Вы здесь

Кабинет доктора Либидо. Том VI (Н – О – П). Н (Александр Сосновский)

© Александр Сосновский, 2016

© Екатерина Бирюкова, дизайн обложки, 2016


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero










Н

Назимова

Алла (Nazimova Alla) (1879—1945), русско-американская театральная и киноактриса.


А. Назимова. 1922


Родилась 22 мая 1879 в Ялте. Урожденная Мириам Эдес Аделаида Левентон (Miriam Edez Adelaida Leventon). Третий ребенок в семье богатого фармацевта Якова Левентона и его жены Софьи Горовиц. После развода родителей несколько лет провела у родственников в России и Швейцарии. Рано обнаружила артистические способности: в семь лет хорошо играла на скрипке, декламировала, рисовала. В 1894 поступила в Одесское филармоническое училище. Вопреки воле отца и старшего брата в 1898 отправилась покорять Москву. Брала уроки в театральной студии К. Станиславского; была принята в труппу Московского художественного театра. Псевдоним Назимова позаимствовала у героини популярного в то время романа А. Яблоновского «Дети улицы». В 1899 вышла замуж за актера Сергея Аркадьевича Головина (1879—1941). Хотя фактически замужество продолжалось недолго, официально брак так никогда и не был расторгнут.

Некоторое время Н. гастролировала по российской провинции. Благодаря замечательной внешности и несомненному таланту добилась признания у публики. Вместе с актером Павлом Николаевичем Орленевым (1869—1932) совершила ряд гастрольных поездок по Европе в 1903 и Америке в 1905. В Нью-Йорке, район Ист-Сайд, партнеры пытались создать русскоязычный театр, однако потерпели неудачу. П.Н.Орленев вернулся в Россию, а Н. осталась в Соединенных Штатах, которые стали ее второй родиной. По некоторым данным, в России у Н. остался ребенок, отцом которого являлся С.А.Головин или П.Н.Орленев.

Н. дебютировала на бродвейской сцене в 1906. На протяжении десяти лет успешно исполняла роли в пьесах Г. Ибсена и А. Чехова. В 1916 начала работать в кино и быстро сделала головокружительную карьеру. За короткий срок снялась в ряде фильмов, имевших большой кассовый успех («War Brides», 1916; «Toys of Fate», 1918; «The Red Lantern», 1919; «Camille», 1921 и др.). Пользовалась покровительством всемогущего кинопродюсера Льюса Д. Селзника. В 1917 Н. получала ок. 13 тысяч долларов в неделю, в то время как Мери Пикфорд всего только 3 тысячи. В 1918 Н. даже собиралась организовать собственное кинопроизводство. Однако, ее проекты («A Doll’s House», 1922; «Salome», 1923) принесли крупные убытки. К 1925 Н. стала испытывать материальные трудности и вернулась на театральную сцену. В 1927 приняла американское гражданство. В 1930—1940-ые изредка появлялась на киноэкране в качестве приглашенной звезды. Среди наиболее известных ролей этого периода – сеньора Августа Гальярдо в фильме Тайрона Пауера «Blood and Sand» (1941).

Личная жизнь Н. оказалась весьма бурной и запутанной. Обладала бисексуальной направленностью полового влечения. Охотно протежировала молодым начинающим актерам и актрисам, с некоторыми вступала в близкие отношения. К числу фавориток Н. относились Петси Миллер (Patsy Ruth Miller, 1904—1995), Анна Мэй Вонг (Anna May Wong, 1905—1961) и др. С 1912 по 1925 Н. состояла в браке с киноактером Чарльзом Брайантом (Charles Bryant, 1879—1948), который не скрывал своей гомосексуальной ориентации.

В 1921 Н. сыграла Маргариту Готье в фильме «Camille». Главную мужскую роль исполнил Р. Валентино, чья первая жена Д. Акер являлась любовницей Н. Для участия в съемках Н. также пригласила Н. Рамбову. По утверждению биографа Э. Лейдер, между Н., Р. Валентино и Н. Рамбовой образовался любовный треугольник, который завершился женитьбой Р. Валентино на Н. Рамбовой.

Н. являлась одной из создательниц и активных участниц т.н. кружка кройки и шитья – избранного голливудского сообщества лесбиянок в 1920—1930-ые. В него входили актрисы Г. Гарбо, М. Дитрих, Т. Банкхед, К. Корнелл, Пепи Ледерер (Pepi Lederer, 1910 —1935), Петси Келли (Patsy Kelly, 1910—1981), Юдит Андерсон (Judith Anderson, 1897—1992), Лоретта Тейлор (Laurette Taylor, 1884—1946), Луиза Брукс (Mary Louise Brooks, 1906—1985), Пегги Фирс (Peggy Fears, 1903—1994), Беатрис Лилли (Bea Lillie, 1894—1989), дочери мультимиллионеров Анна Вандербильт, Мерион Морган и др.

Желтая пресса с удовольствием смаковала подробности тайной жизни кинозвезд. Так, актриса Лилиан Ташман (Lilyan Tashman, 1896—1934) прямо в туалете пыталась соблазнить жену босса Голливуда Ирен Майер Селзник. Режиссер Дороти Арзнер (Dorothy Arzner, 1897—1979) демонстративно носила мужские пиджаки и короткую стрижку. Д. Кроуфорд (Joan Crawford, 1905—1977) однажды призналась: «Я думаю, что все мои режиссеры влюблялись в меня, но только Дороти Арзнер довела дело до конца!».

В разные годы к числу партнерш Н. принадлежали М. Адамс, Д. Уайльд, Е. Ле Галльен, сценаристка Джун Матис (June Mathis, 1889—1927) и др. В 1916 близкой подругой Н. стала М. Акоста. В мемуарной книге «Here lies the Heart» она писала: «Бесси Марбери дала мне билет на дневной спектакль Аллы Назимовой „Военные невесты“ в Театре принцессы… Я видела фотографии Назимовой – она была красива и экзотична, но я хотела видеть и слышать воочию… Я заранее создала ее образ в своем воображении… Я мечтала о встрече и была убеждена в ее великой душе и великом таланте. Увидев Назимову… я срочно отправилась назад к Бесси и объявила…, что должна обязательно познакомиться с ней».

После бенефиса М. Акоста отправилась к Н. за кулисы: «Она сняла свою меховую шапку, но еще оставалась в театральном костюме. У нее были густые темные волосы, стоявшие вокруг головы. Огромные фиолетовые глаза, подобные которым я никогда не видела… Она протянула мне руки и сказала, что слышала обо мне от Бесси и Джейн… Мы немедленно обнялись. Я чувствовала себя совершенно непринужденно, как будто мы знали друг друга всегда… Она попросила, чтобы я проводила ее домой.

– Разве вы не устали после беготни и прыжков вокруг Медисон сквер Гарден? – спросила я.

– Слава Богу, нет! – ответила она. – Я сильна, как лев и нуждаюсь в схавтке с тигром. Мы отправились вместе, чувствуя огромную симпатию друг к другу».

В 1919 Н. выстроила на бульваре Сансет роскошный особняк, который обошелся ей в громадную по тем временам сумму 65 тысяч долларов. Дом был окружен зарослями экзотических деревьев и растений, получивших название Сад Аллы (The Garden of Allah). Здесь же находился плавательный бассейн с цветной подсветкой в форме Черного моря. С 1917 по 1922 постоянными гостями Н. были актеры Ч. Чаплин, Дуглас Фербенкс, Гарольд Лдойд, Бастер Китон, Фатти Арбакль, Глория Свенсон, Бебе Даниелс, Грейс Дармонд, Джекки Куган, Дороти и Лилиан Гиш, писатели Руперт Хьюджес, Элинор Глин, режиссер Рекс Инграм и мн. др. Укрывшись от посторонних глаз, звезды Голливуда могли полностью расслабиться и свободно употреблять запрещенный алкоголь.

