Глава 2. Святые места Иерусалима
Святые места… Это, столь привычное, воспринятое нами с детства словосочетание скрывает в себе множество самых глубоких смыслов. Ведь что значит «святое место»? Не такое, как остальные? Особенное? Легендарное? И опять-таки это только слова. Чтобы разобраться, как место может стать святым, необходимо вникнуть в Тайну, понять Божественный Промысел, всем сердцем проникнуться ожиданием чуда встречи. Святыми местами раньше называли исключительно те места, что так или иначе были связаны с земной жизнью Спасителя, Господа Иисуса Христа. Это Вифлеем, город, где Он родился, Назарет, где жил, некоторые другие, где учил, и главный промеж них – город страдания и позора, а затем Воскресения, а вместе с тем спасения и вечной славы – Иерусалим. Времена изменились, проповедь христианства обошла весь мир, и появилось множество новых святых мест, чья история связана с деятельностью последователей Христа – апостолов, мучеников и других святых, жизнью своей засвидетельствовавших залог нашего спасения. Эти, новые места, широко известны и почитаемы, но исток свой имеют они в Святой земле Палестины (территория современного Израиля).
Как свидетельствует о том Священное Предание, задолго до того, как был основан Иерусалим, призванный Богом Авраам пришел вместе со своим сыном Исааком на место будущего города. Здесь он готов был в знак верности Единому Богу принести в жертву собственного сына. Но Бог явил свое чудо, и Исаак был заменен агнцем.
Спустя многие века святой царь-псалмопевец Давид основал свою столицу, а его сын, мудрый царь Соломон возвел в Иерусалиме храм, в котором чтили Живого Бога. Этот храм стал центром всех истинно верующих на тысячелетия. Здесь приносились жертвы и проповедовали пророки. Здесь ожидали пришествия в мир Мессии – божьего Помазанника. Как говорит о том Евангелие, в Иерусалимский храм младенцем по обычаю (как всякий первенец в семье) был принесен Иисус, и был встречен праведным Симеоном Богоприимцем, возвестившим пришествие Спасителя (этому событию посвящен праздник Сретения – то есть встречи – отмечаемый 15 февраля). Несколько раз потом Господь посещал Иерусалим – удивляя в детстве своей мудростью храмовых книжников; обращая ко спасению и вечной жизни, совершая чудеса – уже вышедшим на путь проповеди. Толпы народа, почитание, встреча, какую впору было бы оказать царю в Неделю Ваий (Вербное воскресенье) – все это видел Святой город. Но было и другое. Сын Божий предается на поругание, на смерть среди разбойников и убийц. На считавшуюся позорной смерть на кресте – распятие. И вот Голгофа и смерть того, кто пришел спасти всех. Но Христос преодолевает тление, «поправ смертию смерть». Пришедшие ко Гробу жены-мироносицы не находят Его тела, а ангел возвещает Воскресение. Не только история человечества, но и сама судьба человека изменилась тогда – для всех и каждого был Господом открыт путь спасения и вечной жизни.
Иерусалим является центром, средоточием Святой земли. А центром (в духовном плане) Иерусалима бесспорно является храм Воскресения, включающий великие святыни христианского мира: камень Помазания, Голгофу и, наконец, Живоносный Гроб Господень.
Особенным местом для Иерусалима является весь путь Христа от Гефсиманского сада, где состоялось так называемое «моление о чаше» и где стражники схватили Его, до Голгофы. Это Via Dolorosa – «скорбный», или, иначе, крестный, путь. От ворот Гефсимании, через русло бывшего некогда ручья Кедрон ведет к Львиным воротам в Старом городе. Справа находится вход в подземный храм, посвященный Успению Божией Матери. Именно на этом месте находилась гробница Богородицы, где находилось Ее пречистое тело после Успения. Мраморная плита в виде ложа находится в центре храма, а неподалеку размещена чудотворная икона Божьей Матери.
Неподалеку (почти напротив) находится храм, стоящий над местом убиения первомученика Стефана. За проповедь учения Христа он первым сподобился принять мученический венец и был «побит камнями», т. е. забросан ими до смерти.
Сразу за Львиными воротами расположен католический монастырь св. Анны (это мать Богородицы), отмечающий предполагаемое место рождения
Пресвятой Девы. В одном из старинных подземных помещений монастыря располагается каменная плита (вделанная в стену), украшенная множеством икон. Именно здесь состоялось Рождество Богородицы, символическую годовщину которого Церковь ежегодно празднует 21 сентября.
