Вы здесь

Кабинет доктора Либидо. Том IV (З – И – Й – К). К (Александр Сосновский)

К

Казанова

де Сенгальт Джакомо Джироламо (Casanova de Seingalt Giacomo Girolamo) (1725—1798) (иногда ошибочно именуется Джованни Джакомо), итальянский писатель и авантюрист.

Родился 2 апреля 1725 в Венеции. Официально считался сыном актера Гаэтано Джузеппе Казановы и его жены танцовщицы Занетты Фарусси. По легенде, священник, принимавший двухнедельного младенца, заметил: «Мне кажется, сегодня я покрестил самого антихриста». Старший ребенок среди своих шести братьев и сестер. Не исключено, что дети родились от разных отцов. В юности К. называл своим отцом Микеле Гримани, владельца венецианского театра Сан Самуэле. Впоследствии сочинил себе еще более знатных испанских предков начала XV в.

Мать мальчика постоянно находилась на гастролях; отец умер, когда ему было восемь лет. Воспитанием К. занималась бабушка Марсия Балдисера. Страдал из-за отсутствия родительского внимания. В детстве отличался слабым здоровьем. Лечился у знахарки по поводу частых кровотечений из носа. Начальное образование получил в частном пансионате в Падуе. По собственным воспоминаниям, условия содержания были ужасными. Однако, они не помешали К. настойчиво овладевать знаниями. В одиннадцать лет он влюбился в Беттину, младшую сестру аббата Гоцци, преподавателя классических наук и музыки. Позже она вышла замуж, но К. навсегда сохранил симпатию к ней и всей семье Гоцци.

В 1737 К. поступил в падуанский университет. Особо интересовался философией, химией, математикой и медициной. Во время каникул в Пизано завел роман с женой римского адвоката донной Лукрецией. Приобщился к азартным играм и понаделал крупных долгов. Страсть к игре на деньги владела К. на протяжении всей жизни. В 1742 защитил диссертацию доктора права, однако не чувствовал к этой профессии никакого призвания.

Вернувшись в Венецию, К. поступил на службу в местную епископию. Пользовался покровительством 76-летнего сенатора Альвизе Гаспаро Малипьеро (Alvise Gasparo Malipiero). Быстро усвоил аристократические манеры, вкус к изысканным винам и блюдам. Однако, вскоре потерял расположение покровителя, соблазнив его любовницу Т. Имер. В этот период К. также находился в связи с сестрами Нанеттой и Марией Саворньян (Savorgnan), которым было соответственно 14 и 16 лет.

После смерти бабушки, К. попал в тюрьму за карточный долг. Втянулся в длительную имущественную тяжбу с близким другом М. Гримани Альвизе. Во время поездки по Италии с францисканским монахом братом Стефано, К. едва не попал в лапы содомитов. С большим трудом К. устроился секретарем могущественного кардинала Аквавивы в Риме. Он очень старался, даже в совершенстве выучил французский язык, которым широко пользовались отцы церкви. Однако, не удержался на службе из-за очередной любовной авантюры.

Отказавшись от духовной карьеры, К. решил стать военным. Он купил должность лейтенанта и отправился в свой полк на остров Корфу (Керкира), принадлежавший республике Венеция. Во время поездки в Константинополь подружился с графом Клодом де Бонневалем (Claude Alexandre de Bonneval, 1675—1747). Французский офицер, который в 1729 принял ислам и служил советником Османской империи под именем Хубараки Ахмед паша (Humbaracı Ahmet Paşa; в мемуарах К. – Осман паша). С его помощью К. обучился тонкостям восточной философии и культуры. В Константинополе он завел несколько кратковременных романов с женами и дочерьми высокопоставленных турецких чиновников.

Вскоре жесткая воинская дисциплина стала тяготить К. После возвращения на Корфу, он самовольно покинул полк и в течение нескольких недель развлекался с местными красавицами. Среди них были дамы разных сословий: вполне добропорядочная жена дипломата М. и разнузданная куртизанка Метулла, которая заразила его гонореей. К. пришлось задержаться еще на полтора месяца, чтобы пройти курс лечения нитратом серебра.

