Вы здесь

Йога и закон. Практическое руководство. Раздел I. Йога и закон: исторический и юридический ракурс – от Российской империи до наших дней (Светлана Варламова)

Раздел I. Йога и закон: исторический и юридический ракурс – от Российской империи до наших дней

Глава 1. Исторические факты, психология принятия и лингвистический конфликт

«Йога означает способ жизни, который делает возможным достижение полноценного физического, духовного и морального здоровья. Рациональный характер йоги находится в противоречии с религиозными обрядами и догмами. Система йоги в сущности не имеет ничего общего с религией и различными верованиями. Техника йоги строго обоснована. Ее применение приводит к желаемым результатам без необходимости верить в сверхъестественную силу. Йога не ограничена кастой, религией, верой, расой, национальной принадлежностью, возрастом, полом. Те, кто считает, будто занятия йогой связаны с верой в бога, ошибаются… Йога означает дисциплину ума и тела. Она не предназначена для какого-то замкнутого круга. Практические занятия йогой не означают, что человек должен стать отшельником и жить в уединении в горах. Это самый обыкновенный человек, живущий нормальной жизнью. Для занятий йогой не имеет значения ни профессия, ни национальность, ни возраст. В йоге нет ничего мистического, она не является религиозным верованием или обрядом. Цель ее – последовательно развивать такие качества организма, которые позволяют понять действительность и утвердить самосознание, поддерживая здоровое функционирование мозга и психики. Этого можно достичь последовательно, проходя по различным ступеням йоги, известным под названием «восьмеричный путь»

Шри Йогендра

Йога в Российской империи

«Масонство – это тайный союз… который выше и крепче всех призваний, партий, национальностей и религий»

Габле д'Алльбиелар, масон 33-й степени

Законодательство дореволюционной России являлось достаточно прогрессивным для своего времени3. Оно регулировало наиболее важные сферы жизни общества и в то же время было направлено на сохранение власти монарха4. Российское законодательство того времени следовало одному из главных принципов римского права «разрешено все, что не запрещено».

Особое внимание государство уделяло деятельности обществ инакомыслия. Давайте посмотрим, что являлось инакомыслием в дореволюционные времена и относилась ли к ним йога.

Согласно классификации, принятой в 1842 году5, религиозные конфессии, не признанные государством и противоречащие его идеологии, делятся на терпимые, вредные и особо вредные. На существование терпимых обществ, к которым принадлежали старообрядцы (раскольники), власти смотрели спокойно6. Старообрядцам было только запрещено агитировать новых членов, строить церкви и издавать миссионерскую литературу. А вот за принадлежность к вредным и опасно вредным обществам предполагалась административная и уголовная ответственность. Под запрет подпадала целая группа иудеохристианских и околохристианских общин: скопцы, молокане, хлысты, мормоны, штундисты, субботники и т. д. К слову, часть этих общин (например, адвентисты седьмого дня) впоследствии были легализованы, а небольшие группы последователей других обществ сохранились до наших дней, невзирая на усилия властей. Если проводить аналогию между законодательством дореволюционной России и Российской Федерации, то некоторые определения, относящиеся к религиозным объединениям и их деятельности, окажутся практически идентичными. Например, каждый гражданин может свободно исповедовать любую религию, пока его деятельность не оскорбляет другие конфессии. Прозелитизм неприемлем в любой форме7.

Одним из первых европейцев, изучавших йогу, был Артур Шопенгауэр (1788—1860). Важным источником его философского вдохновения были Упанишады. Чуть позднее мир познакомился с несколькими известными проповедниками. Одним из них был Свами Вивекананда (1863—1902), основатель Ордена Рамакришны.

После выступления Свами Вивекананды на Конгрессе Религий в 1893 году в Чикаго8 у западного общества появился немалый интерес к йоге. Еще в самом начале речи, после слов: «Сёстры и братья Америки», проповедник получил бурные овации и симпатии публики. Впоследствии он несколько лет вел миссионерскую деятельность и основал несколько центров веданты в Нью-Йорке и Лондоне. Прибытие Вивекананды в США часто расценивается как важная веха в развитии индуизма на Западе9.

Благодаря творческой интеллигенции, часто путешествующей по миру, о культуре йоги, уже достаточно хорошо известной на Западе, стало известно и в дореволюционной России. К этому моменту здесь уже обрели определенную популярность труды Елены Блаватской – ее теософские рассуждения и наблюдения10 сформировали новое видение имеющихся в обществе представлений об индуизме и буддизме.

Философы и социологи того периода постоянно отслеживали тенденции мирового оккультизма и мистицизма. Ряд периодических изданий11 совершенно свободно печатал информацию о сакральных методиках йоги и охотно предлагал российскому читателю переводы иностранных авторов по этой теме.

На прилавки книжных магазинов того времени также поступала литература по йоге. С 1909 по 1914 год в Санкт-Петербурге были переведены и изданы многочисленные труды американца Уильяма Уокера Аткинсона, взявшего литературный псевдоним «Йог Рамачарака»: «Хатха-йога»12, «Жнани-йога»13, «Основы миросозерцания индийских йогов»14, «Учение йогов о психическом мире человека»15 и другие произведения16. Данные труды произвели впечатление на неискушенного читателя Российской Империи, однако непосредственно индийские издания, знакомые с темой значительно лучше, отнеслись к новому проповеднику весьма скептически. Более того, они заявили, что «между его писаниями и йогической традицией нет ничего общего»17.

Но качество большинства издаваемых в то время книг по тематике йоги оставляло желать лучшего. Немногим позднее по этому вопросу высказался О. Шмитц: «Неисчислимые книги, написанные полуграмотными для полуграмотных, пытаются ввести технику, но мы не встретили йогина-европейца или же встречали в таком головокружительно-гротесковом виде, что они вызывают у нас только улыбку»18.

На фоне «вольных переводов» выгодно выделяется плеяда изданий более высокого качества. В 1909—1914 годах в России были изданы на русском языке многие творения С. Вивекананды19, Поля Седира20, «Йога-сутры» Патанджали и переиздана «Бхагавад-гита». За исключительно йогическую тематику ее нередко называют «Йога-шастрой», в общей сложности рукопись переиздавалась в России четыре раза21.

В трудах отечественных авторов по рассматриваемой тематике культура йоги рассматривалась преимущественно в религиозном аспекте22. В частности, многие ученые дореволюционного периода сосредотачивали свои усилия на проведении сравнительного анализа христианства и буддизма23. Авторы стремились познать истоки индийской культуры, но в их распоряжении имелись только труды иностранных коллег и немногочисленные переводы.

Одним из наиболее известных в XIX веке исследователей йоги был французский индолог, член академии надписей и изящной словесности Эмиль Сенар (1847—1928). Его перу принадлежат многие переводы Упанишад, а также перевод ряда надписей. В последующем многие исследования в области религиоведения были сделаны на основании его трудов24. В частности, его анализ гун в санкхья-йоге25 был положен в основу общего представления о йоге в дореволюционной России.