В церковном дворе были раскопаны остатки «Овечьей купели» – знаменитого, описанного в Священном Писании целительного водоема.
Место из Евангелия с описанием происходивших там оздоровлений входит в богослужебную практику православной Церкви и читается во время молебнов.
Крестный путь Господа был долог. Евангелие описывает множество происшедших на нем событий. К настоящему времени историческая традиция насчитывает на этом пути 14 связанных с продвижением по нему
Спасителя остановок. Все они отмечены постройками церквей, часовен или как-то еще.
Первая остановка находится возле школы Эль-Омария (отсюда начинается собственно Крестный путь). Римский преторий, в Антониевой башне которого прокуратор Иудеи Понтий Пилат вел суд над Христом, находился именно здесь. В расположенном тут же женском католическом монастыре
Сестер Сиона над алтарем размещена беломраморная статуя Иисуса в терновом венце, со связанными руками. Под ней историческая надпись:
«Ecce homo» (се человек – лат.). По сохранившемуся преданию, с идущей от монастыря арки Понтий Пилат показал осужденного Христа толпе, провозгласив: «Се человек». Часовней также отмечено само место осуждения Спасителя.
Чуть далее, справа, находится Вторая остановка – часовня «Бичевания».
Она отмечает место, где Христа предали бичеванию. «Лифостротон» – «мощеное место», бывший некогда внешним двором претории, где Иисус был публично допрошен, располагается в нынешнем подвале монастыря.
Здесь римские солдаты оскорбляли Христа, именовали Его лжепророком.
Примыкающая к монастырю греческая православная церковь расположена над местом бывшей римской тюрьмы, где держали Христа и небезызвестного Варавву. Можно увидеть Его камеру с каменной скамьей.
Поворот налево и Третья остановка, отмеченная маленькой часовней. Здесь, изнемогая под тяжестью креста (который, по обычаю, осужденный преступник должен был нести сам) Спаситель упал первый раз.
В стене впереди – вход в часовню. Здесь поруганный Христос встретил свою мать. Это Четвертая остановка.
На пересечении Via Dolorosa и улицы Эль-Вад находится Пятая остановка.
Именно здесь, как повествует Предание, благочестивый человек Симон
Киринеянин (то есть из Киринеи) облегчил тяготы Спасителя и сам понес
Его крест дальше. В стене неподалеку имеется впадина – след руки Господа, в изнеможении опершегося на нее.
Шестая остановка расположена за перекрестком с улицей Эль-Бейрам. Здесь часовня св. Вероники. Вероника была блудницей, но вошла в сонм святых Господних, утерев на этом месте пот и кровь с лица Спасителя. Остаток колонны далее по Крестному пути отмечает место, где Христос упал во второй раз. Это Седьмая остановка.
Крест над входом в православный греческий монастырь обозначает Восьмую остановку – место проповеди Спасителя женщинам Иерусалима. Подъем по лестнице и поворот направо приводят к покосившейся колонне у входа в коптский монастырь. Девятая остановка здесь является напоминанием о месте, где Христос упал в третий раз.
Через соседствующую с монастырем эфиопскую церковь можно пройти в Храм Гроба Господня, в котором расположены оставшиеся пять остановок. Храм Гроба Господня находится в Христианском квартале Иерусалима (это в северо-западной части Старого города). Храм находится на месте, где, по преданию, был распят и погребен, а затем воскрес Иисус. Построенный в IV веке Константином Великим, храм пострадал в VII веке от нашествия персов. Был отстроен в XII в. В 1927 г. он пострадал от землетрясения, но был восстановлен. Во двор храма ведет ничем не примечательная калитка, как бы символизирующая скромность земной жизни Спасителя. Сразу при входе в храм располагается низкая, облицованная мрамором плита – это камень Помазания, на который было положено снятое с креста Иосифом Аримафейским тело Господа, которое перед погребением, по обычаю, умастили ароматическими веществами. Если пройти внутрь храма и спуститься по лестнице, можно попасть в довольно темный зал с множеством колонн. В его центре находится весьма небольшая, покрытая куполом часовня из розового мрамора. Она поставлена в 1810 г. над пещерой Гроба Господня или Кувуклией. У часовни имеется два придела. Первый – придел Ангела (того самого, возвестившего Воскресение Христово). Здесь находится фигура ангела, сидящего на камне гроба. Второй – сама гробница, низкий проход в которую заставляет склониться в сугубом поклоне. Это небольшое помещение площадью два на полтора метра. По традиции все освещение в ней исходит только от лампад. В стену вделано мраморное надгробие. Каждый год в Великую Субботу в этой гробнице совершается великое чудо, удостоверяющее сквозь века и тысячелетия спасительность христианства. Это – схождение Благодатного Огня.
