Вы здесь

Итоговое выпускное сочинение: 2015/16 г.. Тематическое направление «Путь» (Е. П. Педчак, 2015)

Тематическое направление «Путь»

Это направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «Путь», нацеливая на его нравственное и философское осмысление. Диапазон размышлений о том, что такое путь, достаточно широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. Это и размышления о пути к успеху, к себе, в никуда; это и любовь к путешествию, и странничество; это и духовные искания.

Тексты, отражающие это направление:

А. Никитин «Хождение за три моря».

Д. Лондон «Любовь к жизни».

Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик».

А. Платонов «Усомнившийся Макар».

М. Лермонтов «Мцыри», «Герой нашего времени».

Ф. Достоевский «Преступление и наказание».

А. Чехов «Ионыч».

М. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека».

Для того чтобы полно и всесторонне раскрыть темы, связанные с категорией пути, необходимо прочитать еще раз такие произведения художественной литературы, как «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» А. Пушкина, «Кому на Руси жить хорошо» Н. Некрасова, «Мертвые души» Н. Гоголя, «Очарованный странник» Н. Лескова, «Война и мир», «Анна Каренина» Л. Толстого, «Господин из Сан-Франциско» И. Бунина, «Бег», «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Матренин двор» А. Солженицына, «Два капитана» В. Каверина, «Маленький принц» А. Экзюпери.

Не зря в народе издавна широко использовались пословицы и поговорки о дороге и пути:

В дороге и отец сыну товарищ.

Не хвались отъездом, хвались приездом!

Красна дорога ездоками, а обед пирогами.

Попостись, помолись, да и в путь соберись!

Николу в путь! Дома рука и нога спит, в дороге и головушка не дремли.

Домашняя дума в дорогу не годится.

Избным теплом недалеко уедешь.

Ночлега с собой не возят.

В дорогу идти – пятеры лапти сплести.

Хлеб в пути не тягость.

В дороге и родной отец товарищ (должен помогать).

Умный товарищ – половина дороги.

Одному ехать – и дорога долга.

В игре да в попутье людей узнают.

Нужный путь Бог правит.

Язык до Киева доведет.

Не ищут дороги, а спрашивают.

В блоке «Путь» для выпускников 2016 г. можно выделить ориентировочные темы данного направления:

• Дорога домой.

• Мое увлекательное путешествие.

• Духовные искания главных героев.

• Жизнь – это путь.

• Иногда хочется уехать в никуда.

• Когда находишься в дороге.

• Дорога без начала и конца.


Цитаты

• «Сделай шаг, и дорога появится сама собой» (С. Джобс).

• «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу» (О. Генри).

• «У каждого из нас есть только одно истинное призвание – найти путь к самому себе» (Г. Гессе).

• «Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути» (Ф. Бэкон).

• «Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью» (П. Валери).

• «Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно» (Д. Алигьери).


ЗАДАНИЯ

1. «Путь» – слово многозначное: это полоса земли, служащая для езды и ходьбы, дорога; место для прохода, проезда; путешествие, поездка, передвижение; направление, маршрут; наконец, это польза, прок, толк. Так определяет значение слова «путь» В. Даль. Сформулируй тезис о том, в чем ты видишь различие для человека пути географического и духовного. О каком пути – духовном или географическом – идет речь?

2. Каждая национальная литература имеет свой привычный круг тем, традиционные образы, устойчивые мотивы. Для русских писателей и поэтов одной из основных тем становится тема дороги (пути). По словам А. Блока, «первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги». Как ты думаешь, почему? Обоснуй свой ответ.

3. Дорога – это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, Н. Некрасов. Укажи, какие произведения раскрывают эту символику?

4. Образ дороги играет важную роль в сюжете романа А. Пушкина «Капитанская дочка» и в раскрытии характера главного героя Петра Гринева. Насколько многозначно понятие «путь» для этого произведения?

5. В поэме Н. Гоголя «Мертвые души» образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши, никуда не ведущей, только кружащей путника, – это символ обманного пути, неправедных целей главного героя. Рядом с Чичиковым то незримо, то явно присутствует другой путешественник – это сам писатель. Реальная дорога, по которой едет Чичиков, превращается у автора в образ дороги как жизненного пути. В каком аспекте употребляется понятие «путь» в этом произведении?

