Глава третья
Десять сфир
В «Книге Творения» («Сефер Йецира»), автором которой является праотец Авраам, говорится, что Всевышний создал Вселенную, произнося буквы, которые позднее составили ивритский алфавит. И в этой же книге впервые зашла речь о сфирах.
В ней говорится, что Всевышний, милосердный, сотворил Свой мир 32 чудесными путями, из 10 сфир и 22 букв, впоследствии ставших ивритским алфавитом:
Слово «сфира» в иврите относится к женскому роду, и, соответственно, описание всех сфир будет происходить тоже в женском роде.
Сфирот – это множественное число от слова «сфира», которое, в свою очередь, происходит от слова «сапир» – «драгоценный камень», «камень, который сияет».
Сфир всего десять (см. рисунок ниже).
Перевод: «Десять сфир без ничего. Десять, а не девять и не одиннадцать…» (Книга Творения, 1:3).
Через эти десять сфир Всевышний управляет Вселенной. И Каббала говорит, что все в мире создано по «модели» десяти сфир. Десять сфир проявляются во всех мирах и в каждом Творении Всевышнего – как в одушевленном, так и в неодушевленном.
Вот они, эти десять сфир:
1. Кетер – корона;
2. Хохма – мудрость;
3. Бина – разум;
4. Хесед – милосердие, милость;
5. Гвура – доблесть, героизм, могущество;
6. Тиферет – красота;
7. Нецах – вечность;
8. Од – слава, величие;
9. Йесод – основа;
10. Мальхут – царство физического.
Есть еще одна невидимая сфира – Даат (знание). Она располагается между Хохмой и Биной (сфир Хохма и Бина). Ее принято считать в том случае, когда не считают сфиру Кетер, которая находится на высшем уровне. Выше сфиры Кетер – только Ор Эйн Соф (Бесконечный Свет).
Древо сфир
Кетер – корона
Кетер – самая высшая сфира. Ее даже не принято считать в числе десяти сфир, подобно как корону на голове короля не принято считать частью его тела. Считается, что Кетер выше сфир, потому что в ней пребывает бесконечный свет, который предшествовал Творению.
В Кетер сосредотачиваются все мысли, которые спускаются одна за другой в сфиру Хохма. Ее основное свойство – желание, так как ни одно действие не начинается без предварительного желания, и без желания невозможно что-либо осуществить.
Хохма – мудрость
Хохма считается первой сфирой из десяти. Она – начало мысли, начало мыслительного процесса; именно в ней раскрывается желание Кетер.
В сфиру Хохма поступает бесконечный поток мыслей из сфиры Кетер. Но она отбирает только несколько из них, а именно те, которые показались ей наиболее интересными для дальнейшего развития. Именно их Хохма передает дальше сфире Бина. Другими словами, на ее уровне возникают планы реализации желаний, поступающих из Кетер14.
Сфира Хохма считается мужской.
Бина – разум, понимание
Бина развивает поступившие к ней от Хохмы идеи, расширяет их, чтобы воплотить в реальности. В этой сфире идея получает форму и детали. В иврите есть слово «биньян» – «строение»: оно однокоренное со словом «бина», и этим оно соответствует своему названию. Можно сказать, что сфира Бина как бы строит ту идею, которая поступила от Хохмы15.
Даат – знание
Даат – это сфира, которая как бы соединяет между собой Хохму и Бину, служит мостом между ними. Она образует первый треугольник, который на иврите называется ХаБаД (аббревиатура от трех слов: «Хохма», «Бина», «Даат»).
После того как от Хохмы к человеку пришло семя идеи и Бина расширила, развила его, следует получение некоего результата. Даат символизирует веру в реальное осуществление той «теоретической» идеи, которая появилась в Хохме и развилась в Бине. Даат – это полученный результат от взаимодействия двух предыдущих сфир16.
Хесед — милосердие, милость
Сфира Хесед переводится как «милость». Имеется в виду безграничная милость, всеобъемлющая любовь Всевышнего к своим Творениям. В ней заключено стремление Творца проявить милость ко всем без исключения, невзирая на то, заслужена она или нет.
Для сравнения можно привести пример с тем, как отец все время хочет баловать своего ребенка, несмотря на его поведение. Даже если чадо ведет себя плохо или капризничает, он готов все простить и продолжать его баловать, хотя, как мы понимаем, это не всегда правильно.
Если отец будет опекать и баловать ребенка сверх разумного предела, то в дальнейшей жизни он окажется практически неспособным самостоятельно справляться с житейскими проблемами. И эта безграничная, слепая любовь в Хесед может оказать медвежью услугу тому, кто ее получает17.
В душе человека сфира Хесед символизирует желание делать добро. Например, если человек подает милостыню нуждающемуся или помогает благотворительной организации – значит, он действует, основываясь на Хесед (или, как еще говорят, «сделал Хесед»).
Сфира Хесед относится к личности праотца Авраама, дню недели воскресенью и правой руке на теле человека.
Гвура – сила, суровость
Сфира Гвура («суровость») также называется правосудием. В данной сфире происходит процесс ограничения (цимцум), сжатия тех безграничных благ, которые Всевышний хочет передать посредством сфиры Хесед.
