Почему мы молимся разным иконам Божией Матери?
Часто даже от православных христиан можно услышать такие вопросы: «зачем мы молимся иконам? Разве не могу я обратиться к Богу и Божией Матери напрямую, без икон? Нет ли в этом идолопоклонства? А если мне надо помолиться, но иконы рядом не окажется – что делать?».
Безусловно, молиться Богу и Божией Матери можно и без икон – в особенности в тех ситуациях, когда иконы перед нами нет: в пути или же в какой-то опасности. Но в храме и дома мы молимся перед иконами, потому что человек так устроен, что ему нужно иметь перед собой зримый образ Божией Матери. Великие святые, такие, как преподобный Серафим, которому Божия Матерь являлась сама, – и те предпочитали молиться перед иконами. Ведь когда телесными очами смотришь на святой образ, то сердце прозревает истинный, небесный образ Владычицы нашей Богородицы. Это, так сказать, земная, практическая причина того, почему мы почитаем иконы. А другая причина заключается в том, что сам Господь и Божия Матерь заповедуют нам почитать святые образы: иначе разве бы являлись они людям, совершались бы через них чудеса?
Самое важное, имеющее неотразимую силу, доказательство в защиту св. икон, это чудеса, совершаемые самим Богом через св. иконы. Если бы иконы были богопротивные идолы, как говорят иконоборцы; то Господь не стал бы совершать через них знамения и чудеса, напротив Он чудесами многократно и многообразно показал, что почитание св. икон Ему приятно.
Великую пользу доставляют нам св. иконы в деле нашего спасения.
1. Св. иконы благотворно действуют на все душевные силы человека: а) они служат к просвещению ума христиан. Люди неграмотные, не могущие читать Св. Писание, по иконам понимают домостроительство нашего спасения, усвояют себе историю Ветхого и Нового Завета и в особенности жизнь Господа Иисуса Христа, а у читающих те же события глубже напечатлеваются в душе чрез св. изображения, б) Святые иконы в сердце христианина возбуждают любовь к Господу Богу и святым, на них изображенным, подвигают христиан к усерднейшей молитве, усиливают чувства умиления и сокрушения о грехах, в) Св. иконы укрепляют волю христиан в борьбе с грехом и в творении добрых дел примерами и подвигами святых, на них изображенными, казнями грешников, видом страшного суда и т. п.
2. Устрояя и лобызая св. иконы и поклоняясь им, мы чрез то свидетельствуем свою любовь к Богу и святым, изображенным на них. «Честь изображения, – говорит св. Василий Великий, – переходит к первообразу» 3; таким образом чрез почитание св. икон привлекаем к себе благословение Божие и любовь святых Божиих.
3. Для Господа Бога св. иконы служат орудием проявления Его Божественной силы к нашему спасению: чрез них Он совершает великие знамения и чудеса для утверждения веры в Него и святую Церковь Его, для утешения скорбных сердец, для исцеления болезней. Если Господь изливает чрез св. иконы благодать свою видимо, то тем более он служат к нашему освящению и спасению невидимо. И если сам Бог видимо действует чрез святые иконы к нашему спасению, то много надобно иметь смелости (если не сказать более), чтобы утверждать, что иконы не имеют великого значения в деле спасения.
4. Где св. иконы, там бездейственны или менее действенны козни врага рода человеческого – злобного духа, потому он всеми силами старается уничтожить их. Если св. иконы помогают христианам в борьбе с врагами видимыми, то тем более они помогают им в борьбе с врагами невидимыми; мы знаем, что чрез св. иконы злые духи совершенно изгонялись из одержимых ими людей.
Заключим нашу беседу словами св. Иоанна Дамаскина: «Прочь ты, завистливый диавол! Ты завидуешь, что мы видим образ Владыки нашего и чрез него освящаемся; завидуешь, что видим спасительные Его страдания, удивляемся Его совершенствию, созерцаем чудеса Его, познаем и славим силу Его Божества; ты завидуешь чести святых, которой они удостоены от Бога; не хочешь, чтобы мы смотрели на изображения славы их и делались ревнителями их мужества и веры; не терпишь телесной и душевной пользы, происходящей от веры нашей к ним.
Но мы не слушаем тебя, человеконенавистный демон! Внемлите, народы, племена, языки, мужи, жены, отроки, старцы, юноши и младенцы, святый род христианский! Есть ли кто возвестит вам не то, что святая православная церковь прияла от апостолов, отцов и соборов и что до сего времени сохранила, не слушайте, не принимайте совета от змия.
Архимандрит Сергий (Спасский)
Иоанн Дамаскин, первый министр калифа багдадского, ревностный защитник иконопочитания, был искусно оклеветан греческим императором Львом Исаврянином пред своим государем. Калиф, не разобрав дела, велел отсечь у Иоанна руку, которая будто бы писала Льву изменнические письма, и рука была вывешена на торжище. Вечером, по ходатайству друзей Иоанновых, рука была возвращена страдальцу.