В середине 1920-ых ряд фильмов Н. провалился в прокате. В 1925 компания Метро-Голдвин-Майер отказалась возобновить с ней контракт. Благосостояние Н. пошатнулось. Она намеревалась приспособить свой особняк под доходный гостиничный комплекс, однако, стала жертвой аферистов, которые скрылись с документами и деньгами. В 1927 Н. лишилась имущества и очутилась в одной маленькой квартире своего бывшего владения. В 1929 к ней присоединилась старинная подруга и компаньонка Глеска Маршалл (Glesca Marshall, 1907—1987).

Последние годы Н. вела весьма скромный образ жизни, изредка принимая старинных поклонников. Среди них была и ее крестная дочь – молоденькая старлетка Нэнси Девис, будущая первая леди Америки Нэнси Рейган. В 1936 у Н. был диагностирован рак груди и она перенесла операцию мастэктомии.

Н. умерла 13 июля 1945 в больнице Доброго самаритянина в Лос-Анджелесе от тромбоза венечных сосудов. Останки преданы земле на Лесном кладбище мемориального парка в Глендейле, Калифорния.

Вклад Н. в киноискусство увековечен именной звездой на Аллее славы в Голливуде. Ее образ неоднократно воспроизводился в кино: «The Legend of Valentino» (1975) с Алисией Бонд; «Valentino» (1977) с Лесли Карон; «Return to Babylon» (2004) с Лаурой Херринг. Композитор Доминик Ардженто написал большую партию Н. для своей оперы“Dream of Valentino» (1993).

Лит.: Graham Sheilah. The Garden of Allah. New York, 1970; Lambert Gavin. Alla Nazimova: a biography. New York, 1997; Madsen Axel. The sewing circle: female stars who loved other women. Robson Books, 1998; Schanke Robert A., Marra Kim. Passing performances: queer readings of leading players in American theater history. Ann Arbor, 1998; Golden Eve. Golden images: 41 essays on silent film stars. Jefferson, 2001; Menefee David W. The first female stars: women of the silent era. Westport, 2004.

Нейра

(Neaira) (IV в. до н. э.), древнегреческая гетера.

Достоверные биографические данные отсутствуют. Н. осталась в памяти потомков благодаря речам политика Аполлодора на афинском форуме. Тексты его выступлений содержат много информации о практической стороне проституции в древних греческих полисах и личной судьбе Н.

Предположительно Н. родилась ок. 400 до н.э. в одной из отдаленных областей Греции, вероятнее всего, Фракии. Рано осиротела. Ок. 390 до н.э была куплена некоей Никарет, содержательницей публичного дома в Коринфе. В те времена Коринф считался главным центром торговли живым товаром; существовал даже глагол «korinthiazein», обозначавший «прелюбодействовать».

Долгое время Никарет выдавала Н. за свою малолетнюю дочку, благодаря чему цена на товар возрастала. Клиентами заведения были видные политические и общественные деятели, философы, атлеты, актеры и поэты, например, Ксенокид и Гиппарх. Некоторые из них брали на себя расходы по содержанию своих постоянных партнерш. Известно, что в середине 380-ых до н.э. оратор Лизий за свой счет возил Метенейру и других девушек Никарет на празднование Элевсинских мистерий. В 378 до н. э. Н. также посетила Афины во время Панафинских игр на деньги богатого и знатного покровителя Сима Фессалийского.

В 376 до н. э. Никарет решила продать Н. сразу двум владельцам: Тиманориду из Коринфа и Евкрату из Лефкады. Подобные сделки отнюдь не являлись чем-то необычным во времена античности. Новые хозяева заплатили ок. трех тысяч драхм, что в пять-десять раз превышало стоимость квалифицированного раба и в пять-шесть раз годовой доход чернорабочего. Каждый из них получил право поочередно пользоваться телом Н. по своему усмотрению.

Спустя год или два, Тиманорид и Евкрат обзавелись собственными семьями и содержание Н. стало для них обременительным. Они согласились дать ей свободу за две тысячи драхм при условии, что она навсегда покинет Коринф. Н. нашла спонсора в лице своего прежнего клиента Фриниона. Он заплатил требуемый выкуп и увез Н. в Афины. По утверждению Аполлодора, Н. отличалась крайним распутством и предавались любовным утехам в общественных местах. Рассказывали, что Н. так напилась по случаю завершения Пифийских игр летом 374 до н. э., что публично вступила в связь с гостями и рабами, прислуживавшими за столом. После очередной оргии, полководец Стефанос силой отобрал Н. у Фриниона и увез к себе на родину в Мегару.

По-видимому, Н. не испытывала настоящей любви к Стефаносу, однако предпочла обрести покой под его надежной защитой. Через несколько лет пара вернулась в Афины. Аполлодор сообщает, что к этому времени у Н. уже было трое детей: сыновья Проксен и Аристон и дочь Стрибела, известная также как гетера Фано. Узнав о возвращении Н., Фринион обратился в суд с требованием восстановить справедливость. Тяжба разрешилась взаимным компромиссом. Н. осталась со Стефаносом, а Фринион получил материальную компенсацию за период ее отсутствия.

Десять лет спустя Н. оказалась жертвой вымогательства со стороны своего зятя Фрастора. Он обвинил Н. в нарушении действующего законодательства, по которому гражданам других полисов запрещались браки с афинянами. Фрастор требовал значительную сумму отступных и угрожал развестись с Фано, которая была беременна на шестом месяце. На этом злоключения Н. не кончились. В середине 350-ых до н. э. в ее дом проник некий Эпейнет из Андроса. Слуги застигли его в спальне во время полового сношения с Фано. По закону, глава семейства Стефанос имел полное право убить насильника и прелюбодея. Однако, он отпустил Эпейнета, получив с него выкуп в три тысячи драхм. Оказавшись на свободе, Эпейнет тут же обратился в суд. Он утверждал, что дом Н. является замаскированным борделем, а Фано – всего лишь одной из проституток. Судьи встали на его сторону, поскольку хорошо знали о прежней профессии Н.

Между 343 и 340 до н. э. против Н. и Стефаноса выступал трибун Феомнест. Он требовал лишить детей Стефаноса афинского гражданства. Основанием служила дурная репутация Н. и юридически недействительный брак со Стефаносом. Н. хотела лично выступить в суде в свою защиту, однако по закону женщине это было запрещено. Сохранившиеся источники не сообщают, чем закончился этот процесс. Известно только, что правовой статус детей Н. так и остался неопределенным.

Долгое время считалось, что судебные речи против Н. принадлежат знаменитому древнегреческому оратору Демосфену (N 59 в «Corpus Demosthenes»). Однако, ныне установлено, что их автором является Аполлодор («Apollodoros against Neaira». Ed. K.A. Kapparis. Warminster, 1992). Имя Н. упоминается также в поэме Филетера «Охотница».

Лит.: Paoli Ugo Enrico. Die Geschichte der Neaira und andere Begebenheiten aus der alten Welt. Bern, 1953; Hamel Debra. Trying Neaira: the true story of a courtesan’s scandalous life in ancient Greece. New Haven, 2003; Due Otto Steen. Borgerret og prostitution: to anklagetaler fra det klassike Athen. København Museum Tusculanums Forl., 2003; Glazebrook Allison. The Making of a Prostitute: Apollodoros’s Portrait of Neaira. Article. Arethusa, no. 2, 2005; Bakewell G. Forbidding Marriage: Neaira 16 and Metic Spouses at Athens. Article. Classical Journal, no. 2, 2009; Gilhuly Kate. The feminine matrix of sex and gender in classical Athens. Cambridge, New York, 2009.