Каждый год, перед святым праздником Пасхи, в Великую Субботу случается великое чудо, очевидцем которого может быть каждый верующий человек. На Ложе Гроба Господня нисходит Благодатный Огонь. По свидетельствам святых, Огонь этот нисходит на место погребения и Воскресения Спасителя каждый день, но таинственно, незримо для грешного человека. И лишь в преддверии Пасхи это происходит видимым и очевидным для каждого неверующего образом. Чудо это отмечено уже с самого начала христианского благовестия. Апостол Петр, по свидетельству святых отцов, пришедши ко гробу Господа, видел в нем чудесный свет и ужаснулся. Происходит это событие следующим образом.
Вечером в Великую Пятницу, после посвященной погребению Спасителя службы, во всем храме Воскресения Христова гасят все свечи и лампады так, чтобы света не было нигде. Кувуклия также погружена в полнейшую тьму. Кавасы (это арабские охранники) и охранники израильские размещаются по всему храму – как для охраны порядка, так и для того, чтобы свидетельствовать, что свет везде погашен. На Ложе Гроба Господня кладется вата, по краю его прокладывается лента. И ставится большая золотая лампада, которая остается незажженной. После этого охранники еще раз осматривают Кувуклию, а затем, когда все выходят, митрополит, носящий титул «хранитель Гроба Господня» запечатывает ее двери Кустодиевой печатью из воска. Утром на следующий день, то есть в Великую Субботу, начинают проявляться провозвестники чуда. Внутри храма слышны раскаты грома, может образоваться туча и пойти дождь, в то время как на улице совершенно ясно и сухо. Гром гремит где-то до 12 часов дня. Затем храм начинает озаряться необыкновенно яркими световыми вспышками, возникающими как бы из ниоткуда. Блистают чудесные молнии. Идущий из под потолка дождь поливает верующих не водой, а благоуханной росой, которая пропитывает вату на Гробе Господнем. Благодатный Огонь блещет по всему храму. Сами собой начинают загораться лампады. Звонят колокола – в 12 часов дня начинается Крестный ход. Его возглавляет Иерусалимский патриарх. Впереди несут 12 хоругвей. Крестный ход троекратно опоясывает часовню Гроба Господня и останавливается перед закрытыми и запечатанными ее дверями. Печать снимается. С патриарха снимают верхнее облачения и все знаки патриаршего достоинства. После поклона народу, патриарха осматривают – не проносит ли он горючих материалов, чего-нибудь воспламеняющегося. После этого с пучками свеч (по 33 свечи в каждом – по числу лет жизни Спасителя) в руках патриарх входит в Кувуклию и далее – в саму пещеру Гроба Господня. В полной тишине перед Гробом Господним он читает специальные молитвы, в которых просит от лица христиан явления особой милости Божией, необыкновенного чуда – схождения Благодатного Огня. Иногда огонь сходит быстро – через 10 или 20 минут. Иногда через несколько часов. И вот огонь сходит на Ложе Гроба, зажигает лампаду и пропитанную небесной росой вату. Патриарх зажигает от этого огня пучки свечей и подает их в специальные окошечки. Гонцы (специально приставленные люди) разносят огонь по всему храму, который очень велик. За считанные секунды храм наполняется светом Благодатного Огня. Этот огонь не похож на обыкновенный. Вначале он имеет синеватый или голубоватый оттенок и, самое главное! первые несколько минут вовсе не обжигает. Он искрится и сверкает в воздухе. Паломники подставляют под этот огонь руки, лица, бороды, одежду – и ничего не загорается. В храме на несколько тысяч человек не бывает пожаров! Свидетелей этому чуду – десятки тысяч человек. После этого огонь в специальных ковчежцах отправляют в разные страны, в том числе и в Россию. А в храме Воскресения Христова он, пусть и приобретя обыкновенные свойства спустя некоторое время, горит до следующего года, до новой Великой Пятницы, в лампадах и свечах. Находящаяся в притворе греческой церкви (позади часовни) большая каменная ваза символизирует находящийся в Иерусалиме «центр земли». Напротив часовни располагается притвор Русской Православной Церкви. Если от камня Помазания отправиться направо, по двум идущим наверх лестницам, то можно попасть к месту распятия. Это Голгофа («череп») Там, по преданию, стоял крест. Колоннада разделяет территорию греческой православной и римско-католической церквей. В греческой части расположен престол с распятием, а перед ним в полу находится серебряный диск с отверстием посередине. Это место, куда был вставлен крест Господень. Рядом – черные круги, напоминающие о крестах двух, распятых вместе со Спасителем, разбойников.