6. В поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» тема дороги является связующей. Какой смысл приобретают понятия «путь» и «дорога» в ней?

7. Путь героя повести Н. Лескова «Очарованный странник», странника Флягина, мотив «дороги» становятся ведущими. О каком пути – духовном или географическом – идет речь? В чем его суть?

8. Какой сокровенный смысл имеет тема странничества для М. Цветаевой в стихотворении «Над синевою подмосковных рощ…»?

9. Дай развернутые ответы на вопросы.

1) Возможна ли жизнь без идеала?

2) «Человек может создать все – для этого достаточно хотеть» (гении эпохи Возрождения). Так ли это?

3) Согласен ли ты с мыслью: «Человек не может жить без святынь. Он перестает без святынь быть человеком»?

4) Подбери аргументы к данному утверждению В. Белинского: «Школа несчастья есть самая лучшая школа…» (по одному из произведений русской литературы XX в.).

5) Составь план к сочинению на тему «Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)».

6) Выскажи свое отношение к мысли Н. Бердяева:

«Человек – существо недовольное самим собой и способное себя перерастать».

7) Согласен ли ты с утверждением Л. Толстого: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его»?

8) Сделай понятийный анализ темы «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни.» (А. Платонов).

10. Главная тема романа И. Гончарова «Обломов» – судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, но не сумевшего найти верный путь. Автор показывает, как безволие, неспособность к труду русского помещика Ильи Обломова превращают его в бездельника и праздного лежебоку. Порассуждай на эту тему.

11. А. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» показывает, что жизнь дворянина не обременена заботами, но Евгений Онегин пытается найти свой путь в жизни. Он может отказаться от стереотипов светского поведения. Его считают странным, но эта черта – протест против социальных и духовных догм. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь. Постарайся раскрыть эту тему.

12. Тяжел и трагичен путь героя в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Дорога Андрея Соколова – дорога подвига человека, не сломленного жестокими обстоятельствами. Его жизненный путь вместил в себя больше, чем может вынести один человек. Судьба его типична для человека того времени, это судьба всего русского народа, вынесшего на своих плечах войну, фашистские лагеря, растерявшего самых близких людей. В его биографии отразилась история страны, история трудная и героическая. Наблюдая за героем, читатель проникается гордостью за русского человека, восхищением его силой, красотой души. Его охватывает какая-то неизъяснимая вера в необъятные возможности человека. Какие чувства у тебя вызывает герой?

13. Если ты знаешь свой путь, то удачи и неудачи все равно продвигают тебя вперед. Ты согласен с этим?

14. Как ты понимаешь китайскую пословицу «Дорога, по которой ты ходишь, проложена другими людьми»?

15. Известно, что самая трудная часть пути – это первый шаг. Ты согласен с этим?

16. Прокомментируй высказывания:

«Любой путь – лишь один из миллиона возможных путей. Поэтому воин всегда должен помнить, что путь – это только путь; если он чувствует, что это ему не по душе, он должен оставить его любой ценой. На любой путь нужно смотреть прямо и без колебаний» (К. Кастанеда).

«Все пути одинаковы – они ведут в никуда. Спроси себя, есть ли у этого пути сердце? Если есть – путь хорош; если нет – он бесполезен. Все пути ведут в никуда, но у одного пути есть сердце, а у другого – нет. Один путь доставляет радость, и пока ты идешь по нему – ты неотделим от него; а другой путь заставляет тебя проклинать всю свою жизнь. Один путь наделяет тебя силой, другой – лишает ее» (К. Кастанеда).

«Не существует единой тропы для всего живого. В мире множество троп и у каждого – своя. Тот путь, что принес тебе счастье, для другого может оказаться губительным. Не тяни за собой, но если кто возымеет желание идти одной тропою, будь добрым попутчиком» (Аму Мом).

«Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти» (О. Бальзак).

«Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь подобно звездам спокойно, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели» (И. Гете).

