© Герц Давыдов, 2018
ISBN 978-5-4483-5971-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Глава первая
О книге
Дорогой читатель! Эпоха, в которую мы живем, особенна тем, что все больше и больше людей разных национальностей и вероисповеданий начинает волновать проблема собственного духовного поиска. Многие из них ищут ответы на основные вопросы мироздания и смысла жизни, ищут свой путь к счастью и самореализации. Иудеи во всем мире, да и представители других религий обращаются к Каббале в надежде обрести в ней духовное наполнение.
В этой книге я хочу поделиться с вами моим видением и пониманием Каббалы – духовного наследия, дошедшего до нас из глубин человеческого бытия. Я постараюсь изъясняться максимально доходчиво, чтобы даже непосвященному читателю стали ясны процесс сотворения мира, его структура и цель.
В Каббале можно найти ответы практически на все интересующие человека вопросы. Парадоксально, но факт: в последние десятилетия благодаря развитию науки и технологий были сделаны удивительные открытия, но в каббалистических книгах о них рассказывалось около двух тысяч лет назад. Ученые задаются вопросом: как авторам книги «Зоар»1, которые жили во II в. н. э. и не обладали ни специальной техникой, ни сверхмощными приборами, удалось фактически опередить науку на 2000 лет?
В моей книге рассматриваются и обсуждаются вопросы о сотворении мира, о количестве миров и их эманациях, о цели Творения, о том, что такое душа и для чего она служит, почему некоторые современные научные изобретения когда-то уже были открыты или, по крайней мере, теоретически обоснованы.
Каббала – это тайная часть Торы, которая раскрывает устройство Творения и пути управления им Всевышним. Изучая Каббалу, можно понять процессы, происходящие в различных духовных мирах, и их последующее влияние на наш мир.
Записанный во II в. н. э. «Святой Зоар» еще две тысячи лет назад предвидел грядущий повсеместный интерес к изучению Каббалы. В нем говорится, что чем больше этот мир будет приближаться к мессианской эпохе2, тем большее число людей будет изучать Каббалу.
Изучать Каббалу самостоятельно не рекомендуется, так как, неверно объясняя и интерпретируя высказывания мудрецов, можно легко сбиться с правильного пути. Поэтому на протяжении всего времени, пока Каббала хранилась в глубокой тайне от непосвященных, трактовать ее содержание имели право только глубочайшие знатоки Торы. При этом изучать Каббалу дозволялось только женатым мужчинам, достигшим сорокалетнего возраста и имеющим многолетний опыт в изучении различных разделов Устной Торы.
Чтобы серьезно изучать Каббалу, конечно же, желательно знать иврит и арамейский язык, но большинство читателей не имеют такой возможности. Учитывая это, но стремясь более глубоко познакомить читателя со специальной терминологией, все основные понятия, касающиеся Каббалы, будут приводиться в данной книге на иврите; это позволит русскоязычному читателю узнать, как звучат основные понятия Каббалы на этом языке. Также в настоящей книге будут приведены переводы и значения основных ивритских слов, понятий, специфических терминов и названий. В конце книги размещен словарь основных ивритоязычных терминов с правильными ударениями. Следует помнить, что ударение в иврите, как правило, приходится на последний слог. Некоторые слова предваряются определенным артиклем, подобно определенному артиклю «the» в английском языке. В иврите этот артикль обозначается буквой «а» и последующим дефисом: например, Сефер а-Зоар («Книга Зоар») или Ари а-Кадош (Святой Ари).
История Каббалы
Каббала («получение») – это тайная часть Устной Торы, которую получил Моше Рабейну более 3300 лет назад на горе Синай вместе с Торой Письменной. За это время она породила относительно немного литературы. Учение Каббалы передавалось из поколения в поколение, от учителя к ученику, исключительно в устной форме, пока не пришло время изложить его на бумаге. Отсюда и название. Слово Каббала означает «получение», получение знаний учеником от учителя.
Древние мудрецы говорили, что Каббалу невозможно изучить самому. Даже хорошо зная иврит и арамейский язык, на котором написаны основные книги, в лучшем случае вы научитесь только читать их. Но постигнуть, познать ее суть можно только от учителя. Без мудрого учителя ученику не понять всех тонкостей и аллегорий Каббалы.
Когда пришло время записать Каббалу, великие мудрецы, чтобы скрыть смысл изложенного от недостойных людей, окутали большую часть повествования притчами и иносказаниями.
В Торе различают четыре уровня:
Пшат – простой смысл текста;
Ремез – намек;
Драш – толкование;
Сод – тайный смысл.
Аббревиатура этих четырех слов известна как ПаРДеС – Сад.
