Вы здесь

Итоговое выпускное сочинение: 2015/16 г.. Композиция сочинения (Е. П. Педчак, 2015)

Композиция сочинения

Чтобы успешно написать сочинение, надо иметь четкое представление о функциональных типах речи.

Любая речь (тема, композиция и языковое оформление) зависит от цели, мотива общения и описываемой ситуации. Высказывания можно свести к трем видам:

1) статичные, воспринимаемые предметно, они реализуются в форме описания;

2) динамичные, воспринимаемые в движении и во времени, которые реализуются в форме повествования;

3) причинно-следственные связи реализуются в форме рассуждения.

Работая над сочинением, следует помнить не только об особенностях функционально-смысловых типов речи, но и представлять себе композицию сочинения.

Традиционно в сочинении выделяют три основные части.

Структура сочинения:

1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

Композиция сочинения должна быть четкой и выверенной. Вступление и заключение должны быть меньше по объему, чем изложение основной части. Все основные элементы композиции сочинения должны сохраняться. Недопустимо, если в сочинении нет хотя бы одного из элементов структуры. Содержание сочинения должно соответствовать теме, которую вы выбрали, писать его нужно в едином стиле, который должен непременно соответствовать содержанию вашего сочинения. Этим правилам необходимо следовать.

Сочинение должно основываться на хорошем знании произведений школьной программы по выбранной теме. Вы должны продемонстрировать знание литературоведческой терминологии, которую используете в своей работе. Единственным аргументом является художественный текст. Сопутствующим дополнительным материалом считаются всевозможные ссылки на черновики, варианты художественных произведений, дневники писателей, критика и мемуары. Логика вашего сочинения должна быть строго упорядоченной. Все идеи, положения и тезисы следует мотивированно доказывать.

Следите за логикой изложения и речью. Не навязывайте свою точку зрения, а доказывайте ее. Все основные и вспомогательные мысли следует тщательным образом обосновать, приведя факты и цитаты из художественных произведений по теме или из других первоисточников, если пишете сочинение на свободную тему. В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя изменять имена персонажей, путать события, их время и место, детали и подробности. Не допускаются также ошибки в цитировании и датировке.

Вступление должно включать в себя вопросы, которых следует коснуться перед раскрытием темы. В нем следует четко определить границы темы, ограничить круг понятий, заключенных в основном тезисе и требующих дополнительных разъяснений.

Это своеобразный ввод в тему, поэтому здесь не надо давать подробные биографические сведения об авторе, истории написания и эпохе создания произведений, если это не сработает в дальнейшем. Чтобы оно получилось удачным, сформулируйте в нем проблемы, на которые можно ответить в рамках темы, выберите при этом те, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте этот выбор, приведите термины.

Если нужно, дайте их определение, это будет говорить о том, что вы понимаете то, о чем пишете. Используйте вопросительные предложения, которые кроме того, что служат собственно вопросом, являются своего рода размышлением, могут подчеркивать нужную мысль, выражать предположение, являются эмоциональным откликом на ситуацию.

При написании сочинения вы должны смело пользоваться всем арсеналом языковых средств:

– восклицание используется для выражения сильного чувства, волнения, выражает отношение автора (возмущение, ирония), а также эмоциональную прерывистость речи;

– деепричастие и деепричастные обороты можно использовать для выражения краткости и динамичности;

– диалектизмы – в качестве средства выразительности: для реалистического изображения быта, то есть создания «местного колорита» и передачи особенностей речи жителей определенной местности;

– неологизмы – для создания оттенка необычности, новизны, фразеологизмы – для придания высказыванию выразительности, создания образности, достоверности;

– эпитеты – для художественной выразительности;

– неполные предложения – для экономии языковых средств;

– обобщенно-личное предложение – для образного выражения общих суждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицах и поговорках;

– образные выражения – с целью сделать изложение живым, легким для восприятия;

– однородные члены (конструкции) – для показа динамики действий, зарисовки общей картины как единого целого, создания гаммы красок, звуков, ритмического рисунка, выразительной смысловой соотнесенности и своеобразной симметрии, создания ряда эпитетов, обладающих экспрессивностью, живописностью;

– побудительное предложение – для выражения волеизъявления говорящего.

