Вы здесь

Каббалисты Цфата. Первая глава.. Исторический срез (Эстер Кей)

Первая глава.

Исторический срез

Заметьте потрясающее стечение обстоятельств: развитие каббалы в Цфате приходится на начало XVI века, и предшествовали ему два важнейших события, расширившие восприятие мира для человека того времени, открывшие перед ним новые горизонты. А именно: книгопечатание и открытие Америки.

Первая еврейская книга была отпечатана в 1475 году, к концу века было уже около сотни томов… и тут же Колумб в 1492 году открывает Америку – Индию своего сердца. Три значительных личности встречаются в Цфате: раввины Бейрав, Алькабец и Каро (РаМаК на тот момент только-только отметил бар-мицву). Они подняли вопрос о восстановлении института смихи – инициации раввинов, которую за 1500 лет до того прервало римское насильственное вмешательство в дела евреев. Книга «Зогар» была отпечатана впервые в Италии, в Мантуе. Рабби Хаиму Виталю было пятнадцать лет на тот момент. Вскоре он поступил на учебу к рабби Моше Альшейху. Пройдет еще немного лет, и вскоре появятся те, через кого суждено раскрыться тайнам лурианской каббалы. В этом отчетливо видна поступь Машиаха.

Каббала – субботнее лакомство, удел многих в мире будущего – логическое завершение всех предыдущих, «будничных» шести тысячелетий. Спадает завеса с тайн географии, естествознания, физики, химии, человечество делает открытие одно за другим, начинают исполняться слова РаМБаМа о том, что и Высшее Знание, и низшее переполнят информационное пространство, как воды океана наполняют акваторию. А мир как раз в эти годы узнает об открытии Магелланова пролива. Завоевания Кортеса и Корте-Реала, открытия Колумба и Веспуччи, Васко да Гама, Кабрала и Пинсона, де Леона и де Бальбоа охватывают практически все водные пустыни и перешейки, и с этого момента уже не существует для человечества неведомых морей. Об этом нам сообщает и сам рабби Хаим Виталь – автор «Книги Видений» – сын и представитель того поколения.

При столь стремительных темпах – все происходит примерно за пятьдесят лет – мир меняет свой облик, отраженный в географических картах, не от года к году, а от месяца к месяцу! Гравировщики карт и космографы не в силах справиться с огромным количеством заказов! Как только «столица картографии» – Аугсбург – передает книжному рынку последние точные карты мира, все снова опрокинуто и карты надо изготавливать заново! Ибо то, что считали островом, оказывалось частью материка, а то, что принимали за Индию – новым огромным континентом, и надо наносить на карты новые реки, новые берега, новые горные хребты и массивы. И что же? Не успеют граверы управиться со свежей картой, так поступают новые данные, более точные.

Воспользуемся яркой параллелью между водными просторами и знанием каббалы, поскольку так поступал РаМБаМ, завершая труд «Яд га-Хазака» и желая подчеркнуть обширность раскрытия внутренней части Торы и ее мудрости, сравнивая это раскрытие с разлитием вод океанских1. Когда речь идет о раскрытии Машиаха (Мессии), сама Тора пользуется сравнением воды с мудростью, причем нижняя вода, которая вырывается из подземных источников, ассоциируется с потоком технологий, то есть мудростью не святой – чисто познавательной и обслуживающей наше ЭГО, а верхние воды с Небес – олицетворяют раскрытие Высшей Мудрости – каббалы.

Только представьте себе! Никогда еще человечество не переживало таких бешеных, опьяняющих, победоносных темпов развития, как в эти пятьдесят лет, когда впервые были окончательно определены форма и объем Земли, и человечество познало круглую планету, на которой оно живет, дышит, мыслит уже пять полных тысяч лет. Вступление в шестое тысячелетие – его первые столетия – означают рассвет нового дня, зарю новой эры, означают Мысль о грядущей Субботе мира – о великом вселенском покое, который принесет с собой седьмое тысячелетие.

Подготовка к этой субботе означает два аспекта: полное познание окружающего мира и глубина самоосознания сотворенного Б-гом существа.

* * *

Перед вами – документально-художественное повествование, основанное на информации, содержащейся в довольно обширной мистической литературе на данную тему. Большая часть ее написана на иврите и практически недоступна русскоязычному читателю. В ходе изложения материала я отмечаю, что тот или иной вывод или сравнение являются авторскими и не обладают статусом непререкаемой истины. Если существует несколько версий одной истории, я выбирала одну из них, оставляя дополнительную трактовку для приложения. Таким образом, ни одна из версий не была проигнорирована.

Целью написания моей первой книги «У истоков лурианской каббалы» была необходимость раскрыть русскоязычному читателю некоторые аспекты каббалы и хасидизма и показать, как хасидизм освещает тайное учение. Данная же книга по каббале отличается более глубоким проникновением в суть биографий и трудов каббалистов и, с другой стороны, большей степенью реализованного знания. За последние двадцать лет нам довелось много преподавать. Мы излагали и объясняли это учение самым разным людям – как евреям, так и неевреям – на четырех языках на просторах интернета и в мировом центре каббалы. Каждый раз мы понимали глубже и яснее, как именно стоит разъяснять тот или иной аспект или концепцию, чтобы нас понял конкретный собеседник, носитель иного языка, иной ментальности, и поэтому данная книга гораздо полнее предыдущей. («У истоков»)

* * *

Рабби Исраэль Бааль-Шем-Тов описывает восхождение своей души в высшие миры и рассказывает, как она достигла там обители души Машиаха. По словам основоположника хасидизма, на его вопрос к Машиаху, когда тот придет, он услышал следующий ответ:


«Когда разольются родники твоего учения во внешнем [мире]»2.


Да будет на то воля Вс-вышнего, чтобы и эта книга внесла свою скромную лепту в раскрытие Машиаха!