Ночью, затворившись в своей молитвенной келье и приложив мертвую кисть руки к ее месту, Иоанн на коленях перед иконой Богоматери громко зарыдал и всей силой своей великой веры просил у Богоматери исцелить его руку для прославления православия и победы иконопочитания. В этой молитве Иоанн задремал и увидел Богоматерь, милостиво на него взиравшую. «Твоя рука здорова, – сказала Она, – более не скорби». Иоанн, проснувшись, сперва не верил себе, но рука была совершенно цела, только в месте прежнего отсечения оставалась красная нить.
Восторг Иоанна выразился тут же в спетой им знаменитой песни: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».
Устроив из серебра кисть руки, он приложил ее к иконе, перед которой молился, почему икона и получила название «Троеручицы».
Впоследствии, покинув двор, Иоанн сделался монахом. На него наложено было старцем, его руководителем, послушание, в силу которого он должен был заградить свои уста, воспевавшие духовные песни. Просьба одного инока написать погребальную песнь на усопших заставила его преступить это послушание, за что старец вознегодовал на него. Но Богоматерь, явившись старцу, велела ему разрешить молчание Иоанну.
Е. Поселянин. Богоматерь.
Описание Ее земной жизни и чудотворных икон
Известно, что бесовские силы особенно не любят Божью Матерь. Противен им и сам образ Ее: вот почему всякая икона Богородичная – лучшая защита от бесов. Там, где находится икона Божией Матери, нет места силам диавольским.
Архимандрит Сергий в одной из своих книг рассказывает: «некто из старцев, по имени Авва Феодор Илиотский, рассказывал нам, что был в горе Елеонской один затворник, великий по своим подвигам; но на него напал демон блуда. В один день, когда этот демон сильно на него восставал, старец начал выходить из терпения и сказал демону: долго ли ты еще меня не оставишь? отойди ты от меня, по крайней мере, в старости моей. Когда старец сказал это, явился ему демон видимым образом и говорит: поклянись мне, что никому не скажешь о том, что я тебе скажу, и я не буду на тебя восставать более. Старец поклялся: свидетельствуюсь Живущим на небесах, что никому не скажу, что ты мне скажешь. Тогда демон сказал: не кланяйся этой иконе и я не буду на тебя нападать. На этой иконе изображена была Владычица наша Святая Богородица Мария, носящая на руках своих Господа нашего Иисуса Христа. Затворник отвечал демону: дай мне подумать. В следующий день он рассказал о сем Авве Феодору, который жил тогда в лавре Фаранской и от которого мы узнали о сем. Этот старец сказал ему: ты, отец, обольщен в том, что дал клятву. Но хорошо сделал, что не смолчал. После сего, утвердив затворника и укрепив различными наставлениями, старец пошел в свое место; а затворнику демон опять явился и говорит: что же ты, непотребный старик, поклялся мне, что никому не скажешь моих слов, и все рассказал пришедшему к тебе? Я тебе говорю, что ты будешь судим в день судный, как клятвопреступник. Но затворник отвечал ему: знаю, что я клялся, и знаю, что не сдержал клятвы, но не перед тобою, а перед Владыкою и Творцом моим. Так врагу противны и домашние иконы… если бы поклонение иконам было идолослужение, то оно приятно было бы демонам; но вот как они не любят св. икон, а при многих иконах они были изгоняемы из одержимых ими людей».
«Прошу так в первый раз…»
В результате тяжелых жизненных испытаний мое здоровье совершенно расшаталось. Я стал страдать хроническим расстройством желудка. Но особенно опасным было состояние полного нервного истощения. Я потерял способность читать или беседовать больше десяти минут. Появились сильнейшие головные боли. Доктора сказали мне, что положение мое серьезно и мне необходимо длительное лечение: полный покой и отдых в санаторных условиях. Ни того, ни другого я не имел возможности получить. Ужасало то состояние бездеятельности (в тридцать лет!), на которое я был обречен. Я жил тогда в Муроме. В один из больших праздников, посвященных Пресвятой Богородице, я стоял на праздничной всенощной. В первый раз в жизни я обратился с горячей мольбой к Божией Матери: «Я могу перетерпеть постоянную болезнь желудка, если Господу угодно послать мне этот крест, но жить без труда, без чтения Священного Писания и духовных книг, без возможности общаться с людьми я не могу. Пресвятая Богородица, прошу Тебя, прошу так в первый раз – дай мне возможность работать, читать и общаться с людьми».
