Вы здесь

Каббалисты Цфата. Десятая глава.. Медитации на берегу Нила (Эстер Кей)

Десятая глава.

Медитации на берегу Нила

Спокойно текут воды Нила, мелкая рябь сверкает на их поверхности от солнечных лучей, разбивающихся на радужные искры, а по берегам реки колышутся камышовые заросли. Одинокое строение, похожее на хижину, виднеется на берегу. Голос человека, что-то читающего нараспев, доносится из него. В хижину рабби Ицхака приходил пророк Элиягу. Упоминаний о подробностях их бесед мы почти не находим в первоисточниках. Нам известно лишь, что учение, воспринятое рабби Ицхаком Луриа от Элиягу за время этих встреч, и есть лурианская каббала.

Пророк Элиягу приходит в случае необходимости в физическом теле, так что со стороны он мог казаться просто человеком. А рабби Ицхаку и не нужны были никакие внешние атрибуты, чтобы распознать в нем высшее существо. Светилось ли лицо пророка, и был ли он окружен аурой, это мы предоставим воображению наших читателей. Как он пришел? Спустился в огненной колеснице, в которой некогда вознесся на небо? Что он говорил рабби Ицхаку? Назвал ли он его по имени, как Вс-вышний позвал Моше, чтобы завязать с ним разговор? Обратился ли он к нему, имитировав голос его отца, чтобы не испугать рабби Ицхака своим появлением, как это сделал Вс-вышний по отношению к Моше в эпизоде с горящим терновником?

И если пойти дальше по пути предположений, он мог также упомянуть тот факт, что был добрым знакомым рабби Шломо, ведь в свое время пророк Элиягу открывался отцу рабби Ицхака, обучая его тайнам Торы, а также был послан к нему Вс-вышним, чтобы возвестить о рождении сына, как мы знаем из предыдущих глав.

Пророк Элиягу обучал рабби Ицхака в течение семи лет. В качестве поощрения за самоотверженную учебу он наградил ученика такими талантами, как, например, умение видеть людей насквозь, понимать язык пальм, чертей, свечного пламени и птиц, узнавать будущее и прошлое по руке человека и по его лбу, а также исцелять физически и духовно. А по прошествии семи лет пророк сказал рабби Ицхаку, что тому настало время покинуть Египет и вместе с семьей переселиться в Страну Израиля, в город Цфат.

– Там, – добавил он, – тебе суждено встретить того единственного во всем поколении человека, который достоин стать твоим учеником и воспринять от тебя учение каббалы. Имя его – рабби Хаим Виталь по прозвищу Калабрис. Его душа нуждается в исправлении, несмотря на все ее величие. Помочь ему в этом – также твоя миссия. Не медли, ибо здесь, в Египте, в этом нечистом месте, все возможности твоего служения уже исчерпаны.

Рабби Ицхак, которому было тогда тридцать шесть лет, с радостью в сердце послушался пророка и покинул Египет с семьей, состоявшей из его матери, жены и сыновей. Сообщается, что однажды во сне было явлено ему пророчество следующего содержания:


«Что тебе в нечистой земле египетской? Иди в Цфат, святой город. Дни твоей жизни сочтены, а там найдешь ты человека по имени рабби Хаим Виталь, который станет твоим духовным наследником. Знай, что у него великая душа и что в прошлой жизни он был твоим учителем, и ты много учился у него Торе. Иди же и не медли!»