Вы здесь

И смех, и слезы, и любовь… Евреи и Петербург: триста лет общей истории. Первоверховные апостолы Петр и Андрей (Н. А. Синдаловский, 2014)

Первоверховные апостолы Петр и Андрей

Если верить фольклору, роман этнических евреев с будущим Петербургом начался за много веков до появления Северной столицы Российской империи на географической карте Европы. По времени начало романа самым невероятным образом совпало с зарождением христианства, государственной религии страны, столицей которой в далеком будущем станет Петербург. Более того, роман этот напрямую связан с именем одного из первых проповедников этой религии – Андрея Первозванного.

Согласно евангельской традиции, считается, что первым из двенадцати будущих апостолов поверил Иисусу Христу и пошел за ним галилейский рыбак Андрей, а уж затем он привел своего брата Петра. Вот почему обоих братьев принято называть первоверховными апостолами, а Андрея – Андреем Первозванным.

По жребию, брошенному учениками Иисуса Христа после смерти Учителя, Андрею досталась для проповеди христианства языческая Скифия, то есть все земли, которые по представлению древних римлян лежали к северу от Причерноморья, вплоть до края Ойкумены – обитаемого мира вблизи Северных морей, на территориях будущего русского государства.

Если верить фольклору, именно тогда, в первом веке христианской эры, среди аборигенов приневского края родилась легенда о появлении здесь, на топких берегах Невы, в далеком будущем столичного города. Вот как об этом рассказывается в анонимном произведении XVIII века «О зачатии и здании царствующего града Санкт-Петербурга»: «По вознесении Господнем на небеса апостол Христов святый Андрей Первозванный на пустых Киевских горах, где ныне град Киев, водрузил святый крест и предвозвестил о здании града Киева и о благочестии, а по пришествии в великий Славенск (Новгород), от великого Славенска святый апостол, следуя к стране Санктпетербургской, отшед около 60 верст <…> водрузил жезл свой в Друзино (Грузино). <…> От Друзина святый апостол Христов Андрей Первозванный имел шествие рекою Волховом и озером Невом и рекою Невою сквозь места царствующего града Санктпетербурга в Варяжское море, и в шествие оные места, где царствующий град Санктпетербург, не без благословения его апостольского, были. Ибо <…> издревле на оных местах многажды видимо было света сияние». Согласно некоторым легендам, апостол Андрей добрался до самого Валаама и там, на берегу озера, якобы водрузил еще один крест – каменный – и истребил капища местных богов Велеса и Перуна, обратив в христианство языческих жрецов.

Этот мистический сюжет через много веков получил неожиданное продолжение. Местные легенды утверждают, что в год начала Северной войны, а это всего лишь за три года до основания Петербурга, «чудесный свет, издревле игравший над островами невской дельты, необыкновенно усилился». И вновь в местном фольклоре заговорили о «столичном граде», должном появиться на месте божественного свечения.

Петр I хорошо понимал, что роль одного из двенадцати апостолов, якобы благословившего место будущего города, велика. Если верить петербургскому городскому фольклору, Петр Великий обнаруживает мощи святого Андрея Первозванного. Вот как об этом рассказывает уже цитированный нами апокриф «О зачатии и здании царствующего града Санкт-Петербурга».

«По прибытии на остров Люистранд и по освящении воды и по прочтении молитвы на основание града и по окроплении святою водою, взяв заступ, [царь] начал копать ров. Тогда орел с великим шумом парения крыл от высоты опустился и парил над оным островом. Царское величество, отошед мало, вырезал три дерна и изволил принесть ко означенному месту. В то время зачатого рва выкопано было земли около двух аршин глубины, и в нем был поставлен четвероугольный ящик, высеченный из камня, и по окроплении того ящика святою водою изволил поставить в тот ящик ковчег золотой, в нем мощи святого апостола Андрея Первозванного, и покрыть каменною накрышкою, на которой вырезано было: „По воплощении Иисус Христове 1703 маия 16 основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем Всероссийским”. И изволил на накрышку онаго ящика полагать реченные три дерна с глаголом: „Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Основан царствующий град Санкт-Петербург”».

Если верить фольклору, и название Каменного острова имеет непосредственное отношение как к Петру I, так и к его небесному покровителю, апостолу Петру. Напомним читателю, что Петр, или по-гречески Petros, в переводе означает «камень».

