Вы здесь

Каждый день и всю жизнь. Энциклопедия семейного спорта. Том I. Часть вторая. Гимнастика – универсальное средство физического воспитания и образования (Г. А. Васильков)

Часть вторая. Гимнастика – универсальное средство физического воспитания и образования

Глава 6.

О прошлом и настоящем гимнастики

Гимнастика уже многие века является самой универсальной, доступной нам с момента рождения и до глубокой старости, системой физических упражнений, обеспечивающей наибольшую гармонию в развитии мышц и интеллекта, в воспитании волевых качеств, эстетики и культуры движений. Она начало всех начал. Не случайно деятели спортивной науки дали ей образное определение: «гимнастика – мать спорта».

В древней Греции – родоначальнице Олимпийских игр, гимнастикой называли всю систему физического воспитания молодежи. В эпоху средневековья значительное развитие получили акробатика и упражнения в равновесии на горизонтально натянутом канате.

Богатую многолетнюю историю имеют китайские системы гимнастики под общим названием «у-шу» и индийская система – «хатха-йога».

В XVI веке венецианский врач Меркуриалис выпустил труд в шести томах под названием «Об искусстве гимнастики». Автор поделил ее на три вида: военную, лечебную и атлетическую.

В разных странах ученые и педагоги разрабатывали свои национальные системы гимнастики, придумывали новые упражнения, разрабатывали новые конструкции снарядов, тренажерных устройств, которые намного расширяли возможности избирательного воздействия на разные группы мышц.

В XIX веке наиболее популярными, получившими признание во многих странах мира, были: шведская система с медико-оздоровительным уклоном; немецкая и сокольская (чешская) со спортивным уклоном; французская и российская – с акцентом на всестороннюю физическую подготовку.

Большой популярностью стали пользоваться разные комплексы так называемой «комнатной гимнастики», авторы которых старались подобрать самые полезные, с их точки зрения, упражнения для укрепления и сохранения здоровья, формирования красивой, стройной фигуры, развития силы мышц. Известна знаменитая «Школа физического развития», основанная Аттилой в Нью-Йорке – 21 упражнение с гантелями. Его идеи продолжили Е. Сандов и А. Штольц в России – авторы книг по гантельной гимнастике.

В 1855 году доктор Д. Шребер опубликовал свой труд под названием «Домашняя гимнастика для каждого пола и возраста», которая переиздавалась 26 раз. Датский спортсмен И. Мюллер разработал свой комплекс упражнений, дав ему название «Моя система. 15 минут ежедневной работы для здоровья». Сочетание простых движений с воздушными ваннами, водными процедурами и приемами самомассажа обеспечили ей успех на всех континентах. Привлекала и личность самого автора с атлетической фигурой, который объездил с демонстрацией своего комплекса многие страны. Его система и в наши дни продолжает иметь своих поклонников.

Научно-технический прогресс XX-го столетия дал колоссальный толчок к развитию спортивной науки, который коснулся и гимнастики. Специалисты систематизировали как виды, так и средства гимнастики, предложив много новых ее видов для разных групп населения – детей и взрослых, мужчин и женщин, разработали программы занятий и более совершенную методику их проведения.

В настоящее время имеются три основные группы видов гимнастики:

1. Основная или базовая с установкой на всестороннее развитие форм и функций тела, совершенствование двигательных способностей. Кроме программ для детей раннего, дошкольного, младшего, среднего и старшего школьных возрастов, она включает программы для мужчин и женщин зрелого, пожилого и старшего возраста, атлетическую и ритмическую гимнастику, аэробику, фитнес и ряд других видов.

2. Виды со спортивной направленностью с установкой на многоборную подготовку к участию в соревнованиях различного ранга. В эту группу включены: спортивная гимнастика (6 видов многоборья для мужчин и 4 – для женщин); художественная гимнастика (многоборье – комбинации с разными предметами); акробатика с ее разновидностями (прыжковая, парная и групповая); бодибилдинг; шейпинг; спортивная аэробика; спортивный рок-н-ролл и другие ее виды.

