Вы здесь

Каждый может стать поэтом. Практическое пособие для детей и взрослых. *** (А. И. Бубнов, 2018)

Александр Бубнов


КАЖДЫЙ МОЖЕТ

СТАТЬ ПОЭТОМ


Практическое пособие для детей и взрослых


2018

Предисловие


Мы привыкли слышать про тех, кто пишет стихи: «У него талант…». Да, возможно. Но что если я вам скажу, что писать стихи может абсолютно каждый. Не зависимо от таланта. Только нужно приобрести некоторые навыки. Не верите?

Тогда это книга для вас! После её прочтения вы будете знать всё, что вам нужно для написания красивых стихотворений, и обладать всеми необходимыми навыками, чтобы величаться талантами.

Что от вас нужно, так это просто расслабиться и позволить новому знанию из этой книги влиться в ваш разум, а он в свою очередь сам будет проецировать информацию для вас в виде стихотворений.

Данную книга представляет из себя практическое пособие по развитию навыков стихосложения, как у детей, так и у взрослых. Она станет для вас верным спутником в увлекательном путешествии в мир практической поэзии.

Книга выстроена в виде уроков с конкретными упражнениями для развития навыков стихосложения. На изучение каждого урока вы можете тратить столько времени, сколько вам нужно. Не спешите, и не переходите к следующему уроку, не закрепив навык предыдущего.

Когда закончите читать книгу, попробуйте отрыть её сначала и, может быть, вы найдёте для себя что-то новое, что упустили из внимания.

Уроки прекрасно подходят для повторного применения. Можете заниматься по этой книге, проходя представленные в ней уроки вновь и вновь, таким образом совершенствуя свои навыки стихосложения.

Будьте настолько талантливы, насколько вы сами этого хотите!


С наилучшими пожеланиями,

ваш Александр Бубнов.






Урок 1. Готовимся


Писать стихи – это как ходить по канату: сначала нужно приобрести необходимые навыки, а потом уже исполнять трюк.

Итак, давайте освоим первый «эквилибристический» навык – это фантазия.

Чтобы писать любые стихи, нужно уметь фантазировать, ясно представлять что-то, и чем яснее ваше представление, тем ярче и самобытнее будет ваше стихотворение.

Фантазию нужно постоянно развивать.


Давайте преступим к упражнениям по развитию фантазии.


Упражнение 1.1 (выполняется с закрытыми глазами)

Закройте глаза.

Представьте собаку…

Как она виляет хвостом…

Бежит куда-то…

Лижет вам руку…

Рычит…

Кусает…


Повторите упражнение несколько раз с различными образами (например, собака – такса, лайка, пекинес и т.п.) до тех пор, пока не будет достигнута предельная ясность представляемого с закрытыми глазами.


Упражнение 1.2 (выполняется с открытыми глазами)

Не закрывая глаз, представьте розу.

Белую розу…

С розовыми краями…

С каплями росы на лепестках…

С бликами солнца в этих каплях…

Насладитесь этой красотой.

Представьте, как розу колыхнул лёгкий свежий ветерок…

И золотистые капли росы скатились по лепесткам вниз…

И разбились, рассыпавшись на тысячи алмазов…

Которые через секунду исчезли…

Впитались землёй.


Повторите упражнение несколько раз, если это необходимо, до тех пор, пока не будет достигнута предельная ясность представляемого с открытыми глазами.

Упражнения по развитию фантазии старайтесь повторять в любую свободную минуту, представляйте всё, что пожелаете, ведь чем сильнее вы разовьёте фантазийные способности, тем легче будет вам писать стихи. Это как накаченная мышца. Мало фантазии в поэзии не бывает.


Фантазируйте каждый день перед сном.

Представляйте чудесные страны и красивые места. И спать будет веселее, и ваш разум будет раскрываться как роза.


Ещё один навык, который нам понадобится, это – чувства, а точнее искусство их испытывать и описывать. Это так называемый эмоциональный интеллект.

Без раскрытия эмоционального интеллекта, стихи будут скучными и неинтересными.


Упражнения по раскрытию эмоционального интеллекта.


Упражнение 1.3 – откройтесь миру.

Общайтесь с разными людьми.

Ходите на праздники.

Радуйтесь жизни.

