© Александр Сосновский, 2015
© Екатерина Бирюкова, дизайн обложки, 2015
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Т
Таис
(Thaïs; греч. Θαΐς), древнегреческая гетера. См. также Аспасия; Лаиса; Фрина.
Ж. Симони. Таис уговаривает Александра поджечь Персеполис
Даты рождения и смерти неизвестны. Сопровождала Александра III Македонского во время похода в Индию. По утверждению историка Клейтарха, в 330 до н. э. из прихоти убедила Александра сжечь дотла столицу персидской империи Персеполис. В свою очередь, Плутарх и Диодор Сицилийский объясняют сожжение Персеполиса возмездием за поджог персами храма Афины на Акрополе в 480 до н. э.: «Вслед за царем, все вскочили со своих мест, чтобы чествовать бога Диониса. Участники пиршества быстро разожгли много факелов. Царь повел процессию за собой под звуки флейт и труб. Женщин-музыканток возглавляла куртизанка Таис. Она первой, после царя, швырнула пылающий факел во дворец. Когда все другие сделали то же самое, весь дворец мгновнно охватило пламя, возникло целое пожарище». (Diodorus Sicily, XVII.72).
По некоторым данным, впоследствии Т. стала любовницей, а, возможно, женой царя Египта Птолемея I Сотера. После того, как он с ней расстался, некоторое время жила в Мемфисе. Дальнейшая судьба Т. неизвестна.
Личность Т. нашла отражение в целом ряде произведений искусства: одноименные роман Анатоля Франса (1890) и опера Жюля Массне (1894); романы Мери Рено («Fire from Heaven», «The Persian Boy», «The Nature of Alexander»); роман Ивана Ефремова «Таис Афинская». Данте Алигьери в «Божественной комедии» упоминает некую Фаиду (предположительно — Т.) среди льстецов, погруженных в ров с нечистотами.
Лит.: Salisbury Joyce E. Encyclopedia of women in the ancient world. Santa Barbara, 2001; Watson Hugh. Secrets of Thais. Bangkok, 2006; Beresford Andrew M. The legends of the holy harlots: Thais and Pelagia in Medieval Spanish literature. Woodbridge, 2007.
Такао II
(Takao II) (1640—1659), японская гейша.
Даты рождения и смерти неизвестны. Одна из одиннадцати наиболее известных куртизанок (тай-ю) периода Эдо, имевшая собственное унаследованное имя. Проживала в одном из чайных домиков в Йосиваре, токийском районе развлечений.
Согласно легенде, молодой аристократ (daimyo) Дате Цун Амун (Date Tsunamune) отправился в Йосивару по ложному поручению своего дяди, который хотел скомпрометировать его и лишить титула в пользу собственного сына. Цун Амун встретил Т. II и влюбился в нее с первого взгляда. Однако, девушка отвергла все его ухаживания потому, что собиралась выйти замуж за любимого человека. Тогда Цун Амун решил купить Т. II Он предложил хозяину чайного домика меру золота, равную ее собственному весу. Сделка обошлась Цун Амуну примерно в 165 фунтов драгоценного металла (ок. 75 кг). Он посадил Т. II в лодку и отправился вверх по течению реки Сумида. Девушка не пожелала смириться со своей участью. Она отчаянно сопротивлялась и прыгнула в воду. В порыве гнева, Цун Амун убил Т. II мечом.
Предание о Т. II основано на реальных событиях. Многочисленные источники подтверждают факт ее существования и смерти в девятнадцатилетнем возрасте от пневмонии или туберкулеза. Романтическая история Т. II широко использована в народном творчестве, поэзии, драматургии (пьеса театра кабуки «Meiboku Sendai Hagi») и др.
Лит.: Seigle, Cecila Segawa. Yoshiwara: The Glittering World of the Japanese Courtesan. Honolulu, 1993.
Теннеси Уильямс
(Tennessee Williams) (1911—1983), американский драматург.
Родился 26 марта 1911 в городе Колумбус, штат Миссисипи. Урожденный Томас Ланье Уильямс III (Thomas Lanier Williams III). Второй ребенок обувного коммивояжера Корнелиуса Коффина (CC) Уильямса и его жены Эдвины Дайкин. Мать мальчика происходила из почтенного и гордившегося своими традициями семейства южан. Ее отец был священником местной протестантской церкви; мать – учительницей музыки. По воспоминаниям, Э. Дайкин представляла собой тип настоящей южной красавицы (Southern belle); обладала тонкой и ранимой душевной организацией; легко впадала в истерику. Воспитание сына, в основном, легло на ее плечи, поскольку муж злоупотреблял алкоголем и часто находился в разъездах. Мальчик рано выучился читать. Шумным ребяческим играм предпочитал уединение и фантазирование на отвлеченные темы. Был сильно привязан к старшей сестре Роз (1909—1996).
Раннее детство провел в доме деда Вальтера Дайкина, который в 1914 получил назначение в приход Кларксдейл, штат Миссури. В пять лет перенес дифтерию; более года был прикован к постели. В 1918 вместе с родителями переехал в город Сент Луис. Заметив интерес сына к литературе, в 1922 мать подарила ему пишущую машинку. В 1927 юноша получил первый гонорар в пять долларов за рассказ «Может ли хорошая жена быть хорошей спортсменкой?», опубликованный в журнале «The Smart Set». В августе 1928 его рассказ «The Vengeance of Nitocris» появился на страницах журнала «Weird Tales». В том же году впервые побывал в Европе.
Постоянно подвергался насмешкам отцам, который считал его изнеженным и неспособным постоять за себя. В 1929 поступил на факультет журналистики университета Миссури в Колумбии. За тягучий южный акцент получил прозвище Т. У., которое в дальнейшем стало его именем собственным. По настоянию отца, оставил учебу и нанялся клерком в Международную обувную компанию. В 1935 родители Т. У. расстались, хотя и не оформили официальный развод. В 1936 Т. У. поступил в Вашингтонский университет в Сент Луисе, затем перевелся в университет штата Айова, который окончил в 1938. В студенческие годы создал первые пьесы («Beauty is the Word», 1930; «Hot Milk at Three in the Morning», 1932).
В 1939 Т. У. поселился в Новом Орлеане, полностью посвятил себя литературному творчеству. Очень тяжело переживал болезнь любимой сестры Роз. В связи с обострением шизофрении в 1937 ей была сделана операция лоботомии. В результате сознание Роз полностью помрачилось. Сильный стресс Т. У пытался заглушить алкоголем и наркотическими препаратами, типа амфетамина. Потребление барбитуратов отразилось на образе жизни Т. У., привело к беспорядочным, случайным связям.
Биограф Т. У. Л. Леверич утверждал, что первый гомосексуальный опыт Т. У. приобрел еще в конце 1920-ых. В конце 1930-ых в Нью-Йорке тесно общался с писателем Дональдом Виндхэмом (Donald Windham, 1920—2010) и его любовником Фредом Мелтоном (Fred Melton). Летом 1940 в Провинстауне, штат Мессачусетс Т. У. сблизился с молодым канадским танцором Кейпом Кирнаном (Kip Kiernan, 1918—1944). Из-за ревности и постоянных измен между ними часто вспыхивали ссоры. В1944 К. Кирнан скоропостижно скончался от передозировки наркотиков.
