Вы здесь

Каббала на каждый день. Глава первая. Первые шаги (Джозеф Гельберман)

Глава первая

Первые шаги

Итак, мы начинаем

Мир вам! Шалом! Читая эту книгу, мы познакомимся с каббалой и вместе поразмыслим над ее тайнами. Настоящее познание возможно только сообща.




На этих страницах я представлю уроки каббалы, пользуясь голосами великих каббалистов прошлого – Шимона Бен Йохая, Авраама Абулафии, рабби Исаака Лурии и даже Шаббатая Цви, так называемого лжемессии XVII века. В заключение я расскажу о хасидском движении и его основателе Баал Шем Тове. Если вы еще не слышали этих имен – не огорчайтесь, вы скоро встретитесь с каждым из них.

А в этой главе я выскажусь от своего имени. И хотел бы начать с короткой медитации.

Автор псалмов говорит: «Йом зэ ора вэ-симха (этот день – день света и радости). Шалом умнуха (день мира и полной гармонии)».

Когда у раввинов спрашивают: «О каком дне идет речь?», ответ звучит так: «О сегодняшнем! У нас нет другого дня. Вчерашний прошел, а завтрашний еще не наступил».

Поэтому очень важно для хорошего здоровья и настроения не волноваться о том, что произошло вчера, и о том, что может произойти завтра. У нас есть сегодня, только сегодня.

Если мы осознаем, что этот день есть величайший подарок Всевышнего, наше тело будет здоровым и спокойным, мозг будет открыт для восприятия мудрости, душа будет готова расправить крылья для воспарения в небеса. Таким образом, тело, разум и душа приведены в гармонию, и мы готовы…

Моя история

Кто я? Я происхожу из хасидской среды. Мой отец, да будет благословенна его душа, так же, как и его отец, был хасидом. Все мои учителя в ешиве[2] были хасидами.




В молодости, живя в маленьком венгерском местечке, я не задавался вопросом о своей роли в общине и своей принадлежности к хасидам. Позже меня стали волновать эти вопросы, особенно в связи с идеей исключительности хасидов, которая учила меня, что только евреи были избраны Богом и даже Бог был еврейским. В свете этой явно ложной идеи некоторые мои коллеги (и, безусловно, многие евреи) сегодня решили отказаться от того, что они унаследовали. Я же решил остаться в хасидском движении, но стать современным хасидским ребе – последователем Мартина Бубера.

По традиции иудаизм называют Эц Хаим – Древо жизни. Ортодоксальные евреи рисуют дерево, заключенное в круг, подразумевая, что только это есть иудаизм, только ортодоксальный путь является настоящим иудаизмом. Но круг – это ограждение, его значение ясно: если вы внутри круга – вы еврей, если вы снаружи – вы не еврей.

В XIX веке группа немецких евреев тоже задалась вопросом «Кто я?». Они хотели оставаться евреями, но не могли жить внутри круга, который стеснял их. Они решили стать современными евреями и вышли из круга. История говорит нам, что очень многие ушли слишком далеко – произошла массовая ассимиляция. К примеру, одним из великих ортодоксальных раввинов был Моисей Мендельсон. Однако его внук, великий композитор Феликс Мендельсон, был воспитан в протестантизме.

Примерно восемьдесят-девяносто лет назад возник так называемый консервативный иудаизм. Приверженцы этого учения сказали: «Давайте вернемся в круг». Надеюсь, вас не заденет, если я скажу, что они до сих пор ходят кругами. Мало кто может определить, что такое консервативный еврей, не обратившись к более широкому смыслу этого слова – законсервировать все возможное из ортодоксальной традиции, живя в современных условиях.

Я никогда не покидал круг, несмотря на то, что это причиняло мне большие неудобства. Вместо этого я начал исследовать свои корни для того, чтобы этот круг расширить. Я спрашивал себя: «Кто я? Что из еврейской традиции я могу соблюдать, будучи при этом современным человеком, живущим в нынешнем столетии?»

Как рождаются традиции

Позвольте, я расскажу вам историю, которая произошла со мной в начале сороковых годов. Я был тогда новичком в Нью-Йорке и должен был проводить свадьбу в Стейтен-Айленде. Я не знал точно, где находится Стейтен-Айленд, знал только, что это один из районов Нью-Йорка. Свадьба была назначена на шесть, и я положил себе час на дорогу. Я не представлял себе, сколько уйдет времени, чтобы добраться туда на метро, пароме, такси… Короче, я приехал на час позже назначенного времени. Жених с невестой, их родители, хозяева ресторана – все негодовали.

Я провел свадьбу и остался на прием гостей, чтобы объяснить причину своего опоздания. Я объяснил, что произошло, и рассказал им о традиции, согласно которой опоздание раввина на свадьбу – это хороший знак для молодоженов: их брак не распадется.

После того как я закончил свою речь, один из родственников, явно ученый муж, возразил, что никогда не слышал о подобной традиции. Я ответил:

– Ну конечно, вы не слышали! Мы только начинаем ее! А как, вы думаете, рождаются традиции?

Итак, вот что я понял пятьдесят лет назад: наше предназначение заключается в том, чтобы добавить к созданному нашими праотцами новые традиции, потому что мы живем в новом мире. Не подменять, а добавлять!

Позже я вернулся к своим еврейским корням и внимательно рассмотрел традиции, которым следовал с детства. Я и по сей день изучаю каждую традицию, спрашивая себя: придерживаясь ее, стану ли я лучше как человек, как муж, как сосед, как раввин?

Если да, то я следую этой традиции, независимо от того, какому течению она принадлежит. Она может быть мистической, каббалистической, хасидской, реформистской, консервативной или даже той, которую я сам только что изобрел. Если ответом на мой вопрос будет «Да», я следую ей!