Позвольте себе позлиться.

Позвольте себе быть собой везде и во всём.

Позвольте себе полностью раскрыться.


Упражнение 1.4 – Заведите блокнот.

Описывайте в деталях, что с вами было.

Описывайте свои эмоции.

Записывайте свои сны и важные мысли.


Упражнение 1.5 – Научитесь понимать творчество.

Сходите в картинную галерею, театр, филармонию.

Сходите на бардовский вечер или на концерт известного артиста.

Встаньте на творческий путь.


Понимая творчество других людей, вы открываете творческие способности в самих себе. Это и есть ваше вдохновение.


Упражнение 1.6 – Расширяйте свой кругозор

Почитайте стихи классиков (Шекспира, Байрона, Пушкина, Лермонтова, Есенина, Фета, Тютчева, Блока, Ахматовой, Цветаевой и других поэтов).

Слушайте музыку стихов.


Старайтесь понять мысли и чувства поэтов.

Все поэты – ваши друзья, ведь они уже освоили то, что осваиваете вы.

Может, у них есть чему поучиться?


После развития навыков, представленных Уроке 1 (фантазии и эмоционального интеллекта), возможно, вы сразу начнёте писать стихи.

Да, для поэзии достаточно иметь хорошую фантазию и развитый эмоциональный интеллект. Многие люди именно на этом этапе начинают писать стихи, и многие здесь же и заканчивают, не развиваясь.

Стихотворение же – это не просто фантазия и эмоции, это, прежде всего, структура, и достаточно жесткая.

Поэтому мы с вами двигаемся дальше. Поскольку стремимся, чтобы наши стихи были не просто набором слов, а произведением искусства.







Урок 2. Учимся сравнивать


Вся наша жизнь познаётся сравнениями.


Мы сравниваем всё, везде и всегда: одно лучше другого, дороже-дешевле, больше-меньше, ярче-темнее, холоднее-теплее, быстрее-медленнее и т.п.


Поэты тоже сравнивают, однако поэтические сравнения всегда выходят за пределы сравнений обычных обывателей. Например, поэт может сравнить солнце с раскаленной сковородою, а сердце с камнем. Подобные сравнения придают выразительность речи и делают стихотворение более заметным, «эмоционально окрашенным». Поэтому известные поэты всегда оригинальны и отчасти гениальны.


Ярким примером оригинальных и неожиданных сравнений могут служить стихи Марины Цветаевой, в которых поэтесса сравнивает жизнь:


а) с прибоем:


«Это жизнь моя пропела – провыла –

Прогудела – как осенний прибой –

И проплакала сама над собой»


Б) с монетой:


«Жизнь выпала – копейкой ржавою…»


В) с кораблем:

«Жизнь подобна кораблю:

Чуть испанский замок – мимо!

Все, что неосуществимо,

Я сама осуществлю»


Итак, еще один необходимейший навык, чему должен научится будущий поэт, – это уметь сравнивать.

И, запомните, это должно быть нестандартно!

Сравнивайте несравниваемое, думайте о невозможном и делайте это возможным! Ваши стихи – это ваши творения и в них может сбыться любая мечта и воплотиться любая сказка! Вы – творцы! Так, не сомневайтесь в этом! Смелее двигайтесь дальше.


Приступим к упражнениям.


Упражнение 2.1 – С чем вы можете сравнить Луну?

Возможные варианты ответов:

с компакт-диском,

с пустой тарелкой,

с белым круглым лицом,

с фонарём…

Предложите свой нестандартный вариант.


Упражнение 2.2 – С чем вы можете сравнить море?


Возможные варианты ответов:

с бескрайним простором,

с кривым волнистым стеклом,

с супом в тарелке с точки зрения молекулы…

Предложите свой нестандартный вариант.


Упражнение 2.3 – С чем вы можете сравнить глаза?

Возможные варианты ответов:

с озером,

с зеркалом,

с небом (голубые),

с бирюзой (зелёные),

с бездонной вселенной…

Предложите свой нестандартный вариант.


Упражнение 2.4 – С чем вы можете сравнить дерево?

Возможные варианты ответов:

со спичкой,

со столбом,

с человеком…

Предложите свой нестандартный вариант.