3. Прикладные виды с установкой на специальную подготовку к профессиональной деятельности, на нейтрализацию негативных ее воздействий, на лечение и восстановление. В эту группу включены: профессионально-прикладная гимнастика (многочисленные программы с учетом специфики трудовой деятельности по группам профессий); военно-прикладная гимнастика (по родам войск); производственная гимнастика; спортивно-прикладная гимнастика (по видам спорта); лечебная гимнастика (по видам заболеваний); корригирующая гимнастика.

Между видами разных групп имеются определенные взаимосвязи с учетом положительного переноса приобретаемых двигательных умений и навыков и физических качеств. Более того, при использовании одних и тех же форм занятий можно решать самые разные задачи путем подбора упражнений и смены акцентов на их выполнение.

Специфические методы и методические приемы использования физических упражнений, разработанные специалистами гимнастики, позволяют буквально с аптекарской точностью регулировать их воздействие на определенные группы мышц, на функции разных систем организма, на развитие двигательных качеств – всех видов силы, быстроты, выносливости, ловкости, равновесия, вестибулярной устойчивости, способности произвольного расслабления мышц и пр. Это делается путем смены исходных положений, изменения сочетаний движений рук, ног, туловища и головы, использования различных спортивных снарядов и тренажеров, а главное, путем изменения пространственных, временных и силовых характеристик движений – направления, амплитуды, скорости, степени мышечного напряжения, дозировки упражнений, и т. д.

К примеру, в знакомом всем упражнении «присесть – встать» имеется несколько десятков вариантов его выполнения с разной целевой установкой. Даже самое простое сочетание движений ног и рук, доступное двухлетнему малышу: «прыжки ноги врозь, руки в стороны – прыжком ноги вместе, руки вниз», при изменении только очередности движений этих звеньев тела превращает его в более сложное задание на координацию даже для взрослых.

В настоящее время имеется многочисленная литература, видеокассеты и диски по различным видам гимнастики, поэтому нет необходимости дублировать их в данном семейном пособии. В последующих главах раскрываются те методические рекомендации и дается тот практический материал, которые касаются основных форм занятий в повседневном и недельном режиме всех членов семьи с учетом возрастных особенностей, условий жизни и личных интересов.

Глава 7.

Семь «китов» детской гимнастики

Поведение взрослых – пример для подражания. Дети воспринимают правила поведения не потому, что уже сами убедились в разумности и необходимости этих правил, а потому, что они исходят от высшего для них авторитета – родителей.

Личный пример в занятиях физическими упражнениями – самый действенный способ для подражания, которое наиболее ярко выражено в раннем дошкольном возрасте. Активное участие взрослых в занятиях и играх всегда увлекает и вдохновляет ребенка. Многолетним опытом доказана исключительная польза педагогики сотрудничества, позволяющая:

– создать положительный эмоциональный фон занятий;

– своим наглядным примером обеспечивать необходимые условия для формирования соответствующих двигательных умений и навыков – обучать движениям быстрее и качественнее;

– обогащать словарный запас и взаимосвязь словесных характеристик с определенными двигательными действиями, с окружающими предметами, осваивать спортивную терминологию.

Мой профессиональный и личный семейный опыт, как и опыт известных в России специалистов семейного воспитания – В. Скрипалева, В. и Л. Никитиных и многих других – позволяют выделить семь групп наиболее любимых детьми и полезных для их развития упражнений, это: висы, прыжки, вращения, качание, катание, равновесие, лазание. Именно в этих упражнениях реализуется естественная потребность малышей в активных движениях, в физических нагрузках. Самое поразительное, что все семь групп упражнений имеют четко выраженную бытовую и профессиональную прикладность. С таким же интересом ими занимаются и школьники, и учащаяся молодежь, и взрослые, обеспечивая свое физическое совершенствование. Ярким примером тому – программа физической подготовки летчиков-космонавтов.

7.1. Висы

Новорожденные обладают очень цепкой кистью – унаследованным хватательным рефлексом. Это легко проверить – достаточно дать им ухватиться за ваши пальцы или за кольцо небольшого сечения и вы почувствуете, что ребенок держится сам. При условии регулярных тренировок – по нескольку раз в день – этот рефлекс закрепляется и ребенок может не только приподниматься, переходить в положение сидя, держась за ваши пальцы, но и висеть до 12—15 и более секунд. К примеру, в семье Никитиных их сынишка в трехмесячном возрасте мог удерживать вис более 40 секунд.