Когда я подошел к священнику, поцеловал праздничную икону Богородицы, получил помазание елеем и вкусил благословленного хлеба, то почувствовал: что-то особенное произошло во мне, мысли в голове стали совершенно ясными, как бы какая-то сила вселилась в меня. С того момента ни малейших следов болезни головы и нервов у меня не осталось. Болезнь желудка у меня осталась, но я терпеливо переношу ее, помня слова Господа из послания Апостола Павла: Сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9).
«Матушка, мне еще больно»
У меня есть моя младшая сестра, 1949 года рождения. Она родилась с врожденным пороком сердца, и ее постоянно преследовали болезни. Тем не менее она вышла замуж, родился сын. С возрастом у нее стало чаще болеть сердце. У нее оказался перекрыт сердечный клапан, и живет она за счет расширенной аорты. Все чаще ее стали преследовать головные боли. Таблетки пила каждый час. Ей посоветовали лечь на обследование. Компьютерное обследование показало, что у нее опухоль мозга: на мозжечке и на трех шейных позвонках. Профессор в Москве сказал, что они такие операции не делают. Был понедельник, а к четвергу врачи готовили документы на выписку. И еще сказали ей, что жить ей осталось три месяца.
Как раз в это время я встретила одну матушку. Она мне посоветовала с могилки блаженной Матроны взять песочек и сказала: «Будете молиться Господу, Матушке Богородице, блаженной Матроне, и должно пройти». Я сделала, что нужно было.
Сильно верующими мы не были, сестра церковным человеком не была, но согласилась пить освященную водичку и молиться.
И мы с сестрами стали усердно молиться Господу Богу Иисусу Христу, Божией Матери (перед Казанской Ее иконой) и Святителю Николаю. Читали акафисты, молитвы. Через три дня профессор ей говорит: «Мы посоветовались и решили операцию вам все-таки сделать». Операцию назначили через неделю. Мы еще усерднее стали молиться. Операцию откладывали три раза и сделали ее только через месяц. Она продолжалась шесть с половиной часов, под местным наркозом: врачи опасались за сердце. Сестра все ощущала, все слышала. Когда ее из операционной повезли, она еще и улыбалась. Профессор говорил, что это была уникальная операция.
Мы с сестрой стали ухаживать за ней по суткам. Прошло четыре недели после операции. Швы ей не снимали, лежала она на одном боку. Лекарств принимала очень много…
Через каждые два часа ей делали уколы, она все терпела и только говорила: «Я все вытерплю, только бы мне остаться живой». Мы старались каждую свободную минутку читать около нее молитвы.
Однажды во время моего дежурства в два часа ночи она заплакала и говорит: «У меня печень болит, такая боль, что не могу терпеть». Я – к медсестре, а она говорит: «Не могу делать укол: только полчаса прошло». Я стала читать Акафист Богородице, Казанской Ее иконе, а сестре сказала: «Читай «Богородице, Дево» сколько можешь. Читай, проси Заступницу. Пусть Она маленечко тебе поможет!»
Она про себя стала читать эту молитву. И вдруг говорит: «Матушка, милая, мне еще больно». Потом открывает глаза и говорит: «Ты веришь, что я в своем сознании?» Я говорю: «Конечно, верю». Она говорит: «Я сейчас буду спать, а завтра утром что-то очень важное тебе расскажу». Через некоторое время пришла медсестра и удивилась: «Что ты ей дала?» Я говорю: «Ничего». А медсестры, конечно, знали, что мы молимся, да и иконки стояли над кроватью у стены.
Утром в шесть часов она проснулась, улыбнулась и сказала: «Ты веришь, Божия Матерь ко мне приходила. Когда я молилась, я не увидела, но ясно ощутила, что подошла ко мне Женщина Небесной Красоты и Свою ручку положила мне на бок, нажала и повела вниз. Боль пошла за Ее ручкой, но еще не полностью ушла. Тогда я и сказала: «Матушка, мне еще больно», для того, чтобы ты поняла, что я в сознании и это правда. Она еще раз нажала и повела вниз ручкой – и боль прекратилась. Потом Она мне сказала: «Спи». И я уснула. Сон у меня был как у здорового человека».
Просите, и дано будет вам.
Непридуманные рассказы о помощи Божией
Молитва пред образом Пресвятой Богородицы о помощи в житейских бурях
Заступница усердная, Мати Госпо да Вышняго! Ты еси всем христианом помощь и заступление, паче же в бедах сущим. Призри ныне с высоты святыя Твоея и на ны, с верою покланяющияся Пречистому образу Твоему, и яви, молим Тя, скорую помощь Твою по морю житейскому плавающим и от ветров бурных тяжкия скорби терпящим. Подвигни и вся православныя христианы на спасение в водах утопающих, и воздаждь подвизающимся о сем богатыя милости и щедроты Твоя. Се бо, на образ Твой взирающе, Тебе, яко милостивно сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и напаствуемых. Ты по Бозе наша Надежда и Заступница, и на Тя уповающе, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе предаем во веки веков. Аминь.