Вы здесь

Итальянские каникулы. От св. Антония до св. Франциска. Город и Башня (А. В. Евдокимов)

Город и Башня

Пи́за (итал. Pisa) – тосканский город и коммуна, на расстоянии 10 км от Лигурийского моря, административный центр одноимённой провинции.

Пиза́нская башня (итал. Torre pendente di Pisa) – колокольная башня, часть ансамбля городского собора Санта-Мария Ассунта (Пизанский собор) в городе Пиза. Строительство башни было закончено в 1360 году. Башня получила прозвище «Падающая башня» и всемирную известность благодаря тому, что она сильно наклонена и как бы «падает».

Башня имеет 294 ступеньки. Высота башни составляет 55,86 м от земли на самой низкой стороне и 56,7 м на самой высокой стороне. Диаметр основания – 15,54 м. Толщина наружных стен уменьшается от основания к вершине (у основания – 4,9 м, на высоте галерей – 2,48 м). Её масса оценивается в 14 453 т. Текущий наклон составляет 3° 54

Башня является колокольней католического собора Campo dei Miracoli (поле чудес) и, без сомнения, является одной из самых замечательных колоколен Европы. Архитектура ансамбля имела большое влияние на монументальное искусство Италии XII – XIV столетий. 30 декабря 1986 года ЮНЕСКО присвоило статус Всемирного наследия архитектурному ансамблю (кафедральный собор (Piazza del Duomo), баптистерий, колокольня (Пизанская башня) и кладбище).

В Пизу мы приехали ранним утром и пройдя по небольшой улочке оказались на Площади Чудес у баптистерия. Заходить пришлось со стороны крепостных стен.

Тем не менее через некоторое время нам предстала весьма интересная, в лучах восходящего солнца, картина: баптистерий (крестильня) Собор и знаменитая падающая башня.


Cобор построенный в честь Успения Пресвятой Девы Марии


Народу на площади было мало, и я, пользуясь случаем, пошел прогуляться и осмотреть этот памятник всемирной архитектуры.

Этот собор построенный в честь Успения Пресвятой Девы Марии часть ансамбля площади Пьяцца деи Мираколи. Ансамбль создавался с XI по XIII века, в период наивысшего расцвета Пизы, и представляет собой один из наиболее значительных памятников романской архитектуры Италии.

Строительство этого начато в 1063 году архитектором Бускето ди Джованни Джудиче на деньги, полученные Пизой в качестве дани с Балеарских островов. По замыслу Бускето, собор должен был включать элементы различных стилей; византийские, ломбардские и даже исламские, что символизировало бы размах пизанской торговли. Получившийся стиль известен в литературе как романо-пизанский стиль. Собор был освящён в 1118 году папой Римским Геласием II, который сам происходил из пизанского семейства Каэтано.

Здание изначально было построено в виде греческого креста (с равными перекладинами) в плане, в пересечении перекладин которого сооружён купол. В настоящее время пятинефный собор с трёхнефным трансептом в плане имеет вид латинского креста. Внутри возникает эффект огромного пространства, аналогичный большим мечетям, благодаря использованию арок и чередованию белого и чёрного мрамора. Две колоннады из чёрного гранита в нефах – явный признак византийского влияния. Сами колонны происходят из мечети Палермо, завоёванной пизанцами в 1063 году.


Панорама собора


Фасад собора, выполненный из серого мрамора мастером Райнальдо, состоит из четырёх галерей с колоннами, в углах которых расположены статуи четырёх евангелистов. Внутрь собора ведут двери 1602 года, выполненные в мастерской Джамболоньи.

Погуляв по площади, понаслаждавшийся великолепно «оперной» архитектурой собора и примыкающих строений я все таки остановился на башне. Той самой башне, что и сделало этот небольшой тосканский городок знаменитым на весь мир.

Итак, автор проекта башни так и остался неизвестен. Строительство башни велось в 2 этапа, начиная с 9 августа 1173, и с двумя длинными перерывами продолжалось почти 200 лет, до 1360 года. Первый этаж построен из белого кексика, его окружают столбы с классическими капителями, опираясь на закрытые арки.

Раньше считали, что наклон башни являлся частью проекта, но сейчас эта версия представляется маловероятной. Проект башни был ошибочен с самого начала – сочетание маленького, трехметрового, фундамента и мягкой почвы привело к тому, что после строительства третьего этажа (1178) башня наклонилась. Почву укрепили и в 1198 году незаконченное здание временно открыли.

Башня проектировалась вертикальной, но наклон начал чувствоваться уже в процессе строительства и может быть связан с действием таких факторов, как мягкость почвы, ненадежность или несоразмерность фундамента, размытие грунта под башней в процессе строительства.

Как из-за наклона, так и из-за оригинальной архитектуры, с 1173 года и вплоть до наших дней, башня является объектом пристального внимания. Постоянно прилагаются усилия, чтобы сделать башню более устойчивой. Например, разрушающиеся колонны неоднократно заменялись. Сейчас в основном проводятся подземные работы, укрепляющие фундамент. В общем – как это не раз бывало в истории, ошибка превратилась в достижение.


Та самая падающая башня


Для того, чтобы на нее подняться, пришлось сдать вещи в камеру хранения. Потом вверх по винтовой лестнице останавливаясь и фотографируя на каждом уровне.

Со смотровой площадки хорошо виден город.

Поднявшись еще выше, на саму колокольню, видны колокола и то, что их постоянно обслуживают техники.

Ну а на самом верху – флаг города Пизы у которого просто невозможно не сфотографироваться. Наклон виден очень хорошо.

Находясь на самом верху башни вспомнилось мне вот о чем: согласно биографии Галилея, которой, кстати, сам был уроженцем Пизы и преподавателем местного университета, написанной его учеником и секретарём Винченцо Вивиани, Галилей в присутствии других преподавателей сбрасывал одновременно тела разной массы с Пизанской башни. Описание этого знаменитого опыта вошло во множество книг, но в XX веке ряд авторов пришёл к выводу, что это – легенда, основываясь, в первую очередь, на том, что сам Галилей в своих книгах не утверждал, что провёл этот публичный эксперимент. Часть историков, тем не менее, склоняется к тому, что этот эксперимент действительно имел место. Монетку кинул. Пролетела ровно.

Затем, спустившись с башни, я пошел к автобусу прикупив по дороге «традиционный» сувенир – кривую кружку, с наклоном как у Пизанской башни. Разумное приобретение – подумалось мне. Вот сядешь пить, и когда кружка на столе будет стоять прямо, значит уже хватит :)

По дороге к автобусу так же прикупил себе зонтик. Свой, напомню, я «пролюбил» в Лукке. У местных итало-африканцев это удовольствие стоило 5 евро, но поторговавшись выторговал за 4. Собственно на этом мои приключения в Пизе и закончились, но путешествие по Тоскане – нет.