Вы здесь

Исцеление святым крестом. Глава 1. В чем Сила Святого креста (В. Р. Хамидова, 2013)

Глава 1

В чем Сила Святого креста

Символика креста уходит корнями в глубокую древность. В те времена, когда люди скрестили две линии – горизонталь, символ земли, и вертикаль, соединяющую землю с небом, они получили простой и зримый символ реального устройства мира.

Четыре конца креста – это и выражения четырех сторон света, это и четыре господствующие на земле стихии.

Задолго до зарождения христианского вероучения крест в сознании наших предков тесно связывался с земным, вещным, телесным. А поскольку традиционно высший мир, небесный, считался символом счастья и благодати, а земной – источником бед и страданий, то и крест со временем стал образным выражением несчастья. Недаром на протяжении столетий казнь на кресте считалась одной из самых страшных и позорных.

И только в христианские времена изображение креста приобрело еще одно значение: крест стал не только образом мук и страданий, но и символом спасения для всех людей.

Христианская традиция выводит символику креста из множества древнейших образов Ветхого Завета, так или иначе предшествующих ему. Так, крест появляется в скрещении рук патриарха Иакова, благословляющего сыновей Иосифа. Прообразом креста выступает и жезл Моисея, по мановению которого расступились, а потом вновь соединились морские воды. Крестообразно сложены руки пророка при его молитве, победившей Амалика. Символическим становится традиционное разделение израильского народа, окружавшего скинии, на четыре равные части. Древним предвосхищением распятия считается воздвижение на знамени медного змия.

Основное смысловое наполнение этого образа в христианстве – жертвенность. Ведь именно через смерть на кресте была принесена величайшая жертва в истории человечества – Всевышний пожертвовал Своим Сыном, дабы избавить человечество от страшных грехов. Поэтому крест с полным правом может быть назван символом христианства.

Крестное знамение, которым каждый христианин осеняет себя, соединяет лоб человека, символически связанный с образом неба, живот, понимаемый как образ земли, правое и левое плечо – место средоточия силы. По образному выражению святого Амвросия Миланского, лоб – то место, где у человека рождаются мысли: прикасаясь к нему, христианин выражает свою готовность посвятить Господу свои помыслы. Прикосновение к груди – месту, где, как традиционно считается, у человека обитает душа – вместилище любви, становится символом посвящения Всевышнему и всей своей силы любви, а также напоминанием о том, что Сам Бог – это бесконечная любовь ко всем Его чадам. Руки же человека – это источник его труда, который он обязуется совершать во славу Божью, уповая на Божью помощь.

Изображение креста встречается на стенах катакомб, в которых от преследований гонителей веры укрывались первые христиане. Широкое же распространение этот символ получил при византийском императоре Константине Великом, который первым придал христианству статус государственной религии. До этого одним из самых распространенных символов новой религии были монограммы, изображавшие сочетания букв ХР. С IV–V вв. н. э. изображение креста можно встретить не только на предметах, имеющих прямое отношение к богослужению, но и на гробницах и саркофагах, а также на вазах, светильниках, ларцах и других предметах быта.

Постепенно крест становился общим символом христианской Церкви, значительно потеснив в эпоху Средневековья другие символы раннего христианства. Его изображение стало входить в рисунки гербов, размещаться на рыцарских хитонах и плащах, украшать знамена. В одном из традиционно сложившихся в христианстве способов постройки храмов за основу плана церкви взято изображение креста.

С развитием христианской религии менялась и форма ее основного символа, изображения креста становились все более разнообразными. Так, к наиболее известным типам креста относятся греческий и латинский крест. Если следовать учению святого Августина, именно на кресте, форму которого повторяет латинский крест, был распят Иисус Христос. Еще один из древнейших видов креста – т-образный крест Антония Великого, или тау-крест. Крест, напоминающий букву «Х», называют Андреевским.

В том случае, когда изображение креста используется в декорировании храмов или предметов, имеющих отношение к богослужению, оно нередко становится несколько орнаментальным, крест обретает какие-то декоративные детали, появляются новые варианты изображений, рядом с ним появляются надписи или другие изображения, имеющие определенное смысловое наполнение.


История Креста Господня в традиционном представлении уходит корнями в глубокую древность. По ветхозаветной легенде, после грехопадения людей Господь изгнал их из рая. Отправляясь на землю, Адам забрал с собой одну из ветвей древа познания. Эта ветвь стала своеобразным символом, многие поколения потомков первого человека хранили ее, пока она не попала к пророку Моисею. Именно из этой ветви Моисей сделал столб в пустыни для вознесения медного змея. Этот столб стал прообразом креста, предвосхищением распятия Спасителя.