Каббала – это и есть тот самый четвертый уровень Сод: тайное учение. Мудрецы Каббалы называют ее «душой Торы».
Основные книги Каббалы
Первой и одной из основополагающих книг Каббалы считается «Сефер Йецира» («Книга Творения»), написанная праотцем Авраамом около четырех тысяч лет назад. В ней рассказывается о сотворении мира, времени и человека посредством десяти сфирот3 и двадцати двух букв Святого Языка. Существует мнение, что «Сефер Йецира» была дополнительно отредактирована раби Акивой4.
«Сефер а-Баир» («Книга свечения») была написана в I в. н. э. Ее автор, раввин Нехуниа бен а-Кана, является также составителем каббалистического стиха «Ана бе хоах», в котором закодировано 42-буквенное Имя Всевышнего. «Сефер а-Баир» впервые стала известна в середине XII века, после долгого периода сокрытия.
К «Сефер а-Баир» часто обращались в своих трудах великие раввины и каббалисты. Раби Моше бен Нахман (Рамбан) в своем комментарии к Пятикнижию часто цитирует эту книгу.
Книга «Зоар» («Сияние») была написана во II в. н. э. на арамейском языке великим раввином Шимоном бар Йохаем и его учениками. Она является наиболее всеохватной книгой Каббалы. Однако ее содержание долгое время хранилось в тайне от широкой публики и передавалось исключительно устно, от учителя ученикам. Позднее это знание вообще считалось утерянным. Ее обнаружили и впервые опубликовали в XIII веке в Испании. (рис.)
(рис. Титульный лист книги «Зоар» (1558 г.)
Раби Шимон бар Йохай (РаШБИ) родился в начале II в. н. э. Уже в пять лет он начал изучать Тору. Повзрослев, он отправился в ешиву в Бней-Браке, где 13 лет учился у раби Акивы и стал одним из наиболее выдающихся его учеников.
Раби Акива предвидел, что притеснения со стороны римлян будут все возрастать, и в скором времени евреям придется покинуть свою родину. А значит, Устной Торе, до тех пор передававшейся из уст в уста, от учителя к ученику, грозит забвение. Под угрозой находилось духовное существование еврейского народа и всего мира. Поэтому раби Акива принял решение записать основы Устной Торы. Для этой цели он призвал пятерых своих лучших учеников. Раби Меир Бааль а-Нес (раби Меир чудотворец) составил «черновик» всей будущей Мишны, раби Йосеф бен Халяфта, раби Элязар бен Шамуа и раби Йеуда бен Илай составили и записали основную часть Мидрашей, а раби Шимону бар Йохаю было поручено передать тайную часть Торы. Об этом своем ученике раби Акива говорил так: «Мир пока не в состоянии понять, кто такой раби Шимон! Только твой Творец и я знаем твой истинный масштаб!»
Величие раби Шимона позволило передать и записать эту тайную мудрость, облачив ее в истории и иносказания. Несмотря на то, что его учитель, раби Акива, был несравненным знатоком всех частей Торы, именно раби Шимон удостоился чести раскрыть миру тайную часть Торы, «душу Торы». Он был человеком необыкновенной скромности, учился у своего наставника до последнего дня и остался рядом с ним в день казни. Раби Акива очень любил своего ученика, называя его «мой сын». После того как римляне казнили раби Акиву, РаШБИ критически отзывался об их правлении, за что был приговорен римским наместником к смертной казни. Вынужденные скрываться, раби Шимон и его сын Элиэзер 13 лет провели в пещере, где занимались исключительно изучением Торы. Позже он обучал ее мудростям своих учеников, вместе с которыми и написал Зоар. Каббалисты прошлого считают Зоар основой каббалистической мысли, книгой огромной духовной силы, рекомендуя иметь ее в каждом доме. Считается, что одно только чтение «Зоар» вслух, даже без понимания прочитанного, просто для «пользы души», оказывает на человека самое благотворное влияние. Даже такое бесхитростное чтение исправляет душу и оказывает воздействие на происходящее в высших мирах.
Из истории нам известно, что евреи были вынуждены покинуть свою родину и жить на чужбине. Все годы изгнания они тщательно скрывали от посторонних учение Каббалы, чтобы знания необыкновенной силы не попали в недостойные руки. Каббалу изучали только выдающиеся мудрецы и передавали свои знания далее очень узкому кругу посвященных. Раввины и каббалисты в основном цитировали «Сефер а-Баир» и «Зоар», копии которых к тому времени уже появились в Европе.