Снова приведем пример с ребенком. Если родители будут только баловать его, это может иметь негативные последствия в будущем. Он вырастет капризным, перестанет развиваться и не всегда сможет противостоять вызовам окружающего мира. Например, ребенок любит конфеты, и родители, исходя из сфиры Хесед, будут давать их, как только он заплачет, не думая о том, что это может негативно сказаться на его организме и привести к серьезным заболеваниям.
Чтобы этого не происходило, в сфире Гвура происходит ограничение добра, поступающего от Хесед. Гвура полностью противоположна Хесед и выступает за строгие ограничения. Если следовать только сфире Гвура, то ребенка нужно воспитывать в строгости и давать ему конфету, например, только тогда, когда он заслужил ее своим поведением.
Сфира Гвура в меньшей мере принимает во внимание то, ребенок это или же взрослый, и относится к каждому исходя из его поступков.
В реальной жизни сфира Гвура раздает блага тем, кто в самом деле справедливо их заслужил. Но она также и наказывает тех, кто этого заслуживает, не считаясь с их слабостями.
Через эту сфиру в нашем мире проявляются наказания за прегрешения, совершенные одним человеком или обществом в целом. И выразиться это может глобальным наказанием в виде наводнения, землетрясения, войны и т. п. И когда все это происходит – значит, в этот момент Всевышний правит миром посредством Гвуры. Но Всевышний милосерден, поэтому Он не может постоянно наказывать свои Творения, а делает это лишь с той целью и в тех временных рамках, чтобы человек или общество задумались и начали менять свою жизнь.
Как мы уже говорили, наказание не всегда плохо, так как Всевышний посылает его человеку, только чтобы пробудить его и напомнить ему, что он свернул с правильного пути.
Мудрецы приводят еще один пример важности сфиры Гвура в проявлении суровости для человека, который заключается в умении сказать «нет». Если человека склоняют к непристойному делу или в его голове возникают недостойные мысли и желания, то он должен воспользоваться Гвурой, чтобы уметь поставить им заслон и не дать им возможности отдалить себя от Света Всевышнего. Именно Гвура учит нас этому. Если бы человек вел себя только в соответствии с Хесед и положительно реагировал на все соблазны из-за своего безграничного добра, то совсем скоро он бы впал в полный разврат и совсем отдалился от Всевышнего. Сфира Гвура помогает человеку сказать «нет» тем, кто пытается сбить его с правильного пути, или неправильным мыслям (дурному началу), которые хотят увести его в ложном направлении.
Из всего вышесказанного мы можем понять, что в сфире Гвура есть необходимость, так как именно она учит человека говорить «нет» и дает знаки, позволяющие вернуться на правильный путь18.
Перевод: «Если бы Бог отца моего, Бог Авраама и Страх Ицхака, не был со мною, ныне с пустыми (руками) ты отослал бы меня» (Берешит, 31:42).
Эта сфира относится к личности праотца Ицхака, дню недели понедельнику и левой руке.
Тиферет — красота, великолепие
Тиферет завершает вторую группу, второй треугольник сфир, который называется на иврите ХаГаТ (аббревиатура от трех слов: «Хесед», «Гвура», «Тиферет»).
Сфира Тиферет уравновешивает Хесед (стремление давать) и Гвуру (ограничение, строгость, суровость). Она приносит в мир некий баланс, гармонию, что и является тем самым великолепием. Дополнительное имя этой сфиры – «милосердие».
Тиферет относится к личности праотца Яакова, дню недели вторнику и грудной клетке и животу в теле человека19.
Нецах – вечность
Нецах – третья сфира после Хохмы и Хесед, которая находится на правой линии милосердия. Именно это ее расположение дает нам намек на то, что мы должны возвысить реальность и устремить ее к Эйн Соф.
Слово «нецах» переводится как «вечность», напоминая о том, что душа вечна, но также происходит от слова «ницахон» – «победа», напоминая о том, что мы должны победить наши плохие качества. Это не может произойти моментально: человек обязан последовательно менять свои качества, работать над собой, чтобы победить и подняться на достойный уровень. Человеку необходимо уметь ставить перед собой высокие цели и, несмотря на все трудности, достигать их.
Эта сфира относится к личности Моше Рабейну (Моисею), дню недели среде и правой ноге.
Од – слава, величие
Название сфиры Од происходит от слова «одаа» – «признание», то есть признание правды (справедливости). У человека могут возникнуть некие сомнения в нужности следовать пути Всевышнего, но в определенный момент, взвешивая все доводы, он признаёт правду и осознанно «капитулирует» перед Всевышним.
Название сфиры Од имеет и второе значение: оно происходит также от слова «тода» – «спасибо». Реально посмотрев на вещи, человек осознал, что блага, которые он получает, происходят не вследствие его заслуг, но от милости Всевышнего. Он должен быть благодарен Всевышнему за них и говорить «спасибо».
Сфира Од связана с братом Моше – первосвященником Аароном, днем недели четвергом и левой ногой.