В 1746 К. вышел в отставку и вернулся в Венецию. Он приобрел немалый житейский опыт, но по-прежнему не имел ни денег, ни положения в обществе. По протекции А. Гримани устроился скрипачом в театр Сан Самуэле. Благодаря своим познаниям в медицине, сумел исцелить знатного венецианца из рода Брагадин (Bragadin). В знак благодарности получил покровительство влиятельного вельможи Матео Брагадина. Вплоть до 1749 К. жил в свое удовольствие. По собственным воспоминаниям, позволял себе отнюдь не безобидные выходки: отвязывал гондолы от причалов или направлял акушерок по ложным вызовам. Одна из шуток сильно оскорбила почтенного дворянина. Не дожидаясь неминуемого ареста, К. бежал из Венеции в Парму.

Осенью 1749 К. встретил таинственную француженку Генриетту. Предположительно, настоящее имя Жанна Мария д'Альбер де Сент-Ипполит. Жена Жана Батиста Лорана Буайе де Фонколомба. Бросив двоих детей, путешествовала инкогнито в обществе пожилого венгерского офицера. Вероятно, К. был влюблен в нее по-настоящему: «Те, кто считают, что женщина не способна сделать мужчину счастливым все двадцать четыре часа в сутки, никогда не знали Генриетты». Любовники расстались спустя полтора года в Женеве.

Весной 1750 К. добрался до Парижа, где провел ок. двух лет. Увлечение мистическими учениями привело его к вступлению в масонскую ложу и сближению с членами ордена розенкрейцеров. К. состоял на учете парижской полиции. В 1752 встречался со своей матерью в Дрездене. 22 февраля 1752 на сцене Королевского дреденского театра состоялась премьера его пьесы «La Moluccheide», текст которой не сохранился. К. посетил также Прагу, Вену и др. европейские столицы, но не нашел в них ничего для себя интересного.

В 1753 К. возвратился в Венецию. 31 декабря 1753 вместе с монахиней из Мурано устроил сеанс визионизма для французского посланника да Берниса. Поведение К. вызвало сильное недовольство правительства республики. В полицейском досье накопилось много донесений, уличавших К. в нарушении общественного спокойствия и даже шпионаже. 3 апреля 1755, сразу после своего тридцатилетия, К. был арестован за богохульство. 12 сентября 1755 был приговорен к пяти годам одиночного заключения. Содержался в тюрьме Пьомби, соединенной с Дворцом Дожей знаменитым Мостом Вздохов (Ponte dei Sospiri). После нескольких неудачных попыток, в 1757 К. удалось совершить дерзкий побег.

5 января 1757 К. прибыл в Париж. В 1758 заработал немалое состояние, став одним из организаторов первой денежной лотереи. Получил доступ в высшие аристократические круги. Поддерживал близкое знакомство с мадам Помпадур, К. Кребийоном, Вольтером, Ж.Ж.Руссо, графом д’Аламбером и др. Соперничал с графом де Сен-Жерменом по части алхимии, каббалистики и нумерологии. Для достижения личных целей нередко пользовался своей репутацией мага. По некоторым сведениям, выполнял дипломатические и шпионские поручения старого друга де Берниса.

В 1757—1758 К. с большой выгодой торговал французскими государственными облигациями в Амстердаме. Значительную часть капитала вложил в шелковую фабрику, но влез в долги и вскоре разорился. 23 августа 1759 К. был арестован и заключен в долговую тюрьму Форт-л'Эвек. Через несколько дней освободился по ходатайству своей поклонницы маркизы д'Юрфе, которой за большие деньги обещал вернуть утраченную молодость. К. распродал остатки имущества и покинул Францию.

В 1760 К. бежал от кредиторов в Кельн, затем в Штутгарт, несколько раз арестовывался, пока, наконец, не нашел убежище в Швейцарии. Некоторое время жил в монастыре Эйнсейделн, но не сумел приспособиться к суровому монашескому быту. Дальнейший путь К. лежал в Марсель, Геную, Флоренцию, Рим, Неаполь, Модену, Турин и др. Почти повсюду он оставлял за собой сомнительную славу авантюриста. К. выдавал себя за кавалера де Сенгальта, либо графа де Фарусси. Носил через плечо золоченую ленту с орденом Эперон д'Ор, которым его, якобы, наградил папа Клемент XIII.

