачно, с разрушением многих зданий, где располагались различные учреждения штаба контрреволюционных сил. Наконец, 11 сентября 1918 года красноармейские части вошли в город. Так закончился очередной этап борьбы за Казань. В годы Гражданской войны, ожесточенных противостояний столичные учреждения были эвакуированы в Казань. Так случилось и с Военной академией Генерального штаба (бывшей Императорской); когда город был захвачен белыми частями, первый состав «красной» академии, все преподаватели и слушатели перешли на сторону Белого движения, при сдаче города они ушли с армией Колчака на восток, забрав с собой все архивы. Покинуло обжитые места и немало горожан, напуганных большевистским разгулом.

В 1918 году Казань на время стала эпицентром событий на Восточном фронте, переходя из рук чешских легионеров и белой армии в руки красных и обратно. Сохранившиеся телеграммы Владимира Ленина тех лет показывают, какое значение придавалось взятию Казани. Именно здесь Л. Троцкий в напряженные для советской власти дни впервые применил «децимацию» – расстрел каждого десятого из состава частей, отступающих с позиций под натиском противника.


В годы Великой Отечественной войны в Казань переместились многие предприятия из центра (в том числе Московский авиазавод имени С.П. Горбунова, Воронежский моторостроительный завод), переведена часть Академии наук СССР. А жилищный фонд приютил беженцев, из числа которых на несколько лет сформировалось тыловое братство на татарской земле. Пронзительные и теплые воспоминания оставила о городе Вера Михайловна Инбер, интересный прозаик, поэт и журналист, творческий путь которого начался еще до Октябрьской революции.


«Каждый колос – удар по врагу!». Агитационный плакат, напечатанный в Казани в 1942 г.


Писательница пережила Ленинградскую блокаду и в июле 1942 года приехала в Татарию, где в эвакуацию жила ее дочь. Вот строки из ее дневников: «Казань сейчас – это не только столица Татарии. Это частица Москвы, это воспоминание о Ленинграде, память о Киеве. Московские, ленинградские, киевские люди переполняют казанские улицы, живут здесь и работают. Происходят неожиданные встречи. Казань, как и все остальные города нашего Союза, находится в центре событий. Она связана с фронтом одной волей, одним дыханием».

Добулгарская история

Волжские булгары оставили столь значительный след в летописи края, что, кажется, до них здесь никто не обитал. Археологические раскопки свидетельствуют об обратном. Благоприятные природно-географические условия района современной Казани издавна, еще задолго до появления булгар, привлекали перобытных обитателей. Находки археологов подтверждают эти предположения.

В 1990-е годы посредством раскопок проводилась довольно обстоятельная проверка содержащихся в письменных источниках сведений. До этого подобные исследования предпринимались дважды – Н. Калининым в 1950-х и А. Халиковым в 1970-х годах.

Николай Филиппович Калинин, крупный знаток средневековой Казани, изучил три археологических памятника в пределах современного города: Зилантовского городища, Кабанского городища и Казанского кремля. По его мнению, первые два памятника вполне могли претендовать на место первоначальной Казани, существовавшей до окончательного переноса ее на современный Кремлевский холм.

На Зилантовой горе Н. Калинин обнаружил всего несколько фрагментов позднебулгарской керамики и обломок кирпича с голубой поливой. Название горы он связывал с татарскими легендами об обитании множества змей и крылатого змея Зиланта на месте будущей Казани.

Археологические разведки Кабанского городища выявили слабые следы оборонительных укреплений, а также мусульманского кладбища с надгробиями булгарской принцессы Алтын-Бертек (1297) и эмира булгарского Хасан-бека (конец XIII века).


А.Х. Халиков


В 1971–1978 годах раскопками Казани занимался профессор Альфред Хасанович Халиков. Он искал местоположение протогорода и пытался установить определенное время его возникновения. В районе знаменитой башни Сююмбике и у так называемого Тезицкого (Купеческого) рва ученые обнаружили следы древнейшей оборонительной стены – остатки земляного вала, укрепленного какими-то деревянными конструкциями. Крупным успехом стало открытие белокаменных укреплений домонгольской Казани второй половины XII столетия – периода обострения отношений Волжской Булгарии с Владимиро-Суздальским княжеством. Многие ученые отнеслись тогда с недоверием к столь ранней датировке, но А. Халиков оказался все же прав. В этом ученые убедились, раскопав продолжение белокаменной стены по восточному краю Кремлевского холма в 1995–2000 годах.

Исследования продолжились в связи с планами реставрации исторических памятников Казанского кремля. Они ведутся и по сей день. Появились хорошо датируемые артефакты, порой уникальные свидетельства.

В древнейшем слое была обнаружена красноглиняная гончарная посуда из мелкопесочного субстрата (горшки, кувшины, миски, чашки, тарелки), украшенная широким лощением и линейно-волнистыми узорами. Ее изготавливали булгары в X – начале XIII века. Так неоспоримо установлено время появления пограничной крепости Волжской Булгарии на рубеже X–XI веков. Найдена также сделанная вручную архаичная посуда, как правило, подправленная на гончарном круге. Исключительный интерес представляет бронзовая накладка, элемент конской сбруи, обнаруженная в районе мастерской кожевенника ханского времени.


Сенсации нумизматов

У кремлевских стен на берегу Казанки городские мальчишки часто находят старые монеты. Кому как повезет – это одно из увлечений детворы. Но вот специалисты наткнулись на поистине сенсационную находку. За пределами древнейших стен, в нижней части склона кремлевского холма на глубине около трех метров был найден обломок монеты – дирхема. Арабские дирхемы не относятся к числу редких находок в булгарских памятниках, однако значение этой находки для Казани велико. Половина монеты с надписью, содержащей сведения о месте ее чеканки и имени правителя, обрезана. Специалисты-нумизматы определили время ее изготовления первой половиной X века. Так возраст Казани придвинулся к тысячелетнему рубежу.

Поистине сенсационной находкой оказалась чешская монета, обнаруженная в районе Благовещенского собора в Кремле. На лицевой стороне монеты, вокруг креста, читается надпись «князь Вацлав» и «город Прага». Эксперты выяснили, что произведена она в XI–XIII веках!


Правда, оппоненты склонны сомневаться, что одна монета может служить поводом для установления возраста целого поселения. Да и как-то очень уж удачно и вовремя на территории Казанского кремля нашлась чешская деньга из свинца, датируемая 1005 годом (предположительно считается, что чеканка относится к 929–930 годам). Были и другие артефакты, правда, с менее явной датировкой: накладка венгерского типа, женские бусы. По официальным утверждениям, к изучению находок привлекли несколько десятков российских и международных специалистов. Большинство высказали свои положительные суждения. Этого оказалось достаточно. Сомнения остались без внимания, научной и важной в государственном плане дискуссии не последовало.