В дореволюционной России йога никогда не попадала под классификацию сект или иных закрытых обществ и не вызывала недовольства властей в части идеологии, хотя известна была с середины XIX века. Частично это связано с тем, что широкого распространения йога и индийская философия не получили. Однако в среде интеллигенции йога была достаточно популярна. После Октябрьской революции большая часть интеллигенции эмигрировала, оставив йогу пролетариату, которому она была неинтересна. Режиссер Константин Станиславский до революции и в советские годы практиковал йогу и некоторые приемы буддийских психотехник при подготовке своих актеров26.

Йога в СССР. Взлеты и падения

«Говорят, что раньше йог мог,

Ни черта не бравши в рот год;

А теперь они рекорд бьют —

Все едят и целый год пьют!»

В. Высоцкий

После революции 1917 года в стране сменилась идеология. В царской России йога относилась к эзотерическим «наукам». По этой причине в советский период борьба с ней началась одновременно с гонениями на церковь. «Под запретом оказалось не только отправление религиозных обрядов и сама церковь, но и вообще духовная мысль как таковая»27.

Любая философская мысль, отличная от марксистско-ленинской, считалась чуждой. И ее последователей наказывали, репрессировали или расстреливали.

В те годы также пострадало само направление востоковедения как науки. Из страны эмигрировали ученые, многие востоковеды скончались от лишений, или погибли в годы Гражданской войны, или были репрессированы28.

В годы сталинского правления об эзотеризме можно было говорить лишь до конца 1920-х годов, а после начались судебные процессы, в результате которых почти все деятели масонских, теософских и иных организаций были расстреляны или отправлены в лагеря29.

После войны, начиная с 1950-х годов, йогой занимались единицы. Как правило, это были люди, имевшие отношение к востоковедению, оставшиеся в живых и не репрессированные в годы сталинского правления. При этом официального законодательного запрета на занятия йогой в то время не было.

«…В семидесятые годы у нас в стране опасно было произносить такие слова, как „пранаяма“, „асана“, „медитация“, „измененное состояние сознания“. Учителям Йоги приходилось быть осторожными. Вместо йогических терминов они употребляли нечто расплывчатое: „дыхательная гимнастика“, „статические упражнения“, „эмоциональный настрой“, „аутогенная тренировка“. Иногда они специально подчеркивали, что преподают только Хатха-йогу, а к Раджа-йоге, то есть к работе с сознанием, отношения не имеют. А все потому, что работать с нашим сознанием имели право только те, кто специально обучался этому в системе партийной идеологии»30.

Несмотря на все вышеописанные внешние молчаливые гонения, была другая сторона происходящего. Советский период отличался не только наличием мощной идеологии, но и «послаблениями» для избранных спецнаправлений, таких как космонавтика и изучение сверхспособностей человека. В 1960 году в СССР приезжала Индра Деви и встречалась с крупнейшим государственными деятелями страны: Косыгиным, Громыко, Микояном. После визита в СССР западная пресса окрестила её «женщиной, которая познакомила с йогой Кремль». В начале 60-х для изучения возможностей применения йоги в подготовке космонавтов в СССР был приглашен известный индийский йог Дхирендра Брахмачари, который читал космонавтам лекции и проводил практические занятия в закрытой группе. Значительно позже, в 1989 году, гостями Советского Союза стали Б. К. С. Айенгар и Йоги Бхаджан31. В 1970 году киевская киностудия научно-популярных фильмов «Киевнаучфильм» выпустила документальный фильм под названием «Индийские йоги – кто они?», знакомящий советского зрителя с «древнеиндийской лечебной практикой». Этот сенсационный фильм вызвал по всей стране попытки повторить показанные в нём эксперименты. Казалось, йога была реабилитирована в СССР. Однако сразу после выхода фильма на экран йога подверглась в прессе жёсткой критике.

Отношение к хатха-йоге было сформулировано в постановлении Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от 24 января 1973 года «О некоторых фактах неправильного развития отдельных видов физических упражнений в спорте». Постановление запрещало организацию и пропаганду занятий, «не способствующих всестороннему гармоничному развитию человека и по своему духовному содержанию не соответствующих идейной направленности советской системы физического воспитания». Среди видов спорта, которые запрещались, была и йога, несмотря на то что существовали официальные публикации, в которых йоге давалась положительная оценка.

Йогу запретили как «метод физической подготовки, не имеющий ничего общего с советской системой физического воспитания» и имеющий неверную идеологию. Об этом можно судить на основании указанного выше постановления Комитета по физической культуре и спорту32.

Несмотря на запрет, тем не менее находились люди, которые не только сами занимались йогой, но и организовывали неофициальные группы. Известно несколько случаев, когда за подобную деятельность люди поплатились свободой33.

Йога в постсоветский период. перестройка! Гласность!! Демократия!!!

«А кругом сидит всё та же братия…»

Борис Заходер, «Заходерзости»

С распадом в 1991 году СССР открылись огромные возможности для развития йоги. Йога в России вступила в новую эпоху, когда стало разрешено распространять ее.

Непосредственно до распада СССР, в конце 80-х годов, стали появляться проблески изменения отношения властей к занятиям йогой. В газетах и журналах вновь начали проскальзывать статьи об оздоровительном эффекте занятий йогой.

В 1988 году был отменен запрет на преподавание йоги.

В 1989 году при Всесоюзном НИИ физической культуры Госкомспорта СССР был образован «Научно-практический центр нетрадиционных методов оздоровления» (НПЦ НМО). В этом же году, по официальному приглашению Минздрава и Госкомспорта СССР, для участия в работе Первой всесоюзной конференции по йоге, которая проходила на базе МГУ, в Москву приехал сам Шри Б. К. С. Айенгар. В конференции участвовало около 1000 человек из разных концов страны. В ее рамках была учреждена Всесоюзная ассоциация йоги.

Тогда же, в 1989 году, в страну приезжал Йоги Бхаджан.

Первые официальные материалы о йоге, ее пользе и последователях появились лишь спустя 15 лет после запрета на «неидейные» упражнения.

Внимание читателей привлек цикл статей «Йоги у себя дома», опубликованный в журнале «Физкультура и спорт» (№№4, 5. 1988 г.). Особого резонанса в обществе данные публикации не вызвали – отдельные материалы и очерки на протяжении всех лет запрета эпизодически попадали к читателям, пусть даже и в качестве художественной литературы, однако именно эти публикации стали предпосылкой для дальнейшей легализации хатха-йоги.

К 1988 году градус цензуры заметно снизился в сравнении с 1973, и власти с интересом оценивали новые (и хорошо забытые) веяния культуры и спорта. Теперь йога рассматривалась в разрезе возможной пользы для населения, а не в контексте угрозы существованию государства. Поэтому вполне закономерно, что власти приняли решение заново рассмотреть вопрос о пользе йоги и возможностях ее изучения.

