Вы здесь

Итоговое выпускное сочинение: 2015/16 г.. Тематическое направление «Время» (Е. П. Педчак, 2015)

Тематическое направление «Время»

Это направление творческого задания ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, которая воспринимается во взаимодействии сиюминутного и вечного, личного и всеобщего, реального и воображаемого, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

Тексты, отражающие это направление:

Э. Хемингуэй «Старик и море».

А. Чехов «Ионыч».

И. Бунин «Окаянные дни».

Д. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».

И. Тургенев «Отцы и дети».

А. Чехов «Вишневый сад».

А.М. Горький «Старуха Изергиль».

А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».

Для того чтобы полно и всесторонне раскрыть темы, связанные с категорией «время», необходимо прочитать еще раз такие произведения художественной литературы, как «Евгений Онегин» А. Пушкина, «Герой нашего времени», «Ночевала тучка золотая» М. Лермонтова, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Война и мир» «После бала», «Анна Каренина», «Воскресение» Л. Толстого, «Человек на часах» Н. Лескова, «В Париже» И. Бунина, «Гранатовый браслет» А. Куприна, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Дети подземелья» В. Короленко, «Говори, мама, говори…» Б. Екимова.

Уже сама лексема «время», обладающая широким сочетаемостным потенциалом (время учить, время учиться, время приходить, время уходить, время не красит, время дает силы, время забирает все, время вечно, время коротко и т. д.) определяет узко индивидуальный подход, нешаблонное восприятие жизни, творческое переосмысление слова и указанного направления.

Для молодого человека, еще школьника, время может быть секундной вспышкой молнии и долгим, изнуряюще-нудным уроком. Оно словно будоражит мозг, заставляет напряженно задумываться о том, чем же действительно является для человека время.

Не зря в народе издавна широко использовались пословицы и поговорки о времени:

Тот, кто понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

Потерял минуту – потеряешь и час.

Минутка час бережет.

Век долог, а час дорог.

Часом опоздал, годом не вернешь.

День да ночь – сутки прочь.

И у самого длинного дня есть конец.

День долог, а век короток.

Всякой вещи свой век.

Всему свое время.

Время не ждет.

В блоке «Время» для выпускников 2016 г. можно выделить ориентировочные темы данного направления:

• Человек и время.

• Старая фотография.

• Вечность и сиюминутность.

• Время лечит.

• Ценности времени.

• Делу – время, потехе – час.

• Все бегут, бегут…

• «Нам не дано предугадать.»

Перечень примеров возможных формулировок тем сочинения для данного направления можно продолжать без конца, однако следует выделить четыре основных вопроса, которые и составляют логическую и философскую канву выпускной письменной творческой работы: Что? Где? Как? Почему?

Слова выдающихся личностей о времени, цитаты из их высказываний также могут помочь полнее понять и осознать проблему времени, яснее представить логическую цепь рассуждений и точнее изложить ее на бумаге.


Цитаты

• «Час ребенка длиннее, чем старика» (А. Шопенгауэр).

• «На день надо смотреть как на маленькую жизнь» (М. Горький).

• «Настоящая любовь не та, что выдерживает долгие годы разлуки, а та, что выдерживает долгие годы близости» (Х. Роуленд).

• «Все человеческое умение не что иное, как смесь терпения и времени» (О. Бальзак).

• «Время потому исцеляет скорби и обиды, что человек меняется: он уже не тот, кем был. И обидчик, и обиженный стали другими людьми» (Б. Паскаль).


ЗАДАНИЯ

1. Постарайся несколькими предложениями ответить на предложенные вопросы.

1) Время – что же это? Какую цену оно имеет? Ответ не знает никто, есть только предположения, выводы, мысли, но что это на самом деле?

2) С чем можно сравнить время?

3) Когда люди чувствуют ценность минут и секунд?

4) Можно ли с помощью времени измерить нашу жизнь?

5) Можно ли замедлить время, повернуть его вспять? А вернуть прошлое?

6) Почему мы помним имена людей, живших тысячелетия до нас?

7) Как можно за одну жизнь познать мудрость веков?

8) Как можно победить время и обессмертить себя?

9) Может ли время заменить лекарство?

10) Можем ли мы управлять временем?

11) Можно ли потратить его впустую?

12) Можно ли беречь свое время?

13) Есть ли у тебя свободное время?

14) Можно ли научиться правильно распределять свое свободное время? Когда тебе не хватает времени?

15) Говорят, что время – деньги. Как ты это понимаешь?

16) В силах каждого из нас сделать минуты своей жизни положительными и запоминающимися? Можно ли научиться ценить свое время? Чем можно его измерить?

17) Почему у кого-то времени чересчур много, а у кого-то нет и свободной минуты. Почему это так?