Справа от лестницы, ведущей к Голгофе, находится галерея. Спустившись с этой галереи вниз, можно попасть в церковь св. Елены (матери равноапостольного Константина Великого). Из этой церкви можно попасть в пещеру Обретения Креста. О событиях, которым посвящены эти места, рассказывает предание. После смерти и воскресения Спасителя прошло время и крест – символ спасения – был, казалось бы, безнадежно утрачен. Христианство восторжествовало лишь в IV веке, при императоре Константине (т. е. спустя три столетия после евангельских событий), и по утраченной святыне оставалось только скорбеть. Однако мать Константина – равноапостольная Елена, посетив Иерусалим, решает найти ее. После долгих поисков, с Божьей помощью, было найдено место, где должен был быть крест Христов. Но в месте этом было обнаружено целых три креста. Встал вопрос: какой же из них тот самый? Решено было дерзновенное деяние – попытаться оживить с помощью креста покойника, которого как раз проносили мимо места, где проводились раскопки. И Господь не замедлил явить Свое чудо. Когда до покойника дотронулись третьим из найденных крестов, усопший воскрес! Так был обретен утраченный было крест Господень.
Непосредственно под Голгофой находится часовня праотца Адама. По очень древнему преданию, после совершения грехопадения он жил на месте будущего Иерусалима и даже предсказал, что скальное основание Голгофы треснет, если случится распятие Христа. Внутри часовни находится стеклянное окно. Через него видно трещину в скале, образовавшуюся во время землетрясения, бывшего во время распятия Христа. Таковы святыни Иерусалима. Здесь закончился земной путь Спасителя, и отсюда стала распространяться евангельская проповедь. В этом городе в день
Пятидесятницы (50-ый день по Пасхе, день Святой Троицы) Дух Святой сошел на апостолов, положив основание христианской Церкви, чьей Главой был, есть и пребудет неизменно Сам Господь Иисус Христос. Но облагодатствованные Духом места Святой земли, по счастью, не ограничиваются только пределами столицы древней Иудеи. Неподалеку от Иерусалима (около 10 км) и по сей день находится небольшой, но очень древний город. Это Бет-Лехем («Дом хлеба»), известный у нас как Вифлеем. Здесь, как повествует Библия, родился царь Давид, здесь же пророк Самуил помазал его на царство. По преданию, именно здесь должен был родиться наследник Давида – Мессия, Помазанник и Избавитель.
Обетование исполнилось следующим образом. Во время римского императора Августа в империи проводилась перепись населения. И иудейский царь Ирод, будучи в подчинении у Рима, обязан был провести ее на своей территории. Принцип ее проведения был крайне неудобен – каждый иудей должен был записываться в той местности, где проживали его предки. Праведный Иосиф вместе со своей женой – Пресвятой Девой Марией – должен был из северной Галилеи, где они проживали в Назарете, идти далеко на юг, в город Вифлеем. Все дело в том, что они происходили из рода царя Давида, а городом Давида был именно Вифлеем. Прибыв в город, они (может быть из-за притока таких же, как они, подлежащих переписи) не смогли найти себе место в гостинице. Им пришлось остановиться в окрестностях города – в пещере, куда пастухи в плохую погоду загоняли скот. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы родился младенец – Сын Божий, Христос. А поскольку в пещере, естественно, не было места для ребенка, Младенца пришлось положить в ясли для корма скота.
В это время перед пастухами, пасшими на окрестных лугах свои стада, явился ангел. Он сказал им: «не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».
Пастухи поспешили в пещеру и нашли там Марию, Иосифа и Младенца, который лежал в яслях. Тогда они поклонились Ему и рассказали, что слышали от ангела. Вскоре, ведомые звездой, в Вифлееме появились волхвы (мудрецы, звездочеты), которые пришли поклониться родившемуся Спасителю.