Перерывы в тренировках (даже кратковременные в пределах двух-трех дней) или полное игнорирование этого упражнения, по мере роста ребенка, приводит к резкой диспропорции силовых способностей рук и пальцев к весу тела. Этот факт, кстати, является одной из причин детского травматизма на игровых площадках, где дети осваивают лазание на различных конструкциях.

Занятия упражнениями в висе следует продолжать все годы, так как они позволяют укреплять большинство мышц туловища – мышцы и связки плечевого пояса и рук, плечевой, локтевой и лучезапястный суставы. Они особенно полезны для сохранения рабочего состояния позвоночника, обеспечивают профилактику нарушений осанки. Иметь сильные, цепкие руки необходимо всем, и детям, и взрослым. В повседневной жизни мы можем оказаться в ситуациях, когда от этого зависит наше здоровье и даже наша жизнь.

Еще один важнейший фактор пользы упражнений в висах. Они обеспечивают увеличение объема грудной клетки и жизненной емкости легких, а следовательно помогают улучшить снабжение кислородом мозга и других органов.


Рекомендуемые упражнения


Для детей грудного возраста (до 1 года)

1. Исходное положение (И.п.) – ребенок лежит на спине, захватив пальцы взрослого. Медленными движениями вытянуть руки ребенка вперед – поднять его руки вверх и снова вперед (направления движений определяются по отношению к телу ребенка). Повторить 3—4 раза без остановки, а затем пауза для отдыха и новая серия движений.

2. И.п. – то же. Вытянуть руки ребенка вперед, развести в стороны и снова вперед. Дозировка та же.

3. И.п. – то же. Вытянуть руки ребенка вперед-вверх и приподнять верхнюю часть тела, удерживая это положение смешанного виса до трех секунд, а потом опустить. Постепенно увеличивать дозировку и амплитуду движений до перехода в положение виса сидя.

4. И.п. – лежа на животе, захватив пальцы взрослого. Медленным движением вытянуть руки ребенка вверх – в стороны и и чуть приподнять верхнюю часть туловища – опустить его в и. п. Повторить несколько раз.

5. Самостоятельные подтягивания ребенка в висе на специальной перекладине, закрепленной на детской кроватке (от одной до 5 палочек типа лесенки; диаметр палочек 12—15 мм). С 3—4 месячного возраста может быть использована и конструкция с кольцами.

6. И.п. – ребенок сидит, захватив пальцы взрослого. Вытягивая руки ребенка вверх, поднять его в положение виса – держать до двух-трех секунд и затем опустить в сед. Повторить 3—4 раза. Постепенно увеличивать время виса, контролируя крепость хвата. Упражнение выполнять над мягкой поверхностью.

При выполнении всех упражнений ласково беседуйте с ребенком, поощряя его усилия.


Для детей преддошкольного возраста (до 3 лет)

7. И.П. – ребенок стоит, подняв руки и захватив пальцы взрослого (или держась за горизонтальную палочку в руках взрослого или за два кольца). Подняв ребенка в положение виса, перенести его на 1—1,5 м вперед и опустить на ножки. Повторить несколько раз. Постепенно увеличивать расстояние, перенося ребенка через «канавы» и «пропасти» – сюжетно оформляя эту забаву.

После годовалого возраста, когда дети учатся самостоятельно ходить, они с большим интересом и желанием во время прогулок со взрослыми выполняют «гигантские шаги», прыжки через разные препятствия, повиснув на руках своих спутников.

8. Самостоятельные висы на низкой перекладине (кольцах, трапеции), укрепленной чуть выше головы ребенка, чтобы он мог выполнять вис с согнутыми ногами. Диаметр перекладины до 20 мм.

9. На низкой перекладине (кольцах) толчком ног вис на согнутых руках, удерживая его по нескольку секунд. Разгибать руки медленно, не падая вниз.

10. На низкой перекладине (кольцах) вис стоя согнувшись – движения туловищем по кругу. Несколько раз влево, а затем вправо, сохраняя положение виса на прямых руках и не передвигая ступней выпрямленных ног.

11. В висе присев на низкой перекладине (кольцах) сгибание ног вперед, поднимая колени как можно выше.

12. На перекладине (кольцах, трапеции) – подтягивание до виса на согнутых руках. Повторить несколько раз с помощью взрослого.