Демократическим властям суверенного Татарстана ничего не оставалось, как без особых раздумий прибавить тысячу лет и подать заявку в федеральный бюджет о праздновании в 2005 году круглейшую дату города. А заодно выбить инвестиции на прокладку метрополитена и строительство моста Миллениум через Казанку – так архитектурно застолбили почтенный возраст татарской столицы, чтобы и у потомков не было сомнений в достоверности исторически зыбких документов. Появились площадь Тысячелетия и парк Тысячелетия, в массовое сознание подспудно внедряется, что цивилизация чуть ли не пошла с берегов Волги… В Казани до сих пор помнят публичные слова известного в республике архитектора: «За этот юбилей нас еще всех будут судить». И ведь сказанные не в запале, а взвешенно и обдуманно… Были и резкие комментарии историков, которые утверждали, что существование Казани раннее XIV века – это «исторический блеф». Интернет, не терпящий никакой цензуры, запестрел заголовками: «Древнечешская монета из Казани», «Кто сказал, что Казани – 1000 лет?», «Казанский историк: “1000-летие Казани” не имеет ничего общего с исторической реальностью». На пессимистические размышления настраивает и то, что вслед за юбилеем города и празднованием принятия ислама на территории нынешней России здесь активно отметили также добычу трехмиллиардной тонны нефти в республике. Получается, что события равнозначные, однопорядковые – и духовность, историческая достоверность, и материальные блага…


С берегов Казанки начала свой рост Казань


Все уже начали забывать, что даже 800-летний юбилей Казани в 1977 году с трудом обосновывали власти автономной республики. Скажем прямо: cлишком мало исторически обоснованных сведений для столь громких заявлений. И здравомыслящие политики, а за ними и трезвые скептики нет-нет да и усмотрят в таких «местнических инициативах» простое соперничество между регионами. А кое-кто даже видит в этом «бесшабашные празднования», «юбилейное безумие». Невольно вспоминаются 525-летие вхождения Мордовии в Россию, 350-летие Иркутска, 450-летие вхождения Башкирии в Россию, 1000-летие Казани…


Претендовать на строительство метрополитена Казани позволило значимое событие еще в 1979 году – рождение миллионного жителя. Но официально указ о подземном строительстве был подписан только в 1996 году. Сам же метрополитен в татарской столице торжественно открыли 27 августа 2005 года во время празднования Тысячелетия города. Казанская подземка поражает своей необычностью и яркостью, оформлением в фольклорном стиле с использованием русских и татарских орнаментов. Проезжая в метропоезде, вроде бы и не замечаешь местной специфики: в вагонах Мытищинской сборки та же бегущая строка, как и везде, те же проходы и сиденья; только голос диктора с необычным тембром и татарскими названиями, да тревожными предупреждениями о возможных терактах. С интересом прислушиваешься: Сукно бистасе – Суконная слобода, остальные понимаешь без перевода – Козья Слобода, Кремлевская, площадь Тукая, Аметьево, Горки, проспект Победы. Особенно поражают мозаичные панно на темы татарских сказок и легенд на станции Кремлевская, а также стеклянные фото городов-героев на окраинной станции. С пуском 6-й и особенно 7-й станций одной линии метрополитена «Проспект Победы» и «Козья Слобода» пассажиропоток в метро резко увеличился, в среднем достигая 75 тысяч человек в день и даже 105 тысяч – в пиковые дни. В 2013 году, ко дням Универсиады, планируется завершение еще трех остановок: Декабристов, Московская, Заводская.

Кроме продления первой линии метро, к этому масштабному событию предполагается коренная модернизация транспортной инфраструктуры города, включая сооружение более десяти развязок и нескольких десятков пешеходных переходов, запуск аэроэкспресса, радикальное обновление аэропорта «Казань», строительство транзитного железнодорожно-автобусного вокзала, дальнейшее обновление подвижного состава наземного общественного транспорта. Хотя уже и сейчас городское общедоступное сообщение неплохо развито. Бросается в глаза обилие на улицах красных автобусов, подходящих регулярно – движение их отслеживается с помощью автоматизированной системы, основанной на спутниковой навигации. Только потом узнаешь, что это местная фишка и Казань обрела определение как «город красных автобусов» и завоевала национальную транспортную премию «Золотая колесница».


Но никого не смущает, что рядом с якобы тысячелетней Казанью, которую историки уже официально окрестили «Новым городом», располагается «Старая Казань» по возрасту на два века моложе – древнее городище, где обитали этнические предки татар. Это место находится в 40 км от нынешней татарской столицы, на правом берегу Казанки; развалины древней Казани – Иски-Казань располагаются на горе, которая во все времена служила защитой от непрошеных гостей.

Замечательный человек, ученый-естествоиспытатель, врач, краевед, собиратель памятников старины К.Ф. Фукс (1776–1848) оставил свои комментарии по поводу древней столицы татар. «До царствования хана Золотой Орды Туктамыша (1380) мы ничего не знаем о городе Казани. Нет памятников, кои могли бы здесь решить что-нибудь. Небольшое число надгробных камней, там и сям попадающихся в верховьях Казанки (Иски-Казань. – Ю.С.), принадлежат позднейшим временам. Весьма замечательно и то, что из множества монет, найденных в здешних местах, нет ни одной, на которой была бы помянута Казань».

С чего начинался ислам?

Еще в Х веке народы Волжской Булгарии приняли единую веру Ислам. Это помогло сплотить многочисленные племена в нацию. Так закладывалась государственность татарского народа, позже эволюционировавшего через Золотую Орду в Казанское ханство. Геополитически это было выгодное место. Отсюда открывались ворота из Европы в Азию, на Средней Волге имело место пересечение торговых путей: Великого Шелкового и Великого Волжского, что позволяло западным торговцам открывать этот богатейший край и сотрудничать с ним.


Казанские татары. Фото 1885 г.


Волжская Булгария образовалась после переселения в целом кочевого народа булгар с междуречья Волги и Дона. Принятие ислама происходило во времена правления булгарского хана Алмаза (Алмыша), получившего по мусульманской традиции имя Джафара ибн Абдаллаха. В 922 году хан Алмыш (Непобедимый) в поисках военной поддержки против воинственных хазар приглашает посольство из Багдада и официально объявляет ислам государственной религией. Это событие запечатлено на монетах того времени. Такая серебряная денежная единица выпускалась в Булгаре и Суваре на протяжении всего Х века. Большая часть населения подчиняется официальным требованиям, строятся мечети, проводятся службы; но вот часть людей из племени Сувар остается верной заветам предков и не уходит от языческого поклонения – впоследствии из этих идолопоклонников сложилась своеобычная нация чувашей.