Но мы забежали вперед. Вернемся в первый век нашей эры. Согласно христианской традиции, «муж сильный святой Андрей» мученически кончил свою жизнь в греческом городе Патры. Он был распят на кресте, имевшем форму буквы «Х». Впоследствии этот косой крест стали называть Андреевским.

Андреевский крест лег в основу одного из самых известных символов России – Андреевского военно-морского флага. О русском флаге как обязательном атрибуте всякого спущенного на воду судна Петр задумывался едва ли не с первых дней создания флота. Каким должен быть этот знак принадлежности к определенному государству? Какого цвета? И какой формы? Известно, что с 1699 года, за четыре года до основания Петербурга, им стал Андреевский флаг – диагональный небесно-голубой крест на фоне прямоугольного ослепительно белого полотнища. Как известно, символ русского военно-морского флота представляет собой точную копию государственного флага Шотландии, покровителем которой, кстати, также является Андрей Первозванный. Если верить фольклору, его предложил использовать для России ближайший сподвижник Петра Яков Брюс, по происхождению шотландец.

Между тем о происхождении знаменитого флага существует любопытная петербургская легенда. Будто бы однажды Петр размышлял о флаге, находясь в собственном домике на Петербургской стороне. Размашисто шагал по покою, от окна к двери… от двери к окну. Неожиданно остановился и выглянул в окошко. А там, на земле, распласталась темная тень от оконных переплетов. Петр вздрогнул, почувствовав в этом какое-то знамение. Тень от окна напоминала Андреевский крест. Так, если верить фольклору, и было найдено решение о виде и форме Андреевского флага.

Одновременно с Андреевским флагом Петр учреждает первый российский наградной знак – орден Святого Андрея Первозванного. До этого на Руси орденов в современном понимании этого слова не было. За военные заслуги награждали гривнами и золотыми, которые вешали на шею как знак славы. Для этого мастера Оружейной палаты и московского Денежного двора изготавливали тысячи монет самых разных размеров, от награды в четверть червонца до огромных медальонов на золотой цепи. Первоначально монеты были без ушка. Награжденным самим приходилось пробивать в них дырки, чтобы повесить медаль на шею или в петлицу. Позже, для того чтобы солдаты не использовали награды в качестве денег, их стали изготавливать с ушком.


Орден и знак Андрея Первозванного


Первым кавалером нового ордена Андрея Первозванного стал генерал-фельдмаршал Федор Головин. Петр I стал шестым кавалером этого ордена. Он вместе с Александром Даниловичем Меншиковым был награжден им в 1703 году за взятие двух шведских боевых кораблей в устье Невы. Через сто лет император Павел I придал ордену династический характер. При нем вышло Постановление, согласно которому орденом Святого Андрея Первозванного награждались все без исключения новорожденные великие князья. Младенцы женского пола такой привилегией не пользовались.

К ордену полагалась лента небесно-голубого цвета, которую в особо торжественных случаях кавалеры ордена носили через плечо. Кстати, отсюда, по одной из легенд, пошел распространенный обычай перевязывать новорожденных младенцев мужского пола голубой лентой, в отличие от девочек, которым полагалась розовая.

После революции орден Святого Андрея Первозванного был упразднен. Долгое время он сохранялся Домом Романовых в эмиграции как династическая награда. Восстановлен в новой России Указом президента Ельцина в 1998 году. Причем в современной России параллельно существуют два ордена Андрея Первозванного: государственный и церковный. И оба считаются их учредителями высшими наградами.

Одновременно с введением ордена Петр задумал построить и церковь, посвященную Андрею Первозванному. Церковь предполагалось возвести на Васильевском острове, вблизи здания Двенадцати коллегий. Напомним, что в то время Петр планировал превратить стрелку Васильевского острова в административный центр Петербурга. Здесь должны были сосредоточиться все главные административные, торговые, культурные и культовые сооружения. Однако идея эта вскоре приказала долго жить, а затем умер и сам основатель Петербурга. Андреевскую церковь заложили только в 1728 году несколько западнее от предполагаемого Петром места, на углу Большого проспекта и 6-й линии Васильевского острова. В 1732 году храм освятили во имя святого апостола. Он предназначался для «торжества и праздников кавалеров Ордена Святого Андрея Первозванного».