«Человек может сделать великим путь, которым идет, но путь не может сделать человека великим» (Конфуций).

«У каждого из нас есть только одно истинное призвание – найти путь к самому себе» (Г. Гессе).

«Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути» (Ф. Бэкон).

«Кто начинает идти уверенно закончит сомнениями, а тот, кто начинает свой путь в сомнениях, закончит его в уверенности» (Дж. Свифт).

«Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью» (П. Валери).

«Всегда выбирайте самый трудный путь – на нем вы не встретите конкурентов» (Ш. де Голль).

«Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага» (Лао-цзы).

«Либо я найду свой путь, либо проложу его сам» (Ф. Сидни).

«На пути постижения мудрости не надо бояться, что свернешь не туда» (П. Коэльо).

«Человек с ясной целью будет продвигаться даже по самой тяжкой дороге. Человек безо всякой цели не продвинется и по самой гладкой дороге» (Т. Карлейль).

«Главное в этом мире не то, где мы стоим, а то, в каком направлении движемся» (О. Холмс).

«Кто в пору молодости не бросал вдруг неудавшейся жизни, не стирал все старые ошибки, не выплакивал их слезами раскаяния, любви и, свежий, сильный и чистый, как голубь, не бросался в новую жизнь, вот-вот ожидая найти удовлетворение всего, что кипело в душе» (Л. Толстой).

«Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то чистая, то холодная, то мутная, то ясная. Так и люди… Когда стоишь на распутье и не знаешь, как поступить, то всегда следует отдавать предпочтение тому решению, в котором больше самоотречения» (Л. Толстой).

«Тот, кто несет фонарь, спотыкается чаще, чем тот, кто идет следом» (Ж. Поль).

«Кто идет медленно и не спеша, тому не длинна никакая дорога; кто терпеливо готовится в путь, тот непременно приходит к цели» (Ж. Лабрюйер).

«Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно» (Д. Алигьери).

«Любой путь – это всего лишь путь, и нет никакой абсолютно преграды ни для тебя самого, ни для других, чтобы бросить его, если именно это велит тебе сделать твое сердце. Но твое решение остаться на этом пути или бросить его должно быть свободно от страха и амбиции. Я предупреждаю тебя об этом. Смотри на любой путь вплотную и решительно. Испытай его, столько раз, сколько найдешь нужным. Затем спроси себя, и только себя одного. Этот вопрос таков, что лишь очень старые люди задают его себе. Мой учитель сказал мне о нем однажды, когда я был молод, но моя кровь была слишком горяча для того, чтобы я понял его. Теперь я это понимаю. Я скажу тебе, что это такое: имеет ли этот путь сердце?

Все пути одинаковы: они ведут в никуда. Это пути, ведущие человека через кусты или в кусты. Я могу сказать, что в своей жизни я прошел длинные-длинные дороги. Но я не нахожусь где-либо. Вопрос моего учителя имеет теперь смысл. Имеет ли этот путь сердце? Если он его имеет, то этот путь хороший. Если он его не имеет, то толку от этого пути нет. Оба пути ведут в никуда, но один имеет сердце, а другой – нет. Один путь делает путешествие по нему приятным столько, сколько ты по нему идешь, ты с ним одно целое. Другой путь заставит тебя проклинать свою жизнь. Один путь делает тебя сильным, другой ослабляет тебя» (К. Кастанеда).

«Говорят, что дорогу осилит идущий. Если не в нашей власти выбирать, откуда мы пришли, то уж куда двигаться, мы выбираем сами. Мы в любом случае способны на многое. И можем постараться смотреть на вещи позитивно» (С. Чбоски).

«Что такое судьба? Жизненный путь? Откуда он и куда? Или это постижение мира, данное в страдании и боли?

Истинно ли то, что все люди одарены счастьем при рождении, а потом каждому воздается по делам его? Кому-то воздается, а у кого-то отбирается? Есть и такие, у которых и забрать нечего, кроме боли и отчаянья.

Почему судьба человека подчас зависит от воли других людей – злых и подлых, завистливых, которые стремятся управлять чужими жизнями ради тщеславия?» (Е. Островская).

