Глава шестая. Про то, как пиратов принимают за дикарей
Утром оказалось, что Сеня Костяная Голова и Гоша Старая Калоша охрипли. Да так сильно, что даже шёпотом разговаривать были не в состоянии.
– Ыыыы, – только и смог произнести Сеня. Это обозначало: «Нечего было орать эту песню для твоего родственничка. Лучше бы поиграли в карты».
– Ээээ, – тихо ответил Гоша. Это нужно было понимать так: «Мы, наверное, попили слишком холодного квасу».
Пираты поэкали. Поыкали. Вздохнули. Обмотали шеи тёплыми шарфами с разграбленного ангорского корабля. И отправились посмотреть на свой клад.
За ночь шторм здорово потрепал остров. Даже солнце встало какое-то ужасно взлохмаченное. Но светить оно начало бурно. Обогреть и высушить нужно было много чего.
Сеня каждый раз, когда ему за шиворот сваливалась с дерева тяжёлая капля, шевелил губами. Можно было догадаться, что он хотел сказать.
С сундуком было всё в порядке. Правда, в яму натекло воды чуть ли не по колено. А вот все нарисованные пиратами знаки сорвало, размыло или унесло ветром. Нужно было поторопиться прибрать клад к рукам. Пока этого не сделал какой-нибудь нежданный турист.
Проверив сундук, Сеня и Гоша отправились к морю. Нужно было посмотреть, не решил ли случайный корабль, которому срочно требуются два пирата-капитана, забрести в их воды. Но не видно было пиратского флага. Зато… Зато…
– Эээ, – шёпотом удивился Гоша. Вдали показалась маленькая точка.
– Ыыыы? – вытаращил глаза Сеня.
Через несколько минут можно было прекрасно рассмотреть приближающуюся к острову крошечную резиновую лодку. И уже было видно, что управляла ею девушка. И даже было слышно, что она пела. Пела она вот что:
Трое суток не спать!
По морям, по волнам!
Трое суток шагать!
Нынче здесь, завтра там!
Если бы пираты не охрипли, они всё равно несколько минут не смогли бы сказать ни слова. Давно на Пиратском острове не было чужаков. Всё-таки это был ПИРАТСКИЙ остров, а не какая-нибудь Майорка. Может, это тётушка Гоши Старой Калоши прислала динамит? Или кто-то успел разнюхать про пиратский клад?
– Приветствую вас! – крикнула гостья, пришвартовываясь. – Я и не знала, что этот остров обитаем! Просто сенсация!
Она пожала пиратам руки:
– Добрый день! Хелло! Гутен таг! Ни хао! Конничи-ва! На каком языке вы говорите?
– Ыыыы, – ответили пираты.
– Вы, наверное, аборигены этого острова? Дикари! У вас очень первобытный язык! Превосходно! – девушка не переставала радостно улыбаться.
– Меня зовут Астра, – представилась она. – А кто вы?
Пираты озадаченно почесали затылки.
– Может быть, вы дали обет вашему вождю не разговаривать с чужестранцами? – по-своему расценила их молчание владелица резиновой лодки.
Пираты замотали головами: никакого обеда и даже ужина они никому не давали. Сами всё съели.
– Может быть, вы тогда напишете свои имена на бумаге, – предложила Астра, – а то не буду же я вас звать: «Эй вы, аборигены!»
Она вытащила из своей среднего размера сумки блокнот и ручку. Протянула их пиратам. Сеня нарисовал череп с костями. Это объясняло, что они пираты, а никакие не дикари. А Гоша нарисовал калошу и поклонился.
Астра внимательно рассмотрела рисунки и вдруг завопила:
– Замечательно! Если я всё правильно поняла, то череп с костями обозначает, что вы людоеды! А эта клякса, похожая на озеро Мичиган… Это, наверное, озеро крови, да? Как мне повезло! Факт! Сенсация! Встретиться с настоящими дикарями, людьми без речи и письменности! Это же сенсация! Наконец-то Флинт Ловушкин лопнет от зависти!
Пираты вздохнули и в отчаянии завели глаза к небу.