В 1945 в городке Таос, штат Нью-Мексико Т. У. познакомился с Панчо Родригесом (Pancho Rodriguez y Gonzales), портье местного отеля. Судя по воспоминаниям, оба были охвачены бурной, неконтролируемой страстью. В состоянии опьянения часто ссорились и оскорбляли друг друга. Зимой 1946 П. Родригес несколько месяцев жил в доме Т. У. в Новом Орлеане. Близкие отношения закончились в феврале 1947, хотя бывшие партнеры продолжали общаться вплоть до конца 1970-ых.
Свою знаменитую пьесу «Трамвай желание» («A Streetcar Named Desire») Т. У. написал в 1947 в Ки Уэсте, штат Флорида. По словам Л. Леверича, он «жил в доме епископального священника Блека. Сын Блека являлся одним из его сексуальных партнеров. Они были близки много лет, даже после того, как семья Блека уехала в Майами».
В 1948 пьеса «Трамвай желание» получила Пулитцеровскую премию. В 1955 такой же награды удостоилась пьеса «Кошка на раскаленной крыше» («Cat on a Hot Tin Roof»). Пьесы «Стеклянный зверинец» («The Glass Menagerie», 1945) и «Ночь Игуаны» («The Night of the Iguana», 1961) получили премии нью-йоркских театральных критиков. Многие произведения Т. У. содержат завуалированные аллюзии на гомосексуальные темы. Роман «The Roman Spring of Mrs. Stone» базируется на реальных событиях весны и лета 1948, которые Т. У. провел в обществе итальянского подростка. В дальнейшем на протяжении нескольких лет он оказывал ему материальную помощь.
Пьеса «Татуированая роза» («The Rose Tattoo»), получившая престижную театральную премию Тони Эвардс в 1952, написана в счастливую для Т. У. пору. В 1947 он познакомился с Френком Мерло (Frank Phillip Merlo, 1922—1963). Американец сицилийского происхождения; во время Второй мировой войны служил в военно-морском флоте. До встречи с Т. У. ок. пяти лет был близок с писателем Труменом Капоте (Truman Garcia Capote, 1924—1984).
Ф. Мерло стал главной любовью Т. У. По утверждению Т. Капоте: «Фрэнк был для него и мужем, и любовником, и деловым партнером». Брат Т. У. считал, что: «Помимо интимной жизни, которой они оба были довольны, и подлинной привязанности, которую они испытывали друг к другу, эти двое дополняли друг друга, пожалуй, лучше большинства пар мужчин и женщин. Мерло был сведущ и ловок во всех тонкостях будничной жизни, в чем Теннеси был беспомощен. Мерло водил машину, готовил, упаковывал вещи, закупал необходимое, – делал все, освобождая Теннеси от всего, кроме литературы».
Ф. Мерло умер 21 сентября 1963 от рака легких. По времени его смерть совпала с периодом разгула маккартизма, усилением гомофобских настроений в США. Подвергнутый резким нападкам, Т. У. впал в глубокую депрессию, продолжавшуюся более десяти лет. Для снятия внутреннего напряжения Т. У. требовались все более значительные дозы алкоголя и наркотиков. Несколько раз он ложился в психиатрическую клинику. Общественная репутация Т. У. серьезно пострадала, уровень литературного мастерства снизился. Т. У. написал еще более десятка пьес, но ни одна из них уже не пользовалась прежним успехом.
25 февраля 1983 Т. У. нашли мертвым в номере нью-йоркского отеля «Elysee». Причиной смерти явилась закупорка дыхательного горла пластиковым колпачком от флакончика с глазными каплями. Согласно официальной версии, несчастный случай произошел из-за сильного алкогольного опьянения. Вместе с тем, в прессе высказывались предположения о насильственном характере смерти.
Еще при жизни Т. У. высказывал пожелание быть погребенным в море, в том же месте, что и его любимый гомосексуальный поэт Гарольд Крейн (Harold Hart Crane, 1899—1932). Желание Т. У. не было исполнено. Его тело было предано земле на кладбище Кальвари в Сен Луи.
Откровенные и полные самоиронии воспоминания Т. У. опубликованы посмертно («Notebooks», 2006). Произведения Т. У. неоднократно экранизировались: фильм Элиа Казана «Трамвай желание» (1951) с Вивьен Ли и Марлоном Брандо в главных ролях; «Кошка на раскаленной крыше» (1958) Ричарда Брукса с Элизабет Тейлор и Полом Ньюменом; «Ночь Игуаны» (1964) Джона Хьюстона с Авой Гарднер и Ричардом Бертоном и др.
Лит.: Balch Jack S. A profile of Tennessee Williams. New York, 1959; Tischler Nancy M. Tennessee Williams: rebellious Puritan. New York, 1961; Falk Signi Lenea. Tennessee Williams. New York, 1962; Williams Edwina Dakin, Freeman Lucy. My son’s heroines: by the mother of Tennessee Williams. New York, 1963; Maxwell Gilbert. Tennessee Williams and friends. Cleveland, 1965; Kahn Su. Through a glass menagerie darkly: the world of Tennessee Williams. Stockton, 1966; Leavitt Richard F. The world of Tennessee Williams. New York, 1978; Debusscher Jilbert. Tennessee Williams: The glass menagerie. London, 1982; Williams Dakin, Mead Shepherd. Tennessee Williams: an intimate biography. New York, 1983; Williams Dakin, Mead Shepherd. His brother’s keeper: the life and murder of Tennessee Williams. Collinsville, 1983; Windham Donald. As if: a personal view of Tennessee Williams. Verona, 1985; Spoto Donald. The kindness of strangers: the life of Tennessee Williams. Boston, 1985; Rader Dotson. Tennessee, cry of the heart. Garden City, 1985; Devlin Albert J. Conversations with Tennessee Williams. Jackson, 1986; Rasky Harry. Tennessee Williams: a portrait in laughter and lamentation. New York, 1986; Sarotte Georges Michel, Coulon Claude. Album masques, Tennessee Williams. Paris, 1986; Windham Donald. Lost friendships: a memoir of Truman Capote, Tennessee Williams, and others. New York, 1987; Savran David. Communists, cowboys, and queers: the politics of masculinity in the work of Arthur Miller and Tennessee Williams. Minneapolis, 1992; Dubois Felicie. Tennessee Williams: l’oiseau sans pattes. Paris, 1992; Leverich Lyle. Tom: the unknown Tennessee Williams. New York, 1995; The selected letters of Tennessee Williams. New York, 2000; Patterson Tischler Nancy Marie. Student companion to Tennessee Williams. Westport, 2000; Bloom Harold. Tennessee Williams. Philadelphia, 2003; Kolin Philip C. The Tennessee Williams encyclopedia. Westport, 2004; Bak John S. Homo americanus: Ernest Hemingway, Tennessee Williams, and queer masculinities. Madison, 2010.
Тенсен
См. ГЕРЕН ДЕ ТЕНСЕН
Тёшен
Урсула Катарина (Teschen Ursula Katharina) (1680—1743), немецкая княгиня, фаворитка Августа II.
Родилась 25 ноября 1680 предположительно в Варшаве. Урожденная фон Альтенбокум (von Altenbockum). Младшая дочь сенешаля Йохана Генриха фон Альтенбокума и его жены Констанции Теклы Браника, иммигрировавших из Вестфалии в Польшу. В 1695, в возрасте пятнадцати лет вышла замуж за кронпринца Ежи Доминика Любомирского, семья которого принадлежала к высшей польской аристократии. Однако, спустя несколько месяцев брак был расторгнут по специальному дозволению папы римского. По всей вероятности, причиной развода стала супружеская измена.