17. Арабская пословица гласит: тот, кто идет один – придет первым. Как ты это понимаешь?

18. Можно идти по жизни, будто поднимаясь в гору к вершине, но потом, взобравшись туда, не увидеть вокруг никого, кто мог бы согреть твою душу добрым словом. Иногда один лишь шаг отделяет нас от вершины. Но мы не догадываемся об этом, потому что все время смотрим вниз… Что ты думаешь по этому поводу?

19. Говорят, если ты перестал встречать трудности, значит, ты сбился с пути. Так ли это?

20. Турецкая поговорка гласит: неважно, как далеко вы ушли по неправильному пути – возвращайтесь. Ты считаешь, можно исправить свои ошибки в жизни? Как это сделать?

21. Как ты понимаешь высказывание Наполеона:

«Я показал им путь славы: они не хотели; я открыл им мои передние: они бросились толпой»?

22. Проанализируй высказывания:

«Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него сделаться собой…» (В. Г. Белинский).

Каждый человек выбирает свой путь, тяжелый или легкий, выбирая последний, он рискует ничего не увидеть» (А. Нарышкин).

«Мы идем, хоть и неправильным, но зато своим путем» (И. Герчиков).

«Разные бывают люди: одни вылеплены из воска, другие высечены из камня; это вопрос не убеждений, а природы, и часто человек выбирает путь, мало соответствующий материалу, из которого он сделан» (И. Эренбург).

«Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше» (Л. Толстой).

«Для бодро шагающего путника все предметы, только что находившиеся впереди него, исчезают позади него, между тем как непрерывность пейзажа не нарушается» (В. Дильтей).

«Когда идешь под палящим солнцем, не останавливаешься на пути, чтобы сорвать цветок»(А. Фирдоуси).

«Если путь твой к познанию мира ведет, Как бы ни был он долог и труден – вперед!» (А. Фирдоуси).

«Летящий обгоняет идущего, идущий обгоняет ползущего, а ползущий обгоняет стоящего на месте» (Б. Тойшибеков).

«Мы… отыскиваем свой путь посредством проб и ошибок, строя свою дорогу позади себя по мере того, как мы продвинулись вперед» (М. Борн).

«Почти все избирают путь не свой и впадают в крайность противоположную той, какой можно было от них ожидать. Глупец становится тщеславным, ученый притворяется неучем; трус мнит себя храбрецом и толкует лишь о пистолетах да о драках, тогда как подлинный храбрец о них и не вспоминает; кто имеет, не любит давать, а кто не имеет, сорит деньгами; красавица нарочито небрежна в туалете, а дурнушка франтит напропалую; монарх тщится быть человеком простым, худородный воображает себя божеством; красноречивый молчит, а невежда разглагольствует; кто умеет, действовать не смеет, а кто не умеет, орудует почем зря. И все, как видишь, идут по пути крайности, не по стезе умеренности… Путь более надежный, хоть и не столь заманчивый, – путь разумной и блаженной середины: он менее опасен, ибо дает умеренное и устойчивое благополучие» (Б. Грасиан-и-Моралес).

«Кто идет медленно и не спеша, тому не длинна никакая дорога; кто терпеливо готовится в путь, тот непременно приходит к цели» (Ж. Лабрюйер).

«Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это самый легкий, и путь опыта – это самый горький» (Конфуций).

«Заблуждение ли воображать, что обретешь что-либо, или нечто будет раскрыто тебе относительно Пути без постоянных усилий с твоей стороны»? (Абу Утман ал-Хири).

«Магнит показывает на север и на юг; от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни» (К. Прутков).

«Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную» (К. Прутков).

«Меня же никто не заставлял идти таким путем. Я сам так решил» (П. Коэльо).

«Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется» (М. Горький).

«Цель – это путь во времени» (К. Ясперс).

«Пока одни открывают новые пути, другие спешат наследить на ранее открытых» (В. Афонченко).

«Все пути одинаковы, это мы – разные» (Л. Сухоруков).

«Либо я найду путь, либо проложу его» (Ф. Сидней).

«Ничто не происходит только на том месте, где оно находится. То, что всегда означает большее, не может и не должно останавливаться на своем пути» (Э. Блох).