Вы смело можете использовать:

– лексический повтор для обозначения большого числа предметов, явлений, усиления признака, степени качества или действия, указания на длительность действия;

– стилистический повтор – для подчеркивания каких-либо деталей, создания экспрессивной окраски;

– ряды однородных членов придадут тексту своеобразный ритмический рисунок;

– сложные синтаксические конструкции – для характеристики авторского стиля;

– сравнение – для создания художественной выразительности;

– стилистически окрашенные слова – для выражения отношения к предметам, поступкам, выражения различных чувств, в качестве комического средства при неуместности.

Термины несут в себе информацию гораздо большую, чем другие лексические единицы. Цитирование используют в сочинении для дословной передачи чужих слов. Профессионализмы вы можете использовать, чтобы показать образованность в определенной сфере.

В сочинениях часто используется прямая речь – дословная передача чужого высказывания для характеристики говорящего. Для создания художественного образа и атмосферы непринужденности, непосредственности вставляют разговорную лексику.

Итак, во введении можно заявить свой взгляд на проблему, обозначить тезис, вступить в полемику с воображаемым оппонентом, привести соответствующие цитаты. В этой части можно рассказать о причинах обращения именно к этой теме, сформулировать цель своего сочинения, показать значение рассматриваемой проблемы, определить ведущие направления будущего рассуждения, задать эмоциональный тон. Это все поможет вам подойти к теме.

Условно можно выделить несколько видов вступлений.

1. Историческое вступление – это характеристика эпохи написания произведения, анализ ее социально-экономических, нравственных, политических, культурных особенностей.

2. Аналитическое вступление – анализ главного понятия темы сочинения.

3. Биографическое вступление – изложение некоторых фактов из жизни писателя, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника.

4. Сравнительное вступление. Здесь следует вспомнить литературные традиции, которые предшествовали анализируемому произведению, определить, как вписывается в них предмет вашего внимания.

5. Вступление-характеристика. В нем надо дать характеристику произведению в целом, указать его место в русской литературе, его новизну и значимость.

6. Эмоциональное вступление. В этом универсальном вступлении вы можете написать, какое влияние оказал на вас художник, его личность и творчество.

Закончив работу над вступлением, следует перейти к основной части, где предстоит раскрыть тему. Это самая большая по объему часть работы. То, что вы решили писать в главной части, зависит от тезисов, которые вы выдвинули, ведь любую тему любого сочинения можно раскрыть по-разному, ибо это зависит от вашего видения проблемы, от вашей интерпретации.

Итак, что значит раскрыть тему? Для того чтобы раскрыть тему, следует:

а) последовательно проанализировать данный текст под углом определенной проблемы;

б) развернуто и логически связно ответить на вопрос.

Сочинение-рассуждение должно соответствовать трем главным условиям:

1) оно должно начинаться с постановки вопроса или обозначения проблемы (во вступлении);

2) завершаться ответом на вопрос или выводом (в заключении);

3) движение от вопроса к ответу, от постановки проблемы к выводу должно определяться основной мыслью сочинения – идеей, исходящей из его темы (в основной части).

Остановимся более подробно на теме и основной идее (тезисе).

В этой части работы над сочинением нужно ясно представить себе, как взаимосвязаны тема, идея и содержание вашего сочинения. Тема его должна содержать проблему, вы ее обязаны разрешить. Основную идею следует сформулировать в виде тезиса ясно и четко, не допуская двусмысленности и расплывчатости формулировок. Ваш тезис представляет собой ответ на вопрос, поставленный в теме.

Тема сочинения формулируется в виде понятий, вопроса, суждений. Однако как бы ни была сформулирована тема рассуждения, правила построения рассуждения на любую из тем одни и те же.

Тема рассуждения – это всегда мысль, которая отражает наиболее существенные признаки, свойства, качества того предмета, о котором предстоит рассуждать. Она имеет объем и содержание. Объем темы – это круг фактов, явлений предметов, который охватывают ее формулировкой. Содержание темы – это наиболее существенные признаки фактов, явлений, предметов, составляющих объем данной темы.

Основным содержанием проблемных тем является постановка вопросов эстетического или этического характера. В формулировку их часто входит и само слово «проблема». В таких сочинениях скорее не отвечайте на вопросы, а задавайте их самим себе, ища соответствия с вопросами, которые задает автор. Это требует строгой логичности изложения.

Сопоставительные темы предполагают сопоставление (сравнение) объектов по признакам, определенным формулировкой. В формулировке часто перечисляют объекты. Здесь необходимо уделить одинаковое внимание всем объектам исследования, которые были заявлены. Сравнительные темы предполагают строгую последовательность в изложении и наличие общих выводов и умозаключений, которые вытекают из сравнения.