На гербе Татарстана изображен крылатый снежный барс на красном фоне. Откуда пошло это изображение?

Одно из самых древних и прославленных булгарских племен называло себя «барсилы»: барс, по их представлениям, был их родичем и другом. Именно представители этого племени поднялись впоследствии на царский трон Волжской Булгарии. Самые древние изображения могучего барса с солнцем на спине и одним рогом на лбу донесли до нас образ «владыки вселенной». Окружность, по которой шагал барс, означала безграничность его владений и бесконечность времени его правления, или по более широкой трактовке – вечность жизни и непрерывность движения. Сам же гербовый герой символизировал избранность, благородство, счастье. После принятия Волжской Булгарией ислама на гербе появились знаки святости: вместо рога – крылья.


Древний Болгар. Старое фото


Фигуру Ак Барса можно увидеть и в таком необычном виде


Образ барса с тех пор стал главной фигурой герба Республики Татарстан. Острые зубы и когти символизируют способность постоять за себя, поднятый хвост свидетельствует об уверенности и независимости (а не то, о чем вы подумали, заметят скептики), а изображенный на боку крылатого барса восьмилепестковый цветок астры выражает процветание и долголетие; поле герба – красное, цвет восходящего солнца. Все это вписывалось в геральдическую символику Руси и Европы: это животное издавна символизировало отвагу, свирепость, готовность сразиться с противником даже в одиночку – то есть те свойства, которые необходимы молодой нации для завоевания своего жизненного пространства. Стилизованная кошка с поднятым хвостом и гордой выправкой – очень известное изображение в республике, не зря оно стало символическим знаком знаменитой хоккейной команды «Ак Барс».

Оказавшись в районе устья Казанки, булгары-торговцы достойно оценили выгоды местности и основали здесь поселение, которому было суждено в дальнейшем стать крупным экономическим, политическим и культурным центром обширного Поволжско-Приуральского региона.


В 985 году Киевский князь Владимир организовал большой русско-половецкий военный поход на Камскую Булгарию и остатки Хазарии. После этого был подписан первый договор Киевской Руси с Волжско-Камской Булгарией. Годом позже с берегов Волги Киев посетило посольство с предложением русским принять от булгар мусульманскую веру. Интересно, что, по свидетельству русских летописей, причиной отказа Владимира от принятия ислама послужил запрет употребления мусульманами вина и свинины.


После монгольского нашествия население Волжской Булгарии переместилось в северные районы. Но с восстановлением жизни и с наведением общественного порядка, строя и торгуясь, Казань стала важным политическим и экономическим центром Поволжья, постепенно превратилась в крупный торговый и ремесленный центр.

В 1240 году после двух восстаний Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды. Но и после этого недовольства на вновь присоединенных территориях продолжались, ордынцам приходилось силой усмирять непокорных булгар. Но вот Золотая Орда распалась, и образовалась лоскутная «псевдоимперия», в ее состав входило и Казанское ханство. В Казань переселилась небольшая орда Махмутека в количестве порядка 4 тысяч человек, которые, конечно, не могли коренным образом повлиять на этническую ситуацию в регионе. Для людей того времени данное государство продолжало именоваться Волжской Булгарией или Булгарским царством, а подданные его – булгарами; не случайно после взятия Казани Иван Грозный прибавил к своим титулам звание царя Булгарского, а не Казанского или Татарского.


Восточный мавзолей


Как пишет известный татарский историк и философ, а также мусульманский просветитель и член Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете Шигабутдин Марджани (1815–1889), «из-за многочисленных смут и бед, обрушившихся на Булгарию, ее прежнее благополучие пошло на убыль, постепенно все это перешло на Казань, которая и стала наследницей всего этого былого величия…» И далее дотошный знаток истории татарского народа комментирует: «После объединения всех земель название “магул” как название рода вышло из употребления, осталось название “татар” как общее название для всех племен, хотя, по существу, основной род – монгольский… У населения Булгара… закрепилось лишь название “татар”». Современные специалисты считают, что Ш. Марджани правильно понимал вопросы этнонимов; его толкование терминов «татар», «монгол», «кипчак» не потеряло значение и для современной исторической науки.

Исторические документы свидетельствуют, что Казань была основана как пограничная крепость на севере Волжской Булгарии; в XIII–XIV веках поселение пошло в рост и стало важным политическим и торговым центром в составе Золотой Орды. Первое письменное упоминание о городе встречается в известном Рогожском летописце: «В лето 6899 (1391) … Того же лета новгородци Новагорода Великаго да и устьюжане гражане и прочии к тому совокупившиеся выидоша в насаедахи в ушкуеках рекою Вяткою на низ и взяша Жукотин, и пограбиша весь, и Казань, и пакывыидоша на Волгу и пограбиша все всех, и тако поидоша прочь». В этой летописи Казань уже названа центром одного из султанатов, наряду с Болгаром. В тот же период началась чеканка собственных монет с указанием места чеканки – «Булгар аль-Джадид», то есть Новый Булгар.

Уже к середине XV века Казань, расположенная в 140 км севернее первой столицы города Булгар (Булгара Великого) на пересечении торговых путей между Востоком и Западом, занимала важное место в международной транзитной торговле по Великому Волжскому пути. Особенно тесные торговые связи сложились с Москвой, Крымом, Турцией и рядом других регионов.

Таким образом, Казань ведет свое происхождение от полулегендарных времен Волжской Булгарии. Возникнув на перекрестке «цивилизационных транзитов», это государство-ханство со столицей Булгаром-Казанью стало самым северным регионом распространения мусульманства в мире. После распада золотоордынской государственности эта территория становится, ни много ни мало, одним из геополитических центров Евразии. Даже московские князья платили какое-то время дань казанским ханам, за немалые деньги выкупали русских пленных заложников. Военное присоединение Казани к Москве прекратило подобную практику, обозначило новый вектор формирования межэтнической евразийской государственности.


Летом 2012 года на земле, где впервые на Руси был добровольно принят ислам как государственная религия (922), побывал президент РФ В.В. Путин. Из его слов, «государство много задолжало традиционным конфессиям»… Он с интересом осмотрел мусульманский культурный памятник и одновременно музей-заповедник в древнейшем городе Средней Волги Болгаре. В X–XI веках это была столица Волжской Булгарии, одного из крупнейших раннефеодальных государств Восточной Европы, а затем в XIII–XIV веках – первой столицей Золотой Орды. Экскурсию по Болгару для Путина провел председатель попечительского совета Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Татарстана, экс-глава республики Минтимер Шаймиев. Здесь же был продемонстрирован и экспонат, доступный с недавних пор для свободного обозрения. Самый большой в мире печатный Коран (изготовлен в Италии) располагается теперь (до этого находился в мечети Кул-Шариф в Казанском кремле) в специально построенном для него здании, торжественно открытом 21 мая 2012 года в дни празднования Дня официального принятия ислама Булгарией. Книга имеет вес 800 кг и размер 1,5 на 2 м, содержит страницы из шотландской бумаги, облечена в обложку из малахитов, фианитов, полудрагоценных камней, яшмы, сусального золота, серебра и др.