В 1764 году от удара молнии церковь сгорела дотла. Тогда же Екатерина II приказала на месте сгоревшей церкви строить новый каменный собор. В 1780 году собор, построенный по проекту архитектора А. Ф. Виста, был освящен. Как и прежняя церковь, он был Орденским. Над его входом поместили барельефное изображение орденского знака Святого Андрея Первозванного.


Андреевский собор. 2014 год


Знак ордена Андрея Первозванного над входными дверями Андреевского собора


Одна из легенд Андреевского собора связана с несчастной судьбой несостоявшейся императрицы, невесты императора Петра II Екатерины Алексеевны Долгорукой. По чудовищному стечению обстоятельств, молодой император умер буквально накануне назначенной на 19 января 1730 года свадьбы. Екатерина пережила своего жениха на шестнадцать лет и скончалась в 1746 году, ни на один день не нарушая траура по умершему жениху. До сих пор неизвестно место ее захоронения, однако легенда утверждает, что оно находится в ограде современного Андреевского собора.

А теперь вернемся к Андрею Первозванному. Пятого мая 2004 года было принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга об установке памятника Андрею Первозванному, святому апостолу, первым, если, конечно, верить фольклору, предвосхитившему появление стольного города Санкт-Петербурга чуть ли не за семнадцать столетий до его основания. По предложению автора памятника Альберта Чаркина, монумент должен стоять в Парке городов-героев, который раскинулся вблизи площади Победы, между Московским и Пулковским шоссе. По преданию, именно здесь проходил миссионерский путь Андрея Первозванного. Памятник давно готов и ожидает своей участи в мастерской скульптора.


Еще более значительный след в реальной истории Петербурга и его мифологии оставил родной брат Андрея – апостол Петр. Непредсказуемая Судьба распорядилась так, что в 1672 году его именем был наречен только что рожденный сын русского царя Алексея Михайловича, будущий царь и император Петр Алексеевич. Затем, в 1703 году, именем святого апостола Петра был назван заложенный на берегу Финского залива город, святым покровителем которого он стал.

История возникновения официального названия города, основанного Петром I в устье реки Невы, довольно запутанна и, вероятно, уже поэтому до сих пор питает одно из самых прекрасных заблуждений петербуржцев, которые вполне искренне считают, что их город назван по имени своего основателя. Однако это не так. Попробуем разобраться.

Петр I родился 30 мая 1672 года. Но в силу ряда обстоятельств, в том числе семейного свойства, крещен и наречен именем Петра был только через месяц, 29 июня, в день поминовения святого апостола Петра. Поэтому уже с юности Петром Алексеевичем владела идея назвать какую-нибудь русскую крепость именем своего небесного покровителя. По замыслу Петра крепость должна была стать ключевой, открывающей России выход к морю, что полностью соответствовало значению апостола Петра в христианской мифологии, где он слыл ключарем, хранителем ключей от рая. За шесть лет до основания Петербурга, в 1697 году, в случае успеха Азовского похода, такую крепость Петр собирался воздвигнуть на Дону.

Однако, похоже, результаты Азовского похода Петра не устраивали. Выйти в Европу через Азовское и Черное моря не удалось. Только через несколько лет, благодаря первым успехам в войне со Швецией, начатой Петром за выход к Балтийскому морю, 16 мая 1703 года на Заячьем острове основывается крепость, названная в честь святого апостола Петра – Санкт-Петербург. Крепость. Еще никакого города не было.

А еще через полтора месяца, опять же в день святого Петра, 29 июня 1703 года, в центре крепости закладывается собор во имя святых апостолов Христовых Петра и Павла. Согласно церковному преданию, святые первоверховные апостолы Петр и Павел приняли мученическую кончину в один день – 29 июня по юлианскому календарю. Этот поминальный день также связывают с одновременным перенесением мощей обоих апостолов, которое состоялось в Риме 29 июня 258 года. Со временем содержание этого события было утрачено, и день 29 июня стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла. Кстати, это единение двух святых апостолов оставило след и в русском именослове. Известно, правда, довольно редкое в обиходном употреблении имя – Петропавел.