Вскоре Т. была представлена Августу II в Дрездене. В 1700 заняла место официальной фаворитки короля, сменив графиню Максимилиану Хизерле фон Шодау. 21 августа 1704 Т. родила сына Иохана Георга, впоследствии шевалье Саксонского. Через пять дней после родов была удостоена титула княгини Тёшен. Отношения с Августом закончились в 1705, после чего Т. удалилась в свой замок Хойрсверда в Саксонии. Король вознаградил Т. целым состоянием в 250 тысяч имперских талеров и крупными земельными наделами. Позже Т. избрала своей постоянной резиденцией город Бреслау (ныне Вроцлав).
Через несколько лет после отставки своей главной конкурентки А. Козель, Т. вернулась в Дрезден и заняла заметное положение при дворе. Ее влиянию приписывают смещение всесильного верховного канцлера Вольфа Дитриха фон Бейхлингена. Помимо политических интриг Т. весьма успешно занималась устройством собственной судьбы. 22 октября 1722 она тайно вышла замуж за генерала Фридриха Людвига фон Вюртемберг-Винненталя, который был на десять лет моложе нее. Через 12 лет благополучного супружества, Ф. фон Вюртемберг-Винненталь погиб во время битвы при Гуастале 19 сентября 1734. Несмотря на протесты его родственников, Т. использовала фамильный титул и герб мужа до конца своей жизни.
В 1733, после смерти Августа II, Т. оказалась в опале. В 1737 новый король Август III отобрал у нее права на замок Хойрсверда, а в качестве компенсации назначил денежную ренту. Т. умерла 4 мая 1743 в Дрездене, похоронена на кладбище иезуитской церкви в Лейтмеритце, Богемия (ныне территория Республики Чехия).
Лит.: Flathe Heinrich Theodor. Ursula Kathrina Lubomirska. Allgemeine deutsche Biographie. Leipzig, 1884.
Тёшенберг
Герман фон (Teschenberg Hermann von) (1866—1911), немецкий барон.
Точные биографические данные не сохранились. Родился в Саксонии в старинной аристократической семье. С детских лет отличался женоподобием и манерным поведением. Откровенно признавался, что «предпочел бы быть горничной, а не сыном министра». Готовился к карьере адвоката. В 1886 задерживался полицией Вены за то, что целовался с солдатом на скамейке в парке Пратер.
Во избежание скандала покинул Германию и отправился в Англию. Творчески сотрудничал с О. Уайльдом, перевел на немецкий язык ряд его произведений (пьесы «Саломея», «Как важно быть серьезным» и др.). После суда над О. Уайльдом переехал в Париж, затем поселился в Берлине. Являлся одним из немногих открытых гомосексуалистов своего времени. Входил в состав Научно-гуманитарного комитета под руководством М. Хиршфельда. Предоставил свою фотографию в женском платье для иллюстрации монографии М. Хиршфельда «Die Transvestiten: eine Untersuchung über den erotischen Verkleidungstrieb: mit umfangreichen casuistischen und historischen Material» (1910).
Умер в 1911 в Неаполе от легочного заболевания, вызванного неумеренным курением.
Лит.: Wolff Charlotte. Magnus Hirschfeld: A Portrait Of A Pioneer In Sexology Quartet Books. London, New York, 1986; Harborough Sherard Robert. Oscar Wilde: die Geschichte einer unglücklichen Freundschaft. Berlin, 2000; Bristow Joseph. Oscar Wilde and Modern Culture: The Making of a Legend. Ohio, 2009.
Тиберий
(Tiberius Caesar Augustus) (42 до н. э. – 37), второй римский император.
Родился 16 ноября 42 до н. э. в Риме. Старший сын патриция Тиберия Клавдия Нерона и Ливии Друзиллы. Разведясь с Клавдием, в 39 до н. э. мать Т. повторно вышла замуж за Августа. До 33 до н. э. проживал у родного отца, после его смерти переехал в дом матери. В девятилетнем возрасте впервые выступил с публичной речью. В 17 лет стал квестором, еще не достигнув предусмотренного законом возраста. В 20 до н. э. женился на Випсании Агриппине, дочери знаменитого полководца Марка Агриппы. Брак сложился удачно, хотя длительное время оставался бездетным. Первый и единственный ребенок родился в 13 до н. э. Мальчик был усыновлен Августом под именем Юлий Цезарь Друз.
В 19 до н. э. Т. получил должность претора. Добился победы в сражениях с парфянами. В 16 до н. э. расширил границы Римской империи вплоть до истоков Дуная. В 13 до н. э. возвратился в Рим, где был назначен консулом. С этого периода Август начал рассматривать Т. как своего наиболее вероятного преемника. Он заставил Т. развестись с Випсанией и жениться на своей дочери от предыдущего брака Юлии Старшей. Новая жена открыто изменяла Т. Из-за семейного разлада в 6 до н. э. Т. удалился в добровольную ссылку на остров Родос.
Воспользовавшись моментом, Юлия уговорила Августа дать ей разрешение на отдельное проживание от мужа. Вскоре она полностью скомпрометировала себя многочисленными любовными похождениями. Сенат обвинил Юлию в разврате, предательстве и покушении на отцеубийство. По римским законам ее должны были зашить в мешок с собакой, змеей и петухом и сбросить в Тибр. Однако Август помиловал единственную дочь, заменив казнь ссылкой. Сразу после этого Август повелел Т. вернуться в Рим и осыпал его своими милостями. В 4 до н. э. император усыновил Т. под именем Тиберий Юлий Цезарь. Т. вновь отправился в военные походы в Паннонию, Далмацию, Германию, Дакию и др. В 13 он стал соправителем Августа, практически вторым лицом в государстве. В завещании Августа Т. был указан единственным наследником и занял трон в 14 до н. э., сразу после его смерти.
В качестве правителя Т. оставил о себе недобрую славу. После смерти своего сына в 23 он развязал настоящий террор против своих политических противников. Поссорившись со своей властной матерью Ливией, уехал из Рима в Кампанию, на Капри.
О пребывании Т. на острове с живописными подробностями поведал Светоний в «Жизни двенадцати цезарей»: «43. Но на Капри, оказавшись в уединении, он дошел до того, что завел особые постельные комнаты, гнезда потаенного разврата. Собранные толпами отовсюду девки и мальчишки – среди них были те изобретатели чудовищных сладострастий, которых он называл «спинтриями» – наперебой совокуплялись перед ним по трое, возбуждая этим зрелищем его угасающую похоть. Спальни, расположенные тут и там, он украсил картинами и статуями самого непристойного свойства и разложил в них книги Элефантиды, чтобы всякий в своих трудах имел под рукою предписанный образец. Даже в лесах и рощах он повсюду устроил Венерины местечки, где в гротах и между скал молодые люди обоего пола предо всеми изображали фавнов и нимф. За это его уже везде и открыто стали называть «козлищем», переиначивая название острова.
44. Но он пылал еще более гнусным и постыдным пороком: об этом грешно даже слушать и говорить, но еще труднее этому поверить. Он завел мальчиков самого нежного возраста, которых называл своими рыбками, и с которыми он забавлялся в постели. К похоти такого рода он был склонен и от природы и от старости. Поэтому отказанную ему по завещанию картину Паррасия, изображавшую совокупление Мелеагра и Аталанты, он не только принял, но и поставил в своей спальне, хоть ему и предлагалось на выбор получить вместо нее миллион деньгами, если предмет картины его смутит. Говорят, даже при жертвоприношении он однажды так распалился на прелесть мальчика, несшего кадильницу, что не мог устоять, и после обряда чуть ли не тут же отвел его в сторону и растлил, а заодно и брата его, флейтиста; но когда они после этого стали попрекать друг друга бесчестием, он велел перебить им голени.