Болгар был не только мусульманским центром, но и торговым перекрестком в X–XIII вв. Сюда тянулись итальянские дожи и китайские купцы, скандинавские викинги и русские князья (не память ли о былых связях подтолкнула современных итальянских мастеров взяться за изготовление самого большого Корана?).

Древний Болгар

Ныне этот древний город известен не только как музейный комплекс, но и как «Северная Мекка» – сюда ежегодно совершаются паломничества мусульман. Хадж в уникальную сокровищницу культуры и истории татарского народа происходит 12 июня; поклонение святому месту с историко-краеведческим обогащением относится к событийному и паломническому туризму и насыщено праздничной атмосферой. Для мусульман это считается «малым хаджем»: Болгарский заповедник расположен недалеко от Казани, в 120 км.

Это один из немногих, если не единственный в своем роде историко-архитектурный комплекс поволжских татар. Он расположен на обрывистом левом берегу Волги и представляет собой не только культурную жемчужину первой величины, но и сокровищницу знаний по богатой истории края и народов, проживающих здесь. Величественно возвышается и издалека видна главная мечеть аль-Джами. Заповедник является объектом исторического и культурного наследия федерального значения и особо ценным объектом культурного наследия Республики Татарстан. В 1998 году Болгарский историко-культурный комплекс включен в предварительный Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО (так называемый список ожидания).

Волжские булгары, придя на эти земли, активно их осваивали: распахивали поля, выкорчевывали леса, строили новые селения и города, занимались ремеслами, торговали с соседями. «Страна городов» – так называли эти земли средневековые путешественники, и городов здесь было немало, более 250. Их развалины сегодня стали археологическими памятниками тех далеких времен.


Находки, обнаруженные на территории Болгара


Великие Булгары, чей Ага-Базар знали в Европе, куда шли торговые караваны за пшеницей, мехами, кожаной обувью-ичигами, ювелирными изделиями и многим другим, чем славилась булгарская земля, чьи жилые кварталы и улицы прятались в тени садов, окружавших дворцы, сегодня предстают перед нами как огромный музей под открытым небом. Столица волжских болгар долгое время носила название Куйбышев-Татарский, недавно ей вернули родное название Болгар (Булгар).

Благодаря исключительно выгодному географическому положению на пересечении торговых речных и сухопутных дорог, город быстро превратился в крупнейший торговый центр. Стояли здесь дворцы правителей, знати, мечети и караван-сараи, медресе и библиотеки. Их окружали кварталы ремесленников и торговцев, базары и площади, заполняемые днем и пустевшие ночью.

Однако в эпоху монгольских завоеваний город не раз был разрушен, в огне погибли многочисленные библиотеки и дворцы. Позже Великие Булгары не раз отстраивали заново, но прежнее могущество ушло безвозвратно. Эстафету центра страны приняла Казань.

Сегодня здесь можно видеть многочисленные памятники истории: руины Соборной мечети и Большой минарет, Ханскую усыпальницу, Северный и Восточный мавзолеи. Недалеко в поле возвышается Черная палата, о которой сложено множество легенд, но точное ее назначение так и не определено. Еще чуть дальше высится 16-метровый Малый минарет и несколько мавзолеев, недавно отреставрированных.


Многое сохранилось здесь благодаря указам Петра I и Екатерины II, их обмерял и описывал юный Гавриил Державин. Ныне все эти объекты – интереснейшие археологические памятники и место паломничества мусульман России.


Художник и путешественник середины XIX века, трудолюбивый этнограф и востоковед, автор альбома с видами Казани и окрестностей, а также книг воспоминаний («Россия на границе с Азией») Э.П. Турнерелли оставил примечательные строки об этом крае. Он с удовольствием отмечал, что «город Казань единственный в мире, который обладает университетом, где соединяются в таком большом количестве персы, монголы, турки, татары, армяне и прочие. Студенты, изучающие восточные языки, благодаря такому скоплению народностей, имеют то преимущество, что они все равно что изучают язык какого-либо народа в его собственной стране». В целом Турнерелли внес немалый вклад в историографию Казанского края.


Минарет Волжского Болгара


На развалинах Болгара ученый-путешественник заинтересовался высокой башней, называемой «большой колонной» или «круглой башней» (минаретом), вершина которой оканчивается конусом, увенчанным полумесяцем. «Несмотря на тысячу лет, которые пронеслись над ее головой, она мало пострадала от времени и стихий и до сих пор остается памятником могущественного народа, ее соорудившего». Не осталось незамеченным Турнерелли, что из-за слабости земли или камней, из которых устроен фундамент, минарет, подобно известной пизанской башне, значительно отклонялся в одну сторону. Каменная лестница, устроенная внутри башни, вела на самый верх. Вблизи входа обращал на себя внимание громадный камень, на котором путешественники выгравировывали свои имена; так что традиция оставлять свои автографы повелась издавна. Среди полустертых букв можно было разобрать и имя Петра Великого, посетившего Булгары в 1722 году.

Постепенно бывшая столица татар приходила в запустение. Вот как описывал ее состояние в XIX веке писатель В.И. Немирович-Данчеко, младший брат известного деятеля театра. «Развалины Болгар окружены остатками вала и рвов. Кое-где встречаются остатки минаретов и башен. Долгое время самое место это было всеми забыто. Густой лес скрывал под собой могилы павшего народа. Петру Великому мы обязаны расчисткой заповедных рощ. Он же приказал свято беречь развалины, отнюдь не расхищая их. К сожалению, запрет этот вовсе не исполнялся и не исполняется. Между развалинами разведены пашни; камни и надгробные памятники с армянскими, турецкими и арабскими письменами берутся на постройки. Некоторые могилы пользуются еще суеверным уважением казанских татар, поклоняющихся праху мохамедан, здесь погребенных».

Ныне возрождается популярность этих мест, татары тянутся к своим корням, исламским святыням. Татары-мусульмане приходят в Булгары для совершения молитв, соблюдения религиозных традиций. Отрадно, что теперь памятники Болгар объявлены заповедником, охраняются государством и специальным фондом «Булгар», который заботится о сохранении, реставрации этого достояния не только татарской, но и общемировой культуры.