Для оценки всех факторов было принято решение созвать экспертную комиссию и провести круглый стол совместно с представителями Госкомспорта и приверженцами йоги. Результаты заседания были представлены на суд общественности в очередном номере журнала «Физкультура и спорт»34. Основная часть вопросов была связана с возможностями йоги и ее оздоровительным потенциалом. При этом стороны обсуждали возможность интегрировать хатха-йогу в классическую советскую систему оздоровления и спорта.

Прийти к консенсусу стороны смогли уже к концу 1989 года, когда Госкомспорт снял ограничения с нескольких видов спорта, ранее расценивавшихся как «антиидейные». В их число попали йога и карате. Поднявшись на волне перестройки, старые приверженцы йоги быстро заявили о себе и учредили собственные спортивные сообщества. Так, в ноябре 1989 года, на всесоюзной конференции «Йога: проблемы оздоровления и самосовершенствования человека», которую посетил Б. К. С. Айенгар, была окончательно учреждена Ассоциация йоги и избран ее первый президент. Им стал профессор В. В. Бродов – автор цикла популярных статей и книг о йоге и один из создателей знаменитой киноленты «Индийские йоги – кто они?» (СССР, 1970 г.). В том же году в СССР была создана Академия йоги.

«Шествие» йоги в России началось с рождением новой России. Йога вышла из подполья. Люди перестали скрывать, чем они занимаются. Практика йоги в настоящее время настолько защищена и безопасна, что многие из молодых преподавателей йоги уверены, что в истории йоги не было темных пятен и открытых противостояний с законом.

Йога вышла из-под идеологического запрета, но так и не интегрировалась в российское законодательство. В отношении йоги и по сей день действует провозглашенный первым и единственным президентом СССР Михаилом Горбачевым принцип «разрешено все, что не запрещено законом», заимствованный из римского права и звучащий на латыни как ubi jus incertum, ibi nullum35.

Законодательные инициативы относительно установления правовой регламентации йоги как вида физической культуры и лечебной гимнастики в первое время не появлялись. Но это не помешало началу йога-бума в России. Открываются йога-клубы, появляется много печатной литературы по йоге. Начинает формироваться правовое поле, в котором существуют йога-студии.

Наравне с государственными и муниципальными спортивными клубами, частные йога-центры подпадают под юрисдикцию законодательства РФ о физической культуре36. Для клубов с государственным или муниципальным участием установлены более жесткие требования, в частности, право вести преподавательскую практику на территории РФ даёт только специальное образование в области физической культуры и спорта, лечебной физкультуры, педагогики, полученное на территории Российской Федерации. Наличие международного сертификата инструктора йоги при отсутствии специального образования не является основанием для принятия на работу в качестве инструктора по йоге в государственные или муниципальные учреждения.

После распада СССР активизировалась научно-исследовательская работа по йоге. В частности, было доказано, что система физических упражнений йоги предполагает не только повышение тонуса, но и оздоровление всего организма и укрепление нервной системы37; получены наглядные подтверждения того, что использование методики занятий йогой оказывает эффективное воздействие на улучшение уровня физической подготовленности детей в возрасте от 9 до 12 лет38.

Положительная динамика влияния хатха-йоги на развитие, укрепление и поддержание физических и психических свойств человеческого организма подтверждается практическим опытом педагогов. В настоящее время гимнастики на основе йоги внедрены в учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» во многих государственных образовательных учреждениях39.

Страх гуру, эзотеризма и миссионерства

«То, что в одном веке считают мистикой, в другом становится научным знанием»

Парацельс

В отношении йоги существуют многочисленные предрассудки. На это есть определенные причины.

У большинства рядовых обывателей нет четкого понимания, что именно представляет собой йога. Часть населения приравнивает йогу к чуждой, а иногда и опасной философии, распространенной в «свободных» девяностых. У других йога ассоциируется с обычными физическими упражнениями. Непонимание заставляет настороженно относиться к «новому» явлению и проявлять ксенофобию к приверженцам древней культуры и древней системе поддержания организма. И если спортивную составляющую йоги общество принимает относительно благосклонно, то эзотерические практики подвергаются жесткому отторжению.

Страх ко всевозможным миссионерам и гуру возник не на пустом месте – большинству людей в принципе сложно менять сложившееся мировоззрение40. И новая, чуждая философия элементарно не вписывается в границы привычного мира. Однако вслед за первопроходцами, открытыми для всего необычного, всегда появляются последователи. Так же должно было произойти и с йогой – после перестройки правительство разрешило практику спортивной йоги, и ее оздоровительный эффект к сегодняшнему дню должен был изменить отношение сотен тысяч йога-практиков. Однако этого не произошло, и причина кроется в печальном опыте многочисленных сект: инструкторов йоги путают с адептами непонятных учений и воспринимают зачастую в крайне негативном ключе.

Многие эксперты уверены – история йоги в России сложилась бы иначе, не возникни на руинах СССР не контролируемое законом пространство для огромного количества эзотерических учений. Достаточно вспомнить знаменитое Ельцинское: «Берите свободы столько, сколько сможете осилить»41. В какой-то момент количество культов, религий, учений New Age42 превысило критическую массу, что, естественно, сформировало мнение социума об этом.

Почему это произошло? Почему так много людей откликнулись на призывы экстрасенсов43 и религиозные лозунги44 с центральных каналов телевидения? И почему такое огромное количество людей активно вступало в ряды сайентологов и неоязычников? Для этого есть масса причин, и главная из них – поиск истины. В постсоветское время люди были готовы идти за любым харизматичным лидером.

Сравнивать йогу с сектами-однодневками нет смысла – история йоги доказала свою состоятельность сотнями поколений, осталась выше любых обстоятельств и продолжила развитие в России. Спустя несколько десятилетий запрета йога заняла свое место в числе официальных видов спорта и получила относительную свободу на преподавание и практику45.

Однако как христиан не оценивают по свидетелям Иеговы46, так и йогу нельзя оценивать по неправильному толкованию. И если существовал бы хоть малейший риск вреда от изучения йоги, все йога-центры давно были закрыты. Однако они только набирают популярность47.

Понятийные расхождения: учитель или преподаватель

«Удивительно, как легко можно заболтать выяснение отношений, если настаивать на точности формулировок»

Джоан Роулинг, «Случайная вакансия»

В русском языке существует несколько синонимов понятия «преподаватель йоги»: инструктор, тренер, учитель, гуру. С точки зрения лингвистики все определения можно считать условно верными. Если же рассматривать понятия в рамках филологии, каждый из терминов будет иметь свои оттенки. Данный лингвистический феномен существует достаточно давно, однако российское сообщество йоги пока не придает ему особого значения, оставляя решение на суд общественности. Проводя сравнительный анализ терминологии, необходимо выяснить наиболее корректное определение и его применение в разных ситуациях.