45. Измывался он и над женщинами, даже самыми знатными: лучше всего это показывает гибель некой Маллонии. Он заставил ее отдаться, но не мог от нее добиться всего остального; тогда он выдал ее доносчикам, но и на суде не переставал ее спрашивать, не жалеет ли она. На конец, она во весь голос обозвала его волосатым и вонючим стариком с похабной пастью, выбежала из суда, бросилась домой и заколола себя кинжалом. После этого и пошла по устам строчка из ателланы, громкими рукоплесканиями встреченная на ближайшем представлении: «Старик-козел облизывает козочек!»»
За время отсутствия в Риме, против Т. возник заговор, который возглавил префект преторианцев Луций Элий Сеян. Ранее он просил разрешения жениться на вдове сына Т. Ливилле, но получил отказ. Честолюбивый Сеян затаил обиду и сумел заручиться поддержкой гвардии и части сенаторов. Планы заговорщиков выдала мать Ливиллы Антония Младшая. 18 октября 31 Сеян и его сообщники были схвачены и казнены. В дальнейшем Т. практически полностью переселился на Капри и перестал бывать в Риме.
В начале 37 здоровье Т. сильно ухудшилось. 16 марта 37 он скончался при невыясненных обстоятельствах на своей вилле в Мизене. Согласно Тациту, Т. только потерял сознание, однако все присутствующие решили, что император умер. Когда наследник Калигула уже начал принимать поздравления, Т. внезапно открыл глаза. Это повергло всех в ужас, но вновь назначенный префект Невий Суторий Макрон придушил Т. ворохом одежды.
Т. заслужил противоречивые оценки в истории. Плиний называл его «самым мрачным из людей» («tristissimus hominum»). По свидетельству Тацита, время правления Т. было смутным и страшным. Римляне, узнав о смерти императора, кричал «Тиберия в Тибр!». Однако, Светоний и иудейский историк Филон в целом отзывались о нем положительно: «за двадцать три года, что он нес бремя власти над сушей и над морем, не оставил ни единого семени войны ни в эллинской, ни в варварской земле, а мир и сопутствующие ему блага до самой кончины своей раздавал нескудеющей рукой и щедрым своим сердцем».
Согласно Библии, именно в годы правления Т. был распят Иисус Христос. В честь Т. назван основанный в начале нашей эры город Тверия (ныне на территории Израиля).
Лит.: Leigh Edward. The history of the twelve Cæsars, first emperors of Rome: being an account of the most remarkable transactions, revolutions and events, both in peace and war, which happened during their reigns: collected from the most authentic historians, both ancient and modern. Carlisle, 1808; Baring-Gould S. The tragedy of the Caesars a study of the characters of the Caesars of the Julian and Claudian houses. London, 1895; Souper William. Christ’s challenge to Caesar; Roman contemporaries of Christ and his apostles. London, 1921; Massie Allan. The Ceasars. New York, 1984; Baker G.P. Tiberius Caesar: emperor of Rome. New York, 2001; Matyszak Philip. The sons of Caesar: imperial Rome’s first dynasty. London, 2006.
Токлес
Алиса (Toklas Alice Babette) (1877—1967), американская писательница.
Родилась 30 апреля 1877 в Сан-Франциско в зажиточной еврейской семье польско-немецкого происхождения. Посещала школу в Сан-Франциско и Сиэтле. Некоторое время обучалась музыке в Вашингтонском университете; пережила разлуку с любимой подругой. По описанию одной из знакомых, в тот период Т. «…была стройна и смугла. У нее были прекрасные серые глаза с длинными ресницами и длинный еврейский нос».
В 1907 Т. отправилась в поездку по Европе в сопровождении своей компаньонки Гарриет Леви. 8 сентября 1907, в первый день пребывания в Париже, познакомилась с Г. Стайн. Для них обеих это была любовь с первого взгляда. В 1908 подруги вместе путешествовали по Италии. В 1909 Т. поселились в парижской квартире Г. Стайн на улице Флерю, 27. Их близость послужила причиной конфликта Г. Стайн с ее братом Лео.
Т. занималась перепиской и корректурой текстов, затем стала доверенным лицом и литературным агентом Г. Стайн. Между ними сложилось четкое распределение внутрисемейных ролей, причем Т. выполняла женские функции. Позднее Г. Стайн записала со слов Т.: «Гениальные люди приходили и общались с Гертрудой Стайн, а их жены – со мной». Лесбийский характер их отношений практически ни для кого не являлся секретом. Подруги были неразлучны, даже личные письма подписывали комбинацией своих имен «Gertrice/Altrude».
В 1933 Г. Стайн опубликовала «Автобиографию Алисы Б. Токлес» («The Autobiography of Alice B. Toklas»), написанную от лица подруги. Книга, задуманная как шутка, неожиданно стала литературным бестселлером и принесла Т. мировую известность. Т. прожила с Г. Стайн почти сорок лет, включая годы фашистской оккупации. Их разлучила лишь смерть Г. Стайн в июле 1946.
В 1954 Т. опубликовала собственную литературную биографию («The Alice B. Toklas Cookbook»), в которой мемуары перемежались кулинарными рецептами. Внимание критики привлек рецепт блюда под названием «Помадка из гашиша» («Hashisch Fudge»): смесь фруктов, орехов, специй и конопли (Cannabis sativa). Т. оправдывалась, что рецепт принадлежит художнику Брайану Гизин (Brion Gysin), а она не подозревала о наркотических свойствах гашиша. Однако, большинство современников не поверило в ее объяснения. В 1958 Т. издала еще одну поваренную книгу («Aromas and Flavors of Past and Present»). Кроме того, Т. сотрудничала в ряде газет и журналов, включая «Нью-Йорк Таймс» и «Нью Репюблик». В 1963 Т. опубликовала свою последнюю мемуарную книгу «Что запомнилось» («What Is Remembered»).
Последние годы жизни Т. были омрачены болезнями и материальными трудностями. Незадолго до смерти Т. приняла католичество. Умерла 7 марта 1967, похоронена в Париже на кладбище Пер Лашез рядом с Г. Стайн.
Образ Т. неоднократно воспроизводился в различных произведениях искусства: фильмы «I Love You, Alice B. Toklas» Питера Селлерса (1968); «Adventures of Picasso» Таге Даниелссона (1978); «Waiting for the Moon» Джилла Годмиллоу (1987); романы Билла Ричардсона «Waiting for Gertrude» (2001); Моник Трюонг «The Book of Salt» (2003) и др.
Лит.: de Acosta Mersedes. Here lies the heart. New York, 1960; Staying on alone; letters of Alice B. Toklas. New York, 1973; Simon Linda. The biography of Alice B. Toklas. Garden City, 1977; Dear Sammy: letters from Gertrude Stein and Alice B. Toklas. Boston, 1977; Windham Donald. The Roman spring of Alice Toklas: 44 letters by Alice Toklas in a reminiscence. Verona, 1987; Souhami Diana. Gertrude and Alice. Hammersmith, 1991; Baby precious always shines: selected love notes between Gertrude Stein and Alice B. Toklas. New York, 1999; Kellner Bruce. Kiss me again: an invitation to a group of noble dames. New York, 2002; Gopnik Adam. Americans in Paris: a literary anthology. New York, 2004; Malcolm Janet. Two lives: Gertrude and Alice. New Haven, 2007.
Том оф Финланд
(Tom of Finland) (1920—1991), финский художник-иллюстратор.