Еще в самом начале царствования Константина над гротом, где родился Господь, был возведен храм Рождества Христова. За долгие века существования он несколько раз бывал разрушен, но каждый раз восстанавливался. В нынешнем Вифлееме она напоминает крепость, так как два из трех входов в нее замурованы (чтобы лучше защищать), и располагается на Ясельной площади.
Сам Вертеп – пещера Рождества – подземный храм, находится как раз под срединным алтарем верхнего храма. Пещера невелика – приблизительно 12 метров длины и около 3 в высоту. Низкая, как и в Храме Гроба Господня, дверь заставляет поклониться Искупителю мира и называется «дверью смирения». Под престолом, слева, находится Серебряная звезда Рождества (символ приведшей волхвов чудесной звезды), имеющая 14 концов. Это то самое место, где родился Господь. Рядом находятся каменные ясли.
Небольшие ясли, принявшие Всеобъемлющего Бога.
Наверху, не так далеко от храма, находится место избиения младенцев.
Чтобы погубить родившегося Христа, царь Ирод велел убить всех младенцев Вифлеема. Сотни детей…
Неподалеку от площади находится монастырь, стоящий на месте, где некогда царь и пророк Давид утолил жажду из источника во время сражения с язычниками-филистимлянами.
Также невдалеке от церкви Рождества находится место бывшего дома Иосифа-обручника. Теперь там францисканский храм.
Над пещерой, где Богоматерь кормила Младенца Иисуса, также возведен храм (это на улице Молочного грота). Сохранилась легенда, что несколько капель молока Пресвятой Девы упало на находящийся в пещере черный камень, и с тех пор он побелел. Люди верят, что частичка этого камня, данная кормящей женщине, прибавляет ей молока.
Рядом с Иерусалимом, на восточной части Масличной горы, находится населенная арабами деревня Эль-Азария. Это евангельская Вифания («Дом фиников»), в которой часто останавливался Иисус. Местом молитвы служила Елеонская гора, а останавливался Господь в доме праведного Лазаря и его сестер – Марфы и Марии. И когда Лазарь умер, вернувшийся спустя четыре дня (отсюда – Лазарь Четырехдневный) Христос со словами: «Лазарь, выйди вон!» воскресил его. Свидетелей тому было очень много и многие обратились к вере. Этому чуду посвящена главная вифанская церковь в честь праведного Лазаря.
У дороги на Иерихон лежит «Камень беседы», возле которого Спаситель провел последние перед крестными страданиями ночи. Камень обладает великой целительной силой, и люди любого вероисповедания получают от него исцеление.
Выше в гору от гробницы Лазаря находятся остатки дома Симона
Прокаженного. Здесь гостил Спаситель во Страстной Вторник. Сюда пришла грешница и, разбив сосуд с драгоценным миром, возлила его на главу Христа. Непонявшим смысл этого события ученикам и гостям Спаситель объяснил, что она приготовила Его к погребению.
Обнесенный камнем кусок земли отмечает место, где росла бесплодная смоковница, не утолившая голода Иисусова. Спаситель проклял ее: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек». Она тотчас засохла… А ныне и вовсе – клочок сухой земли.
Особо упоминания требует Елеонская, или Масличная, гора. Здесь Господь молился и говорил с учениками. В Гефсиманском саду на западном склоне этой горы молился и взывал к Отцу в ночь перед началом Своих крестных страданий. Отсюда вознесся на сороковой день после Воскресения. «И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо». Памятью о вознесении служит след Стопы Спасителя на вершине Елеона – камень просто расплавился.
Часовня Крестителя Иоанна расположена на месте первого и второго обретения его Честной Главы. Круглое углубление в полу служит местом поклонения.
«Отче наш» – так называется католический монастырь там, где Христос учил апостолов Молитве Господней. На 42 языках высечена она на монастырской галерее.
В храме Вознесения находится икона Божьей Матери «Елеонская Скоропослушница», почитаемая как чудотворная. Направо от храма – камень, где стояла Богородица во время Вознесения.
Гефсиманский сад невелик – 35 м в длину, около 5 в ширину. Клумбы, цветы… Здесь находится Церковь Всех Наций, или, по другому, Базилика Мучений Христовых. Она стоит на месте, где Господь провел последние перед мучениями часы. Перед ее главным алтарем расположен Камень Мучений Христовых, обрамленный железными терниями.