Согласно мнению некоторых объединений йоги наиболее объективным можно считать определение «инструктор йоги». По крайней мере, именно так позиционируют себя многие организации преподавателей йоги. С точки зрения диалектики данный термин имеет полное право на жизнь: согласно определению, приведенному в словаре Ожегова48, инструктором является должностное лицо, инструктирующее кого-либо. Более развернутое определение можно встретить в толковом словаре Ушакова. Он определяет инструктора как лицо, инструктирующее в области какой-либо специальности, обучающее правильной постановке дела49.

Лингвистически определение «инструктор» для преподавателя йоги достаточно верно и в значительной мере соответствует действительности, однако есть несколько филологических нюансов, которые не позволяют окончательно принять этот термин. Во-первых, суть определения подразумевает проведение инструктажа, т. е. однонаправленной работы в форме монолога. Если рассматривать ситуацию отстраненно, даже тавтология «инструктор проводит инструктаж» звучит более правильно и логично, чем «инструктор проводит урок». Альтернативой могут стать нейтральные фразы «инструктор обучает» или «проводит беседу», однако эти выражения автоматически приводят обратно в контекст инструктажа и намекают на наличие потенциальных инструкций и строгого официального тона. В результате термин «инструктор» звучит сухо и казенно, акцент восприятия смещается на физический аспект культуры йоги в обход духовных или эзотерических практик. В определенной мере это даже выгодно – страх перед мистикой и оккультизмом отпугивает многих людей от занятий йогой, а сухое определение «инструктор» предполагает обычную работу над телом, без пугающей их метафизики.

За последнее десятилетие оттенок канцеляризма с понятия «инструктор» несколько стерся, в основном благодаря применению термина «инструктор» во многих других дисциплинах спортивной индустрии, например инструктор тренажерного зала, инструктор по спортивно-оздоровительной гимнастике, инструктор по лечебной физкультуре. Подобная тенденция подталкивает к мысли о том, что именно в формате «инструктора» в дальнейшем будут практиковать преподаватели йоги.

Однако остается открытым вопрос о дуалистической сути предмета: для изучения физических практик йоги (Хатха, Айенгар, Power-yoga, Аэройога и др.) нужен именно инструктор – опытный преподаватель, который будет показывать упражнения и контролировать их правильное исполнение. А вот для «духовных» или направленных на психику человека практик йоги (Бхакати, Жнана, Пранаяма, Кундалини и др.) чаще используют слово «учитель» или «наставник», который в том числе читает лекции50.

Если рассматривать вопрос терминологии с точки зрения законодательства, а точнее – включения йоги в перечень официальных видов спорта51 и жесткого контроля за миссионерской деятельностью52, то работать придется исключительно со спортивной дисциплиной. Соответственно, преподаватель будет называться инструктором либо тренером. Последнее определение будет даже более выгодным и точным, если верить Большому энциклопедическому словарю, который характеризует тренера как «преподавателя физической культуры специалиста в определенном виде спорта»53.

Определение «тренер йоги» в глазах россиян звучит не менее выгодно, чем «инструктор» – ученик автоматически настраивается на рабочий лад и готовится к серьезной работе. Причина уважения – ассоциативные ряды и параллели между тренером йоги и выдающимися тренерами в других областях спорта.

Необходимо отметить, что вопрос терминологии в российской йоге в значительной мере ориентирован на маркетинговые цели54. Теоретически можно было бы пренебречь лишними понятиями и оставить преподавателя йоги именно преподавателем, так как это определение лучше всего отражает суть обучения многосторонней культуре, объединяющей физические и духовные практики. Несмотря на то что Россия (и все западные страны) пошла по пути «тела»55, полноценные занятия йогой невозможны без философии – именно она закладывает основной фундамент всех занятий и определяет путь развития. Если рассуждать объективно, йога – это более широкое56 и разнонаправленное понятие в сравнении с любым видом спорта, поэтому обучение должен вести преподаватель. Однако с точки зрения маркетинга, ориентированного в последние годы на спорт и здоровый образ жизни, этот термин звучат серо и невыразительно, поэтому не пользуется популярностью.

Если приверженцы материального пласта йоги предпочитают спортивную терминологию, то поклонникам духовных практик57 ближе по духу иерархические определения – Учитель, Наставник, Гуру. В данном случае основной упор делается на преемственность знаний58 и взаимодействие преподавателя с группой. В целом подобные определения не искажают смысл занятий, но придают им слишком глубокое значение, некий сакральный смысл. Подобный «статус» преподавателя нередко является лишь маркетинговым ходом, при этом целевой аудиторией являются люди, заинтересованные в изучении философии йоги, или (нередко) искатели мистицизма.

Предвосхищая пожелания клиентов (учеников), владельцы йога-центров и частные преподаватели практикуют любые виды йоги. И в большинстве случаев направленность курса (физическая подготовка или духовные практики) можно определить, исходя из статуса преподавателя: инструкторы и тренеры работают с телом, учителя и наставники акцентируют внимание на философии и духовном саморазвитии.

Глава 2. Современное видение йоги и использование ее методов в различных сферах деятельности

«Я не стану распространяться о том, что значит йога для Индии, поскольку не могу судить о чем бы то ни было, не имея личного опыта. Я могу говорить лишь о том, что она значит для Запада. Отсутствие духовной ориентации граничит у нас с психической анархией, поэтому любая религиозная или философская практика равнозначна хоть какой-то психологической дисциплине; иными словами, это метод психической гигиены. Многие чисто физические процедуры йоги представляют собой также средство физиологической гигиены, намного превосходящее обычную гимнастику или дыхательные упражнения, так как йога представляет собой не просто механику, но имеет философское содержание. Тренируя различные части тела, йога соединяет их в единое целое, подключает их к сознанию и духу, как то с очевидностью следует из упражнений пранаямы, где прана – это и дыхание, и универсальная динамика космоса. Если любое деяние индивида является одновременно событием космическим, то „легкое“ состояние тела (иннервация) сочетается с подъемом духа (всеобщая идея), и благодаря такому сочетанию рождается жизненное целое. Его никогда не произвести никакой „психотехнике“, будь она даже самой что ни на есть научной. Практика йоги немыслима – да и неэффективна – без тех идей, на которых она базируется. В ней удивительно совершенным образом сливаются воедино физическое и духовное»

К. Г. Юнг. Йога и Запад

Понятие йоги в Российском обществе

«Симочка, ты же не в лесу!

Не надо отделяться от коллектива»

Фраза из фильма «Берегись автомобиля»

Познакомившись с отношением властей и закона к йоге в дореволюционный, советский и постсоветский период, можно предположить, что на сегодняшний момент до сих пор остается проблема полного правового определения понятия йоги.

Подход к йоге как к физической культуре делает ее предметом правового регулирования. Если же рассматривать ее как объект, имеющий свою идеологию, то существует намного больше сложностей правовой регламентации йоги.

