Вы здесь

ЙО-ХО-ХО! Весёлый учебник для пиратов и журналистов младшего возраста. Глава пятая. Про плохую погоду и песню, которую никто не услышал (Ольга Колпакова, 2012)

Глава пятая. Про плохую погоду и песню, которую никто не услышал

Пираты поужинали своей любимой кокосовой кашей. Такой сладкой и тянучей, словно жевательная резинка. Из этой каши можно было дуть замечательные пузыри. И лопать их. После ужина, как всегда не почистив зубы, они забрались в гамаки. Зубы они не чистили по уважительной причине: чтобы те поскорее выпали. Тогда можно будет вставить золотые! Как у бывалых пиратов!

Пираты лежали, потихоньку раскачивались и пялились в дыру на потолке. На острове затихал вечерний ласковый шум. Начиналась ночная возня. Но не такая, как обычно, а какая-то подозрительная. Через комнату пропрыгала местная ядовитая лягушка.

– К шторму… – сказал Гоша. – Каждый год из-за штормов в Тихом океане погибает около 200 моряков. И тонет по полсотни кораблей. Кошмар! Как в дикие времена.

– Да и не только в шторм погибают, а ещё в Бермудском треугольнике, – добавил Сеня. – Вообще, океан – это не для слабаков. Постоянно не чувствуешь почвы под ногами. Хорошо, что мы не слабаки!

– Да! Какие же мы слабаки! Мы настоящие пираты. Правда, временно сухопутные. Кстати, я тебе ещё не рассказывал об одном моём родственнике. Его звали Ольдрей.

– Гоша вдохнул поглубже и, пока Сеня не успел сообщить, что помнит эту историю назубок, тут же начал рассказ: – Он в 1907 году сделал себе такие специальные калоши из непромокаемой ткани. Калоши в виде салазок. На них можно было удержаться на воде, как на двух маленьких лодочках. И Ольдрей перешёл в калошах пролив Ла-Манш. Ему за это приз вручили. И в газетах написали. Вот ведь отчаянный какой человек был! Правда, следом за ним, пока он по воде ходил, плыла в лодке его жена.

– У него, наверное, денег на корабль не было? Раз пришлось от жены в одних калошах убегать? – предположил Сеня.

– Да ему и не надо было на корабле! Он специально пошёл в калошах, чтобы храбрость свою показать. И убегать он тоже не собирался, – растолковал Гоша. – Безумству храбрых поём мы песню!

– Бестолковый твой родственник был, – сделал вывод Сеня Костяная Голова, – зачем в калошах по морю бегать, если можно на корабле. Но если хочешь, так уж и быть, споём в честь его песню.

– Только чтобы в ней про шторм было, – заказал Гоша.

Сеня согласно кивнул и открыл рот, собираясь запеть. Но тут ветер над островом взвыл с такой силой, что ничего не стало слышно. Хлестанул ливень, дырявя листья и протискиваясь между песчинок до самого базальта.

– Ничего себе, погодка! – крикнул Старая Калоша, но Сеня не расслышал. Тогда Гоша замахал руками, изображая ураган. Сеня подумал, что Калоша решил ему подирижировать, и запел. Слова этой пиратской штормовой песни взлетали вверх, на свободу, в дыру на потолке, но не дальше – дождь прибивал их к крыше. Отчаянный пират Сеня Костяная Голова пел и пел, изображая то бутылку рома, то двенадцать человек на сундук мертвеца, то оскал «Весёлого Роджера». А Гоша в ответ размахивал руками и кричал:

– Надо бы дырку в потолке заткнуть, а то скоро к нам зальётся!

Так они сидели в гамаках друг перед другом, строили рожи, дёргали руками и ногами и кричали. Но даже сами себя не слышали.

Шторм разыгрался нешуточный, баллов 10. Все деревья на острове пригнулись к земле. Крокодил Зелень Наша вылез на берег и прибежал к семейству слонов. Вместе как-то спокойнее. Бутылка с письмом для тётушки поднималась на волнах так высоко, как ей и не снилось, когда она была простой бутылкой с квасом. Этикетку с надписью «РОМ» давно уже смыло водой.