Хотя важнейшие события из жизни Спасителя произошли в Иерусалиме и Вифлееме, городах, находящихся в жаркой пустынной Иудее, большая часть Его жизни (а равно как и сотворенных Господом чудес) приходится на северную область Израиля – яркую и цветущую Галилею.
Именно в небольшом галилейском городе Назарете было положено начало спасению человеческого рода. Ангел явился Деве Марии и предрек рождение от Нее Сына Божия, долгожданного Мессии. И эта Благая весть осталась в памяти верующих праздником Благовещения (7 апреля).
В этом городе Спаситель провел первые 30 лет своей жизни, в послушании у праведного Иосифа и Матери. Отсюда начался путь проповеди Христа, распространявшийся вначале исключительно по городам и весям Галилеи.
Так, присутствуя на бракосочетании в небольшом селении Кана, Иисус совершает первое свое чудо – претворяет воду в вино, благословляя тем самым радость брака. Здесь же, в окрестностях полноводного Галилейского озера Спаситель обретает апостолов – учеников и спутников, несущих впоследствии благую весть по всей Вселенной.
Великие заповеди блаженства первыми услышали жители галилейских селений и в Галилее же, на горе Фавор, Господь преобразился, наглядно явив ученикам Свою Божественную природу. По воде Галилейского озера Христос ходит, на нем чудесным образом вмиг прекращает бурю. В небольшом городке Магдала встречает Богочеловек Марию Магдалину, блудницу, из которой изгнал Он семь бесов. Теперь в Бывашей Магдале, ныне – Мигдал, церковь в честь той, кто оступилась, но, просвященная Духом Божиим, выбрала-таки верную дорогу и сопровождала Господа и Спасителя вплоть до Голгофы.
Геннисаретская равнина помнит насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, чудесно умножившимися в руках Христовых. Здесь стоит церковь, которая так (несколько непривычно для русского слуха) и называется – «Умножение хлебов и рыб». Неподалеку, прямо над водой озера выстроена небольшая часовня в честь и память апостола Петра. По преданию, именно здесь ему дана была власть «вязать и решить» людские дела.
Ближайший к Магдале холм, ныне увенчанный монастырем, именуется ныне «горой Блаженства» – здесь на весь мир прозвучала Нагорная проповедь. В городе Капернаум, от которого сохранились одни развалины, Спаситель произвел чудеса исцелений слепого, бесноватого и др. По сей день существуют руины синагоги, построенной по приказу римского центуриона, узнавшего Истинного Бога. Место, где стоял дом рыбака Симона, ставшего апостолом Петром, включено теперь в ограду монастыря. В отличие от пышной и зеленой Галилеи, жгучий и однообразный ландшафт иудейской пустыни оживляется только небольшими купами зелени по берегам реки Иордан. В этой неглубокой реке крестил людей пророк и Предтеча Господень Иоанн, прозванный после Крестителем. Сорокадневная гора в пустыне напоминает о тех сорока днях поста и борьбы с искушениями, о посрамлении извечного врага рода человеческого – сатаны, после которых Спаситель отправился на берег Иордана и Сам и принял крещение от Иоанна. Не известно точно место крещения Господня, но по традиции таковым считается место переправы – «Паломнический Брод». После совершения крещения произошло знаменательное событие: когда Христос выходил из воды, над Ним разверзлись небеса. Иоанн увидел Духа Божия, который спускался на Иисуса в виде голубя, и голос Бога-Отца раздавался с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». А на месте, где Спаситель проклял искушавшего Его сатану, раскрылась пропасть. В том же месте, где Господь соблюдал свой пост, поставлен престол. Невдалеке от Иордана расположился монастырь во имя Иоанна Предтечи. Он выстроен на том месте, где некогда праведная Елисавета с младенцем спасалась от воинов царя Ирода. Скала, по древнему свидетельству, расступилась, и в ней чудесно обрелась пещера, забил родник и вытянулась финиковая пальма. Праведная Елисавета преставилась в этой пещере, а Иоанна питал ангел Господень до возраста лет.
