Третья глава.
Статус святого в еврейской традиции
За эпоху после завершения Талмуда лишь трое из всех еврейских гигантов духа и мысли удостоились титула кадош – святой: р. Хаим Бен-Атар – «Ор гаХаим», р. Моше Альшейх и р. Ицхак Луриа Ашкенази. На иврите его обычно называют АРИ – га-АРИ гаКадош или АРИ’заль. АРИ – аббревиатура слов Ашкенази рабби Ицхак, и в то же время ивритское слово арье означает лев. После ухода АРИ из этого мира к его имени стали прибавлять аббревиатуру заль – от слов зихроно ли-враха – «Пусть упоминание о праведнике принесет нам благословение».
В отношении АРИ последующие поколения признали, что он был потенциальным Машиахом – спасителем всего мира, но современники не дали ему возможности проявить себя.
Вот что пишет каббалист р. Нафтали из Франкфурта, автор книги «Эмек га-мелех»:
«Думая об этом человеке, приходишь к убеждению, что его душа ничего общего не имела с душами того поколения. АРИ был прямым посланником Вс-вышнего, призванным очищать и освещать души людей истинной мудростью «Зогара». Поведение окружающих, однако, было таким, что не позволило ему прожить в этом мире достаточный срок для исполнения его миссии. Если бы он прожил на Святой Земле вместо двух лет хотя бы пять, то объяснил бы всю Тору в свете книги «Зогар». «Воспринимать его надо как Машиаха, как зеницу очей наших, как защитника нашего от рук народов. Совсем молодым покинул он наш мир по нашей вине…»
В другом месте он писал:
«К нему я отношу стих: «Дыхание жизни нашей, помазанник Б-га, попал в их западню, тот, о ком говорили мы: «Под сенью его будем мы жить среди народов» (Эйха, 4:20). И про него сказано: «Упал венец с головы нашей» (Эйха, 5:16). Первые буквы этих слов на иврите – нафла атерет рошейну – составляют слово наар – юноша, намек на то, что он умер молодым из-за многочисленных наших грехов».
Ученик АРИ’заля р. Шмуэль Узида – автор сборника комментариев к Трактату Авот «Мидраш Шмуэль», также свидетельствует, что АРИ’заль был помазанником Вс-вышнего. Он пишет:
«Дыхание жизни нашей, помазанник Б-га» – это праведник, который настолько благочестив, что стал целиком духовен. Если сопоставить его с нами, то мы – тело, а он – душа. Кроме того, он обладал другим достоинством, ибо был Машиахом, избранным Б-гом, но, несмотря на все это, попал «в западню злых сил». Это случилось потому, что мы надеялись лишь на его заслуги и думали под сенью его жить беспечно среди других народов, и не вернулись сами ко Вс-вышнему, как должны были».
Ученик р. Хаима Виталя р. Хаим га-Коэн писал:
«Машиах, кому суждено быть освободителем Израиля… будет страдать от болей и недугов… и эти признаки обнаружились у учителя моего АРИ’заля».
А вот слова рабби Моше бен Менахема из Праги:
«Источник эманации Высшей воли передал ему право открыть источники Б-жественного знания [и каналы, по которым она изливается], чтобы тот проник в тайны Торы».
Мудрецы позднейших поколений оценивали АРИ столь же высоко.
Вот слова Виленского Гаона, записанные его учеником р. Хаимом из Воложина в книге «Нефеш гахохма»:
«АРИ’заль – человек, избранный Б-гом. Что мы можем говорить и как рассуждать о такой личности, освященной Вс-вышним, о человеке, избранном Б-гом святым и вызывающем благоговейный трепет?! А с тех пор, как он удостоился явления ему пророка Элиягу, его способность постижения чудесным образом усилилась вдвойне и возросла до невиданных высот.
Явились ему «магид» [букв. «рассказчик»] – душа великого человека прошлых поколений, которая спускается на землю, чтобы обучить еврея тайнам Торы и души пророков и мудрецов Талмуда, как являются они по зову ангела Вс-вышнего».
Рабби Хаим-Йосеф-Давид Азулай – ХИДА пишет в своей книге «Шем га-гдолим»:
«Учитель наш АРИ’заль – искра души самого Моше Рабейну, человек, исполненный духом святости, знающий всякую премудрость».
Карлинский Ребе, р. Агарон, составитель книги «Бейт-Агарон», свидетельствует, что АРИ дал нам ключ к пониманию «Зогара».
Передают от имени АРИ’заля следующее: он обещал тому, кто самым тщательным образом станет соблюдать в праздник Песах запрет на квасное, что этот человек будет убережен от греха, совершенного по ошибке, в течение всего года.
В настоящее время в большинстве еврейских общин произносят молитвы по сидурам – сборникам молитв, составленным с учетом предписаний АРИ’заля об их текстах и порядке.
Рабби Пинхас из Кореца предостерегал от изучения трудов АРИ’заля по принципу хеврута3, если между ними не будут царить дружба, взаимопонимание и полное единство, ибо корни души АРИ’заля – в мире Ацилут – мире абсолютного Единства.
Множество рассказов, свидетельств и поучений, связанных с АРИ’залем и его учениками, передаются из поколения в поколение, и свет, посеянный им, пронизывает тьму, в которой мы сегодня живем. Пусть же его заслуги помогут и нам стать достойными постижения тайной мудрости. Амен!