Дерево с тех времен стало одним из основных религиозных символов. Так, есть упоминание о том, что во времена правления Соломона дерево использовали в качестве моста, связывающего два берега, разделенные бурным потоком. Когда царица Савская отправилась на встречу с Соломоном, она, подойдя к этому дереву, опустилась на колени перед ним и поклонилась ему – именно так велено было ей в видении. Поднявшись с колен, царица вошла в ручей, не решившись осквернить своей поступью священное дерево.

Впоследствии древо было обретено в купальне Вифезда. Вода из этого источника считалась целебной, и множество людей, одержимых различными недугами, стекались к нему со всех концов страны в надежде получить исцеление. Именно из этой купальни дерево забрали, когда готовили крест для распятия Иисуса Христа. Так история древа стала связующей нитью между моментом грехопадения человека и моментом искупления всех его грехов.


Праздник Воздвижение Креста Господня.

Как известно, в допетровские времена год начинался с сентября. И не случайно одним из первых праздников, открывающих церковный год, является праздник Воздвижения Креста Господня. Этот праздник полностью посвящен Кресту, на котором был распят Спаситель. И если празднование Рождества Пресвятой Богородицы является для православных христиан предвосхищением тайны рождения в человеческом обличии Сына Господа Бога, то день Воздвижения Креста – день памяти о жертве Иисуса и искуплении грехов человеческих.

Символическое изображение креста имело сакральное значение для многих религий как символ связи человека с высшей, Божественной силой, как символ вечности. Но только в христианстве это изображение стало символом спасения всего человечества.

После распятия и Воскресения Спасителя рассказы о «безумии Креста» разнеслись по всему свету с огромной скоростью, вызывая восторг верующих и сомнения язычников. Иудеи настаивали на том, что должны свершиться какие-то знамения. Эллины хотели разумных обоснований и доказательств. И только христиане просто верили, отвечая на все вопросы: «Мы проповедуем Христа Распятого» или, говоря словами богослужения: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим…»

Путь Спасителя мира и людей был тернист. Этот путь вел к Небу и Божественной радости через боль и муки, через жертву во имя людей и по воле Отца. Не менее тернист будет путь всех, кто имеет смелость и веру идти по той же дороге за своим Учителем. Это путь и есть крест каждого. Но не сами страдания и невзгоды являются тем крестом, который христианин несет по жизни.

Крест для христианина – это полная самоотдача, это огромное терпение и смелость, подобные терпению и мужеству Иисуса, это святая вера и верность своим убеждениям.

Сам праздник Воздвижения Креста Господня отмечается в память о двух событиях. Первое из них – это явление чудесного знамения Константину Великому и обретение Святого Животворящего Креста Господня во времена его царствования.

Константин Великий, правитель Византии, был рожден и воспитан в традициях язычества, но, как и отец его, с раннего возраста питал склонность к вере христианской.

В те времена римский правитель Максентий выступил в поход на Константина. Официальным поводом для войны была месть Максентия за гибель его отца Максимилиана Геркулия, но не меньшее значение имела для римского язычника и возможность попрать в лице Константина всю христианскую веру, защитником которой считался византийский царь.

Изначально войска Константина были гораздо меньше, чем воинство Максентия. Великий царь знал об этом и, не надеясь на свою силу, призывал помощь свыше. В те трудные дни вспомнились Константину истории жизни многих правителей, живших до него, поклонявшихся многим богам и несчастьем завершивших свое земное существование. Вспомнился царю и отец его, уповавший только на помощь одного Бога и не обманувшийся в своей вере. Обратив и свои молитвенные помыслы к Единосущному Богу христианскому, царь наблюдал чудесное знамение.

В то день, когда Константин выступил со своими войсками в сторону Рима, чтобы принять бой с Максентием, он вместе с воинами увидел истинно божественное чудо – на диске солнца явно проступило изображение креста и надпись: «Сим побеждай». Ночью же во сне великому царю было явление самого Господа Иисуса Христа, по повелению которого Константину следовало перенести виденное им знамение на знамя своего войска и с этих пор уповать на силу и помощь Господа.