Йесод — основа
Девятая сфира, Йесод, в переводе с иврита означает «основание». Она уравновешивает Нецах и Од и образует третий треугольник, который называется на иврите НАИ: Нецах – Од – Йесод.
Сфира Йесод получает все изобилие от предыдущих сфир и передает их сфире Мальхут, которая передает благодать (шэфа) от Всевышнего в наш мир.
Она служит неким переходом благ Всевышнего от духовного мира в материальный.
Эта сфира относится к личности сына праотца Яакова – Йосефа, который в молодости не поддался соблазну жены Потифара и тем самым сохранил и не осквернил свою праведность. Йосеф всей своей жизнью служит примером праведности и целомудрия, и поэтому только к его имени принято присоединять слово «праведник»: Йосеф праведник (Йосеф а-Цадик).
«Праведник – основа мира» (Мишлей, 10:25).
Йесод связана с Йосефом, относится ко дню недели пятнице и органам размножения у мужчин.
Мальхут – царство
Десятая сфира – Мальхут. Значение этого слова переводится с иврита как «царство». Мальхут получает все блага Всевышнего, которые скопились в сфире Йесод из других сфир, и передает их в материальный мир. Ее также называют «божественным присутствием», так как она «спускает» блага из духовного мира в материальный, указывая на присутствие Всевышнего и в материальном мире:
Перевод: «Вся Вселенная наполнена славой Его» (Йошуа, 6:3).
Имеется в виду, что нет свободного места от Него, и что Всевышний заполняет всю Вселенную.
Сфира Мальхут связана с личностью царя Давида, днем недели субботой (Шаббат), а в теле человека – с органом размножения.
В каждой сфире – еще десять, и так до бесконечности
Книга «Зоар» пишет, что все состоит из 10 сфир, но это еще не всё: каждая из них содержит в себе еще десять сфир, и так до бесконечности.
С тех пор, как был открыт атом, знатоки Каббалы не соглашались с утверждением ученых о том, что это наименьшая частица химического элемента в природе, потому что они знали, что в атоме должны быть еще более мелкие физические частицы, которые также в свою очередь будут состоять из десяти сфир. В книге «Зоар» написано, что все состоит из десяти сфир, как и каждая из них, в свою очередь, состоит из следующих десяти (рис.). Например, сфира Кетер содержит в себе все десять сфир, а те десять – еще по десять каждая, и так до бесконечности.
Ученые не воспринимали это всерьез, пока не появились более современные технологии, которые позволили расщепить атом и обнаружить, что он, в свою очередь, состоит из ядра и оболочки. Но и это еще не все: оболочка состоит из электронов, а в его ядре, центральной части, находятся элементарные ядерные частицы – протоны и нейтроны. Протон, который считается элементарной частицей, в свою очередь, состоит из двух u-кварков и одного d-кварка; и нейтрон также состоит из трех кварков – одного u-кварка и двух d-кварков, и так далее…
(рисунок: все состоит из десяти сфир, как и каждая из них, в свою очередь, состоит из следующих десяти)
Сфиры делятся на три столпа
Вернемся к рассмотрению десяти сфир.
Сфиры делятся на три столпа: милосердие, строгость и равновесие.
Как мы уже говорили раньше, невозможно добиться хороших результатов, пользуясь только одним столпом, будь то милосердие, строгость или равновесие. В идеале нужно их совмещать. Вспомним пример с комнатным цветком или ребенком, которого нельзя воспитывать, только балуя или держа в строгости: нужно найти некий баланс, который позволит расти и развиваться гармонично.
В правом столпе («Милосердие») находятся Хохма, Хесед и Нецах. Вместе их называют ХаХаН (аббревиатура от заглавных букв). В левом столпе («Строгость») находятся Бина, Гвура и Од. А в центральном столпе («Равновесие») расположены сфиры Кетер, Даат, Тиферет, Йесод и Мальхут.
Сфиры в правом столпе относятся к мужским, сфиры в левом столпе – к женским, а центральные сфиры – это результат спаривания (зивуг) мужских и женских сфир.
Подводя итог этой главе, рассмотрим в таблице, какая из сфир соответствует той или иной части тела. Также хотим обратить ваше внимание на то, что семь нижних сфир соответствуют семи великим иудеям из Торы.
Строение миров
Если вернуться к строению миров, которое мы обсуждали во второй главе, то каждый из них состоит из десяти сфир. (рис.)
Пять миров, каждый из которых состоит из 10 сфир (рис.)
Теперь мы знаем, что в высших мирах есть женские сфиры, а также есть мужские, и, объединяясь, они создают следующий мир. К примеру, Йесод и Мальхут мира Ацилют «рождают» Кетер мира Брия.
Поэтому в каждом последующем мире самая нижняя сфира предыдущего мира Мальхут занимает место Кетер. Мальхут мира Ацилют становится Кетер мира Брия. Мальхут мира Брия становится Кетер мира Йецира. Мальхут мира Йецира становится Кетер мира Асия. В Мальхут мира Асия находится наш мир.
И так можно проследить непрерывную связь между всеми мирами – от Кетер мира Ацилют до Мальхут мира Асия.
Также хотелось бы рассказать о том, что каждому из миров соответствуют определенные сфиры