Нерон

Клавдий Цезарь Август Германик (Nero Claudius Caesar Augustus Germanicus) (37—68), римский император, последний из династии Клавдиев.

Родился 15 декабря 37 в Анциуме, городе в семидесяти километрах южнее Рима на берегу Тирренского моря. Урожденный Луций Домиций Агенобарб (Lucius Domitius Ahenobarbus). Единственный сын сенатора Гнея Домиция Агенобарба и Агриппины. Во времена Тиберия отец Н. обвинялся в измене, прелюбодеянии и кровосмешении. По свидетельству Светония, отвечая на поздравления с рождением сына, он заявил, что «от него и Агриппины ничто не может родиться, кроме ужаса и горя для человечества». В 40 Гней Домиций Агенобарб умер от водянки. В 50 Н. был усыновлен императором Клавдием. До 28 лет воспитывался философом Сенекой.

В результате энергичных интриг Агриппины, 9 июня 53 Н. женился на дочери Клавдия Октавии (Claudia Octavia, 42—62). Занял престол 13 октября 54 при поддержке преторианских гвардейцев. За время своего правления Н. добился определенных дипломатических и торговых успехов. Вел успешную войну с парфянами (58—63), подавил восстание британцев (60—61), значительно укрепил внешнеполитические связи с Грецией. Возвел ряд монументальных сооружений, в т.ч. арены для проведения гладиаторских боев и спортивных состязаний. В 65 заподозрил в измене своего учителя Сенеку и вынудил его к самоубийству. В дальнейшем Н. фактически отстранился от управления государством.

Особенно ярко деспотический произвол Н. проявился в его личной жизни. По словам Тацита, к своей первой жене Октавии Н. «испытывал… неодолимое отвращение». В 55 любовницей молодого императора стала вольноотпущенница Клавдия Акта. В 58 Н. увлекся Поппеей Сабиной (Poppeia Sabina, 30—65). Дочь скромного квестора Тита Оллия. Получила неплохое образование. Отличалась весьма привлекательной внешностью. Тацит утверждал, что в выборе мужей и любовников руководствовалась не чувствами, а корыстолюбием и властолюбием. Первый муж Поппеи, всадник Руфрий Криспин являлся префектом преторианской гвардии. В браке, который продолжался с 45 по 58, Поппея родила сына. Руфрий Криспин лишился своей должности в 51 по настоянию Агриппины. В 58 Поппея вышла замуж за сына консула и будущего императора Отона. Н. отправил его наместником в Лузитанию, чтобы беспрепятственно встречаться с Поппеей.

В 62 Н. развелся с Октавией, якобы, по причине ее бесплодия и уже через несколько дней женился на Поппее. В январе 63 в семье родилась дочь Клавдия Августа, умершая спустя четыре месяца. Н. окружил жену неслыханной роскошью, присвоил ей божественный титул Августы (возвеличенной). Поппея пользовалась огромным влиянием на Н. По утверждению Иосифа Флавия, она исповедовала иудаизм, к которому приобщила также и Н. Поппея добилась физического устранения находившейся в ссылке Октавии. Ее обвинили в заговоре и прелюбодеянии: «Октавия, дабы располагать флотом, соблазнила Аникета, и, побуждаемая преступностью этой связи, пресекла беременность». 9 июня 62 Октавия была казнена по приказу Н. Светоний отмечает, что «К этому злодеянию была добавлена еще более отвратительная свирепость: отрезаную и доставленную в Рим голову Октавии показали Поппее».

К 65 Н. заметно охладел к Поппее Сабине. Во время пьяной ссоры он ударил беременную жену ногой в живот, после чего она скончалась. Протрезвев, Н. горько раскаялся в содеянном. Он велел забальзамировать тело Поппеи и воздвигнуть в ее честь храм. Успокоив свою совесть, в 66 Н. женился на Статилии Мессалине (Statilia Messalina, ок. 35 – не ранее 75). Статилия происходила из семьи консула; до встречи с Н. четыре раза выходила замуж. Последний муж Марк Вестин Азиатик в 65 покончил жизнь самоубийством, опасаясь ревности Н. Статилия сопровождала Н. во время его поездки в Грецию.

По описанию античных историков (Тацит, Светоний, Кассий Дион), Н. предавался самому низменному разврату, невзирая на половые, родственные или сословные ограничения. Подобно Тиберию и Калигуле, он открыто вступал в гомосексуальные связи. Соблюдая весь ритуал римского законодательства, женился на евнухе Споре, которого одел как императрицу. В другом случае, Н. сам исполнил роль невесты вольноотпущенника Пифагора (по другим данным – Дорифора). Согласно Светонию, «собственное тело он столько раз отдавал на разврат, что едва ли хоть один его член остался неоскверненным».

Н. неоднократно покушался на жизнь своей матери. Жестоко преследовал христиан, обвинив их в поджоге Рима. Вместе с тем, пользовался симпатиями римского плебса за устройство гладиаторских боев, театральных представлений и т. п. Н. охотно участвовал в различных поэтических и музыкальных конкурсах, в которых неизменно выходил победителем. О степени популярности Н. косвенно свидетельствует тот факт, что после его смерти трижды появлялись самозванцы, т.н. лже-Нероны.

В 68 Н. был низложен в результате предательства своего ближайшего окружения. Недовольные ограничением прав, сенаторы возвели на престол бывшего наместника в Испании Гальбу. Префект преторианцев Нимфидий Сабиний покинул Н. в самый ответственный момент. Узнав о смертельном приговоре, Н. предпочел покончить жизнь самоубийством. По легенде, он жалобно оплакивал свою участь: «Какой великий артист погибает!» («Qualix artifex pereo!»). 9 июня 68 с помощью своего писца Эпафродитоса Н. нанес себе смертельный удар мечом. Его последними словами были «Вот она, верность».

Личности и судьбе Н. посвящен целый ряд произведений искусства: оперы Монтеверди, Генделя, Рубинштейна; романы Лиона Фейхтвангера «Лженерон», Макса Галло «Нерон. Царство Антихриста», Эдварда Радзинского «Театр времен Нерона и Сенеки» и др.; фильмы Винсента Дауна («Нерон и Поппея. Оргия власти», 1981), Пола Маркуса («Римская империя. Нерон», 2004), и др.

Лит.: Franzero Charles Marie. The life and times of Nero. London, 1954; Bishop John. Nero: the man and the legend. New York, 1965; Charles-Picard Gilbert. Augustus and Nero. New York, 1968; Grant Michael. Nero. London, 1970; Warmington B.H. Nero: reality and legend. New York, 1970; del Pilar Bueno María. Nerón y Popea. Barcelona, 1973; Walter Gérard. Nero. Westport, 1976; Bradley K.R. Suetonius’ Life of Nero: an historical commentary. Bruxelles, 1978; Sørensen Villy. Seneca, the humanist at the court of Nero. Chicago, 1984; Griffin Miriam T. Nero: the end of a dynasty. New Haven, 1985; Дуров В. С. Нерон или Актер на троне. Санкт-Петербург, 1994; Elsner Jaś, Masters Jamie. Reflections of Nero: culture, history, & representation. Chapel Hill, 1994; Barrett Anthony A. Agrippina: mother of Nero. London, 1996; Shotter D.C.A. Nero. London, 1997; Holland Richard. Nero: the man behind the myth. Stroud, 2000; Champlin Edward. Nero. Cambridge, 2003; Waldherr Gerhard H. Nero: eine Biografie. Regensburg, 2005; Vandenberg Philipp. Nerón: el emperador artista. Barcelona, 2005; Malitz Jürgen. Nero. Malden, 2005; Горский А. С. Нерон: Денди, которого считали сатаной. Санкт-Петербург, 2005; Koopmans Andy. Nero. San Diego, 2006; Avvisati Carlo. Poppea: cronaca di un omicidio presunto tra potere, intrighi e passioni. Roma, 2006; Madeo Liliana. Ottavia: la prima moglie di Nerone. Milano, 2006.