Если нет, то я все равно не отбрасываю ее, как это делают многие реформисты. Я просто отставляю ее в сторону. Может быть, завтра – кто знает? – она меня вдохновит.

Счастье и радость

Мой отец любил рассказывать историю, основанную на каббалистическом учении. Во время сна наша душа покидает тело. Она поднимается наверх, где докладывает о делах прошедшего дня. Там, на небе, происходит заседание ночного суда, который выслушивает души. Некоторые души не получают разрешения вернуться, и наутро мы узнаем, что этой ночью человек умер.

Просыпаясь утром, я вспоминаю эту историю и радуюсь, что жив. Как это здорово! Каждое утро я медитирую и произношу: «Модэ ани (благодарю тебя, Всевышний, за жизнь). Ше-хэ-хэ-зарта би нишмати (Ты возвратил мне душу мою)».

Вот в чем я вижу разницу между счастьем и радостью. Это не словарное определение. Это из сферы духа.

Счастье обращено наружу, его можно купить в магазине. Оно имеет отношение к вещам – к красивому дому, машине, деньгам в банке, положению в обществе, семейному благополучию.

Радость, напротив, обращена вовнутрь, где вам не нужны вещи. Там, внутри себя, вы встречаете божественное присутствие – Шехину.

Быть живым

Мистики знают: быть живым – значит быть благодарным. Я специально употребляю слова «быть живым» – to be alive вместо «жить» – living, потому что «жить» означает всего лишь «не быть мертвым». Бывший президент Колумбийского университета как-то сказал: «Эпитафия среднего американца может звучать так: „Умер в сорок, похоронен в шестьдесят“». Мы все встречали сомнамбул, в которых огонь давно погас. Они живут, да, но быть живым – это совсем другое!

Среди каббалистических понятий, рассматриваемых в этой книге, есть одно простое упражнение, доступное каждому. Как утверждают мудрецы, для того чтобы определить настоящее значение слова, нужно разбить его на составляющие буквы, а затем найти подходящее значение для каждой из них. Таким образом мы выявим глубинный смысл этого слова.

Пользуясь этим методом, давайте рассмотрим слово alive – быть живым, разбив его на буквы: A-L–I-V-E.

A – быть живым означает быть осознающим, понимающим – aware. Осознающим что? Осознающим, кто ты; осознающим себя, осознающим другого – брата или сестру, Божье дитя; осознающим творение, окружающее нас, солнце на небе, цветы… Как прекрасно все в этом замечательном творении, и мы – его часть!

L – быть живым означает любить – love. Любить что? Все это! Мартин Бубер однажды сказал: «Существует только два типа людей – мои друзья и те, что станут моими друзьями». Итак, L означает любить, верить в себя и заботиться о своих ближних.

I – быть живым означает обладать интуицией – intuitive. Интуиция – это сила внутри каждого из нас. Это внутренний слух, распознающий мудрость в тех звуках и голосах, которые приходят к нам, когда мы открыты. В этом действительный смысл священной молитвы Израиля: «Шма Исраэль, Адонай Элохейну, Адонай Эхад» («Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь один»). Шехина, божественное присутствие внутри каждого из нас, постоянно пытается инструктировать нас в мудрости. Во время медитации интуитивный человек прислушивается к этому внутреннему голосу, который к нему обращается.

V – быть живым означает быть победителем – victorious. Каббала учит, что в нас есть два начала – ецер ха-тов (хорошее) и ецер ха-ра (дурное). Внутри каждого из нас идет «гражданская война». Быть победителем – значит разрешить этот внутренний конфликт, принимая и интегрируя оба эти начала, действуя во всем вместе с Богом.

Е – быть живым означает быть увлеченным, испытывать эмоциональный подъем, восторг – excited. По поводу чего? По поводу всего! По поводу этой книги в ваших руках, по поводу дня, который вы проживаете, по поводу вдоха, который вы совершаете.

Человек, овладевший этими качествами, по-настоящему живой.

Быть готовым

На этой стадии изучения каббалы самое важное для нас то, что каббалисты называют хахана – быть готовым. Если вы не готовы, вы упустите суть вещей.

Мы проводим подготовку на трех уровнях – тела, разума и души. Каждый из этих элементов важен.

Сначала о теле. По древней традиции, мы должны были бы пойти в микву, совершить ритуальное омовение, как мы делаем это, готовясь к Шаббату. Для наших целей давайте создадим символическую микву, используя только руки.

Десять пальцев имеют важное значение. Во-первых, они символизируют десять сфирот – десять атрибутов божественного, заключенных в Древо жизни. Во-вторых, они символизируют десять заповедей.

Возьмите небольшой таз и наполните его водой. Опустите все десять пальцев в воду три раза, вытрите насухо и сложите руки вместе, ладонь к ладони, кончики пальцев к кончикам пальцев. Таким образом мы соединяем положительное (правую руку) и отрицательное начало (левую руку), воспроизводим принцип всеобщего единства.

Для подготовки разума закройте глаза и представьте внутренним зрением две свечи. Эти свечи тоже символизируют два начала. Мы не будем тратить энергию на то, чтобы избавиться от отрицательного начала. Мы просто соединим пламя двух свечей в одно. В результате получаем больше света. Итак, мы готовы к тому, чтобы чувствовать радость.

Для подготовки души мы повторяем простую мелодию. Обычно я использую иврит, и мои слова означают «Я готов, я готов, я готов…». Повторите спокойно эту (или похожую) фразу несколько раз. К чему мы готовимся? Творить добро и красоту, так как это и есть наша миссия в этой жизни.

Теперь мы готовы начать.