В самые короткие сроки из золота и драгоценностей умелыми руками мастеров было изготовлено новое знамя. Изображенное на нем копье из золота пересекала поперечная линия, получившийся крест был украшен венцом из золота и драгоценностей и изображенными на нем буквами, указывающими на имя Спасителя. Эти же буквы с того времени заняли место и на шлеме Константина Великого. Поперечник копья был украшен символом царской власти – белоснежным платом, искусно расшитым золотом. Под крестом мастера поместили погрудные портреты великого царя и его детей. В скором времени в каждом войске Константина появилось подобное знамя как символ Божьей помощи и благодати, защищавшей и охранявшей от врага.

Призвав к себе мудрецов, Константин попросил их объяснить, кто этот Бог, явивший столь чудесные знамения. Мудрецы разъяснили царю, что это был сам Иисус Христос – Сын Бога Единого и Истинного, а знамение креста, посланное Им царю, есть не что иное, как Крест Господень – символ Его победы над смертью и врагом рода человеческого. Под влиянием этих слов Константин, удивляясь чудесам Божьи, стал обращаться к священным книгам христианства с тем, чтобы постичь истинную природу происходящих с ним явлений.

Приблизив к себе христианских священников и вооружившись верой и надеждой на Божественную помощь, Константин двинул свои войска на тирана. И Господь даровал войскам Константина победу над язычниками, сам же тиран Максентий закончил свою жизнь в водах Тибра.

Жители побежденного города встретили Константина с радостью и восхвалением, окружив победителя великим почетом. Но, по свидетельствам историков, тщеславие и гордыня были чужды великому царю, который явственно понимал силу благодати Божьей, с помощью которой он и смог одержать победу. Поэтому, войдя в Рим, Константин сейчас же воздал молитвенную благодарность Всевышнему, а также рассказал всем людям о явленных ему чудесных знамениях. Новое знамя своего войска Константин воздвиг посреди Рима, провозгласив его хранителем его царства. После того как в Риме появилась статуя, изображавшая великого императора, копье с крестом было помещено в его руку.

Знамя, созданное по велению Господа, стало поистине спасительным для войск Константина. В последующих войнах те войска, перед которыми несли чудесную хоругвь, не знали поражений, а враги в страхе бежали от них. Если же знамя переносили в полк, который слабел и терял силы, то Божественная благодать незримым образом вливалась в бойцов, и они с новыми силами шли на врага. Сила войск Константина Великого стала так велика, что он смог одержать победы над Августом Ликинием, а также скифами и сарматами.

Для того чтобы переносить и оберегать чудодейственное знамя, император выделил около пятидесяти самых сильных и благочестивых своих воинов. И пока они находились подле знамени, оберегая его от врагов, сила Господня не оставляла их, защищая от нападения. Тех же, кто, поддавшись страху, покидал поле битвы, передав священную ношу в другие руки, смерть настигала тотчас. Постоянным же местом хранения Животворящего Креста стал специально устроенный для этого шатер в некотором удалении от лагеря. По свидетельствам историков древности, император Константин вел во время походов непорочный образ жизни, часто удаляясь в палатку с крестом для совершения молитв.

Силой божественной произошло чудо – тот крест, который издавна в Римской империи считался орудием позорной казни, которым язычники хотели попрать веру христианскую, стал в царствование Константина Великого символом победы христианства над язычеством, а также Божественной защитой для всей империи.

Обретение Креста Господня произошло только в IV в. н. э.

Император Константин Великий, после чудесного явления ему Божьей благодати ставший единовластным правителем Римской империи и покровителем христианства, в 313 г. издал Миланский эдикт, который присваивал христианству статус официальной государственной религии. После этого он счел своей обязанностью сделать Византию центром христианства и нести истинную веру по всей земле. Начать же император решил с постройки храма в Святой земле, в Иерусалиме, рядом с так называемым крайним местом. Таким образом, в том месте, где Спаситель принял Свои крестные муки и где произошло Его Воскресение, истинно верующие люди смогут собраться для того, чтобы воздать хвалу Всевышнему. Истинно верующей христианкой была мать императора, святая Елена. С момента признания христианства она все свои силы посвятила его распространению и помощи прежде гонимым верующим. Заинтересовавшись древними христианскими святынями, сначала Елена, а потом и Константин отправились в Святую землю.