В составе Российского государства

История Казани распадается на две эпохи: до и после штурма войсками Ивана IV. По письменным источникам, посад Казани был защищен деревянной стеной, которую опоясывал глубокий ров. Возможно, были и каменные стены в ханский период – археологи относят остатки белокаменных стен и башен к первой половине XVI века, что заставляет задуматься о том, как выглядела Казань перед штурмом войсками Ивана Грозного.

В последние годы археологам удалось выявить несколько каменных построек ханского времени между современным Благовещенским собором и засыпанным древним Тезицким рвом. Под остатками каменных кладок фундамента этих сооружений было обнаружено два клада серебряных монет, зарытых в первой четверти XVI века. Это позволяет предположить, что кладка является остатками главной казанской мечети и медресе.

В 1438 году булгарская крепость была захвачена золотоордынским ханом Улу-Мухамеддом, и Казань стала столицей самостоятельного государства – Казанского ханства. По данным археологии, в ханский период город представлял собой крупное поселение с большим посадом. В кремле высились огромные и роскошные каменные здания. Многочисленное и плотное население проживало на территории кремля, неукрепленного посада и примыкавших к ним слобод и сел. Развивались различные ремесла – кожевенное, гончарное, ювелирное, высокого уровня достигло плотничное дело, резьба по камню, производство оружия. Тогда же в новообразованном городском поселении начали складываться значительные торговые районы (торговые ряды у Тезицкого рва, ярмарка Таш-аяк, слободы Армянская, Кураишева, Бишбалта) с разнообразным средневековым ремесленным производством. Знаменитой становится ежегодная ярмарка на Гостином острове. Ремесленные слободы были поселениями с особым статусом, посад располагался вокруг острога или крепостного укрепления.


Удобное географическое положение привлекало сюда купцов из разных стран, которые в ряде мест города образовали свои колонии. Внутренняя и внешняя политика Казанского ханства во многом определялась отношениями с Москвой; соперничество в основном шло за контроль над торговыми путями, но примешивались и экономические мотивы и военная конкуренция. И здесь мы сталкиваемся с первым мифом, бытующим среди неискушенной публики. Как такового соперничества уже не было: Казань перед завоеванием русскими войсками не одно десятилетие находилась в полном подчинении у Москвы. Целая серия походов русских привела к тому, что Казанское ханство существенно уменьшилось по территории. К русским землям отошла горная сторона – правобережье Волги.


Казань к тому времени давно вела прибыльный бизнес – захватывала людей в русских приграничных селениях и продавала их на невольничьих рынках. А потому Москва не просто просила, а требовала прекратить такую практику и вернуть русских пленников (а таковых насчитывалось порядка ста тысяч), а не собирать дань с прилегающих земель. Взятие Казани лишь подвело как бы «законодательную черту» под существующее положение вещей. Так что к 1552 году Казань как государство была «колоссом на глиняных ногах», хотя еще и представляла крепкий орешек как крепость.


Иван IV под Казанью. Художник Г.И. Угрюмов, XVIII век


В соответствии с градостроительными эпохами облик города также распадается на составляющие. Исторический центр четко разделен на две части, которые образовались после завоевания Казани русским государством в 1552 году. На месте разрушенного при штурме посада стал оформляться торговый центр с русским населением: приезжие стрельцы, торговцы, бояре и нарождающееся дворянство активно застраивали территорию города, появились дома европейского облика. Отреставрированные здания главной пешеходной улицы Казани, улицы четырех веков – ул. Баумана (Большой Проломной), украшенной фонтанами и памятными знаками, дают возможность представить развитие торговой зоны.

Молодой царь Иван IV, еще не получивший прозвище Грозный, покорил первую столицу опасного врага Московской Руси. И с этой победы в 1552 году начала строиться держава Российская. А то, что это была нелегкая задача, говорят изображения неприступных и мощных стен кремля с узкими бойницами для обороны времен Казанского ханства. Миф второй – русские победили только оружием. Какая бы ни шла молва, но татарское ханство представляло собой прогрессивное и развитое государство, обладавшее всеми видами вооружений – и полевыми пушками, и крепостными орудиями, и личным стрелковым оружием. «Татарча мылтык» в переводе это означает «татарские ружья» или «татарская картечь». Так что все у защитников было, и порой они открывали ураганный огонь из пушек, пищалей, «наряду ружейного».

Говорят, что русский царь незаконно захватил власть… Так ли это?! Это можно расценить как третий миф. Казанское ханство являлось наследием Чингизидов, и власть в нем должна была передаваться их потомкам. Ситуация не изменилась и после завоевания Казани московскими войсками. Так вот если строго следовать букве, то мать Ивана Грозного Елена Глинская являлась отдаленным, но все же потомком некоей Тулунбек-ханум, которая была дочерью золотоордынского хана Бердыбека, полноправного Чингизида. Так что Иван Грозный – отдаленный прапотомок Чингисхана.


Панорама Казани. Копия со старинной гравюры на стене Национального художественного музея «Хазинэ» в Казанском кремле


Татарская Казань, очевидно, погибла во время штурма войсками Ивана Грозного, сопровождавшегося пожаром крепости. В конце XVI века городская территория разрастается, распространяясь за реку Булак. В течение короткого времени Казань стала вторым по численности и размерам городом государства. К сожалению, древние постройки постепенно обветшали и разрушились.

После взятия Казани русским не пришлось перекраивать на свой лад внешнее устройство города. Они воспользовались уже готовой казанской крепостью и посадом, откуда выселили всех татар. Получилась первоклассная русская крепость. Частые восстания мусульманского населения Казани против новой русской администрации привели к запрету селиться мусульманам внутри Кремля и в его посаде и образованию особого казанского района – Старо-Татарской слободы, отделенной от русской части города протокой Булак и озером Кабан. Это разделение города на татарскую и русскую части сохранялось практически до начала ХХ века.

Но все же и близко это не напоминало борьбу русских с татарами. В войске, которое штурмовало Казань, русских примерно было треть. Немало занимали наемники (немцы, итальянцы, поляки), а также союзники Москвы (в основном, народы Северного Кавказа). И как ни странно, много было татар – московских, нижегородских, ногайских, и даже казанских. Так что казанцы как-то естественно влились во вновь обретенное родство. И менее чем через полвека встали на его защиту в ополчении Минина и Пожарского против настоящих захватчиков – поляков.