Родился 8 мая 1920 в деревушке Каарина неподалеку от города Турку на южном побережье Финляндии. Урожденный Тоуко Лааксонен (Touko Laaksonen). Сын школьных учителей. С раннего детства проявил художественные способности. В пять лет уже играл на пианино и неплохо рисовал. После окончания школы в 1939 поступил в художественное училище Хельсинки на отделение рекламы. В студенческие годы создал свои первые гомоэротические рисунки. Тщательно скрывал их от посторонних глаз и уничтожил в феврале 1940 перед отправкой на военную службу. Участвовал в русско-финской компании 1940 и во Второй мировой войне. Дослужился до звания лейтенанта зенитных войск. По собственному признанию, на фронте на него большое впечатление произвела форма германского вермахта.
После демобилизации продолжил учебу в художественном училище. Работал в рекламном агентстве. Брал уроки игры на фортепиано в Институте Сибелиуса. По вечерам выступал перед друзьями на вечеринках и в кафе. Приобрел известность в местной гомосексуальной среде, в которой преобладали вульгарные женоподобные персонажи. Не заводил серьезных отношений, поскольку предпочитал более брутальных мужчин. В 1953 встретил своего постоянного партнера Вели (Veli).
Для собственного удовольствия продолжал делать эротические наброски. После долгих уговоров зимой 1956 отослал свои рисунки в популярный американский журнал боди-билдинга «Physique Pictorial». В редакции его работы очень понравились. Первая публикация за подписью Том оф Финланд состоялась весной 1957. Цикл «Мужчины лесов Финляндии» произвел сенсацию и положил начало карьере художника.
В течение четырех десятилетий Т. о Ф. создал ок. 3500 иллюстраций. Большинство его работ опубликовано в комиксах «Kake». Самобытный художественный стиль Т. о Ф. отличает фотографическая точность деталей (расстегнутая или полуспущенная одежда) в сочетании с преувеличенным изображением половых признаков. Герои Т. о Ф. предстают могучими суперменами в обтягивающей униформе, обычно в момент наибольшего возбуждения или проведения полового акта.
В 1950-ые законодательство большинства стран строго регламентировало эротическую продукцию. «Грязные рисунки», по собственному определению Т. о Ф., портили репутацию автора и не приносили реальных доходов. Лишь в 1973 состоялась первая выставка его рисунков в Гамбурге. Успех превзошел все ожидания. Т. о Ф. смог бросить работу оформителя и полностью посвятить себя любимому занятию. В 1978 получил приглашение посетить Америку. После выставки в Лос Анджелесе Т. о Ф. превратился в культового художника стиля БДСМ (BDSM).
Творчество Т. о Ф. повлияло на возникновение т. н. субкультуры кожи (The leather subculture). Ношение обтягивающей кожаной одежды прочно ассоциируется с мужской гомосексуальностью и практикой садо-мазохизма. В 1979 вместе со своим другом и деловым партнером Дирком Денером (Durk Dehner) Т. о Ф. основал компанию «Tom of Finland Company». В 1986 она была преобразована в международный некоммерческий фонд защиты гомоэротического искусства. В конце 1990-ых фонд представил на рынок коллекцию парфюмов и модной одежды, основанную на идеях Т. о Ф.
Последнее десятилетие жизни Т. о Ф. оказалось нелегким. В 1981 от рака горла умер его друг Вели, который находился рядом с ним ок. тридцати лет. Несколько человек из близкого окружения Т. о Ф. умерли от СПИДа. С 1988 он сам страдал эмфиземой легких. Несмотря на болезнь, продолжал рисовать, создал ряд композиций в технике пастели. В 1991 Т. о Ф. снялся в биографическом документальном фильме «Daddy and the Muscle Academy – The Art, Life, and Times of Tom of Finland».
Т. о Ф. перенес инсульт и скоропостижно скончался 7 ноября 1991; похоронен на городском кладбище Хельсинки.
Посмертная оценка творчества Т. о Ф. весьма противоречива. Историк культуры Джозеф В. Слейд назвал его «самым значительным гомосексуальным художником в мире». Вместе с тем, в адрес Т. о Ф. постоянно звучат обвинения в преклонении перед нацистской символикой и смаковании низменных инстинктов. По мнению Роба Мейера, владельца секс-шопа и художественной галереи в Амстердаме рисунки Т. о Ф.: «не тема для обсуждения, они – тема для мастурбации».
Выставки произведений Т. о Ф. проходят с неизменным успехом. Очередная ретроспектива, организованная Финским культурным центром, состоялась в 1999 в Париже. Нью-йоркский Музей современного искусства приобрел ряд работ Т. о Ф. для своей постоянной экспозиции. Художественное издательство «Taschen» выпустило три альбома рисунков Т. о Ф.
Лит.: Hooven F.Valentine. Tom of Finland: his life and times. New York, 1993; Arell Berndt, Mustola Kati, Niemelä Tuomo. Tom of Finland unforenseen. Helsinki, 2006.
Трефусис
Вайолет (Trefusis Violet) (1894—1972), английская светская дама и писательница.
Родилась 6 июня 1894 в Лондоне. Дочь А. Кеппель и ее мужа Джорджа Кеппеля, седьмого графа Албемарля. Ряд биографов полагает, что настоящим отцом Т. являлся лорд Уильям Беккет, член парламента и крупный банкир. В детстве девочка часто становилась свидетельницей многочисленных любовных похождений матери. По утверждению Д. Сухами (Diana Souhami. «Mrs Keppel and her Daughter»), уже в десятилетнем возрасте обнаружила явные лесбийские наклонности.
В 1904 Вайолет увлеклась своей школьной подругой В. Саквилл-Вест. В 1908 девочки обменялись кольцами и поклялись никогда не вступать в близкие отношения с мужчинами. На несколько лет потеряли друг друга из вида и встретились вновь лишь в 1913. В апреле 1918 отправились в продолжительную поездку по Англии, Франции и Монте Карло. Подруги так открыто демонстрировали свою близость, что вызвали волну негодования в светском обществе.
Более других поведением дочери возмущалась А. Кеппель. Единственное спасение она видела в ее замужестве. По настоянию матери, в июне 1919 Т. вышла замуж за майора Дениса Трефусиса (Denys Robert Trefusis, 1890—1929). Накануне свадьбы Т. честно предупредила жениха о невозможности физической близости. Замужество не отразилось на ее взаимоотношениях с В. Саквилл-Вест, Зимой 1920—1921 подруги вновь отправились на континент. К их поискам подключилась полиция. С большим трудом удалось установить местонахождение беглянок. На частном транспортном самолете мужья прилетели за ними в Амьен, на севере Франции. После бурного объяснения супружеским парам удалось установить временное перемирие.
Охлаждение наступило только после того, как В. Саквилл-Вест заподозрила Т. в измене. Т. сильно переживала, пыталась наладить переписку через общую знакомую Пэт Денси. Однако ее усилия не дали результата. На нервной почве у Т. развилась клаустрофобия (боязнь замкнутых или тесных пространств). Перипетии сложных любовных взаимоотношений отразились в романе Т. «Broderie Anglaise». Т. до конца дней хранила память о В. Саквилл-Вест. Их последняя личная встреча состоялась в 1940.
В 1923 Т. близко сошлась с В. Зингер. Лондонские сплетники утверждали, что на этот раз А. Кеппель отнеслась к выбору дочери значительно спокойнее, поскольку В. Зингер являлась богатейшей наследницей фабриканта швейных машинок. В этой паре Т. выполняла пассивную, подчиненную роль; с небольшими перерывами связь продолжалась вплоть до 1933.