Места, связанные с пребыванием Господа в земле иудейской, были попраны язычниками. Так, Голгофа и гроб Господень были полностью засыпаны землей при римском правителе Адриане, который, решив уничтожить как следы христианства, так и память об иудейской религии, практически полностью перестроил весь Иерусалим. Город получил новое имя – Элия, а на месте святого гроба Господня был воздвигнут храм, посвященный Венере.

После того как Константин Великий обратился в христианство, под его руководством языческие храмы в Иерусалиме были разрушены и на их месте стали вестись поиски христианских святынь. Великий историк древности Евсевий Кесарийский повествует о том, как постепенно рабочие снимали слои земли, пока наконец под землей не обнаружилась пещера – это и было место погребения распятого Спасителя. Над Гробом Господнем по велению византийского императора был построен храм Воскресения.

Через некоторое время мать императора, Елена, решила отыскать величайшую святыню христианства – Крест Христа. В записях Евсевия не сохранились упоминания о том, как именно Елене удалось сделать это. Но, по преданию, в Иерусалиме жил старый человек по имени Иуда, которому было известно, где находятся утраченные кресты с Голгофы. Но он не хотел указать это место матери императора. Тогда она повелела опустить его в ров и ждать, пока, измученный голодом, он не заговорит. Так и случилось – Иуда рассказал все, что знал о местоположении крестов. По его словам, их следовало искать под языческим храмом Венеры.

Возможно, это легенда, но она имеет под собой определенные основания – по традиции, сложившейся в Древней Иудее, после казни через распятие умерших хоронили в братской могиле, туда же помещали и кресты. Некоторые историки рассказывали о том, что после Воскресения Христа иудеи, убоявшись силы новой веры, сами решили спрятать все орудия казни Мессии – крест, гвозди, а также дощечку с Его именем, прибитую во время распятия к кресту. Так или иначе, но место их захоронения было найдено. Когда же по приказу Елены рядом с Голгофой были откопаны три деревянных креста, то никто не мог точно сказать, какой из них был тем самым, на котором распяли Спасителя. По словам святого Иоанна

Златоуста, крест Иисуса определили по табличке с надписью, прикрепленной к нему. Но по некоторым сведениям деревянная табличка с надписью римскими и греческими буквами «Иисус Назарянин Царь Иудейский» была найдена неподалеку от самих крестов. Именно такую надпись на кресте Христа, по свидетельствам евангелистов, повелел сделать Понтий Пилат.

Другая легенда, пересказанная историком Ермием Созоменом, гласит, что в определении принадлежности Господу того или иного креста Елена решила положиться на промысел Божий. Конечно, было бы немыслимо вместо креста Спасителя поклоняться кресту, на котором был распят преступник. И Господь в мудрости своей послал верующим знамение. В это время по улице несли к месту погребения умершего человека. Так как в те давние времена не было традиции хоронить людей в гробах, то покойный был виден всем присутствующим. Остановив процессию, Елена приказала коснуться мертвеца поочередно каждым из найденных крестов. И случилось чудо: когда бездыханного тела коснулись Крестом Господним, мертвый ожил. Так, несущий жизнь и воскрешение из мертвых Крест был назван Животворящим.

Существует также предание о женщине, страдавшей от тяжкого недуга. Болезнь оставила ее, как только она подошла к обретенной святыне и коснулась Креста.


Это событие – обретение Честного Животворящего Креста Господня и чудеса, произошедшие его силой в присутствии Елены, патриарха и священнослужителей иерусалимских, а также множества простых людей, исповедовавших христианство, стало началом праздника Воздвижения Креста Господня. В этот день христиане получили укрепление в своей вере, а множество неверующих в Единого Бога обратились в истинную веру. В их числе был и старый еврей Иуда, который указал место, где следовало искать кресты. История сохранила сведения о его судьбе мученика. В крещении он получил имя Кириак, а впоследствии занял место епископа Иерусалима. Во времена, когда к власти пришел Юлиан Отступник, Кириак, как и многие христиане, принял смерть за веру.

Все те, кто смог приблизиться к обретенной святыне, с благоговением прикладывались к ней. Однако желающих подойти к Животворящему Кресту было столько, что вскоре на Голгофе образовалось большое скопление народа и многие не могли даже увидеть святыню. Поэтому патриарх Макарий, стоявший подле креста на возвышенности, стал поднимать его, воздвигая над толпой, дабы каждый мог увидеть Честное Древо. В это время все христиане восклицали: «Господи, помилуй!»

С этого дня христианской Церковью был установлен ежегодный праздник Воздвижения Креста Господня, торжественно отмечаемый и по сей день 14 сентября.