На данный момент основные потребители йога-услуг рассматривают ее либо как часть физической культуры, либо как лечебную терапию (ЛФК), либо как элемент психотерапии. Лишь небольшой процент занимающихся рассматривает ее как путь духовного или мистического развития.

Культура йоги имеет тысячелетнюю историю. Принимая во внимание ее возраст и число последователей, комитет ЮНЕСКО принял решение включить индийскую философию йоги в список культурного наследия. Однако во многих странах правовой статус йоги по-прежнему не определен. В частности, в большинстве случаев регламентирован только аспект йоги как элемента физической культуры.

Принимая во внимание искусственное разделение культуры йоги на духовную и физическую составляющие, разрабатывались законопроекты, регламентирующие деятельность преподавателей йоги в части спортивной подготовки и в части просветительской деятельности. Но оценить статус йоги комплексно с точки зрения законодательства пока не представляется возможным.

Россия, как действующий член ЮНЕСКО59, обязана чтить и сохранять мировое культурное наследие, частью которого является индийская философия йоги. С другой стороны, философское учение йоги нередко выступает частью религиозных течений – индуизма, буддизма60. В последнем случае йога подпадает под законы, регламентирующие деятельность религиозных организаций на территории России.

Если рассматривать йогу исключительно с точки зрения религиозно-философского учения, то ее статус закреплен в Конституции РФ61, федеральном законодательстве62, пакете законов Яровой – Озерова. В соответствии с законодательством любой гражданин может изучать, практиковать и преподавать йогу с включением теорий индуизма или буддизма. Но миссионерская деятельность, то есть привлечение новых духовных последователей в конкретную религиозную организацию, строго регулируется законом63.

Йогу проще всего рассматривать в контексте физических упражнений. Если исключить из йогической практики философскую подоплеку и историческую ценность, то останутся обычные физические упражнения – так называемый йога спорт. Дисциплина «йога-спорт» недавно была включена в реестр официальных видов спорта РФ64.

В статусе спортивной дисциплины йога подпадает под юрисдикцию Комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, вследствие чего подчиняется всем нормативным актам, регулирующим деятельность спортивных организаций на территории России.

Понятие йоги в законодательстве

Эксперты характеризуют спрос на йогу как «ажиотажный». Количество фитнес-центров и мест, где работают классы по преподаванию йоги, увеличивается с каждым месяцем. Сегодня крайне редко встретишь спортивный оздоровительный центр, в перечне занятий которого не было бы услуг йога-инструктора. Йога стала серьезным рынком, на котором вращаются очень серьезные деньги. По оценке того же Yoga Journal, граждане нашей страны тратят на занятия йогой не менее 40 миллиардов рублей в год. И эта цифра не должна казаться завышенной с учетом того, что в США рынок йоги в переводе на рубли составляет не менее 1,6 триллиона. При этом в оценке российских затрат учитывались только расходы на сами занятия, без учета стоимости атрибутов (ковриков, формы и т. д.).

По результатам опроса TNS Marketing Index, проведенного еще 2015 году, 64% постоянно практикующих йогу лиц были бы «не против» сами начать преподавание йоги. В большинстве случаев в этом нет ничего плохого. Люди, которые открыли для себя йогические практики и увидели, какой эффект они имеют, стремятся донести свое открытие до других. Спрос привел к росту предложения. Сегодня йогу могут преподавать все. Ее преподают учителя восточных, современных и бальных танцев, культуристы, инструкторы по фитнесу и пилатесу, медики, юристы, психологи, филологи и многие другие. Это связано с тем, что профессия преподавателя йоги никак не институционализирована.

Отсутствие законодательной базы, регламентирующей систему профессиональной подготовки тренеров йоги, снижает качество предоставляемых потребителям услуг.

Государство заметило интерес граждан к йоге. Общероссийский классификатор экономической предпринимательской деятельности, согласно которому регистрируются индивидуальные предприниматели, чтобы собирать с них налоги, содержит группу 85.41.1: «Образование в области спорта и отдыха вне школ и общеобразовательных учреждений». В этой группе есть деятельность по обучению йоге, вместе с обучением плаванию и боевым искусствам65.

В соответствии с Приказом Росстандарта от 10 ноября 2015 г. №1745-ст, c 1 января 2017 года осуществляется переход на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029—2014 (КДЕС Ред. 2):

• 85.4 – Образование дополнительное.

• 85.41 – Образование дополнительное детей и взрослых.

• 85.41.1 – Образование в области спорта и отдыха.

Эта группировка включает в себя занятия спортом, групповые или индивидуальные, включая занятия в спортивных лагерях и школах.

Обучение может быть предоставлено в различных помещениях, таких как учебные помещения клиента или компании, образовательные организации или другие. Обучение организуется официально.

Эта группировка включает в том числе и обучение йоге.

Чтобы обучать йоге, не требуется никаких лицензий, достаточно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель.

Профессия «преподаватель йоги» отсутствует в действующем в данный момент «Общероссийском классификаторе занятий»66, принятом и вступившем в силу Приказом Росстандарта67 №2020-ст от 12.12.14. Нет ее и в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию68.

Наибольший резонанс среди тренеров и владельцев йога-фитнес-центров вызвали вступившие в силу в этом году профессиональные стандарты69. Согласно новым требованиям инструктор йоги должен иметь уровень квалификации не ниже, чем в установленном в соответствии со ст. 195.1 ТК РФ профильном стандарте. С момента получения йогой официального статуса к тренерскому составу начали предъявляться более высокие требования. Сейчас инструктор обязан иметь профильное образование (диплом) в области физкультуры и спорта или диплом об окончании курсов переподготовки. При этом дипломы, сертификаты и иные документы, полученные за границей, могут служить лишь в качестве конкурентного преимущества. Специальные проверки законом не предусмотрены, но при любой проверке йога-центра или фитнес-клуба инспекторы вправе запросить документы, подтверждающие квалификацию тренеров. Но применительно к преподаванию йоги в йога-центрах профстандарты носят рекомендательный характер, если иное не прописано в законе.

Йога в реабилитации

Начиная с 1980-х годов йога (йога-терапия) применялась для подготовки и реабилитации советских и российских спортсменов. Наибольшего распространения йога-терапия достигла на своей родине, в Индии, где стала спутником аюрведы. Там работает множество клиник и научно-исследовательских институтов, становлению и развитию которых способствовал Свами Дхирендра Брахмачари. Большое развитие йога-терапия получила на Западе, в США, ЕС и Японии. Действует Всемирная ассоциация йога-терапевтов, объединившая десятки организаций по всему миру.

Рассмотрим само понятие реабилитации (rehabilitatio, восстановление): это комплекс медицинских, физических, педагогических, психологических и иных видов мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление или компенсацию нарушенных или полностью утраченных, в результате болезни или травмы, нормальных психических и физиологических функций (потребностей) человеческого организма, его трудоспособности. Примеры потребностей: быть здоровым, двигательная активность, свобода передвижения, самостоятельность действий, общение с людьми, получение необходимой информации, самореализация через трудовую и иные виды деятельности.