Нзинга Мбанде

(Nzinga Mbande) (иногда Зингуа: Zingua) (1583? —1663), королева средневековых африканских государств Ндонго и Матамба.

Точная дата рождения неизвестна. Родилась ок. 1583. Принадлежала к одной из самых больших и древних этнических групп, проживавших на территории современной Анголы. Дочь короля Килуанжи и его второй жены Кангелы. По воспоминаниям, родилась с обмотанной вокруг шеи пуповиной. Согласно африканским верованиям, такие люди обладают гордым и надменным характером. Местная колдунья предсказала, что однажды девочка станет вождем своего племени. Помимо Н. в семье были еще ее старший брат Мбанди (1579—1617) и младшие сестры Мукамбу (1584—?) и Кифунжи (1587—?).

В конце XVI в. центральная и юго-западная Африка подверглись безжалостной колонизации французами и португальцами. Резко возросли объемы работорговли. Над туземным населением возникла реальная угроза истребления. Одним из оплотов сопротивления белым завоевателям явился отец Н. Килуанжи. В своей борьбе он не мог опереться на старшего сына – толстого и ленивого юношу, который не проявлял никакого интереса к управлению государством.

Зато Н. превзошла все ожидания отца. Он воспитал ее по образцу мужчины-воина. Н. с детства прекрасно стреляла из лука, проявляла чудеса настойчивости и неутомимости на охоте. Обладала незаурядным природным умом и хитростью, в дальнейшем позволившими добиться больших успехов в дипломатии. Однако, отношения с братом были безнадежно испорчены. Н. открыто высказала все, что о нем думает в присутствии придворных и наложниц. За неслыханную дерзость отец вынужден был отправить дочь в изгнание, но быстро простил, уступая многочисленным просьбам. Н. являлась всеобщей любимицей. Многие современники, в т.ч. политические и военные противники, считали единственным недостатком Н. то, что она была женщиной.

На тринадцатом году жизни, в 1595 Н. была выдана замуж за сына вождя соседнего племени Азезе. Несмотря на малолетство обоих супругов, брак оказался удачным. В начале 1600-ых у них родился сын. Однако, вскоре после этого Азезе погиб в бою. В 1617 умер король Килуанжи и трон наследовал его сын Мбанди. Жизнь Н. оказалась в опасности. Однако, наследник престола неожиданно скоропостижно скончался. Ходили упорные слухи, что Н. отравила своего брата. Воспользовавшись отсутствием вождя, португальцы напали на столицу племени Кабасу и сожгли ее дотла. Н. с близкими людьми бежала в горы и возглавила вооруженную борьбу против колонизаторов.

Начиная с 1624, Н. безоговорочно правила своим племенем в изгнании. На протяжении почти сорока лет она разными способами удерживала свои позиции перед лицом превосходящих сил противника. Н. лично участвовала в боевых действиях, которые неоднократно сменялись переговорами. Условия перемирий не соблюдались ни той, ни другой стороной, взаимные уступки служили лишь для затяжки времени. В целях политической мимикрии Н. даже обратилась в христианство и приняла имя донна Анна де Соуза (Dona Anna de Sousa) в честь своей крестной матери, жены португальского губернатора. С 1626 она использовала это имя в официальной переписке наравне с титулом королева Андонго (rainha de Andongo).


Нзинга Мбанде. Литография XIX


На своем родном языке Н. требовала называть себя королем (muchino), без указания мужского или женского пола. Потерпев поражение от португальцев на реке Кванза, Н. отступила на восток. В середине 1630-ых завоевала государство Матамба и стала его правительницей. Она держала под своим контролем важнейшие пути работорговли. В 1641 Н. заключила союз с голландцами, высадившимися в Анголе и разгромившими португальскую армию. В 1657 Н. подписала мирный договор со своим извечным врагом Португалией. Она устала от сражений и позволила на своей территории деятельность христианских миссионеров. Монахи-капуцины Антониу ди Оливейра де Кадорнега, Джованни да Кавацци Монтекукколо и Антонио да Гаэта Наполи составили довольно подробные, хотя и тенденциозные жизнеописания Н.

Ей приписывали такие варварские ритуалы, как каннибализм и жертвоприношение детей. Документальных подтверждений на этот счет не имеется. Несмотря на неоднократные покушения на свою жизнь, Н. дожила до восьмидесяти лет и умерла своей смертью 17 декабря 1663 в Матамба. Похоронена с королевскими почестями в леопардовой шкуре с луком и стрелами в руках. В настоящее время Н. считается национальной героиней ангольского народа. В ее честь установлен памятник и названа главная улица в столице Анголы Луанде. Образ Н. воплощен в пьесе Элизабет Оркердсон Мазруи «Nzinga, the Warrior Queen» (2006).

Еще при жизни Н. сложились легенды о ее непомерной сексуальной активности. Во многом этому способствовал созданный ею самой образ женщины-воительницы, предпочитающей мужской стереотип поведения. Определенную лепту внес также маркиз де Сад. В своей книге «Философия в будуаре» он утверждал, что Н. приняла закон, по которому любая женщина под страхом смерти обязана дать удовлетворение любому мужчине, если он того захочет. Сама Н., якобы, имела в своем распоряжении целый мужской гарем. За право вступить с ней в связь, воины бились в поединках, хотя знали, что после ночи наслаждений их ждет казнь на костре.

Лит.: Gaeta da Napoli Antonio. La Meravigliosa Conversione alla santa Fede di Christo delle Regina Singa… Naples, 1668; Cavazzi Giovanni Antonio da Montecuccolo. Istorica descrizione de tre regni Congo, Matamba ed Angola. Bologna, 1687; Cadornega António de Oliveira de. História geral das guerras angolanas (1680—81). Lisbon, 1940—1942; Brásio António. Monumenta Missionaria Africana (15 volumes). Lisbon, 1952—1988; Heintze Beatrix. Fontes para a história de Angola no século XVII. Wiesbaden, 1985—1988; Black Women in Antiquity. Ivan Van Sertima (ed.). Transaction Books, 1990; McKissack Patricia. Nzingha: Warrior Queen of Matamba, Angola, Africa, 1595. The Royal Diaries Collection, 2000.

Нианкхнум

См. ХНУМХОТЕП и НИАНКХНУМ

Нижинский

Вацлав Фомич (Nizhinskiy Vatslav Fomich; франц. Nijinsky; польск. Niżyński) (1890—1950), русский танцовщик и хореограф.