– Я напишу о вас огромный очерк. Я – журналист, – без остановки тараторила Астра. – Я работаю в «Банановых новостях». Вы, конечно, не знаете, что такое газета? И не знаете, кто такие репортёры или корреспонденты? Это даже хорошо, что вы совсем дикие. Вы покажете мне свою пещеру? А чем вы питаетесь? Охотитесь на каракатиц или мамонтов, наверное? Вы их поджариваете или сырыми едите?
Боясь, что дикари её не поймут, журналистка кричала и размахивала руками. Она изображала то жареную каракатицу, то сырого мамонта. Пиратам пришлось смириться и подождать более подходящего случая для выяснения этого недоразумения.
– Вообще-то, я веду следствие. Одна подозрительная личность обещала дать мне интервью. И назначила встречу на этом острове. Я не подозревала, что остров обитаем! Это же факт! – Астра была похожа на Спортакуса – не могла стоять на месте. Пиратам не оставалось ничего, как пригласить её в свою хижину. Иначе она могла бы перевернуть вверх ногами весь остров. (Хорошо, что у острова нет ног!)
Всю дорогу до хижины журналистка хваталась за спелые и зелёные плоды различных деревьев. Она внимательно рассматривала все 400 видов бамбука. Трогала лечебную и ядовитую траву. И постоянно делала какие-то пометки в своём блокноте. Но возле хижины с чёрным флагом на крыше её энергия немного угасла.
– По-видимому, ваше племя несколько подпорчено цивилизацией, – вздохнула Астра, увидев обыкновенные, а не каменные или глиняные стол и стулья. Она внимательно рассматривала портреты, а пираты косились в сторону моря. Там лежала на берегу пусть крошечная, но ужасно нужная им лодочка.
– О! Потрясающе! – опять воскликнула Астра так, что Гоша вздрогнул, а Сеня начал икать. – Это же самый настоящий папирус! – Она во все глаза смотрела на старинную, вывешенную для красоты карту. – Где вы его выращиваете? Да! Самый настоящий папирус!
«Какой такой папирус? – пожал плечами Сеня. – Может она папирос хочет?» И он щедро протянул Астре свою трубку. Тем более что она была без табака. Пиратам младшего возраста курить запрещается, они от никотина перестают расти. Но Астра даже не обратила внимания на этот щедрый жест. Зато во все глаза смотрела она на ещё одну старую карту.
– А это пергамент! Боже мой! – заорала гостья. И теперь Сеня вздрогнул, а Гоша, если бы не охрип, начал бы заикаться.
Через минуту журналистка уже шептала новое:
– Надо же, обыкновенная берёста пятисотлетней давности. Это же факт! Это же сенсация!
«С ума сошла, – подумал Гоша, – такого среди моих родственников не было. Я даже не знаю, чем её полечить. Может пиявку поставить?»
Яма первая
Каким жестом Гоша и Сеня пригласили Астру в свою хижину? А если бы они не охрипли, что бы они при этом сказали?
Бывает, что нет возможности кого-то пригласить лично или по телефону. Тогда можно выслать пригласительные билеты.
Пригласить можно в гости, на собрание, на праздник. Если у вас в ближайшее время никакого праздника не предвидится, то можно его придумать. Например, почему бы не устроить День рождения игрушки. Или Вечер сюрпризов. Или Бумажный карнавал. Кого из сказочных героев вы бы пригласили на Бумажный праздник? Вспомните, что люди могут сделать из бумаги, как её используют. Есть ли у вас любимая бумажная вещь? (Это может быть и книга.) Давайте к Бумажному празднику попробуем смастерить хижину Сени и Гоши. А можно и бумажный кораблик. Или бумажный сундук, набитый сокровищами. Приготовились к празднику? Не забудьте про пригласительные билеты!
Яма вторая
Занятие посвящаем истории возникновения бумаги и пишущих принадлежностей. Материала по этой теме очень много, я только напомню, что сначала человек высекал знаки на камне (Древняя Греция. А по мнению российского учёного Чудинова, жители Руси в допотопные времена тоже оставили на камнях свои письмена).