В нашей стране йога-терапия популяризована именно как реабилитация, а не как направление комплементарной или альтернативной медицины, что выводит ее из правового поля, регламентирующего народную и нетрадиционную медицину. Институционализация йога-терапии как метода лечения может быть возможна в рамках законодательства о комплементарной медицине.

Согласно оценочным данным в нашей стране действует 50 тысяч специалистов по альтернативной медицине, из которых 25 тысяч это представители рефлексотерапии (акупунктура, иглоукалывание) и 13 тысяч гомеопатов70.

Одновременно с ними в России работает, по некоторым оценкам, около 250 тысяч специалистов альтернативной народной медицины и натуропатов, относящихся к категории лекарей, знахарей и народных целителей (там же, Садыков Р. И). Эти профессии официально признаны в классификаторе занятий ОКЗ, код 3230. Тенденции последних лет показывают стремление законодательно урегулировать сферу народной медицины. Первый закон РФ «О здоровье» 1993 г.71 установил, что граждане, занимающиеся целительством, должны получить дипломы целителей в органах исполнительной власти соответствующего субъекта федерации. Минздрав выпускал приказы, регламентирующие методы народной, альтернативной и комплементарной медицины. Так, в 1996 вышел Приказ Минздравмедпрома от 01.07.1996 №270, в котором в перечень медицинских услуг, требующих лицензирования, включались «Традиционные системы оздоровления». Под традиционными системами (методами) оздоровления понимаются системы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством РФ. Спустя два года вышел новый приказ, и требование получения лицензий для восточных практик было изменено72. В частности, услуга стала именоваться следующим образом: «Традиционные системы оздоровления (разрешенные к применению в установленном законом порядке)». Разрешенные к применению, то есть регламентированные соответствующими правовыми документами.

Вступивший в силу в 2011 году новый ФЗ об охране здоровья, статьей 50 по-новому регулирует основные положения народной медицины73, под которую не подпадает йога-терапия.

Йога как инструмент психолога и психотерапевта

Законодательство РФ регламентирует труд психолога-практика нормативными актами разного уровня, начиная от международных хартий и заканчивая приказами министерств, рекомендациями и разработкой федеральных государственных образовательных стандартов.

Профессиональный стандарт психолога содержит следующие необходимые требования к знаниям и умениям:

• знать отечественную и зарубежную социальную психологию (современные направления, актуальные проблемы, методы работы);

• разрабатывать индивидуальные программы психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников74.

Стандарты носят рекомендательный характер, за исключением прямого указания в законе на их применение. В приведенных требованиях есть два момента:

• знать современные направления;

• использовать ресурсы из различных источников.

Именно эти два требования позволяют психологу-практику расширить свой инструментарий. Главный принцип, который должен использовать психолог при выборе того или иного современного направления – не навреди. Психология развивается достаточно динамично, открываются новые школы и направления, проводятся исследования. Некоторые методики могут быть недостаточно апробированы.

Использование йоги в качестве инструментария психолога зависит от личных взглядов специалиста на йогу. Условно всех психологов можно разделить на две группы – которые принимают йогу в качестве метода работы и которые ее отрицают. Например, Центр психиатрии, психотерапии, наркологии, оказывающий помощь клиентам при кафедре психиатрии и медико-социальной реабилитации одноименной кафедры РУДН, предлагает йога-терапию в качестве одного из элементов коррекции нервного переутомления и нарушений сна. В то же время психологи с доминирующими религиозными взглядами отрицательно относятся к медитативным практикам йоги, считая их методом, ведущим к диссоциации.

Ниже рассмотрим взгляды некоторых психологов.


Вильгельм Райх

Основы телесно-ориентированной психотерапии заложены Вильгельмом Райхом. В своей книге «Характероанализ»75 он выделил семь главных защитных сегментов, которые расположил в определенных районах тела. По мнению Райха, работа с телом позволила ему достичь лучшего понимания личности клиента с целью последующего анализа. Эти семь защитных сегментов76 сторонники использования йоги в практике психолога ассоциативно связывают с семью чакрами в йоге, несмотря на отсутствие совпадения.


Иоганн Шульц

Сходство разработанной Шульцем аутогенной тренировки с йогой сам автор наглядно рассматривает в статье «Высшая ступень аутогенной тренировки и раджа-йога» (1932). Его поза лежа в АТ соответствует шавасане, а поза так называемого кучера – позе йоги садхасана (созерцания). Подразделение аутогенной тренировки в теории на I—II ступени также отсылает к хатха-йоге и раджа-йоге.

Шульц интересовался системами внутренней саморегуляции тела, организма и духа (хатха/раджа-йога). Разработанная им гипнотерапия77 изучала внутреннее ощущение людей, возникающее при гипнотрансе. Он нашел, что ощущения людей при глубоком гипнозе и при исполнении ряда известных упражнений йоги схожи. Это ощущение тяжести, а также расслабление мышц, описанное им чувство растекающегося тепла и расширенные кровеносные сосуды. Опираясь на гипноз, а затем изучив йогу, врач разработал и популяризовал в 1932 году оригинальный метод самостоятельной регуляции – аутотреннинг.


Александр Лоуэн

Биоэнергетика – это направление психотерапии, разработанное Лоуэном – учеником Райха. Оно включает такие элементы, как теория правильного дыхания и раскрепощения эмоций. Клиенты психотерапевта могут кричать, плакать во время сеанса и т. д. Лоуэн применяет напряженные позы для так называемой энергитизации заблокированных участков тела. Они включают наклон с прикасанием к земле, изгиб назад, наклон через стул78.


Моше Фельденкрайз

Метод Фельденкрайза – двигательная практика, ставящая целью развитие человека через осознавание себя в процессе работы над движением собственного тела. Этот метод называют также методом соматического обучения (somatic education). Человеку предлагается научиться расслабляться, найти ритм и преодолевать различные плохие привычки, которые он использует при работе с телом.

Упражнения, предложенные Фельденкрайзом79, традиционно характеризуются кажущимися простыми, но связанными движениями.


Карл Густав Юнг

«Мое столь критичное неприятие йоги вовсе не означает, что я не вижу в ней одного из величайших достижений восточного духа, изобретений человеческого ума. Надеюсь, я достаточно ясно дал понять, что моя критика направлена лишь против применения йоги западными народами. Духовное развитие Запада шло совсем иными путями, чем на Востоке, а потому оно создало, пожалуй, самые неблагоприятные условия для применения йоги»80.

Сторонники применения техник йоги в психологической практике рассматривают медитацию как аутосуггестивную разновидность гипноза. Эти методы воздействия приведут человека в особое состояние его сознания, известное как измененное, давая доступ к бессознательному. По их мнению, различные медитативные упражнения углубляют и делают более стойким оздоровительный эффект действия психологической терапии81.