Обзорные темы отличаются широким охватом материала. Зачастую они предполагают лишь описание или изложение, пересказ. Иногда такие темы включают сопоставительные моменты, рассматривают изменения объекта с течением времени в зависимости от разных культурных эпох.

В этом случае следует приводить примеры из текста и сопоставлять их. Здесь важна не глубина проработки материала, а ширина его охвата и развитие.

Темы, которые связаны с особенностями художественного мастерства писателя, предполагают знание литературоведческих терминов, умение охарактеризовать особенности авторского повествования, композицию произведения и его героев, анализировать пейзажные, портретные описания. Нужно уметь видеть идейную и эстетическую ценность художественной ткани произведения, показать необычность авторского видения, его творческую уникальность, проанализировав именно те моменты темы, которые сформулированы в названии.

В сочинении по цитате необходимо определить тему высказывания, которое процитировано, и на основе этого сформулировать проблему, заложенную в ней. Перечислите аспекты, на которых вы хотите остановиться более подробно. Если это цитата из произведения, непременно укажите это. Если же она предполагает выбор произведений по вашему усмотрению, во вступлении перечислите произведения и кратко охарактеризуйте их в соответствии с темой цитаты. Важно верно отобрать произведения для разбора.

Многие темы являются смешанными, они сочетают разные подходы к произведению и элементы различных видов – художественный анализ текста и описательность, постановку проблемы и сопоставление. Нужно самим определить, какой подход вы изберете – обзорный или же аналитический.

Свободные темы допускают и даже приветствуют ваше личностное отношение к проблемам. Они обычно не связаны с определенной литературной эпохой, каким-либо автором или произведением, а предполагают формулировку, дают больше выбора. Здесь следует опираться на ваш собственный опыт, но с опорой на художественную литературу, однако не замыкаясь при этом на проблемах литературоведения. Нужно подойти с умом к отбору материала для анализа, отсечь лишнее, не упустить необходимого и одновременно не удаляться от темы, чтобы достаточно глубоко её раскрыть.

Работая над сочинением, сначала следует определить задачу, которую ставит тема (или поставить вопрос, который содержит тема). Затем нужно дать прямой ответ на поставленный вопрос и уже на его основе сформулировать основную идею (тезис) рассуждения. После этого останется только подобрать аргументы для обоснования тезиса.

Формулировка тезиса должна быть четкой, ясной, краткой, иметь форму грамматически законченного предложения.

Особое внимание следует уделить подбору аргументов. Чтобы не ошибиться, надо найти в основном тезисе слово или словосочетание, в котором заключена мысль, требующая доказательства. Если тезис сформулирован в виде двусоставного предложения (предложения с подлежащим и сказуемым), то это слово или словосочетание будет находиться в группе сказуемого: сказуемое как раз и выражает то, что мы утверждаем или отрицаем о предмете рассуждения.

Сочинение – это знание текста, собственные мысли по прочитанному тексту и, конечно, грамотность.

Основная часть представляет анализ литературного текста в соответствии с заданной темой. По объему это самая большая часть. Главное в ней – развернутый и доказательный ответ на вопросы, которые вы сами же сформулировали во вступлении. Вы должны убедить, что поставили правильно вопросы и хотите их решить. Следует избегать пересказа литературного произведения и изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. В основной части нужно показать знание литературного текста, умение логично, аргументированно и стилистически грамотно анализировать его, излагать свои мысли о прочитанном.

Основная часть – это проверка того, насколько верно автором сочинения понята тема.

Заключение – подведение итога в соответствии с вашими рассуждениями во второй части по проблемам, которые вы сформулировали во вступлении. Это обобщение ваших выводов, изложенных ранее, завершение сочинения. Здесь обязательно нужно выделить самое главное по теме сочинения. Заключение и вступление по содержанию перекликаются друг с другом. Вопросительная форма сменяется утвердительной. Заключение должно связать обобщение со вступлением, с обозначенной в нем заявкой на тему.

Заключительная часть должна быть короткой, но емкой, логически связанной с первыми двумя частями. Вы можете использовать ключевые слова или термины, которые входили в формулировку вашей темы, повторить их еще раз в заключительных выводах. В них можно выразить ваше личное отношение к литературному произведению, событиям, героям и проблемам. Свое мнение изложите по возможности корректно, без излишнего восторга и негатива. Четкий, строго соответствующий теме последний аккорд сочинения может скрасить имеющиеся в нем шероховатости и недочеты.