Особенности сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение представляет собой творческое и очень личностное произведение, в котором отражаются особенности мыслительной деятельности учащегося, его знание литературного наследия и умение ориентироваться в том литературном мире, с которым его знакомили в течение одиннадцати лет.
Чтобы правильно сориентировать учащегося на собственное творчество, необходимо, прежде всего, проанализировать прагматику функционально-смысловых типов речи, а также выработать строгую композиционную структуру сочинения-рассуждения.
Под рассуждением в лингвистике понимают словесное изложение, разъяснение какой-либо мысли с целью выяснить какое-нибудь понятие, развить, доказать или опровергнуть чью-то мысль[1].
С точки зрения логики, рассуждение – это цепь умозаключений на какую-нибудь тему, которые излагаются в определенной последовательности. К рассуждениям относят и ряд суждений, относящихся к какому-нибудь вопросу, следующих одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений обязательно вытекают последующие, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос.
Рассуждение характерно для научных и публицистических текстов, задача которых – сравнить, резюмировать, обобщить, обосновать, доказать или опровергнуть какую-либо информацию, а также дать определение, пояснение или объяснение вышеизложенному факту, явлению или событию.
В художественной литературе рассуждение, как правило, используется в лирических или авторских отступлениях, которые объясняют психологию и поведение персонажей. Рассуждение необходимо также для выражения морально-нравственной или гражданской позиции самого автора, его оценки изображаемых фактов, его философского осмысления реалий действительности.
Цель его заключается в исследовании предмета или явления, в выявлении их внутренних признаков, рассмотрении причинно-следственных связей между описываемыми событиями или явлениями. Рассуждение служит для передачи размышлений автора о некоем предмете или явлении, для их оценки, а также обоснования, доказательства или опровержения той или иной мысли или положения.
Особенностью рассуждения является использование не сюжетного (как в повествовании), а логического принципа построения текста.
Модель текста-рассуждения можно представить следующим образом:
Схематично рассуждение-доказательство и рассуждение-объяснение на практике довольно-таки часто актуализируется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, зачастую отсутствуют выводы, а иногда нет и экспозиции. Подобные пропуски можно объяснить тем, что рассуждение является понятным даже без всех пропущенных компонентов, потому что их можно легко домыслить, понять или восстановить.
Таким образом, к обязательным частям рассуждения относятся тезис и его аргументированное доказательство или подтверждение, в то время как экспозиция, проблема или проблемный вопрос, а также выводы могут как присутствовать, так и отсутствовать в тексте.
Рассуждение-размышление выстраивается, как правило, в форме вопросов и ответов. И на эти вопросы в тексте не всегда дается ответ. Рассуждение-размышление представляет собой объяснение или доказательство, а в их роли выступают примеры, которые необходимо сопоставить или противопоставить; можно также указать на существующие или возникающие между ними причинно-следственные отношения, требующие ограничения, расширения или обобщения.
Виды и структура рассуждений
Текст-размышление выстраивается по единой для всех разновидностей рассуждения схеме, однако, в отличие от объяснения и доказательства, он содержит не одну смысловую пару вопрос – ответ, а целую систему вопросов и ответов, которые последовательно дополняют друг друга[2].
Схему сочинения-рассуждения можно представить следующим образом:
1) экспозиция (то есть подведение читателя или слушателя к проблемному вопросу);
2) система проблемных вопросов;
3) ответы на них;
4) выводы.
С точки зрения логики сочинения-рассуждения можно классифицировать на следующие группы:
1. Индуктивные рассуждения, в которых устанавливаются некие умозаключения от частного к общему, от конкретного к абстрактному;
2. Дедуктивные рассуждения, в которых присутствуют некие умозаключения от общего к частному, от абстрактных размышлений к частным выводам.
Кроме того, рассуждение может строиться как доказательство истинности или ложности выдвигаемого тезиса. На основе данного принципа можно выделить группы:
1. Рассуждения-утверждения.
2. Рассуждения-опровержения.
Они могут сопровождаться прямыми доказательствами или доводами, которые обосновывают справедливость выдвинутого тезиса, а также доводами или доказательствами от противного, когда истинность выдвигаемого тезиса доказывается методом опровержения различных предположений, противоположных доказываемому.
Основа любого рассуждения – это перечисление фактов, доказательств, доводов и аргументов, обосновывающих тот вывод, к которому автор и стремится подвести читателя или слушателя, тот заключительный аккорд, который победно звучит в конце сочинения, если умозаключение логично выстроено, обосновано и подтверждено, то есть доказано.
Чтобы правильно реализовать задачу рассуждения и провести всю цепочку от факта к мысли, а затем опять к реалии, существуют разные формы и способы представления умозаключительной связи между предложениями.
Цепной способ – это движение мысли от одного предложения к другому, причем слова из предыдущего предложения обычно повторяются в последующем.
Параллельный способ – когда предложения употребляются таким образом, чтобы в них был одинаковый порядок слов, однотипные грамматические формы выражения членов предложения, а также видовременная соотнесенность данных предложений.
На основании этого рассуждение может строиться по еще более упрощенной схеме:
1. Тезис – основная мысль.
2. Доказательство (или опровержение) этой мысли, то есть аргументы, сопровождающиеся примерами.
3. Вывод, или заключение.
Между тезисом и соответствующими ему аргументами, а также между всеми отдельными аргументами в тексте обязательно должна быть установлена логическая и грамматическая связи, причем логическая связь – это связь смысловая (то есть все должно подтверждать выдвигаемый тезис, должно быть убедительным). Для связи между тезисом и аргументами, а также между отдельными аргументами чаще обычного могут использоваться вводные слова и подчинительные союзы.
При комбинировании цепного и параллельного видов связей между предложениями возникает смешанная связь. Для подобного способа связи характерно использование глаголов в форме настоящего или будущего времени, а также присутствие в тексте безличных глаголов или личных глаголов в безличной форме.
Примером рассуждения может стать отрывок из рассказа К. Паустовского «Искусство видеть мир» (книга «Золотая роза»): «… больше всего обогащает язык прозаика знание поэзии. Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!
Чем это объяснить, я не знаю. Я предполагаю, что слово оживает в двух случаях.
Во-первых, когда ему возвращают его фонетическую (звуковую) силу. А это сделать в певучей поэзии значительно легче, чем в прозе. Поэтому и в песне и в романсе слова сильнее действуют на нас, чем в обычной речи.
Во-вторых, даже стертое слово, поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд, как бы насыщается общей мелодией стиха и начинает звучать в гармонии со всеми остальными словами.
И, наконец, поэзия богата аллитерациями. Это одно из ее драгоценных качеств. На аллитерацию имеет право и проза.
Но главное не в этом.
Главное в том, что проза, когда она достигает совершенства, является, по существу, подлинной поэзией».
ЗАДАНИЕ. Составьте тексты-рассуждения на темы:
1. Отеческий дом – начало начал…
2. Путь-дорожка фронтовая.
3. Время все лечит.
4. Дыхание жизни в художественной литературе.
5. Любви все возрасты покорны, Ее порывы благотворны.