Для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет)

Повторение шести упражнений (7—12) предыдущего раздела.

13. На низкой перекладине – в висе с согнутыми ногами махи вперед и назад, по небольшой амплитуде. Опустить ноги на пол в первой половине маха вперед до прохождения вертикали.

14. В висе на низкой перекладине – перехватывая руки, передвижение на ней влево и вправо.

15. В висе на перекладине (кольцах) – размахивание изгибами. Основные движения выполняются тазом и туловищем, сохраняя все тело в вертикальной плоскости. Высота установки снаряда чуть выше поднятых вверх рук ребенка. Соскок делать после полной остановки или на крайней точке движения таза назад.

16. На горизонтальной лестнице («рукоходе») – передвижение вперед в висе поочередными перехватами руками с рейки на рейку. Высота установки «рукохода» должна быть небольшой. При первых попытках нужна страховка взрослого.

17. То же, но выполняя махи по небольшой амплитуде и делая перехваты на махе вперед.

18. На наклонной лестнице («рукоходе») – передвижение с рейки на рейку вверх. Ребенок должен сначала чуть подтянуться, а потом делать перехваты. На первых попытках оказать ребенку помощь и выполнять упражнения на рукоходе с небольшим наклоном, который, по мере возрастания силовой подготовки, постепенно увеличивать.

19. Из виса на перекладине (кольцах, трапеции), отпуская правую или левую руку, вис на одной руке, фиксируя это положение по несколько секунд. Выполнять вис и на правой и на левой руке.

20. Висы и подтягивание на вертикальном канате и шесте.

7.2. Прыжки

Прыжки занимают важное место в двигательной деятельности дошкольников, сохраняя свою актуальность на протяжении всей жизни до самого преклонного возраста. Упражняясь в прыжках, ребенок укрепляет мышцы ног, таза, спины и живота, осваивает сложную координацию движений всех звеньев тела.

Интерес и тяга к прыжкам запрограммированы генетически. Ведь мы живем и действуем в условиях постоянного земного притяжения. Не случайно нашу скелетную мускулатуру называют антигравитационной. Только-только научившись ходить, ребенок уже пытается бегать, а затем и прыгать, стремясь преодолеть притяжение Земли и почувствовать радость полета. Именно наличие фазы полета отличает бег от ходьбы и характеризует все виды прыжков.

В оздоровительном плане важны не только достаточно высокие физические нагрузки, которые мы получаем, регулярно тренируясь в прыжках, но и те инерционно-ударные воздействия, которые испытывают наши внутренние органы. Прыжки необходимы для их нормального функционирования, укрепления и профилактики возможных повреждений при падениях и сильных сотрясениях.

В обучении многим новым двигательным действиям дети проявляют большую самостоятельность, копируя взрослых, набираясь у них опыта, а затем и сами начинают творить, «изобретая» свои варианты движений. Важно направить их по правильному рациональному пути, чтобы максимально обезопасить от несчастных случаев и научить грамотно выполнять те или иные прыжковые действия.


Рекомендуемые упражнения


Для детей преддошкольного возраста (до 3 лет)

1. Держа ребенка за руки или подмышки, помочь ему выполнять прыжки на полу (лучше на ковре или иной мягкой поверхности).

2. То же, но с низкой скамеечки, спрыгивая вниз или запрыгивая на скамеечку.

3. «Зайчик» – прыжки в приседе, имитируя это знакомое живое существо.

4. «Лягушка» – из упора на четвереньках переставить обе руки вперед и толчком ног передвинуть их к рукам.

5. Самостоятельные прыжки вверх, пытаясь дотянуться до какого либо предмета, подвешенного на доступной высоте. С годами высоту увеличивать.

6. Самостоятельные прыжки в глубину, сначала с низкой скамеечки, затем со ступенек лестницы, страхуя ребенка.

7. Прыжки в глубину с большой высоты на мягкую поверхность. К трехлетнему возрасту дети хорошо осваивают соскоки с высоты до 30 см, а с годами и выше.

8. Многоскоки. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (до 2—3 м).

9. «По кочкам». Прыжки по нарисованным на полу кружкам.


Для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет)

10. Прыжки на двух и на одной ноге (правой и левой), чередуя их.