Этот день был выбран не случайно. Сохранились исторические свидетельства о том, что изначально праздник Воздвижения Креста Господня отмечался в Иерусалиме в пасхальные дни, так как именно в эти дни и произошло его обретение. После чудесного обретения христианской святыни Константин и Елена повелели выстроить в честь этого события величественные храмы. По воле Константина такой храм был построен в Риме, а Елена руководила постройкой храма в Иерусалиме на том самом месте, где и произошло обретение Честного Древа. Иерусалимский храм, ставший вечным напоминаем о судьбе Сына Божьего, о Его земном пути, Его страданиях и муках на кресте, Его светлом Воскресении и обретении Его Креста, был освящен 13 сентября 335 г.

Следующий день, 14 сентября, по велению иерусалимского патриарха Макария и стал праздником Воздвижения Креста Господня.

В память о предшествующих празднику событиях, по сложившейся в христианстве традиции канун праздника Крестовоздвижения получил название «Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме».


До этих событий, как ни чтили христиане место казни Спасителя, они не могли собираться на Голгофе для молитвы, так как это место на протяжении веков занимал языческий храм. С момента обретения христианских святынь в Иерусалиме начались и молитвенные собрания верующих, воздающих славу Кресту, на этой горе. О торжественном праздновании дня Крестовоздвижения упоминают в своих трудах многие историки древности, а также святые отцы христианской Церкви. Так, святой Андрей Критский в VII в. записал такие слова: «Крест воздвигается, и все верные стекаются. Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество. Воздвигается Крест не потому только, что Христос вознесен был на нем, но и потому, что Крест, быв обретен, обличил безумие иудеев. Поэтому-то мы ныне и торжествуем, что в настоящий день обретена давно сокрытая святыня, – что это утаенное сокровище, быв извлечено из земли, воссияло, как злато».


Чудесным образом обретенный Крест Господень свято чтился в Иерусалиме со времен правления в Византии Константина Великого. По свидетельству святого Кирилла, частицы Животворящего Креста находились в разных уголках империи.

Но в VII в. суждено было произойти еще одному знаменательному событию. К древнему обретению Святого-Животворящего Креста царицей Еленой добавилось и возвращение Честного Древа в Иерусалим из Персии.

В то время, когда в Греции на престол взошел император Фока, персидский правитель Хозрой II повел свои армии на Иерусалим. Предлогом для начала войны стала месть персидского царя за смерть правителя Маврикия и его семьи. Вскоре под властью персов был весь Ближний Восток. Войска Хозроя разрушили Иерусалим, разграбили и сожгли храм Воскресения Господня, предали смерти многих служителей Божьих и простых христиан. В числе захваченных ими святынь был и Животворящий Крест Господень. Почти 15 лет пребывало Честное Древо в плену у язычников, но слава его не померкла за эти годы. Персы настолько убоялись гнева христианского Бога, который, как они верили, пришел к ним вместе с Крестом, что не осмелились причинить какой-нибудь вред ни самому Кресту, ни дивно украшенному драгоценностями кивоту, служащему для его хранения. Сохранились исторические свидетельства о множестве язычников, силой Святого Креста обращенных в истинную веру.

Ираклий I, сменивший на греческом престоле Фоку, угрожая сыну Хозроя, Сироэсу, войной, вынудил его возвратить и захваченных Хозроем христианских пленных, в числе которых был патриарх Иерусалима Захария, и похищенные его войсками святыни. Тогда же был возвращен в Константинополь и Честный Животворящий Крест, встречать который вышли сам император, патриарх, все священники и множество мирян. Воздавая благодарение Господу за ниспосланную Им помощь христианским войскам и одержанные ими победы, Ираклий сам сопровождал вновь обретенную святыню в Святую землю. Войдя в город, царь взвалил Крест Господень себе на плечи и вознамерился поднять его к храму Воскресения. Но, подойдя к вратам, ведущим на Голгофу, император как будто натолкнулся на невидимую преграду. Какая-то сила не пускала его дальше. Объяснение происходящему дал патриарх Захария. Он пояснил владыке, что, когда Спаситель возносил Свой крест на Голгофу, Он поднимался на нее не царем, а смиренным рабом. Вняв словам священника, Ираклий разулся, скинул с себя царское одеяние, снял венец и так донес крест до того самого места в храме Воскресения, где он стоял до похищения персидскими захватчиками. Патриарх же и собравшиеся на торжество Воздвижения Креста христиане восклицали «Господи, помилуй!».