Родился 12 марта 1890 в Киеве. Сын обрусевших поляков Фомы (Томаша) Нижинского и Элеоноры Береды, которые гастролировали в русской провинции с небольшой балетной труппой. В 1900 поступил в Императорскую балетную школу в Петербурге. Рано проявил блестящие профессиональные способности. В 1907 был принят солистом в Мариинский театр, где исполнял ведущие роли. Быстро добился признания публики и художественных критиков, которые называли его «восьмым чудом света». Еще в юности обнаружил повышенную сексуальную возбудимость, уличался администрацией в занятиях мастурбацией. Находился в связи с известным покровителем артистов и спортсменов князем Павлом Дмитриевичем Львовым. Князь снимал для Н. квартиру, обеспечил модным гардеробом, покупал дорогие подарки, материально помогал его матери и сестре. Однако, через некоторое время охладел к своему протеже и передал его другому содержателю, графу Тишкевичу.

Поворотным моментом в судьбе Н. стала встреча с С. Дягилевым в 1909. Их творческий союз, основанный на интимной близости, принес замечательные плоды. С. Дягилев умело направлял карьеру Н. В 1909 труппа С. Дягилева во главе с Н. и Анной Павловой впервые отправилась на гастроли в Париж. Успех превзошел все ожидания. Н. блистал во всех представлениях («Павильон Армиды», «Карнавал», «Клеопатра», «Спящая красавица», «Жизель», «Шехерезада» и др.).

В 1911 Н. вернулся в Санкт-Петербург, намереваясь продолжить работу в Мариинском театре. Однако, был уволен после жалобы вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Она сочла его сценический образ неприличным, поскольку Н. появлялся на сцене без обязательной в то время раковины, одеваемой под балетное трико. С. Дягилев с удовольствием принял его в свой новый проект Русский балет, где Н. создал свои самые главные шедевры. Н. танцевал ведущие партии в «Видении розы» К. Вебера и «Петрушке» И. Стравинского; сам поставил и исполнил несколько постановок («Весна священная», «Тиль Уленшпигель» И. Стравинского и др.).


В. Нижинский. 1910-ые


Наибольшим успехом пользовалась композиция «Послеполуденный отдых фавна» («L’apres-midi d’un faune», 1912) на музыку К. Дебюсси. Н. создал образ, далекий от традиций классической хореографии. Он предстал перед публикой в облегающем трико, с гроздью винограда на гениталиях, которая постоянно смещалась при каждом движении. Сам танец, по существу, имитировал половой акт с шарфом нимфы. Большинство критиков усмотрели в нем непристойность и оскорбление морали. В защиту Н. публично выступили Огюст Роден, Одилон Редон, М. Пруст. Игорь Стравинский не без ехидства заметил по поводу этого спектакля: «Разумеется, Нижинский имитировал любовь только с шарфом нимфы. Разве Дягилев позволил бы большее?»

Н. неоднократно давал С. Дягилеву повод для ревности, заводил связи со случайными партнерами. Любовники бурно выясняли отношения при посторонних и даже прибегали к рукоприкладству. Н., несомненно, любил С. Дягилева, но все больше тяготился его диктатом. Развязка наступила в 1913, когда Русский балет отправился на гастроли в Южную Америку.

С. Дягилев отказался от путешествия по морю, поскольку испытывал суеверный страх нахождения на воде. Во время длительного перехода через Атлантику, Н. поддался настойчивым уговорам своей давней поклонницы Ромолы Пульски (Romola Pulszky, 1891—1978), венгерской графини и танцовщицы. По прибытии в Буэнос-Айрес они заключили официальный брак. Не исключено, что Н. таким образом пытался разорвать мучительную связь с С. Дягилевым. После возвращения в Европу С. Дягилев сразу уволил обоих из труппы. Женитьбу Н. он расценил как предательство. До конца жизни С. Дягилев продолжал заботиться о бывшем любовнике, хотя никогда более не возобновлял с ним интимных отношений.

Р. Пульски обеспечила Н. определенный материальный достаток, родила двух дочерей. Однако, по мнению современников, она не смогла по достоинству оценить масштаб его творческой личности. Р. Пульски всеми силами старалась оградить мужа от контактов с С. Дягилевым, которого считала причиной всех его несчастий. Она не только не смогла стать музой Н., но в значительной степени способствовала развитию у него глубокой депрессии. В своем дневнике Н. грустно отметил: «Моя жена – несветящая звезда…»

В 1919 у Н. случился тяжелый нервный срыв, после которого его профессиональная карьера практически закончилась. Известный психиатр Э. Блейлер диагностировал у него шизофрению. На протяжении последующих тридцати с лишним лет Н. был вынужден скитаться по клиникам и санаториям Швейцарии, Франции, Англии. Р. Пульски повсюду сопровождала мужа. Одной из главных своих задач она считала его излечение от гомосексуализма. Опубликованный позднее дневник Н. свидетельствует, что добиться этого ей не удалось.

Н. скончался 8 апреля 1950 в Лондоне от почечной недостаточности. В 1953 его прах был перезахоронен на кладбище Монмартр в Париже.

Судьбе Н. посвящен ряд произведений искусств: пьесы Роберта Макдоналда «Chinchilla» (1977); Гленна Блюмштейна «Nijinsky: God’s Mad Clown» (1980); Вальдемара Заводзински «Niżyński» (2005); фильмы Тони Ричардсона «Nijinsky» (1970) с Р. Нуреевым в заглавной роли; Герберта Росса «Nijinsky» (1980) с Джорджем де ла Пена; Пола Кокса «The Diaries of Vaslav Nijinsky» (2001) и др.

Лит.: Bourman Anatole, Lyman Dorothy. The tragedy of Nijinsky. New York, London, 1936; Magriel Paul David. Nijinsky. New York, 1946; Reiss Françoise. Nijinsky, a biography. London, 1960; Buckle Richard. Nijinsky. New York, 1971; Beaumont Cyril W. Vaslav Nijinsky. New York, 1974; Kirstein Lincoln et al. Nijinsky dancing. New York, 1975; de Pulszky Nijinsky Romola. Nijinsky and the last years of Nijinsky. New York, 1980; Parker Derek. Nijinsky: god of the dance. Wellingborough, 1988; Nijinsky Tamara. Nijinsky and Romola: biography. London, 1991; Ostwald Peter F. Vaslav Nijinsky: a leap into madness. New York, 1991; Stanciu-Reiss Françoise, Pourvoyeur Jean-Michel. Ecrits sur Nijinsky. Paris, 1992; Kopelson Kevin. The queer afterlife of Vaslav Nijinsky. Stanford, 1997; Дневник Вацлава Нижинского. Воспоминания о Нижинском. Москва, 1995; Нижинская Бронислава. Ранние воспоминания. Москва, 1999; Neumeier John et al. Nijinsky, Tanzlegende und Visionär. Hamburg, 2000; Acocella Joan Ross. Genius and madness: the case of Nijinsky. Lincoln, 2001; Нижинская Ромола. Вацлав Нижинский. Воспоминания. Москва, 2005; de Sardes Guillaume. Nijinsky: sa vie, son geste, sa pensée. Paris, 2006.

Нин

Анаис (Nin Anaïs) (1903—1977), франко-американская писательница и актриса.

Родилась 21 февраля 1903 в Нейи, Франция. Урожденная Angela Anaïs Juana Antolina Rosa Edelmira Nin y Culmell. Отец – кубинский пианист и композитор Хоакин Нин; мать – певица Роза Калмелл французско-датского происхождения. Детские годы Н. прошли в Барселоне. После развода родителей, вместе с матерью и братьями Торвальдом и Хоакином переехала в Нью-Йорк. В 16 лет бросила школу и поступила в модельное агентство.