«Никакие рассуждения не в состоянии указать человеку путь, которого он не хочет видеть» (Р. Роллан).

«При движении возможно только одно из трех состояний: либо приближение к цели, либо отдаление от нее, либо круговое движение вокруг цели, которое лишь истощает жизненные силы» (С. Ворцель).

«Передвижение является необходимостью, скорость – удовольствием» (Ж. Бодрийар).

«Если вы не знаете, куда вы идете, то вас туда приведет любая дорога» (Коран).

«Каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ» (К. Маркс).

«Средний путь – самый безопасный» (П. Назон).

«Движение вперед можно начать и с движения назад» (К. Кушнер).

«Путь, ведущий к цели, не есть извечный Путь» (Лао-Цзы).

«Каждый идет своим путем, но не каждый – собственным» (Л. Сухоруков).

«Путем добра и правды, в Божьем страхе Иди всегда, дабы не пасть во прахе» (М. Саади).

«И если он закрывает пред тобой все пути и проходы, Он покажет тебе тайную лазейку, о которой никто не знает» (Д. Руми).

«Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека» (Конфуций).

«Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов» (Конфуций).

«Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

…Боже! как ты хороша подчас, далекая дорога»! (Н. Гоголь).

«Жизнь, пройденная без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания». (Н. Лесков)

Когда-то наши далекие предки представляли, что Земля стоит на трех китах. В существование этих китов давно никто не верит. Но ведь на чем-то держится мир? Пожалуй, главный «кит», на котором покоится мир человека, – верность. Верность, служение избранной цели, мечте, идее, верность нравственным идеалам, традициям, законам, верность Родине. Это и есть истинный Путь человека.

В слове «верность» тот же корень, что и в слове «вера», смысл этих слов очень схож. Если человек верит в добро, заложенное в нем, в то, что живет он ради лучшего, высокого, светлого, ради того, чтобы помочь благоустройству мира, жизни на земле, то он будет верным сыном (дочерью) своим отцу-матери, будет верен памяти, заветам более отдаленных своих предков – деда, прадеда, земляков, будет стараться что-то сделать для своей земли, края, дома, для своей малой родины. Но из маленьких уголков состоит вся наша великая Родина, и все ручейки вливаются в большую реку: поэтому делать «малое дело» – значит, и помогать своей большой Родине, «всеми силами споспешествовать», как писал В. Белинский, ее расцвету.

Именно так помогал своей Родине Сергий Радонежский. Он сумел своими благочестивыми делами сыскать себе высочайший нравственный авторитет. Мудрый и добродетельный Сергий всецело поддерживал объединительные усилия Москвы для возвеличивания и укрепления Русского государства. Епифаний Премудрый в «Житии Сергия Радонежского» рисует трудный духовный путь этого подвижника.

А что еще является ориентиром в духовном пути человека? Конечно, верность. Верность данному слову, присяге, законам, чести… Верность традициям своего народа, знание его истории, песен, пословиц. Разве не укрепляют нас в жизненном пути хотя бы вот эти русские пословицы: «За совесть да за честь хоть голову снесть», «Худое молчанье лучше доброго ворчанья», «И редко шагает, да твердо ступает», «Не искал бы в селе, а искал бы в себе», «Не боюсь богатых роз, а боюсь убогих слез», «Совесть без зубов загрызет», «Глупый киснет, а умный обмыслит». Знать пословицы, народные песни – значит, быть верным народным традициям, родному языку.

Наконец, верность в любви, в дружбе.

Думается, что быть человеком – это чувствовать свою ответственность за выбранный Путь. Жизнь, не освещенная верностью, не имела бы, в сущности, никакой цены, как и жизнь, пройденная без служения широким интересам и обществу.

«Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестанет быть обывателем». (А. Блок)

Обыватель. Мещанин. Что это за человек? «Нет ничего пошлее мещанской жизни с ее грошами, харчами, нелепыми разговорами и никому не нужной условной добродетелью», – писал Чехов. Горький называл мещан «врагами свободно думающих и чувствующих людей, губителями жизни». Духовное мещанство ненавидели и ненавидят многие, но оно – зло, бороться с которым не просто.