Уставшие и охрипшие пираты махнули друг на друга руками. Сеня поставил посреди комнаты под дырой таз. И они улеглись спать. А гром продолжал петь пиратские песни.

И под такую колыбельную снился Сене сон. Сон про то, что он пишет, пишет, пишет письма всем подряд. А все подряд их читают, читают, читают и потихоньку подкрадываются к их сундуку. Подкрадутся, набьют золотом полные карманы и смеются громовым хохотом.

И снился Гоше сон. Про то, что он выступает на какой-то большой сцене. Поёт, поёт, громко поёт. И вдруг заложило у него горло. И у всех людей вокруг тоже заложило горло. И разговаривать они теперь не могут, а только знаками общаются. Ходят и машут руками. А руки у всех длинные, так и стукают собеседника по носу.

И пока пираты эти сны смотрели, выкинуло штормом на берег большое бревно. Спрыгнул с бревна пассажир, отряхнулся, огляделся и припустил в глубь острова.

Яма первая

Представьте, что вы тележурналист. Вы ведёте программу новостей. Вдруг – авария: пропадает звук. А ещё не рассказано об очень важных событиях. Конечно, можно просто написать эти новости. И пусть зрители прочитают на экране, что произошло. Но ведь не все телезрители умеют читать. Попробуйте с помощью пантомимы, знаками и жестами сообщить зрителям:

а) ожидается сильный дождь, не забудьте взять с собой зонтики и болотные сапоги;

б) к нам приезжает Арнольд Шварценеггер (Человек-паук, Гарри Поттер и т. п.);

в) будьте осторожны, из тюрьмы сбежал опасный преступник, похищающий школьные журналы.

Придумайте своё сообщение и изобразите его. Сядьте перед зеркалом или повернитесь лицом к другу. Попробуйте изобразить мимикой радость. Теперь робость. Удивление. Пренебрежение.

Покажите жестом: «Как ты это здорово придумал!», «Крепись, я с тобой», «Я от вас без ума!»

Яма вторая

Помните разговор о знаках? Знаком можно назвать и жест. Существует теория первоначального возникновения жесто-вого языка, на базе которого развился звуковой язык. Спросите детей, кто знает, что такое жест. Кто-то поднял руку, желая ответить, – это жест. Палец, приложенный к губам, кулак, высунутый язык, большой палец вверх – что обозначают эти жесты? Пусть дети расскажут, что могут сообщить без слов судья на ринге, инспектор дорожного движения. Придумайте совместно какой-нибудь новый знак. Например, замените жестом выражение «Я забыл дневник».

Хорошо, если есть возможность посмотреть пантомимы профессиональных артистов.

«Без слов» может «разговаривать» также танец. Поделитесь впечатлениями о балете. Устройте маленькую дискотеку: нужно изобразить, как будет танцевать маленький пират, который впервые вышел на разбой, что за танцы могли бы исполнить Кощей Бессмертный, Золушка, робот, водяной, как выглядит «Танец мокрого кота», «Пляска школьного хулигана».

Полянка для пикника

Австралийские аборигены до сих пор, если необходимо, могут объясняться с помощью только жестов. В Латинской Америке, Италии, Испании жест – необходимый элемент в общении. Меньше всего жестикулируют японцы.

* * *

Если будете общаться с болгарами, не запутайтесь! То, что у нас обозначает согласие – покачали головой сверху вниз, у них обозначает «нет». А движение головой из стороны в сторону – «нет» по-нашему, но «да» – по-болгарски.

* * *

В древности на Руси были широко распростране-ныразличные поклоны: в пояс, в ноги, земной поклон. Сейчас поклон почти совсем вытеснен рукопожатием.

* * *

Высунутый язык у русских обозначает поддразнивание, в Индии – гнев, в Китае – угрозу, а у народа майя – мудрость.

* * *

Нарисуйте своё любимое выражение лица.