Мы уже говорили, что, согласно одному преданию, при закладке собора Петр зарыл в его основание золотой ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного. Только в 1712 году на месте деревянного начали возводить каменное здание собора по проекту архитектора Доменико Трезини. Закончено строительство было уже после смерти основателя Петербурга, в 1733 году.

Главным украшением собора является его многоярусная колокольня с высоким шпилем, увенчанным изображением Ангела. По семейной легенде современных потомков первого архитектора Петербурга, Трезини придал колокольне контуры, весьма схожие с образом Петра Великого, как бы создав ему тем самым своеобразный памятник. В это легко поверить, если вспомнить долговязую фигуру императора, широко шагающего на картине Валентина Серова «Петр I на строительстве Петербурга».

В городской петербургской мифологии Ангел на шпиле Петропавловского собора давно уже приобрел статус одного из символов города. И если, по одной из легенд, поднятая к небу пустая рука Ангела ждет ту самую трубу, которая, согласно Библии, возвестит свету его конец, то по другой – она сжимает незримый меч, который отражает от города нечистую силу. В 1930-х годах в чиновничьих кабинетах не то Кремля, не то Смольного возник грандиозный проект замены Ангела на шпиле Петропавловского собора скульптурой вождя всех народов Сталина. Этот чудовищный план всерьез обсуждался в партийных кругах Ленинграда, и, казалось, ничто не могло помешать его скорой реализации. Художественная общественность была в панике. Не знали, что делать. Согласно городскому преданию, выход нашел директор Эрмитажа академик И. А. Орбели: «Помилуйте, товарищи, – будто бы сказал он на одном из высоких совещаний, – Петропавловский шпиль отражается в Неве, и что же, вы хотите, чтобы товарищ Сталин оказался вниз головой?»


Колокольня Петропавловского собора. 1900-е годы


Между тем в Петербурге давно уже обратили внимание на то, что такого странного соседства захоронений, как в Петропавловском соборе, нет ни в одном городе мира. Здесь, под его сводами, бок о бок лежат в бозе почившие, торжественно погребенные и в посмертной славе пребывающие сыноубийца, мужеубийца и отцеубийца: Отец Отечества Петр I, на дыбе замучивший своего сына, наследника престола, царевича Алексея; Екатерина Великая, матушка-государыня, муж которой, император Петр III, был задушен в Ропше с ее молчаливого согласия; Александр I Благословенный, освободитель России от Наполеона, молчаливый участник заговора 1801 года и потому убийца отца своего – императора Павла I. И все это во имя великой России.

Начиная с 29 июня 1703 года, когда был заложен Петропавловский собор, собственно крепость стали называть Петропавловской, а старое ее название – Санкт-Петербург – переносится на город, к тому времени уже возникший под защитой крепости.

Кем же был человек, подаривший свое имя Санкт-Петербургу? Первоначальное имя апостола Петра – Симон. Вместе со своим братом Андреем он рыбачил на Галилейском море, когда их увидел Христос и позвал за собой, прибавив: «Я сделаю, что вы будете ловцами человеков». И в момент призвания нарек Симона Петром, что в переводе означает «камень». В Евангелии от Матфея приводятся слова Иисуса: «Ты Петр, и на сем камне я создам церковь мою».

Судьба Петра складывалась непросто. Согласно евангельским преданиям, он трижды отрекался от своего Учителя, но каждый раз каялся, и каждый раз Иисус его прощал. Так или иначе, но в памяти последующих поколений Петр так и остался любимым учеником Христа. Это мистическим образом роднит его судьбу с судьбой Петербурга, который так же трижды отрекался от своего имени, и, несмотря на это, оставался любимым городом всех россиян.

После смерти и последующего воскрешения Иисуса Христа Петр проповедовал христианство на Востоке. Крестил новообращенных, исцелял больных, помогал немощным, совершал чудеса. Однажды и сам стал объектом чуда. Петр был арестован и брошен в темницу, откуда его чудесным образом вывел ангел. Эта евангельская легенда пережила тысячелетия, дожила до наших дней и трансформировалась в петербургскую легенду об ангелах Литовского замка.