Можно спросить себя: кому же охота становиться мещанином, если это значит быть врагом свободно думающих и чувствующих людей, губителем жизни? Представить себе человека, который сознательно хотел бы быть врагом и губителем, действительно трудно. Но в том-то и беда, что мещанином можно стать постепенно и для себя незаметно. Что к этому ведет?

Начнем, может быть, не с главного, но очень характерного – чересчур большая чересчур большое увлечение вещами. Мещанство не случайно связывают со стремлением к уюту. Жить в уюте и материальном довольстве не прочь каждый, но жить исключительно ради уюта и материального довольства будет только мещанин.

Модные вещи и увлечения сами по себе ни плохи, ни хороши. Сами по себе они не способны ни принизить человека, ни возвысить. Мещанином его делает не мода, а страстная преданность ей, добровольное рабство.

Ужасна и атмосфера общения на мещанский лад. Один с важной серьезностью относится только к тому, что говорит сам, всему и всем дает быстрые и категорические оценки, другой на все, что бы ему ни сказали, безапелляционно возражает, третий всех поучает, четвертый ищет у каждого заднюю мысль, пятый, боясь попасть впросак, пытается свести разговор к обмену никчемными сведениями, новостями, анекдотами. Но все они похожи тем, что не испытывают глубокого интереса и доверия друг к другу, предвзяты – не ждут друг от друга ничего нового, полезного для сердца и ума.

Однако «врагами свободно думающих и чувствующих людей» Горький называл мещан, конечно, не просто потому что многим из них свойственно молиться на вещи и моду, кто духовное ставит выше материального, совесть – выше расчета, нравственный и гражданский долг – выше личного благополучия, кто живет своим умом. Эта нетерпимость идет рука об руку с ограниченностью и самодовольством. Он требователен и строг к инакомыслящим, но слепо послушен чужой мысли, которую однажды принял, поддается внушению и грубой силе.

Вот почему в переломные моменты недалекий человек может стать губителем жизни не только в переносном, но и в прямом смысле слова.

Часто, говоря о мещанстве, подчеркивают его «умеренность и аккуратность». Именно эти качества считал своим талантом персонаж комедии А. Грибоедова «Горе от ума» Молчалин, уступчивый, скромный и чрезвычайно умеренный человек, которому завещал отец «угождать всем людям без изъятия». Как мелко и бесцветно пользовался своим «талантом» и угождал всем Молчалин, каждый из нас не раз писал об этом в школьных сочинениях. Но давайте задумаемся, почему умеренность и аккуратность Молчалина не просто мелкие и бесцветные, но и мещанские качества?

Молчалин подавлен и действует, исходя лишь из приземленных, сугубо личных целей. «В чинах мы небольших», – объясняет он Чацкому свои обстоятельства. Чтобы достигнуть больших чинов, Молчалин часами скучает с нелюбимой девушкой и дни напролет переписывает пустые бумаги начальников. Молчалин уступчив, скромен, тих не из уважения к взглядам, знаниям и личному достоинству окружающих, а потому что чувствует себя от них зависимым. Готовность принимать любые догмы, выполнять самые нелепые ритуалы, лишь бы, умеренно и аккуратно исполняя это, самому можно было хорошо устроиться, – здесь весь Молчалин, ограничивший возможности своей личности ради собственного благополучия. В этом его мещанский талант, враждебный тем, кто, не желая ограничивать свои возможности, живет и думает свободно. Если мы хотим, чтобы никто и ничто не могло подавить наши лучшие стремления, надо чтобы эти стремления у нас были. Они не появляются сами по себе, а развиваются вместе с нашей личностью. Нужно искать в своей душе высокие чувства сострадания и великодушия, не отказываться от помощи тем, кто в нас нуждается, болеть за тех, кому сейчас плохо. Это и есть наш духовный путь.

Наша духовная жизнь не даст нам перейти эту грань, за которой начинается пустое мещанское бытие с его «нелепыми разговорами и никому не нужной условной добродетелью».

Конец ознакомительного фрагмента.