3 марта 1923 в Гаване Н. вышла замуж за банкира и любителя искусства Хью Паркера Гуилера (Hugh Parker Guiler, 1898—1985). В конце 1940-ых муж занимался продюссированием экспериментального кино под псевдонимом Ian Hugo. В 1924 супруги поселились в Париже. Н. успешно дебютировала в печати литературоведческим эссе ("D.H.Lawrence: An Unprofessional Study»). Приобрела известность в художественных и артистических кругах. Была близка со многими известными деятелями культуры, проживавшими тогда в Париже (Д. Барнс, Сальвадор Дали, Гор Видал, Пабло Неруда, Лоренс Даррелл и др.).

Супружество Н. сложилось неудачно. По собственным воспоминаниям, она вышла замуж девственницей. Отношения с мужем были далеки от гармонических: «Он был слишком большим для меня. И потом, он всегда кончал слишком быстро, почти сразу, а я не успевала. Фактически, в течение многих месяцев у меня не было глубокого оргазма. Я только чувствовала поверхностное раздражение клитора, который он возбуждал руками, но ничего более. Удивительно, только год спустя в Париже я испытала глубокий оргазм» (Diary, 1943). Сексуальная неудовлетворенность побудила Н. на поиски других партнеров. В 1928 находилась в связи с писателем Джоном Эрскином, затем – со своим кузеном Эдуардо Санчесом. Увлекалась психоанализом Зигмунда Фрейда; тесно сотрудничала с его последователями Отто Ранком, Рене Алленди, создателем театра ужасов Антоненом Арто и др.

В 1932 Н. сблизилась с писателем Генри Миллером (Henry Valentine Miller, 1891—1980), будущим классиком эротической литературы и его женой Джун (June Mansfield Miller, 1902—1979). Именно Г. Миллер привил Н. вкус к сексуальным экспериментам типа группового секса: «Мне нравится… свобода от осторожности и ревности. Здорово. Люди наслаждаются радостно и естественно, не заботясь об оправданиях и обвинениях» («Fire»). Позднее их отношения отразились в романе Н. «Генри и Джун» («Henry and June», 1986) и одноименном фильме режиссера Филиппа Кауфмана (1990) с Марией де Медейрос в главной роли.

Впрочем, Г. Миллер также не стал для Н. идеальным партнером.: «При всей той огромной радости, что дал мне Генри, реального оргазма я так и не ощутила. Вместо настоящей кульминации наступала рассредоточенная по всему телу судорога». По мнению критики, в романе художественный вымысел тесно переплетался с реальностью. Впоследствии Н. признавала, что Г. Миллер первым открыл в ней женщину. В 1934 Н. финансировала издание первого романа Г. Миллера «Тропик рака» («Tropic of Cancer»).

В 1936 Н. познакомилась с Гонсало Море (Gonzalo Moré,?), перуанским поэтом, придерживающимся леворадикальных взглядов. Как любовник, Г. Море оказался совершенной противоположностью Г. Миллера. Он требовал от Н. абсолютного подчинения и подавления сексуальной активности. Примитивное мужское доминирование быстро разочаровало Н., предпочитавшей значительно большую свободу действий. Позднее она воспользовалась характером Г. Море при создании образа горячего испанского мачо в рассказе «Hilda and Rango».

В 1939, спасаясь от угрозы надвигающегося нацизма, Н. вместе с мужем вернулась в Нью-Йорк. В 1941 в Провайнстауне встретила некоего оперного певца, который называл себя Chinchilito: «Он медленно раздел меня, расстегивая многочисленные кнопки и заколки. Потом возвысился на ветру, обнаженный и весело улыбающийся. Он был богоподобен в своем физическом великолепии. Тонкая талия и бедра, поджарое тело, широкие плечи. Золотая белокурость… Это было великолепно. Я впервые испытала подлинный оргазм» («Unpublished diary», 1941—1943).

Поиск идеального любовника закончился в 1947, когда Н. встретила актера Руперта Пола (Rupert Pole, 1919—2006), приемного внука архитектора Ллойда Райта. 17 марта 1955 она вышла за него замуж в Кварцсайте, штат Аризона, США. Это замужество оказалось счастливым. Уже находясь в семидесятилетнем возрасте, Н. призналась в своем дневнике: «Мы занимаемся любовью по нескольку раз в неделю. Иногда наши любовные ласки становятся настолько сильными, что я кричу: Достаточно, это слишком много!»


А. Нин. 1920-ые


В США Н. снялась в нескольких фильмах: «Ritual in Transfigured Time» (1946) режиссера Майи Дерен; «Bells of Atlantis» (1952) Х. Гуилера; «Inauguration of the Pleasure Dome» (1954) Кеннета Анджера в роли богини Астарты и др. Н. стала одной из первых женщин-писательниц, работающих в жанре эротической литературы. Романы Н. отличаются предельным уровнем откровенности и посвящаются самым запретным темам, например, инцесту («House Of Incest», 1936). Больший успех выпал на долю романов «Под стеклянным куполом» («Under a Glass Bell», 1944), «Шпион в доме любви» («A Spy in the House of Love», 1954) и др.

В 1940-ые, сильно нуждаясь в деньгах, Н. написала серию порнографических рассказов, впоследствии вошедших в сборники «Дельта Венеры» («Delta of Venus») и «Маленькие птички» («Little Birds»). По договору она получала гонорар из расчета доллар за страницу. Н. относилась к своей работе, как к вынужденной необходимости и никак не предполагала, что книгам уготована широкая популярность. «Дельта Венеры» впервые была издана в 1978, затем неоднократно переиздавалась на многих языках мира. В 1995 режиссер Залман Кинг снял по ней одноименный фильм.

Самым значительным произведением Н. явился уникальный дневник, объемом более тридцати тысяч машинописных страниц («The Journal of Love. The Unexpurgated Diary of Anaïs Nin», 1966). Документ охватывает почти шесть десятилетий ее жизни, знакомит с множеством известных персонажей, которые предстают в самых интимных своих проявлениях. Еще до появления в печати книга стала бестселлером. На сегодняшний день дневник Н. является одним из наиболее читаемых произведений подобного жанра. Общий тираж ее проданных книг превышает три миллиона.

В 1973 Н. получила звание почетного доктора Филадельфийского колледжа искусств; в 1974 избрана членом Национального института искусства и литературы США. Последние годы жизни провела в Калифорнии.

Н. скончалась 14 января 1977 в Лос-Анджелесе. Ее тело было кремировано, а пепел развеян над заливом Санта-Моника.

Лит.: Wendell Evans Oliver. Anaïs Nin. Carbondale, 1968; Snyder Robert. Anaïs Nin observed: from a film portrait of a woman as artist. Chicago, 1976; Cutting Rose Marie. Anaïs Nin: a reference guide. Boston, 1978; A literate passion: letters of Anaïs Nin and Henry Miller, 1932—1953. San Diego, 1987; Barillé Elisabeth, Powell Elfreda. Anais Nin: Naked Beneath the Mask. Lime Tree, 1992; Riley Fitch Noel. Anaïs: the erotic life of Anaïs Nin. Boston, 1993; DuBow Wendy M. Conversations with Anaïs Nin. Jackson, 1994; Bair Deirdre. Anaïs Nin: a biography. New York, 1995; Herron Paul. Anaïs Nin: a book of mirrors. Huntington Woods, 1996; Franklin Benjamin. Recollections of Anaïs Nin. Athens, 1996; Arrows of longing: the correspondence between Anaïs Nin and Felix Pollak, 1952—1976. Athens, 1998; Roth Pierpont Claudia. Passionate minds: women rewriting the world. New York, 2000; Duxler Margot. Seduction: a portrait of Anaïs Nin. Boulder, 2002; Raphael Maryanne. Anais Nin: the voyage within, a biographical novel. New York, 2003; Tookey Helen. Anaïs Nin, fictionality and femininity: playing a thousand roles. New York, 2003.