Дыхательные упражнения широко применяются в психотерапии. Например, дыхательная релаксация по методу Вейна предполагает прием «дышать в руку». Упражнения с задержкой дыхания широко практикуются психотерапевтами при так называемой дыхательно-релаксационной терапии82.

В биоэнергетике А. Лоуэном активизация более глубокого дыхания достигалась с помощью специальных упражнений83.

Спортивная йога

Согласно исследованиям международной ассоциации «Спорт для всех» йога входит в четверку наиболее популярных спортивных дисциплин. Спортивная йога является лишь частью классической йоги и включает исключительно гимнастические упражнения и частично – дыхательные техники. Дисциплина максимально адаптирована под запросы современного общества.

Развитие направления осуществляется под эгидой Международной федерации спортивной йоги (IYSF). Как и для любой другой дисциплины, спортивная йога имеет критерии оценки мастерства, правила, по которым компетентное жюри может оценить уровень подготовки спортсмена. Соревнования и конкурсы по спортивной йоге проводятся с 1989 года. Практикующие йоги соревнуются в нескольких направлениях: атлетическая йога, артистическая йога, ритмическая йога, асаны, акробатическая йога, танцевальная йога.

Международные соревнования по йоге под эгидой IYSF проводятся ежегодно. Для каждой группы спортсменов разработан отдельный свод правил и требований.

Отдельного внимания заслуживают и региональные соревнования, такие как Европейский кубок спортивной йоги, который в 2017 году будет проходить в Праге (Чехия). Аналогичные турниры проводятся в США, Австралии, Индии и других странах мира. Их освещением занимаются спортивные телеканалы и профильные площадки в сети Интернет.

Статус спортивной йоги в России пока не достиг европейского уровня. Только в 2017 году спортивная йога была признана официальным видом спорта84 с присвоением ей соответствующего кода – 157 000 1411Л.85 В соответствии с установленными правилами86 дисциплина пока состоит в первом разделе реестра87 – это лишь первая ступень на пути к всероссийскому признанию.

Для включения дисциплины во второй раздел реестра88 необходимо, чтобы вид спорта, уже признанный в первом разделе, получил развитие не менее чем в половине субъектов РФ.

Глава 3. Правовые аспекты преподавания йоги и обучения на преподавателя йоги

Что нужно знать преподавателю йоги

Каждый 50-й взрослый человек в России занимается и интересуется йогой. Он имеет право заниматься у профессиональных специалистов, которые получили качественное образование.

Это важно и с той стороны, что сегодня йога все чаще преподается особой группе лиц: беременным и детям. Обучение детей элементам йоги начинается с дошкольных учреждений. Педагоги, учителя физического воспитания, иногда основываясь на научно-популярной литературе, разрабатывают программы для занятий йогой для дошкольников.

В настоящее время любой способ преподавания йоги легитимен, главное – платить налоги и не нарушать законы. Обязанность самостоятельно платить налоги в основном распространяется на инструкторов, которые самостоятельно арендуют залы для своих занятий и зарегистрированы в качестве ИП либо оказывают услуги по договору.

Йогу не запрещено преподавать без наличия специального образования, поэтому любой желающий может пройти курсы преподавателей йоги и начать преподавать. Защитой от недобросовестного преподавания служат законы РФ, в том числе закон об охране прав потребителей. Законодательной системой предусмотрены профессиональные стандарты, в которых прописаны требования к знаниям и умениям специалистов в той или иной деятельности, соблюдение которых может уменьшить число некачественно предоставляемых услуг.

В действующем в данный момент Общероссийском классификаторе занятий89, который был принят Приказом Росстандарта90 №2020-ст от 12.12.14, ни в одной из групп не встречается профессия преподавателя йоги. Отсутствует эта профессия и в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию91, но существуют смежные профессии в области физкультуры и спорта, на которые можно ориентироваться.

Преподаватель физической культуры (в нашем случае это может быть йога) должен иметь знания в таких областях, как анатомия человека, физиология и психология. Это требуется для профессий, относящихся к физической культуре, спорту и образованию. Из дополнительных знаний, относящихся только к йоге, будущий инструктор должен знать историю и философию йоги, основы аюрведы и многое другое. Последнему учат на многочисленных курсах по подготовке специалистов-инструкторов и преподавателей йоги.

Но очевидно, что к высокообразованному специалисту, который преподает йогу, доверие со стороны клиентов будет значительно выше. Получение профессии инструктора-преподавателя йоги в качестве дополнительной стало очень актуальным в последнее время.

Качество образования имеет значение. Йога-школы, дорожащие своей репутацией, делают образование максимально приближенным к требованиям профессиональных стандартов. В особенности это касается особых групп лиц, таких как дети и беременные, так как преподавание в данных группах требует дополнительных знаний в области анатомии, психологии и физиологии.

Правовые основы преподавания йоги детям

Основными нормативными документами, регламентирующими преподавание йоги для школьников и дошкольников, служат следующие законодательные акты Российской Федерации:

ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ (01.05.2017) «Об образовании»;

Приказ Минтруда от 8.08.15 №613н «Утверждение профстандарта «педагог дополнительного образования для детей».

Обучение на преподавателя йоги для детей можно пройти в многочисленных центрах обучения йоги, которых в стране работает достаточно много. Они предъявляют различные требования к тем, кто хочет получить дополнительную специальность «преподаватель йоги для детей». Некоторые требуют от обучающихся наличия педагогического образования, другие же не предъявляют к обучающимся никаких дополнительных требований.

Кто может вести занятия по йоге среди детей? К этому вопросу можно подойти с разных сторон. В первую очередь, необходимо уяснить правовое регулирование преподавания йоги.

С точки зрения закона обучение йоге является занятием, которое можно отнести к системе дополнительного образования для детей. Данное образование гарантировано статьей 72 ФЗ №273-ФЗ (01.05.2017) «Об образовании в РФ». Статья гласит, что содержание дополнительных программ для обучения определяется программой, разрабатываемой и утверждаемой соответствующей образовательной организацией92.

Таким образом, организовать обучение детей йоге официально можно в одном из многочисленных образовательных учреждений для детей, которых в нашей стране действует более 20 тысяч, они охватывают 8 миллионов детей. Эти учреждения могут быть как государственными (муниципальными), так и частными. Постановление Правительства РФ от 07.12.06 №752 установило, что такое учреждение может самостоятельно осуществлять управление, устанавливать штатное расписание, должностные обязанности и зарплату работников93.

Работают с детьми в центрах дополнительного образования граждане, получившие специальную профессию, которая называется «педагог» или «педагог дополнительного образования». Центры, открытые при муниципальных отделах образования и частные, заинтересованы в поиске педагогов, которые могли бы преподавать детям основы йоги, это показывает простой мониторинг вакансий в интернете.

Введены достаточно строгие требования для лиц, которые хотели бы заниматься внеклассным образованием детей. Минсоцтруда принял приказ94 об утверждении профессионального стандарта для лиц, занятых в такого рода организациях по специальности «педагог дополнительного образования». Профстандарт установил строгие требования, а также условия, которым должен соответствовать преподаватель, в том числе обучающий детей йоге.