Русское правительство наметило широкую программу каменного строительства завоеванной Казани. Английский путешественник А. Дженкинсон, побывавший тут в 1558 году, писал: «Казань – прекрасный город, построенный по русскому и татарскому образцу, с крепким замком, стоящим на высоком холме. Замок был обнесен валом с деревянными укреплениями, но русский царь приказал теперь снести старые стены и выстроить новые из белого камня».


Новые городские дубовые стены возвели в 1563–1565 годах на протяжении 578 саженей, то есть они были почти в два раза больше, чем каменные стены. Общая протяженность каменной стены, по подсчетам исследователей, была тогда более 670 метров, вновь построенной деревянной – более тысячи. Сплошная линия каменных укреплений охватила часть северо-восточной стороны Кремля до Пятницкой церкви, где стена поворачивалась к востоку. Новый кремль строили из белого камня. Массивные, грубо обтесанные куски известняка выламывали на правом нагорном берегу Волги и доставляли к городу. До наших дней сохранилась лишь часть этой крепостной стены. Они возводились на бутовом фундаменте глубиной до полутора метров. Стены имели толщину в 2–3 сажени и были сложены из плитнякового известняка. Поверху шел бруствер, защищенный зубцами, внизу располагались бойницы – «печуры». Для строительства стен использовались и камни разрушенной ханской цитадели, и мусульманских храмов.


Благодаря активной строительной работе в Кремле во второй половине 1560 – 1590-х годов Казань становится восточной цитаделью русского государства. И одновременно центром распространения православия на ее восточной окраине. В 1555 году здесь учреждается Казанская епархия; основываются монастыри: Зилантов (1553), Спасо-Преображенский (1556), Казанский Богородицкий женский (около 1591 года). К концу XVI века в городе насчитывалось свыше 20 церквей.


Женский Богородицкий монастырь. Конец XIX века


Петр I в заботах об экономическом развитии России обращал пристальное внимание к ее восточным окраинам. Взоры предпринимателя привлекало Среднее Поволжье с центром в Казани; в 1708 году была образована обширная Казанская губерния. Чтобы поднять промышленное производство края, он организовал в этом городе шерстяной завод (1714), адмиралтейство (1718), кожевенное предприятие (1719). Шерстяной завод вскоре превратился в суконную фабрику, а вокруг нее сложилась Суконная слобода, сохранившая свое название и в современной городской топонимике. В число мастеровых фабрики вошли сосланные стрельцы – сторонники царевны Софьи, боровшейся против всевластия брата, Петра I, а также выдворенные из столицы по наветам церковных властей старообрядцы, боровшиеся против Никоновской ломки религиозных устоев. В дальнейшем фабричные рабочие пополнялись за счет пришлого люда из окрестных деревень, ссыльных политических, прочего бродячего пролетариата. Со временем фабрика была перенесена с Третьей горы во вновь построенное с помощью казны каменное одноэтажное здание, сохранившее и поныне первоначальную архитектуру. Льготные условия работы и патриархальная атмосфера вскоре сменились суровым режимом с грубым обращением и неизменными штрафами по каждому даже незначительному поводу. Окончательное закабаление рабочих произошло в период правления Елизаветы Петровны, которая своим указом закрепостила за суконной фабрикой всех ее рабочих – земельных и безземельных. Суконщики сделались, по существу, бесправными рабами. Взрывоопасный контингент не безмолвствовал, начались непрекращающиеся бунты.


Петропавловский собор – одна из визитных карточек города


Особенно невыносимым временем для суконщиков стали 30-е годы XIX века, когда арендатором фабрики был А.И. Лобачевский, родной брат великого математика. Хозяин обладал суровым и необузданным нравом, притеснял рабочих по каждому пустяку. Его чрезмерная строгость с барскими курьезами вошла в фабричные предания о темных временах. За незначительные проступки на головы рабочих надевали железные рога – это было кольцо из шинного железа, с тремя вертикально прикрепленными к нему рогообразными отводами; средневековый головной убор, применяемый в качестве штрафных санкций, кроме жестокой боли, лишал возможности нормально спать. Обыденными вещами для суконщиков были также деревянные колодки и кандалы… Выступления «бунтовщиков» продолжались не одно поколение, и только в 1849 году им была дарована полная «воля» и права свободных городских обывателей.

Значительным событием для татарской столицы стало посещение ее царем-реформатором Петром I в 1722 году. Здесь он отметил свое 50-летие, и в память об этом казанцы построили в центре своего города собор Петра и Павла. С этого времени российские власти стали направлять еще больше средств на развитие региона, осознавая его геополитические и стратегическое значение, понимая объединяющее значение Казани для всех живущих в окрестностях народов.

Петропавловский собор – самая высокая церковь Казани (52 метра) и, возможно, всего Поволжья. Один из старейших храмов города; и возведен он на средства купца И.А. Михляева. Строительство собора было начато в 1723 году в память посещения Казани Петром I, однако не было завершено, так как здание, построенное наспех, рухнуло. Тогда Петром I были присланы в Казань мастера, которые и возвели один из красивейших казанских храмов; освящение его состоялось в 1726 году. Собор, построенный в стиле московского «строгановского» барокко и богато украшенный лепниной, цветными изразцами и резьбой по камню, игриво выделяется среди прочих православных культовых сооружений в городе. На высоком подклете, являющемся теплым храмом, высится четырехгранник с поставленным на нем восьмериком, завершенным главкой. Кованые ажурные украшения придают зданию легкость и изящество. В таком же стиле выдержаны и другие памятники города – Покровский храм и колокольня церкви Николы Нисского, а также памятник русской гражданской архитектуры этого времени – дом Михляева-Дряблова.

Собор – такая же обязательная для посещения достопримечательность Казани, как тот же Кремль; его посетили все российские императоры, начиная с императрицы Екатерины II (кроме Николая II). Был здесь А.С. Пушкин во время посещения Казани, в конце XIX века в стенах собора звучал голос Ф.И. Шаляпина, певшего в церковном хоре. В большие городские пожары собор выгорал, но затем восстанавливался. При коммунистах в 1939 году закрыт, в 1989 году возвращен верующим. В нижнем храме собора сохраняются мощи митрополита Ефрема, благословившего Козьму Минина и князя Пожарского и венчавшего на царство Михаила Федоровича Романова.


Веротерпимость в Татарстане общеизвестна. И примечательно, что в культуре татар почитаются христианские апостолы Петр и Павел, их чествование совпадает с окончанием Петровского поста и приходится на вторую половину июля (12 июля – День памяти Петра и Павла). В это же время отмечается народный татарский праздник кряшен «Питрау» – то есть крещеных татар; празднование уходит своими корнями в языческие времена, сейчас это исключительно светское этнокультурное событие с привязкой к религиозным торжествам. В самом названии чувствуется совпадение языческих и христианских традиций, что позитивно воспринимается сторонниками конфессионального объединения – бахаистами. Народный праздник с наибольшим размахом проходит в селе Зюри Мамадышского района, но и казанский собор Петра и Павла не остается в стороне с упором на память апостолов.