11. Прыжки в длину с места толчком двумя ногами – через «канаву», «ручеек», – начерченные на полу (на земле) две поперечные линии. Ширину препятствия постепенно увеличивать.

12. Прыжки в глубину с разных предметов (со столбиков разной высоты, с горизонтального бревна и пр.), отрабатывая мягкость приземления.

13.Прыжки на пружинном матрасе, на низком круглом батуте, сохраняя вертикальное положение тела. Это упражнение делают под наблюдением взрослых и обеспечивая страховку.

14. Прыжки в длину с небольшого разбегу (с 2—3 шагов) толчком одной ноги и приземлением на две. Выполнять их лучше на мягкой земле, на плотном песке.

15. Прыжки в высоту через препятствия с разбегу (через веревочку, один конец которой закреплен, а другой слабо удерживает взрослый; через лежащее на земле бревно и пр.). прыжок выполняется толчком одной ноги с приземлением на другую ногу.

16. Многоскоки на одной ноге. Выполнять их в равной мере и на левой, и на правой ноге.

17. Вскоки на препятствия с опорой руками. Толчок двумя ногами с последующей опорой одной ногой сбоку и подтягиванием на опору другой ноги.

18. Прыжки с ноги на ногу через качающуюся длинную скакалку.

19. Прыжки с короткой скакалкой.

20. Прыжки через вращающуюся длинную скакалку.

Более подробная информация о прыжках с короткой и длинной скакалкой и играх с прыжками – в специальных разделах.

7.3. Вращения

Эта группа упражнений, совместно со следующими тремя группами – катанием, качанием и равновесием, необходима для развития координационных способностей и совершенствования важнейших функций вестибулярного аппарата.

Условия жизни на Земле с постоянной активной деятельностью в трехмерном пространстве, когда надо соблюдать устойчивое равновесие при перемещениях тела, изменению скорости движения, противодействовать укачиванию на разных видах транспорта – автомобилях, автобусах, морских судах и пр. Есть целая группа профессий, в которых профпригодность определяется степенью вестибулярной устойчивости: – водители наземного и водного транспорта, летчики и космонавты, аквалангисты, артисты балета и цирка и многие другие. То же можно сказать о большой группе видов спорта, где нормальная функция вестибулярного аппарата определяет и спортивные успехи.

Именно поэтому данные функции следует развивать и совершенствовать буквально с пеленок. Работу облегчает и тот факт, что дети всегда с огромным удовольствием занимаются рекомендованными упражнениями, причем зачастую самостоятельно, копируя или придумывая свои упражнения как средства развлечения.


Рекомендованные упражнения


Для детей раннего возраста (до 1 года)

1. Переворачивание с живота на спину и обратно в положении лежа. Сначала это делать с помощью взрослого, а затем самостоятельно, повторяя движения до 4—5 раз.

2. То же, катаясь по кровати или другой мягкой поверхности, делая по 3—4 переворота в одну, а потом в другую сторону.

3. «Вальс», держа ребенка на руках в разных положениях: лежа на руках; полусидя (головка и плечи ребенка у взрослого на левом локте, а правой рукой держа его снизу под ягодицы); сидя на руке; стоя (в вертикальном положении, подставив под его ступни ладонь, а другой рукой прижав к себе за спину). Кружиться в вальсе и в правую и в левую сторону, начиная с ограниченного количества оборотов и наблюдая за реакцией ребенка на вращения.

4. «Самолет». В стойке держа ребенка перед собой на вытянутых руках под грудь и бедра, имитация полета по кругу со спусками и подъемами. Выполнять с детьми, которые уже хорошо держат головку. Вначале «полеты» делать по ограниченным амплитудам, следя за реакцией ребенка.


Для детей преддошкольного возраста (до 3 лет)

5. Быстрые повороты головы налево и направо. Наклоны головы вперед и в стороны. Первоначально можно использовать в качестве ориентиров разные игрушки, а затем уже повторять эти движения осмысленно.

6. Повороты кругом в стойке. Дозировку круговых поворотов-вращений вначале ограничивать и следить, чтобы дети не упали. Делать упражнение на свободном пространстве, убирая предметы, о которые ребенок может стукнуться.

Конец ознакомительного фрагмента.