С этого дня события обретения, воздвижения и возвращения Святого Креста из плена соединились в одно торжество. Традицией христианской Церкви этот праздник причислен к двунадесятым праздникам, связь его с постом становится напоминаем об унижении и мученической кончине Спасителя. На протяжении же многих веков святые отцы христианской Церкви добавляли свои песнопения в сокровищницу богослужебных текстов, прославляющих Святой Крест.

С того времени Святой Животворящий Крест находился в Иерусалиме. В 1099 г., когда город был осажден войсками крестоносцев, христианские жители Иерусалима сочли за лучшее укрыть от них святыню. Вынесли на свет Честное Древо только в тот день, когда город был взят крестоносцами. Воинственные рыцари при виде Креста Господня пришли в неописуемый восторг, с великими почестями Святой Крест был пронесен по всему Иерусалиму, а потом установлен на своем обычном месте в храме Воскресения Господня.

В тот же год эмир Авдал собрал свои войска и двинул их на Иерусалим, дабы изгнать оттуда христиан. Перед сражением патриарх иерусалимский вынес к христианскому войску Святой крест, который был пронесен по всем войскам как Божье благословение и обещание победы. Милостью Божьей христиане победили, войска эмира были разгромлены. С тех пор на протяжении восемнадцати лет царствования иерусалимского царя Бадуина I святыня не покидала христианские войска, раз за разом принося им победу над мусульманами. По велению правителя десять рыцарей неотступно сопровождали Святой Крест повсюду, оберегая его от покушений неприятеля.

Во времена последующих Крестовых походов, неизменно приводивших к схваткам с мусульманами, Крест неизменно перед битвой выносился к войскам для поддержания их сил и веры Божьей благодатью. Когда же во время Тивериадской битвы Святой Крест был захвачен сарацинами, множество христианских воинов полегли при попытке освободить свою святыню из рук врагов. Но Святой Животворящий Крест Господень был отправлен в Багдад.

На протяжении последующих нескольких лет различные христианские правители угрозами или уговорами пытались высвободить Крест из сарацинского плена. Но правитель Саладин не прельстился даже огромными суммами денег, которые обещали ему за возвращение Креста. Факт поругания христианской святыни был для него гораздо более значим, чем все сокровища мира. Но все-таки более чем через тридцать лет христианам удалось вернуть Святой Крест Господень в Иерусалим. И во времена Седьмого крестового похода Святой Животворящий Крест вновь благословлял воинов перед битвами. Чествуя Святой Крест, христианская Церковь не ограничивается одним днем праздника. То воскресенье, которое предшествует праздничному дню, принято называть «неделей пред Воздвижением», а то, которое следует за праздником, – «неделей по Воздвижении».

Прославляя Животворящий Крест, Церковь поклоняется ему как символу победы христианства над врагами зримыми и незримыми, как символу весны жизни и надежды каждой души на спасение.

Сам же день Воздвижения Честного Креста Господня празднуется в православии с большой торжественностью. В память о том первом воздвижении чудом обретенного креста на горе Голгофе ежегодно в каждом православном храме совершается воздвижение креста. При этом после вечерни, которая служится перед праздничной всенощной, священник с трепетом и благоговением готовит святой крест, который укладывается на специальное блюдо, заранее пышно украшенное цветами. Эти украшения символически возводят крест к тому древу жизни, от которого он произошел. После этого блюдо с крестом устанавливают на святом престоле, на месте, где обычно лежит святое Евангелие, а само Евангелие перемещают на горнее место. Всю ночь перед Животворящим Крестом горит огонь, что служит напоминаем верующим о том чудесном свете, который был первым знамением, явившимся императору Константину.

Всенощное бдение начинается великим славословием Кресту Господню. По его окончании настоятель храма трижды совершает крестообразное каждение святого престола с крестом и, сопровождаемый пением «Святый Боже», поднимает крест, кладет его себе на голову. На храмовой колокольне раздается особый праздничный звон, а священник вместе с другими служителями, несущими светильники, выходит в центр храма, где к кресту могут подойти поклониться и приложиться все православные верующие.

По церковному уставу воздвижение Святого Креста принято совершать четыре раза на каждую сторону, и два раза – обращаясь к востоку, в начале и в конце совершения обряда. Такое многократное воздвижение Креста Господня служит символическим выражением благодати Божьей, осеняющей весь мир на все четыре стороны света.