Обычно празднества устраивают на сельской поляне Тырлау у подножья одноименной горы. На основном майдане гости принимают участие в спортивных состязаниях и народных играх. Гиревой спорт, армрестлинг (армспорт), соревнования по бегу, национальная борьба на кушаках, разбивание горшка, поиск монеты в катыке (кисломолочном продукте татарской кухни) – все это привлекает людей всех возрастов.

На концертной площадке выступают кряшенские фольклорные коллективы, хореографические ансамбли, мастера искусств из районов Татарстана и регионов России. Праздник выражает самобытность кряшен, их духовное наследие, отображает их древние обычаи. В последнее время к старым обрядам добавляются новые традиции. Для самых маленьких организуют аттракционы и детские игры. Неизменный интерес вызывают выборы красавицы мисс Питрау. Это мероприятие предшествует другому республиканскому празднику-шоу, обычно проводимому в сентябре, – Вальсу невест; этот уникальный ежегодный проект обладает удивительно светлой аурой добра, счастья и любви – 50 девушек в свадебных нарядах во всей красе демонстрируют свои достоинства, а их забрасывают цветами. А в день Питрау с наступлением темноты начинаются народные игры у костра, которые, по поверью, должны продолжаться до поздней ночи. Завершаются игровые веселья торжественным фейерверком.

Значительной была роль Казани как торгового центра для тюркоязычных народов, исповедовавших ислам. Продолжая дело Петра I, императрица Екатерина II издала указ о веротерпимости в России, разрешила строить в своем государстве мечети. В соответствии с мусульманскими традициями при мечетях появляются мусульманские школы – мектебы и медресе. С этого времени, со второй половины XVIII века, Казань превращается в важнейший центр мусульманского образования в России.


В 1768 году составлен первый регулярный план развития города (прообраз современного генплана), предложенный видным казанским архитектором В.И. Кафтыревым. Под его руководством построен комплекс зданий Адмиралтейской конторы (ныне находятся по ул. Маркса, 17), позже переданной земской больнице, известной тем, что здесь лежал молодой Максим Горький, тогда еще Алексей Пешков, после неудачной попытки самоубийства; он выстрелил себе в грудь из револьвера и пробил легкое, от чего позже мучился всю жизнь. Таковы всплески творческих натур с эмоциональными взрывами… В настоящее время здесь расположена клиническая больница и кардиологический диспансер.


Сентябрь – пора свадеб


В 1774 году город занимают войска Е. Пугачева, а Кремль подвергается осаде. Мятежники оставили после себя горящую Казань, в пожаре погибла большая часть застройки и весь посад. Но открылась возможность для коренного преобразования, город начал расти во всех направлениях, в веерных и прямоугольных векторах. Центральной точкой оставался Кремль, от которого радиально отходили широкие улицы – Проломная (ныне Баумана), Спасская (последующие названия: Воскресенская, Чернышевского, Ленина, а ныне – Кремлевская), Арская. Другой направляющей линией застройки, согласно регулярному плану, стали Булак и озеро Кабан; параллельно им намечались улицы, среди них – Кирова (ныне Московская) в Закабанье. В 1820 – 1830-е годы Казань обогащается шедевром архитектуры того времени – зданиями Казанского университета; вступает в свои права классицизм и ампир. Новый план застройки города, разработанный архитектором Ф.И. Петонди, был утвержден в 1838 году и действовал до 1917 года.

С XIX столетия Казань становится полноправным промышленным, образовательно-культурным центром региона и уважаемым губернским городом России, через нее пошел главный торговый поток из Азии в Российскую империю. В 1758 году в городе открылась первая в России провинциальная гимназия, в 1771 году – первые медресе, в 1791 году начал действовать постоянный театр. Важным событием стало учреждение в 1804 году Казанского университета – третьего в России; так город обрел статус крупного научного центра. Уже во второй половине XIX века в городской инфраструктуре наблюдаются существенные изменения – появились газовое и электрическое освещение, конка и электрический трамвай, телеграф и телефон. Прелюбопытные строки в дневнике оставил о Казанском крае «дедушка русской революции» П.А. Кропоткин, посетивший Казань во время своего путешествия по Сибири и Маньчжурии в 1862 году. Цепкий и пристальный взгляд путешественника замечает многое. «Сама Казань не похожа на виденные мною губернские города; все они, кроме некоторых особенностей, во всем прочем совершенно схожи. Казань не то; во-первых, бросается в глаза, что город университетский: книжная торговля, типография, гимназия… Во-вторых, в Казани мостовые удивительно хороши для губернского города, на некоторых улицах очень порядочны, попадаются клочки торцовой (огромные шашки, между прочим). Затем иные дома очень милы – архитектура вовсе не губернская. Прибавьте к этому очень много древних… церквей. Кремль, высокая башня, остаток знаменитой осады, минареты, – следовательно, город своеобразен». К слову сказать, на рубеже XVI и XVII столетий в Казани была основана одна из первых в России типографий.

Другой путешественник, исследователь Внутренней Азии последней четверти XIX века Г.Н. Потанин, тоже посещал Казань. Ему было присуще тщательное описание быта и нравов народов, умение расположить к себе местных жителей и заслужить их доверие. Это проявилось у Потанина во время его плавания по Волге, которое он совершил в 1875 году, вскоре после возвращения из ссылки. Проницательный взгляд исследователя за короткое время пребывания среди казанских татар увидел ростки нового течения в их общественной жизни, предугадал позднейший расцвет татарской литературы. Как только «в местном обществе будут вызваны к жизни его творческие силы, это общество своим течением непременно увлечет с собою связанное с ним многочисленными экономическими нитями татарское общество… Но для этого нужно, чтобы общество само жило полной европейской жизнью». Небезынтересный комментарий, предостерегающий от изоляционизма и сепаратизма, куда иногда подталкивают националистически настроенные деятели, преимущественно религиозного толка.


Г.Н. Потанин


Со второй половины XIX века в городской архитектуре появляются элементы эклектики. Ярким примером такого здания является колокольня церкви Богоявления, построенная в 1897 году в так называемом псевдорусском стиле. Ее краснокирпичный массив виден издалека среди белокаменных строений. Высокое (около 62 м), стройное, многоярусное сооружение вроде бы и православного облика, но что-то в нем прочитывается чужеродное, специалисты видят в творении архитектора Г.Б. Руша элементы исламского, католического и даже иудейского зодчества. Сама же церковь, расположенная у подножья колокольни, выстроена за столетие до этого на пожертвования суконного фабриканта Михляева, того же, кто давал деньги на сооружение Петропавловского собора; у него, кстати, останавливался Петр I, отправляясь в Персидский поход. Вот такая эклектичная колокольня в окружении московского барокко.