В 1764 К. попытался добиться финансового успеха в Англии, но на сей раз неудачно. Снова заразился венерическим заболеванием от одной из своих любовниц. В марте 1764 К. покинул негостеприимный Альбион. Попытки организовать лотерею в Бельгии, Германии и России также не имели успеха: Екатерина II и Фридрих Великий решительно отвергли его предложения. В 1766 К. был выслан из Варшавы за поединок на пистолетах с графом Франтишеком Ксаверием Браницким из-за итальянской актрисы. В 1767 снова оказался в Париже, где целыми сутками просиживал за карточным столом. Высланный из Франции Людовиком XV, он отправился в Испанию. К. пользовался гостеприимством местных масонов и даже добился аудиенции с королем Карлом III. Но в Барселоне оказался замешан в очередную аферу и попал на шесть недель в тюрьму.

Устав от скитаний, К. решил вернуться на родину. Чтобы заслужить прощение, собирал для правительства Венеции секретную коммерческую информацию. После восемнадцати лет изгнания, К. вернулся в Венецию в сентябре 1774. По-началу венецианцы проявили к знаменитому соотечественнику заметный интерес. Даже сами дожи с любопытством расспрашивали его об обстоятельствах побега из тюрьмы Пьомби. К. получил небольшое денежное пособие от одного из своих старинных знакомых. Но вскоре начал испытывать недостаток средств и тоску по приключениям.

Круг общения К. постепенно сужался, умирали близкие ему люди. Он все чаще задумывался о боге и смысле жизни. В 1779 К. встретил Франческу, неграмотную швею, которая стала его преданной подругой и домоправительницей. К. всеми силами пытался пополнить свой скудный бюджет. Однако, попытки заработать литературным трудом (публикация трехтомного перевода «Илиады», театральные постановки) успеха не имели. Пришлось вновь заняться шпионским ремеслом: по заданию венецианского правительства следить за торговыми сделками Ватикана.

Бурные житейские испытания отразились на характере и внешности К. На его лице стали заметны следы оспы, щеки запали, крючковатый нос заострился. Хорошо знавший К. князь Шарль де Линь описал его так: «Он мог бы считаться красавцем, если бы не уродливые особенности. Он высок и строен, как Геркулес, но темнокож, как африканец. Искрящиеся жизнью глаза часто вспыхивают раздражением и злобой. Легче представить его в гневе, чем в радости. Он мало улыбается, но смешит других. Его остроумие и манеры напоминают мне Арлекина или Фигаро».

В 1783 К. сочинил ядовитую сатиру на венецианскую аристократию, за что был немедленно выслан из республики. Путь изгнанника опять лежал в Париж. Некоторое время он служил секретарем венецианского посла Себастьяна Фоскарини. Обсуждал с Бенджаменом Франклином будущее аэронавтики и воздухоплавания. Консультировал либреттиста Лоренцо да Понте; присутствовал на премьере оперы Моцарта «Дон Жуан» в Праге. В 1785 К. принял предложение графа Йозефа Карла фон Вальдштейна (Joseph Karl von Waldstein) стать библиотекарем в замке Дюкс в Богемии (ныне Дучков, республика Чехия).

Последний период жизни оказался для К. весьма плодотворным, хотя он сам считал его скучным. К. создал фантастический роман «Icosaméron» (1788), несколько исторических сочинений, а также вышедшие посмертно двенадцатитомные мемуары «История моей жизни» («Histoire de ma vie», 1822—1828). Лишь изредка К. мог позволить себе поездки в Вену и Дрезден. Пребывание в сельской глуши отрицательно сказывалось на его настоении и самочувствиии. В 1797 Наполеон Бонапарт захватил родной город К. и Венецианская республика прекратила свое существование. Печальное известие подействовало на К. угнетающе. Он скончался 4 июня 1798; похоронен на кладбище в Дюксе.

К. заслужил огромную посмертную славу. Его имя стало нарицательным для страстного и неутомимого любовника. На протяжении 20 лет К. имел более тысячи связей. В противоположность Дон Жуану, стремился к полному удовлетворению женщины, что было абсолютно несвойственно мужчинам того времени. Хорошо понимал значение предварительных ласк, практиковал оральный секс и др. Много и охотно экспериментировал с техникой полового акта: занимался любовью в фонтане, на обеденном столе и др.; применял фаллоимитаторы; разбирался в афродизиаках; использовал презервативы и т. п.