Литовским замком петербуржцы называли построенное в 1787 году на углу Крюкова канала и Офицерской, ныне Декабристов, улицы необычное для Петербурга здание, фасады которого украшали семь романтических башен. Одновременно с «Литовским» у него было и другое название: «Семибашенный замок». В начале XIX века в нем был расквартирован так называемый Литовский мушкетерский полк, а с 1823 года мрачные сырые помещения замка использовались в качестве следственной тюрьмы, которая просуществовала без малого целое столетие, вплоть до 1917 года. Помните песню беспризорников из кинофильма «Республика ШКИД»?

И пошел я по свету скитаться,

По карманам я начал шмонать,

По чужим, по буржуйским карманам,

Стал рубли и копейки сшибать.

Осторожный раз барин попался,

Меня за ухо крепко схватил,

Тут недолго судья разбирался,

И в Литовский меня засадил.

В связи со своим новым статусом замок приобрел в народе еще несколько названий: «Петербургская Бастилия», «Каменный мешок», «Дядин дом», «Дядина дача». Сохранился опубликованный в свое время в журнале «Сатирикон» анекдот: «Извозчик! К Литовскому замку». – «И обратно?» – «Можно и обратно». – «Ждать-то долго?» – «Шесть месяцев».


Литовский замок. 1900-е годы


Крышу тюремной церкви и одну из башен замка украшали фигуры ангелов с крестами в руках – этакие странные символы тюремного заведения. Эти ангелы довольно часто фигурируют в частушках того времени:

Как пойдешь по Офицерской,

Там высокий серый дом.

По бокам четыре башни

И два ангела с крестом.

Над домом вечного покоя

Стоят два ангела с крестом,

И часовые для дозора

Внизу с заряженным ружьем.

Полголовы мэне обреют

И повезут в казенный дом.

Там по углам четыре башни

И по два ангела с крестом.

Один из ангелов, согласно местным преданиям, по ночам сходил со своей башни и обходил тюремные камеры. Арестанты будто бы не раз слышали его звонкие шаги и видели блестящие крылья. Знали: если он постучит в камеру кому-то из смертников, того в эту же ночь казнят. Два раза в году, на Пасху и на Рождество, ангел являлся заключенным во сне, приносил вести от родных и благословлял. Когда заключенные впервые под охраной входили в ворота тюрьмы и обращали взоры на крышу замка, им казалось, что ангел едва выдерживает тяжесть креста, и все долгие дни и ночи заключения им верилось, что «настанет день, когда ангел уронит крест, и все выйдут на свободу».


Литовский замок. 1900-е годы


Так и случилось. В марте 1917 года толпы опьяненных запахом свободы революционных петроградцев подожгли, а затем и разрушили Литовский замок, предварительно выпустив всех заключенных на свободу. Развалины замка простояли до 1930-х годов, затем руины разобрали и на их месте построили жилые дома для рабочих Адмиралтейского завода, а Тюремному переулку присвоили имя С. М. Матвеева, рабочего этого завода, погибшего в 1918 году.

Но вернемся на две тысячи лет назад. Однажды, во время посещения Рима, Петр был схвачен и приговорен к распятию на кресте. Если верить христианскому фольклору, собор Святого Петра в Риме стоит над предполагаемой могилой святого апостола. Святой Петр является небесным покровителем не только Санкт-Петербурга, но и вечного города Рима. В обоих городах церкви, посвященные ему, считаются главными.

В Петербурге установлен памятник апостолу Петру. Он находится в Александровском парке. Бронзовая, двух с половиной метров, фигура Святого Петра, установленная на полуметровый гранитный пьедестал, выполнена скульптором Михаилом Дроновым. Апостол изображен с символическими ключами в правой руке.

А теперь о петербургском гербе. Впервые о городской геральдике в России заговорили в 1692 году. Именно этим годом датирован известный историкам документ о первом гербе, присвоенном городу Ярославлю. Однако сочинительством гербов в то время никто специально не занимался, и гербом русского города вплоть до 1730 года считался знаменный герб гвардейского полка, расквартированного в нем.


Скульптура Апостола Петра в Александровском парке


Согласно Знаменному гербовнику, по которому Оружейная палата централизованно изготовляла знамена и рассылала их в воинские подразделения, на знамени Санкт-Петербургского полка было изображено золотое пылающее сердце под золотой короной и серебряной княжеской мантией. Пылающее сердце было заимствовано из личного герба первого губернатора Санкт-Петербурга, светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова. К знамени был придан девиз: «Тебе дан ключ». Вне всякого сомнения, этот символический знак можно считать первым гербом Петербурга. О том, что Петербург должен был стать ключевым, открывающим путь к морю, мы уже говорили.