2. Внимательно прочитай текст. Попробуй объяснить, как ты понимаешь строки Ветхозаветной библейской книги Экклезиаст, которая с первых стихов ставит философскую проблему смысла жизни. По возможности аргументированно мотивируй свое мнение. Рассматривая естественный кругооборот в природе, применительно к человеку, Экклезиаст показывает, что взятая сама по себе земная жизнь человека в итоге оказывается бессмысленной, и делает вывод – все напрасно, все суета. Согласен ли ты со знаменитым лейтмотивом книги: «Все суета сует и нет ничего нового под солнцем», «Что пользы человеку от всех трудов его… Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки… Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, это новое»; Но это было уже в веках… Нет памяти о прежнем, да и о том, что будет, не останется…».

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться, и время умирать…

Всему свой час и время всякому делу под небесами; Время родиться и время умирать; Время насаждать и время вырывать посаженное; Время убивать и время исцелять; Время разрушать и время строить; Время плакать и время смеяться; Время стенать и время плясать; Время разбрасывать и время собирать камни; Время обнимать и время избегать объятий; Время искать и время терять; Время хранить и время тратить; Время рвать и время сшивать; Время молчать и время говорить; Время любить и время ненавидеть; Время войне и время миру.

И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем, ибо все – суета и томление духа.

И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.

Человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; и всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством.

Я увидел: нет большего блага, чем радоваться своим делам, ибо в этом и доля человека, – ибо кто его приведет посмотреть, что будет после»?

3. А. Камю говорил: «Время идет медленно, когда за ним следишь… оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым следим, и то, которое нас преобразует».

Ж.-П. Сартр писал: «Вот оно время в его наготе, оно осуществляется медленно, его приходится ждать, а когда оно наступает, становится тошно, потому что замечаешь, что оно давно уже здесь».

Хочешь ли ты, чтобы время шло быстрее? Когда это происходит? Когда ждешь поезда, конца урока, или наступления весны? Постарайся дать расширенный ответ на эти вопросы.

4. Х. Мураками писал: «Время проходит, вот в чем беда. Прошлое растет, а будущее сокращается. Все меньше шансов что-нибудь сделать – и все обиднее за то, чего не успел».

«Все-таки Время, куда ни глянь, сплетает все вещи и события в одно непрерывное полотно, тебе не кажется? Мы привыкли кромсать эту ткань, подгоняя отдельные куски под свои персональные размеры – и потому часто видим Время лишь как разрозненные лоскутки своих же иллюзий; на самом же деле связь вещей в ткани Времени действительно непрерывна».

А. Рудаки: «Время – конь, а ты объездчик; мчись отважно на ветру. Время – меч; стань крепкой клюшкой, чтобы выиграть игру». С чем бы ты мог сравнить время?

5. Как ты понимаешь высказывание Л. Толстого: «Каждый поступок ничто в сравнении с бесконечностью пространства и времени, а вместе с тем действие его бесконечно в пространстве и времени»?

6. Великие мыслители древности задумывались над понятием «время». Софокл, к примеру, говорил: «Время открывает все сокрытое и скрывает все ясное». Пифагор заявлял: «Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем». Гомер: «Время на все есть: свой час для беседы, свой час для покоя».

А вот высказывание А. Герцена: «Цель жизни – жизнь!? Если глубоко всмотреться в жизнь, конечно, высшее благо есть само существование. Нет ничего глупее, как пренебречь настоящим в пользу грядущего. Настоящее есть реальная сфера бытия…» В. Белинский: «Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый – время». С чем ты согласен? Какое из высказываний тебе ближе?

7. К. Циолковский писал: «Время, возможно, существует, однако, мы не знаем, где его следует искать. Если время существует в природе, то оно еще не открыто». Как ты думаешь, где следует искать время?

8. Чье мнение ты разделяешь? И. Бродский: «Будущее, мягко говоря, есть частная утопия индивидуума». Н. Гоголь: «Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собой».

9. Прав ли был Леонардо да Винчи, когда говорил: «Истина была единственной дочерью времени»?

10. Ф. Достоевский высказал свое философское понимание времени: «Время есть отношение бытия к небытию». Л. Толстой писал: «Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя – и оно не может быть мыслимо иначе». Можешь ли ты проиллюстрировать это какими-либо эпизодами из их произведений?

11. Проведи понятийный анализ следующей темы (переформулируй ее в виде вопроса или определи ключевые слова): «Идеологический ландшафт нашего времени».

12. Определи, на каком материале ты будешь раскрывать следующие темы: «Историческая тема в русской литературе», «Жизнь и время».

13. Определи главную мысль сочинения. Запиши ее в 23-х предложениях так, чтобы был дан ответ на вопросы, заключенные в формулировке: «Гоголь в меняющемся мире».

14. Как ты относишься к высказыванию А. Пушкина: «Люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения»?

15. Сопоставь крайне медленные темпы романа И. Гончарова «Обломов» с предельной временной сгущенностью романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Убедись в различии временных приемов писателей, их психологической настроенности и устремленности.