Новарро

Рамон (Novarro Ramon) (1899—1968), американский киноактер.

Родился 6 февраля 1899 в Дуранго, Мексика. Урожденный Хосе Рамон Джил Саманьего (José Ramón Gil Samaniego). Сын обеспеченного врача-дантиста. Двоюродный брат киноактрисы Долорес дель Рио. В 1910 семья бежала от мексиканской революции в США и обосновалась в Лос-Анджелесе. В юности испытывал материальные трудности, брался за любую работу. В качестве статиста дебютировал в фильме «Little American» (1918).

Режиссер Рекс Инграм и его жена, актриса Алиса Терри предложили начинающему актеру взять псевдоним Novarro. Они рассматривали его как альтернативу Р. Валентино. Н. исполнял роли романтических злодеев и любовников в фильмах «Prisoner of Zenda» (1922), «Trifling Women» (1922) и др. Первого значительного успеха добился в заглавной роли в фильме «Скарамуш» («Scaramouche», 1923). Широкую известность принесло Н. участие в фильме «Бен-Гур» («Ben-Hur», 1925).

Однако, конкуренцию с Р. Валентино Н. все-таки не выдержал, постоянно оставаясь в тени его славы. Лишь после внезапной смерти Р. Валентино в 1925, Н. занял ведущую позицию в амплуа героя-латинос, на которую претендовали также Антонио Морено и Рикардо Кортес. Гонорары Н. на студии Метро Голдвин Мейер достигали значительной по тем временам суммы десять тысяч долларов в неделю. Часть средств Н. вложил в недвижимость. Он успешно снялся в фильмах «The Student Prince» (1927), «Across to Singapore» (1928) и др. Н. обладал неплохо поставленным голосом, благодаря чему сумел без особых проблем переключиться на новые звуковые технологии («Devil-May-Care», 1929). Впрочем, его работы в звуковом кино оказались менее удачными («The Barbarian», 1933; «Call of the Flesh», 1930; «The Sheik Steps Out», 1937 и др.). В 1935 студия Метро Голдвин Майер отказалась продлить с ним контракт. Н. перешел на телевидение и лишь изредка появлялся на киноэкране.

В реальной жизни Н. являлся чуть ли не полной противоположностью своему экранному образу. Гомосексуальность Н. ни для кого в Голливуде не являлась секретом, хотя от публики этот факт тщательно скрывался. Всемогущий кинопродюсер Луис Б. Мейер предлагал организовать для Н. фиктивный брак, чтобы отвести от него всякие подозрения, но актер категорически отказался. По рассказам близких друзей, ревностный католик Н. сильно страдал из-за своих наклонностей, но преодолеть себя не мог.

Жизнь Н. оборвалась трагически. 30 октября 1968 он был найден мертвым в своем особняке на Голливудских холмах. Тело лежало на кровати со следами жестоких побоев. Полиция быстро нашла убийц. Братья-мормоны Пол и Том Фергюсоны (двадцати двух и семнадцати лет соответственно) полностью признали свою вину. Н. сам пригласил их к себе в дом через частное агентство для занятия сексом. Братья собирались ограбить хозяина и в течение нескольких часов избивали его, чтобы узнать, где он прячет деньги. Так ничего и не добившись, они скрылись с 20 долларами, найденными в кармане купального халата. По всей вероятности, Н. умер, захлебнувшись собственной кровью. По слухам, убийцы затолкали ему в рот муляж пениса, доставшийся в подарок от Р. Валентино. Достоверность этого факта вызывает сильное сомнение, поскольку Н. не был близко знаком с Р. Валентино. В середине 1970-ых братья Фергюсоны досрочно освободились, однако в дальнейшем опять неоднократно попадали за решетку за различные уголовные преступления.

Н. похоронен на кладбище Кальвари в Лос-Анджелесе. Его заслуги перед киноискусством оценены персональной звездой на Аллее славы в Голливуде.

Лит.: Королевич Влад. Рамон Новарро. Москва, 1926; Montagut Max. Ramon Novarro. Paris, 1927; Rappart Hugo. Ramon Novarro: ein Lebensroman. Fiction. Wien, 1928; Ellenberger Allan R. Ramon Novarro: a biography of the silent film idol, 1899—1968: with a filmography. Jefferson, 1999; Néstor. Ramon Novarro. Buenos Aires, 19??; Berumen Frank Javier Garcia. Ramon Novarro: the life and films of the first Latino Hollywood superstar. New York, 2001; Soares André. Beyond paradise: the life of Ramon Novarro. New York, 2002.

Нуреев

Рудольф (Nureyev Rudolf; иногда Nureev) Хаметович (1938—1993), танцовщик балета и хореограф.

Родился 17 марта 1938 в поезде дальнего следования Иркутск-Владивосток. Урожденный Рудольф Хәмит улы Нуриев (Rudolf Xämät ulı Nuriev); в некоторых публикациях встречается также Нуриев. Сын политрука Красной Армии и его жены-домохозяйки. Детские годы провел в деревне под Уфой. Семья вела полунищенское существование, страдала от деспотизма и рукоприкладства отца. С семи лет мальчик занимался в кружке народного танца; в одиннадцать начал брать уроки у А. Удальцовой, бывшей солистки балета С. Дягилева. В 1954 поступил в труппу Уфимского оперного театра, а через год отправился на стажировку в Ленинград. В 1958 окончил балетное училище имени Вагановой и сразу был принят солистом в ленинградский театр оперы и балета имени Кирова. За три года исполнил ряд ведущих партий, стал лауреатом Международного фестиваля молодежи в Вене. Отличался высоким самомнением, вспыльчивым и нетерпимым характером. Часто конфликтовал с коллегами и администрацией.

В 1961 Н. был включен в состав труппы, отправлявшейся в турне по Европе, взамен получившего травму ведущего солиста балета К. Сергеева. В Париже Н. нарушил негласные правила общения с иностранцами, чем вызвал недовольство сотрудников КГБ. Они потребовали, чтобы Н. немедленно вернулся в СССР, якобы, для участия в концерте в Кремле. Понимая, что насильственное возвращение грозит непредсказуемыми последствиями, Н. решился на крайние меры. 16 июня 1961 в парижском аэропорту Ле Бурже он отдал себя в руки французских властей и сделал ставшее широко известным заявление о том, что он «выбирает свободу» («leaped to freedom»).

Причины отказа вернуться на родину, естественно, носили не политический, а глубоко личный характер. Н. опасался, что в СССР может оказаться за решеткой за свою гомосексуальную ориентацию. К тому же, считал, что крупный талант в полной мере может быть оценен только на Западе. В Советском Союзе бегство Н. вызвало широкий общественный резонанс. Против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в измене Родине. Постановлением суда Н. был лишен гражданства и заочно приговорен к семи годам заключения.

На Западе Н. мгновенно стал знаменитостью. Средства массовой информации называли его настоящим героем. Уже через неделю Н. подписал свой первый крупный контракт с Гранд Балетом маркиза де Кюваса и танцевал ведущую партию в «Спящей красавице». 21 февраля 1962 он дебютировал в Ковент Гарден с Лондонским королевским балетом. Партнершей Н. была прима балерина Марго Фонтейн. Публика без конца прерывала их выступление аплодисментами, которые в общей сложности продолжались дольше, чем сам спектакль. Н. сохранил дружеские и творческие отношения с М. Фонтейн на долгие годы.