С 1924 Т. жила вместе с матерью на вилле Омбреллино близ Флоренции. Овдовела в 1929. Во время Второй мировой войны Т. работала на радиостанции «La France Libre», основанной по инициативе генерала Ш. де Голля. За вклад в Движение сопротивления удостоилась ордена Почетного легиона. Опубликовала несколько романов на английском и французском языках («Sortie de Secours», 1929; «Echo», 1931; «Don’t Look Round», 1952 и др.). Лично дружила с президентом Франции Франсуа Миттераном.
Последние годы Т. страдала желудочным заболеванием. Скончалась 29 февраля (1 марта?) 1972 в городке Беллоскуардо на юго-западе Италии. Похоронена на кладбище дельи Аллори во Флоренции.
Т. явилась праобразом русской принцессы Саши в романе В. Вулф «Орландо» (1928), а также леди Монтдор в романе Ненси Митфорд «Love in a Cold Climate» и Мюриэль в романе Гарольда Эктона «The Soul’s Gymnasium». Младшая сестра Т. Соня является прабабушкой Камиллы Паркер-Боулз, ныне герцогини Корнуоллской, супруги наследного принца Чарльза.
Лит.: Nicolson Nigel. Portrait of marriage. New York, 1973; Jullian Philippe, Phillips John. The other woman: a life of Violet Trefusis, including previously unpublished correspondence with Vita Sackville-West. Boston, 1976; Sharpe Henrietta. A solitary woman: a life of Violet Trefusis. London, 1981; Phillips John, Quennell Peter, Sage Lorna. The Last Edwardians: an illustrated history of Violet Trefusis & Alice Keppel: selections from an exhibition prepared by and held at The Boston Athenaeum November 4 through December 6, 1985 and at the Henry Morrison Flagler Museum, Whitehall Mansion, Palm Beach, Florida, March 11 through April 13, 1986. Boston, 1986; Wajsbrot Cécile. Violet Trefusis: biographie. Paris, 1989; Violet to Vita: the letters of Violet Trefusis to Vita Sackville-West, 1910—21. New York, 1991; Souhami Diana. Mrs. Keppel and her daughter. New York, 1997; d’Arjuzon Antoine. Violet Trefusis: une passion inachevee. Paris, 2001.
Тротт
цу Сольц Ева фон (Trott zu Solz Eva von, в некоторых источниках Trotha или Trotta) (1506—1567), фаворитка герцога Брауншвейг-Люнебургского Генриха (1489—1568).
Точные даты рождения и смерти неизвестны. Происходила из древнего аристократического рода Сольц в Гессене. В 1522 в шестнадцатилетнем возрасте поступила фрейлиной к жене Генриха Марии Вюртембергской (1496—1541). В августе 1524 Т. родила от герцога первого ребенка Генриха Тойерданка (Heinrich Theuerdank), затем – еще двух дочерей. Всякий раз при наступлении беременности Т., якобы, отправлялась погостить у родителей. В действительности, уединялась в замке Штауффенбург в Гиттелде, где разрешалась от бремени.
По мере взросления детей, скрывать их стало невозможно. Законная супруга Генриха и мать его одиннадцати детей требовала удалить Т. от двора. Герцогу пришлось разыграть целый спектакль, чтобы не расставаться с любовницей. Он объявил, что Т. умерла во время эпидемии чумы и даже устроил ее фальшивые похороны. Со всеми почестями земле был предан деревянный муляж работы скульптора Симона Штаппена. Между тем, Т. вновь укрылась за стенами замка Штауффенбург, где находилась до 1541. Она продолжала тайно встречаться с герцогом и в общей сложности произвела на свет десять внебрачных детей. По слухам, привидение Т. до сих пор является посетителям и гостям старинного замка.
После смерти Марии Вюртембергской в 1541, родственники попытались узаконить права Т. через суд. Рассмотрение дела в рейхстаге города Регенсбурга закончилось безрезультатно. Между тем, позиции Генриха значительно ослабли в результате междуусобных войн. В 1543 он вынужден был бежать из Брауншвейга. В 1556 шестидесятисемилетний герцог женился на тридцатичетырехлетней Софье фон Полен и отношения с Т. окончательно прекратились. В 1558 она поселилась в монастыре в Хилденштейне, где умерла в 1567. Монарх удостоил ее детей дворянским титулом и даже одно время рассматривал кандидатуру одного из них в качестве своего наследника.
Драматическая судьба Т. оставила заметный след в народной памяти. Герцог Генрих Брауншвейг-Люнебургский получил прозвище Дикий Хайнц Вольфенбюттель. Предводитель Реформации Мартин Лютер написал памфлет («Wider Hans Worst»), обвинив его в распутстве и богохульстве. Впоследствии это произведение часто трактовалось как духовное завещание М. Лютера, в котором он обобщил свои представления о добре и зле. Писатель Вильгельм Рааб посвятил Т. роман «Nach dem grossen Kriege» (1861).
Лит.: Meier Paul Jonas. Das Kunsthandwerk des Bildhauers in der Stadt Braunschweig seit der Reformation. In: Werkstücke aus Museum, Archiv und Bibliothek der Stadt Braunschweig VIII., Appelhans, Braunschweig 1936; Thaddey Gerhard. Lexikon der Deutschen Geschichte. Stuttgart 1998; Jarck Horst-Rüdiger. Braunschweigisches Biographisches Lexikon. Braunschweig, 2006.
Троубридж
Уна Винченцо (Troubridge Una Vincenzo) (1887—1963), английская светская дама.
Родилась 8 марта 1887 в Кенсингтоне, Лондон. Урожденная Марго Тейлор (Margot Elena Gertrude Taylor). По происхождению принадлежала к среднему классу. По словам биографа Ловат Диксон, родители позаботились дать дочери хорошее воспитание, основанное «на красоте, остроумии и стиле». Среди близких имела прозвище Уна; также пользовалась именем одного из своих флорентийских предков Винченцо. Окончила отделение скульптуры Королевского колледжа искусства в Лондоне. После смерти отца в 1907 семья оказалась в весьма затруднительном материальном положении. Едва ли не единственным выходом для бедной девушки оказалось замужество.
В октябре 1908 Марго вышла замуж за овдовевшего капитана военного флота Эрнеста Троубриджа (Ernest Thomas Troubridge, 1862—1926). Во время Первой мировой войны он дослужился до чина адмирала; в июне 1919 посвящен в рыцари. Муж был намного старше Т. и не вызывал у нее особой симпатии. По отзывам сослуживцев, Т. заметно отличалась от прочих офицерских жен образованностью и безукоризненным вкусом. В семье родилась дочь Андреа, однако зимой 1919 брак распался.
Р. Брукс. Портрет Уны, леди Троубридж. 1924
В 1915 Т. познакомилась с М. Рэдклифф-Холл: «Узнав Маргарет, я уже не представляла себе жизни без нее». В то время любовницей М. Рэдклифф-Холл была двоюродная сестра Т. Мейбл Баттен. После ее смерти в 1917 Т. переселилась в дом М. Рэдклифф-Холл на Стирлинг Стрит, 10. По воспоминаниям одного из современников: «Леди Троубриддж была одета в великолепное платье и походила на невесту. Это был вечерний наряд из мягкого атласа цвета сливок. Она носила только жемчуг; сережки и две или три нитки жемчуга вокруг ее шеи. Она выглядела невероятной красавицей и приковывала к себе всеобщее внимание».