16. Все русские писатели, так или иначе, пытались определить, какого человека порождает время, кто является выразителем наиболее прогрессивных течений общественной мысли и что может противопоставить личность толпе. Приведи примеры.

17. В рассказе «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, как известно из заглавия, изображены события одного лагерного дня, «от звонка до звонка». Происходит некоторый сдвиг во времени, в одном дне одного лагеря сконцентрированы все дни всех лагерей. Для чего это сделано, как бы ты мог это объяснить?

18. В романе «Мастер и Маргарита» М. Булгаков использует образ самого времени, Хроноса. Это выражается во временной двуплановости произведения, где вполне самостоятельная притча об Иисусе как бы дополняет нравственную суть повествования. Сознание Мастера постоянно «путешествует» во времени. Зачем это понадобилось писателю? Поразмышляй на эту тему и выскажи свои предположения.

19. Напиши сочинение на тему «Время». Используй фразы, которые даны ниже, выстрой их в определенной последовательности в соответствии со своим замыслом, приведи примеры из жизни.

1) Иногда нам кажется, что время идет так медленно.

2) Считается, что мы не можем управлять временем.

3) Время надо беречь.

4) Все люди чувствуют ценность минут и секунд.

5) Мы не можем увидеть время, но с его помощью мы измеряем нашу жизнь.

6) Люди часто жалуются, что им не хватает времени, а сами тратят его на сплетни, пустые развлечения.

7) Время существует, хотя его нельзя потрогать руками.

8) Его нельзя растянуть или ускорить сжать по собственному желанию.

9) Я могу управлять временем, хотя бы частично.

10) Все мы должны помнить о ценности времени, ведь каждая минута нам дана лишь один раз.

11) Зря потерянное время уже не вернется.

12) У каждого настоящего есть свое будущее.

Будущее и настоящее в поэме Н. Гоголя «Мертвые души»

Увы, никому не дано заглянуть в будущее своего народа, своего государства, свое будущее. Но всегда, во все времена люди, особенно писатели, пытались это сделать. И именно поэма «Мертвые души» – это взгляд в будущее России через призму ее настоящего.

Птица-тройка – вот гениальный образ Руси, созданный Гоголем.

Лирические отступления, в которых звучит голос автора, немало помогли ему в этой нелегкой задаче. Особая черта гоголевской сатиры – это лирическое начало, желание видеть человека совершенным, а Родину могучей и процветающей. Следует сказать, что они не уводят писателя от главной цели, а лишь более углубляют ее.

Лирические отступления, в которых звучит голос автора, немало помогли ему в этой нелегкой задаче – показать настоящее и будущее России. Нередко Гоголь говорит устами своего главного героя. Возьмем, к примеру, размышления Чичикова о судьбах русского крестьянина. Белинский утверждал, что «это одно из лучших мест в поэме: оно исполнено глубины мысли и силы чувства, бесконечной поэзии и, вместе с тем, поразительной реальности».

Вообще, в лирических отступлениях звучит глубокая любовь к Родине, сознание неразрывной связи с ней, сознание своего гражданского долга служить ей. Лирические отступления повествуют о талантливости русского народа, о метком, животрепещущем слове, о красоте русской природы.

Может ли столь великий народ, живущий в столь красивой стране, прозябать в нищете и унизительной забитости? Нет, не может – убежден Гоголь. Эту мысль он предполагал развить во втором томе «Мертвых душ». Однако окружающая писателя действительность не позволила ему это сделать, не удалось ему и найти ответ, куда же несется Русь. Поэтому Чичиков мчится по бесконечной русской дороге в неизвестность. Гоголь так и не решился заглянуть в будущее России.

А какова же жестокая действительность? Она очень подробно и правдиво изображена в поэме, произведении энциклопедическом по широте охвата жизненного материала.

Помещичья Россия, изображенная Гоголем, – страна плохих гостиниц и плохих дорог, страна бесконечно унижаемых, забитых, безграмотных крестьян, страна безнадежного хаоса. Да и может ли быть иначе, если для чиновников главное – это хлебное место, а не судьба России. А кто имеет вес в провинции? Слащаво-приторный прожектер Манилов, который много размышляет, но и Бог не знает о чем он думает; дубинноголовая Коробочка; гуляка и хам Ноздрев; Собакевич – человек-кулак и самый богатый в губернии – Плюшкин – «прореха на человечестве».

Однако сквозь эту Россию Гоголь видит птицу-тройку. Он глубоко уверен, что могучий потенциал русского народа обретет свое предназначение, и настанет день, когда «удалая, полная сил национальность» (Герцен) заживет так, как положено ей жить.

К сожалению, история рассудила по-другому, и не удалось России обогнать другие народы и государства. А как все же хочется верить, что придет время, когда «поднимутся русские движения… и увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов».