Вы здесь

Исцеление святым крестом. Глава 3. Все, что нужно знать о крещении (В. Р. Хамидова, 2013)

Глава 3

Все, что нужно знать о крещении

Само слово «крещение» означает «погружение» (по-гречески «ваптисис»). Обряд крещения уходит своими корнями во времена Иоанна Предтечи, который совершал крещение покаяния в водах реки Иордан, призывая людей верить и почитать идущего за ним Иисуса Христа. Иисус Христос сам принял крещение от Иоанна Предтечи, тем самым освятив таинство (обряд крещения), впоследствии, после своего Воскресения, повелел апостолам идти и учить все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. С тех пор крещение стало символизировать единение с Богом и освящение Божьей благодатью. Православная церковь обрядом крещения объединяет сединым Богом всех верующих, которые принимают участие в таинствах. Одним из самых первых таинств появилось крещение, оно было уже известно во времена самых первых последователей Иисуса Христа. В раннехристианских общинах совершался обряд крещения преимущественно только над взрослыми людьми. Предварительно они должны были пройти подготовку – оглашение. В период оглашения проводилось обучение желающим креститься основам веры.

Крещение – самое первое таинство, совершаемое над человеком, входящим в Православную Церковь.

Первоначально крещение совершалось в определенные дни, обычно старались приурочить к каким-либо христианским праздникам, в нем принимало участие большое количество крестящихся. Только спустя время обряд крещения стал совершаться индивидуально.

Таинство крещения включает в себя обряды: наречение имени, оглашение, освящение воды и елея и собственно крещение.

НАРЕЧЕНИЕ ИМЕНИ

Первоначально наречение имени не входило в обряд крещения и совершалось на восьмой день после рождения ребенка. В настоящее время наречение имени тоже не входит в таинство крещения, но является обязательным и проводится непосредственно перед ним. Церковное имя при крещении дается в честь кого-либо из святых угодников, с этого момента тот, чьим именем был наречен младенец, становится его ангелом-хранителем на всю жизнь.

Если имя для младенца выбрано заранее, священник определяет, в честь какого святого наречь младенца, для чего священник определяет в церковном календаре ближайшей после дня рождения крестящегося день памяти святого с этим именем. Этот день памяти святого будет считаться вторым днем рождения крещеного или днем ангела.

Если ребенку выбрано имя, которого нет в святцах, или же крестится взрослый человек с таким же именем, то его нарекают именем святого, в переводе с греческого языка с таким же значением, похожим или близким по звучанию.

Данное при крещении имя используется при совершении других таинств, таких, как таинство причастия и покаяния, а также в молитвах.

ОГЛАШЕНИЕ

Оглашение – это традиционный обряд, история которого начинается с ранних веков христианства. В настоящее время обряд оглашения не практикуется практически нигде, кроме некоторых церквей, храмов. Сейчас больше распространены краткие беседы перед крещением, которые разъясняют основные положения православия.

Оглашение проводится в три этапа:

1) запретительные молитвы на нечистого;

2) отречение от Сатаны;

3) исповедание верности Иисусу Христу. При чтении запретительных молитв священник обращается к дьяволу, указывая на принимающего крещение и произнося нижеприведенные слова.

«Господь запрещает тебе диавол, Господь, Который пришел в мир и поселился среди людей, чтобы разрушить твое насилие и избавить людей; Господь, Который на древе победил вражеские силы, когда солнце померкло, и земля заколебалась, и гробы открылись, и телеса святых воскресли; Который смертью победил смерть, упразднил имеющего державу смерти, т. е. тебя, диавола.

Заклинаю тебя Богом, Который явил дерево жизни и учредил лики херувимов и обращающийся пламенный меч, чтобы охранять его. (Быт. 3:24.). Херувимы – ангелы наиболее приближенные к Богу. Будь запрещен и удались! Ибо заклинаю тебя Тем, Кто ходил по поверхности моря, как по суше, Которого взгляд сушит бездны и от угрозы страха Которого тают горы; Тот через нас запрещает тебе. Убойся, выйди и удались от этого создания и не возвращайся, и не таись в нем, и не подстерегай его, и не влияй на него ни ночью, ни днем, ни утром, ни в полдень. Но удались в свой тартар до предназначенного Судного дня. Убойся Бога, сидящего на херувимах и взирающего на бездны, перед Которым трепещут ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, власти, силы, многоокие херувимы и шестикрылые серафимы, перед Которым трепещут небо и земля, море и все, что в них.

Отойди и отступи от этого запечатанного новоизбранного воина Христа Бога нашего. Запрещаю тебе Тем, Который несется на крыльях ветра, Который творит ангелов Своих духами и слуг Своих – палящим огнем. Отойди и отступи от создания сего со всей силой и ангелами твоими.

Ибо прославлено имя Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Затем священник произносит вторую запретительную молитву:

«Господь Саваоф, Бог Израилев, исцеляющий всякий недуг и болезнь, воззри на раба Твоего, испытай, исследуй и отгони от него всякое дьявольское действие. Запрети нечистым духам и изгони их, и очисти дело Твоих рук. И, направив Твою непреодолимую силу, скоро сокруши сатану под ноги его. И дай ему победу над ним и над всеми его нечистыми духами, чтобы он, получив Твою милость, удостоился бессмертных и небесных Твоих таинств, и воздавал славу Тебе – Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь».

В заключение священник читает третью запретительную молитву:

«О Сущий Владыко Господи, сотворивший человека по Твоему образу и подобию и давший ему власть вечной жизни, Который потом не презрел отпадшего через грех, но через воплощение Христа Твоего устроил спасение миру. Ты и сие творение Твое, освобождая от рабства врагу, прими в Царство Твое Небесное. Отверзи очи его разума, чтобы свет Твоего Евангелия засиял в нем. Сочетай его жизни светлого ангела, избавляющего его от всех козней врага, от встречи с лукавым, от демона, действующего в полдень, и от лукавых мечтаний».

Священник слегка дует на уста, на чело и на грудь оглашенного, говоря:

«Изгони из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его (повторяется трижды): духа прелести, духа лукавства, духа идолопоклонства и всякого сребролюбия (страсти обогащения), духа лжи и всякой нечистоты, действующих по внушению диавола. Сотвори раба Твоего словесной овцой святого стада Твоего Христа, честным членом Церкви Твоей, сосудом освященным, сыном света и наследником Твоего Царства, чтобы он, пожив по Твоим заповедям и сохранив печать неповрежденной и ризу неоскверненной, получил блаженство святых в Царстве Твоем.

По благодати, щедротам и человеколюбию Твоего Единородного Сына, с Которым Ты благословен с Пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, присно и во веки веков. Аминь».

Потом все поворачиваются на запад лицом, который в данном случае олицетворяет тьму и зло.

Священник молится:

«Благословен Ты, Господи Боже вседержитель, источник благ, солнце правды воссиявшей, находящийся во тьме свет спасения, пришествием Твоего Единородного Сына и Бога нашего и даровавший нам, недостойным, блаженное очищение в святом крещении и божественное освящение в животворящем помазании, благоволивший и ныне возродить раба Твоего новопросвященного водою и Духом и даровавший ему прощение его вольных и невольных грехов. Ты, Владыка, милостивый Царь всех, даруй ему и печать и дара Святого, и всесильного, и полоняемого Твоего Духа, а также причащение Святого Тела и Честной Крови Христа Твоего. Сохрани его в Твоем освящении, утверди его в православной вере, избавь от лукавого и всех козней его, спасительным Твоим страхом сохрани его в чистоте и правде, чтобы он, угождая Тебе во всяком деле и слове, стал сыном и наследником Твоего Небесного Царства.

Ибо Ты – Бог наш, Бог милующий и спасающий, и Тебе славу возносим Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

После произнесения всех этих молитв начинают читать отречение.

Священник спрашивает: «Отрицаешися ли сатаны, и всех дел его, и всех его бесов, и всего служения его, и всея гордыни его?» – на что принимающий крещение или крестные отвечают: «Отрицаюся». Это повторяется три раза.

Затем священник вопрошает: «Отрекался (или отреклася) ли еси сатаны?» – на что следует ответ крестных или принимающих крещение: «Отрекохся», что также повторяется три раза.

После этого священник говорит: «И дуни, и плюни на него». И крестные или крестящиеся должны дунуть и плюнуть вперед.

После этого совершается исповедание верности Христу, для чего крестные и принимающие крещение поворачиваются лицом на восток, что символизирует обращение к Богу.

Священник спрашивает: «Сочетаваешися ли Христу?» На что принимающий крещение или крестный отвечает: «Сочетаваюся». Этот вопрос и ответ также повторяются три раза.

После этого священник спрашивает принимающего крещение: «Сочетался (или сочеталася) ли еси Христу?» – «Сочетахся». – «И веруешь ли Ему? – «Верую Ему яко Царю и Богу».

После этого принимающий крещение или крестные за него три раза читают Символ веры, после чего спрашивают: «Сочетался ли еси Христу», на что крещаемый отвечает: «Сочетался». Это повторяется три раза, затем священник говорит: «И поклонися Ему».

Принимающий крещение осеняет себя крестным знамением, кланяется в сторону алтаря и говорит: «Поклоняюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной». После чего священник читает молитву оглашения:

«О имени Твоем, Господи Боже Истины, и Единородного Твоего Сына, и Святого Твоего Духа, возлагаю руку мою на раба Твоего, сподобшагося прибегнути ко Святому Имени Твоему, и под кровом крил Твоих сохранитися. Отстави от него ветхую оную прелесть, и исполни его еже в Тя веры, и надежды, и любви: да уразумеет, яко Ты еси един Бог истинный, и Единородный Твой Сын. Господь наш Иисус Христос, и Святый Твой Дух. Даждь ему во всех заповедях Твоих ходити и угодная Тебе сохранити: яко аще сотворит сия человек, жив будет в них. Напиши его в книзе жизне Твоея, и соедини его стаду наследия Твоего: да прославится Имя Твое Святое в нем, и возлюбленного Твоего Сына, Господа же нашего Иисуса Христа, и животворящего Твоего Духа. Да будут очи Твои взирающее на него милостию вину, и уши Твои еже услышати глас моления его. Возвесели в делех руку его, и во всяком роде его, да исповестся Тебе покланяяся, и славяй имя Твое великое и вышнее, и восхвалит Тя выну во вся дни живота своего. Тя бо поют вся силы небесныя, и Твоя есть слава Отца и Сына и Святого Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

ОСВЯЩЕНИЕ ВОДЫ

После оглашения всем присутствующим при крещении раздают зажженные свечи, и начинается обряд освящения воды.


Священник читает:

«Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

«О еже освятитися воде сей, силою и действом и наитием Святого Духа…

О еже прийти на воду сию чистительному Пресущественныя Троицы действу…

О еже просветится нам просвящением разума и благочестия, наитием Святого Духа…

О еже показатися ей отгнанию всякого навета видимых и невидимых врагов…

О еже достойну бытии нетленного Царствия в ней крещаемому…

О еже ныне приходящем к святому просвещению и о спасении его…

О еже показатися ему чаду света и наследнику вечных благ…

О еже бытии сраслену и причастнику смерти и Воскресенья Христа Бога нашего…

О еже сохранити ему одежду крещения и обручение Духа нескверно и непорочно в день страшный Христа Бога нашего…

О еже бытии ему воде сей бани паки бытия, оставлению грехов и одежди нетления…»


Далее священник читает молитву о себе:

«Благоутробный и милостивый Боже, истязуй сердца и утробы, и тайная человеческая верой един, небо есть вещь неявленна пред Тобою, но вся нага и обнажена пред очами Твоима: ведей яже о мне, да не омерзиши мя, ниже лица Твоего отвратиши от мене: но презри моя прегрешения в час сей, презирая человеков грехи в покаяние, и омый мою скверну телесную и скверну душевную, и всяго мя освяти всесовершенною силою Твоею неведомую, и лестницею духовную, да не свободу иным возвещаяй, и сию подаваяй верой совершенною, Твоего неизреченного человеколюбия, сам, яко раб греха, неискусен буду. Ни, Владыко, едине благий и человеколюбивый, да не возращуся смирен: но ниспошли мне силу с высоты и укрепи мя к службе предлежащего Твоего Таинства, великого и пренебесного, вообрази Христа Твоего в хотящем паке родиться, моим окаянством, и назидай его на основании Апостол и Пророк Твоих, и да не низложиши: но насади его насаждение истины во Святей Твоей соборней и апостольстей Церкви, и да не восторгнеши: яко да преуспевающе ему во Благочестии славиться и тем всесвятое имя Твое».

После этого священник продолжает:

«Великий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих.

Ты бо хотением от не сущих во еже бытии приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строивши мир: Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырьми времены круг лета венчал еси. Тебе трепещут умныя вся силы, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы.

Ты простерл еси небо яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах, Ты оградил еси море песком, Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. Ангельские силы Тебе служат: архангельстии лица Тебе кланяются: многоочитии херувимы и шестокрылатие серафимы окрест стояще и облетающее, страхом неприступная славы Твоея покрываются…

Ты бо Бог Сын неописанный, безначальный же и неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба преим, в подобии человечестим быв: терпел еси, Владыко, милосердия ради милостию Твоея, зрите от диавола мучима рода человече, но пришел еси и спасал еси нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: естества нашего рода свободил еси, девственную освятил еси утробу рождеством Твоим: вся тварь воспевает Тя явившегося. Ты Бог наш на земле явился еси и с человеки пожил еси: Ты Иорданские струи освятил еси, с небесе низпославый Святого Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змеев…

Ты убо, человеколюбче Царю, приди и ныне и наитием Святого Твоего Духа и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавленья, благословение Иорданова: сотвори ю нетления источник, освящения дар, демонов всегубительство, сопротивным силу неприступну, ангельския крепостью исполненну. Да бежит от нея наветующии созданию Твоему: яко имя Твое, Господи, призвах, дивное и славное и страшное сопротивным».


После этого священник три раза погружает пальцы в воду и, дунув на нее, трижды произносит:

«Да сокрушается под знамением образ Креста Твоего вся сопротивныя силы. Молимся Тебе, Господи, да отступит от нас вся воздушная и неявленная привидения: и да не утаится в воде сей демон темный, ни же да не снидет с крещающемся дух лукавый, помрачение помыслов и мятеж мысли наводяй».


После всего этого священник совершает непосредственно освящение воды:

«Но Ты, Владыко всех, покажи воду сию, воду избавления, воду освящения, очищение плоти и духа, ослабну уз, оставление прегрешений, просвещение душ, баню паки бытия, обновление духа, сыноположение дарование, одеяние нетления, источник жизни. Ты бо рекл еси, Господи: измыйтеся, и чисти будете, отымите лукавства от душ ваших. Ты даровал нам еси свыше паки рождение водою и духом…

Явися, Господи, на воде сей, и даждь претворитеся в нем крещаемому во еже отложит убо ветхого человека, тлеемаго по похотям прелести, облещися же в нового, обновляемого по образу Создавшего его, да быв срослен подобию смерти Твоея крещением, общник и воскресения будет, и сохранив дар Святого Твоего Духа и, возрастив залог благодати, примет почесть горняго звания, и сопречтется перворожденным написанным на небеси, в Тебе Бозе и Господе нашем Иисусе Христе. Яко Тебе подобает слава, держава, честь и поклонение вкупе со безначальным Твоим Отцом и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

ОСВЯЩЕНИЕ ЕЛЕЯ

После освящения воды совершается освящение елея, для чего священник трижды осеняет крестным знамением сосуд с елеем и дует на него. Тем самым он очищает елей от нечистых сил.

После этого он произносит следующую молитву:

«Владыко Господи Боже Отец наших, сущим в ковчеге Ноеве голубицу пославши, сучец масличный имущую во устех, примирение знамение, спасение же от потопа и благодати таинство оными предобразивый и масличный плод во исполнение Святых Твоих тайн подавый: тем и бывших в законе Духа Святого исполнимый и сущий в благодати совершаяй: Сам благослови и сей елей силою и действом, и наитием Святого Твоего Духа, якоже бытии тому помазанию нетления, оружию правды, обновлению души и тела, всякого диавольского действа отгнанию, во изменение всех зол, помазующимся верою, или вкушающим от него в славу Твою и Единородного Твоего Сына и Пресвятого и Благого и Животворящего Твоего Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Конец ознакомительного фрагмента.