Древний Иерихон (его история считается с XIII века до Р. Х.) отстоит совсем недалеко от Сорокадневной горы. На страницах Ветхого Завета описывается, как стены этого города чудом разрушились и упали после того, как израильтяне во главе с Иисусом Навином обошли вокруг него при звуках труб. Спустя многие годы другой Иисус – Христос исцелил здесь слепца и просветил Закхея. «Иисус Давидов! Помилуй меня…» – так взывал к Спасителю слепорожденный. И Господь исцелил его по его вере. По преданию, Закхей был невысокого роста и, чтобы разглядеть Иисуса в толпе, залез на смоковницу. Наполовину засохшее, возрожденное в отростке, это дерево показывают по сию пору. В этом же городе пророк Елисей сделал пригодной для питья воду в единственном источнике, бросив в него горсть соли. Память об этом хранит церковь святого Елисея.
В более поздние времена множество отрекшихся от мира иноков шли в эту дикую скалистую местность, подражая Христу. Множество монахов жило здесь, кто особно от других, кто, собираясь вместе и устраивая монастыри. Особенную известность получила так называемая лавра св. Саввы Освященного. Интересно прозвание преподобного Саввы, свидетельствующее о том, каким высоким авторитетом в древние времена пользовалось призвание священника. Дело в том, что в лавре возникла необходимость в священнике, который духовно окормлял бы братию. В монастыре проживало свыше пяти тысяч монахов, но сан решился принять только один Савва, за что и был прозван Освященным. В этой же обители подвизались позже и творцы удивительных церковных песнопений – гимнографы Иоанн Дамаскин и Косьма Маюмский.
В иорданской долине находится монастырь, посвященный памяти преподобного Герасима. Этот кроткий, как ягненок, святой имел у себя в услужении льва.
В монастыре преподобного Георгия Хозевита, который находится на скале, высоко над уровнем моря, находятся нетленные мощи преподобного. В этом же монастыре, свидетельствуя вечную истину христианства, покоятся мощи св. Иоанна Нового, бывшего румынского монаха. Он скончался порядка 50 лет тому назад, а его мощи открылись в 1980 г.
В скалистых пещерах, расположенных еще выше монастыря, – монашеские кельи. Пищу туда передавали в корзинках, на веревке. Неподалеку пещера, куда ворон носил пищу пророку Илие.
Если направиться на запад от Иерусалима, то через некоторое время можно попасть в библейскую Иоппию, ныне Яффу (теперь это фактически пригород Тель-Авива). Основана она, по преданию, сыном Ноя Яфетом (Иафетом). Рядом с этим город был построен Ковчег, известный как Ноев. По преданию, именно отсюда отправился в путь пророк Иона. Апостол Петр получил видение, согласно которому он должен был отправиться проповедовать язычникам, в доме Симона Кожевника в этом же городе. И здесь Петр воскресил праведную Тавифу. В старой части Яффы находится монастырь Честнаго Креста, он же Крестный монастырь. Он располагается на том месте, где росло дерево, которое срубили для изготовления Креста Христова. По преданию, в древности праведный Лот посадил на этом месте три саженца: кедр, кипарис и сосну, которые срослись водно дерево с одним корнем. И именно на этом тройном дереве был распят Спаситель.
Некогда этот монастырь принадлежал Грузинской церкви. В нем принял постриг и упокоился великий грузинский поэт Шота Руставели. Неподалеку расположена Лидда, город, в котором родился великомученик Георгий Победоносец, покровитель Москвы, изображенный и на гербе столицы. Во время императора Диоклетиана он пострадал в тогдашней столице – Никомидии, и лишь позже его тело было перевезено на родину и там погребено. Воздвигнутая при Константине над мощами мученика церковь до нас не дошла. Сейчас на ее месте находится новый большой храм, посвященный мученику. Могила святого расположена в крипте под храмом, где можно приложится к его мощам. Правда, с 1999 года это можно сделать и в Москве: частица мощей святого имеется в храме Св. Георгия на Поклонной горе.
Мертвое море – также пример чуда. Но чуда страшного, грозного. Чуда-предостережения. В незапамятные времена плодороднейшие места были избраны для жительства праведным Лотом, племянником Авраама. Но в один миг все было истреблено серой и огнем за беззакония, творимые жителями. Лот был выведен Богом, но его жена нарушила указание и обернулась. И превратилась в соляной столп, который можно лицезреть и сейчас. Таковы святые места и чудеса святой Земли. И если есть какое-то особое Предназначение у этой Земли, кроме описанных в Священном Писании событий из жизни спасителя и Его учеников, так это то, чтобы своей благодатью постоянно напоминать нам о возможности и в нашей жизни чуда и Спасения.