Специалисты, работающие с детьми, в соответствии со ст. 331 Трудового кодекса РФ, не должны иметь непогашенную судимость95. На практике данный факт подтверждается предоставлением справки об отсутствии проблем с законом в прошлом.

Специального обучения на педагога дополнительного образования у нас в стране нет. Согласно профстандарту данная специальность относится к группе занятий «специалисты по методике обучения», код 235196 в Общероссийском классификаторе занятий, и к специальности «преподаватели по программам дополнительного обучения», код 2357. В Классификаторе экономической деятельности занятие относится к виду «Образование дополнительное для детей, взрослых», код 85.4197.

Специалист, работающий с детьми в любом детском образовательном учреждении, должен иметь педагогическое образование либо дополнительное педагогическое образование, а также проходить курсы повышения квалификации, как и школьный педагог, раз в четыре года. Местные органы образования разрабатывают должностные инструкции, касающиеся знаний и навыков таких педагогов допобразования.

Все эти требования касаются тех преподавателей йоги, которые хотят преподавать йогу для детей в организациях дополнительного образования при муниципальных учреждениях и частных центрах. Для преподавания йоги в дошкольных учреждениях требуется соответствовать требованиям, изложенным в Приказе №544н98.

Также необходимо упомянуть о пробелах в законодательстве, позволяющих проводить обучение детей йоге любому специалисту, не имеющему профильного педагогического или вообще какого-либо образования. На сегодня можно открывать любые детские клубы и досуговые центры, где преподаватели будут обучать, в том числе дошкольников, йоге без получения лицензий с вытекающим обязательным выполнением норм и стандартов дополнительного дошкольного образования. Клубы, детские центры могут быть зарегистрированы как ИП либо как некоммерческие организации. Наши законы разрешают открывать детские нелицензированные образовательные учреждения, но в их названии и уставе не должно быть слова «образование» в любой форме. Такие учреждения могут открываться даже в частных квартирах, главное, чтобы они соответствовали нормам СанПин99 (для лицензированных образовательных учреждений требования гораздо более строгие). Эти детские центры должны регистрироваться по коду ОКВЭД – 85.32. Так как в ФЗ 99 «О лицензировании» такая деятельность не упомянута, получать обязательную лицензию на образование в местных органах образования предпринимателям не нужно100.

На практике пробелы в российских законах дают реальную возможность проводить обучение детей йоге в любых центрах при помощи привлеченных преподавателей, в группах и индивидуально. Для этого центр приглашает в качестве преподавателя йоги лицо, зарегистрировавшееся как индивидуальный предприниматель, осуществляющее преподавательскую деятельность. Договор заключается на репетиторскую деятельность, которая, по нашим законам, никак не лицензируется. Иногда центры не заключают никаких договоров вообще – преподаватели йоги могут приходить в центр и обучать детей, которые находятся под присмотром сотрудников. Образовательных лицензий и педагогического образования репетитору для преподавания йоги (и вообще любого предмета или информации, знаний, навыков, которое это лицо считает нужным дать ребенку) получать не нужно.


Нужно ли проходить регулярный медицинский осмотр преподавателям йоги, работающим с детьми

Что касается преподавателей йоги, работающих в официальных образовательных учреждениях с образовательной лицензией, то они подпадают под действие приказа Минздравсоцразвития №302 от 12.04. 2011, где сказано, что лица, чьи профессиональные обязанности предусматривают работу в образовательных организациях всех типов, должны пройти медосмотр перед поступлением на работу и проходить регулярный, ежегодный медосмотр в поликлиниках.

Руководство образовательных учреждений, где работают преподаватели йоги для детей, должно контролировать прохождение регулярных медицинских осмотров своих сотрудников. Существует также постановление Кабмина от 15.07.99 №825 c перечнем работ, занятие которыми требует обязательных профилактических прививок101.

Кроме того, Роспотребнадзор своим приказом 402 от 20 мая 2005 г. утвердил положение, по которому все лица, занятые воспитанием и обучением детей, должны иметь личную медицинскую книжку. Это положение относится как к работникам организаций, так и к индивидуальным предпринимателям102.

Правовые основы преподавания йоги беременным

Рассматривая правовые основы преподавания йоги беременным, можно условно разделить все типы занятия на две категории. Первая подпадает под физическую культуру, вторая – под лечебную физкультуру. В зависимости от отнесения занятий к той или иной группе применяются те или иные нормативные акты.

Подготовка беременных к родам на протяжении многих лет была прерогативой женских консультаций.

На сегодняшний момент официальные методики и программы по подготовке женщин к процессу родов основаны на методических стандартах и рекомендациях Министерства здравоохранения СССР «Физическая и психическая подготовка беременных к родам» (1990 г., приложение №2), которым почти 30 лет. Поэтому многие инструкторы ЛФК начали использовать элементы и различные упражнения йоги в своих занятиях.

Несмотря на наличие альтернативных методов подготовки к родам, определенный процент будущих рожениц предпочитает «классическую», базирующуюся на базе ЖК систему подготовки. Такой тип предпочитает занятия лечебной физкультурой при медицинских учреждениях.

Система женских консультаций, специальных медучреждений, призванных обеспечить здоровье будущих мам и благополучные роды, досталась со времен СССР и доказала свою эффективность. В число задач, которые решает ЖК, входит физическая, а также психологическая, профилактическая подготовка пациенток к предстоящим родам, заключающаяся в том числе в проведении предварительного обучения в так называемых школах материнства при клиниках. В комплекс физической, а также психологической подготовки будущих матерей к процессу рождения ребенка входит специальная гимнастика, ею врачи предписывают заниматься либо через день, либо ежедневно с самых ранних сроков, но под руководством квалифицированного и обученного инструктора по лечебной физкультуре.

Любые занятия физкультурой при беременности должны согласовываться с врачом ЖК. Существуют очевидные противопоказания для некоторых упражнений при беременности. Многие комплексы физических упражнений для беременных эквивалентны занятиям ЛФК (лечебной физкультурой)103.

Все занятия с беременными проводятся медицинскими работниками с как минимум средним профессиональным образованием.

В своей деятельности, даже если это ЛФК с элементами упражнений йоги, ЖК руководствуются нижеследующими законами и нормативными актами РФ.

Статья 52, ФЗ «Об основах охраны здоровья» №323 от 2011 г., которая озаглавлена «Права беременных женщин». Она устанавливает, что женщины в течение беременности по закону должны обеспечиваться гарантированной и надлежащей медицинской помощью104.

Приказ Минздравоохранения РФ №572н от 01.11. 2012 «О порядке организации медицинской помощи беременным женщинам в области акушерства и гинекологии, организации проведения физической, а также психологической подготовки беременных к процессу родов»105.

Конец ознакомительного фрагмента.