Новый виток раскрытию мудрости Каббалы придал в середине XVI века поселившийся в Цфате5 великий раввин Ицхак Лурия Ашкеназский (1534—1572), известный во всем мире как Ари а-Кадош (Святой Ари). Имя «Ари» является аббревиатурой слов «Ашкенази Раби Ицхак». Есть мнение, что оно происходит от фразы «амар раби Ицхак» («сказал раввин Ицхак»). Этими словами начинаются практически все книги, которые записал со слов своего учителя, раввина Ицхака Лурии Ашкеназского, великий раввин и его ученик Хаим Виталь. Также на иврите принято называть Ари и в более полной форме – Аризаль, что означает «Ари, благословенна его память». Несмотря на то, что Аризалю было отведено прожить в этом мире всего тридцать восемь лет, ему удалось значительно расширить Каббалу. Его книга «Эц Хаим» («Древо Жизни»), также будет цитироваться в данной книге.
Авторство книги «Эц Хаим» приписывают Ари а-Кадошу, но, как уже говорилось ранее, все книги записывал с его слов его близкий друг и ученик раби Хаим Виталь. Эти люди были великими каббалистами, которые рождаются раз в тысячелетия.
Споры по поводу авторства книги «Зоар»
Некоторые ученые подвергали сомнению то, что книга «Зоар» была написана во II в. н. э. Они утверждали, что ее автором является раби Моше де Леон, который жил во Франции в середине XIII века и был автором нескольких каббалистических сочинений. Однако детальный анализ языка, стилистики, философского смысла и других аспектов, произведенный специалистами, в частности криптографами, позволил утвердиться во мнении, что раби Моше де Леон не является автором книги «Зоар».
Есть еще несколько утверждений о том, что арамейский язык в «Зоар» схож с арамейским языком, на котором говорили на некоторых территориях Европы XIII—XIV веков. Но это – всего лишь предположения.
У раввинов и исследователей после тщательных экспертиз не возникает сомнения в том, что авторство книги «Зоар» принадлежит раби Шимону бар Йохаю и его десяти ученикам. Отбросив все лишние домыслы, мы можем утверждать непреложность этого факта хотя бы на том основании, что такие великие люди как Аризаль, Гаон из Вильны6, раби Исраэль Бааль Шем Тов7, раби Моше-Хаим Луцатто8, которые были «баалей руах а-Кодеш», что в переводе означает «обладали Духом Святости», утверждали, что книга «Зоар» принадлежит раби Шимону бар Йохаю и основная ее часть была написана в период II в. н. э. Поэтому у нас нет сомнений, что это именно так.
Все, кто тщательно, а не поверхностно изучит «Зоар», сможет понять, опираясь на огромную мудрость, которая в нем хранится, что эта книга не могла быть написана ни 500, ни 1000 лет назад. Она, вне всяких сомнений, принадлежит раби Шимону бар Йохаю и его ученикам.
Чтобы лучше объяснить процесс сотворения мира, творения человека, души и другие темы, я с Божьей помощью постараюсь раскрыть на страницах этой книги суть некоторых писаний, приводя цитаты из четырех вышеупомянутых исторических трудов – «Сефер Йецира» («Книга Творения»), «Сефер а-Баир», основной части книги «Зоар» и учения Ари а-Кадош, книги «Эц Хаим».
Раввины и мудрецы дают несколько наставлений и предостережений тем, кто начинает изучение Каббалы. Одно из самых главных заключается в том, что совершенно легко, даже не заметив этого, можно леикашель, то есть потерпеть неудачу, сбиться с правильного пути, «провалиться в ужасные вещи». В Каббале содержится много нюансов, которые невозможно постичь без учителя, без профессиональной подготовки, так как она полна аллегорий и притч.
Приведем один пример – часть текста, где говорится о высших мирах, о высших лицах парцуфим (имея в виду Высшие миры). Мудрецы объясняют: когда говорят о парцуфим (лицах), к примеру, лицо (парцуф) мира Ацилют9, – это ни в коем случае не означает, что у этого мира есть лицо (парцуф) в простом его понимании, или что там, наверху, существует какой-то человек. Это абсолютно неверно. Каббалисты воспользовались этим термином, чтобы доходчивее разъяснить читателю (слушателю) о происходящем в высших мирах.
Также может возникнуть следующее заблуждение: если в каждом из четырех миров есть парцуфим – значит, есть и четыре Бога. Но по иудейской традиции (и, соответственно, по Каббале) Всевышний один, и у Него нет тела и какой-либо формы. И только Он, милосердный, создал наш мир и другие духовные миры и является единственным правителем.
Пожалуй, основное объяснение того, почему не обучают неподготовленных людей и запрещается изучать Каббалу самостоятельно, заключается в том, что есть вероятность, что вследствие неверных интерпретаций можно легко «упасть», быть введенным в заблуждение. Можно воспринять аналогии буквально и затем, руководствуясь своими ложными догадками, ввести в заблуждение как себя, так и других людей.