С незапамятных времен до XVIII века в Индостане пользовались пальмовыми листьями, которые высушивали, выравнивали, подгоняли по ширине, скрепляли и по необходимости потом отрезали от этого рулона куски.
Античные народы Передней Азии пользовались глиняными дощечками и заострёнными палочками – клиньями. Это обусловило появление клинописи. Глиняные плитки распространились, но были громоздкими и тяжёлыми, и люди искали новый материал. Пробовали писать на черепице, золотых и свинцовых пластинках.
Четыре тысячи лет назад у египтян появился папирус. Папирус – растение, похожее на осоку. Оно росло на берегах Нила. Его стебли разрезали и прессовали. Сок, который при этом выдавливался, скреплял листья. Писали заострёнными палочками с расщеплёнными кончиками. Основной текст писали чёрной краской, а начало строки – красной. Записывали религиозные тексты, документы, сказки и песни, путевые заметки. Профессия писца была одной из самых важных и почётных. В Египте и сейчас в самых торжественных случаях используют папирус: для приглашений на особо важные приёмы, дипломов и визитных карточек.
Во II веке до нашей эры на смену папирусу пришёл пергамент: в Пергамском государстве выделывали кожу домашних животных. Пергамент был прочнее, эластичнее, долговечнее папируса.
Китайцы писали на деревянных навощённых дощечках и на ткани тушью. В Китае же и изобрели бумагу. Её делали из волокнистых растений. Бумага была разного цвета. Её иногда пропитывали специальными веществами, отпугивающими вредных насекомых. Китайцы берегли секрет изготовления бумаги. Прошло десять веков, прежде чем бумага появилась в Европе. Это произошло в XII веке, в Испании.
В России писали на восковых табличках и берёсте. На берёсте буквы выцарапывали заострённой палочкой – писалом. Самая старейшая из берестяных грамот относится к XI веку. Изготовлять бумагу в России начали при Иване Грозном. А при Петре Первом открылось много бумажных заводов. Бумагу выпускали для изготовления гильз, переписки, выпускалась специальная гербовая бумага. Производилась вся бумага не из дерева, а из старого тряпья. Только в 1843 году было начато массовое производство бумаги из древесины. И ещё сто лет оставалось до изобретения шариковой ручки.
Подробнее по этой теме в книгах «История обыкновенных вещей» В. Богданова, С. Поповой; «Слов драгоценные клады» П. Утевской.
Помогите детям подготовиться к Бумажному карнавалу. Пусть они сами придумают программу, конкурсы, маски. Вам нужно будет позаботиться о призах – естественно, бумажных. Может быть, ребята решат друг другу сделать сувениры из бумаги.
Полянка для пикника
Со времён Древнего Вавилона и почти до наших дней люди пользовались навощёнными дощечками. Ещё полвека назад в Москве на Сретенке продавались такие дощечки. Они были удобны для тех, кто только начинал учиться писать, – буквы легко писались и легко стирались.
Ещё до появления письменности появились различные карты. Конечно, совсем не бумажные. Жители Маршалловых островов плели из волокон решётку и на определённых местах вставляли в неё ракушки, которые обозначали рифы. В море эти карты не брали, чтобы не потерять. А вот индейцы Северной Америки носили с собой целые свёртки своих карт, выцарапанных на древесной коре.
Воздушные бумажные змеи появились тысячи лет назад в Китае и Японии.
В 1919 году был поставлен рекорд высоты восьмёркой змеев. Они поднялись над Германией на 9740 метров.
Если недалеко от вашего дома есть луг, поляна или пустырь, сделайте из бумаги и тоненьких палочек воздушного змея и запустите.
Из обыкновенной макулатуры финская фирма «Серлакиус» делает красивые, лёгкие и долговечные строительные плиты. Дома, кафе и гаражи, которые строят из такой бумаги, не боятся воды и не пропускают шума, хотя толщина стенок всего 1–5 сантиметров.
Нарисуйте приглашение на придуманный вами праздник.