Среди гражданских зданий появляются кирпичные и деревянные здания нового типа – зрелищные, торговые, учебные, промышленные, жилые. ХХ век открывается модерном и неоклассикой в архитектуре. Наиболее заметными образцами этого стиля служат: дом Мюфке (Казанское художественное училище – Авиационный институт – Технический университет; Маркса, 70), Дом Шамиля в Старо-Татарской слободе, здание Национального банка Республики Татарстан по ул. Баумана. Дом Мюфке напоминает терем и является одним из наиболее выразительных памятников начала века, к стилю дома подходил и образ жизни человека, не вписывавшегося в сложившиеся нормы, – будущего футуриста Д.Д. Бурлюка, который учился в этом художественном заведении.


Дом генерала Сандецкого. Архитектор К.Л. Мюфке


В целом, в начале ХХ столетия намечаются два типа городской застройки, принадлежащие двум национальным культурам. В верхней части, на территории современного Вахитовского района, располагалась русская часть исторической Казани. В забулачной части (Приволжский и частично Вахитовский районы), где преобладало татарское население, формировался уникальный ансамбль татарской архитектуры. Недалеко от старо-татарского поселения располагается Ново-Татарская слобода – место расселения ремесленного и рабочего люда из коренных жителей. Русская часть, в свою очередь, делилась на аристократическую и купеческую зоны и с другой стороны – на рабочие окраины без особых признаков благоустройства. Обеспеченные горожане могли себе позволить дома, ставшие знаковыми в городской архитектуре. Таким является здание Александровского пассажа (Кремлевская, 17), построенное в 1883 году по конкурсному проекту архитекторов В.В. Суслова и Н.И. Поздеева на средства зажиточного купца А.С. Александрова. Руководил строительством видный казанский архитектор Генрих Руш. В облике дома, кажется, присутствуют многие стили – романтизм, барокко, классицизм. Фасады оформлены многочисленными декоративными украшениями. Немало эклектических элементов и в интерьере – лепнина, зеркала, различные фигуры и маски. В средней части здания находится фонтан с бронзовой статуей-светильником женщины, держащей за руку ребенка. Подпись у основания фигуры долгое время вызывала фантастические рассказы, связанные с великим композитором Фредериком Шопеном. На самом деле все объяснялось прозаически – разгадкой стал автограф известного столичного бронзовщика Феликса Шопена. А обилие украшательств объяснялось тем, что это был свадебный подарок. В дальнейшем жена передала свое жилье в дар городу под музей, но планировка не подходила под выставочные залы, пришлось разместить в здании доходный дом, а позже кинотеатр. В 1977 году в части сооружения начались просадки из-за карстовых процессов под фундаментом. Долгое время пассаж пугал казанцев своим заброшенным видом, по перекрытиям лазили городские мальчишки. Ходили слухи, что под домом существуют ходы, ведущие в Кремль. После реставрационных работ здание привели в относительный порядок, и в нем разместились офисы и торговые учреждения.

Другое строение в этом представительном ряду – дом Ушкова (Кремлевская, 33), особняк сына известного владельца химических заводов. Это тоже был роскошный свадебный подарок, возведенный в 1908 году по проекту архитектора К. Мюфке. С 1919 года дом приютил Национальную библиотеку республики, которая даже среди крупнейших библиотек России выделяется немалым количеством (до 14 тысяч единиц) рукописных книг. Здание выстроено в эклектическом стиле с элементами барокко и ампира, что было характерным для начала века. Интерьеры тоже выделялись стилевым богатством, в декоративной отделке прочитывается ампир, рококо, готика, мавританские сюжеты и даже китайские мотивы.

Дом Кекина в этой же части города – едва ли не самое знаменитое здание Казани. Четыре этажа возвели в 1903 году по проекту архитектора Генриха Руша за один строительный сезон из лучшего в то время кирпича; это было первой стройкой города, где работы велись и ночью при электрическом свете. Хозяин недолго владел домом, революция отобрала у него все, вплоть до лошади с упряжью. В наши дни дом был бережно и с особым тактом реконструирован, возможно, как знак уважения к его былым владельцам.


Дом Кекина на старой открытке


В конце 1920-х годов начинается строительство социалистической Казани, возникают новые промышленные районы за Казанкой и за Булаком, в том числе в Ново-Татарской слободе. С 30-х годов появляются здания в стиле конструктивизма (Дом печати по ул. Баумана, один из корпусов Технического университета им. Кирова), а также в манере рационалистического модерна (к примеру, корпус фабрики кинопленки). Но это отдельные архитектурные образцы, в целом в городском архитектурном облике преобладает так называемый сталинский ампир (здание химического факультета Казанского университета, как наиболее востребованная в промышленности города научно-прикладная структура; театр оперы и балета).

В последнее десятилетие ХХ века идет активная перестройка исторической части города, сносится обветшалое жилье, и далеко не все ценные памятники удается сохранить. К празднованию Тысячелетия Казани обновляются в первозданном виде улицы Баумана, Кремлевская, Муштари, Карла Маркса, Максима Горького, Габдуллы Тукая, а также районы канала Булак и площади Свободы, Старо-Татарской слободы. Многие исторические памятники, в том числе культовые сооружения, становятся «визитными карточками города». В нулевые годы нового столетия широко используются архитектурные элементы в виде башенок, куполов, шпилей, то есть всего того, что должно бы напоминать русский стиль. Появляются неоклассические мотивы, характерным образцом этих новомодных тенденций выступают Дворец земледелия, а также жилые комплексы на Дворцовой площади и «Ренессанс» на площади Султан-Галиева.


Вид на Кремль со стороны ул. Баумана


Исторически наметившаяся радиально-кольцевая планировка города воплотилась в расположении современных дорог и обрела завершенный образ после сооружения внутригородских Малого и Большого колец и радиальных магистралей, а также объездной трассы. Среди микрорайонов массовой многоэтажной застройки выделяются три, пока еще «спальных» районов, имеющих стотысячное население каждый, – Ново-Савиново, Горки, Азино; крупнейшими поселениями в пригородах Казани являются Дербышки и Юдино. В самом городе имеется несколько десятков историко-географических микрорайонов с масштабным жилищным многоэтажным строительством, в том числе экопарк Дубрава, Солнечный город, Казань-XXI век (бывший Взлетный), Большая Крыловка, Деревня Универсиады, а также участки индивидуальной коттеджной застройки.