Глубокие поклоны священника, держащего в руках Святой Крест, сопровождаемые непрерывным пением «Господи, помилуй!», символизируют погружение Спасителя в смерть, принятую Им на кресте. Выпрямляясь и воздвигая крест, священнослужитель свидетельствует всем собравшимся верующим о чуде Воскресения Христа.

Во время литургии читаются псалмы царя Давида, апостолов о силе крестного слова и святое Евангелие осуде Понтия Пилата над Спасителем и последующем распятии Сына Божьего.

Через неделю после праздника, в день попразднства Воздвижения, который попадает на 21 сентября (4 октября), во время службы священник кадит крест, после чего снимает его с аналоя, вновь укладывает себе на голову и уносит на престол.

Символическое значение этого праздника для всех верующих христиан очень глубоко. Оно означает не только обретение одной из величайших святынь христианского мира, но и освобождение христианской Церкви от гонений и попраний ее иудеями и язычниками, которые продолжались на протяжении нескольких веков. Победы, которые силой Животворящего Креста византийские императоры одерживали над врагами, для каждого христианина должны стать примером побед, которые он, уповая на святую крестную силу и благодать Господню, сможет одержать над своими грехами и страстями. Ведь страсти, раздирающие изнутри душу человеческую, и грешные помышления представляют не меньшую опасность для христианской души, чем враги и гонители внешние.

Крестный путь Господа нашего – это отражение крестного пути любого человека.

И, как и Спасителя, каждого, ступившего на этот путь, ждут муки и лишения. Но, как и Сыну Божьему, каждому, кто сумеет претерпеть все до конца, суждено воскресение для вечной блаженной жизни. Неся на плечах свой крест, человек в своем земном обличии страдает и истлевает, но душа его в это время обновляется, возрождаясь для новой жизни. Отмечая этот торжественный и светлый праздник, христиане целиком и полностью вверяют себя воле Божьей, уповая на Его благодать и святую помощь.

Празднованием этого дня все христиане не только чтят день обретения святыни, но и славят Крест как основу христианской веры. Крест в данном случае понимается не только как орудие казни Спасителя человечества, но и как крест незримый – символ Божественной силы, создавшей и поддерживающей весь существующий мир. Церковь полагает крест самой основой сотворения мира, который с самого первого мига своего существования был осенен печатью креста. Множественность творений Господних, созданная им в первые дни Сотворения мира, свелась в единство при создании Господом человека. Высшая духовность ангелов и земная природа животных – все это чудесным образом соединилось в человеке, наделенном земным (животным) телом и высшим (Божественным) духом. На этом единстве завершающего творения Божьего и видна печать Креста.


Одну из первых частиц Креста Спасителя по словам некоторых древних летописцев, передала святая Елена в Византию императору Константину, благословляя его царствование. Иоанн Златоуст свидетельствовал о сложившемся в IV в. обычае носить частичку Креста Господня на шее, обрамив ее золотом и драгоценностями. К этому же времени относятся свидетельства о пребывании нескольких частиц Животворящего Древа в Сирии и во Франции. В VII в. на праздник Крестовоздвижения в Римско-католической церкви по велению папы Сергия для всеобщего поклонения выносили часть Святого Креста, принадлежащую Риму и находящуюся обычно в Константиновском храме. Постепенно частицы святыни, привозимые в Париж, в Венецию и другие крупные города, распространились по всей Европе. Немало этому способствовали крестоносцы, каждый из которых считал своим долгом, вернувшись на родину, привезти с собой кусочек священного дерева. Одна из частиц Животворящего Креста Господня издавна находится в Успенском соборе Москвы, еще одна – с конца XVIII в. – в Санкт-Петербурге, есть такая святыня и в Киеве, в соборе Святой Софии. В настоящее время в России появилось еще несколько частиц святыни. Основная же часть Святого Креста Христова и по сей день хранится в Иерусалиме.


Еще один очень значимый для православных верующих период, неразрывно связанный с образом Креста Господня, – это Крестовоздвиженская неделя, которая знаменует собой середину Великого поста. Символ Креста как символ жизни и приближающегося Царствия Небесного в эти дни служит и предвестником приближающейся Пасхи, а также сообщает всем верующим Божью благодать, помогающую вынести искушения нечистых духов, которые, как известно, усиливаются по мере приближения дня Светлого Христова Воскресения.