В отличие от М. Рэдклифф-Холл, Т. была охотно принята в обществе. Обладала врожденной женственностью и целым рядом художественных талантов: прекрасно рисовала и пела; перевела на английский язык несколько романов Колетт; создала скульптурный портрет В. Нижинского. Т. была страстной поклонницей итало-русского оперного баса Николы Лемени (Nicola Rossi Lemeni, 1920—1991), крестной матерью его сына. Вместе с М. Рэдклифф-Холл Т. устраивала спиритические сеансы, вызывала дух М. Баттен и советовалась по сложным вопросам. Занималась разведением породистых такс; вместе со своими питомцами изображена на известном портрете работы Р. Брукс.
Отношения Т. с М. Рэдклифф-Холл неоднократно подвергались серьезным испытаниям. В 1934 Т. очень болезненно восприняла увлечение подруги русской эмигранткой, медсестрой Евгенией Сулиной (? —1958). Некоторое время все три женщины жили вместе в Девоне, на юго-западе Великобритании. Несмотря на обиду, Т. продолжала предано заботиться о больной М. Рэдклифф-Холл. На смертном ложе М. Рэдклифф-Холл составила завещание в пользу Т., с условием, что часть наследства достанется Е. Сулиной. Т. выделила сопернице совсем крохотное пособие и в своих мемуарах («The Life and Death of Radclyffe Hall», 1945) всячески принизила ее роль.
Т. умерла от рака 24 сентября 1963 в Риме. Похоронена на английском кладбище в Риме, вопреки собственному желанию покоиться рядом с М. Рэдклифф-Холл.
Лит.: Dickson Lovat. Radclyffe Hall at The well of loneliness: a sapphic chronicle. New York, 1975; Ormrod Richard. Una Troubridge: the friend of Radcluffe Hall. New York, 1985; Baker Michael. Our three selves: the life of Radcluffe Hall. London, 1985; Roiphe Katie. Uncommon arrangements: seven portraits of married life in London literary circles, 1910—1939. New York, 2007.
Туллия
Арагонская (Tullia d’Aragona) (между 1505 и 1510—1556), итальянская куртизанка и писательница.
Точные даты рождения и смерти неизвестны. Родилась ок. 1510 в Риме. Мать – Джулия Кампана, куртизанка из Адрии, городка на северо-востоке Апеннинского полуострова. Согласно документам, отцом девочки считался некий Констанцо Палмиери д’Арагона. По всей вероятности, являлся подставным лицом, за которым скрывался кардинал Луиджи Арагонский, побочный внук неаполитанского короля Фердинанда I. Благодаря его финансовой поддержке Т. получила хорошее образование, недоступное большинству женщин того времени. С детства поражала окружающих своими художественными талантами.
После скоропостижной смерти кардинала в 1519, Т. ок. семи лет провела в Сиене. Вернулась в Рим в июне 1526. В восемнадцатилетнем возрасте Т. уже имела множество восторженных поклонников, несмотря на то, что не соответствовала общепринятым стандартам красоты. По воспоминаниям современников, Т. была худощава, высокого роста, с большим ртом и крючковатым носом. Относительные недостатки внешности она с лихвой компенсировала интеллектом и умением вести себя в обществе. Много путешествовала по Италии. В 1528 впервые посетила Венецию; в 1529 участвовала в переговорах папы Клемента VII с императором Карлом V в Болонье.
В 1531 Т. вернулась в Рим. Находилась на содержании богатого флорентийского банкира Филиппо Строцци, которого отбила у своей постоянной конкурентки Камиллы Пизано. Ф. Строцци настолько доверял Т., что даже обсуждал с ней коммерческие тайны. В Риме возникло Общество шести рыцарей, в которое входили самые фанатичные ее почитатели во главе с графом Эмилио Орсини.
В 1535 Т. внезапно вернулась в Адрию. Родила дочь Пенелопу, хотя не исключено, что всего лишь прикрыла грех своей матери и девочка приходилась ей не дочерью, а сестрой. В июне 1537 по приглашению графини Изабеллы д’Эсте Т. прибыла в Феррару, тогдашний центр культуры и искусства. Пользовалась необыкновенным успехом у местной знати. Вдохновила гуманиста Спероне Сперони (Sperone Speroni degli Alvarotti, 1500—1588) на создание философского «Диалога о любви» (1537). Поэт Джироламо Муцио (Girolamo Muzio, 1496—1576) воспел ее в своих эклогах как музу Талию. Поэт Эрколе Бентивольо (Ercole Bentivoglio, 1507—1573) вырезал имя Т. на стволах деревьев на берегу реки По. По слухам, несколько человек покончили жизнь самоубийством из-за неразделенной любви к Т.
В 1540 Т. обосновалась в Венеции. Завоевала расположение Бернардо Тассо (Bernardo Tasso, 1493—1569), отца крупнейшего поэта Возрождения Торквато Тассо. 8 января 1543 Т. вышла замуж за синьора Сильвестро Гуиккарди (Silvestro Guiccardi) из Сиены. Благодаря супружеству Т. приобрела высокий социальный статус и избавилась от унизительных ограничений (например, выбора определенной одежды и местожительства), налагавшихся на лиц ее профессии. Муж боготворил Т., чем она немилосердно злоупотребляла. По свидетельству литератора А. Фиренцуолы, Т. «морит своего мужа голодом».
Зимой 1545—1546 Т. бежала из Сиены, охваченной гражданскими волнениями. Нашла пристанище во Флоренции у Козимо I Медичи, великого герцога Тосканы. Жила на широкую ногу в предоставленной ей вилле у моста Мансола. Дважды обвинялась в неуплате налогов, однако каждый раз уходила от ответственности благодаря заступничеству жены Козимо I Элеоноры Толедской. В 1548 окончательно переселилась в Рим. Ок. 1556 Т. родила сына Челио, отцовство которого не установлено.
Дом Т. в Риме превратился в блестящий художественно-философский салон. Она обменивалась стихотворными посланиями со многими крупнейшими литераторами своей эпохи, публиковала сборники сонетов и философские трактаты. Последнее известное произведение Т. («Il Meschino, altramente detto il Guerrino», посмертное издание 1560) – поэтическое переложение рыцарского романа Андреа де Барберино XIV в.
Т. умерла в Риме ок. 1556. Интерес к ее творчеству сохранился до настоящего времени; особенно усилился в 1970-ые на очередной волне постфеминизма.
Лит.: Rosati Salvatore. Tullia d’Aragona. Milano, 1936; Eisenbichler Konrad. The cultural politics of Duke Cosimo I de’Medici. Aldershot, 2001; Jaffe Irma B., Colombardo Gernardo. Shining eyes, cruel fortune: the lives and loves of Italian Renaissance women poets. New York, 2002; Antes Monika. Die Kurtisane Tullia d’Aragona: mit dem italienischen Originaltext Della infinità d’amore. Würzburg, 2006; Moore Schulman Carol Leotta. Lost & found: rediscovering women poets of the Italian Renaissance. Philadelphia, 2006; Sweet fire: Tullia D’Aragona’s poetry of dialogue and selected prose. New York, 2007.
Тулуз-Лотрек
Анри де (Toulouse-Lautrec Monfa Henri Marie Raymond de) (1864—1901), французский художник.
Родился 24 ноября 1864 в Альби, столице департамента Тарн на юге Франции. Первый ребенок в обедневшей аристократической семье графа Альфонса Шарля де Тулуз-Лотрек-Монфа и его жены Адель Тапье де Селейран. Обладал дурной наследственностью, обусловленной близким родством родителей, которые приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Младший брат Т.-Л. Ришар родился 28 августа 1867, но умер спустя год. После развода родителей мальчик остался с матерью. Получил хорошее домашнее воспитание: знал латинский и греческий языки, прекрасно держался в седле.