Между тем в 1722 году Петр I основал Герольдмейстерскую контору, в обязанности которой входило составление городских гербов. Герольдмейстером назначили известного государственного деятеля петровской эпохи Степана Андреевича Колычева. В помощники ему Петр прислал итальянца, графа Франциска Санти, который и стал автором большинства русских городских гербов.

Герб Санкт-Петербурга был официально утвержден в 1730 году. Вот его описание: «Скипетр желтый, под ним герб государственный, около него два якоря серебряные: один морской, другой четырехлопастный /морская кошка/, поле красное, сверху корона имперская». Через полтора столетия для столицы устанавливается новый, несколько измененный герб – поле червленое /смесь сурика с киноварью/, на щите – скипетр, два перекрещивающихся якоря, причем морская кошка не четырех-, а трехлопастная, щит герба обрамлен золотыми дубовыми листьями, скрепленными Андреевской лентой».

С 1917 года этот герб утратил свое значение. И не только потому, что большевики после революции отменили все старые государственные символы, но и потому, что Петербург вскоре перестал быть столицей государства. О геральдике, якобы напоминавшей о дворянстве и самодержавии, старались вообще не упоминать.

В 1960-х годах, в пору пресловутой «хрущевской оттепели», разбудившей осторожные надежды советского человека на возрождение вековых традиций, прерванных революцией, появляется острый интерес к городской геральдике как одной из любопытнейших страниц отечественной истории. Постепенно большинству старых городов удалось либо вернуть старинную символику, либо создать новые гербы. К сожалению, у Ленинграда герба никогда не было. Но стихийные попытки создать новый символ города, напоминающий традиционный герб, никогда не прекращались. В большинстве случаев подобием герба служило изображение адмиралтейского кораблика или перекрещивающихся якорей на вольно трактованном геральдическом щите. Чаще всего такие псевдогеральдические знаки изображались на бумажных упаковках кондитерских, канцелярских и мелких промышленных товаров. Они и сегодня служат убедительным доказательством мифотворчества того времени.


Герб Санкт-Петербурга


С возвращением в 1991 году Ленинграду его исторического имени сам собой отпал и вопрос о новом гербе, поскольку у города по имени Санкт-Петербург он всегда был. Исторический герб вернулся одновременно с родовым именем самого города.

Нам осталось только напомнить о символике петербургского исторического герба. Точнее, о его главных элементах – двух скрещенных якорях, обращенных лапами вверх. У этого символа давняя предыстория. Во-первых, в петровское время в городской иконографии широко использовался образ столпа с двумя обязательными деталями: перекрещивающимися ключом и мечом. Так изображали совместный символ апостолов Петра и Павла. И, во-вторых, герб Петербурга, по замыслу его создателей, в точности соответствует гербу Ватикана, на котором изображены два мифических ключа, обращенных бородками вверх, один от рая, и другой – от ада. Напомним, что апостола Петра называли ключарем, хранителем ключей от рая. Из-за частого изображения Петра с большими ключами он в народе часто воспринимается как «небесный привратник».

И, наконец, по мнению большинства исследователей, характерный рисунок якорей должен напоминать вензель основателя Петербурга Петра Первого, состоящий из двух перекрещивающихся латинских литер «P», что означает по-латыни Petro Primo, или, по-русски, Петр Первый. Не забудем, что в Средние века ключи от города символизировали власть над ним. Обладатель ключей обладал городом.

В заключение сюжета о тысячелетних мифологических связях святого апостола Петра, русского императора Петра I и города святого Петра – Санкт-Петербурга – напомним малоизвестное пророчество воронежского епископа Митрофана, будто бы сделанное им в 1682 году десятилетнему Петру Алексеевичу. Митрофан, который в XIX веке был причислен к лику святых, сказал юному Петру: «Ты воздвигнешь великий город в честь святого апостола Петра. Это будет новая столица. Бог благословляет тебя на это». Заподозрить Митрофана Воронежского в незнании истории раннего христианства невозможно.