Судьбе К. посвящен роман Р. Олдингтона (1946), пьесы А. Шницлера («Возвращение Казановы», 1918), М. Цветаевой («Приключение» и «Феникс», 1919), литературные эссе (С. Цвейг, Р. Вайян, Ф. Марсо и др.). К. – герой оперы И. Штрауса-младшего. Образ К. неоднократно воспроизводился в кино: фильм Альфреда Дизи с Бела Лугоши в главной роли (1918); фильм А. Волкова с Иваном Мозжухиным (1927); фильм Федерико Феллини с Дональдом Сатерлендом (1976); телевизионный сериал BBC с Девидом Теннантом и Питером О’Тулом (соответственно в ролях молодого и старого К., 2005) и др. Личность К. нашла отражение в произведениях некоторых отечественных исполнителей рок- и попкультуры («Наутилус Помпилиус», В. Кузьмин, В. Леонтьев, М. Щербаков).

Лит.: Ottmann Victor. Jacob Casanova von Seingalt, sein Leben und seine Werke, Stuttgart, 1900; Maynial Edouard. Casanova et son temps. Paris, 1912; Casanova G.: Personal correspondence to Johann Ferdinand Opiz. Leipzig, 1913; Dobrée Bonamy. Giacomo Casanova, chevalier de Seingalt. London, 1933; Gervaso Roberto. Giacomo Casanova und seine Zeit. München, 1977; Цвейг Стефан. Казанова (homo eroticus). Ленинград, 1991; Harmegnies Evelyne. Giacomo Casanova, ou, L’Europe d’un libertin. Bruxelles, 1995; Flem Lydia. Casanova: the man who really loved women. New York, 1997; Bartolini Elio. Vita di Giacomo Casanova. Milano, 1998; Maier Corinne. Casanova, ou, La loi du désir. Paris, 2002; Chaussinand-Nogaret Guy. Casanova: les dessus et les dessous de l’Europe des Lumières. Paris, 2006; Summers Judith. Casanova’s women: the great seducer and the women he loved. New York, Bloomsbury, 2006; Slavuljica Marita. Giacomo Casanova: die Geschichte seines Lebens. Frankfurt am Main, New York, 2006; Kelly Ian. Casanova: actor, lover, priest, spy. New York, 2008; Capaci Bruno, Simeoni Gianluca. Giacomo Casanova: una biografia intellettuale e romanzesca. Napoli, 2009.

Казати

Луиза (Casati Luisa Adele Rosa Maria) (1881—1957), итальянская маркиза.

Родилась 23 января 1881 в Милане. Младшая дочь крупного промышленника австрийского происхождения Альберта Аммана и его жены, урожденной Лючии Бресси. Отец являлся официальным поставщиком текстиля итальянского короля Умберто I и получил от него титул графа. Девочка выросла в родительском доме в Милане. С детства впитала вкус к роскоши и изысканной утонченности. Полностью осиротела в 1896. Вместе со старшей сестрой Франческой унаследовала огромное состояние и превратилась в богатейшую невесту Италии.

В 1900 вышла замуж за Камилло Казати Стампа ди Сончино (Camillo Casati Stampa di Soncino, 1877—1946), маркиза ди Рома. Спустя год родила единственную дочь Кристину (1901—1953). После этого супруги отдалились друг от друга и с 1914 фактически проживали раздельно. Официальный развод был оформлен в 1924.

Почти три десятилетия К. оставалась иконой стиля и образцом роковой женщины. С 1910 ее резиденцией являлся Палаццо Веньер деи Леони на Большом Канале в Венеции (ныне там располагается музей современного искусства Пегги Гуггенхейм). Экстравагантные суаре (soirées), которые устраивала К., собирали весь цвет европейской аристократии и художественной интеллигенции. Иногда приемы происходили прямо на площади Сан-Марко. К. поражала воображение своих гостей, появляясь перед ними с двумя гепардами и живыми змеями вместо драгоценностей.

К. покровительствовала футуристам Филиппо Маринетти, Фортунато Деперо, Умберто Боччионе и др. Поддерживала П. Пикассо, Леона Бакста и др. Носила туалеты самых известных модельеров того времени Мариано Фортуни и Поля Пуаре. В разные годы к числу поклонников и друзей К. принадлежали Ж. Кокто, С. Битон, Эрте, граф Роберт де Монтескье, Джек Керуак и др.


О. Джон. Портрет маркизы Л. Казати. 1919


В 1903 К. познакомилась с Г. Д’Аннунцио. Находилась с ним в близких отношениях на протяжении последующих десяти лет. Предположительно, К. явилась прототипом Изабеллы Ингирами в романе Г. Д’Аннунцио «Forse che si forse che no» (1910).