И помните, чем оригинальнее сравнение, тем неповторимее получается стихотворение и тем больше шансов у него на успех.






Урок 3. Учимся рифмовать


Всё в поэзии основано на рифме. Без рифмы – нет стихов, разве что белые.

Однако, белые стихи – это не просто набор слов, они имеют структуру, о которой мы будем говорить в Уроке 4. Но не будем забегать вперёд.


Так что же такое рифма?


Рифма – это достаточно точное созвучие слов, которое придаёт стихотворной речи определённый тон, музыкальность.


Рифмы бывают точные и неточные.


Например:

дом – льдом – точная рифма,

листья-лица – неточная.


Точная рифма повторяет несколько букв или слогов, а неточная рифма – только окончания слов, создавая созвучие.

И те, и другие допустимы в поэзии, но предпочтительнее точные рифмы.


Также рифмы бывают женские и мужские.

Мужские рифмы – это рифмы с ударением на последний слог, например: удар-пожар, топор-взор и т.п.

Женские рифмы – с дарением на предпоследний слог, например:

спокойно-достойно, кормила-сила и т.п.

Рифмы также бывают простые и сложные. Простые рифмы основаны на созвучии двух слов (например, земля-поля), а сложные основаны на созвучии нескольких слов (например, мог ли я – молния).

Многие известные поэты тяготели к сложным рифмам. Например, их много у В.В. Маяковского.

Среди современных поэтов сложные рифмы – это верный признак мастерства. Для рэперов – это признак хорошего текста, и все, как один, стараются применять их в своих произведениях. Да, да, рэп – это тоже поэзия, как и бардовское искусство.

Сложные рифмы труднее сложить, и они производят больше впечатления, чем обычные рифмы, а потому вызывают больше уважения.


Также в поэзии предпочтительнее всего рифмовать разные части речи: существительное, прилагательное, глагол, наречие, причастие и т.д. Например: дом – кругом, сад – я рад, крот – идёт, народ – вперёд и т.п.


Упражнения для развития навыка рифмовки слов.


Упражнение 3.1 – Придумайте рифму к слову рай (мужская рифма).

Возможные варианты ответов:

выбирай, сарай, край, чай, май, каравай и т.п.

Предложите несколько своих вариантов.


Упражнение 3.2 – Придумайте рифму к слову мышка (женская рифма).

Возможные варианты ответов: мальчишка, манишка, крышка, вышка, сынишка, вышка, слишком и т.п.

Предложите несколько своих вариантов.


Упражнение 3.3 – Придумайте рифму к слову правило.

Возможные варианты ответов: оставила, добавила, позабавило и т.п.

Предложите несколько своих вариантов.


Упражнение 3.4 – Придумайте сложную рифму к слову папарацци.

Возможные варианты ответов: рад стараться, папа с рацией.

Предложите несколько своих вариантов.


И, запомните! Чем более продуманная рифма, тем оригинальнее стихотворение и тем более вероятен его успех.


Поэтому не поскупитесь и потратьте время на подбор красивой, оригинальной рифмы, тогда и ваши стихи станут поистине восхитительными и неповторимыми.







Урок 4. Изучаем структуру стихотворения


Рифмы создают так называемый “скелет” стихотворения, его структуру.

По рифме строк стихотворения различают три основных вида:

с параллельной, перекрёстной и обрамляющей (кольцевой) рифмой.


Формула параллельной рифмы:


А

А

B

B


При параллельной рифме созвучны первая и вторая, третья и четвертая строки.


Пример параллельной рифмы:


«Из-за леса, из-за гор,

Показал мужик топор,

И не просто показал,

А завыл и заорал…»


Формула перекрёстной рифмы:


А

B

А

B


При перекрестной рифме созвучны первая и третья, вторая и четвертая строки.

Пример перекрестной рифмы:


«Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой,

Выходила на берег Катюша

И махала радостно рукой…»


Формула обрамляющей рифмы:


А

B

B

A


При обрамляющей рифме созвучны первая и четвертая, вторая и третья строки.

Обрамляющую рифму также называют часто опоясывающей или кольцевой, поскольку данная структура рифм строится на логическом завершении начала четверостишия.


Пример обрамляющей рифмы:


«Любовь и дружество до вас

Конец ознакомительного фрагмента.