С 1964 по 1988 Н. руководил балетом Венской государственной оперы. В 1982 принял австрийское гражданство. С 1983 Н. являлся директором Парижского Оперного Балета. В течение нескольких десятилетий триумфально гастролировал по всему миру. Поднял до мирового уровня класс национальных балетов Австралии и Канады. К наиболее крупным достижениям Н. относятся партии в «Ромео и Джульетте», «Манфреде», «Щелкунчике» и др. Неоднократно снимался в фильмах-балетах («Сильфиды», 1962; «Дон Кихот», 1973; «Валентино», 1977); успешно выступал в бродвейских мюзиклах. Свои весьма значительные гонорары Н. инвестировал в живопись, антиквариат, объекты недвижимости. Роскошную квартиру Н. в Париже посещали его личные друзья Жаклин Кеннеди, Мик Джаггер, Э. Уорхол и др.

На Западе Н. в полной мере воспользовался предоставленной ему сексуальной свободой. Биограф Д. Солуэй писала: «Рудольф долгое время не признавал себя гомосексуалом. Со временем он стал обращаться за сексуальным удовлетворением только к мужчинам. «С женщинами надо так тяжко трудиться, и это меня не очень удовлетворяет, – говорил он спустя годы Виолетт Верди. – А с мужчинами все очень быстро. Большое удовольствие». О неистощимом темпераменте Н. ходили легенды. С легкой руки Р. Аведона, в прессе распространились слухи об огромных размерах его полового члена.

Первым серьезным увлечением Н. за рубежом стал датский танцовщик Эрик Брюн (Erik Belton Evers Bruhn, 1928—1986). Он принадлежал к классической школе танца; был старше Н. на десять лет и никогда ранее не вступал в однополые контакты. Еще до знакомства с ним, Н. высоко оценивал мастерство Э. Брюна. Близость между ними установилась сразу и продолжалась до середины 1960-ых. Отношения омрачались частыми изменами Н., который никогда не отличался постоянством. К тому же, между партнерами всегда существовало профессиональное соперничество.

По воспоминаниям близкой подруги Э. Брюна, балерины Сони Аровой «Рудольф во всем превзошел Эрика. Брюн ведь работал и до появления Нуриева; имел успех, карьеру, и внезапно все внимание обратилось на Рудольфа, Рудольфа и Рудольфа. Думаю, что Брюн глубоко переживал это и чувствовал себя обиженным». В 1967—1972 Э. Брюн был директором Королевского шведского Балета, а с 1983 – художественным руководителем Национального балета Канады. В последние годы жизни пристрастился к алкоголю и старался избегать общения с журналистами. Н. никогда не забывал Э. Брюна, оказывал ему материальную помощь, когда тот заболел раком.

За три десятилетия у Н. было несколько сотен кратковременных и случайных связей. Вместе с тем, среди его партнеров встречались и весьма известные личности: Ф. Меркьюри, Элтон Джон, Жан Маре (предположительно) и др. В начале 1970-ых Н. познакомился с Уоллесом Поттсом (Wallace Bean Potts, 1947—2006), преподавателем физики Технического университета в Джорджии. Прекрасно воспитанный молодой человек, страстный поклонник балета. Он мгновенно влюбился в Н. и не смог противостоять его мощной энергетике. Последующие семь лет он жил в загородном доме Н. неподалеку от Лондона. Впоследствии У. Поттс занялся кинорежиссурой, собрал много архивных документов о Н. Умер в 2006 от рака лимфатических узлов.

Самые продолжительные отношения сложились у Н. с молодым американцем Робертом Трейси (Robert Tracy, 1955—2007). Сын школьного учителя, выросший в штате Мессачусетс. Закончил университет в Нью-Йорке. В 1978 обучался в балетной школе Джорджа Баланчина, где его впервые увидел Н. Вскоре переселился в его нью-йоркскую квартиру, в которой провел с небольшим перерывом ок. 14 лет. Первые два с половиной года состоял в непосредственной близости с Н., что, по оценкам биографов, является рекордом для склонного к промискуитету Н. В дальнейшем исполнял обязнности секретаря и компаньона хозяина. По собственному признанию, Р. Трейси оказался «одним из дюжины начинающих танцовщиков, исполняющих роли лакея».

В конце 1970-ых в творчестве Н. произошел заметный спад. Сказывались огромные физические нагрузки, связанные с выступлениями на сцене и изнурительной погоней за удовольствиями. В 1982 у Н. появилась тенденция потери веса тела. В 1983 у него и Р. Трейси было диагностировано заражение вирусом СПИДа. В течение нескольких лет Н. скрывал свой диагноз от широкой публики, ссылаясь на общее недомогание. Он прибегнул к новейшим экспериментальным методам лечения, но они не дали результата. Из-за упадка сил Н. был вынужден резко сократить исполнительскую деятельность, отказаться от ряда выгодных предложений.

В ноябре 1987 Н. получил разрешение побывать в СССР. Во время прощального визита он посетил своих родственников в Уфе, последний раз станцевал на сцене Кировского (тогда уже Мариинского) театра в Санкт-Петербурге. Выступление носило чисто символический характер, поскольку Н. был уже неспособен переносить большие нагрузки. К 1990 состояние Н. настолько явно ухудшилось, что скрывать заболевание СПИДом стало невозможным. Тем не менее, Н. продолжал периодически выступать. Последний раз он появился перед публикой в 1992 в балете «Баядерка» на сцене парижского Пале Гарнье. Тогда же заслуги Н. перед Францией были отмечены званием Кавалер ордена искусства и литературы.

Н. скончался 6 января 1993. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. В 1995 Верховный суд Российской федерации реабилитировал Н. по делу об измене родине.

Лит.: Gruen John. Interview with Rudolf Nureyev. English, 1972; Péres Louis, Todd Arthur. Rudolf Nureyev. New York, 1975; Vollmer Jurgen, Devere John. Nureyev in Paris: Le jeune homme et la mort. New York, 1975; Bland Alexander. Fonteyn and Nureyev: the story of a partnership. New York, 1979; Barnes Clive. Nureyev. New York, 1982; Bois Mario. Rudolf Noureev. Paris, 1983; Warfield Nancy. Nureyev: the Valentino years. N.D. Warfield, 1985; Rodgers Richard, Hammerstein Oscar, Round Roy, Robbins Jerome. Rudolf Nureyev, Rodgers & Hammerstein’s The King and I.N. Miami, 1989; Brown Howard. Nureyev. London, 1993; Trombetta Sergio. Rudolf Nureyev. Milano, 1993; Watson Peter. Nureyev: a biography. London, 1994; Stuart Otis. Perpetual motion: the public and private lives of Rudolf Nureyev. New York, 1995; Robinson Simon, Robinson Derek. A year with Rudolf Nureyev. London, 1997; Petit Roland. Temps liés avec Noureev. Paris, 1998; Solway Diane. Nureyev, his life. New York, 1998; Crippa Valeria, Fassey Ralph. Nureyev. New York, 2003; Soutar Carolyn. The real Nureyev. New York, 2006; Kavanagh Julie. Rudolf Nureyev. London, 2007; Dollfus Ariane Noureev l’insoumis: biographie. Paris, 2007; Синенко Сергей. Рудольф Нуреев: истоки творчества, превратности судьбы: художественно-документальное повествование. Китап, 2008; van Dantzig Rudi. Remembering Nureyev: the trail of a comet. Gainesville, 2008; Meyer-Stabley Bertrand, Mugellini Elga. Rudolf Nureyev: biografia di un ribelle. Torino, 2009.