К концу жизни К. практически разорилась. В 1930 ее долг перед кредиторами составил 25 миллионов долларов. Не имея другой возможности расплатиться, она распродала с аукциона дом и личное имущество. По некоторым сведениям, часть вещей приобрела ее подруга-соперница Коко Шанель. Скрываясь от бывшего окружения, К. поселилась в Лондоне. Вела почти нищенский образ жизни: по слухам, даже рылась в мусорных контейнерах в поисках перьев для шляпки.

Скончалась 1 июня 1957; похоронена на кладбище Бромптон в Лондоне. На надгробной плите высечена цитата из «Антония и Клеопатры» У. Шекспира:

Ее разнообразью нет конца.

Пред ней бессильны возраст и привычка.

(перевод Б. Пастернака)

Образ К. запечатлен более чем на 130 портретах работы Р. Брукс, Джованни Больдини, Паоло Трубецкого, Киса ван Донгена, Ман Рея, Огастуса Джона и др. К. является действующим лицом двух романов Мишеля Жоржа-Мишеля («Dans la fete de Venise», 1922 и «Nouvelle Riviera», 1924). В кино образ К. запечатлела Вивьен Ли («La Contessa», 1965) и Ингрид Бергман («A Matter of Time», 1976). В 1998 модельер и дизайнер Джон Гальяно в память К. создал свою весенне-летнюю коллекцию. В 2007/2008 один из ансамблей Джорджио Армани, посвященный К., выставлялся на балу высокой моды Диор.

Лит.: Jullian Philippe. Extravagant Casati. Vogue, September 1, 1970; Cecchi D. Coré: vita e dannazione della Marchesa Casati. Bologna, 1986; John Augustus, Wistow David. Augustus John, the Marchesa Casati. Toronto, 1987;; Ryersson Scot D., Michael Orlando Yaccarino. Infinite Variety: The Life and Legend of the Marchesa Casati. New York, 1999; Infiniti auguri alla nomade carteggio con Luisa Casati Stampa (Gabriele D’Annunzio; Luisa Casati Stampa; Raffaella Castagnola). Milano, 2000; Ryersson Scot D., Michael Orlando Yaccarino. The Marchesa Casati: Portraits of a Muse. New York, 2009.

Калигула

(Caligula) (12—41), третий римский император из династии Юлиев-Клавдиев.

Родился 31 августа 12 в местечке Антиум (Antium, ныне Анцио) в 57 км южнее Рима. Урожденный Гай Юлий Цезарь Германик (Gaius Julius Caesar Germanicus). Третий из шести детей в семье полководца Германика, приемного сына Тиберия и Агриппины Старшей, внучки имератора Августа. В детстве получил агномен (личное прозвище) Калигула (уменьшительное от лат. caliga – сапог), поскольку носил короткие солдатские сапожки. Вместе с отцом ночевал в палатках во время военных походов. В 19 после преждевременной смерти Германика, К. был взят на попечение своей прабабкой Ливией. С 27 проживал у бабушки Антонии.

В 31 император Тиберий провозгласил К. своим наследником, наравне с Тиберием Гемеллом, сыном Друза Младшего. К моменту смерти Тиберия К. исполнилось 25 лет, он был частным лицом и по римскому законодательству не имел права на императорский титул. Однако, он пользовался большой популярностью в народе. Кроме того, получил неожиданную поддержку от префекта преторианской гвардии Макрона (Naevius Sutorius Macro). В результате тайного сговора 18 марта 37 К. с большой помпой был возведен на трон. В 38 К. получил также титул Отца народа (Pater patriae), Великого понтифика (Pontifex Maximus), квестора (в 33), консула (в 40 и 41) и четырежды трибуна.

За годы своего правления К. добился определенных геополитических успехов: присоединил к Империи Мавританию; усадил на трон в Иудее своего ставленника Ирода Агриппу; подавил крупные волнения в Александрии и т. д. К. умело добивался симпатий плебса: миловал осужденных, облегчал налоги, возродил массовые зрелища и др. Гладиаторские бои, театральные представления, травля зверей и т. п. стали в Риме почти ежедневными. В кровавых забавах охотно участвовал сам К. и его близкое окружение. По сообщению Светония, К. только за один день потратил на развлечения десять миллионов сестерциев (годовой налог нескольких провинций). Один из его фаворитов, колесничий Эвтих, получил за победу в состязании сразу два миллиона. Неудивительно, что уже к 38 государственная казна оказалась почти опустошенной.

Конец ознакомительного фрагмента.