В мае 1878 тринадцатилетний Т.-Л. сломал шейку бедра на левой, а через год – и на правой ноге. Переломанные кости срослись неправильно и в дальнейшем перестали расти. При росте в 152 см Т.-Л. обладал туловищем взрослого человека, хотя длина его ног составляла всего лишь 70 см. В медицине подобные аномалии получили название пикнодизостозис или синдром Тулуз-Лотрека. По некоторым данным, Т.-Л. обладал гипертрофированным половым членом (J. Ayto, I.Crofton. Brewer’s Dictionary of Modern Phrase & Fable, 2006).
«Толстел нос, губы выпячивались, набухали, нижняя губа нависала над скошенным подбородком. Да и слова, которые произносил этот деформированный рот, были искажены шепелявостью и раскатистым „р“, звуки наскакивали один на другой, слоги он сглатывал, разговаривая, брызгал слюной. Фигура его становилась все приземистей, все непропорциональнее, тело теряло гибкость. Кисти коротеньких рук были огромными» (А. Перрюшо. Жизнь Тулуз-Лотрека).
Д. Болдини. Портрет А. Тулуз-Лотрека
Измученный постоянными болями, Т.-Л. находил утешение в занятиях живописью. Рано обнаружил незаурядный талант рисовальщика. В 1882 Т.-Л. оставил родительский дом и переехал в Париж. К середине 1890-ых иллюстрации Т.-Л. постоянно публиковались на страницах журнала «Le Rire». Т.-Л. быстро приобрел широкую известность в богемных кругах Монмартра.
Темы для своих живописных работ и плакатов Т.-Л. черпал из жизни парижских кабаре, публичных домов, танцевальных залов и др. злачных заведений. Он подолгу проживал в дешевых гостиницах, наблюдая нравы обитателей. Проститутки полностью доверяли Т.-Л., считая его своим близким другом. Т.-Л. нередко становился свидетелем самых интимных сцен их жизни. На своих полотнах он запечатлел исполнительницу канкана Ла Гулю, певицу Иветт Гильбер (Yvette Guilbert, 1865—1944), танцовщицу Жанну Авриль (Jane Avril, 1868—1943), клоунессу Ша-У-Као и др. Т.-Л. давал уроки живописи своей любовнице, будущей известной художнице Сюзанне Валадон (Suzanne Valadon, 1865—1938).
Т.-Л. сильно злоупотреблял алкоголем. Сохранился рецепт сочиненного им крепкого коктейля под названием Землетрясение (Tremblement de Terre): четыре части абсента, две части красного вина и одна часть коньяка. Ок. 1888—89 Т.-Л. заразился сифилисом от одной из своих натурщиц – некоей Рыжей Розы (Rosa la Rouge), изображенной на картине «В Монруже» (1886—1887).
По настоянию родителей, Т.-Л. неоднократно лечился от алкоголизма в специализированных клиниках, однако, безуспешно. Последние годы Т.-Л. страдал параличом и умственной прострацией. Скончался от осложнений, вызванных сифилисом, 9 сентября 1901 в родовом поместье Селейранов в Мальроме, близ Бордо. Т.-Л. похоронен на кладбище в Верделе, депертамент Жиронда.
После смерти творчество Т.-Л. получило мировое признание. Благодаря усилиям матери и арт-дилера Мориса Жуайана в родном городе Т.-Л. Альби создан его мемориальный музей. В настоящее время работы Т.-Л. находятся в Лувре и др. крупнейших хранилищах живописи. В 2005 картина Т.-Л. «Прачка» (1886—1887) было продано на нью-йоркском аукционе Кристи за 22,4 миллиона долларов.
Лит.: Mask Gerstle. Toulouse-Lautrec. New York, 1938; Lassaigne Jacques. Lautrec. Biographical and critical studies. Geneva, 1953; Hanson Lawrence, Hanson Elizabeth M. The tragic life of Toulouse-Lautrec. New York, 1956; Perruchot Henri. La vie de Toulouse Lautrec. Paris, 1958; Unpublished correspondence of Henri de Toulouse-Lautrec: 273 letters by and about Lautrec written to his family and friends in the collection of Herbert Schimmel. London, 1969; Fermigier Andre. Toulouse-Lautrec. New York, 1969; Воркунова Н. Тулуз-Лотрек. Москва, 1972; Letters de Toulouse-Lautrec, 1871—1901. Paris, 1973; Huisman Philippe, Dortu M.G. Toulouse-Lautrec. Garden City, 1973; Thomson Richard. Toulouse-Lautrec. London, 1977; Negri Renata. Toulouse-Lautrec. New York, 1979; Novotny Fritz. Toulouse-Lautrec. New York, 1983; Arnold Matthias. Henri de Toulouse-Lautrec, 1864—1901: das Theater des Lebens. Köln, 1987; Devoisins Jean. Toulouse-Lautrec au Musee d’Albi. Albi, 198?; Denvir Bernard. Toulouse-Lautrec. New York, 1991; Frèches-Thory Claire, Frèches José. Toulouse-Lautrec: les lumières de la nuit. Paris, 1991; Stevenson Lesley. H. de Toulouse-Lautrec. London, 1991; de Margerie Anne, Théry Marianne, Brisson Dominique. Le temps Toulouse-Lautrec. Paris, 1991; Murray Gale Barbara. Toulouse-Lautrec: a retrospective. New York, 1992; Roquebert Anne. Le Paris de Toulouse-Lautrec. Paris, 1992; Geneviève Diego-Dortignac; Naudin Jean-Bernard, Daguin André. Toulouse-Lautrec’s table. New York, 1993; Bloch Frey Julia. Toulouse-Lautrec: a life. New York, 1994; Harris Nathaniel. The life and works of Lautrec. New York, 1994; Gruitrooy Gerhardt. Henri de Toulouse-Lautrec. London, 1996; Gastou François-Régis, Serre Christine. Toulouse-Lautrec. Petit mais grand. Toulouse. 1997; Felbinger Udo. Henri de Toulouse-Lautrec: life and work. New York, 1999; Sweetman David. Explosive acts: Toulouse-Lautrec, Oscar Wilde, Félix Fénẽon and the art & anarchy of the fin de siècle. New York, 1999; Cappa Legora Cristina. Henri de Toulouse-Lautrec: il bruttolo anatroccoio. Milano, 2001; Caradec François. Jane Avril: au Moulin Rouge avec Toulouse-Lautrec. Paris, 2001; Cook Diane. Toulouse-Lautrec. Broomail, 2003; Cooper Douglas. Henri de Toulouse-Lautrec. New York, 2004; Maubert Frank, Stevens Molly, Dundy Alison. Toulouse-Lautrec in Paris. New York, 2004; Afanador Luis Fernando. Henri de Toulouse-Lautrec: la obsession por la belezza. Bogota, 2004; Thomson Richard, Cate Phillip Dennis, Chapin Mary Weaver. Toulouse-Lautrec and Montmartre. Washington, 2005; Maiocchi Maria Cristina. Toulouse-Lautrec e il suo tempo. Firenze, 2008; Souvais Michel. Moi, la Goulue de Toulouse-Lautrec: les mémoires de mon aïeule. Paris, 2008; Toulouse-Lautrec: der intime Blick: ein Projekt der Landesgalerie Linz in Kooperation mit Linz 2009, Kulturhauptstadt Europas und dem Musée Toulouse-Lautrec, Albi. Ostfildern, 2009.
Конец ознакомительного фрагмента.